РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.24K subscribers
2.03K photos
26 videos
2 files
1.09K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
Так, Стефан Пермский (XIV в.) проповедовать у пермян, начиная с устья Вычегды, где в районе современного Котласа находилось селение Пырас. Интересно отметить, что согласно коми преданию, на Вычегде жил могучий колдун-оборотень Ошлапей, имевший медвежьи лапы (это, собственно, и означает его имя). По легенде, он был побежден Стефаном Пермским и местным жителями. А на месте его могилы возникло село Ошлапье (Ленский район Архангельской области)

Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’

В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды

На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие

И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди

#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Кацкарка и сицкарь.

В "Кацкой летописи" встретил прекрасное фото семьи кривцовского фельдшера Александра Яковлевича Соколова. Родом он был с реки Сити, где в деревне с забавным названием Кривоногая Мологского уезда появился на свет 14 ноября 1924 года. С супругою Анной Ивановной, урожденной кацкаркой, вырастил двоих детей. Последние годы жизни провёл у дочери в Рыбинске, умер 21 июля 2007 года.

Какая характерная антропология у него, постновгородская, сицкарская, а у его жены постмерянская, кацкарская, а детки получились меряно-новгородскими. ) Лица нашей "Ростовщины".

Мерянин.

#антропология #кацкари #сицкари #ярославскаяобласть
Деньги, монисто и «застой».

Размышляю, наблюдая странные языковые сближения: финский «yksi» - один, эстонский «üks» – один, вепсский «üksʼ» - один, чувашский «укҫа» - деньги, марийский «окса» - деньги, «иктӹ» - один, татарский «акча» – средства, мерянский «иканя» – копеечка, единичка, и конечно вспоминается «иксы» - деньги по офенски.

Штука в том, что основа слова «один» в волго-финских и прибалто-финских языках общая - корень –ик. Получается, что понятие о деньгах у булгар, татар и марийцев сформировалось в финских терминах. Ровно как наша верхневолжская «иканя» - денежка, она же единичка. В итоге, встаёт вопрос о деньгах волго-балтийской торговли древнебулгарского времени на основе какой-то волго-финской традиции. Т.е. до арабского серебра у нас здесь тоже было что-то в качестве денег, может быть ракушки каури, может шкурки белок или ещё что.
Не зря, что у мари, удмуртов, чувашей, что у мордвы и прибалтийских сето (а в раннем средневековье по видимому у муромы, мери и веси) женский нагрудник как с монетовидным серебром (монеты мордовки о которых мы недавно писали) так и с ракушками каури. Они и были деньгами, и женщина в любой момент могла снять одну и за что-нибудь расплатиться.

Кстати, советская тяга к медалькам во всю грудь - не проснувшийся ли архетип, подсмотренный кем-то из кремлёвских старцев у своих бабушек?! )) И ведь что характерно: западные ордена и медали крупнее, а у нас мельче, какие-то отраслевые вполне «мордовкоподобны» и главное - чтобы их было побольше! Т.е. влияние архетипа налицо. Эпоха брежневского застолья - страна победившего социал-мерянизма, сытого и самодовольного. Шучу, конечно, все весьма условно и скорее, подано в виде фарса. Но родители наши были вполне счастливы, несмотря на малообеспеченность, имели соц.блага, ездили в Крым, насыщались впечатлениями с дешёвыми путёвками по профсоюзной линии, всё это - вполне мерянская, общинная, социальная тема.

Васка Шёмтолгай.

#деньги #финны #тюрки #юмор
Что известно о мерянском языке.

"Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских языков в древности в ареале Восточной Европы.

Ему принадлежат первые основательные попытки реконструкции карты ареалов распространения древних языков в первом тысячелетии нашей эры. Одна из карт середины 1930-ых годов, у него их несколько в разных вариантах, самая показательная. На ней можно видеть вполне понятные макробалтский ареал, который мы стали гораздо лучше себе представлять после работ Трубачева и Топорова, и других исследователей балтской гидронимии, рядом с ним славянскую прародину, иранскую степь, прибалтийских финнов, предков финнов, карел и эстонцев, живущих на южном берегу Финского залива, в то время когда финны только начинают переселяться на север, а страна которая нам известна сегодня как Финляндия заселена еще предками саамов. Само название финнов, к которому мы привыкли, их страны, в скандинавских языках означает страну саамов. Вытеснение саамов финнами произошло на протяжении последних двух тысяч лет. Еще мы видим марийцев, пермян, то есть удмуртов и коми, мордву и интересный ареал под названием неиндогерманцы. Фасмер видел, что Русский Север, бассейн Вычегды, Сухоны, Северной Двины, современная Архангельская область, наполнены дорусскими гидронимами, прежде всего названиями рек, безусловно, не индоевропейскими, скорее всего финно-угорскими, но более точного определения Фасмер им не дал, понимая, что это предмет будущего исследования."

Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.

https://www.youtube.com/watch?v=0qOCasB3GyQ

Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.

#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #балтскиеязыки #лингвистика
"Историк Михаил Гефтер считал, что русская революция — единственная революция, которая не была остановлена, так как не нашла для себя пути того государства, в котором она могла быть реализована.

В результате Россия сегодня остается провинциальной страной в интеллектуальном и культурном отношении. Поэтому в других странах проблему русской революции обсуждают значительно интенсивней и глубже, чем у нас."

Павловский. 7 ноября 2017 года.

Лента напомнила.

#революция
Forwarded from Толкователь
«В малых городах Российской Федерации происходит сокращение населения в целом примерно на 3% в год».
(Сборник «Социокультурные трансформации в малых городах России», Институт социологии РАН, 2022).

Такими темпами через 30 лет почти все малые города России просто исчезнут.
Реконструкция мерянского языка. От Ткаченко до Матвеева.

Попытку восстановить мерянский язык предпринял киевский лингвист О.Б. Ткаченко вы возможно знаете его работу, она так и называется "Мерянский язык", но в финно-угроведческом сообществе его работы были восприняты с скептицизмом (в котором мы видим скорее борьбу разных научных школ).

Революция в мерянистике произошла на рубеже XX-XIX веков. Пришла она с Севера, из того самого фасмеровского ареала неиндогерманцев. Началось все с исследования субстратной топонимии Русского Севера, откуда дело дошло и до мерянской исторической земли и связано это с академиком РАН Александром Константиновичем Матвеевым.

Матвеев создал в Екатеринбурге великолепную школу изучения ономастики, в принципе, и в особенности субстратной топонимии. С 1960-ых годов он со своими учениками систематически ездил в экспедиции по всему европейскому Северу России, начиная от Коми Республики, заканчивая Костромой, Ярославлем, Вологдой и Карелией, и собирал топонимический материал.

Собирал для того, что бы системно его исследовать. Матвеев подошел к этому основательно, он собирал диалектные названия, он собирал варианты названий кусков рек, их названия на разных языках и на разных диалектах, он собирал названия со старых карт и из старых источников, и все это сводил в единый каталог.

Эта, поистине титаническая работа, уже к концу 1980-ых годов привела к возможности начать анализ субтратной дорусской топонимии европейского Севера.

Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финно-угроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.

https://www.youtube.com/watch?v=18YB8GJdxV4

Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.

#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
Соблюдая традиции телеграма, делаю подборку/подсветку каналов, которые читаю/изучаю, к кому прислушиваюсь, кому верю.

5.000+ подписчиков у «Заполярного Ворчуна» к празднику 7 ноября и индекс цитирования > 149 по версии tgstat.ru
Заполярный Ворчун @z_vorchun
Камрады, которые маленько поюжнее или чутка подальше от нашего кольского края земли

@SZFO_shnaya Новости всего нашего Северо-Запада
@greenserpent "Зеленый Змий" - Бережет Природу, Мать нашу
@TvoySpb Самые свежие новости из главной столицы империи. Питер, как на ладони. Всегда внезапно, всегда остро и неожиданно
@ecolog29 Экология Севера. Новости, от которых у чиновников потеют ладошки
@sayinArkh Новости Архангельска без купюр, без вранья
@spb_danger Фонтанка СПб - петербургская интернет - газета
@sevmorput «Северный морской путь». Всё самое важное о жизни главной «артерии» Севера
@vologodskoy_konvoy Вологодской канвой. Всё, что самого важного есть в регионе №35.
@Deep_Karelia Телега о карельской политике. Ныряем!
@northmKarel Карельский гранит, мощно и по-делу.
@northvol Вологодское маслице. Качественно. А вы чего ожидали от бренда?
@politolog_Orlov ПолитологОрлов видит, формирует и транслирует смыслы
@euroarctic - Евроарктика. Новости и интересности.
@pomorski - Поморский стыд. За наполнение совсем не стыдно.
@nordcat - Архангельский Кот. Шикарный=)
@piter_po_lubvi Живой Санкт-Петербург. Интересно!
@stranoved - СТРАНОВЕД. Знает то, о чём вы и не догадывались.
@matrosou Регионы под наблюдением. Всегда. Чётко. По-делу.
@Gubery Главный по региональной политике. Гуру!
@operline_ru О военно-политическом, с иронией об информационно-патриотическом. Безусловно рекомендую. Настоятельно.
@guber2 Без купюр про губернаторов и губернии.
@politobozik Следящий за регионами.
@Ribfront «Рыбная» повестка дня.
@zalesje Лучший канал о метафизике и истории Северо-Восточной Руси. Привет, земляки!
@dvuglav - ДВУГЛАВ. Великий и ужасный Марат.
@PolitBroker Губернаторам не увернуться, все под микроскопом!
@t.me/rusfleet Неуютный дневничОк мичмана Птичкина.
@Leningrad_guide Ленинградская политическая жизнь под прицелом
@NUR24RU Новости ЯНАО, всегда неожиданные пикчи, оцените!
@sashakots Александр Коц. Новости с «ленточки». Честно и оперативно.
@petrusV82 Главный волонтёр Крыма, Валерия Петрусевич. Невероятная, прекрасная, отзывчивая
@fighter_bomber Хроники истребителя-бомбардировщика в отставке
@politjoystic Политолог Марат Баширов. Тот, кто в курсе, проверено личным общением.
@y555142 Колыбель смыслов внутренней политики Татарстана. Осторожно, остро!
@krai_rodnoy Агрегатор самых животрепещущих событий в российских регионах.
@Contora_Pishet Контора пишет. И ничего не забывает!

***
Ежели кому понадоблюсь - связь с космосом 👽 @z_vorchun_bot
Ополье предзимнее. Владимирская область.

Фото: Сергей Скуратов

#суздаль #владимирскаяобласть
Стандарт красоты и колониальный менталитет.

У Елены Чернояровой встретил интересные рассуждения о типах и стандартах красоты в пространстве нашей внутренней оптики по отношению к ним. Цитирую:

Тема «красивых/некрасивых» очень иллюстративная для покопаться в эволюциях и революциях социокультурных конвенций (в этом месте - неизменное моё почтение Светлане Борисовне Адоньевой и Ко «Прагмема»).

Красота как некая объективная категория - в большой степени «продукт деятельности». Тут должна быть процитирована самая растиражированные фраза Мадемуазель на счёт того, кто во сколько лет почему «некрасивый». Максима, конечно, не без исключений (как всякая максима), но «соль есть».
Но очень часто «в практике жизни» речь идёт о красоте, как категории субъективной (лично и социально). То есть, о красоте как «соответствии стандарту». И о том, насколько ... своеОбразно обуженным и подвывернутым этот стандарт бывает. По разным причинам.

В моем, например, случае отдельно забавно то, что мои данные весьма соответствуют (и соответствовали в юности) традиционным стандартам крестьянской культуры Волго-Вятчины. У автохтонного мерянского населения чертовски ценились крепкие ноги с крупными круглыми коленками и мускулистыми икрами. И вообще – «крепкая кость».

Но в «культурный городской идеал» девочки-цветочка, который «решал» в голове моей матери, весь этот фестиваль энергичной гипервитальной феминности не вписывался от слова «ваще».»

Нам уже очень долгое время вдалбливают условно «славянский» культурный идеал красоты через искусство и кино, теперь через различные медиа. Что общего имеют женские образы, например, Васильева и красота реальной поволжской, северной, уральской женщины? Ничего общего. Куда ближе к ней Кустодиев и Честняков с их мерянскими округлыми лицами. Между тем подобная пропаганда играет заметную роль в жизни многих женщин, что усиливает необходимость соответствовать навязанному «идеалу» женской красоты. Стремление соответствовать определенному определению «красивой» может иметь самые разные психологические последствия для человека. Например, одна моя родственница всегда очень сильно переживала из-за формы своего носа, доставшегося ей по линии вятских Тарбеевых, при этом его можно назвать условно «меряно-марийским». Она считала себя некрасивой и сильно комплексовала из-за этого.

Подобные комплексы можно связать с колониальным менталитетом в основе которого лежит интернализованная установка на культурную и этническую, в том числе антропологическую, неполноценность, которую автохтоны ощущают в результате их колонизации (в нашем случае, прежде всего культурной) другой группой.

Нам, мерянским этнофутуристам, одинаково близок как «кустодиевский» тип, так и антропологический тип эпохи коренизации, сформировавшийся к началу 20-ых годов XX века. Его примером может послужить "Портрет натурщицы" Алексея Ивановича Зернова (1926) — крепкий финский тип Севера, Урала и Поволжья. Первая любовь. Родина. Мощь.

Не комплексуйте!

#меря #север #антропология
Характерные мерянские топоформанты — ареалы и реконструкции.

Начнем с карты того что мы можем считать Исторической мерянской землей. Она простирается практически от Москвы до севера и востока Костромской области. Основной мерянский ареал это собственно Волго-Окское междуречье и левобережье Волги - Костромское Заволжье. Именно там мы находим топонимы с корнем меря- или производные от него. Именно здесь нужно ориентироваться на поиск соответствующих топонимических моделей, которые нам помогут выявить особенности мерянского языка.

Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.

https://www.youtube.com/watch?v=zASoehAwk94

Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.

#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
"Залесье" (Ростовская земля) "самый чистый и честный дискурс". Спасибо)

#онаспишут
Друзья, у нас для вас есть подборка наиболее интересных исторических каналов. Контент - самый разный, поэтому каждый канал имеет предельно лаконичное описание. Вдруг вы найдете там еще что-то интересное помимо моего канала.

📌@vatnikstan всё о русскоязычной цивилизации
📌@ww2history всё о Второй мировой
📌@crypttales всё о Древнем Египте
📌@kief_point всё о Ближнем Востоке

📌@barmaleys_partisans всё о тиранах и сопротивлении им
📌@philosophycafemoscow всё о философии от философов
📌@stahlhelm всё о межвоенной Европе
📌@catx2 учёные коты обо всём на свете
📌@zalesje всё о северо-восточной Руси

📌@NumisKlad всё об истории в монетах
📌@rusklad всё о кладоискателях
📌@medievalnotes всё о Средних веках
📌@numizzmat всё о нумизматике

📌@wehistory всё обо всём, и всё с юмором
📌@tabernahistory всё и сразу по истории
📌@hystor1a — всего понемногу
📌@brane_upgrade всемирная история
📌@ourtsar всё о дореволюционной России
Суровые ярославцы. Когда они грустят то едут в Кострому. ))

Источник: Сергей Темняткин. Этнографический музей кацкарей.

#ярославскаяобласть #юмор
Этим летом у советского историка В.П. Загоровского читал про Белгородскую засечную черту XVII века созданную на южных рубежах Московского царства, в 1630-50-х годах и служившую для защиты от крымско-ногайских набегов. В комплекс её сооружений входили остроги (города-крепости), различные инженерные сооружения, естественные природные препятствия (болота, леса, реки). Административное и военное управление оборонительной линией располагалось в Белгороде. Линия начиналась в Олешне, а заканчивалась в мокшанском Тамбове, причем вся территория на юг от Тамбова в это время была уже "диким полем", т.е. еще не колонизированной чисто мокшанской территорией. Владимир Павлович Загоровский полагал, что причиной строительства Белгородской засеки, стала неудачная Смоленская война 1632—1634 годов в ходе которой московиты не смогли овладеть Смоленском.

Предшественницей Белгородской черты, была Большая засечная черта выстроенная в середине XVI века в царствование царя Ивана IV.

Эта оборонительная линия, включавшая в себя несколько линий укреплений связывавших города-крепости Козельск, Калугу, Серпухов, Коломну, Муром, Нижний Новгород и другие более мелкие пункты, начала создаваться в 1520-30-х годах.

Основная засека простиралась на несколько сотен километров от брянских лесов до Переяславля-Рязанского (Рязань), проходя в восточной части основного участка параллельно Оке и дублируя её как оборонительный рубеж. Отдельный юго-восточный участок Большой засечной черты защищал рубежи Рязанской земли и тянулся от Скопина до Шацка. Важными крепостями на этой засеке были Белёв, Одоев, Козельск, Болхов, Крапивна, Тула, Венёв, Ряжск и Сапожок. Чуть южнее была возведена передовая линия, связывающая города Новгород-Северский, Путивль, Мценск, Пронск.

Обе эти линии составили собой Большую засечную черту строительство которой продолжалось более 40 лет и было закончено в 1566 году.

Залесец.

#история
Наши в Финляндии
Уже в первой половине XVIII в. ростовских огородников можно было встретить не только в Петербурге, Москве, прибалтийских губерниях, в Сибири и Финляндии, Архангельске и Таганроге, но даже и за границей – в Германии, Австрии, Франции.
После русско-шведской войны 1741-1743 гг. в состав России вошел город Фридрихсга́м (ныне Ха́мина, юго-вост. Финляндия), расположенный на берегу Финского залива. 14 января 1771 г. крестьяне ростовского села Сулость Андрей Никитин и Михайло Андреев писали в Фридрихсгамский магистрат: «С давних лет, как предки наши, так и мы именованные, ежегодное имеем по приезде жительство в сем городе Фридрихсгаме по паспортам. Промысел держим от хлебопашества на наемных огородах, засеянными всякими огородными семенами…».

http://rostland.blogspot.com/2022/11/blog-post_18.html?m=0
Поруха и огородно-фуражная автаркия.

У социолога Петра Иванова встретил любопытный пост посвященный социологии огородничества, началом ему послужила фб дискуссия вокруг тезиса Натальи Зубаревич о том, что многие жители России живут огородом. Входе дискуссии была озвучена точка зрения, что огородничество это всё "кордонщина", дескать никто огородом не живёт, потому что большая часть страны живёт в больших городах и вообще самостоятельное выращивание овощей экономически не эффективно и проще покупать овощи в магазине. А значит огород это такое баловство для тех, кому себя нечем занять. Иванов это прокомментировал так:

«В связи с этим могу сказать следующее. В индивидуальных жилых домах проживает 23,9% россиян, т.е. почти четверть и скорее всего они имеют огород. 46% россиян имеют дачи и скорее всего тоже имеют там огороды. Напрямую складывать эти проценты было бы неправильно, поэтому предположим, что чуть больше 50% россиян являются счастливыми обладателями огородов. К сожалению, у нас нет данных по гаражам и погребам, а жаль, потому как именно там и хранятся овощные заготовки. Тем не менее. Продолжим спекуляции с цифрами примерно 25% россиян живёт на сельских территориях и столько же живёт в малых городах. Скорее всего на малых территориях мы встретим разнообразные огородные сценарии. Опять же, получается, что примерно половина населения России так или иначе связывает свою жизнь с натуральным хозяйством.

65% картофеля в России производится в частных или подсобных хозяйствах и более половины этого процента не поступает в торговый оборот. Стало быть этот картофель выращивается для личных нужд и скорее всего несмотря на свою сравнительную дороговизну выигрывает конкуренцию с покупным картофелем. Еще важный момент про огороды и неэффективность натурального хозяйства заключается в том, что те, кто говорят о его неэффективности и, соответственно, непривлекательности для рациональных экономических субъектов просто не учитывают некоторые существенные экстерналии. Дело в том, что огород занимает время и это заменяет жителям малых территорий то, чем занимают время жители крупных поселений. Это одновременно и стояние в пробках и походы в музеи. То, что помогает проводить время. Потому как ну не будешь же целый день телевизор смотреть или пьянствовать, должна быть какая-то осмысленная активность, чтобы чувствовать собственное человеческое достоинство. В этом плане огород не только экономическая практика, но еще и культурная практика.

Сейчас по мере нарастания проблем в экономике роль огородов будет только расти. В тех стратах где огород еще не является практикой выживания, а является в большей степени культурной практикой будет нарастать роль огорода как практики выживания. Тем более, что огород это агендерная практика и ему не страшен нарастающий демографический дисбаланс.»

Актуальное исследование для России, проваливающейся в автаркию. Из моих родственников и знакомых живущих в деревне 100% выращивают сами себе овощи на стол. К практике огородно-деревенской автаркии я бы еще отнес фуражирование грибов, ягод и трав, это важная часть в категории «подножного корма» россиян. Сбор дикоросов не только культурная финно-угорская традиция и прибавка к летнему/осеннему меню + заготовки на зиму, но и важная экономическая практика. Все дикоросы очень выгодно собирать, потому что их перепродажа имеет очень высокую маржу. Данные практики были еще совсем недавно характерны и для значительной части городских жителей, имеющих дачи.

Например, наша семья всю жизнь ела овощи, фрукты и ягоды с дачи — картошку, лук, свеклу, патиссоны, яблоки, сливу, вишню, и др. культуры. В 1970-1990ых почти ничего не покупали в магазинах, ну может кроме картошки (которой с огорода не хватало на всю зиму) и заморских фруктов которые «выбрасывали» в гастрономы перед НГ. Все эти практики значительной части россиян придется вспомнить в самое ближайшее время.

Залесец.

#экономика #традиция