РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.45K subscribers
2.33K photos
29 videos
1 file
1.43K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Христос Шочес! Христос Родился!

Праздничный стол в мерянском стиле: полбяной пирог с черникой и брусникой, клюквенный овсяный кисель (питный), толокняная каша и домашний полбяной хлеб.

Мерянская кухня rulezz!

#рождество #мерянскаякухня
Архаика - одно "красное окно" и два "волоковых". Дом крестьянки Лоховой первой половины XIX в. постройки из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области. (Земли Костромской губернии) Подобную компоновку окон я один раз видел у дома в исторической части города Иваново. Ивановский дом тоже начала 19 века. К сожелению он сгорел пару лет назад.

Мерянин.

#кострома #изба #зодчество
За северным ветром - Народ водоплавающей птицы / Veelinnu rahvas (1972)

Сегодня мы представляем вам документальный фильм- Народ Водоплавающей Птицы / Veelinnu rahvas (1972), снятый известным писателем, путешественником, а позже первым президентом вновь независимой Эстонии Леннартом Мери. Невозможно не признать писательский талант Леннарта Мери и его яркие научные достижения в области этнографии и культурологии финно-угорского этноса.

Мери проводил многолетние исследования истории и родства различных народностей этноса, его традиций, обычаев. верований, а также отображений этого мощного пласта культуры в художественных дисциплинах - в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре.

Этот фильм, один из 5 документальных работ Леннарта Мери стали своеобразным аудиовизуальным итогом его научно-исследовательских трудов.

Оригинальное название: Veelinnu rahvas

Режиссер: Леннарт Мери Сценарист: Леннарт Мери Оператор: Сергей Рахомяги
Композитор: Вельо Тормис

Жанр: этнографический, документальный

Производство: Таллинфильм Год: 1972 (съемки 1969-70 гг.)
Премьера: 19 октября 1972 (Тарту)

Картина повествует об истории, генеалогии, языковых и культурных связей финно-угорских этнических групп. Рассказчики - представители разных народностей - ханты, манси, коми, марийцы, финны и карелы.

#кино #финноугры
Костромские татары.

Продолжаю в соцсетях изучать фамилии Костромской области. В Красносельском районе по фамилиям и визуально много татар. Вот одна из них, с характерным "хаматовским" типажом. Вообще вдоль Волги от Городца до Костромы и дальше до Рыбинска множество кустов деревень с тюркскими названиями (в основном антропотопонимы). Думаю это след переселения ордынских татар на Верхневолжье после ряда войн Галича с Москвой в первой половине XV века.

Красивая девушка.

#антропология #тюрки #костромскаяобласть
Симона де Бовуар и Ростов Великий.

115 лет Симоне де Бовуар. В мемуарах "Сила обстоятельств" она рассказала о поездке с Сартром в Ростов и Ярославль в июне 1962 года. Как они упорно хотели пообщаться с крестьянами, а им рассказывали байки о Наташе Ростовой:

"На даче у Симонова нам довелось ужинать с Дорошем, писателем лет пятидесяти, который живет в Москве, но надолго уезжает в деревню, в Ростов Великий; он снял маленькую комнату в избе, любит крестьян, интересуется их жизнью и описывает ее в своих книгах, не скрывая ни трудностей, ни суровости и не приукрашивая ошибок, совершенных теми, кто руководит сельским хозяйством. В машине, предоставленной Союзом писателей, он отвез нас на два дня в Ростов.

Нас сопровождала его жена; преподаватель физики и искусная кулинарка, она привезла в багажнике еду чтобы кормить нас два дня. Ростов, расположенный в двухстах километрах от Москвы, – колыбель России, ныне – большое селение с двадцатью пятью тысячами жителей, стоит на берегу озера, над которым возвышается Кремль, более старый, чем московский, более безыскусный и очень красивый. Архитектор, который его реставрирует, жил в одной из башен крепостной стены. Мы надеялись пообедать у него; он покажет нам памятники, Дорош познакомит нас кое с кем из крестьян, которых знает. Но по дороге он предупредил нас: «У господ из Ярославля свои представления о том, что интересует французских писателей».

Мы въехали в ворота Кремля и вышли из машины: нас встречали трое мужчин в соломенных шляпах, они чопорно поздоровались с нами. Это были руководители местного Совета и начальник отдела пропаганды. Они поднялись вместе с нами в башню и разделили нашу трапезу. В узкие окна виднелись шелковистые воды и долина, круглая комната была очаровательна, архитектор – тоже, но присутствие трех официальных лиц раздражало нас. Они следовали за нами, когда мы осматривали церкви с куполами синего, золотого, черновато-серого цветов, гладкими или чешуйчатыми. Фрески, украшающие часовни, более светлые, чем у нас, ад там едва просматривается. Затем мы должны были посетить колхоз; они отложили отъезд почти до вечера, и когда мы приехали, все крестьяне уже разошлись по домам, кроме одной женщины, задержавшейся в хлеву, которая оказалась лучшей дояркой в округе. Нельзя ли зайти к ней в избу? Нет, как раз сегодня она выстирала белье.

Нам показали кукурузное поле: Хрущев недавно порекомендовал выращивать эту культуру, а председатель колхоза уже проявил такую инициативу два года назад! Дорош отошел в сторону и пнул ногой комья земли. Нас отвели к бригадиру: жилище скорее походило на дом бедного буржуа, чем на французскую ферму. И хотя хозяин был членом партии, перед иконой горела лампада. Выйдя от него, я спросила: «Много ли верующих крестьян?» – «Каждый свободен в своем выборе», – ответил пропагандист. Он ловко обходил все вопросы. Пытаясь объяснить нам «крестьянский менталитет», он привел известную фразу Ленина и сопроводил ее набором избитых штампов. За ужином Сартр не выдержал. Завтра мы хотим встретиться с крестьянами, причем одни, вместе с Дорошем; в кругу писателей мы понимаем друг друга с полуслова, он сумеет разговорить их в том направлении, которое нас интересует. Официальные лица ничего не ответили.

Лену Зонину, Сартра и меня они отвезли в Ярославль, где для нас были заказаны комнаты, а на следующее утро хотели отвезти нас на обувную фабрику. Мы отказались. Начальник отдела пропаганды показал нам берега Волги, дом, где Наташа Ростова встречает умирающего князя Андрея, старинные церкви: прогулка была приятной, но он привез нас в Ростов на два часа позже, чем мы условились с Дорошем, и намеревался провести с нами весь день. Мы отступились. И после обеда уехали в Москву.

#ростоввеликий #ссср
«…В городе Ростове существует так называемый толкучий рынок на самом главное пункте против магазина купца Иванова, где постоянно происходит езда в экипажах, по базарным же дням на этом рынке нет прохода, а не только проезда: на эту небольшую площадку торговцы ставят столы, лари, лавочки, затем тут ж по дороге складывают старое платье, устраиваются со скамейками булочники, торговки с грушею, орехами и проч.».
Это оживление в данном месте становилось становилось уже обременительным для горожан. В отношении ростовского уездного полицейского управления отмечалось, что «вследствие постоянной тесноты и разных безобразий пьяных лиц, со стороны весьма затруднительно и неудобно проезжать и проходить этим местом. Многие торговцы, занимающие лицевые лавки в гостином ряду и напротив – в Емельяновском, всегда бывают стеснены публикою, толкающеюся на толкучке по делу и без дела»…
https://rostland.blogspot.com/2016/03/blog-post_14.html?m=0
Forwarded from Покалякаем по Меряжски!
Мёртвые родственники Мерянского. Кто они?

Дисклеймер: Всё написанное далее является лишь моей большой гипотезой, основанной на работах А.К. Матвеева, Е.А. Хелимского, Е.А. Рябинина, А.Г. Едовина, В.В. Напольских и других исследователей, занимавшихся проблемой вымерших языков Русского Севера (далее РС), которые включали в себя Мерянский и ряд других вымерших языков. Данная гипотеза не является научной истиной, и возможно, имеет множество дыр и недосказанностей. Поэтому, заранее прошу не относиться слишком сурово :)

Илка Вокшай

https://telegra.ph/Myortvye-rodstvenniki-Meryanskogo-Kto-oni-01-10

#мерянскийязык #финноугорскиеязыки
"Русская культура - история подмены".

Посмотрел новый документальный фильм "Русская культура - история подмены". Сам жанр, сценарий фильма, нарезки из интервью, закадровые комментарии настойчиво продвигают мысль, что где-то "злыми силами" спрятана изначальная "русская культура" которую изуродовали "советы".

Антрополог, исследователь колониализма, Сергей Абашин в своем блоге комментирует это так:

"Во-первых, .. сама аутентичность выводится из деревенской "простонародной" среды, городская же, элитная и модерная культура ставится за рамки "русской культуры", то есть тому, что люди, которые считают себя русскими, практикуют каждый день и считают "своим", в "русскости" здесь отказано. Во-вторых, эта аутентичность сама часто реконструируется из источников конкретной эпохи, 19 века, не предполагается, что и эта самая "русская культура" (уточню из-за критики в комментариях: то, что называется в фильме "русской культурой") сама тоже когда-то в истории изменялась, создавалась, впитывала в себя одни элементы и расставалась с другими, проходила какие-то этапы внешних, даже насильственных, воздействий. В-третьих, сам разговор о "русской культуре" является модерным, упрек в отсутствии аутентичности сам лишён этой самой аутентичности, потому что такое вопрошание и подозрение, поиск настоящего — это результат как раз современного национального строительства."

Это не такая уж новость, что "настоящая русская культура" где-то там кем-то "спрятана". Об этом еще в СССР писали отдельные "деревенщики", также выводившие за рамки "традиции" городскую культуру. На деле же все было куда сложнее и не так прямолинейно, прежде всего в самой деревне, потому что станицы, села Дона, Пензенской, Тамбовской и Рязанской областей в корне отличались от сел и лесных хуторов Смоленской, Новгородской, Костромской областей, Карелии, Поморья, Коми, отдельной реальностью была Вятка, Пермь и Сибирь. И вот этого культурного разнообразия, совершенно разных по своему происхождению, исторических, этнических и культурных напластований, борцы за "русскую традицию" до сих пор осознать не в состоянии. Как и их советские предшественники, "писатели-деревенщики", они рассматривают эти историко-культурные Реальности пользуясь исключительно имперской оптикой.

Не существует никакой единой "аутентичности", оторванной от конкретных эпох, племен, этносов, субэтносов, их особых языков и локаций, которые в сумме правильно называть — Культурами.

Залесец.

#традиция #культура
Это Крещенье в Ярославской области может стать одним из самых теплых в XXI веке

Максимум потепления придется на Крещенье.

Читайте: https://yarreg.ru/n5u9l/
Forwarded from Покалякаем по Меряжски!
Слова жгонского языка записанные этнографом В.А. Акцориным в Островском, Мантуровском, Макарьевском районах Костромской области в 1974 и 1975 годах.

Материалы МарНИИ.

#жгонскийязык #костромскаяобласть
Прибалтийско-финская и саамская этнонимия как источник по этнической истории.

Свежая лекция ижевского финно-угроведа Владимира Владимировича Напольских посвященная древнейшей финно-угорской истории. https://www.youtube.com/watch?v=jsz15VATPss

#финноугры #напольских
Forwarded from Меряфутурист (Merjafuturisti)
Меря и Орда.

Мерянский историк Васка Шемтолгай размышляет над тезисами озвученными в недавнем посте канала «ОРДА: фактыVSмнения».

Тут рассуждать надо в контексте рассеяния мерянского этноса. Одни постепенно обрусели, сначала в Ростово-Суздальской стороне, затем в Пошехонье, Заволжье, другие слились с мари. Наиболее непримиримые сконцентрировались на Унже и Керженце. Они были сами по себе, вне московской или казанской гос.структур, так же как ветлужские мари. Условная граница по Ветлуге между русскими княжествами и Ордой - по началу лишь заявка о намерениях. Конкретно касалась небольшого участка в верховьях возле Шарьи. По факту, русские князья лишь периодически пытались установить свой контроль над местностью, населённой меря - выходцами из Ростово-Суздальской земли. В остальное время местные меря жили себе вполне вольно, взаимодействие больше было с Новгородом, здесь появлялись его торговые фактории. Татары же практически не вмешивались в дела ветлужских мари, лишь гоняли весной-летом свои стада по Ветлуге до уренских пастбищ. Такое невмешательство сделало марийцев союзниками Казани.

Часть последних меря под давлением притеснений со стороны Москвы влилась в марийскую среду и участвовала в их набегах на укрепления русских в мерянской земле (Заволжские войны XV - XVI вв.). большая же часть, хотя и оставалась оппозиционной власти Москвы, всё же признавала её как силу. В целом, можно сказать, что мерянская Унжа и марийская Ветлуга были в XIII - XVI вв. вольными окраинами двух держав, вступая иногда в те или иные союзы и участвуя в их конфликтах, но по большей части - живя по старине, родо-племенным строем, возделывая поля, ловя рыбу, гоняя скотинку, качая мёд, торгуя с соседями. А за проход купцов с Вятки на Галич-Мерьский беря традиционный откуп. Казань старалась эти вольные общества использовать в своих целях, а Москва смотрела на них как на источник угрозы и помеху.

Можно добавить ещё про союзнические отношения галич-мерьских князей с унженскими меря, формально они были подданными Галича-Мерьского и их земля числилась в составе княжества, но с падением династии Шемяки и захватом Галича-Мерьского Москвой Унжа ушла из сферы русского влияния. В результате - сто лет конфронтации.

Что касается обрусевших меря с Костромской и Ростово-Суздальской земли - политически они становились русскими. и участвовали в походах на Казань, и так же против своих же унженских собратьев, не желавших подчинения узурпаторам.

Какая-то политическая связь была у меря в древности с булгарами, но это всё в истории полунамёками звучит. Тема же Меря и Орда не вполне понятна и разрешима. поскольку в ордынское время мерянский народ расслоился, и приходится говорить о его неравнозначных и разнокультурных частях. Потомки меря среди русской аристократии - тут чисто государственнический подход официальной истории. Общая масса обрусевших меря - их в истории почти нет, тут языкознание и археология через бытовые вещи даёт больше представления, ну да, постепенно встроились в новые реалии, что-то сохранили, что-то творчески развили под новыми веяниями, но что тут с Ордой у них может быть? Только торговые связи.

Вот унженские меря - да, через марийцев связь с Ордой и с Казанью они имели. Также наиболее тесное общение с Ордой было у нижегородских и городецких князей. Поскольку мерянское присутствие здесь имело место, особенно в Городце, можно предположить и участие здешних меря в местной политической жизни, включая действия в союзе с татарами.

Ещё возможно отметить момент на излёте ордынской истории, когда татары целыми родами заселялись на Верхневолжье, переходя в московское подданство. Наиболее яркая страница - феномен Касимовского царства. Этнографически в нем всё смешалось - ордынцы, татары-мишари, мещёра, эрзяне, нечто типологически близкое можно углядеть в примере с выходцами из Орды Сабуровыми, получившими в управление Мерьский стан под Костромой, представляется, что подобные сочетания не случайны, но их подоплёка пока что не совсем для нас понятна...

Васка Шемтолгай.

#меря #орда #татары
Forwarded from Меряфутурист (Merjafuturisti)
«Юмалан крестымаш» (Крещение Христа-Юмалы).

Если в этот день ясная и холодная погода - к засушливому лету, если пасмурная и снежная - к обильному урожаю.

В моей новой картине использованы крестьянские образы художника Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892) из серии гравюр «Народы Российского государства».

Родился Федор Григорьевич в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа И. А. Мусина-Пушкина. Граф обнаружил одаренность Федора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году. При окончании академического курса, в 1824 году, за картину «Крестьянское семейство», получил малую золотую медаль, а в 1827 году, за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» — большую золотую медаль.

В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За все время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.
Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного Олениным и осуществленного после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров.

#андреймерянин #народноеправославие #этнофутуризм #арт
Forwarded from Меряфутурист (Merjafuturisti)
Водка и колдовское дъло въ Чухломе 1866 г.

Въ 1866 в г. Чухломскимъ судебныеъ следователем» было возбуждено преследование крестьянина дер. Федосова Филиппа Ананье­ва по обвинешю его въ колдовстве. Оффициально о федосовскомъ колдуне следователю стало известно отъ сельскаго старосты, заявившаго, что помянутый крестьянинь «занимается колдовствомъ и къ нему для этой надобности стекается значительное количество народу изъ соседнихъ даже уЬздовъ и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествiя».

Очевид­но за федосовскимъ крестьяниномъ сельский староста предиоложилъ и знакомство съ нечистыми силами, и посещенie его сатаною и пр., чемъ настояние колдуны импонировали на невежественную народную массу. Встревожился и судебный следователь, немедлен­но далъ знать о новоявленномъ колдуне Чухломской полицiи и въ результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине дер. Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовствомъ и леченiемъ разныхъ лицъ, приходящихъ къ нему».

Однако, кого же украсили титуломъ колдуна? И зъ полiцейскаго разследованiя, данныхъ обыска и показанiй обвиняемаго и окольныхъ людей съ достаточною ясностью определилось, что это былъ самый смирный мужичекъ богобоязненный и трезвый.

Это последнее обстоятельство пожалуй и сослужило злополучному Ананьину худую службу, ибо известно, что если неумеренное упо­требленiе спиртного зелья доводить до близкаго знакомства съ чертомъ, то и совершенное непитiе - признакъ недобрый....

С.П.А.—Колдовское дело. „Костром. Старина", ВЫП. VII. К. 1912, стр. 29—34

Да, про водку конечно смешно, но это смех сквозь слезы, 7 мая 1866 года 72-летний старец за свою несокрушимую веру в апокрифы, силу молитвы и трезвость, пошел в полицейскую кутузку на 4 недели с предупреждением. В окончательном приговоре Чухломского полицейского управления деяние Ананьина было именовано ворожбой.

Кстати в контексте этого случая вспомнилась старая заметка про колдовство, пол и этничность.
Оказывается, до второй половине XIX века колдовство в коренной центральной и северной Мерянии (Великороссии) было преимущественно мужским занятием. По разным данным, среди привлечённых к суду в XVIII-XIX веках за колдовство было от 113 до 168 мужчин и от 16 до 36 женщин.
Феминизация колдовского дела произошла у нас только в XX веке, при советской власти, когда в основном женщины оказались хранительницами уходящей в небытие традиционных культур.

Занятно, что если у нас мерян, и постмерян колдовство изначально было мужским уделом, как у финно-угров, то на славянской Украине — уже, как минимум, с XVII в. — в нём безоговорочно лидируют женщины, причём далеко не из низов. В одном документе 1735 г. среди обвиняемых в колдовстве есть и полковница, и старостиха, и шинкарка, но даже среди свидетелей не упомянут ни один мужчина.

См.: Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700 — 1740. М., 2000.

Не славянское наше верхневолжское колдовство, не славянское))))

#колдовство #магия #меря