Любопытный факт из истории колонизации южнорусских земель, которые царю батюшке нужно было срочно, ну вот прямо таки до зарезу, колонизировать. Цитата: "В 1701 г. в бассейны донских притоков - Битюга и Осереди - были переселены 4919 "крестьянских душ обоего пола". Это были крестьяне из дворцовых волостей Костромского, Пошехонского, Ростовского и Ярославского уездов. Да, да, те самые центровые великорусские постмерянские уезды, откуда Москва всегда черпала демографический ресурc для колонизации. Откуда ж еще?.
По данным, представленным в Приказ Большого дворца битюгским управляющим, к 1704 г. 3409 человек умерло, 1141 человек - бежали...".
Колонизация прошла успешно, что и говорить.
Теперь о все той сермяжной славянской колонизации из сталинской историографии. Вся эта история из советских учебников вполне могла происходить так же. Всем известно насколько хозяйствование в южных славянских землях отличается от северных финских. Если переселить с чернозёма славянского пахаря в зону рискованного земледелия на Верхнюю Волгу и дальше на Север, туда где центр возникновения исторической России, что он здесь напашет? Интересно, сколько славянских пахарей ежегодно вымирало в Ростовской земле в XI-XIII веках?
#ростовскаяземля #колонизация
По данным, представленным в Приказ Большого дворца битюгским управляющим, к 1704 г. 3409 человек умерло, 1141 человек - бежали...".
Колонизация прошла успешно, что и говорить.
Теперь о все той сермяжной славянской колонизации из сталинской историографии. Вся эта история из советских учебников вполне могла происходить так же. Всем известно насколько хозяйствование в южных славянских землях отличается от северных финских. Если переселить с чернозёма славянского пахаря в зону рискованного земледелия на Верхнюю Волгу и дальше на Север, туда где центр возникновения исторической России, что он здесь напашет? Интересно, сколько славянских пахарей ежегодно вымирало в Ростовской земле в XI-XIII веках?
#ростовскаяземля #колонизация
Сельское население Великобритании все еще "живет" в племенных королевствах
Для начала немного размышлений о данном исследовании. Оно - подтверждение нашей собственной этнофутуристической «интуиции». В истории есть периоды, когда в населении той или иной земли что-то радикально меняется. И происходит это только через геноцид, массовое «выдавливание» автохтонного населения пришлым.
Но в Северной Евразии это происходило не часто. В большинство случаев «мох», который представляют из себя все эти субстратные племенные гены никуда не девается. Он жив в современном населении любой североевропейской страны.
Мы можем видеть это наблюдая население сельской местности в великорусских областях России, её национальных республиках, в Украине, Беларуси, Польше, Прибалтике.
Последняя генетическая карта Британии составленная учеными из Оксфорда в 2015 году утверждает, что генетически с 1066 года на Британских островах в сельской местности ничего не поменялось.
Кельты живут там где жили, бритты тоже, есть области где они активно смешивались с англо-саксами и викингами. Но в целом, люди за тысячу-полторы лет не перемешались, различия между ними не стерлись, племенная архаика сохранилась. Смешение было только в мегаполисах.
Все тоже самое в России. Путешествуя по Залесью, Поволжью, западным регионам РФ, замечаешь, что жители Верхневолжья и среднего Поволжья имеют много общего с марийцами, вепсами, карелами мордвой, чувашами, татарами, а смоляне, псковичи, брянцы и западные тверичи с беларусами и латышами.
Особенно сильно это видно в сельской местности. Но увы, эти различия чем дальше, тем сильнее будут стираться, потому, что сельская местность в России обречена. Она во всем мире обречена.
Северо-западная русская деревня вымерла почти полностью. Северо-восточная угасает, плохо «рОдит». В Англии тоже начинает прогрессировать деградация села. Просто характер этого процесса проявляется менее ярко чем в России и сам он куда более плавный и долгий. И численный паритет пока одинаковый, примерно как Брекзит показал.
А теперь перевод материала британской газеты «The Telegraph».
#племена #кельты #саксы #англы #финноугры #славяне
Для начала немного размышлений о данном исследовании. Оно - подтверждение нашей собственной этнофутуристической «интуиции». В истории есть периоды, когда в населении той или иной земли что-то радикально меняется. И происходит это только через геноцид, массовое «выдавливание» автохтонного населения пришлым.
Но в Северной Евразии это происходило не часто. В большинство случаев «мох», который представляют из себя все эти субстратные племенные гены никуда не девается. Он жив в современном населении любой североевропейской страны.
Мы можем видеть это наблюдая население сельской местности в великорусских областях России, её национальных республиках, в Украине, Беларуси, Польше, Прибалтике.
Последняя генетическая карта Британии составленная учеными из Оксфорда в 2015 году утверждает, что генетически с 1066 года на Британских островах в сельской местности ничего не поменялось.
Кельты живут там где жили, бритты тоже, есть области где они активно смешивались с англо-саксами и викингами. Но в целом, люди за тысячу-полторы лет не перемешались, различия между ними не стерлись, племенная архаика сохранилась. Смешение было только в мегаполисах.
Все тоже самое в России. Путешествуя по Залесью, Поволжью, западным регионам РФ, замечаешь, что жители Верхневолжья и среднего Поволжья имеют много общего с марийцами, вепсами, карелами мордвой, чувашами, татарами, а смоляне, псковичи, брянцы и западные тверичи с беларусами и латышами.
Особенно сильно это видно в сельской местности. Но увы, эти различия чем дальше, тем сильнее будут стираться, потому, что сельская местность в России обречена. Она во всем мире обречена.
Северо-западная русская деревня вымерла почти полностью. Северо-восточная угасает, плохо «рОдит». В Англии тоже начинает прогрессировать деградация села. Просто характер этого процесса проявляется менее ярко чем в России и сам он куда более плавный и долгий. И численный паритет пока одинаковый, примерно как Брекзит показал.
А теперь перевод материала британской газеты «The Telegraph».
#племена #кельты #саксы #англы #финноугры #славяне
VK
Сельское население Великобритании все еще "живет" в племенных королевствах
Для начала немного размышлений о данном исследовании. Оно - подтверждение нашей собственной этнофутуристической «интуиции». В истории ест..
Павел Обнорский один из учеников Сергия, проповедовал Христа мерянам и чуди в Комельском лесу (на территории нынешней Вологодской области.), на берегу речки Грязовицы нашел вековую липу с большим дуплом и поселился в нем. Это было в 1386 году, ему было уже почти 70 лет.
Московский эссеист Олег Давыдов в своем блоге путешествий так описывал эту историю:
"Что это за жест – жить в дупле? Разве не удобнее было бы построить хижину? Конечно, удобней, можно даже построить коттедж с паровым отоплением, уютное гнездышко, обеспечивающее все потребности представителя среднего класса. Но тогда и ритм жизни будет другой: езда на работу, рутина согласно инструкциям, возвращение, ужин, телепромывка мозгов, погружение в сон. И лишь во сне – столкновение с подлинным миром. Который считается призрачным. И потому забывается. Вытесняется глупой рутиной условностей общепринятой яви, а значит и не приносит пользы, не спасает. Отшельник же для того и бежит от людей, чтобы всегда оставаться в контакте с невидимым миром – и во сне, и наяву, – постоянно улавливать меседжи этого мира и отвечать на них.
Короче: Павел поселился, как птица, в дупле потому, что ему так приспичило. Потому что, увидев дупло, он почувствовал импульс, идущий оттуда, призыв испытать древесную жизнь, самому стать деревом, ощутить ток земли, идущий по стволу, пошуметь кроной под облаками, прозябнуть корнями в земле, проникнуться липовым духом, стать живым камбием и порождать, залегая меж ксилемой и флоэмой, древесные кольца. И так год за годом. Павел прожил в дупле (пробыл деревом) три долгих года. И за это время он настолько отождествился с деревом, что, когда ему все же захотелось уйти с реки Грязовицы, он ушел оттуда как дерево. Ушел, оставаясь липовым деревом, старым шаманским кряжем, соединяющим верхний и нижний миры."
Картина Иеромонаха Рафаила (Сергея Симакова) "Св. Павел Обнорский, чудотворец Комельский".
#меря #православие
Московский эссеист Олег Давыдов в своем блоге путешествий так описывал эту историю:
"Что это за жест – жить в дупле? Разве не удобнее было бы построить хижину? Конечно, удобней, можно даже построить коттедж с паровым отоплением, уютное гнездышко, обеспечивающее все потребности представителя среднего класса. Но тогда и ритм жизни будет другой: езда на работу, рутина согласно инструкциям, возвращение, ужин, телепромывка мозгов, погружение в сон. И лишь во сне – столкновение с подлинным миром. Который считается призрачным. И потому забывается. Вытесняется глупой рутиной условностей общепринятой яви, а значит и не приносит пользы, не спасает. Отшельник же для того и бежит от людей, чтобы всегда оставаться в контакте с невидимым миром – и во сне, и наяву, – постоянно улавливать меседжи этого мира и отвечать на них.
Короче: Павел поселился, как птица, в дупле потому, что ему так приспичило. Потому что, увидев дупло, он почувствовал импульс, идущий оттуда, призыв испытать древесную жизнь, самому стать деревом, ощутить ток земли, идущий по стволу, пошуметь кроной под облаками, прозябнуть корнями в земле, проникнуться липовым духом, стать живым камбием и порождать, залегая меж ксилемой и флоэмой, древесные кольца. И так год за годом. Павел прожил в дупле (пробыл деревом) три долгих года. И за это время он настолько отождествился с деревом, что, когда ему все же захотелось уйти с реки Грязовицы, он ушел оттуда как дерево. Ушел, оставаясь липовым деревом, старым шаманским кряжем, соединяющим верхний и нижний миры."
Картина Иеромонаха Рафаила (Сергея Симакова) "Св. Павел Обнорский, чудотворец Комельский".
#меря #православие
О Сурьёзности и не только.
Помнится, в 1987 годе сурьёзные люди со снисходительною усмешкой воспринимали ветер в головах воодушевленных программой "Взгляд" школьных и институтских юношей и девушек:
мол да, да, канешно, канешно, перемены, все это мило. Однакож есть важные, целеполагающие вещи: кандидатский стаж в партию, очередь на жилье, рекомендация в какой-нибудь Союз писателей, художников, журналистов и тд.
У людей понимающих, как устроен мир - жизнь шла размеренно и ее ритмы устойчиво всасывали в себя годы и десятилетия, а цели были надежны и солидны:
через два года командировка в Бельгию, через пять - трехкомнатная квартира, там дальше заведывание отделом, докторская, дача, замдиректорство, черная "Волга".
С этой выси мнимые общественные бури казались ветерком, воздымающим прошлогодний лист у пыльной бровки тротуара. Инерция устойчивости не отпускала даже в 91-м.
#наше #жизнь
Помнится, в 1987 годе сурьёзные люди со снисходительною усмешкой воспринимали ветер в головах воодушевленных программой "Взгляд" школьных и институтских юношей и девушек:
мол да, да, канешно, канешно, перемены, все это мило. Однакож есть важные, целеполагающие вещи: кандидатский стаж в партию, очередь на жилье, рекомендация в какой-нибудь Союз писателей, художников, журналистов и тд.
У людей понимающих, как устроен мир - жизнь шла размеренно и ее ритмы устойчиво всасывали в себя годы и десятилетия, а цели были надежны и солидны:
через два года командировка в Бельгию, через пять - трехкомнатная квартира, там дальше заведывание отделом, докторская, дача, замдиректорство, черная "Волга".
С этой выси мнимые общественные бури казались ветерком, воздымающим прошлогодний лист у пыльной бровки тротуара. Инерция устойчивости не отпускала даже в 91-м.
#наше #жизнь
В этнофутуризме и православной Традиции (как думают некоторые служители нашей церкви) нет противоречия. Ирина вышивает Святого благоверного князя Дмитрия Донского в древне-муромском облачении.
#реконструкция
#реконструкция
Косноязычная эротика империи Готторпов.
Стихи из романа «Езда в остров любви» начала XVIII века написанные на официальном славянском новоязе империи. Нам кажется весьма живописно :)
* * *
Там сей любовник, могл ей который угодить,
Счастию небо чиня все зависно,
В жаре любовном целовал ю присно;
А неверна ему всё попускала чинить!
Вся кипящая похоть в лице его зрилась;
Как угль горящий все оно краснело.
Руки ей давил, щупал и все тело.
А неверна о всем том весьма веселилась!
Я хотел там убиться, известно вам буди:
Вся она была тогда в его воли,
Чинил как хотел он с ней се ли, то ли;
А неверна, как и мне, открыла все груди!
1730
Автор Василий Кириллович Тредиаковский (1703 — 1769) — надворный советник, российский поэт, переводчик и филолог XVIII века. Тредиаковский впервые в российском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в культуру и общественное сознание империи.
#империяромановых #поэзия #XVIIIвек
Стихи из романа «Езда в остров любви» начала XVIII века написанные на официальном славянском новоязе империи. Нам кажется весьма живописно :)
* * *
Там сей любовник, могл ей который угодить,
Счастию небо чиня все зависно,
В жаре любовном целовал ю присно;
А неверна ему всё попускала чинить!
Вся кипящая похоть в лице его зрилась;
Как угль горящий все оно краснело.
Руки ей давил, щупал и все тело.
А неверна о всем том весьма веселилась!
Я хотел там убиться, известно вам буди:
Вся она была тогда в его воли,
Чинил как хотел он с ней се ли, то ли;
А неверна, как и мне, открыла все груди!
1730
Автор Василий Кириллович Тредиаковский (1703 — 1769) — надворный советник, российский поэт, переводчик и филолог XVIII века. Тредиаковский впервые в российском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в культуру и общественное сознание империи.
#империяромановых #поэзия #XVIIIвек
Чудца белоглазая.
Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская администрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пением…
Особая репутация чудцы находит выражение в устойчивых стереотипах и речевых формулах, одна из которых – "страна чудес". Местные жители называют себя "чудца белоглазая".
Самоназванию "чудца" может быть два объяснения. Первое – это обрусевшая группа автохтонного финно-угорского населения, известного пришедшим сюда христианам под именем "чудь". Второе объяснение: нынешние жители – потомки христиан, пришедших в эти места и сохранивших имя "Чудца" только как название местности (здешний церковный приход назывался Никола-Чудца).
Говорит Потехина Анна Иосифовна, 1921, 4 кл., местная.
#чудца #костромскаяобласть
Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская администрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пением…
Особая репутация чудцы находит выражение в устойчивых стереотипах и речевых формулах, одна из которых – "страна чудес". Местные жители называют себя "чудца белоглазая".
Самоназванию "чудца" может быть два объяснения. Первое – это обрусевшая группа автохтонного финно-угорского населения, известного пришедшим сюда христианам под именем "чудь". Второе объяснение: нынешние жители – потомки христиан, пришедших в эти места и сохранивших имя "Чудца" только как название местности (здешний церковный приход назывался Никола-Чудца).
Говорит Потехина Анна Иосифовна, 1921, 4 кл., местная.
#чудца #костромскаяобласть
YouTube
Чудца белоглазая. Костромская обл., Буйский район, деревня Анциферово
Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская администрация - находится…
Да, понятно, ничего особенного, вторичность и провинциальность, Поволжье, совершенно даж и не ранний XIX в. Но уж очень мне показалось трогательным, когда в нижнем, земном ярусе архитектурный фон со Святою Софиею в одном барокко, а в верхнем, небесном - совсем даже в другом.
Аким Трефилов.
#иконопись #XIXвек
Аким Трефилов.
#иконопись #XIXвек
Хозяин Терема в Асташово Андрей Павличенков как-то раз, изучая акты РГАДА конца XVI века, писаные перед самый Смутным временем, нашел в них необычные имена галицких людей, губных старост и свидетелей по суду о меже горы Подшибели:
Отяй Шамской.
Ера Коробкин.
Мусан Офанасьев.
Тюзя Михайлов.
Цигор Михайлов.
По-видимому, речь может идти о галицких мерянах в фазе их постепенного обрусения (По Ткаченко мерянский язык исчез в Костромском Заволжье в первой четверти XVIII века). Точно не о марийцах, потому что марийцы жили в то время в верховьях Ветлуги (Шанза - Шанга) и еще дальше, на Вятке и в среднем Поветлужье. Этнографическая граница между мерей и мари традиционно проходила по Унже (между Галичем-Мерьским и Шанзой 200 километров). А вот имена и лексика у меря и мари в то время были схожи.
Читайте об этом в третьем издании Мерянского языка ;)
#галичмерьский #XVIвек #царствомосковское
Отяй Шамской.
Ера Коробкин.
Мусан Офанасьев.
Тюзя Михайлов.
Цигор Михайлов.
По-видимому, речь может идти о галицких мерянах в фазе их постепенного обрусения (По Ткаченко мерянский язык исчез в Костромском Заволжье в первой четверти XVIII века). Точно не о марийцах, потому что марийцы жили в то время в верховьях Ветлуги (Шанза - Шанга) и еще дальше, на Вятке и в среднем Поветлужье. Этнографическая граница между мерей и мари традиционно проходила по Унже (между Галичем-Мерьским и Шанзой 200 километров). А вот имена и лексика у меря и мари в то время были схожи.
Читайте об этом в третьем издании Мерянского языка ;)
#галичмерьский #XVIвек #царствомосковское
Верхневолжье вымирает.
РС-НСН: "Почти половина вымерших российских сёл приходится на ЦФО, следует из данных переписи населения, итоги которой подвёл Росстат.
Из 12 тысяч сёл "без населения", которые числятся в регионах средней полосы, четверть расположена в Тверской области. По данным Росстата, в Ярославской области числится 1 763 села или деревни, в которых никто не живет. Это один их худших результатов в Центральном федеральном округе. Возглавила антирейтинг Тверская область с 2 798 мертвыми поселениями.
Наиболее благоприятная обстановка на юге, в Тамбовской и Белгородской областях, там люди покинули 98 и 104 населенных пункта соответственно"
Сравните с деревней в Англии.
#депопуляция #верхневолжье
РС-НСН: "Почти половина вымерших российских сёл приходится на ЦФО, следует из данных переписи населения, итоги которой подвёл Росстат.
Из 12 тысяч сёл "без населения", которые числятся в регионах средней полосы, четверть расположена в Тверской области. По данным Росстата, в Ярославской области числится 1 763 села или деревни, в которых никто не живет. Это один их худших результатов в Центральном федеральном округе. Возглавила антирейтинг Тверская область с 2 798 мертвыми поселениями.
Наиболее благоприятная обстановка на юге, в Тамбовской и Белгородской областях, там люди покинули 98 и 104 населенных пункта соответственно"
Сравните с деревней в Англии.
#депопуляция #верхневолжье
Telegram
Staffordshire Folklore
And the dancing begins, they set off round the village performing the dance, quickly the dance will leave the village center and move onto some of the country lanes.
"Деревни вымирают, сутки стали короче и век короче; скоро конец света."
Иванова Евдокия Николаевна, 1924, 5 кл., местная.
Костромская обл., Буйский р-н, Дьяконовское СП, д. Анциферово.
Источник: из Архива Кабинета фольклора Академической гимназии СПбГУ
#депопуляция #верхневолжье
Иванова Евдокия Николаевна, 1924, 5 кл., местная.
Костромская обл., Буйский р-н, Дьяконовское СП, д. Анциферово.
Источник: из Архива Кабинета фольклора Академической гимназии СПбГУ
#депопуляция #верхневолжье
В средневековой Руси взаимоотношения славяноязычного и финноязычного населения являлись одной из главных составляющих исторического процесса формирования древнерусской народности и раннефеодальной социально-политической системы. Данные антропологических и генетических исследований показывают значительную роль финно-угорского субстрата в русском генофонде.
Алексеева, 1997. Балановская, Балановский, 2007.
"Вопрос о взаимодействии руси и чуди, о том, как оба племени, встретившись, подействовали друг на друга, что одно племя заимствовало у другого и что передало другому, принадлежит к числу любопытных и трудных вопросов нашей истории".
В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция 17.
#русь #история
Алексеева, 1997. Балановская, Балановский, 2007.
"Вопрос о взаимодействии руси и чуди, о том, как оба племени, встретившись, подействовали друг на друга, что одно племя заимствовало у другого и что передало другому, принадлежит к числу любопытных и трудных вопросов нашей истории".
В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция 17.
#русь #история
Фрески церкви Воскресения на Дебре, Кострома — выдающийся памятник искусства XVII века.
О мытье в русской печи.
В тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы (например в Ярославской области в печах мылись до 1950-ых годов), бытовала другая традиция – мытьё (паренье) в печи. Описания его даются в сообщениях, присланных в Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева (1899 год). «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой» , – сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии.
В основном, мытье в печи было характерно для областей, находящихся в пределах Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств (Рязанская, Тульская, Московская, Ярославская, Владимирская губернии). Как можно заметить, контуры ареала этого обычая в значительной мере совпадают с юго-западной и юго-восточной границами Московского государства XV – середины XVI вв. (до падения Казанского ханства). Остальные южные губернии, заселенные гораздо позже (в XVII-XIX вв.) , такого обычая уже не знали: там имелась своя традиция, сходная с украинской, – мытье в деревянных кадках и корытах.
На Русском Севере также имелись целые территории, где не знали бань и мылись в печах. В этих "безбанных" районах, как считают исследователи, преобладала ростовская колонизация. Хотя при этом мытьё в печи на Севере зафиксировано и в Кургомени на Северной Двине, и на Лача-озере в Каргополье, а Каргопольский уезд это не район ростовской колонизации, а Кургомень это новгородская боярщина.
В конце XIX – начале XX вв. печь в функции бани, кроме средне- и южнорусских земель, использовалась к северу от Верхней Волги в Ярославской, Тверской, Костромской и в южных районах Вологодской и Новгородской губерний. Такое же явление наблюдалось у эстонцев Восточной Латвии и у южных вепсов.
У финских народов, несмотря на собственную банную культуру и наличие бань северорусского типа (сауна), также встречался обычай мыться в печи.
Печи, предназначенные для мытья, строились вместительными, и часто в них мылись по двое. Крестьяне парятся в печках, по два человека, но не более. Печи специально делают большие, так что удобно в них даже сидеть. Моются в них обычно часов в 6–7 вечера. Но для парения довольствуются утренним жаром. Перед мытьем настилают в печь сноп соломы. Залезши в печку и взяв с собой немного горячей воды и веник, обмакивают веник в воду и брызгают на стенки, появляется пар, а потом ложатся на солому и парятся». Иногда в печи только парились, а домывались уже во дворе. Если же в печи и мылись, то вовнутрь её ставили деревянное корыто, в которое стекала вода.
В качестве иллюстрации фрагмент из кинофильма "Девочка из города" (1984), который наглядно показывает как раньше в деревнях парились и мылись внутри русской печи.
#баня #ростовщина #традиция
В тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы (например в Ярославской области в печах мылись до 1950-ых годов), бытовала другая традиция – мытьё (паренье) в печи. Описания его даются в сообщениях, присланных в Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева (1899 год). «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой» , – сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии.
В основном, мытье в печи было характерно для областей, находящихся в пределах Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств (Рязанская, Тульская, Московская, Ярославская, Владимирская губернии). Как можно заметить, контуры ареала этого обычая в значительной мере совпадают с юго-западной и юго-восточной границами Московского государства XV – середины XVI вв. (до падения Казанского ханства). Остальные южные губернии, заселенные гораздо позже (в XVII-XIX вв.) , такого обычая уже не знали: там имелась своя традиция, сходная с украинской, – мытье в деревянных кадках и корытах.
На Русском Севере также имелись целые территории, где не знали бань и мылись в печах. В этих "безбанных" районах, как считают исследователи, преобладала ростовская колонизация. Хотя при этом мытьё в печи на Севере зафиксировано и в Кургомени на Северной Двине, и на Лача-озере в Каргополье, а Каргопольский уезд это не район ростовской колонизации, а Кургомень это новгородская боярщина.
В конце XIX – начале XX вв. печь в функции бани, кроме средне- и южнорусских земель, использовалась к северу от Верхней Волги в Ярославской, Тверской, Костромской и в южных районах Вологодской и Новгородской губерний. Такое же явление наблюдалось у эстонцев Восточной Латвии и у южных вепсов.
У финских народов, несмотря на собственную банную культуру и наличие бань северорусского типа (сауна), также встречался обычай мыться в печи.
Печи, предназначенные для мытья, строились вместительными, и часто в них мылись по двое. Крестьяне парятся в печках, по два человека, но не более. Печи специально делают большие, так что удобно в них даже сидеть. Моются в них обычно часов в 6–7 вечера. Но для парения довольствуются утренним жаром. Перед мытьем настилают в печь сноп соломы. Залезши в печку и взяв с собой немного горячей воды и веник, обмакивают веник в воду и брызгают на стенки, появляется пар, а потом ложатся на солому и парятся». Иногда в печи только парились, а домывались уже во дворе. Если же в печи и мылись, то вовнутрь её ставили деревянное корыто, в которое стекала вода.
В качестве иллюстрации фрагмент из кинофильма "Девочка из города" (1984), который наглядно показывает как раньше в деревнях парились и мылись внутри русской печи.
#баня #ростовщина #традиция
YouTube
Как парились в печи
Отрывок из кинофильма "Девочка из города" (1984), который наглядно показывает как раньше в деревнях парились и мылись внутри русской печи.
О мытье в русской печи.
В тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы, бытовала другая традиция…
О мытье в русской печи.
В тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы, бытовала другая традиция…
Forwarded from Меряфутурист
Готовил на завтрак толкан с брусникой и поймал себя на мысли - если бы наша, скажем так, общность была реальным целостным этносом, нацией со своей неразмытой корневой культурой, навроде финнов, эстонцев, латышей, а не тяглом государевым, то обязательно придумала выпускать кулагу (аналог знаменитого финского лакомства mämmi из ржи) в банках, наподобие ореховой пасты Nutella. Так что в мире нашего коллективного воображаемого лишь одна надежда, на мерянскую кухню)
#мерянскаякухня
#мерянскаякухня
Forwarded from Меряфутурист
Подсел смотреть на Ютубе документальные фильмы ЦСДФ про "русскую" деревню 1970 - 80-ых годов. Один из них: Вологодская область, деревня Исаево, семья Кукановых. Как в свое время говорил незабвенный Тулаев, живописуя испанскую Фалангу: "раса!". Да, наша, уральская, добавлю я.
В коментах пишут: "Какие тогда были фильмы и передачи, успокаивающие, размеренные. А сейчас сплошной поток хаоса и разрушения льётся потоками - убили, ограбили, изнасиловали, Сирия, коронавирус, Украина, дурдом!!!".
Да, мой дедушка всегда засыпал перед телевизором, когда смотрел новости в 80 -х. Это они верно заметили. 😆😆😆
#меря #вологда
В коментах пишут: "Какие тогда были фильмы и передачи, успокаивающие, размеренные. А сейчас сплошной поток хаоса и разрушения льётся потоками - убили, ограбили, изнасиловали, Сирия, коронавирус, Украина, дурдом!!!".
Да, мой дедушка всегда засыпал перед телевизором, когда смотрел новости в 80 -х. Это они верно заметили. 😆😆😆
#меря #вологда