Forwarded from Меряфутурист
Есть еще потрясающая художница посвятившая свое творчество Северу - Джанна Таджатовна Тутунджан. В её творчестве красный цвет тоже занимает важное место. После окончания Суриковки в 1959 году, вместе с мужем Николаем Баскаковым, она уехала на его родину — в Вологодскую область и до самой смерти жила в деревне Сергиевская Тарногского района Вологодской области. Тарнога это прекрасное место, родина постмерянского субэтноса "кокшаров", места где вологодский археолог Никитинский открыл последние святые рощи Севера называемые по-местному - "кустами", в которых, как марийцы, некогда молились предки жителей Тарноги.
Работы потрясающие, когда в 2018 в Ярославле была ее персональная выставка я сидел в зале и рассматривал её картины целый час. Настоящая медитация.
#север #тарнога #арт
Работы потрясающие, когда в 2018 в Ярославле была ее персональная выставка я сидел в зале и рассматривал её картины целый час. Настоящая медитация.
#север #тарнога #арт
Forwarded from Архитектурные излишества
В селе Холуй Ивановской области сохранилась народная традиция расписывать лодки — в основном русалками и растительным орнаментом. Судёнышки вовсю используют во время разлива реки Теза, когда местный мост уходит под воду. 📸: bormot
Епим Честняк. "Елманное олмачко".
Ёлусь па ёлусь коча да папа, ваган да вата, па у ный шанг тетят — ербезят и юдорочек. Помоташ коча в шурго пулык руишить, ньявит, шогаш тоштая-тоштая олмапа, а на олмапе ённое елманное олмачко.
Намедни баловался переводами с русского/советского на ярославско-костромскую говорю, сегодня решил перевести зачин честняковской сказки про "Чудесное яблоко" на фэнтезийный мерянский, по структуре напоминающий "галивон елман" — язык галичан XVIII-XX вв., в основе которого лежит славянская, а не финно-угорская, грамматика. По тому же принципу строились жгонский и офеньский языки.
Вот вам перевод, сравните
Ефим Честняков. "Чудесное яблоко".
Жили-были дедушко да бабушка, мужик да баба, и у них много ребят — парнеков и девонек. Пошел дедушко в лес дрова рубить и видит: стоит старая-старая яблоня, а на ней большущее яблоко.
Иллюстрация: Рисунок Ефима Честнякова из книги "Русь уходящая в небо… Материалы из рукописных книг". Кострома: Костромаиздат, 2011.
#меря #ефимчестняков #кострома
Ёлусь па ёлусь коча да папа, ваган да вата, па у ный шанг тетят — ербезят и юдорочек. Помоташ коча в шурго пулык руишить, ньявит, шогаш тоштая-тоштая олмапа, а на олмапе ённое елманное олмачко.
Намедни баловался переводами с русского/советского на ярославско-костромскую говорю, сегодня решил перевести зачин честняковской сказки про "Чудесное яблоко" на фэнтезийный мерянский, по структуре напоминающий "галивон елман" — язык галичан XVIII-XX вв., в основе которого лежит славянская, а не финно-угорская, грамматика. По тому же принципу строились жгонский и офеньский языки.
Вот вам перевод, сравните
Ефим Честняков. "Чудесное яблоко".
Жили-были дедушко да бабушка, мужик да баба, и у них много ребят — парнеков и девонек. Пошел дедушко в лес дрова рубить и видит: стоит старая-старая яблоня, а на ней большущее яблоко.
Иллюстрация: Рисунок Ефима Честнякова из книги "Русь уходящая в небо… Материалы из рукописных книг". Кострома: Костромаиздат, 2011.
#меря #ефимчестняков #кострома
Чёрные избы в селеньях заброшенных,
Окон разбитых глазницы пустые.
Пылью тропинки давно припорошены.
Это не сон, это тоже Россия.
Люди когда-то по тропкам ходили,
Женщины в банях детишек рожали.
Девки свои хороводы водили,
Сеяли жито, а осенью жали.
Нет больше той, деревенской России.
Век доживают там бабки и деды,
Не дожидаясь прихода мессии.
Жизнь и не жизнь, а извечные беды.
Где ж ты деревня, Ефимкина муза,
Кто раздавил тебя грубой пятою?
Ты умираешь от имперского груза,
Вместе с не броской твоей красотою.
Иллюстрация: Ефим Честяков из книги "Русь уходящяя в небо... Материалы из рукописных книг Е. в. Честнякова." Кострома 2012.
#деревня #кострома
Окон разбитых глазницы пустые.
Пылью тропинки давно припорошены.
Это не сон, это тоже Россия.
Люди когда-то по тропкам ходили,
Женщины в банях детишек рожали.
Девки свои хороводы водили,
Сеяли жито, а осенью жали.
Нет больше той, деревенской России.
Век доживают там бабки и деды,
Не дожидаясь прихода мессии.
Жизнь и не жизнь, а извечные беды.
Где ж ты деревня, Ефимкина муза,
Кто раздавил тебя грубой пятою?
Ты умираешь от имперского груза,
Вместе с не броской твоей красотою.
Иллюстрация: Ефим Честяков из книги "Русь уходящяя в небо... Материалы из рукописных книг Е. в. Честнякова." Кострома 2012.
#деревня #кострома
Историческая славянская география.
Увидел в ленте интересную карту иллюстрирующую статью А. Щавелева - «Белые пятна» имажинарной этногеографии «Повести временных лет» (Методологические и полемические заметки о локализации общностей дулебов, дреговичей, радимичей, тиверцев и хорватов)
Щавелев поставил перед собой задачу проанализировать каверзные случаи локализации некоторых славянских общин X века. Само по себе это очень интересно, в ней он, например, доказывает невозможность точной локализации летописных дреговичей, радимичей и тиверцев.
Я же решил немного подкорректировать карту, поскольку в IX-X веках балты все еще занимали как минимум половину современной территории Республики Беларусь (2. литва до Минска и Логойска, 3. дайнавы до Слонима и Новогрудка, 4. ятвяги до Бреста и Турова) да и с 100% славянскостью самих кривичей все не так однозначно, а также значительную территорию страны Вятичей (1. галинды/голядь от Малоярославца и Калуги до Козельска, как минимум). Обозначил их приблизительные ареалы фиолетовой штриховкой. Что особенно радует, ареалы финно-угосрких племен - мещеры, эрзи в Поочье, мери в Волго-Окском междуречье и веси в Пошехонье на карте обозначены вполне корректно.
Для желающих ознакомиться с статьей Щавелева, файл в pdf
Мерянин.
#славяне #балты #финны #IXвек #Xвек
Увидел в ленте интересную карту иллюстрирующую статью А. Щавелева - «Белые пятна» имажинарной этногеографии «Повести временных лет» (Методологические и полемические заметки о локализации общностей дулебов, дреговичей, радимичей, тиверцев и хорватов)
Щавелев поставил перед собой задачу проанализировать каверзные случаи локализации некоторых славянских общин X века. Само по себе это очень интересно, в ней он, например, доказывает невозможность точной локализации летописных дреговичей, радимичей и тиверцев.
Я же решил немного подкорректировать карту, поскольку в IX-X веках балты все еще занимали как минимум половину современной территории Республики Беларусь (2. литва до Минска и Логойска, 3. дайнавы до Слонима и Новогрудка, 4. ятвяги до Бреста и Турова) да и с 100% славянскостью самих кривичей все не так однозначно, а также значительную территорию страны Вятичей (1. галинды/голядь от Малоярославца и Калуги до Козельска, как минимум). Обозначил их приблизительные ареалы фиолетовой штриховкой. Что особенно радует, ареалы финно-угосрких племен - мещеры, эрзи в Поочье, мери в Волго-Окском междуречье и веси в Пошехонье на карте обозначены вполне корректно.
Для желающих ознакомиться с статьей Щавелева, файл в pdf
Мерянин.
#славяне #балты #финны #IXвек #Xвек
"Жгонка это великое сокровище русской народной культуры о котором многие забыли", но вам напомнит очередной знающий с малороссийской фамилией. Пока потомки костромских жгонов — каталей валенок (фактически субэтноса, обладавшего некогда своим этническим ареалом, языком и самосознанием) рубятся за наших, он удачно монетизирует их родовое прозвание, которое, к слову, можно объяснить на удмуртской основе: ыжгон — "шерсть". Так и живем.
Как скажет незабвенный Паук, атлична, тащемта, например. 😆
Залесец.
#жизнь #смехислезы
Как скажет незабвенный Паук, атлична, тащемта, например. 😆
Залесец.
#жизнь #смехислезы
Substrata Uralica. Выходцы из села Коровново (Солигаличский район) за околицей которого Вёкса Чухломская впадает в Вочу. Село стоит на важном в средневековье торговом пути ведущим из Чухломы на Чудском озере через реку Кострома на Волгу, и по волокам на Белоозеро, Белое море и Урал.
В средневековье начало этому поселению положила подмонастырская слободка Коровья, возникшая при Александровой (Преображенской) пустыни, основанной преподобным Александром Вочским во 2-й половине XIV века. Это было время монастырской колонизации мерянских земель Севера, положенной преподобным Сергием.
Надо понимать, что Александрова (Преображенская) пустынь в XIV - XV вв. была не только идеологическим центром христианизации края, но и важным таможенным пунктом.
Типичная мерянско-чудская антропология характерная для треугольника Буй-Чухлома-Галич.
#меря #костромскаяобласть
В средневековье начало этому поселению положила подмонастырская слободка Коровья, возникшая при Александровой (Преображенской) пустыни, основанной преподобным Александром Вочским во 2-й половине XIV века. Это было время монастырской колонизации мерянских земель Севера, положенной преподобным Сергием.
Надо понимать, что Александрова (Преображенская) пустынь в XIV - XV вв. была не только идеологическим центром христианизации края, но и важным таможенным пунктом.
Типичная мерянско-чудская антропология характерная для треугольника Буй-Чухлома-Галич.
#меря #костромскаяобласть
Консервативный регионализм.
Пользу изучения региональной истории и культуры, еще в середине XIX века, понимал и поддерживал русский историк-норманист, журналист, издатель, Академик Петербургской академии наук, тайный советник, сын простого крепостного крестьянина — Михаил Петрович Погодин (1800 — 1875)
Вместе с историком Н. Г. Устряловым он развивал "теорию официальной народности", придерживаясь консервативных взглядов.
Кто сказал, что регионализм не может быть консервативным? ))
#регионализм #XIXвек
Пользу изучения региональной истории и культуры, еще в середине XIX века, понимал и поддерживал русский историк-норманист, журналист, издатель, Академик Петербургской академии наук, тайный советник, сын простого крепостного крестьянина — Михаил Петрович Погодин (1800 — 1875)
Вместе с историком Н. Г. Устряловым он развивал "теорию официальной народности", придерживаясь консервативных взглядов.
Кто сказал, что регионализм не может быть консервативным? ))
#регионализм #XIXвек
Дорогой читатель! Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
• @theworldisnoteasy — о колоссальных переменах в жизни общества и нас самих из-за всепроникновения цифровых технологий;
• @History_of_the_Empire_Russia — разоблачаем советские мифы о Российской Империи;
• @vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации;
• @historygothy - Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Живая энциклопедия всемирной истории;
• @pithhelmet - об Индии древней, колониальной и современной;
• @crypttales — Правда ли, что древнеегипетские мумии могли ожить, и какие ритуалы для этого проводили жители Долины Нила?
Древний Египет. Только наука и минимум тайн;
• @cinemaroutine — склад идеальных кадров из фильмов, которые заставят вас взглянуть на кино по-новому;
• @ww2history - канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
• @zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;
• @philosophycafemoscow – Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;
• @china80s - канал Ивана Зуенко о современной истории Китая;
• @catx2 — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую тематику. "О прошлом: информативно и с юмором" - таков наш девиз;
• @Greatwarchannel - Канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир;
• @lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)
• @USSResearch - канал про историю СССР: от архивных документов до анонсов новейщих публикаций;
• @pylgazet — «Золотой век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;
• @estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории.
• @theworldisnoteasy — о колоссальных переменах в жизни общества и нас самих из-за всепроникновения цифровых технологий;
• @History_of_the_Empire_Russia — разоблачаем советские мифы о Российской Империи;
• @vatnikstan — канал онлайн-журнала о русскоязычной цивилизации;
• @historygothy - Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Живая энциклопедия всемирной истории;
• @pithhelmet - об Индии древней, колониальной и современной;
• @crypttales — Правда ли, что древнеегипетские мумии могли ожить, и какие ритуалы для этого проводили жители Долины Нила?
Древний Египет. Только наука и минимум тайн;
• @cinemaroutine — склад идеальных кадров из фильмов, которые заставят вас взглянуть на кино по-новому;
• @ww2history - канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;
• @zalesje — социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;
• @philosophycafemoscow – Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;
• @china80s - канал Ивана Зуенко о современной истории Китая;
• @catx2 — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую тематику. "О прошлом: информативно и с юмором" - таков наш девиз;
• @Greatwarchannel - Канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир;
• @lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)
• @USSResearch - канал про историю СССР: от архивных документов до анонсов новейщих публикаций;
• @pylgazet — «Золотой век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;
• @estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории.
Смоленско-Гнёздовская объединненная экспедиция МГУ им. Ломоносова, ГИМ и заповедника «Гнёздово» обзавелась своим каналом @gnezdovo_project в телеграме.
Стоит напомнить, что именно там, в Гнёздове, обнаружены крупнейший в мире некрополь «эпохи викингов», руины древнего Смоленска, города, погибшего в начале XI века, и древнейшая русская надпись на кириллице (начало X века).
В последние годы Гнёздовская экспедиция стала одним из ведущих научных проектов в археологии Восточной Европы. Благодаря лазерной съемке LiDAR в гнёздовских лесах найдены сотни курганов IX-XI века, меняющих представление о масштабах древнего города. Передовые анализы костных останков из древних курганов выявляют «древних гостей» из Скандинавии. А при помощи высокотехнологичной магнитной и электро-разведки древние сооружения (кузницы, усадьбы, мастерские), скрытые в земле, удается находить даже без проведения раскопок.
Теперь же за захватывающими открытиями российских ученых можно следить онлайн.
https://yangx.top/gnezdovo_project
Стоит напомнить, что именно там, в Гнёздове, обнаружены крупнейший в мире некрополь «эпохи викингов», руины древнего Смоленска, города, погибшего в начале XI века, и древнейшая русская надпись на кириллице (начало X века).
В последние годы Гнёздовская экспедиция стала одним из ведущих научных проектов в археологии Восточной Европы. Благодаря лазерной съемке LiDAR в гнёздовских лесах найдены сотни курганов IX-XI века, меняющих представление о масштабах древнего города. Передовые анализы костных останков из древних курганов выявляют «древних гостей» из Скандинавии. А при помощи высокотехнологичной магнитной и электро-разведки древние сооружения (кузницы, усадьбы, мастерские), скрытые в земле, удается находить даже без проведения раскопок.
Теперь же за захватывающими открытиями российских ученых можно следить онлайн.
https://yangx.top/gnezdovo_project
Telegram
Гнёздово | Археология
Смоленско-Гнёздовская экспедиция
- МГУ им. Ломоносова,
- Государственный исторический музей,
- Музей-заповедник "Гнёздово"
gnezdovo.com
- МГУ им. Ломоносова,
- Государственный исторический музей,
- Музей-заповедник "Гнёздово"
gnezdovo.com
Forwarded from Меряфутурист
Интеллектуальные касты.
Московский друг пишет: "Поймал себя на мысли, что в русской исторической традиции отсутствует явление интеллектуальной касты. Иезуиты, брахманы, раввины, друиды - такого просто нет. Православные святые это те, кто жил в дупле, пещере, на столбе, или ходил голым на морозе, совершая индивидуальные духовные подвиги. Даже аналога китайских гуань, чиновников, сдавших экзамен у нас нет."
Единственное, что приходит на ум, это книжники старообрядцы, своего рода каста в касте отверженных империей. Старообрядцы в этническом великорусском мире - явление пожалуй единственно близкое к интеллектуальным кастам, но с иезуитами их, естественно, не сравнить потому, что у старообрядцев отсутствовали официальные институции. В этом контексте старообрядческое книжничество, скорее, подобие ашкеназских сойферов и раввинов в средневековой Европе. За тем лишь исключением (оказывающимся в итоге фундаментальным), что раввинат официально институциализировался в рамках модерного еврейского проекта — государства Израиль, а старообрядческая интеллектуальная каста была размолота Революцией (которую она же и ждала, поддерживая материально) по причине того, что она (Революция) не приняла в России национальную/этническую модерную форму.
#антропныевсячинки
Московский друг пишет: "Поймал себя на мысли, что в русской исторической традиции отсутствует явление интеллектуальной касты. Иезуиты, брахманы, раввины, друиды - такого просто нет. Православные святые это те, кто жил в дупле, пещере, на столбе, или ходил голым на морозе, совершая индивидуальные духовные подвиги. Даже аналога китайских гуань, чиновников, сдавших экзамен у нас нет."
Единственное, что приходит на ум, это книжники старообрядцы, своего рода каста в касте отверженных империей. Старообрядцы в этническом великорусском мире - явление пожалуй единственно близкое к интеллектуальным кастам, но с иезуитами их, естественно, не сравнить потому, что у старообрядцев отсутствовали официальные институции. В этом контексте старообрядческое книжничество, скорее, подобие ашкеназских сойферов и раввинов в средневековой Европе. За тем лишь исключением (оказывающимся в итоге фундаментальным), что раввинат официально институциализировался в рамках модерного еврейского проекта — государства Израиль, а старообрядческая интеллектуальная каста была размолота Революцией (которую она же и ждала, поддерживая материально) по причине того, что она (Революция) не приняла в России национальную/этническую модерную форму.
#антропныевсячинки