Forwarded from Меряфутурист
Интеллектуальные касты.
Московский друг пишет: "Поймал себя на мысли, что в русской исторической традиции отсутствует явление интеллектуальной касты. Иезуиты, брахманы, раввины, друиды - такого просто нет. Православные святые это те, кто жил в дупле, пещере, на столбе, или ходил голым на морозе, совершая индивидуальные духовные подвиги. Даже аналога китайских гуань, чиновников, сдавших экзамен у нас нет."
Единственное, что приходит на ум, это книжники старообрядцы, своего рода каста в касте отверженных империей. Старообрядцы в этническом великорусском мире - явление пожалуй единственно близкое к интеллектуальным кастам, но с иезуитами их, естественно, не сравнить потому, что у старообрядцев отсутствовали официальные институции. В этом контексте старообрядческое книжничество, скорее, подобие ашкеназских сойферов и раввинов в средневековой Европе. За тем лишь исключением (оказывающимся в итоге фундаментальным), что раввинат официально институциализировался в рамках модерного еврейского проекта — государства Израиль, а старообрядческая интеллектуальная каста была размолота Революцией (которую она же и ждала, поддерживая материально) по причине того, что она (Революция) не приняла в России национальную/этническую модерную форму.
#антропныевсячинки
Московский друг пишет: "Поймал себя на мысли, что в русской исторической традиции отсутствует явление интеллектуальной касты. Иезуиты, брахманы, раввины, друиды - такого просто нет. Православные святые это те, кто жил в дупле, пещере, на столбе, или ходил голым на морозе, совершая индивидуальные духовные подвиги. Даже аналога китайских гуань, чиновников, сдавших экзамен у нас нет."
Единственное, что приходит на ум, это книжники старообрядцы, своего рода каста в касте отверженных империей. Старообрядцы в этническом великорусском мире - явление пожалуй единственно близкое к интеллектуальным кастам, но с иезуитами их, естественно, не сравнить потому, что у старообрядцев отсутствовали официальные институции. В этом контексте старообрядческое книжничество, скорее, подобие ашкеназских сойферов и раввинов в средневековой Европе. За тем лишь исключением (оказывающимся в итоге фундаментальным), что раввинат официально институциализировался в рамках модерного еврейского проекта — государства Израиль, а старообрядческая интеллектуальная каста была размолота Революцией (которую она же и ждала, поддерживая материально) по причине того, что она (Революция) не приняла в России национальную/этническую модерную форму.
#антропныевсячинки
Forwarded from Меряфутурист
Читаю "Русь уходящая в небо", дневниковые думы Ефима Честнякова: "Прости родной мир дивно прекрасный.. Суждено ли тебе не умереть возродиться, воскреснуть и остаться навсегда в новой жизни святой.. Или ты безвозвратно останешься позади как чистый невинный лепет дитяти.. как чистый аромат полевого цветка как первая песня любви молодого создания.. как первые лучи утреннего солнца.. И что будет на смену тебе – умрет ли твоя прекрасная песня и заменится рассудочностью старого возраста или на смену твоего целомудрия придут чувственныя песни городской культуры..."
До слез. Глядя на его картины и рисунки, читая его литературные труды, невольно задаешь вопрос: о чем же он пишет, о нашем прошлом или о нашем будущем?...
#честняков #кологрив
До слез. Глядя на его картины и рисунки, читая его литературные труды, невольно задаешь вопрос: о чем же он пишет, о нашем прошлом или о нашем будущем?...
#честняков #кологрив
Forwarded from ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
Сююмбике в Касимове и её братья в Романове (ныне половина Тутаева) – это ведь не единичные примеры татарского присутствия в исторических старых землях Руси. Ростов Великий, являясь древнейшим городом «Золотого кольца», и тот имеет на своей территории целый чингизидский историко-архитектурный комплекс – Ростовский Петровский монастырь, куда я специально ездил в апреле сего года.
Дни памяти его основателя Петра царевича Ордынского в церковном месяцеслове как раз приходятся на лето: 5 июня (нового стиля) в соборе Ростово-Ярославских святых и 13 июля. А история этого правнука Чингисхана, канонизированного Русской церковью в 1547 году, известна нам из «Повести о Петре, Царевиче Ордынском».
Кратко. Племянник Берке-хана слышал проповедь епископа ростовского Кирилла о чудесах святого Леонтия Ростовского, а потом видел исцеление Кириллом ханского сына. Решив стать христианином, он покинул Орду и уехал вслед за епископом в Ростов Великий. Там был крещен с именем Петр. Во время соколиной охоты заснул на берегу озера Неро, где ему явились апостолы Петр и Павел, которые велели построить церковь на этом месте. Царевич Петр выполнил завет, что сопровождалось чудесами. Прожил он в Ростове долго и счастливо. Женился на дочери ордынских вельмож, которые в то время тоже жили в Ростове. Перед смертью принял монашество и был погребен возле церкви Петра и Павла, после чего там возник монастырь. Потомки Петра были влиятельными людьми в Ростове, а его внук как потомок Чингисхана не позволил напасть на Ростов ордынскому военачальнику Ахмылу.
В «Повести» рисуется довольно интересная картина сосуществования потомков Петра и их людей с ростовскими князьями и их людьми: с одной стороны это конкуренция и дистанацирование («Род татарский, не наша кость!»), а с другой стороны симбиоз. Там и братание чингизида и рюриковича, и благодарность потомку Петра Игнату за спасение города.
Исторический контекст, в котором в Ростове появился царевич Пётр тоже довольно интересный. Ростов Великий (как и Углич) не пострадал во время похода Бату в 1237 году. Исторически являясь церковным центром Залесья, город занимал довольно крепкие позиции на фоне разорённых соседей, и был рассадником просвещения благодаря Григорьевскому затвору – русскому протоуниверситету. Самым северным владением Ростова был богатый конкурент Новгорода – Великий Устюг. Князь Борис Василькович Ростовский (княжил в 1238-1277 годы) был в числе тех русских князей, что интегрировались в ордынскую военную машину, участвовал в походах, долго жил в Орде.
Тем примечательнее особенности дальнейшей исторической памяти. Героический общегосударственный нарратив сопротивления Орде перекрывает местные особенности истории. Современные ростовцы собирают средства на памятник ростовскому князю-мученику Василько Константиновичу, участнику битвы на реке Сити, убитому за отказ присягнуть новой власти. Обитель преподобного царевича Петра сильно пострадала в советские годы, и находится на периферии экскурсионных маршрутов по Ростову.
Еще один примечательный момент. Возрождение Петровского монастыря, выкуп земли и благоустройство могилы правнука Чингисхана – всецело заслуга Кирилла Наконечного, ныне митрополита Татарстанского, который тогда был Ярославским архиереем. Казалось бы, для работы в Татарстане – эта информация могла бы быть шикарным политическим капиталом. Но об этом тоже мало кто знает, хотя в обители Петра владыку Кирилла вспоминают очень по-доброму.
В идеале, конечно, надо Петра царевича Ордынского вносить в месяцеслов Казанских святых. Точно также как в XIX веке внесли почитаемого во Владимире мученика Авраамия Болгарского. Но тут уж дело не нашей компетенции.
Дни памяти его основателя Петра царевича Ордынского в церковном месяцеслове как раз приходятся на лето: 5 июня (нового стиля) в соборе Ростово-Ярославских святых и 13 июля. А история этого правнука Чингисхана, канонизированного Русской церковью в 1547 году, известна нам из «Повести о Петре, Царевиче Ордынском».
Кратко. Племянник Берке-хана слышал проповедь епископа ростовского Кирилла о чудесах святого Леонтия Ростовского, а потом видел исцеление Кириллом ханского сына. Решив стать христианином, он покинул Орду и уехал вслед за епископом в Ростов Великий. Там был крещен с именем Петр. Во время соколиной охоты заснул на берегу озера Неро, где ему явились апостолы Петр и Павел, которые велели построить церковь на этом месте. Царевич Петр выполнил завет, что сопровождалось чудесами. Прожил он в Ростове долго и счастливо. Женился на дочери ордынских вельмож, которые в то время тоже жили в Ростове. Перед смертью принял монашество и был погребен возле церкви Петра и Павла, после чего там возник монастырь. Потомки Петра были влиятельными людьми в Ростове, а его внук как потомок Чингисхана не позволил напасть на Ростов ордынскому военачальнику Ахмылу.
В «Повести» рисуется довольно интересная картина сосуществования потомков Петра и их людей с ростовскими князьями и их людьми: с одной стороны это конкуренция и дистанацирование («Род татарский, не наша кость!»), а с другой стороны симбиоз. Там и братание чингизида и рюриковича, и благодарность потомку Петра Игнату за спасение города.
Исторический контекст, в котором в Ростове появился царевич Пётр тоже довольно интересный. Ростов Великий (как и Углич) не пострадал во время похода Бату в 1237 году. Исторически являясь церковным центром Залесья, город занимал довольно крепкие позиции на фоне разорённых соседей, и был рассадником просвещения благодаря Григорьевскому затвору – русскому протоуниверситету. Самым северным владением Ростова был богатый конкурент Новгорода – Великий Устюг. Князь Борис Василькович Ростовский (княжил в 1238-1277 годы) был в числе тех русских князей, что интегрировались в ордынскую военную машину, участвовал в походах, долго жил в Орде.
Тем примечательнее особенности дальнейшей исторической памяти. Героический общегосударственный нарратив сопротивления Орде перекрывает местные особенности истории. Современные ростовцы собирают средства на памятник ростовскому князю-мученику Василько Константиновичу, участнику битвы на реке Сити, убитому за отказ присягнуть новой власти. Обитель преподобного царевича Петра сильно пострадала в советские годы, и находится на периферии экскурсионных маршрутов по Ростову.
Еще один примечательный момент. Возрождение Петровского монастыря, выкуп земли и благоустройство могилы правнука Чингисхана – всецело заслуга Кирилла Наконечного, ныне митрополита Татарстанского, который тогда был Ярославским архиереем. Казалось бы, для работы в Татарстане – эта информация могла бы быть шикарным политическим капиталом. Но об этом тоже мало кто знает, хотя в обители Петра владыку Кирилла вспоминают очень по-доброму.
В идеале, конечно, надо Петра царевича Ордынского вносить в месяцеслов Казанских святых. Точно также как в XIX веке внесли почитаемого во Владимире мученика Авраамия Болгарского. Но тут уж дело не нашей компетенции.
Вечевые традиции. Вече в «старых городах»: Ростове и Суздале.
Время возникновения веча в Ростове и Суздале можно установить довольно точно. Этот институт возник в городах задолго до владимирского веча, т.е. до 60-х гг. XII в. Само понятие «старые города», появившееся в сообщениях владимирского летописца, -- отнюдь не преувеличение и не гипербола.
Ростов и Суздаль -- действительно очень старые городские центры, например Ростов в «Повести временных лет», описывающей события IX века, упомянут как центр народа меря: «населници в Новѣгородѣ словенѣ, и в Полотьскѣ кривичи, Ростовѣ меряне, Бѣлѣозерѣ весь, Муромѣ мурома», и их самоуправление появилось тоже очень рано. На собственную администрацию и организацию власти, сплотившей их горожан, указывают те скудные источники, в которых упоминаются северо-восточные города, за XI--первую половину XII в.
Известие о сокрушительном разгроме новгородцев на «Ждане горе», пожалуй, дает право предположить, что жители Ростова и Суздаля были объединены чем-то иным, нежели властью князя. Кстати, последний вообще не упоминается в рассказе.
«А тое же зимы иде Всеволод Мстиславичь на Суздаль и на Ростов с Новоградци и Псковичи и Ладожаны и со всею областию Новоградскою. И сретоша их Суждалци и Ростовци на Ждане горе, и бысть им брань крепка зело, и одолеша Ростовци и избиша множество много Новоградец, и убиша ту посадника Иванка, мужа храбра зело, и Петра Микулича, и иных мужей добрых много погыбе, а Суждалци и Ростовци возвратишася с победою великою».
Обращает на себя внимание, что здесь употреблена та форма названия -- «суждалци и ростовци», -- которая в более поздних статьях традиционно обозначает либо вече, либо городские власти, либо коллективное действие, продиктованное общим решением горожан (того же веча!).
Интересно и другое сообщение, более раннее. В 1107 г. летописи сообщают о нападении волжских булгар на Суздаль. Город был осажден. Только коллективные действия спасли Суздаль. Все горожане «из града изшедше, всех избиша». И здесь -- все «суждалци», все жители города, действовавшие заодно.
А самый интересный материал о коммунальном устройстве «старых городов» Северо-Восточной земли - Залесья находим в еще более ранних летописных статьях.
В 1096 г. Олег Святославич предпринял военную акцию против Мономаха и оккупировал часть Ростовской земли. Захватил он и «старые города». Летопись сообщает, что Олег «поиде к Суждалю, и Суждальци вдашяся ему, он же люди омири, а иные изнима, овых же расточи, а имение их взя. И поиде к Ростову, и ти вдашася ему. И прея всю землю Муромскую и Ростовскую и посажа наместници по городом и дани нача брати». Итак, перед лицом опасности ростовцы и суздальцы -- горожане принимают князя без всякого сопротивления. Слова «вдашяся ему» (т.е. Олегу) предполагают переход «под руку» князя, под его покровительство, под его власть.
Характерно, что это происходит по решению только горожан, т. е. веча, ибо «суждальци», феодалы, члены местной корпорации «Ростовской тысячи», либо попали в плен к Олегу ранее в битве под Муромом, либо находились в войсках его противника -- Мстислава Владимировича. Следовательно, в этот момент они физически не могли находиться в городе.
И судьба Суздаля и Ростова решалась только горожанами, присутствовавшими на вече перед походом Олега.
#ростовскаяземля
Время возникновения веча в Ростове и Суздале можно установить довольно точно. Этот институт возник в городах задолго до владимирского веча, т.е. до 60-х гг. XII в. Само понятие «старые города», появившееся в сообщениях владимирского летописца, -- отнюдь не преувеличение и не гипербола.
Ростов и Суздаль -- действительно очень старые городские центры, например Ростов в «Повести временных лет», описывающей события IX века, упомянут как центр народа меря: «населници в Новѣгородѣ словенѣ, и в Полотьскѣ кривичи, Ростовѣ меряне, Бѣлѣозерѣ весь, Муромѣ мурома», и их самоуправление появилось тоже очень рано. На собственную администрацию и организацию власти, сплотившей их горожан, указывают те скудные источники, в которых упоминаются северо-восточные города, за XI--первую половину XII в.
Известие о сокрушительном разгроме новгородцев на «Ждане горе», пожалуй, дает право предположить, что жители Ростова и Суздаля были объединены чем-то иным, нежели властью князя. Кстати, последний вообще не упоминается в рассказе.
«А тое же зимы иде Всеволод Мстиславичь на Суздаль и на Ростов с Новоградци и Псковичи и Ладожаны и со всею областию Новоградскою. И сретоша их Суждалци и Ростовци на Ждане горе, и бысть им брань крепка зело, и одолеша Ростовци и избиша множество много Новоградец, и убиша ту посадника Иванка, мужа храбра зело, и Петра Микулича, и иных мужей добрых много погыбе, а Суждалци и Ростовци возвратишася с победою великою».
Обращает на себя внимание, что здесь употреблена та форма названия -- «суждалци и ростовци», -- которая в более поздних статьях традиционно обозначает либо вече, либо городские власти, либо коллективное действие, продиктованное общим решением горожан (того же веча!).
Интересно и другое сообщение, более раннее. В 1107 г. летописи сообщают о нападении волжских булгар на Суздаль. Город был осажден. Только коллективные действия спасли Суздаль. Все горожане «из града изшедше, всех избиша». И здесь -- все «суждалци», все жители города, действовавшие заодно.
А самый интересный материал о коммунальном устройстве «старых городов» Северо-Восточной земли - Залесья находим в еще более ранних летописных статьях.
В 1096 г. Олег Святославич предпринял военную акцию против Мономаха и оккупировал часть Ростовской земли. Захватил он и «старые города». Летопись сообщает, что Олег «поиде к Суждалю, и Суждальци вдашяся ему, он же люди омири, а иные изнима, овых же расточи, а имение их взя. И поиде к Ростову, и ти вдашася ему. И прея всю землю Муромскую и Ростовскую и посажа наместници по городом и дани нача брати». Итак, перед лицом опасности ростовцы и суздальцы -- горожане принимают князя без всякого сопротивления. Слова «вдашяся ему» (т.е. Олегу) предполагают переход «под руку» князя, под его покровительство, под его власть.
Характерно, что это происходит по решению только горожан, т. е. веча, ибо «суждальци», феодалы, члены местной корпорации «Ростовской тысячи», либо попали в плен к Олегу ранее в битве под Муромом, либо находились в войсках его противника -- Мстислава Владимировича. Следовательно, в этот момент они физически не могли находиться в городе.
И судьба Суздаля и Ростова решалась только горожанами, присутствовавшими на вече перед походом Олега.
#ростовскаяземля
Продолжительность жизни на Руси в XIV–XVI веках.
В русских источниках XIV–XV в. (как правило, агиографических) нередко читаются рассказы о смерти того или иного персонажа в «старости глубокой» и в тесно связанной с ней «немощи». Принимая во внимание очевидный факт отличия современных демографических реалий от средневековых, нельзя не задаться вопросом: о каком именно возрасте идет речь и как он воспринимался современниками? Ввиду особенностей историографии – основная часть работ по демографии России эпохи Средневековья посвящена численности, распределению и миграциям населения , а использование археологического материала ограничено тем, что археологическое изучение XIV–XVI в. (в отличие от более раннего периода) еще «находится на стадии интенсивного сбора материалов» – приведем интересные данные из книги А.С. Усачева «Старость глубокая» в XIV–XV в.: демографические реалии и их восприятие современниками.
https://zen.yandex.ru/media/id/5c4afdd062411100ae4466e6/prodoljitelnost-jizni-na-rusi-v-xivxvi-vekah-62aa23bfb4e3800e0380fc75
#древняярусь #московия #XIVвек #XVвек #XVIвек
В русских источниках XIV–XV в. (как правило, агиографических) нередко читаются рассказы о смерти того или иного персонажа в «старости глубокой» и в тесно связанной с ней «немощи». Принимая во внимание очевидный факт отличия современных демографических реалий от средневековых, нельзя не задаться вопросом: о каком именно возрасте идет речь и как он воспринимался современниками? Ввиду особенностей историографии – основная часть работ по демографии России эпохи Средневековья посвящена численности, распределению и миграциям населения , а использование археологического материала ограничено тем, что археологическое изучение XIV–XVI в. (в отличие от более раннего периода) еще «находится на стадии интенсивного сбора материалов» – приведем интересные данные из книги А.С. Усачева «Старость глубокая» в XIV–XV в.: демографические реалии и их восприятие современниками.
https://zen.yandex.ru/media/id/5c4afdd062411100ae4466e6/prodoljitelnost-jizni-na-rusi-v-xivxvi-vekah-62aa23bfb4e3800e0380fc75
#древняярусь #московия #XIVвек #XVвек #XVIвек
Дзен | Статьи
Продолжительность жизни на Руси в XIV–XVI веках
Статья автора «Ростовская Земля - Меряния» в Дзене ✍: Обратимся к результатам произведенных В. А.
Forwarded from Меряфутурист
Феминный Север.
При всей кажущейся патриархальности архетипическая Северные пространства очень феминные. Про то, что корень северных архетипов - женский писал проницательный Дугин.
Пара цитат:
"Влиятельные женские персонажи в славянском (главным образом в великорусском) фольклоре доминируют. Это является одним из ярких признаков феминоидности культуры. Доминанта русской культуры - феминоидная так же, как и у кельтской (в отличии от германской)... При этом здесь добавляется важный момент смешения древних славянах с фино-угорскими племенами, которые жили на территории России задолго до прихода славян. Сами древние славяне, возможно, в рамках всей индоевропейской культуры, все-таки были несколько ближе к феминоидам, чем к мускулуноидам. А те, кто жили на территориях Средне-русской возвышенности до прихода славян, то есть преимущественно финно-угорские племена, представляли собой чисто феминоидный тип."
"По сути, в русской культуре дело мы имеем дело с феминоидным знаменателем. Если говорить о двухэтажной формуле культуры – логос/мифос, то в знаменателе у нас чисто феминоидный тип. Многие русские философы и поэты говорили о «вечной женственности русской души». Александр Блок и Владимир Соловьев учили о России как о Софии, Премудрости божьей, «женской ипостаси Божества». Но в любом случае не было ни одного внимательного и серьезного исследователя России, который бы прошел мимо вот этой особенности русской культуры, русского настроя."
И так, великорусское - глубинно-народное: в знаменателе "женственность". Вспомним народный культ Богородицы (и других женщин-святых) превалирующий начиная с средневековья над культом Христа в "народном православии, архетип "твердой отеческой руки" русской власти и соцально-политическую индифферентность "феминного" большинства, мистерию зерна/земли земледельческой "русской общины". Это Номос Земли. А в базисе еще более древний номос Леса, с его этнографическими флэшбэками матриархата, культом Золотой Бабы, Небесных лосих/олениц, и тд. Носителями этих архетипов являются и все сохранившиеся волго-финские народы.
От этого отклоняются только периферийные группы - казаки и тюркские народы (номос Степи), поморы, заонежане, прибалтийские финны (номос Моря/Озера), кавказские народы (номос Гор).
Жаль, мало кто воспринимает всерьез его "Ноомахию". Стоит пробежаться хотя бы по русским томам.
Арт: Вечность. 2011.
#мифология #традиция #женщины #север
При всей кажущейся патриархальности архетипическая Северные пространства очень феминные. Про то, что корень северных архетипов - женский писал проницательный Дугин.
Пара цитат:
"Влиятельные женские персонажи в славянском (главным образом в великорусском) фольклоре доминируют. Это является одним из ярких признаков феминоидности культуры. Доминанта русской культуры - феминоидная так же, как и у кельтской (в отличии от германской)... При этом здесь добавляется важный момент смешения древних славянах с фино-угорскими племенами, которые жили на территории России задолго до прихода славян. Сами древние славяне, возможно, в рамках всей индоевропейской культуры, все-таки были несколько ближе к феминоидам, чем к мускулуноидам. А те, кто жили на территориях Средне-русской возвышенности до прихода славян, то есть преимущественно финно-угорские племена, представляли собой чисто феминоидный тип."
"По сути, в русской культуре дело мы имеем дело с феминоидным знаменателем. Если говорить о двухэтажной формуле культуры – логос/мифос, то в знаменателе у нас чисто феминоидный тип. Многие русские философы и поэты говорили о «вечной женственности русской души». Александр Блок и Владимир Соловьев учили о России как о Софии, Премудрости божьей, «женской ипостаси Божества». Но в любом случае не было ни одного внимательного и серьезного исследователя России, который бы прошел мимо вот этой особенности русской культуры, русского настроя."
И так, великорусское - глубинно-народное: в знаменателе "женственность". Вспомним народный культ Богородицы (и других женщин-святых) превалирующий начиная с средневековья над культом Христа в "народном православии, архетип "твердой отеческой руки" русской власти и соцально-политическую индифферентность "феминного" большинства, мистерию зерна/земли земледельческой "русской общины". Это Номос Земли. А в базисе еще более древний номос Леса, с его этнографическими флэшбэками матриархата, культом Золотой Бабы, Небесных лосих/олениц, и тд. Носителями этих архетипов являются и все сохранившиеся волго-финские народы.
От этого отклоняются только периферийные группы - казаки и тюркские народы (номос Степи), поморы, заонежане, прибалтийские финны (номос Моря/Озера), кавказские народы (номос Гор).
Жаль, мало кто воспринимает всерьез его "Ноомахию". Стоит пробежаться хотя бы по русским томам.
Арт: Вечность. 2011.
#мифология #традиция #женщины #север
Лубок ярославский.
Ремейк битвы новгородцев с ростово-суздальцами. Волжский Медведь супротив волховского Коркодела 🙃
#ярославль #волга
Ремейк битвы новгородцев с ростово-суздальцами. Волжский Медведь супротив волховского Коркодела 🙃
#ярославль #волга
В течении Миги, Андоги и Иштомы, где в XVII-XVIII вв. располагалась Андопальская вол. Белозерского у-да, рассматривая карту, встретил названия-слова, как из таинственной северной песни:
Иштамар, Меросла, Музгумзь, Сятрумзь, Пергумзь, Шолгумзь, Лойда, Перхлойда, Ярглойда, Шубач!
Среди однозначно вепсских топонимов мое внимание привлекла д. Меросла.
Первое что приходит в голову, что его следует толковать от вепс, meri - «море». Кузнецов отмечал, что термин мер часто встречается в названиях малых озёр Карелии и Ленобласти. Но возможно это и из волжско-финского наречия, на что обращает внимание название вологодского руч. Мерья, название которого Матвеев сопоставлял с народом меря. Эту этимологию можно распространить и на названия вологодских болот – Мерьского и Мерье. В общем в итоге я склонен видеть на этой территории явные, хоть и не многочисленные, следы мерянского присутствия, недаром же эти земли традиционно входили в состав Ростовщины.
Фото местных жителей из окрестностей Лойдицы.
Мерянин
#вологда
Иштамар, Меросла, Музгумзь, Сятрумзь, Пергумзь, Шолгумзь, Лойда, Перхлойда, Ярглойда, Шубач!
Среди однозначно вепсских топонимов мое внимание привлекла д. Меросла.
Первое что приходит в голову, что его следует толковать от вепс, meri - «море». Кузнецов отмечал, что термин мер часто встречается в названиях малых озёр Карелии и Ленобласти. Но возможно это и из волжско-финского наречия, на что обращает внимание название вологодского руч. Мерья, название которого Матвеев сопоставлял с народом меря. Эту этимологию можно распространить и на названия вологодских болот – Мерьского и Мерье. В общем в итоге я склонен видеть на этой территории явные, хоть и не многочисленные, следы мерянского присутствия, недаром же эти земли традиционно входили в состав Ростовщины.
Фото местных жителей из окрестностей Лойдицы.
Мерянин
#вологда
"Три года спешил я на Солянку с Джуной на эксперименты в лабораторию Академии наук СССР, созданную в Старосадском переулке, 8. В мае 1985 году по этому адресу приехали две черные большие машины. Из одной вышел Николай Байбаков, заместитель председателя правительства СССР, из другой президент Академии наук СССР Анатолий Александров и вице-президент Владимир Котельников, директор института, при котором числилась лаборатория. Три часа академик Юрий Гуляев и профессор Эдуард Годик докладывали о результатах секретных исследований. Они первыми в мире установили реальность не только феномена "Д", бесконтактного нагрева Джуны, но и реальность телекинеза Нинель Кулагиной, феномена "К", и "кожного зрения" Розы Кулешовой, читавшей кончиками пальцев. Всем этим феноменам было дано физическое обоснование.
"Не подвела меня, Джуна, - сказал мне взволнованный Николай Константинович, рисковавший головой, когда на свой страх и риск финансировал проект государственной программы, легализовавшей явления, считавшиеся в отделе науки ЦК партии лженаучными.
"Коля, что за баба, эта Джуна, ты ее пробовал? - полушутя, полусерьезно спросил у Байбакова по телефону Брежнев, обеспокоенный слухами, множившимися в Москве летом 1980 года после ее появления в городе. - Возьми Джуну под свое крыло", - заключил генсек разговор с Байбаковым, поручившимся за Джуну. К тому времени она успела себя проявить в поликлинике Госплана, где лечила и больных и врачей...
Лаборатория находится в пятистах метрах от Опекунского совета, Академии медицинских наук, где ее бывший президент Николай Блохин лег костьми, чтобы такие исследования не проводились.
- Вы мистически настроенный человек, - вынес он приговор, глядя мне в глаза, когда я убеждал его принять участие в исследованиях.
Ученые медики по сей день не провели запланированные тогда государственной программой эксперименты...
Не потому ли произошел такой разгул шарлатанства во врачевании, что Академия медицинских наук умывает руки, не желая заняться трудным делом."
©Лев Колодный. Москва в улицах и лицах.
Вот они, корни особой русской духовности которую мы видим вокруг. Далеко ходить не надо, загляните к Синему камню на Переславском озере, чего там только нет: Сталин, чакры, руны, волхвы, славяне, карма, вечный зов, целительная роса, буквица, коловраты и судьба на ладони...
#переславльзалесский #особаядуховность
"Не подвела меня, Джуна, - сказал мне взволнованный Николай Константинович, рисковавший головой, когда на свой страх и риск финансировал проект государственной программы, легализовавшей явления, считавшиеся в отделе науки ЦК партии лженаучными.
"Коля, что за баба, эта Джуна, ты ее пробовал? - полушутя, полусерьезно спросил у Байбакова по телефону Брежнев, обеспокоенный слухами, множившимися в Москве летом 1980 года после ее появления в городе. - Возьми Джуну под свое крыло", - заключил генсек разговор с Байбаковым, поручившимся за Джуну. К тому времени она успела себя проявить в поликлинике Госплана, где лечила и больных и врачей...
Лаборатория находится в пятистах метрах от Опекунского совета, Академии медицинских наук, где ее бывший президент Николай Блохин лег костьми, чтобы такие исследования не проводились.
- Вы мистически настроенный человек, - вынес он приговор, глядя мне в глаза, когда я убеждал его принять участие в исследованиях.
Ученые медики по сей день не провели запланированные тогда государственной программой эксперименты...
Не потому ли произошел такой разгул шарлатанства во врачевании, что Академия медицинских наук умывает руки, не желая заняться трудным делом."
©Лев Колодный. Москва в улицах и лицах.
Вот они, корни особой русской духовности которую мы видим вокруг. Далеко ходить не надо, загляните к Синему камню на Переславском озере, чего там только нет: Сталин, чакры, руны, волхвы, славяне, карма, вечный зов, целительная роса, буквица, коловраты и судьба на ладони...
#переславльзалесский #особаядуховность
Forwarded from Меряфутурист
Чухонная крыша.
У Ольги Тороповой увидел фото со слайда 1976 года. Деревня Болотниково, Островский район, Костромской области, стоящей в устье Медозы, где она впадает в Меру. У старого амбара, её родные, двоюродные братья и сёстры.
Кайф какой, в старо время и на избах такие же крыши были, к примеру они есть на Домнинских фото начала XX века. Только здесь она сделана из соломы вперемешку с глиной, а на избах были чисто соломенные и называлась такая крыша "чухонной".
#костромскаяобласть #XXвек
У Ольги Тороповой увидел фото со слайда 1976 года. Деревня Болотниково, Островский район, Костромской области, стоящей в устье Медозы, где она впадает в Меру. У старого амбара, её родные, двоюродные братья и сёстры.
Кайф какой, в старо время и на избах такие же крыши были, к примеру они есть на Домнинских фото начала XX века. Только здесь она сделана из соломы вперемешку с глиной, а на избах были чисто соломенные и называлась такая крыша "чухонной".
#костромскаяобласть #XXвек
"Русские чудины".
Несколько раз на ютубе и в инсте задавал Леониду Геннадиевичу вопрос - когда будет фильм "Русские чудины"? Давно известно, что он себя ассоциирует с вепсами (было в одном из старых интервью), да и помимо этого многократно высказывался по финно-великорусской культурно-исторической проблематике. Так вот, не думал ли Леонид Геннадиевич снять фильм про "финскую душу" Русского Севера (и шире северных великороссов). Тема без громкого "щелчка" (как в случае с "Русскими евреями" и "Русскими грузинами", но, тем не менее, глубоко интимная и глубоко сокрытая, и как мне видится, архиважная для будущего этой популяции и ее культуры.
Уже не один год жду ответа. Сегодня поймал себя на мысли, может все дело в том, что у русских чудинов нет своих Михаила Фридмана и Паата Гамгонеишвили?
А вы что думаете?
Мерянин
#русскиечудины
Несколько раз на ютубе и в инсте задавал Леониду Геннадиевичу вопрос - когда будет фильм "Русские чудины"? Давно известно, что он себя ассоциирует с вепсами (было в одном из старых интервью), да и помимо этого многократно высказывался по финно-великорусской культурно-исторической проблематике. Так вот, не думал ли Леонид Геннадиевич снять фильм про "финскую душу" Русского Севера (и шире северных великороссов). Тема без громкого "щелчка" (как в случае с "Русскими евреями" и "Русскими грузинами", но, тем не менее, глубоко интимная и глубоко сокрытая, и как мне видится, архиважная для будущего этой популяции и ее культуры.
Уже не один год жду ответа. Сегодня поймал себя на мысли, может все дело в том, что у русских чудинов нет своих Михаила Фридмана и Паата Гамгонеишвили?
А вы что думаете?
Мерянин
#русскиечудины
Telegram
ПАРФЁНОВ
«"Русских евреев" финансировал фонд "Генезис", в задачи которого входит "укрепление еврейской самоидентификации у русскоязычных евреев во всем мире". В финансовой поддержке "Русских грузин" участвовал аналогичный фонд?»
Проекты о русских немцах, русских…
Проекты о русских немцах, русских…
Шейная печать XV в. с двуглавым орлом
Захотелось поделиться увиденным красивым: прикладная печать, позолоченное серебро. На одной стороне - изображение херувима, стандартное (переливок с образца, несколько грубоватый, замечу), форма подвески тоже обычная. На другой - резчик вырезал печать по заказу владельца: по краю надпись ПЕЧАТЬ ИВАНОВА МИ... и в центре изображение двуглавого орла. Именно для печатей это изображение нечастое, хотя там - как сейчас на майках или на эмблемах джинсовых кампаний - всякий раз помещали что-нибудь "красивое": "лютого зверя" (хищника семейства кошачьих), воина с оружием, хищную (ну как получится вырезать, конешно дело) птицу, подражания каким-нибудь античным сюжетам, виденным на западных геммах. То есть это не вовсе уж прям гербы, это просто, скажем так, различительные знаки: буквы труднее прочесть и распознать на оттиске по воску печати, особенно если время прошло, а картинка поустойчивее.
Носилась подвеска с печатью на гайтане на шее - видимо, вместе с крестиком, и не случайно основой для этого типа выступила шейная иконка с херувимом - он как бы играл роль дополнительного "заверителя", "защитника" права для акта удостоверения грамоты печатью.
Собственно, сами шейные печати и рспространяются в русских землях в XV в. параллельно с развитием использования бумаги и бумажных документов: завещания, разделы имущества, дарственные, купчие и вклады в монастыри уже заверялись не только памятью собравшихся свидетелей сделок и прочих юридически значимых действий - послухов, теперь поименно упоминаемых в тексте, но и самим документом, и печатью его автора - владельца имущества. Пользовались ими, понятно, люди, обладавшие значимым экономическим и социальным положением: князья, бояре, должностные лица светской и духовной администрации.
В нашем случае еще и печать из дорогого серебра, а не из простой бронзы, и специально вырезанное имя с началом отчества - важной персоны вещь. Но все ж вряд ли боярина, для такого простовато. Слуга вольный, волостель, сотский, гость, мытник, данщик - какой-нибудь княжой человек. Во всяком случае были, скорее всего, у ее владельца и хороший боевой конь, и кафтан из крашеного сукна, и шуба с шапкой из неплохого меха, и саадак и сабля, и свои холопы, и просторный двор, и одна-две-три деревни, и княжеская милость. Суздальские или Стародубские земли. Думаю, вторая треть - вторая половина XV в.
Так-то двуглавые орлы попадались изредка и на некоторых, к примеру, тверских серебряных денгах и на пулах тверских, и на московских при Иване III, и на пулах некоторых ордынских городов.
В самом конце XV в. двуглавый орел вместе со всадником с мечом, и с драконом попадает уже и на каменные рельефы на Боровицкой башне московского Кремля и уж впоследствии добавляет себе официального статуса.
Аким Трефилов.
Фото сверху вниз: Прикладная печать, позолоченное серебро. Суздальские или Стародубские земли, XV в., денга великого князя Михаила Борисовича Тверского XV в.
#ростовскаяземля #московия #XVвек
Захотелось поделиться увиденным красивым: прикладная печать, позолоченное серебро. На одной стороне - изображение херувима, стандартное (переливок с образца, несколько грубоватый, замечу), форма подвески тоже обычная. На другой - резчик вырезал печать по заказу владельца: по краю надпись ПЕЧАТЬ ИВАНОВА МИ... и в центре изображение двуглавого орла. Именно для печатей это изображение нечастое, хотя там - как сейчас на майках или на эмблемах джинсовых кампаний - всякий раз помещали что-нибудь "красивое": "лютого зверя" (хищника семейства кошачьих), воина с оружием, хищную (ну как получится вырезать, конешно дело) птицу, подражания каким-нибудь античным сюжетам, виденным на западных геммах. То есть это не вовсе уж прям гербы, это просто, скажем так, различительные знаки: буквы труднее прочесть и распознать на оттиске по воску печати, особенно если время прошло, а картинка поустойчивее.
Носилась подвеска с печатью на гайтане на шее - видимо, вместе с крестиком, и не случайно основой для этого типа выступила шейная иконка с херувимом - он как бы играл роль дополнительного "заверителя", "защитника" права для акта удостоверения грамоты печатью.
Собственно, сами шейные печати и рспространяются в русских землях в XV в. параллельно с развитием использования бумаги и бумажных документов: завещания, разделы имущества, дарственные, купчие и вклады в монастыри уже заверялись не только памятью собравшихся свидетелей сделок и прочих юридически значимых действий - послухов, теперь поименно упоминаемых в тексте, но и самим документом, и печатью его автора - владельца имущества. Пользовались ими, понятно, люди, обладавшие значимым экономическим и социальным положением: князья, бояре, должностные лица светской и духовной администрации.
В нашем случае еще и печать из дорогого серебра, а не из простой бронзы, и специально вырезанное имя с началом отчества - важной персоны вещь. Но все ж вряд ли боярина, для такого простовато. Слуга вольный, волостель, сотский, гость, мытник, данщик - какой-нибудь княжой человек. Во всяком случае были, скорее всего, у ее владельца и хороший боевой конь, и кафтан из крашеного сукна, и шуба с шапкой из неплохого меха, и саадак и сабля, и свои холопы, и просторный двор, и одна-две-три деревни, и княжеская милость. Суздальские или Стародубские земли. Думаю, вторая треть - вторая половина XV в.
Так-то двуглавые орлы попадались изредка и на некоторых, к примеру, тверских серебряных денгах и на пулах тверских, и на московских при Иване III, и на пулах некоторых ордынских городов.
В самом конце XV в. двуглавый орел вместе со всадником с мечом, и с драконом попадает уже и на каменные рельефы на Боровицкой башне московского Кремля и уж впоследствии добавляет себе официального статуса.
Аким Трефилов.
Фото сверху вниз: Прикладная печать, позолоченное серебро. Суздальские или Стародубские земли, XV в., денга великого князя Михаила Борисовича Тверского XV в.
#ростовскаяземля #московия #XVвек
День Ефима Честнякова.
Сегодня день памяти Ефима Честнякова. Кем он был? Местным кологривским святым, колдуном и прорицателем, народным философом, а по совместительству, учеником Ильи Репина, художником "Серебряного века", поэтом и сказочником.
Ефим Васильевич был свидетелем и невольным участником значительных событий в истории. Революцию он принял с надеждой на преобразование северной Великороссии - Мерянии. В своих взглядах на будущее художник был близок с представителями утопического великорусского крестьянского социализма. Живи он в Литве или Финляндии, он стал бы величиной вровень с Чюрлёнисом и Галлен-Каллела. Но мы имеем то, что имеем - в Костроме нет даже улицы названной в его честь. Великое честняковское пока вынуждено молчать до будущего...
«Вся суть дела в том, что я не могу профанировать свою русскую душу — не уважают её — и не хочу заменить её скучной, корректной, лишённой живой жизни душой европейца, человека не артиста, полумашины. Потому мне приходится замыкаться в себе. Потому что в стране мы не хозяева. Всё обезличившее себя заняло первенствующее место, а великое русское пока вынуждено молчать до будущего». Из письма Е.В.Честнякова И.Е.Репину (Архив АХ, 10).
#ефимчестняков #кологрив #костромскаяобласть
Сегодня день памяти Ефима Честнякова. Кем он был? Местным кологривским святым, колдуном и прорицателем, народным философом, а по совместительству, учеником Ильи Репина, художником "Серебряного века", поэтом и сказочником.
Ефим Васильевич был свидетелем и невольным участником значительных событий в истории. Революцию он принял с надеждой на преобразование северной Великороссии - Мерянии. В своих взглядах на будущее художник был близок с представителями утопического великорусского крестьянского социализма. Живи он в Литве или Финляндии, он стал бы величиной вровень с Чюрлёнисом и Галлен-Каллела. Но мы имеем то, что имеем - в Костроме нет даже улицы названной в его честь. Великое честняковское пока вынуждено молчать до будущего...
«Вся суть дела в том, что я не могу профанировать свою русскую душу — не уважают её — и не хочу заменить её скучной, корректной, лишённой живой жизни душой европейца, человека не артиста, полумашины. Потому мне приходится замыкаться в себе. Потому что в стране мы не хозяева. Всё обезличившее себя заняло первенствующее место, а великое русское пока вынуждено молчать до будущего». Из письма Е.В.Честнякова И.Е.Репину (Архив АХ, 10).
#ефимчестняков #кологрив #костромскаяобласть
Forwarded from Меряфутурист
Оказывается в Шаблово, в музее, есть икона Ефима Васильевича, с волшебным олма (яблоком) в руках. Седой космический старец в косоворотке, в красном углу, с лампадой. Вот она, наша мерянская Вера!
Фото с Ефимина дня -2022.
#честняков #меря #кологрив
Фото с Ефимина дня -2022.
#честняков #меря #кологрив