РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Опричнина XVI века и Мерянская земля.

Заметка - продолжает тему «Трёхлетней войны» 1467-1469 гг. В ходе этой кампании восточные костромские меря были потеснены. Вновь, ещё более, в 1530-х - 1540-х годах. И окончательно взяты под контроль - только после падения Казани в 1552 году и учреждения в 1565 году на финно-угорских землях Северо-Востока Московии Опричнины, закрепившей полное покорение мери.

Почему Иван IV выбрал своим «доменом» мерянско-чудской Северо-Восток, в том числе Северо-Восток исторической Ростовской земли, но не взял сам Великий Новгород, бывшие В.К.Тверское, В.К. Рязанское, В.К. Московское, Верховские княжества, Муром, Смоленск? В чем причина опоры на служилых людей, новых дворян и местных боевых холопов? В желании кардинально закабалить мерянское, чудское население, как основных проводников «воровства против государя»?

Связь не прямая, но она определенно есть.

Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/oprichnina_xvi_veka_i_merjanskaja_zemlja/2020-11-12-1502

#меря #опричнина #XVIвек
Красное «воровское» знамя галичан.

В продолжение истории борьбы постмерянского населения костромского Заволжья затронутой в наших предыдущих публикациях «Шемякины войны. Меря в контексте политической истории Московии 15 века», «570 лет великому княжеству Устюжскому», «Меря, мари и татары в Трёхлетней войне 1467 - 1469 гг. Москвы с Казанью», «Опричнина XVI века и Мерянская земля».)

Вологодские и костромские краеведы и историки уже неоднократно писали о походе одного из разинских атаманов, Ильи Ивановича Пономарева, на Север в 1670 году. Вроде бы все детали этого неудачного для восставших рейда известны, но вот в книге Л. Белова, В. Зубова «Галичь (Ярославль, 1983) есть любопытный факт. Оказывается, наши люди воевали («воровали») против царя под красным «пестрядинным» знаменем! (Пе́стрядь — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая).

Так вот из какой ещё старины идут наши революционные символы!

Мерянское и постмерянское население Заволжья насильно переводимое в течении XVII века из ясачного и черносошенного сословия в крепостные не хотело мириться с царской политикой. На неё они отвечали побегами, причем число побегов из года в год возрастало.

Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/krasnoe_vorovskoe_znamja_galichan/2021-03-25-1531

#меря #разинскоевосстание #XVIIвек
Деньги, монисто и «застой».

Размышляю, наблюдая странные языковые сближения: финский «yksi» - один, эстонский «üks» – один, вепсский «üksʼ» - один, чувашский «укҫа» - деньги, марийский «окса» - деньги, «иктӹ» - один, татарский «акча» – средства, мерянский «иканя» – копеечка, единичка, и конечно вспоминается «иксы» - деньги по офенски.

Штука в том, что основа слова «один» в волго-финских и прибалто-финских языках общая - корень –ик. Получается, что понятие о деньгах у булгар, татар и марийцев сформировалось в финских терминах. Ровно как наша верхневолжская «иканя» - денежка, она же единичка. В итоге, встаёт вопрос о деньгах волго-балтийской торговли древнебулгарского времени на основе какой-то волго-финской традиции. Т.е. до арабского серебра у нас здесь тоже было что-то в качестве денег, может быть ракушки каури, может шкурки белок или ещё что.
Не зря, что у мари, удмуртов, чувашей, что у мордвы и прибалтийских сето (а в раннем средневековье по видимому у муромы, мери и веси) женский нагрудник как с монетовидным серебром (монеты мордовки о которых мы недавно писали) так и с ракушками каури. Они и были деньгами, и женщина в любой момент могла снять одну и за что-нибудь расплатиться.

Кстати, советская тяга к медалькам во всю грудь - не проснувшийся ли архетип, подсмотренный кем-то из кремлёвских старцев у своих бабушек?! )) И ведь что характерно: западные ордена и медали крупнее, а у нас мельче, какие-то отраслевые вполне «мордовкоподобны» и главное - чтобы их было побольше! Т.е. влияние архетипа налицо. Эпоха брежневского застолья - страна победившего социал-мерянизма, сытого и самодовольного. Шучу, конечно, все весьма условно и скорее, подано в виде фарса. Но родители наши были вполне счастливы, несмотря на малообеспеченность, имели соц.блага, ездили в Крым, насыщались впечатлениями с дешёвыми путёвками по профсоюзной линии, всё это - вполне мерянская, общинная, социальная тема.

Васка Шёмтолгай.

#деньги #финны #тюрки #юмор
Печка Меровии. В гостях у бабушки Кати.

Фрагмент фильма "И углами изба красна" (1985) сюжет которого наряду с рассказом об уникальных свойствах русской печи посвящен рецептам и способам приготовления различных традиционных в Меровии блюд.

Одно из них называется "гуленник"

А рецептом этого картофельного блюда с нами поделились жители Ковернинского района Нижегородской области, места где находилась средневековая Меровия, описанная венгерским монахом Юлианом Венгерским совершивший в 1230-е годы два путешествия на Волгу в поисках Великой Венгрии (Magna Hungaria).

Рецепт простой и, судя по описанию, очень аппетитный. Для приготовления гуленника понадобится уже сваренное картофельное пюре, которое смешивают с молоком или со сливками, туда также добавляют два яйца и соль по вкусу. Затем полученную смесь тщательно перемешивают. Все это выкладывают в глиняные горшочки и ставят в духовку на 25 минут.

Аналог этого блюда в Костромской Мерянии называется "заливушка" или "залитушка". "Заливушка" может готовится из картошки, репы, брюквы, круп и даже макарон.

https://www.youtube.com/watch?v=lEMVVw4n-Ng

#мерянскаякухня #меря #меровия
Что известно о мерянском языке.

"Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских языков в древности в ареале Восточной Европы.

Ему принадлежат первые основательные попытки реконструкции карты ареалов распространения древних языков в первом тысячелетии нашей эры. Одна из карт середины 1930-ых годов, у него их несколько в разных вариантах, самая показательная. На ней можно видеть вполне понятные макробалтский ареал, который мы стали гораздо лучше себе представлять после работ Трубачева и Топорова, и других исследователей балтской гидронимии, рядом с ним славянскую прародину, иранскую степь, прибалтийских финнов, предков финнов, карел и эстонцев, живущих на южном берегу Финского залива, в то время когда финны только начинают переселяться на север, а страна которая нам известна сегодня как Финляндия заселена еще предками саамов. Само название финнов, к которому мы привыкли, их страны, в скандинавских языках означает страну саамов. Вытеснение саамов финнами произошло на протяжении последних двух тысяч лет. Еще мы видим марийцев, пермян, то есть удмуртов и коми, мордву и интересный ареал под названием неиндогерманцы. Фасмер видел, что Русский Север, бассейн Вычегды, Сухоны, Северной Двины, современная Архангельская область, наполнены дорусскими гидронимами, прежде всего названиями рек, безусловно, не индоевропейскими, скорее всего финно-угорскими, но более точного определения Фасмер им не дал, понимая, что это предмет будущего исследования."

Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.

https://www.youtube.com/watch?v=0qOCasB3GyQ

Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.

#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #балтскиеязыки #лингвистика
"Историк Михаил Гефтер считал, что русская революция — единственная революция, которая не была остановлена, так как не нашла для себя пути того государства, в котором она могла быть реализована.

В результате Россия сегодня остается провинциальной страной в интеллектуальном и культурном отношении. Поэтому в других странах проблему русской революции обсуждают значительно интенсивней и глубже, чем у нас."

Павловский. 7 ноября 2017 года.

Лента напомнила.

#революция
Forwarded from Толкователь
«В малых городах Российской Федерации происходит сокращение населения в целом примерно на 3% в год».
(Сборник «Социокультурные трансформации в малых городах России», Институт социологии РАН, 2022).

Такими темпами через 30 лет почти все малые города России просто исчезнут.
Реконструкция мерянского языка. От Ткаченко до Матвеева.

Попытку восстановить мерянский язык предпринял киевский лингвист О.Б. Ткаченко вы возможно знаете его работу, она так и называется "Мерянский язык", но в финно-угроведческом сообществе его работы были восприняты с скептицизмом (в котором мы видим скорее борьбу разных научных школ).

Революция в мерянистике произошла на рубеже XX-XIX веков. Пришла она с Севера, из того самого фасмеровского ареала неиндогерманцев. Началось все с исследования субстратной топонимии Русского Севера, откуда дело дошло и до мерянской исторической земли и связано это с академиком РАН Александром Константиновичем Матвеевым.

Матвеев создал в Екатеринбурге великолепную школу изучения ономастики, в принципе, и в особенности субстратной топонимии. С 1960-ых годов он со своими учениками систематически ездил в экспедиции по всему европейскому Северу России, начиная от Коми Республики, заканчивая Костромой, Ярославлем, Вологдой и Карелией, и собирал топонимический материал.

Собирал для того, что бы системно его исследовать. Матвеев подошел к этому основательно, он собирал диалектные названия, он собирал варианты названий кусков рек, их названия на разных языках и на разных диалектах, он собирал названия со старых карт и из старых источников, и все это сводил в единый каталог.

Эта, поистине титаническая работа, уже к концу 1980-ых годов привела к возможности начать анализ субтратной дорусской топонимии европейского Севера.

Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финно-угроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.

https://www.youtube.com/watch?v=18YB8GJdxV4

Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.

#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
Соблюдая традиции телеграма, делаю подборку/подсветку каналов, которые читаю/изучаю, к кому прислушиваюсь, кому верю.

5.000+ подписчиков у «Заполярного Ворчуна» к празднику 7 ноября и индекс цитирования > 149 по версии tgstat.ru
Заполярный Ворчун @z_vorchun
Камрады, которые маленько поюжнее или чутка подальше от нашего кольского края земли

@SZFO_shnaya Новости всего нашего Северо-Запада
@greenserpent "Зеленый Змий" - Бережет Природу, Мать нашу
@TvoySpb Самые свежие новости из главной столицы империи. Питер, как на ладони. Всегда внезапно, всегда остро и неожиданно
@ecolog29 Экология Севера. Новости, от которых у чиновников потеют ладошки
@sayinArkh Новости Архангельска без купюр, без вранья
@spb_danger Фонтанка СПб - петербургская интернет - газета
@sevmorput «Северный морской путь». Всё самое важное о жизни главной «артерии» Севера
@vologodskoy_konvoy Вологодской канвой. Всё, что самого важного есть в регионе №35.
@Deep_Karelia Телега о карельской политике. Ныряем!
@northmKarel Карельский гранит, мощно и по-делу.
@northvol Вологодское маслице. Качественно. А вы чего ожидали от бренда?
@politolog_Orlov ПолитологОрлов видит, формирует и транслирует смыслы
@euroarctic - Евроарктика. Новости и интересности.
@pomorski - Поморский стыд. За наполнение совсем не стыдно.
@nordcat - Архангельский Кот. Шикарный=)
@piter_po_lubvi Живой Санкт-Петербург. Интересно!
@stranoved - СТРАНОВЕД. Знает то, о чём вы и не догадывались.
@matrosou Регионы под наблюдением. Всегда. Чётко. По-делу.
@Gubery Главный по региональной политике. Гуру!
@operline_ru О военно-политическом, с иронией об информационно-патриотическом. Безусловно рекомендую. Настоятельно.
@guber2 Без купюр про губернаторов и губернии.
@politobozik Следящий за регионами.
@Ribfront «Рыбная» повестка дня.
@zalesje Лучший канал о метафизике и истории Северо-Восточной Руси. Привет, земляки!
@dvuglav - ДВУГЛАВ. Великий и ужасный Марат.
@PolitBroker Губернаторам не увернуться, все под микроскопом!
@t.me/rusfleet Неуютный дневничОк мичмана Птичкина.
@Leningrad_guide Ленинградская политическая жизнь под прицелом
@NUR24RU Новости ЯНАО, всегда неожиданные пикчи, оцените!
@sashakots Александр Коц. Новости с «ленточки». Честно и оперативно.
@petrusV82 Главный волонтёр Крыма, Валерия Петрусевич. Невероятная, прекрасная, отзывчивая
@fighter_bomber Хроники истребителя-бомбардировщика в отставке
@politjoystic Политолог Марат Баширов. Тот, кто в курсе, проверено личным общением.
@y555142 Колыбель смыслов внутренней политики Татарстана. Осторожно, остро!
@krai_rodnoy Агрегатор самых животрепещущих событий в российских регионах.
@Contora_Pishet Контора пишет. И ничего не забывает!

***
Ежели кому понадоблюсь - связь с космосом 👽 @z_vorchun_bot
Ополье предзимнее. Владимирская область.

Фото: Сергей Скуратов

#суздаль #владимирскаяобласть
Forwarded from Меряфутурист
Сохранение языка и языковой сдвиг.

Когда в Европе, включая Английское королевство, началась Реформация, одним из важнейших её последствий был перевод Библии на местные туземные языки. В Уэльсе Реформация успешно распространялась, так что на валлийский язык Библию перевели, в XVI веке. Это способствовало резкому повышению престижа валлийского и расширило его использование за пределами бытовой сферы. С шотландским гэльским такого не произошло по той причине, что гэльскоязычные шотландцы остались католиками преимущественно. А среди протестантов абсолютно преобладали англоговорящие шотландцы, им перевод Библии на гэльский был без надобности.

Добавлю, что перевод был санкционирован Елизаветой I и парламентом в 1563 г. а Уильям Морган, автор первого полного перевода Библии на валлийский язык, был ещё до кучи англиканским епископом. То есть этот перевод был полностью поддержан светскими и духовными властями и потому распространялся беспрепятственно.

Любопытно, что по каким-то причинам перевод Библии на ирландский гэльский такого эффекта на сохранение ирландского языка не оказал, хотя работа в этом направлении велась с конца XVI в. Видимо, ирландскоязычные католики восприняли этот перевод как покушение на святость Вульгаты и попытку продвинуть протестантизм в их среду.

Что это дает нам в сухом остатке?

Собственно, церковная служба и книги на славянском в Руси стали важным фактором, обеспечившим постепенное и довольно длительное объединение очень разнородного по этническому составу населения в одну народность с древнерусским языком. Какая уж там массовая славянская колонизация в Суздале и тем более за Волгой...

#язык
Forwarded from Меряфутурист
Модерн и Авангард.

В эти странные времена люблю слушать Дмитрия Львовича Быкова*, он не только остроумный и добрый оптимист, но и прекрасный историк культуры, мысли которого интересно анализировать. Вчера в "Уроках литературы" Быков рассказывал про разницу между модерном и авангардом в литературе. Позволю себе процитировать:

«В основе модерна лежат Фрейд, Павлов, Дарвин, Маркс, люди пытающиеся объяснить доселе не объяснимое, люди рационализирующие дискурс. У Таубера модерн рассматривается как эпоха моральной ответственности, когда человек пытается разобраться в себе. Интерес модерна к патологии это попытка исследовать сложные перверсии, это интерес к крайним и радикальным случаям, но в основе его лежит рациональное мышление.

Один из главных парадоксов русской культуры (прежде всего в литературе), заключается в том, что Россия знала авангард, но не знала модерна, ибо не надо их путать, авангард может быть очень архаичным, как например, показал Раушенбах в своей работе о русской иконе, очень разнообразным по форме, но философия модерна это иное.

Философия модерна это постановка душевной и культурной жизни человека под контроль и анализ. И настоящей модернистской прозы в России еще не было, если не считать автобиографических моментов у Андрея Белого.

Судьба модерна в нашей архаической стране была трагической. Модернистский дискурс Петра это иллюзия, он совершенный не модернист, это попытка модернизации глубоко архаическими, опричными средствами. Все модернизация Петра (и его потомков) это модернизация через кнут, дыбу и плаху. Такая насильственная модернизация неизбежно заводит только в убийственный тупик. Модернизация своими средствами исключающая модернизм заводит только в пыточный застенок и никуда более.

В русской культуре есть авангард, а модерна нет, потому что модерн это интеллектуальное течение, а к интеллекту у нас традиционно отношение недоверчивое. Этот перекос будет выправляться годами, новая русская проза, будет прозой модерна, прозой анализа».

*
Итак, по Быкову новая русская проза должна с модернистской дотошностью исследовать собственное русское бессознательное, комплексы, страхи, их происхождение.

Мерянскому этнофутуризму, прежде всего как в историософскому и культурологическому дискурсу, тоже близок такой подход. В основе мерянства лежит практика модерна, рационализирующая историческую «великорусскость», исследующая её культурно-мифологические патологии, вскрывающие её пыльные надстройки-чердаки и многоуровневые подвалы, уводящие в сырые «инородческие» глубины. Мерянство это исследование русских исторических, культурных и социально-политических инверсий. Это, прежде всего попытка рационально разобраться в себе самих.

Мерянский этнофутуризм это тот самый запоздалый верхневолжский модерн, который лишь робко прорезался в предреволюционных деревянных наличниках Ростова и Костромы, строках малоизвестных уездных поэтов и полотнах нескольких художников, деконструирующий инверсии умершего, идущий по дороге в будущее, навстречу к свету истинно-изначального.

* - признан российскими властями иностранным агентом.

#меря #модерн #дискурс
Forwarded from Меряфутурист
Я есть Посланник и Я есть Послание / Serõša Masõn jonat pa Mas Serõše jonõt / Серыша Масын йонат па Мас Серыше йоныт.

По мнению археолога Марека Звелебиля, бывшего специалистом по финскому и балтийскому мезолиту, нашими древними предками лось рассматривался как существо-посланник, играющее центральную роль в посредничестве между миром духов и миром людей. По-видимому, основываясь на такой интерпретации знаменитые изображение человеколосей пермского звериного стиля можно трактовать как шаманов-проводников в практиках призвания духа Небесного лося, как сталкеров знающих все связи между тремя мирами.

Герой моей новой картины Лось-посланник — приходящий к нам во снах, являющийся одновременно архетипом Посланием — напоминанием.

Часто финно-угорские архетипы приходят к нам во сне. Если вам приснилось, что вы встретили лося в лесу – это предвестие от предков о счастливой жизни, в которой осуществятся ваши самые сокровенные желания. Огромный матерый лось с ветвистыми рогами – к богатству, лосиха с маленьким лосенком – к увеличению вашего состояния.

По просмотрам снов с лосем, согласно статистики, лидируют Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Республика Карелия, Костромская, Ярославская, Вологодская и Архангельская области. Чуть отстают Кировская, Ивановская и Тверская области, республика Мордовия (к слову являющаяся настоящим заповедником лосиных снов Черноземья), Пермский край и республика Коми.

В славянском Черноземье, нижнем Поволжье, Кавказе и в Сибири (кроме Якутии) лось во снах встречается редко или совсем не встречается.

Арт: Андрей Малышев-Мерянин

#меря #сны #этнофутуризм
Бабушка моего костромского друга Алексея, мать его отца, родом с Макарьева, в 20 годах XX века молоденькой учительницей уехала на Меру, и там стала женой его деда, и вот пару лет назад нашли они с отцом свою крепкую и большую макарьевскую родню. Живут в центре, в старом доме в котором семья жила до революции, нашли через архив, теперь дружат.

"Наш батька всю жизнь хотел разыскать этот макарьевский клан, это он все затеял со своим двоюродный братом, были на старинном кладбище, видел и трогал могилы древних предков с Унжи. И нашел".

Все это так по-мерянски. Я давно наблюдаю за генеалогическим движением в стране, и в нашем Верхневолжье оно самое мощное. У нас живут люди которые в разы больше ценят, любят и знают предков, свою региональную историю и культуру, свое происхождение.

И не удивительно. Где еще люди веками сидят на одном месте как не у нас? Где? Я всю центральную Россию объездил плотно, а мой друг Алексей еще и Сибирь с Дальним Востоком, такой тысячелетней традиции больше нигде нет, Вологда, Вятка, Пермь, Архангельск, Новгород еще, остальные регионы, как ни крути, всё размыты, много пришлых. Многие давно уже без роду племени, ну или по крайней мере без традиции сидения на одной реке 1000 лет.

По этому мы, меряне, ответственны за землю предков, мы на ней выросли - нам и за ее будущее отвечать.

Фото с Меры и Унжи (С) Алексей Щукин (С) Жанна Щукина

Мерянин.

#костромскаяобласть #идентичность
Конфедерация трех племен.

"В Новгородской первой летописи, сообщающей: «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородские людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словене свою волость имели, а Кривици свою, а Меря свою; каждо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своим родом…»

В этой связи нужно полагать, что в первой половине IX в. в лесной зоне Восточно-Европейской равнины существовало три политических образования – словен ильменских, кривичей и мери, а их территории соответствовали археологическим ареалам – области новгородских сопок, ареалу длинных курганов и региону мерянской культуры. Административными центрами этих образований, нужно думать, были:

Новгородское (Рюриково) городище (об этом есть прямое указание летописи в сообщении о племенных княжений: «словене свое в Новгороде») с общеплеменным святилищем в Перыни;
Изборск (один из приглашенных на княжение трех братьев-варягов был посажен здесь) или Псков;
а также городище на Саре (летописный Ростов), как явный племенной центр мери.

В протографе, реконструированном А.А. Шахматовым, который опирался на текст Новгородской первой летописи (более архаичной, чем Повесть временных лет), написанном по его мнению, в 1039 году при Ярославе Мудром в Киеве и дополненном в Новгороде в 1050 г. значилось:

«Въ си же времена Словене и Кривичи и Меря дань даяху Варягомъ отъ мужа по белеи веверици; а иже бяху у нихъ, то насилие деяху Словеномъ и Кривичемъ и Мери».

А. А. Шахматов утверждал, что первоначальный киевский текст содержал упоминание только трех племен.

В Новгороде этот текст был дополнен четвертым - чудью. В Новгородской первой летописи уже сообщается : «…новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря…дань даяху Варягомъ отъ мужа по белеи веверици; а иже бяху у нихъ, то насилие деяху Словеномъ , Кривичемъ и Мери и Чюди».

В первоначальном протографе эти известия не имели точных дат. В Повести временных лет они отнесены к 859г.: «Имаху дань варязи изъ заморья на чюди и на словенахъ, на мери и на всехъ кривичехъ». На основании археологических материалов Ладоги можно допустить, что описываемые события имели место в 840-850 годах. Не исключено, что Ладога стала варяжской базой, откуда дружины норманнов и совершали набеги на земли словен, кривичей и мери, принуждая местное население к выплатам дани.»

Седов В.В.

#история #финноугры #балтославяне
Forwarded from Меряфутурист
Над Русью угро-финнской

Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя из идеи - возможности через топонимию родных меряно-чудских мест услышать нечто похожее на речь древних финно-угорских предков.

Над угрюмой Русью угрофинской
Повиснуть если на шаре воздушном,
Полетят внизу елево-мглистом,
Чудских деревень трупы обездушенные!

Пустоглазые черепа крыш проломленных,
Истощалой домовихи возрыдание:
Мя́нда ки́бокса и́гмас во́гнема!
Ва́лга у́ртомаж пу́ртас а́ндома!

На печи – перебитой хребтине
Два картёжника: лешак да баенник.
Во́лташ по́лдарса стри́га пи́нега,
Со́йга ко́нокса то́пса а́ндога!

Из гагарьих болотин камлание,
То ли Клюев там, то ли кикимора:
То́йма ко́дима ки́уй я́ренга,
Ви́рма ю́мборга ве́йга во́йманга!

Истомелые татка с матенкой -
Избянной конёк да утка - жалятся:
Кя́нда ве́ркола со́лза ма́ега,
Ве́ртус хе́малда у́йта а́нданга!

Над Русью угро-финнской · Kirpiklass · Tanya Geisler
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music

#музыка #меря #чудь
Кацкие утопленники, или дохлецы!

"Дохлёцы", они же "утóпленники" – выпечка, некогда чрезвычайно популярная в селе Хороброве. От тамошней жительницы Екатерины Николаевны Розовой их печь научились сотрудники Этнографического музея кацкарей и теперь знакомят с ними всех любителей традиционной кацкой кухни. Но почему же они так странно называются? Секрет откроется тем, кто досмотрит видео до конца. Приготовила в русской печи ученица 9 класса Рождественской школы Виктория Данилова.

Комментарий "Ражей глобки": утопленники у Виктории получились больно масленными! Масла нужно лить столько, чтобы оно покрывало тесто, но чтобы они не плавали в нём!

Справка Merjamaa.

Образование субэтнической группы кацкарей связывается её популяризаторами с автохтонным дославянским населением Кацкого стана. Своеобразие местного говора и культурно-бытовые особенности, сложившиеся у кацкарей, стали по мнению сторонников выделения данной этнолокальной группы следствием смешения в бассейне реки Кадки славянского и финно-угорского (мерянского) населения. В дальнейшем культурно-языковое обособление от остального русского этнического массива и интеграция кацкарей в единую группу происходили на протяжении нескольких веков в пределах административной единицы Кацкий стан, или Кацкая волость, известной по письменным источникам с XVI века.

#кацкари #меря #ярославскаяобласть