Forwarded from Меряфутурист
Сохранение языка и языковой сдвиг.
Когда в Европе, включая Английское королевство, началась Реформация, одним из важнейших её последствий был перевод Библии на местные туземные языки. В Уэльсе Реформация успешно распространялась, так что на валлийский язык Библию перевели, в XVI веке. Это способствовало резкому повышению престижа валлийского и расширило его использование за пределами бытовой сферы. С шотландским гэльским такого не произошло по той причине, что гэльскоязычные шотландцы остались католиками преимущественно. А среди протестантов абсолютно преобладали англоговорящие шотландцы, им перевод Библии на гэльский был без надобности.
Добавлю, что перевод был санкционирован Елизаветой I и парламентом в 1563 г. а Уильям Морган, автор первого полного перевода Библии на валлийский язык, был ещё до кучи англиканским епископом. То есть этот перевод был полностью поддержан светскими и духовными властями и потому распространялся беспрепятственно.
Любопытно, что по каким-то причинам перевод Библии на ирландский гэльский такого эффекта на сохранение ирландского языка не оказал, хотя работа в этом направлении велась с конца XVI в. Видимо, ирландскоязычные католики восприняли этот перевод как покушение на святость Вульгаты и попытку продвинуть протестантизм в их среду.
Что это дает нам в сухом остатке?
Собственно, церковная служба и книги на славянском в Руси стали важным фактором, обеспечившим постепенное и довольно длительное объединение очень разнородного по этническому составу населения в одну народность с древнерусским языком. Какая уж там массовая славянская колонизация в Суздале и тем более за Волгой...
#язык
Когда в Европе, включая Английское королевство, началась Реформация, одним из важнейших её последствий был перевод Библии на местные туземные языки. В Уэльсе Реформация успешно распространялась, так что на валлийский язык Библию перевели, в XVI веке. Это способствовало резкому повышению престижа валлийского и расширило его использование за пределами бытовой сферы. С шотландским гэльским такого не произошло по той причине, что гэльскоязычные шотландцы остались католиками преимущественно. А среди протестантов абсолютно преобладали англоговорящие шотландцы, им перевод Библии на гэльский был без надобности.
Добавлю, что перевод был санкционирован Елизаветой I и парламентом в 1563 г. а Уильям Морган, автор первого полного перевода Библии на валлийский язык, был ещё до кучи англиканским епископом. То есть этот перевод был полностью поддержан светскими и духовными властями и потому распространялся беспрепятственно.
Любопытно, что по каким-то причинам перевод Библии на ирландский гэльский такого эффекта на сохранение ирландского языка не оказал, хотя работа в этом направлении велась с конца XVI в. Видимо, ирландскоязычные католики восприняли этот перевод как покушение на святость Вульгаты и попытку продвинуть протестантизм в их среду.
Что это дает нам в сухом остатке?
Собственно, церковная служба и книги на славянском в Руси стали важным фактором, обеспечившим постепенное и довольно длительное объединение очень разнородного по этническому составу населения в одну народность с древнерусским языком. Какая уж там массовая славянская колонизация в Суздале и тем более за Волгой...
#язык
Forwarded from Меряфутурист
Модерн и Авангард.
В эти странные времена люблю слушать Дмитрия Львовича Быкова*, он не только остроумный и добрый оптимист, но и прекрасный историк культуры, мысли которого интересно анализировать. Вчера в "Уроках литературы" Быков рассказывал про разницу между модерном и авангардом в литературе. Позволю себе процитировать:
«В основе модерна лежат Фрейд, Павлов, Дарвин, Маркс, люди пытающиеся объяснить доселе не объяснимое, люди рационализирующие дискурс. У Таубера модерн рассматривается как эпоха моральной ответственности, когда человек пытается разобраться в себе. Интерес модерна к патологии это попытка исследовать сложные перверсии, это интерес к крайним и радикальным случаям, но в основе его лежит рациональное мышление.
Один из главных парадоксов русской культуры (прежде всего в литературе), заключается в том, что Россия знала авангард, но не знала модерна, ибо не надо их путать, авангард может быть очень архаичным, как например, показал Раушенбах в своей работе о русской иконе, очень разнообразным по форме, но философия модерна это иное.
Философия модерна это постановка душевной и культурной жизни человека под контроль и анализ. И настоящей модернистской прозы в России еще не было, если не считать автобиографических моментов у Андрея Белого.
Судьба модерна в нашей архаической стране была трагической. Модернистский дискурс Петра это иллюзия, он совершенный не модернист, это попытка модернизации глубоко архаическими, опричными средствами. Все модернизация Петра (и его потомков) это модернизация через кнут, дыбу и плаху. Такая насильственная модернизация неизбежно заводит только в убийственный тупик. Модернизация своими средствами исключающая модернизм заводит только в пыточный застенок и никуда более.
В русской культуре есть авангард, а модерна нет, потому что модерн это интеллектуальное течение, а к интеллекту у нас традиционно отношение недоверчивое. Этот перекос будет выправляться годами, новая русская проза, будет прозой модерна, прозой анализа».
*
Итак, по Быкову новая русская проза должна с модернистской дотошностью исследовать собственное русское бессознательное, комплексы, страхи, их происхождение.
Мерянскому этнофутуризму, прежде всего как в историософскому и культурологическому дискурсу, тоже близок такой подход. В основе мерянства лежит практика модерна, рационализирующая историческую «великорусскость», исследующая её культурно-мифологические патологии, вскрывающие её пыльные надстройки-чердаки и многоуровневые подвалы, уводящие в сырые «инородческие» глубины. Мерянство это исследование русских исторических, культурных и социально-политических инверсий. Это, прежде всего попытка рационально разобраться в себе самих.
Мерянский этнофутуризм это тот самый запоздалый верхневолжский модерн, который лишь робко прорезался в предреволюционных деревянных наличниках Ростова и Костромы, строках малоизвестных уездных поэтов и полотнах нескольких художников, деконструирующий инверсии умершего, идущий по дороге в будущее, навстречу к свету истинно-изначального.
* - признан российскими властями иностранным агентом.
#меря #модерн #дискурс
В эти странные времена люблю слушать Дмитрия Львовича Быкова*, он не только остроумный и добрый оптимист, но и прекрасный историк культуры, мысли которого интересно анализировать. Вчера в "Уроках литературы" Быков рассказывал про разницу между модерном и авангардом в литературе. Позволю себе процитировать:
«В основе модерна лежат Фрейд, Павлов, Дарвин, Маркс, люди пытающиеся объяснить доселе не объяснимое, люди рационализирующие дискурс. У Таубера модерн рассматривается как эпоха моральной ответственности, когда человек пытается разобраться в себе. Интерес модерна к патологии это попытка исследовать сложные перверсии, это интерес к крайним и радикальным случаям, но в основе его лежит рациональное мышление.
Один из главных парадоксов русской культуры (прежде всего в литературе), заключается в том, что Россия знала авангард, но не знала модерна, ибо не надо их путать, авангард может быть очень архаичным, как например, показал Раушенбах в своей работе о русской иконе, очень разнообразным по форме, но философия модерна это иное.
Философия модерна это постановка душевной и культурной жизни человека под контроль и анализ. И настоящей модернистской прозы в России еще не было, если не считать автобиографических моментов у Андрея Белого.
Судьба модерна в нашей архаической стране была трагической. Модернистский дискурс Петра это иллюзия, он совершенный не модернист, это попытка модернизации глубоко архаическими, опричными средствами. Все модернизация Петра (и его потомков) это модернизация через кнут, дыбу и плаху. Такая насильственная модернизация неизбежно заводит только в убийственный тупик. Модернизация своими средствами исключающая модернизм заводит только в пыточный застенок и никуда более.
В русской культуре есть авангард, а модерна нет, потому что модерн это интеллектуальное течение, а к интеллекту у нас традиционно отношение недоверчивое. Этот перекос будет выправляться годами, новая русская проза, будет прозой модерна, прозой анализа».
*
Итак, по Быкову новая русская проза должна с модернистской дотошностью исследовать собственное русское бессознательное, комплексы, страхи, их происхождение.
Мерянскому этнофутуризму, прежде всего как в историософскому и культурологическому дискурсу, тоже близок такой подход. В основе мерянства лежит практика модерна, рационализирующая историческую «великорусскость», исследующая её культурно-мифологические патологии, вскрывающие её пыльные надстройки-чердаки и многоуровневые подвалы, уводящие в сырые «инородческие» глубины. Мерянство это исследование русских исторических, культурных и социально-политических инверсий. Это, прежде всего попытка рационально разобраться в себе самих.
Мерянский этнофутуризм это тот самый запоздалый верхневолжский модерн, который лишь робко прорезался в предреволюционных деревянных наличниках Ростова и Костромы, строках малоизвестных уездных поэтов и полотнах нескольких художников, деконструирующий инверсии умершего, идущий по дороге в будущее, навстречу к свету истинно-изначального.
* - признан российскими властями иностранным агентом.
#меря #модерн #дискурс
Forwarded from Меряфутурист
Я есть Посланник и Я есть Послание / Serõša Masõn jonat pa Mas Serõše jonõt / Серыша Масын йонат па Мас Серыше йоныт.
По мнению археолога Марека Звелебиля, бывшего специалистом по финскому и балтийскому мезолиту, нашими древними предками лось рассматривался как существо-посланник, играющее центральную роль в посредничестве между миром духов и миром людей. По-видимому, основываясь на такой интерпретации знаменитые изображение человеколосей пермского звериного стиля можно трактовать как шаманов-проводников в практиках призвания духа Небесного лося, как сталкеров знающих все связи между тремя мирами.
Герой моей новой картины Лось-посланник — приходящий к нам во снах, являющийся одновременно архетипом Посланием — напоминанием.
Часто финно-угорские архетипы приходят к нам во сне. Если вам приснилось, что вы встретили лося в лесу – это предвестие от предков о счастливой жизни, в которой осуществятся ваши самые сокровенные желания. Огромный матерый лось с ветвистыми рогами – к богатству, лосиха с маленьким лосенком – к увеличению вашего состояния.
По просмотрам снов с лосем, согласно статистики, лидируют Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Республика Карелия, Костромская, Ярославская, Вологодская и Архангельская области. Чуть отстают Кировская, Ивановская и Тверская области, республика Мордовия (к слову являющаяся настоящим заповедником лосиных снов Черноземья), Пермский край и республика Коми.
В славянском Черноземье, нижнем Поволжье, Кавказе и в Сибири (кроме Якутии) лось во снах встречается редко или совсем не встречается.
Арт: Андрей Малышев-Мерянин
#меря #сны #этнофутуризм
По мнению археолога Марека Звелебиля, бывшего специалистом по финскому и балтийскому мезолиту, нашими древними предками лось рассматривался как существо-посланник, играющее центральную роль в посредничестве между миром духов и миром людей. По-видимому, основываясь на такой интерпретации знаменитые изображение человеколосей пермского звериного стиля можно трактовать как шаманов-проводников в практиках призвания духа Небесного лося, как сталкеров знающих все связи между тремя мирами.
Герой моей новой картины Лось-посланник — приходящий к нам во снах, являющийся одновременно архетипом Посланием — напоминанием.
Часто финно-угорские архетипы приходят к нам во сне. Если вам приснилось, что вы встретили лося в лесу – это предвестие от предков о счастливой жизни, в которой осуществятся ваши самые сокровенные желания. Огромный матерый лось с ветвистыми рогами – к богатству, лосиха с маленьким лосенком – к увеличению вашего состояния.
По просмотрам снов с лосем, согласно статистики, лидируют Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Республика Карелия, Костромская, Ярославская, Вологодская и Архангельская области. Чуть отстают Кировская, Ивановская и Тверская области, республика Мордовия (к слову являющаяся настоящим заповедником лосиных снов Черноземья), Пермский край и республика Коми.
В славянском Черноземье, нижнем Поволжье, Кавказе и в Сибири (кроме Якутии) лось во снах встречается редко или совсем не встречается.
Арт: Андрей Малышев-Мерянин
#меря #сны #этнофутуризм
Бабушка моего костромского друга Алексея, мать его отца, родом с Макарьева, в 20 годах XX века молоденькой учительницей уехала на Меру, и там стала женой его деда, и вот пару лет назад нашли они с отцом свою крепкую и большую макарьевскую родню. Живут в центре, в старом доме в котором семья жила до революции, нашли через архив, теперь дружат.
"Наш батька всю жизнь хотел разыскать этот макарьевский клан, это он все затеял со своим двоюродный братом, были на старинном кладбище, видел и трогал могилы древних предков с Унжи. И нашел".
Все это так по-мерянски. Я давно наблюдаю за генеалогическим движением в стране, и в нашем Верхневолжье оно самое мощное. У нас живут люди которые в разы больше ценят, любят и знают предков, свою региональную историю и культуру, свое происхождение.
И не удивительно. Где еще люди веками сидят на одном месте как не у нас? Где? Я всю центральную Россию объездил плотно, а мой друг Алексей еще и Сибирь с Дальним Востоком, такой тысячелетней традиции больше нигде нет, Вологда, Вятка, Пермь, Архангельск, Новгород еще, остальные регионы, как ни крути, всё размыты, много пришлых. Многие давно уже без роду племени, ну или по крайней мере без традиции сидения на одной реке 1000 лет.
По этому мы, меряне, ответственны за землю предков, мы на ней выросли - нам и за ее будущее отвечать.
Фото с Меры и Унжи (С) Алексей Щукин (С) Жанна Щукина
Мерянин.
#костромскаяобласть #идентичность
"Наш батька всю жизнь хотел разыскать этот макарьевский клан, это он все затеял со своим двоюродный братом, были на старинном кладбище, видел и трогал могилы древних предков с Унжи. И нашел".
Все это так по-мерянски. Я давно наблюдаю за генеалогическим движением в стране, и в нашем Верхневолжье оно самое мощное. У нас живут люди которые в разы больше ценят, любят и знают предков, свою региональную историю и культуру, свое происхождение.
И не удивительно. Где еще люди веками сидят на одном месте как не у нас? Где? Я всю центральную Россию объездил плотно, а мой друг Алексей еще и Сибирь с Дальним Востоком, такой тысячелетней традиции больше нигде нет, Вологда, Вятка, Пермь, Архангельск, Новгород еще, остальные регионы, как ни крути, всё размыты, много пришлых. Многие давно уже без роду племени, ну или по крайней мере без традиции сидения на одной реке 1000 лет.
По этому мы, меряне, ответственны за землю предков, мы на ней выросли - нам и за ее будущее отвечать.
Фото с Меры и Унжи (С) Алексей Щукин (С) Жанна Щукина
Мерянин.
#костромскаяобласть #идентичность
Конфедерация трех племен.
"В Новгородской первой летописи, сообщающей: «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородские людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словене свою волость имели, а Кривици свою, а Меря свою; каждо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своим родом…»
В этой связи нужно полагать, что в первой половине IX в. в лесной зоне Восточно-Европейской равнины существовало три политических образования – словен ильменских, кривичей и мери, а их территории соответствовали археологическим ареалам – области новгородских сопок, ареалу длинных курганов и региону мерянской культуры. Административными центрами этих образований, нужно думать, были:
Новгородское (Рюриково) городище (об этом есть прямое указание летописи в сообщении о племенных княжений: «словене свое в Новгороде») с общеплеменным святилищем в Перыни;
Изборск (один из приглашенных на княжение трех братьев-варягов был посажен здесь) или Псков;
а также городище на Саре (летописный Ростов), как явный племенной центр мери.
В протографе, реконструированном А.А. Шахматовым, который опирался на текст Новгородской первой летописи (более архаичной, чем Повесть временных лет), написанном по его мнению, в 1039 году при Ярославе Мудром в Киеве и дополненном в Новгороде в 1050 г. значилось:
«Въ си же времена Словене и Кривичи и Меря дань даяху Варягомъ отъ мужа по белеи веверици; а иже бяху у нихъ, то насилие деяху Словеномъ и Кривичемъ и Мери».
А. А. Шахматов утверждал, что первоначальный киевский текст содержал упоминание только трех племен.
В Новгороде этот текст был дополнен четвертым - чудью. В Новгородской первой летописи уже сообщается : «…новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря…дань даяху Варягомъ отъ мужа по белеи веверици; а иже бяху у нихъ, то насилие деяху Словеномъ , Кривичемъ и Мери и Чюди».
В первоначальном протографе эти известия не имели точных дат. В Повести временных лет они отнесены к 859г.: «Имаху дань варязи изъ заморья на чюди и на словенахъ, на мери и на всехъ кривичехъ». На основании археологических материалов Ладоги можно допустить, что описываемые события имели место в 840-850 годах. Не исключено, что Ладога стала варяжской базой, откуда дружины норманнов и совершали набеги на земли словен, кривичей и мери, принуждая местное население к выплатам дани.»
Седов В.В.
#история #финноугры #балтославяне
"В Новгородской первой летописи, сообщающей: «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородские людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словене свою волость имели, а Кривици свою, а Меря свою; каждо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своим родом…»
В этой связи нужно полагать, что в первой половине IX в. в лесной зоне Восточно-Европейской равнины существовало три политических образования – словен ильменских, кривичей и мери, а их территории соответствовали археологическим ареалам – области новгородских сопок, ареалу длинных курганов и региону мерянской культуры. Административными центрами этих образований, нужно думать, были:
Новгородское (Рюриково) городище (об этом есть прямое указание летописи в сообщении о племенных княжений: «словене свое в Новгороде») с общеплеменным святилищем в Перыни;
Изборск (один из приглашенных на княжение трех братьев-варягов был посажен здесь) или Псков;
а также городище на Саре (летописный Ростов), как явный племенной центр мери.
В протографе, реконструированном А.А. Шахматовым, который опирался на текст Новгородской первой летописи (более архаичной, чем Повесть временных лет), написанном по его мнению, в 1039 году при Ярославе Мудром в Киеве и дополненном в Новгороде в 1050 г. значилось:
«Въ си же времена Словене и Кривичи и Меря дань даяху Варягомъ отъ мужа по белеи веверици; а иже бяху у нихъ, то насилие деяху Словеномъ и Кривичемъ и Мери».
А. А. Шахматов утверждал, что первоначальный киевский текст содержал упоминание только трех племен.
В Новгороде этот текст был дополнен четвертым - чудью. В Новгородской первой летописи уже сообщается : «…новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря…дань даяху Варягомъ отъ мужа по белеи веверици; а иже бяху у нихъ, то насилие деяху Словеномъ , Кривичемъ и Мери и Чюди».
В первоначальном протографе эти известия не имели точных дат. В Повести временных лет они отнесены к 859г.: «Имаху дань варязи изъ заморья на чюди и на словенахъ, на мери и на всехъ кривичехъ». На основании археологических материалов Ладоги можно допустить, что описываемые события имели место в 840-850 годах. Не исключено, что Ладога стала варяжской базой, откуда дружины норманнов и совершали набеги на земли словен, кривичей и мери, принуждая местное население к выплатам дани.»
Седов В.В.
#история #финноугры #балтославяне
Telegram
Андрей Мерянин. Меряфутуризм.
Словене, кривичи, меря, чудь и весь в модной деколониальной оптике.
Креатифф с просторов интернета.
#юмор
Креатифф с просторов интернета.
#юмор
Forwarded from Меряфутурист
Над Русью угро-финнской
Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя из идеи - возможности через топонимию родных меряно-чудских мест услышать нечто похожее на речь древних финно-угорских предков.
Над угрюмой Русью угрофинской
Повиснуть если на шаре воздушном,
Полетят внизу елево-мглистом,
Чудских деревень трупы обездушенные!
Пустоглазые черепа крыш проломленных,
Истощалой домовихи возрыдание:
Мя́нда ки́бокса и́гмас во́гнема!
Ва́лга у́ртомаж пу́ртас а́ндома!
На печи – перебитой хребтине
Два картёжника: лешак да баенник.
Во́лташ по́лдарса стри́га пи́нега,
Со́йга ко́нокса то́пса а́ндога!
Из гагарьих болотин камлание,
То ли Клюев там, то ли кикимора:
То́йма ко́дима ки́уй я́ренга,
Ви́рма ю́мборга ве́йга во́йманга!
Истомелые татка с матенкой -
Избянной конёк да утка - жалятся:
Кя́нда ве́ркола со́лза ма́ега,
Ве́ртус хе́малда у́йта а́нданга!
Над Русью угро-финнской · Kirpiklass · Tanya Geisler
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music
#музыка #меря #чудь
Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя из идеи - возможности через топонимию родных меряно-чудских мест услышать нечто похожее на речь древних финно-угорских предков.
Над угрюмой Русью угрофинской
Повиснуть если на шаре воздушном,
Полетят внизу елево-мглистом,
Чудских деревень трупы обездушенные!
Пустоглазые черепа крыш проломленных,
Истощалой домовихи возрыдание:
Мя́нда ки́бокса и́гмас во́гнема!
Ва́лга у́ртомаж пу́ртас а́ндома!
На печи – перебитой хребтине
Два картёжника: лешак да баенник.
Во́лташ по́лдарса стри́га пи́нега,
Со́йга ко́нокса то́пса а́ндога!
Из гагарьих болотин камлание,
То ли Клюев там, то ли кикимора:
То́йма ко́дима ки́уй я́ренга,
Ви́рма ю́мборга ве́йга во́йманга!
Истомелые татка с матенкой -
Избянной конёк да утка - жалятся:
Кя́нда ве́ркола со́лза ма́ега,
Ве́ртус хе́малда у́йта а́нданга!
Над Русью угро-финнской · Kirpiklass · Tanya Geisler
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music
#музыка #меря #чудь
YouTube
Над Русью угро-финнской. Kirpiklass
Над Русью угро-финнской · Kirpiklass · Tanya Geisler
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music
Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя…
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music
Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя…
Forwarded from Мерянская кухня
Кацкие утопленники, или дохлецы!
"Дохлёцы", они же "утóпленники" – выпечка, некогда чрезвычайно популярная в селе Хороброве. От тамошней жительницы Екатерины Николаевны Розовой их печь научились сотрудники Этнографического музея кацкарей и теперь знакомят с ними всех любителей традиционной кацкой кухни. Но почему же они так странно называются? Секрет откроется тем, кто досмотрит видео до конца. Приготовила в русской печи ученица 9 класса Рождественской школы Виктория Данилова.
Комментарий "Ражей глобки": утопленники у Виктории получились больно масленными! Масла нужно лить столько, чтобы оно покрывало тесто, но чтобы они не плавали в нём!
Справка Merjamaa.
Образование субэтнической группы кацкарей связывается её популяризаторами с автохтонным дославянским населением Кацкого стана. Своеобразие местного говора и культурно-бытовые особенности, сложившиеся у кацкарей, стали по мнению сторонников выделения данной этнолокальной группы следствием смешения в бассейне реки Кадки славянского и финно-угорского (мерянского) населения. В дальнейшем культурно-языковое обособление от остального русского этнического массива и интеграция кацкарей в единую группу происходили на протяжении нескольких веков в пределах административной единицы Кацкий стан, или Кацкая волость, известной по письменным источникам с XVI века.
#кацкари #меря #ярославскаяобласть
"Дохлёцы", они же "утóпленники" – выпечка, некогда чрезвычайно популярная в селе Хороброве. От тамошней жительницы Екатерины Николаевны Розовой их печь научились сотрудники Этнографического музея кацкарей и теперь знакомят с ними всех любителей традиционной кацкой кухни. Но почему же они так странно называются? Секрет откроется тем, кто досмотрит видео до конца. Приготовила в русской печи ученица 9 класса Рождественской школы Виктория Данилова.
Комментарий "Ражей глобки": утопленники у Виктории получились больно масленными! Масла нужно лить столько, чтобы оно покрывало тесто, но чтобы они не плавали в нём!
Справка Merjamaa.
Образование субэтнической группы кацкарей связывается её популяризаторами с автохтонным дославянским населением Кацкого стана. Своеобразие местного говора и культурно-бытовые особенности, сложившиеся у кацкарей, стали по мнению сторонников выделения данной этнолокальной группы следствием смешения в бассейне реки Кадки славянского и финно-угорского (мерянского) населения. В дальнейшем культурно-языковое обособление от остального русского этнического массива и интеграция кацкарей в единую группу происходили на протяжении нескольких веков в пределах административной единицы Кацкий стан, или Кацкая волость, известной по письменным источникам с XVI века.
#кацкари #меря #ярославскаяобласть
YouTube
Кацкие утопленники, или дохлецы!
«Дохлёцы́», они же «утóпленники» – выпечка, некогда чрезвычайно популярная в селе Хороброве. От тамошней жительницы Екатерины Николаевны Розовой их печь научились сотрудники Этнографического музея кацкарей и теперь знакомят с ними всех любителей традиционной…
Стандарт красоты и колониальный менталитет.
У Елены Чернояровой встретил интересные рассуждения о типах и стандартах красоты в пространстве нашей внутренней оптики по отношению к ним. Цитирую:
Тема «красивых/некрасивых» очень иллюстративная для покопаться в эволюциях и революциях социокультурных конвенций (в этом месте - неизменное моё почтение Светлане Борисовне Адоньевой и Ко «Прагмема»).
Красота как некая объективная категория - в большой степени «продукт деятельности». Тут должна быть процитирована самая растиражированные фраза Мадемуазель на счёт того, кто во сколько лет почему «некрасивый». Максима, конечно, не без исключений (как всякая максима), но «соль есть».
Но очень часто «в практике жизни» речь идёт о красоте, как категории субъективной (лично и социально). То есть, о красоте как «соответствии стандарту». И о том, насколько ... своеОбразно обуженным и подвывернутым этот стандарт бывает. По разным причинам.
В моем, например, случае отдельно забавно то, что мои данные весьма соответствуют (и соответствовали в юности) традиционным стандартам крестьянской культуры Волго-Вятчины. У автохтонного мерянского населения чертовски ценились крепкие ноги с крупными круглыми коленками и мускулистыми икрами. И вообще – «крепкая кость».
Но в «культурный городской идеал» девочки-цветочка, который «решал» в голове моей матери, весь этот фестиваль энергичной гипервитальной феминности не вписывался от слова «ваще».»
Нам уже очень долгое время вдалбливают условно «славянский» культурный идеал красоты через искусство и кино, теперь через различные медиа. Что общего имеют женские образы, например, Васильева и красота реальной поволжской, северной, уральской женщины? Ничего общего. Куда ближе к ней Кустодиев и Честняков с их мерянскими округлыми лицами. Между тем подобная пропаганда играет заметную роль в жизни многих женщин, что усиливает необходимость соответствовать навязанному «идеалу» женской красоты. Стремление соответствовать определенному определению «красивой» может иметь самые разные психологические последствия для человека. Например, одна моя родственница всегда очень сильно переживала из-за формы своего носа, доставшегося ей по линии вятских Тарбеевых, при этом его можно назвать условно «меряно-марийским». Она считала себя некрасивой и сильно комплексовала из-за этого.
Подобные комплексы можно связать с колониальным менталитетом в основе которого лежит интернализованная установка на культурную и этническую, в том числе антропологическую, неполноценность, которую автохтоны ощущают в результате их колонизации (в нашем случае, прежде всего культурной) другой группой.
Нам, мерянским этнофутуристам, одинаково близок как «кустодиевский» тип, так и антропологический тип эпохи коренизации, сформировавшийся к началу 20-ых годов XX века. Его примером может послужить "Портрет натурщицы" Алексея Ивановича Зернова (1926) — крепкий финский тип Севера, Урала и Поволжья. Первая любовь. Родина. Мощь.
Не комплексуйте!
Мерянин.
#меря #север #антропология
У Елены Чернояровой встретил интересные рассуждения о типах и стандартах красоты в пространстве нашей внутренней оптики по отношению к ним. Цитирую:
Тема «красивых/некрасивых» очень иллюстративная для покопаться в эволюциях и революциях социокультурных конвенций (в этом месте - неизменное моё почтение Светлане Борисовне Адоньевой и Ко «Прагмема»).
Красота как некая объективная категория - в большой степени «продукт деятельности». Тут должна быть процитирована самая растиражированные фраза Мадемуазель на счёт того, кто во сколько лет почему «некрасивый». Максима, конечно, не без исключений (как всякая максима), но «соль есть».
Но очень часто «в практике жизни» речь идёт о красоте, как категории субъективной (лично и социально). То есть, о красоте как «соответствии стандарту». И о том, насколько ... своеОбразно обуженным и подвывернутым этот стандарт бывает. По разным причинам.
В моем, например, случае отдельно забавно то, что мои данные весьма соответствуют (и соответствовали в юности) традиционным стандартам крестьянской культуры Волго-Вятчины. У автохтонного мерянского населения чертовски ценились крепкие ноги с крупными круглыми коленками и мускулистыми икрами. И вообще – «крепкая кость».
Но в «культурный городской идеал» девочки-цветочка, который «решал» в голове моей матери, весь этот фестиваль энергичной гипервитальной феминности не вписывался от слова «ваще».»
Нам уже очень долгое время вдалбливают условно «славянский» культурный идеал красоты через искусство и кино, теперь через различные медиа. Что общего имеют женские образы, например, Васильева и красота реальной поволжской, северной, уральской женщины? Ничего общего. Куда ближе к ней Кустодиев и Честняков с их мерянскими округлыми лицами. Между тем подобная пропаганда играет заметную роль в жизни многих женщин, что усиливает необходимость соответствовать навязанному «идеалу» женской красоты. Стремление соответствовать определенному определению «красивой» может иметь самые разные психологические последствия для человека. Например, одна моя родственница всегда очень сильно переживала из-за формы своего носа, доставшегося ей по линии вятских Тарбеевых, при этом его можно назвать условно «меряно-марийским». Она считала себя некрасивой и сильно комплексовала из-за этого.
Подобные комплексы можно связать с колониальным менталитетом в основе которого лежит интернализованная установка на культурную и этническую, в том числе антропологическую, неполноценность, которую автохтоны ощущают в результате их колонизации (в нашем случае, прежде всего культурной) другой группой.
Нам, мерянским этнофутуристам, одинаково близок как «кустодиевский» тип, так и антропологический тип эпохи коренизации, сформировавшийся к началу 20-ых годов XX века. Его примером может послужить "Портрет натурщицы" Алексея Ивановича Зернова (1926) — крепкий финский тип Севера, Урала и Поволжья. Первая любовь. Родина. Мощь.
Не комплексуйте!
Мерянин.
#меря #север #антропология
Характерные мерянские топоформанты — ареалы и реконструкции.
Начнем с карты того что мы можем считать Исторической мерянской землей. Она простирается практически от Москвы до севера и востока Костромской области. Основной мерянский ареал это собственно Волго-Окское междуречье и левобережье Волги - Костромское Заволжье. Именно там мы находим топонимы с корнем меря- или производные от него. Именно здесь нужно ориентироваться на поиск соответствующих топонимических моделей, которые нам помогут выявить особенности мерянского языка.
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=zASoehAwk94
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
Начнем с карты того что мы можем считать Исторической мерянской землей. Она простирается практически от Москвы до севера и востока Костромской области. Основной мерянский ареал это собственно Волго-Окское междуречье и левобережье Волги - Костромское Заволжье. Именно там мы находим топонимы с корнем меря- или производные от него. Именно здесь нужно ориентироваться на поиск соответствующих топонимических моделей, которые нам помогут выявить особенности мерянского языка.
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=zASoehAwk94
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
YouTube
Характерные мерянские топоформанты — ареалы и реконструкции.
Начнем с карты того что мы можем считать Исторической мерянской землей. Она простирается практически от Москвы до севера и востока Костромской области. Основной мерянский ареал это собственно Волго-Окское междуречье и левобережье Волги - Костромское Заволжье.…
"Залесье" (Ростовская земля) "самый чистый и честный дискурс".
@IlyaLabzin @etnofuturisti спасибо)
#онаспишут
@IlyaLabzin @etnofuturisti спасибо)
#онаспишут
Друзья, у нас для вас есть подборка наиболее интересных исторических каналов. Контент - самый разный, поэтому каждый канал имеет предельно лаконичное описание. Вдруг вы найдете там еще что-то интересное помимо моего канала.
📌@vatnikstan — всё о русскоязычной цивилизации
📌@ww2history — всё о Второй мировой
📌@crypttales — всё о Древнем Египте
📌@kief_point — всё о Ближнем Востоке
📌@barmaleys_partisans — всё о тиранах и сопротивлении им
📌@philosophycafemoscow — всё о философии от философов
📌@stahlhelm — всё о межвоенной Европе
📌@catx2 — учёные коты обо всём на свете
📌@zalesje — всё о северо-восточной Руси
📌@NumisKlad — всё об истории в монетах
📌@rusklad — всё о кладоискателях
📌@medievalnotes — всё о Средних веках
📌@numizzmat — всё о нумизматике
📌@wehistory — всё обо всём, и всё с юмором
📌@tabernahistory — всё и сразу по истории
📌@hystor1a — всего понемногу
📌@brane_upgrade — всемирная история
📌@ourtsar — всё о дореволюционной России
📌@vatnikstan — всё о русскоязычной цивилизации
📌@ww2history — всё о Второй мировой
📌@crypttales — всё о Древнем Египте
📌@kief_point — всё о Ближнем Востоке
📌@barmaleys_partisans — всё о тиранах и сопротивлении им
📌@philosophycafemoscow — всё о философии от философов
📌@stahlhelm — всё о межвоенной Европе
📌@catx2 — учёные коты обо всём на свете
📌@zalesje — всё о северо-восточной Руси
📌@NumisKlad — всё об истории в монетах
📌@rusklad — всё о кладоискателях
📌@medievalnotes — всё о Средних веках
📌@numizzmat — всё о нумизматике
📌@wehistory — всё обо всём, и всё с юмором
📌@tabernahistory — всё и сразу по истории
📌@hystor1a — всего понемногу
📌@brane_upgrade — всемирная история
📌@ourtsar — всё о дореволюционной России
Суровые ярославцы. Когда они грустят то едут в Кострому. ))
Источник: Сергей Темняткин. Этнографический музей кацкарей.
#ярославскаяобласть #юмор
Источник: Сергей Темняткин. Этнографический музей кацкарей.
#ярославскаяобласть #юмор
Этим летом у советского историка В.П. Загоровского читал про Белгородскую засечную черту XVII века созданную на южных рубежах Московского царства, в 1630-50-х годах и служившую для защиты от крымско-ногайских набегов. В комплекс её сооружений входили остроги (города-крепости), различные инженерные сооружения, естественные природные препятствия (болота, леса, реки). Административное и военное управление оборонительной линией располагалось в Белгороде. Линия начиналась в Олешне, а заканчивалась в мокшанском Тамбове, причем вся территория на юг от Тамбова в это время была уже "диким полем", т.е. еще не колонизированной чисто мокшанской территорией. Владимир Павлович Загоровский полагал, что причиной строительства Белгородской засеки, стала неудачная Смоленская война 1632—1634 годов в ходе которой московиты не смогли овладеть Смоленском.
Предшественницей Белгородской черты, была Большая засечная черта выстроенная в середине XVI века в царствование царя Ивана IV.
Эта оборонительная линия, включавшая в себя несколько линий укреплений связывавших города-крепости Козельск, Калугу, Серпухов, Коломну, Муром, Нижний Новгород и другие более мелкие пункты, начала создаваться в 1520-30-х годах.
Основная засека простиралась на несколько сотен километров от брянских лесов до Переяславля-Рязанского (Рязань), проходя в восточной части основного участка параллельно Оке и дублируя её как оборонительный рубеж. Отдельный юго-восточный участок Большой засечной черты защищал рубежи Рязанской земли и тянулся от Скопина до Шацка. Важными крепостями на этой засеке были Белёв, Одоев, Козельск, Болхов, Крапивна, Тула, Венёв, Ряжск и Сапожок. Чуть южнее была возведена передовая линия, связывающая города Новгород-Северский, Путивль, Мценск, Пронск.
Обе эти линии составили собой Большую засечную черту строительство которой продолжалось более 40 лет и было закончено в 1566 году.
Залесец.
#история
Предшественницей Белгородской черты, была Большая засечная черта выстроенная в середине XVI века в царствование царя Ивана IV.
Эта оборонительная линия, включавшая в себя несколько линий укреплений связывавших города-крепости Козельск, Калугу, Серпухов, Коломну, Муром, Нижний Новгород и другие более мелкие пункты, начала создаваться в 1520-30-х годах.
Основная засека простиралась на несколько сотен километров от брянских лесов до Переяславля-Рязанского (Рязань), проходя в восточной части основного участка параллельно Оке и дублируя её как оборонительный рубеж. Отдельный юго-восточный участок Большой засечной черты защищал рубежи Рязанской земли и тянулся от Скопина до Шацка. Важными крепостями на этой засеке были Белёв, Одоев, Козельск, Болхов, Крапивна, Тула, Венёв, Ряжск и Сапожок. Чуть южнее была возведена передовая линия, связывающая города Новгород-Северский, Путивль, Мценск, Пронск.
Обе эти линии составили собой Большую засечную черту строительство которой продолжалось более 40 лет и было закончено в 1566 году.
Залесец.
#история
Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
Наши в Финляндии
Уже в первой половине XVIII в. ростовских огородников можно было встретить не только в Петербурге, Москве, прибалтийских губерниях, в Сибири и Финляндии, Архангельске и Таганроге, но даже и за границей – в Германии, Австрии, Франции.
После русско-шведской войны 1741-1743 гг. в состав России вошел город Фридрихсга́м (ныне Ха́мина, юго-вост. Финляндия), расположенный на берегу Финского залива. 14 января 1771 г. крестьяне ростовского села Сулость Андрей Никитин и Михайло Андреев писали в Фридрихсгамский магистрат: «С давних лет, как предки наши, так и мы именованные, ежегодное имеем по приезде жительство в сем городе Фридрихсгаме по паспортам. Промысел держим от хлебопашества на наемных огородах, засеянными всякими огородными семенами…».
http://rostland.blogspot.com/2022/11/blog-post_18.html?m=0
Уже в первой половине XVIII в. ростовских огородников можно было встретить не только в Петербурге, Москве, прибалтийских губерниях, в Сибири и Финляндии, Архангельске и Таганроге, но даже и за границей – в Германии, Австрии, Франции.
После русско-шведской войны 1741-1743 гг. в состав России вошел город Фридрихсга́м (ныне Ха́мина, юго-вост. Финляндия), расположенный на берегу Финского залива. 14 января 1771 г. крестьяне ростовского села Сулость Андрей Никитин и Михайло Андреев писали в Фридрихсгамский магистрат: «С давних лет, как предки наши, так и мы именованные, ежегодное имеем по приезде жительство в сем городе Фридрихсгаме по паспортам. Промысел держим от хлебопашества на наемных огородах, засеянными всякими огородными семенами…».
http://rostland.blogspot.com/2022/11/blog-post_18.html?m=0
Поруха и огородно-фуражная автаркия.
У социолога Петра Иванова встретил любопытный пост посвященный социологии огородничества, началом ему послужила фб дискуссия вокруг тезиса Натальи Зубаревич о том, что многие жители России живут огородом. Входе дискуссии была озвучена точка зрения, что огородничество это всё "кордонщина", дескать никто огородом не живёт, потому что большая часть страны живёт в больших городах и вообще самостоятельное выращивание овощей экономически не эффективно и проще покупать овощи в магазине. А значит огород это такое баловство для тех, кому себя нечем занять. Иванов это прокомментировал так:
«В связи с этим могу сказать следующее. В индивидуальных жилых домах проживает 23,9% россиян, т.е. почти четверть и скорее всего они имеют огород. 46% россиян имеют дачи и скорее всего тоже имеют там огороды. Напрямую складывать эти проценты было бы неправильно, поэтому предположим, что чуть больше 50% россиян являются счастливыми обладателями огородов. К сожалению, у нас нет данных по гаражам и погребам, а жаль, потому как именно там и хранятся овощные заготовки. Тем не менее. Продолжим спекуляции с цифрами примерно 25% россиян живёт на сельских территориях и столько же живёт в малых городах. Скорее всего на малых территориях мы встретим разнообразные огородные сценарии. Опять же, получается, что примерно половина населения России так или иначе связывает свою жизнь с натуральным хозяйством.
65% картофеля в России производится в частных или подсобных хозяйствах и более половины этого процента не поступает в торговый оборот. Стало быть этот картофель выращивается для личных нужд и скорее всего несмотря на свою сравнительную дороговизну выигрывает конкуренцию с покупным картофелем. Еще важный момент про огороды и неэффективность натурального хозяйства заключается в том, что те, кто говорят о его неэффективности и, соответственно, непривлекательности для рациональных экономических субъектов просто не учитывают некоторые существенные экстерналии. Дело в том, что огород занимает время и это заменяет жителям малых территорий то, чем занимают время жители крупных поселений. Это одновременно и стояние в пробках и походы в музеи. То, что помогает проводить время. Потому как ну не будешь же целый день телевизор смотреть или пьянствовать, должна быть какая-то осмысленная активность, чтобы чувствовать собственное человеческое достоинство. В этом плане огород не только экономическая практика, но еще и культурная практика.
Сейчас по мере нарастания проблем в экономике роль огородов будет только расти. В тех стратах где огород еще не является практикой выживания, а является в большей степени культурной практикой будет нарастать роль огорода как практики выживания. Тем более, что огород это агендерная практика и ему не страшен нарастающий демографический дисбаланс.»
Актуальное исследование для России, проваливающейся в автаркию. Из моих родственников и знакомых живущих в деревне 100% выращивают сами себе овощи на стол. К практике огородно-деревенской автаркии я бы еще отнес фуражирование грибов, ягод и трав, это важная часть в категории «подножного корма» россиян. Сбор дикоросов не только культурная финно-угорская традиция и прибавка к летнему/осеннему меню + заготовки на зиму, но и важная экономическая практика. Все дикоросы очень выгодно собирать, потому что их перепродажа имеет очень высокую маржу. Данные практики были еще совсем недавно характерны и для значительной части городских жителей, имеющих дачи.
Например, наша семья всю жизнь ела овощи, фрукты и ягоды с дачи — картошку, лук, свеклу, патиссоны, яблоки, сливу, вишню, и др. культуры. В 1970-1990ых почти ничего не покупали в магазинах, ну может кроме картошки (которой с огорода не хватало на всю зиму) и заморских фруктов которые «выбрасывали» в гастрономы перед НГ. Все эти практики значительной части россиян придется вспомнить в самое ближайшее время.
Залесец.
#экономика #традиция
У социолога Петра Иванова встретил любопытный пост посвященный социологии огородничества, началом ему послужила фб дискуссия вокруг тезиса Натальи Зубаревич о том, что многие жители России живут огородом. Входе дискуссии была озвучена точка зрения, что огородничество это всё "кордонщина", дескать никто огородом не живёт, потому что большая часть страны живёт в больших городах и вообще самостоятельное выращивание овощей экономически не эффективно и проще покупать овощи в магазине. А значит огород это такое баловство для тех, кому себя нечем занять. Иванов это прокомментировал так:
«В связи с этим могу сказать следующее. В индивидуальных жилых домах проживает 23,9% россиян, т.е. почти четверть и скорее всего они имеют огород. 46% россиян имеют дачи и скорее всего тоже имеют там огороды. Напрямую складывать эти проценты было бы неправильно, поэтому предположим, что чуть больше 50% россиян являются счастливыми обладателями огородов. К сожалению, у нас нет данных по гаражам и погребам, а жаль, потому как именно там и хранятся овощные заготовки. Тем не менее. Продолжим спекуляции с цифрами примерно 25% россиян живёт на сельских территориях и столько же живёт в малых городах. Скорее всего на малых территориях мы встретим разнообразные огородные сценарии. Опять же, получается, что примерно половина населения России так или иначе связывает свою жизнь с натуральным хозяйством.
65% картофеля в России производится в частных или подсобных хозяйствах и более половины этого процента не поступает в торговый оборот. Стало быть этот картофель выращивается для личных нужд и скорее всего несмотря на свою сравнительную дороговизну выигрывает конкуренцию с покупным картофелем. Еще важный момент про огороды и неэффективность натурального хозяйства заключается в том, что те, кто говорят о его неэффективности и, соответственно, непривлекательности для рациональных экономических субъектов просто не учитывают некоторые существенные экстерналии. Дело в том, что огород занимает время и это заменяет жителям малых территорий то, чем занимают время жители крупных поселений. Это одновременно и стояние в пробках и походы в музеи. То, что помогает проводить время. Потому как ну не будешь же целый день телевизор смотреть или пьянствовать, должна быть какая-то осмысленная активность, чтобы чувствовать собственное человеческое достоинство. В этом плане огород не только экономическая практика, но еще и культурная практика.
Сейчас по мере нарастания проблем в экономике роль огородов будет только расти. В тех стратах где огород еще не является практикой выживания, а является в большей степени культурной практикой будет нарастать роль огорода как практики выживания. Тем более, что огород это агендерная практика и ему не страшен нарастающий демографический дисбаланс.»
Актуальное исследование для России, проваливающейся в автаркию. Из моих родственников и знакомых живущих в деревне 100% выращивают сами себе овощи на стол. К практике огородно-деревенской автаркии я бы еще отнес фуражирование грибов, ягод и трав, это важная часть в категории «подножного корма» россиян. Сбор дикоросов не только культурная финно-угорская традиция и прибавка к летнему/осеннему меню + заготовки на зиму, но и важная экономическая практика. Все дикоросы очень выгодно собирать, потому что их перепродажа имеет очень высокую маржу. Данные практики были еще совсем недавно характерны и для значительной части городских жителей, имеющих дачи.
Например, наша семья всю жизнь ела овощи, фрукты и ягоды с дачи — картошку, лук, свеклу, патиссоны, яблоки, сливу, вишню, и др. культуры. В 1970-1990ых почти ничего не покупали в магазинах, ну может кроме картошки (которой с огорода не хватало на всю зиму) и заморских фруктов которые «выбрасывали» в гастрономы перед НГ. Все эти практики значительной части россиян придется вспомнить в самое ближайшее время.
Залесец.
#экономика #традиция