"Чудесное яблоко". По мотивам сказки Ефима Честнякова.
В дивном Мерянском краю, за галич-мерьскими горами, за кологривскими борами, в унженской деревеньке Шаблово жил-был сто с лишним лет назад маленький мальчик Ефимко Честняков.
Жил он поначалу совсем обыкновенно, как жили в то время все деревенские ребятишки в Завожье. Весною верхом на прутике по тёплым проталинам скакал, в летнюю пору с мальчишками на Унжу бегал, осенью в избе у окошка сидел да на дождик глядел, а как первый снег на землю упадёт, так и опять Ефимку домой не заманишь. Опять он с друзьями на улице, опять бегает там, катается с горушек на саночках до самого позднего часа, до вечерней зари.
И может, и дальше бы у него всё шло обыкновенно, да только семья-то, в которой Ефимко рос, была с особинкой. Заключалась эта особинка вот в чём. Все любят сказки, да не все умеют их складывать. А вот в доме Честняковых что ни вечер, то и новая сказка, то и новая побасёнка. Новая, весёлая, до сей поры никем ещё не слышанная.
Жил-рос Ефимко, стал художником, поэтом-философом и сказочником. Никогда не забывал он свои детские сказки. Характерный пример тому — его картина «Чудесное яблоко» экспонируемая сейчас в Костромском музее-заповеднике и одноименная сказка, впервые опубликованная в 1914 г. в детском издательстве «Медвежонок».
По мотивам этой сказки о чудо-яблоке, в 1988 году режиссёр Лидия Сурикова сняла этот замечательный мультфильм. https://www.youtube.com/watch?v=rdyS-4u5sTs
© ЭКРАН, 1988 г. Лидия Сурикова.
#ефимчестняков #меря #сказка
В дивном Мерянском краю, за галич-мерьскими горами, за кологривскими борами, в унженской деревеньке Шаблово жил-был сто с лишним лет назад маленький мальчик Ефимко Честняков.
Жил он поначалу совсем обыкновенно, как жили в то время все деревенские ребятишки в Завожье. Весною верхом на прутике по тёплым проталинам скакал, в летнюю пору с мальчишками на Унжу бегал, осенью в избе у окошка сидел да на дождик глядел, а как первый снег на землю упадёт, так и опять Ефимку домой не заманишь. Опять он с друзьями на улице, опять бегает там, катается с горушек на саночках до самого позднего часа, до вечерней зари.
И может, и дальше бы у него всё шло обыкновенно, да только семья-то, в которой Ефимко рос, была с особинкой. Заключалась эта особинка вот в чём. Все любят сказки, да не все умеют их складывать. А вот в доме Честняковых что ни вечер, то и новая сказка, то и новая побасёнка. Новая, весёлая, до сей поры никем ещё не слышанная.
Жил-рос Ефимко, стал художником, поэтом-философом и сказочником. Никогда не забывал он свои детские сказки. Характерный пример тому — его картина «Чудесное яблоко» экспонируемая сейчас в Костромском музее-заповеднике и одноименная сказка, впервые опубликованная в 1914 г. в детском издательстве «Медвежонок».
По мотивам этой сказки о чудо-яблоке, в 1988 году режиссёр Лидия Сурикова сняла этот замечательный мультфильм. https://www.youtube.com/watch?v=rdyS-4u5sTs
© ЭКРАН, 1988 г. Лидия Сурикова.
#ефимчестняков #меря #сказка
YouTube
"Чудесное яблоко". По мотивам сказки Ефима Честнякова.
В дивном Мерянском краю, за галич-мерьскими горами, за кологривскими борами, в унженской деревеньке Шаблово жил-был сто с лишним лет назад маленький мальчик Ефимко Честняков.
Жил он поначалу совсем обыкновенно, как жили все деревенские ребятишки в Завожье.…
Жил он поначалу совсем обыкновенно, как жили все деревенские ребятишки в Завожье.…
Канун смуты.
В который раз перечитываю Флетчера. Нет, не поэта старой Англии. Джильса Флетчера, доктора гражданского права, посланника английской королевы к московскому царю Фёдору Иоанновичу в 1588 году (в целях развития торговых отношений). Заглянув в это европейское зазеркалье, дипломат, похоже, изумился и немедленно сел за написание книги, и его впечатления, в свою очередь, не могут не впечатлить нас, тех жителей современной России, которые сегодня дают себе труд наблюдать и сравнивать.
Ещё со времён Ивана Грозного стараниями царя и близких к нему людей страна была превращена в полигон для разграбления. Флетчер пишет, что он не знает большего порабощения простолюдинов, чем наблюдает здесь, в Московии. Народ унижен до рабского состояния. Земля, любое имущество человека принадлежит ему только по названию, «а на самом деле нисколько не ограждено от хищничества и грабежа как высших властей, так даже и простых дворян, чиновников и солдат». А потому развивать хозяйство нет смысла, а стать зажиточным даже просто смертельно опасно: тебя не только ограбят (что не диво), но и убьют. «Народ, будучи стеснён и лишаем всего, что приобретает, теряет всякую охоту к работе».
Как следствие - заброшенные «многие деревни и города, в полмили или в целую милю длины». По дороге к Москве только между Вологдой и Ярославлем Флетчер насчитал около полсотни таких совершенно пустых поселений. То же, как пишет он, ссылаясь на очевидцев, и в других концах страны.
Законы продуманы так, чтобы сподручней было людей содержать в рабстве и послушании. Из своего сословия не выходить, по стране не передвигаться, простому человеку, тем паче инородцу вроде пермяка или черемиса, не иметь оружия и воинских навыков: а мало-мальский интерес человека, даже горожанина, к наукам вызывал подозрение властей и окружающих.
Собственно, рабами, с таким устройством власти в стране, становились все. И не случайно лица даже высшего ранга в письмах к царю именовали себя холопами. Никто не мог чувствовать себя в полной безопасности. Курс этот был задан ещё в год безоблачного младенчества Флетчера, когда сразу после победы над вековым врагом Москвы - то есть в первые дни по взятии Казани - молодой царь Иван сделал сногсшибательное заявление. По свидетельству героя битвы Курбского, вместо того, чтобы поздравить и поблагодарить израненных победителей, дворян и бояр, государь изволил заявить, что теперь, когда главный враг разбит, ему ничто не помешает разобраться с самими героями-победителями.
Писавший об этом просвещённый Курбский своей судьбой как раз и проиллюстрировал тему: бегство в ВКЛ спасло его от неминуемой смерти. А земляки мои, князья Палецкие, например, не убереглись, и некогда славный род, спасавший, бывало, московских великих князей, кровавым их наследником был уничтожен.
Как историк Ивановского края, не могу не помянуть ещё один наш, местный, княжеский род высшего ранга, что от Рюриковичей: Шуйские! И.П. Шуйский был - ни много, ни мало - регентом при юном царе Фёдоре! Куда, вроде бы, выше для обеспечения собственного спокойствия, но и это не спасло его от гибели в результате интриг у подножия трона. Не помогло даже то обстоятельство, что в распоряжении Шуйского было немало вооружённых сил, а в числе его обширных владений имелись крепости - и Шуя в сердце его владений, и новенькая Кинешма, рассчитанная на пороховые сражения и усиленная волжской судовой ратью...
Подобная организация власти обычно приводит к смуте даже в, казалось бы, могучем, великом государстве. Известное нам Смутное время начала XVII века стартовало, на самом деле, ещё в середине 90-х годов XVI-го. И снова не обошлось без наших земляков, на этот раз совсем не знатных. По мнению известного историка Р.Г. Скрынникова, лухские земли стали «первым очагом вооруженного выступления «разбоев» - простолюдинов, которым власть не оставила иного способа добычи пропитания, кроме грабежа с оружием в руках. Народ переступил черту.
Он, на самом деле, легко переступает...
Павел Травкин.
#смута #XVIвек #московия
В который раз перечитываю Флетчера. Нет, не поэта старой Англии. Джильса Флетчера, доктора гражданского права, посланника английской королевы к московскому царю Фёдору Иоанновичу в 1588 году (в целях развития торговых отношений). Заглянув в это европейское зазеркалье, дипломат, похоже, изумился и немедленно сел за написание книги, и его впечатления, в свою очередь, не могут не впечатлить нас, тех жителей современной России, которые сегодня дают себе труд наблюдать и сравнивать.
Ещё со времён Ивана Грозного стараниями царя и близких к нему людей страна была превращена в полигон для разграбления. Флетчер пишет, что он не знает большего порабощения простолюдинов, чем наблюдает здесь, в Московии. Народ унижен до рабского состояния. Земля, любое имущество человека принадлежит ему только по названию, «а на самом деле нисколько не ограждено от хищничества и грабежа как высших властей, так даже и простых дворян, чиновников и солдат». А потому развивать хозяйство нет смысла, а стать зажиточным даже просто смертельно опасно: тебя не только ограбят (что не диво), но и убьют. «Народ, будучи стеснён и лишаем всего, что приобретает, теряет всякую охоту к работе».
Как следствие - заброшенные «многие деревни и города, в полмили или в целую милю длины». По дороге к Москве только между Вологдой и Ярославлем Флетчер насчитал около полсотни таких совершенно пустых поселений. То же, как пишет он, ссылаясь на очевидцев, и в других концах страны.
Законы продуманы так, чтобы сподручней было людей содержать в рабстве и послушании. Из своего сословия не выходить, по стране не передвигаться, простому человеку, тем паче инородцу вроде пермяка или черемиса, не иметь оружия и воинских навыков: а мало-мальский интерес человека, даже горожанина, к наукам вызывал подозрение властей и окружающих.
Собственно, рабами, с таким устройством власти в стране, становились все. И не случайно лица даже высшего ранга в письмах к царю именовали себя холопами. Никто не мог чувствовать себя в полной безопасности. Курс этот был задан ещё в год безоблачного младенчества Флетчера, когда сразу после победы над вековым врагом Москвы - то есть в первые дни по взятии Казани - молодой царь Иван сделал сногсшибательное заявление. По свидетельству героя битвы Курбского, вместо того, чтобы поздравить и поблагодарить израненных победителей, дворян и бояр, государь изволил заявить, что теперь, когда главный враг разбит, ему ничто не помешает разобраться с самими героями-победителями.
Писавший об этом просвещённый Курбский своей судьбой как раз и проиллюстрировал тему: бегство в ВКЛ спасло его от неминуемой смерти. А земляки мои, князья Палецкие, например, не убереглись, и некогда славный род, спасавший, бывало, московских великих князей, кровавым их наследником был уничтожен.
Как историк Ивановского края, не могу не помянуть ещё один наш, местный, княжеский род высшего ранга, что от Рюриковичей: Шуйские! И.П. Шуйский был - ни много, ни мало - регентом при юном царе Фёдоре! Куда, вроде бы, выше для обеспечения собственного спокойствия, но и это не спасло его от гибели в результате интриг у подножия трона. Не помогло даже то обстоятельство, что в распоряжении Шуйского было немало вооружённых сил, а в числе его обширных владений имелись крепости - и Шуя в сердце его владений, и новенькая Кинешма, рассчитанная на пороховые сражения и усиленная волжской судовой ратью...
Подобная организация власти обычно приводит к смуте даже в, казалось бы, могучем, великом государстве. Известное нам Смутное время начала XVII века стартовало, на самом деле, ещё в середине 90-х годов XVI-го. И снова не обошлось без наших земляков, на этот раз совсем не знатных. По мнению известного историка Р.Г. Скрынникова, лухские земли стали «первым очагом вооруженного выступления «разбоев» - простолюдинов, которым власть не оставила иного способа добычи пропитания, кроме грабежа с оружием в руках. Народ переступил черту.
Он, на самом деле, легко переступает...
Павел Травкин.
#смута #XVIвек #московия
Золотое кольцо. Говорят депутаты.
Намедни было 32 года со дня выхода первого номера ярославской газеты "Золотое кольцо", созданной как издание, альтернативное местной коммунистической прессе. Редактором новой газеты депутаты тогдашнего областного совета выбрали сибиряка Бориса Черныха, бывшего политзаключенного. Об этом рассказывает Евгений Ермолин:
"Уж не знаю, что было у них в голове (большинство из них были, по сути, правоверными советскими чиновниками), никто из них потом мотивацией выбора не поделился. Иногда мне кажется, что отсутствие у Черныха опыта и связей с местными реалиями, его творческая натура казались им залогом того, что затея провалится к радости тогдашнего властного истеблишмента. Однако чего-то учтено не было. Может, прецедента, о котором и сам Черных скорее всего не знал, когда редактором ярославского "Северного края" в начале ХХ века стал тоже сибиряк-вольнодумец, Василий Михеев (после смерти Эдуарда Фалька), и газета ярко заявляла о себе еще года три, пока ее не сжили со света цензурными рогатками.
Черных замыслил народную региональную газету российского уровня. Региональный охват и российский уровень не состоялись, ресурса явно не хватило, да и сам Б.Ч. вскоре покинул издание, а демократическую направленность газета имела довольно долго, лишь постепенно она ослабевала, и к концу своего существования газета потеряла поддержку читателя. Но это было много позже."
Один из читателей Ермолина в комментах спрашивает: Что было плохого в партийной газете "Северный край"? Что стало лучше в газетах "Северный край", "Золотое кольцо", "Караван рос" ?
Не забывайте, свободная пресса всегда лучше несвободной, см.: Маркс К. Запрещение Leipziger Allgemeine Zeitung и Оправдание мозельского корреспондента. Если добавить к этому марксовы Дебаты 6 рейнского ландтага о свободе печати, то ответ на эти вопросы сложится сам собой.
#ярославль #1990ые
Намедни было 32 года со дня выхода первого номера ярославской газеты "Золотое кольцо", созданной как издание, альтернативное местной коммунистической прессе. Редактором новой газеты депутаты тогдашнего областного совета выбрали сибиряка Бориса Черныха, бывшего политзаключенного. Об этом рассказывает Евгений Ермолин:
"Уж не знаю, что было у них в голове (большинство из них были, по сути, правоверными советскими чиновниками), никто из них потом мотивацией выбора не поделился. Иногда мне кажется, что отсутствие у Черныха опыта и связей с местными реалиями, его творческая натура казались им залогом того, что затея провалится к радости тогдашнего властного истеблишмента. Однако чего-то учтено не было. Может, прецедента, о котором и сам Черных скорее всего не знал, когда редактором ярославского "Северного края" в начале ХХ века стал тоже сибиряк-вольнодумец, Василий Михеев (после смерти Эдуарда Фалька), и газета ярко заявляла о себе еще года три, пока ее не сжили со света цензурными рогатками.
Черных замыслил народную региональную газету российского уровня. Региональный охват и российский уровень не состоялись, ресурса явно не хватило, да и сам Б.Ч. вскоре покинул издание, а демократическую направленность газета имела довольно долго, лишь постепенно она ослабевала, и к концу своего существования газета потеряла поддержку читателя. Но это было много позже."
Один из читателей Ермолина в комментах спрашивает: Что было плохого в партийной газете "Северный край"? Что стало лучше в газетах "Северный край", "Золотое кольцо", "Караван рос" ?
Не забывайте, свободная пресса всегда лучше несвободной, см.: Маркс К. Запрещение Leipziger Allgemeine Zeitung и Оправдание мозельского корреспондента. Если добавить к этому марксовы Дебаты 6 рейнского ландтага о свободе печати, то ответ на эти вопросы сложится сам собой.
#ярославль #1990ые
Сон в Мологе.
«Уголок земли, угодный Богу,
Вешнею водою унесло...
Расскажи мне, мама, про Мологу,
Только не печально, а светло.
Расскажи о незабытом прошлом,
Не замытом сроком и песком,
Повтори, как тот узор на прошве,
Что в Мологе связан был крючком.
Не про то, как разрушали храмы,
На родных погостах жгли кресты, -
Расскажи, как перед образами
От мирской спасались суеты.
Как звучал призывно, вдохновенно,
Колокольный перезвон живой,
Как в субботу мыли непременно
В доме пол, до белизны, сдресвой
Не о том, как вынимая рамы,
Связывали гонки из домов,
Расскажи, как в ночь и утром ранним
Слушали последних соловьев.
...Да не ведать уж того Мологе,
Как, домой, вернувшись, соловьи,
Словно заплутавшие в дороге,
Мест своих родимых не нашли.
...Расскажи мне, мама, про Мологу,
Распахни в ушедшее окно,
Я себе возьму твою тревогу,
Расскажи... Но мамы нет давно».
Зоя Горюнова. «Расскажи мне, мама, про Мологу...»
Сон в Мологе - Молога Ярославской области - Письма из провинции.
#молога #ярославскаяобласть
«Уголок земли, угодный Богу,
Вешнею водою унесло...
Расскажи мне, мама, про Мологу,
Только не печально, а светло.
Расскажи о незабытом прошлом,
Не замытом сроком и песком,
Повтори, как тот узор на прошве,
Что в Мологе связан был крючком.
Не про то, как разрушали храмы,
На родных погостах жгли кресты, -
Расскажи, как перед образами
От мирской спасались суеты.
Как звучал призывно, вдохновенно,
Колокольный перезвон живой,
Как в субботу мыли непременно
В доме пол, до белизны, сдресвой
Не о том, как вынимая рамы,
Связывали гонки из домов,
Расскажи, как в ночь и утром ранним
Слушали последних соловьев.
...Да не ведать уж того Мологе,
Как, домой, вернувшись, соловьи,
Словно заплутавшие в дороге,
Мест своих родимых не нашли.
...Расскажи мне, мама, про Мологу,
Распахни в ушедшее окно,
Я себе возьму твою тревогу,
Расскажи... Но мамы нет давно».
Зоя Горюнова. «Расскажи мне, мама, про Мологу...»
Сон в Мологе - Молога Ярославской области - Письма из провинции.
#молога #ярославскаяобласть
YouTube
Сон в Мологе.
«Уголок земли, угодный Богу,
Вешнею водою унесло...
Расскажи мне, мама, про Мологу,
Только не печально, а светло.
Расскажи о незабытом прошлом,
Не замытом сроком и песком,
Повтори, как тот узор на прошве,
Что в Мологе связан был крючком.
Не про то, как…
Вешнею водою унесло...
Расскажи мне, мама, про Мологу,
Только не печально, а светло.
Расскажи о незабытом прошлом,
Не замытом сроком и песком,
Повтори, как тот узор на прошве,
Что в Мологе связан был крючком.
Не про то, как…
Меря, мари и татары в Трёхлетней войне 1467 - 1469 гг. Москвы с Казанью.
Недавно мы вспоминали дату 2 октября 1552 года, когда после сорокадневной обороны пала Казань. Одной из важных вех этой предыстории была Трёхлетняя война Москвы с Казанью в 1467 - 1469 гг.
В ходе этой кампании, помимо баталий московитов собственно с татарами, казанского похода на Вятку и её перехода под покровительство Казани, похода московитов на Казань 1469 года, возвращения казанцами города-крепости Курмыша, шли жестокие схватки на других направлениях, в частности в Галиче-Мерьском, на Унже и Ветлуге.
Полностью сломить восточных костромских мерян в ходе этой войны В.К. Московское не смогло. Хотя, часть их земель была покорена и обезлюдена. Беженцы оттуда ушли в основном к марийцам на Ветлугу - в Меровию, и частью ещё дальше, вплоть до Вятки, в р-н Кокшарова (Котельнич) и Кукарки (Советск).
Восточные костромские меря были потеснены в Трёхлетню войну 1467-1469 гг.. Вновь, ещё более, в 1530-х - 1540-х годах. И окончательно взяты под контроль - только после падения Казани в 1552 году и учреждения на финно-угорских землях Северо-Востока Московского царства "Опричнины" в 1565 году, закрепившей полное покорение исторических мерянских земель.
#татары #марийцы #меря #казанскоеханство #московия #меровия
Недавно мы вспоминали дату 2 октября 1552 года, когда после сорокадневной обороны пала Казань. Одной из важных вех этой предыстории была Трёхлетняя война Москвы с Казанью в 1467 - 1469 гг.
В ходе этой кампании, помимо баталий московитов собственно с татарами, казанского похода на Вятку и её перехода под покровительство Казани, похода московитов на Казань 1469 года, возвращения казанцами города-крепости Курмыша, шли жестокие схватки на других направлениях, в частности в Галиче-Мерьском, на Унже и Ветлуге.
Полностью сломить восточных костромских мерян в ходе этой войны В.К. Московское не смогло. Хотя, часть их земель была покорена и обезлюдена. Беженцы оттуда ушли в основном к марийцам на Ветлугу - в Меровию, и частью ещё дальше, вплоть до Вятки, в р-н Кокшарова (Котельнич) и Кукарки (Советск).
Восточные костромские меря были потеснены в Трёхлетню войну 1467-1469 гг.. Вновь, ещё более, в 1530-х - 1540-х годах. И окончательно взяты под контроль - только после падения Казани в 1552 году и учреждения на финно-угорских землях Северо-Востока Московского царства "Опричнины" в 1565 году, закрепившей полное покорение исторических мерянских земель.
#татары #марийцы #меря #казанскоеханство #московия #меровия
28 октября, в Ярославле прошёл матч в рамках 16-го тура Мелбет Первой лиги между «Шинником» и тульским «Арсеналом». Команды играли на стадионе «Шинник».
На фото - баннер фанатов ярославского "Шинника", который ультрас приурочили ко Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября). Видно, что фанатские трибуны по-прежнему остаются местом концентрации свободомыслящих земляков.
#ярославль
На фото - баннер фанатов ярославского "Шинника", который ультрас приурочили ко Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября). Видно, что фанатские трибуны по-прежнему остаются местом концентрации свободомыслящих земляков.
#ярославль
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СЕРДЦЕ ПЕРМИ
Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III
Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен
Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии
Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)
Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку
Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия
Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»
Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»
С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение
Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?
Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.
При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.
В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III
На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Кинокартина «Сердце Пармы» открыла для зрителя полиэтничный и многоязычный мир становления Русского государства во времена Ивана III
Собственно, о полиэтничном характере Древнерусского государства свидетельствует и Повесть временных лет, описывающая становление государства как конфедерацию восточнославянских, прибалтийско-финских и волжско-финских племен
Об участии в формировании современного русского населения как славянских, так и финно-угорских элементов свидетельствуют и современные генетические исследования (см., например: http://генофонд.рф/?page_id=35691). Поэтому отношение к финно-угорскому наследию как к «чужому», не относящемуся напрямую к истории Руси представляется продолжением кабинетных построений ученых XIX века, не учитывающих данных современной лингвистики, генетики и этнографии
Упрощением является также рассмотрение финно-угорских (уральских) племен Средневековья как однородных в плане культуры и языка. То, что у приладожской чуди и корелы (собственно, как и у остального прибалтийско-финского по языку населения) было велико значение сельского хозяйства (земледелия и животноводства), почему-то порой вызывает удивление. Вместе с тем, еще член-корреспондент АН СССР Д.В. Бубрих отмечал, что активную роль в освоении Севера, в том числе современной Архангельской области, наряду со славянами играло и карельское и древнее вепсское население (http://knk.karelia.ru/site/bub/files/assets/basic-html/page-1.html#)
Находясь под властью Новгорода, к новгородцам или простым членам общины – людям (откуда самоназвания людиник у вепсов и лююди у южных карелов-людиков) относило себя и местное прибалтийско-финское население, одновременно сохраняя и память о своей племенной принадлежности. Показательно, что название судна новгородских ушкуйников – ушкуй, как и карбас восходят к вепсскому языку
Поэтому неудивительно, что земли к востоку от Обонежья, за волоками назывались не только Заволочьем, но еще и Пермью, то есть задней землей (от вепсского перяма). Отсюда и скандинавское обозначение этих земель – Биармия
Некоторые исследователи связывали понятие пермь и парма ‘густой, нетронутый лес, тайга’, ‘возвышенное место, покрытое еловым лесом’, сомневаясь порой в трактовке перми как «задней земли»
Однако, к прибалтийско-финскому (древневепсскому) источнику восходит еще одно внешнее название части пермских народов – зыряне (в говорах – зырь), восходящее к вепсскому сюрь- ‘крайний, сторонний’. Здесь мы видим явную сопоставимость по смыслу с понятием «задней земли»
С продвижением новгородцев на восток территориально смещались и Пермь с зырянами. Изначально под зырянами могли пониматься некоторые финно-угорские группы Заволочья (не обязательно пермские). Позднее под пермяками и пермянами понимались предки коми (не только коми-пермян, но и коми-зырян). Современные пермяки – это население Пермского края, без указания на его этническое происхождение
Но каким же был путь слов вепсского происхождения в отношении коми? Когда восточные славяне, древние вепсы и древние коми встретились в одной точке пространства и времени?
Требовалась встреча всех трех компонентов: двигавшихся с юго-запада (из Присвирья и Обонежья) в Заволочье новгородских словен и древних вепсов, а также проникающих с юго-востока и востока (из Прикамья) предков коми.
При скудности письменных источников упор необходимо делать на топонимию.
В этом плане показательно название Перемского стана в Пинежье (будущей д. Труфаново с окрестными деревнями) где, как и в Суре, произошла в XII–XV вв. одновременная встреча древнего вепсского, пермского и славянского населения. О том, что здесь ранее проживали коми, отражено и в грамоте великого князя Ивана III
На запад коми-население доходило до правобережья Двины
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Anton)
Так, Стефан Пермский (XIV в.) проповедовать у пермян, начиная с устья Вычегды, где в районе современного Котласа находилось селение Пырас. Интересно отметить, что согласно коми преданию, на Вычегде жил могучий колдун-оборотень Ошлапей, имевший медвежьи лапы (это, собственно, и означает его имя). По легенде, он был побежден Стефаном Пермским и местным жителями. А на месте его могилы возникло село Ошлапье (Ленский район Архангельской области)
Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’
В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды
На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие
И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Озеро Перемское / Пермское известно неподалеку от Архангельска. Оно расположено в бассейне речки Вождоромки / Воджеромки, название которой явно содержит коми географический термин öрöм ‘старое русло’
В целом пермская по происхождению топонимия, соседствуя с русской, а также с субстратными географическими названиями саамского и прибалтийско-финского (вепсского и карельского) типа, отмечается в восточной части Архангельской области от Мезени до Вычегды
На востоке области в русских говорах отмечаются отдельные слова коми происхождения (наиболее известное – туес), а также соответствующие фамилии: Кычев (кöч ‘заяц’), Пуртов (пурт ‘нож’) и другие
И хотя Архангельская область не являлась центром формирования коми народа, понятие слова пермь, пермяне, пермяки, а равно зыряне появились именно здесь – в месте встречи Руси, Перми и Чуди
#архангельскаяобласть #пинега #пинежье #пинежскийрайон #коми #вепсы #пермь
Кацкарка и сицкарь.
В "Кацкой летописи" встретил прекрасное фото семьи кривцовского фельдшера Александра Яковлевича Соколова. Родом он был с реки Сити, где в деревне с забавным названием Кривоногая Мологского уезда появился на свет 14 ноября 1924 года. С супругою Анной Ивановной, урожденной кацкаркой, вырастил двоих детей. Последние годы жизни провёл у дочери в Рыбинске, умер 21 июля 2007 года.
Какая характерная антропология у него, постновгородская, сицкарская, а у его жены постмерянская, кацкарская, а детки получились меряно-новгородскими. ) Лица нашей "Ростовщины".
Мерянин.
#антропология #кацкари #сицкари #ярославскаяобласть
В "Кацкой летописи" встретил прекрасное фото семьи кривцовского фельдшера Александра Яковлевича Соколова. Родом он был с реки Сити, где в деревне с забавным названием Кривоногая Мологского уезда появился на свет 14 ноября 1924 года. С супругою Анной Ивановной, урожденной кацкаркой, вырастил двоих детей. Последние годы жизни провёл у дочери в Рыбинске, умер 21 июля 2007 года.
Какая характерная антропология у него, постновгородская, сицкарская, а у его жены постмерянская, кацкарская, а детки получились меряно-новгородскими. ) Лица нашей "Ростовщины".
Мерянин.
#антропология #кацкари #сицкари #ярославскаяобласть
Деньги, монисто и «застой».
Размышляю, наблюдая странные языковые сближения: финский «yksi» - один, эстонский «üks» – один, вепсский «üksʼ» - один, чувашский «укҫа» - деньги, марийский «окса» - деньги, «иктӹ» - один, татарский «акча» – средства, мерянский «иканя» – копеечка, единичка, и конечно вспоминается «иксы» - деньги по офенски.
Штука в том, что основа слова «один» в волго-финских и прибалто-финских языках общая - корень –ик. Получается, что понятие о деньгах у булгар, татар и марийцев сформировалось в финских терминах. Ровно как наша верхневолжская «иканя» - денежка, она же единичка. В итоге, встаёт вопрос о деньгах волго-балтийской торговли древнебулгарского времени на основе какой-то волго-финской традиции. Т.е. до арабского серебра у нас здесь тоже было что-то в качестве денег, может быть ракушки каури, может шкурки белок или ещё что.
Не зря, что у мари, удмуртов, чувашей, что у мордвы и прибалтийских сето (а в раннем средневековье по видимому у муромы, мери и веси) женский нагрудник как с монетовидным серебром (монеты мордовки о которых мы недавно писали) так и с ракушками каури. Они и были деньгами, и женщина в любой момент могла снять одну и за что-нибудь расплатиться.
Кстати, советская тяга к медалькам во всю грудь - не проснувшийся ли архетип, подсмотренный кем-то из кремлёвских старцев у своих бабушек?! )) И ведь что характерно: западные ордена и медали крупнее, а у нас мельче, какие-то отраслевые вполне «мордовкоподобны» и главное - чтобы их было побольше! Т.е. влияние архетипа налицо. Эпоха брежневского застолья - страна победившего социал-мерянизма, сытого и самодовольного. Шучу, конечно, все весьма условно и скорее, подано в виде фарса. Но родители наши были вполне счастливы, несмотря на малообеспеченность, имели соц.блага, ездили в Крым, насыщались впечатлениями с дешёвыми путёвками по профсоюзной линии, всё это - вполне мерянская, общинная, социальная тема.
Васка Шёмтолгай.
#деньги #финны #тюрки #юмор
Размышляю, наблюдая странные языковые сближения: финский «yksi» - один, эстонский «üks» – один, вепсский «üksʼ» - один, чувашский «укҫа» - деньги, марийский «окса» - деньги, «иктӹ» - один, татарский «акча» – средства, мерянский «иканя» – копеечка, единичка, и конечно вспоминается «иксы» - деньги по офенски.
Штука в том, что основа слова «один» в волго-финских и прибалто-финских языках общая - корень –ик. Получается, что понятие о деньгах у булгар, татар и марийцев сформировалось в финских терминах. Ровно как наша верхневолжская «иканя» - денежка, она же единичка. В итоге, встаёт вопрос о деньгах волго-балтийской торговли древнебулгарского времени на основе какой-то волго-финской традиции. Т.е. до арабского серебра у нас здесь тоже было что-то в качестве денег, может быть ракушки каури, может шкурки белок или ещё что.
Не зря, что у мари, удмуртов, чувашей, что у мордвы и прибалтийских сето (а в раннем средневековье по видимому у муромы, мери и веси) женский нагрудник как с монетовидным серебром (монеты мордовки о которых мы недавно писали) так и с ракушками каури. Они и были деньгами, и женщина в любой момент могла снять одну и за что-нибудь расплатиться.
Кстати, советская тяга к медалькам во всю грудь - не проснувшийся ли архетип, подсмотренный кем-то из кремлёвских старцев у своих бабушек?! )) И ведь что характерно: западные ордена и медали крупнее, а у нас мельче, какие-то отраслевые вполне «мордовкоподобны» и главное - чтобы их было побольше! Т.е. влияние архетипа налицо. Эпоха брежневского застолья - страна победившего социал-мерянизма, сытого и самодовольного. Шучу, конечно, все весьма условно и скорее, подано в виде фарса. Но родители наши были вполне счастливы, несмотря на малообеспеченность, имели соц.блага, ездили в Крым, насыщались впечатлениями с дешёвыми путёвками по профсоюзной линии, всё это - вполне мерянская, общинная, социальная тема.
Васка Шёмтолгай.
#деньги #финны #тюрки #юмор
Telegram
РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Деньги "мордовки".
Марийская деньга -"мордовка" предположительно XIV-XVI веков с весьма характерным и узнаваемым знаком похожим на "доллар" найдена в "Музее татарских денег" на улице Каюма Насыйри в Казани.
Изображенная на "мордовке" марийская тамга напоминает…
Марийская деньга -"мордовка" предположительно XIV-XVI веков с весьма характерным и узнаваемым знаком похожим на "доллар" найдена в "Музее татарских денег" на улице Каюма Насыйри в Казани.
Изображенная на "мордовке" марийская тамга напоминает…
Что известно о мерянском языке.
"Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских языков в древности в ареале Восточной Европы.
Ему принадлежат первые основательные попытки реконструкции карты ареалов распространения древних языков в первом тысячелетии нашей эры. Одна из карт середины 1930-ых годов, у него их несколько в разных вариантах, самая показательная. На ней можно видеть вполне понятные макробалтский ареал, который мы стали гораздо лучше себе представлять после работ Трубачева и Топорова, и других исследователей балтской гидронимии, рядом с ним славянскую прародину, иранскую степь, прибалтийских финнов, предков финнов, карел и эстонцев, живущих на южном берегу Финского залива, в то время когда финны только начинают переселяться на север, а страна которая нам известна сегодня как Финляндия заселена еще предками саамов. Само название финнов, к которому мы привыкли, их страны, в скандинавских языках означает страну саамов. Вытеснение саамов финнами произошло на протяжении последних двух тысяч лет. Еще мы видим марийцев, пермян, то есть удмуртов и коми, мордву и интересный ареал под названием неиндогерманцы. Фасмер видел, что Русский Север, бассейн Вычегды, Сухоны, Северной Двины, современная Архангельская область, наполнены дорусскими гидронимами, прежде всего названиями рек, безусловно, не индоевропейскими, скорее всего финно-угорскими, но более точного определения Фасмер им не дал, понимая, что это предмет будущего исследования."
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=0qOCasB3GyQ
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #балтскиеязыки #лингвистика
"Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских языков в древности в ареале Восточной Европы.
Ему принадлежат первые основательные попытки реконструкции карты ареалов распространения древних языков в первом тысячелетии нашей эры. Одна из карт середины 1930-ых годов, у него их несколько в разных вариантах, самая показательная. На ней можно видеть вполне понятные макробалтский ареал, который мы стали гораздо лучше себе представлять после работ Трубачева и Топорова, и других исследователей балтской гидронимии, рядом с ним славянскую прародину, иранскую степь, прибалтийских финнов, предков финнов, карел и эстонцев, живущих на южном берегу Финского залива, в то время когда финны только начинают переселяться на север, а страна которая нам известна сегодня как Финляндия заселена еще предками саамов. Само название финнов, к которому мы привыкли, их страны, в скандинавских языках означает страну саамов. Вытеснение саамов финнами произошло на протяжении последних двух тысяч лет. Еще мы видим марийцев, пермян, то есть удмуртов и коми, мордву и интересный ареал под названием неиндогерманцы. Фасмер видел, что Русский Север, бассейн Вычегды, Сухоны, Северной Двины, современная Архангельская область, наполнены дорусскими гидронимами, прежде всего названиями рек, безусловно, не индоевропейскими, скорее всего финно-угорскими, но более точного определения Фасмер им не дал, понимая, что это предмет будущего исследования."
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=0qOCasB3GyQ
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #балтскиеязыки #лингвистика
YouTube
Что известно о мерянском языке.
Начнем мы с самого начала, с Макса Фасмера, известного нам автора «Этимологического словаря», но на самом деле Фасмер занимался много чем еще. В частности ему принадлежат интереснейшие работы про взаимодействие славянских, финно-угорских, балтских и иранских…
"Историк Михаил Гефтер считал, что русская революция — единственная революция, которая не была остановлена, так как не нашла для себя пути того государства, в котором она могла быть реализована.
В результате Россия сегодня остается провинциальной страной в интеллектуальном и культурном отношении. Поэтому в других странах проблему русской революции обсуждают значительно интенсивней и глубже, чем у нас."
Павловский. 7 ноября 2017 года.
Лента напомнила.
#революция
В результате Россия сегодня остается провинциальной страной в интеллектуальном и культурном отношении. Поэтому в других странах проблему русской революции обсуждают значительно интенсивней и глубже, чем у нас."
Павловский. 7 ноября 2017 года.
Лента напомнила.
#революция
Forwarded from Толкователь
«В малых городах Российской Федерации происходит сокращение населения в целом примерно на 3% в год».
(Сборник «Социокультурные трансформации в малых городах России», Институт социологии РАН, 2022).
Такими темпами через 30 лет почти все малые города России просто исчезнут.
(Сборник «Социокультурные трансформации в малых городах России», Институт социологии РАН, 2022).
Такими темпами через 30 лет почти все малые города России просто исчезнут.
Реконструкция мерянского языка. От Ткаченко до Матвеева.
Попытку восстановить мерянский язык предпринял киевский лингвист О.Б. Ткаченко вы возможно знаете его работу, она так и называется "Мерянский язык", но в финно-угроведческом сообществе его работы были восприняты с скептицизмом (в котором мы видим скорее борьбу разных научных школ).
Революция в мерянистике произошла на рубеже XX-XIX веков. Пришла она с Севера, из того самого фасмеровского ареала неиндогерманцев. Началось все с исследования субстратной топонимии Русского Севера, откуда дело дошло и до мерянской исторической земли и связано это с академиком РАН Александром Константиновичем Матвеевым.
Матвеев создал в Екатеринбурге великолепную школу изучения ономастики, в принципе, и в особенности субстратной топонимии. С 1960-ых годов он со своими учениками систематически ездил в экспедиции по всему европейскому Северу России, начиная от Коми Республики, заканчивая Костромой, Ярославлем, Вологдой и Карелией, и собирал топонимический материал.
Собирал для того, что бы системно его исследовать. Матвеев подошел к этому основательно, он собирал диалектные названия, он собирал варианты названий кусков рек, их названия на разных языках и на разных диалектах, он собирал названия со старых карт и из старых источников, и все это сводил в единый каталог.
Эта, поистине титаническая работа, уже к концу 1980-ых годов привела к возможности начать анализ субтратной дорусской топонимии европейского Севера.
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финно-угроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=18YB8GJdxV4
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
Попытку восстановить мерянский язык предпринял киевский лингвист О.Б. Ткаченко вы возможно знаете его работу, она так и называется "Мерянский язык", но в финно-угроведческом сообществе его работы были восприняты с скептицизмом (в котором мы видим скорее борьбу разных научных школ).
Революция в мерянистике произошла на рубеже XX-XIX веков. Пришла она с Севера, из того самого фасмеровского ареала неиндогерманцев. Началось все с исследования субстратной топонимии Русского Севера, откуда дело дошло и до мерянской исторической земли и связано это с академиком РАН Александром Константиновичем Матвеевым.
Матвеев создал в Екатеринбурге великолепную школу изучения ономастики, в принципе, и в особенности субстратной топонимии. С 1960-ых годов он со своими учениками систематически ездил в экспедиции по всему европейскому Северу России, начиная от Коми Республики, заканчивая Костромой, Ярославлем, Вологдой и Карелией, и собирал топонимический материал.
Собирал для того, что бы системно его исследовать. Матвеев подошел к этому основательно, он собирал диалектные названия, он собирал варианты названий кусков рек, их названия на разных языках и на разных диалектах, он собирал названия со старых карт и из старых источников, и все это сводил в единый каталог.
Эта, поистине титаническая работа, уже к концу 1980-ых годов привела к возможности начать анализ субтратной дорусской топонимии европейского Севера.
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финно-угроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=18YB8GJdxV4
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
YouTube
Реконструкция мерянского языка. От Ткаченко до Матвеева.
Попытку восстановить мерянский язык предпринял киевский лингвист О.Б. Ткаченко вы возможно знаете его работу, она так и называется "Мерянский язык", но в финно-угроведческом сообществе его работы были восприняты с скептицизмом.
Революция в мерянистике произошла…
Революция в мерянистике произошла…
Forwarded from Заполярный Ворчун | Ⓜ️ Мурманск
Соблюдая традиции телеграма, делаю подборку/подсветку каналов, которые читаю/изучаю, к кому прислушиваюсь, кому верю.
5.000+ подписчиков у «Заполярного Ворчуна» к празднику 7 ноября и индекс цитирования > 149 по версии tgstat.ru
Заполярный Ворчун @z_vorchun
Камрады, которые маленько поюжнее или чутка подальше от нашего кольского края земли
@SZFO_shnaya Новости всего нашего Северо-Запада
@greenserpent "Зеленый Змий" - Бережет Природу, Мать нашу
@TvoySpb Самые свежие новости из главной столицы империи. Питер, как на ладони. Всегда внезапно, всегда остро и неожиданно
@ecolog29 Экология Севера. Новости, от которых у чиновников потеют ладошки
@sayinArkh Новости Архангельска без купюр, без вранья
@spb_danger Фонтанка СПб - петербургская интернет - газета
@sevmorput «Северный морской путь». Всё самое важное о жизни главной «артерии» Севера
@vologodskoy_konvoy Вологодской канвой. Всё, что самого важного есть в регионе №35.
@Deep_Karelia Телега о карельской политике. Ныряем!
@northmKarel Карельский гранит, мощно и по-делу.
@northvol Вологодское маслице. Качественно. А вы чего ожидали от бренда?
@politolog_Orlov ПолитологОрлов видит, формирует и транслирует смыслы
@euroarctic - Евроарктика. Новости и интересности.
@pomorski - Поморский стыд. За наполнение совсем не стыдно.
@nordcat - Архангельский Кот. Шикарный=)
@piter_po_lubvi Живой Санкт-Петербург. Интересно!
@stranoved - СТРАНОВЕД. Знает то, о чём вы и не догадывались.
@matrosou Регионы под наблюдением. Всегда. Чётко. По-делу.
@Gubery Главный по региональной политике. Гуру!
@operline_ru О военно-политическом, с иронией об информационно-патриотическом. Безусловно рекомендую. Настоятельно.
@guber2 Без купюр про губернаторов и губернии.
@politobozik Следящий за регионами.
@Ribfront «Рыбная» повестка дня.
@zalesje Лучший канал о метафизике и истории Северо-Восточной Руси. Привет, земляки!
@dvuglav - ДВУГЛАВ. Великий и ужасный Марат.
@PolitBroker Губернаторам не увернуться, все под микроскопом!
@t.me/rusfleet Неуютный дневничОк мичмана Птичкина.
@Leningrad_guide Ленинградская политическая жизнь под прицелом
@NUR24RU Новости ЯНАО, всегда неожиданные пикчи, оцените!
@sashakots Александр Коц. Новости с «ленточки». Честно и оперативно.
@petrusV82 Главный волонтёр Крыма, Валерия Петрусевич. Невероятная, прекрасная, отзывчивая
@fighter_bomber Хроники истребителя-бомбардировщика в отставке
@politjoystic Политолог Марат Баширов. Тот, кто в курсе, проверено личным общением.
@y555142 Колыбель смыслов внутренней политики Татарстана. Осторожно, остро!
@krai_rodnoy Агрегатор самых животрепещущих событий в российских регионах.
@Contora_Pishet Контора пишет. И ничего не забывает!
***
Ежели кому понадоблюсь - связь с космосом 👽 @z_vorchun_bot
5.000+ подписчиков у «Заполярного Ворчуна» к празднику 7 ноября и индекс цитирования > 149 по версии tgstat.ru
Заполярный Ворчун @z_vorchun
Камрады, которые маленько поюжнее или чутка подальше от нашего кольского края земли
@SZFO_shnaya Новости всего нашего Северо-Запада
@greenserpent "Зеленый Змий" - Бережет Природу, Мать нашу
@TvoySpb Самые свежие новости из главной столицы империи. Питер, как на ладони. Всегда внезапно, всегда остро и неожиданно
@ecolog29 Экология Севера. Новости, от которых у чиновников потеют ладошки
@sayinArkh Новости Архангельска без купюр, без вранья
@spb_danger Фонтанка СПб - петербургская интернет - газета
@sevmorput «Северный морской путь». Всё самое важное о жизни главной «артерии» Севера
@vologodskoy_konvoy Вологодской канвой. Всё, что самого важного есть в регионе №35.
@Deep_Karelia Телега о карельской политике. Ныряем!
@northmKarel Карельский гранит, мощно и по-делу.
@northvol Вологодское маслице. Качественно. А вы чего ожидали от бренда?
@politolog_Orlov ПолитологОрлов видит, формирует и транслирует смыслы
@euroarctic - Евроарктика. Новости и интересности.
@pomorski - Поморский стыд. За наполнение совсем не стыдно.
@nordcat - Архангельский Кот. Шикарный=)
@piter_po_lubvi Живой Санкт-Петербург. Интересно!
@stranoved - СТРАНОВЕД. Знает то, о чём вы и не догадывались.
@matrosou Регионы под наблюдением. Всегда. Чётко. По-делу.
@Gubery Главный по региональной политике. Гуру!
@operline_ru О военно-политическом, с иронией об информационно-патриотическом. Безусловно рекомендую. Настоятельно.
@guber2 Без купюр про губернаторов и губернии.
@politobozik Следящий за регионами.
@Ribfront «Рыбная» повестка дня.
@zalesje Лучший канал о метафизике и истории Северо-Восточной Руси. Привет, земляки!
@dvuglav - ДВУГЛАВ. Великий и ужасный Марат.
@PolitBroker Губернаторам не увернуться, все под микроскопом!
@t.me/rusfleet Неуютный дневничОк мичмана Птичкина.
@Leningrad_guide Ленинградская политическая жизнь под прицелом
@NUR24RU Новости ЯНАО, всегда неожиданные пикчи, оцените!
@sashakots Александр Коц. Новости с «ленточки». Честно и оперативно.
@petrusV82 Главный волонтёр Крыма, Валерия Петрусевич. Невероятная, прекрасная, отзывчивая
@fighter_bomber Хроники истребителя-бомбардировщика в отставке
@politjoystic Политолог Марат Баширов. Тот, кто в курсе, проверено личным общением.
@y555142 Колыбель смыслов внутренней политики Татарстана. Осторожно, остро!
@krai_rodnoy Агрегатор самых животрепещущих событий в российских регионах.
@Contora_Pishet Контора пишет. И ничего не забывает!
***
Ежели кому понадоблюсь - связь с космосом 👽 @z_vorchun_bot