РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Праправнуки Сусанина и ИПХС.

Недавно писали про ИПХС - Истинно православных христиан странников или "бегунов", одно из самых радикальных старообрядческих согласий возникшее в XVIII веке на постмерянской этнической основе в Верхневолжье. В контексте этой многогранной темы вспомнилось, в империи Готторпов был большой скандал, когда обнаружилось, что потомки Ивана Сусанина, крестьяне белопашцы, имевшие особые льготы в империи, исповедуют ИПХС https://iphs.livejournal.com/40843.html.

#ипхс #меряне #старообрядцы
Мерьские Боги с Дьяконовской поляны. Историко-культурное значение этой территории связано с именем преподобного Димитрия Прилуцкого, который на пути из Переславля-Залесского в Вологду проходил по берегу реки Черный Шингарь. Там он встретил языческое капище с родником, которые, по преданию, и освятил. Авнежская возвышенность на которой находится Дьяконовская поляна – нечто вроде острова среди болот на водоразделе Сухоны и Волги. Когда-то в средневековье здесь по верховьям волоковых рек шла бойкая торговля, была бойкая жизнь. Сейчас это – глухой угол Вологодской области: Батановский сельсовет Междуреченского района со столицей в селе Шуйском.

Наша глубинная полу-языческая духовность.

Фото: "Вологда достопримечательности" VK

#меря #чудь #православие #вологодскаяобласть #вологда
Белая или Мерянская Русь.

"Древние наши писатели под именем Белой России разумели ПольскОй и МерянскОй, или СуздальскОй предел с принадлежащими к ним областями..."

Русский историк Болтин Иван Никитич (Москва, 1807)

Известно, что Белая Русь это Северо-Восточная земля, Залесье или Московское государство.

В XV—XVII веках термин Белая Русь чаще всего применялся по отношению к Северо-Восточной земле, Московскому великому княжеству и позднее царству. Столицей Белой Руси обычно называют Москву, а московского князя иногда называют Белым князем или царём. Восточные народы называют его Ак-Падишах, то есть Белый Падишах.

#московия #меряния #залесье
Пока мы тут рассуждаем о проблемах и будущем русской классической литературы, деколонизация Пушкина уже началась! Пожалте: Пушкин - крестьянин великоросс. Побудь-ка в зипуне и грешневике крепостного, господин петербургский писатель. Вот про такого Пушкина с уверенностью можно сказать - Наш! ))

«Пушкиниана» башкирского художника Энгеля Хариевича Насибулина.

Источник фото: «музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».

#арт #великороссы #юмор
Эхо Смуты.

— Ну что могу предложить, господа? Пять мушкетов: четыре XVII века, один XVI-го. Всё отстреляно. Все в полном боекомплекте. Гренады: противопехотные осколочные. Дают осечки, примерно, 50 на 50, извините, не проверял. Ручные мортиры — две. Вот пистоли есть: четыре колесцовых, один кремневый. Это из импортного. И теперь отечественный производитель: ствол пушечный, считай в масле. Четыре бердыша — машина тяжелая, но надежная, убойная. Тульский пряник, он же ТП, сегодня один, извини, очень быстро разбирают. Вот есть пернач, но совсем ненадежный. Время сточило ударный механизм. Пищали кнопочные, я думаю, вас не заинтересуют.
— Слушай, а откуда всё это?
— Эхо Смуты...

Руслан Уразбахтин

#XVIIвек #московия #юмор
Война продырявила Мишку насквозь. Осколок прошёл между рёбер, коснулся сердца, и, выходя, раздробил левую руку. В руке что-то испортилось: в локте она не разгибалась, а при ходьбе смешно болталась в разные стороны.

Мишка вернулся в колхоз работать фельдисполнителем. Попросту говоря нарочным. Он бегал, маша на ходу больной рукой, в село, куда был проведён телефон, получал переписанные от руки телефонограммы и разносил в деревни.

Фельдисполнителям платили не трудоднями, а живыми рублями, на которые можно было покупать что угодно – хоть белый хлеб. Но Мишке никто не завидовал, потому что у него было золотое сердце. Война сделала его ещё чувствительнее к чужим несчастьям. Он говорил, что много всего передумал в госпитале, и что-то в нем от раздумий переменилось.

Он отоваривал получку в лавке, куда обычных колхозниц (тех, что работали за трудодни) не пускали, а потом раздавал продукты соседкам.

-Зачем? - удивлялись они.

-Больно мне ваших детишек жалко - отвечал Мишка, у которого своих детей не было.

Бабы любили его до обожания. Не плотски - у Мишки была жена Настя - а от души. Жалели за то, что был таким добрым, жалели покалеченную руку, жалели его бездетность. Жалея его, жалели самих себя - он был единственным вернувшимся с войны мужиком.

Как-то весной бабы пахали поле у реки под деревней. Было ветрено и безоблачно, и, если не знать, что где-то тянулась война, очень покойно. Лошади неспешно ворочали плугом землю, бабы шли им вслед и думали бабские думы. Одни надеялись и ждали, другие больше не ждали, но все равно надеялись. Хоть бы и только на то, что все когда-нибудь кончится. Не будет похоронок, трудодней, безжалостных норм выработки, лесоповала, голодных детей, лепешек из клевера и мякины. А будет даже не сытость – внезапной сытости народ не поймет – пускай будут мир и хлеб.

Внезапно все увидели Мишку, который размахивая рукой, бежал по дороге с горы с почтовой торбой на здоровом плече. Его фельдисполнительская бляха блестела на солнце. Он бежал и что-то кричал, но ветер относил слова в сторону, и бабы не могли разобрать, что стряслось.

Ещё одна похоронка? Пожар? Прислали нового председателя?

Тем временем Мишка добежал и бабы увидели, что он плачет и не может сказать ни слова. Они не на шутку испугались.

-Что с тобой, Мишенька? – спросили они.

Но нарочный только рыдал. И бабы начали реветь вслед за ним. От испуга, от жалости, из солидарности. Одна за другой, все поддались чувству общей, но пока не известной беды.

Целый колхоз стоял и рыдал посреди наполовину вспаханного поля.

И только когда они вдоволь наплакались, когда начали подсыхать слезы, Мишка все объяснил:

-Бабоньки! Распрягайте коней! - выпалил он и нелепо махнул перебитой рукой. - Война кончилась!

__

Давно уже нету Мишки, нету тех баб и даже людей, которые помнили Мишку и рассказали эту историю тоже нету.

Есть только имена на обелисках в зарастающих тайгой деревнях, к которым никто никогда не приходит.

И мы снова плачем и ждем.

Андрей Павличенков.

#чухлома #кострома #великороссы
Магия древнего слова.

Прислушайтесь к первым словам песни - они из невообразимой седой древности наших мест! Термин встречается в языках восточной части финно-угорского мира. Унаследован он от более древнего неолитического населения этих мест (так же наших предков), родственного народностям енисейской группы, а опосредованно и северо-американским индейцам, в частности - навахо и атабаскам.

Сравните.

Йур (горно-марийс.) - дождь
Зор, зоръёслэн (удмуртс.) - дождь
Зэр (коми) - дождь
Сэра, сэрынта (селькупс.) - дождь
Уль, улесь; улттэ (кетс.) - дождь

Поразительным образом сближаются марийские и кетские (енисейские) формы. А по новейшим данным, мужчины гаплогруппы Q, характерной для енисейцев и индейцев, приняли участие в формировании до-финно-угорских неолитических народностей Верхнего Поволжья (при сохранении местных вариантов женских мито-ДНК), составив в нас с вами их урало-сибирский компонент (наряду с балтийским).

Василий Малышев.

#генеалогия #язык #финноугры
Пистики пошли…

Для тех кто не знает, это пистики. Ростки полевого хвоща. Очень популярный у нас продукт.

Пистики - это недозрелые верхушки генеративных побегов обычного полевого хвоща Equisétum arvénse, во множестве вылезающие на полях и лесных опушках по весне, вскоре после того, как сойдет снег и земля немного прогреется. В прошлом - распространенный продукт питания для множества евразийских народов (сосуды с заготовленными пестиками находят при археологических раскопках), ценный тем более, что появлялся в самое голодное время года, после долгой зимы, когда припасы уже подъедены. Ныне - традиционный элемент народной северной и уральской кухни, а также вполне достойный объект для первой "тихой охоты" в году.

Собирать пестики проще, чем землянику - без травы их сразу видно. а чистить куда быстрее и приятнее, чем грибы - чешуйки легко отделяются.

Богатые крахмалом и сахаром, обладающие неярким, но приятным вкусом, пестики используются в общем-то как обычные овощи - картошка или кабачки: для супов, окрошек, можно просто пожарить со сметаной, грибами или мясом или употребить прямо сырыми с молоком и сахаром, куча разных рецептов. Предки заготавливали их впрок методом засолки в кадках, пробовал их в детстве в Костромской области, но нам это сейчас без надобности - можно наморозить, а в качестве закуски они, соленые, на мой взгляд, так себе. Лучше приготовить шанежки.

Фото: Мари Ярасим (С)

#пистики #мерянскаякухня #финноугры #merjamaa
Свенельд и меря.

В это непростое время у писательницы Елизаветы Алексеевны Дворецкой вышла новая книга - исторический роман под названием "Свенельд. Зов валькирий". Это первая книга из её нового цикла "Свенельд", который служит предысторией к циклу "Княгиня Ольга". Начинается действие в 911 году. Князья руси готовят большой военный поход на Каспийское море, а Свенельду, будущему герою русских летописей, всего 20 лет и он жаждет отличиться.

В этой новой книге особенно интересно подробное описание жизни племени меря, которое в IX-XI веках играло немалую роль в становлении Древнерусского государства в Ростовской земле (Мерянии). Это особенно необычно тем, что летописями меря упомянуты неоднократно, но при этом, до сего дня, не было ни одного романа, в котором давались бы их подробное описание и реконструкция жизни.

Елизавета Алексеевна постаралась привлечь максимум доступных источников, археологических и этнографических. Большую помощь по части языка древней мери оказал художник-этнофутурист и реконструктор мерянского языка Андрей Мерянин. Оживлению образов весьма помогли меряне из числа исторических реконструкторов, особенно Катерина Ломтева из Владимира на Клязьме.

Подробнее - https://www.labirint.ru/books/852134/

#меря #древняярусь #залесье #литература
Проезжая Переславлем-Залесским, думаешь: вот райское место, но сделано почти все, чтобы его испортить.

Я даже не о жутких индустриальных задворках и разрухе в нетуристских кварталах. Город сложился как цепь монастырей и связывающая их дорога из Москвы на север. Ну и крошечный даунтаун. И зачем-то сбоку озеро.
Так он и тлеет теперь для туристов и дачников, длинная, в итоге скучная улица с автономными точками торговли, еды, развлечений и номеров плюс монастыри, пока не надоест.

Город не развернут на озеро, которое так и ощущается задворками городской среды. Не реконцептуализирован как культурное пространство.
Хорошо хоть снесли насквозь зассанные руины старого автовокзала, местечко было даже для нашей средней полосы экстремальное. Что-то подобное я видел, впрочем, почти во всех здешних приозерных городах. Галиче, Чухломе. В Рыбинске тоже не появилось своей ривьеры. Чуть лучше в Ростове.

Зачем я это пишу? Наверное, в печали о том, что теперь уж точно никому не будет дела до Переславля.

Евгений Ермолин. Ярославль.

#переславль #ростов #ярославскаяобласть
Неолитическая лодка-долблёнка с Ладоги, устье Волхова, III т.л. до н.э. Подобные были характерны и для Верхневолжья.

Обработка дерева в ту эпоху достигла значительных высот. Все типы столярных орудий, от долот до свёрел, были изобретены уже тогда. Только изготавливались из кремня либо другого камня.

Василий Малышев.

#неолит #лодка
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что завод «Рено Россия», расположенный в столице, перейдет на баланс города. На нем будут производить автомобили под брендом «Москвич», заявил господин Собянин.
«Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом "Москвич"»,— написал он в своем блоге.

По его словам, на возрожденном московском автомобильном заводе «Москвич» планируется сначала выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания, «а в перспективе — и электромобилей». «Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе, и у его смежников»,— добавил господин Собянин.

Собянин - это Лужков, которого оцифровали, проапгрейдили, дополнив искусственным интеллектом, и распечатали на 3D-принтере.
Что там Юрий Михайлович ровно в такой же ситуации клепал на "Москвиче" такого модно-молодежного? Хэтчбеки "Святогор", "Иван Калита", элитные лимузины "Князь Владимир"...

Аким Трефилов.

Можно еще добавить инвалидную коляску "Царь Федор Иоаннович", семейный минивэн "Всеволод Большое гнездо" и чёткий и дерзкий молодежный открытый спорт-кар "Василий Буслаев".

#москва #русскийобраз
Forwarded from Меряфутурист
Регионализм и литература.

Тверской камрад скинул линк на очень крутой проект «Читаем Россию». Это проект книжного рекомендательного сервиса Лайвлиб для тех, кто хочет путешествовать по нашей стране с помощью книг. Лайвлиб собрал для читателей специальные подборки призванные открыть для них каждый уголок России, от солнечного Краснодара до далекой Чукотки.

На интерактивной карте можно выбрать регион и посмотреть произведения региональных писателей посвященные той или иной рассматриваемой области. Например, Костромской области посвящено аж 6 книг, не густо, но тоже неплохо. Гипотетически, при желании, вполне реально добавить в этот список еще как минимум несколько десятков произведений.

Полазил по карте и изучил книги посвященные другим регионам Нечерноземья: в библиотеке Ярославской области 7 книг, Ивановской 6 книг, Владимирской 10 книг, Вологодской 10 книг, Тверской 4 книги, Калужской 4 книги, Рязанской 11 книг, Нижегородской 18 книг, а в Московской (Москва и Московская область) аж 43. Россия не только политически и экономически тотально москвацентричное пространство, но и литературно. Да, еще показательный момент, все эти книги выпущены при позднем СССР, похоже сейчас в Нечерноземье художественная регионавтика вообще полностью умерла. Мы сами себе не интересны.

Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/selection/2024677-chitaem-rossiyu-kostromskaya-oblast

#регионализм #литература
Костромской егорьевский обряд и его музыка

На территории Костромской области в бассейне реки Унжи (левобережный приток Волги) еще в 90-е годы ХХ века ежегодно совершался обряд обхода полей и пастбищ в ночь перед Егорьевым днём (с 5 на 6 мая по новому стилю). Взрослые или молодёжь брали с собой икону Георгия Победоносца, пастуший барабан или печную заслонку (ее мог заменять лемех плуга), другие звонкие звуковые орудия, корзину с крестиками из лучинок и свечки. Воткнув кресты по углам поля, изрядно пошумев, участники обряда молились и пели обрядовую песню «Батюшка Егорий, Макарий преподобный, спаси нашу скотинку, всю животинку…» в сопровождении барабана. После этого они обходили все дома селения, будили хозяев своей игрой и пели на тот же напев другой текст с зачином: «Хозяин с хозяюшкой! Встаньте, проснитесь…». Им подавали яйца и деньги на общую свечу в честь праздника для церкви. Щедрых хозяев благодарили хорошими «отпевами», скупым пели «плохие» (озорные) «отпевы».

Так как костромской край богат бескрайними лесами, земледелие из-за неплодородности почвы и сурового климата здесь было развито только в пойме Волги, разведение домашней скотины было необходимым условием выживания местного населения. И по сей день оно является одним из основных его занятий. Поэтому роль пастухов в общественной жизни была и остаётся очень значимой.

Пастухи играли важную роль в традиционной ритуально-обрядовой практике. Их особый статус был связан со способностью контактировать с хозяином леса и воздействовать на животных. С одной стороны, местные жители стремились всячески угодить пастуху, с другой стороны, эта профессия в силу своей трудоёмкости и сложности не считалась престижной.

Помимо этого, пастухи Верхнего и Среднего Поволжья в большинстве своём являлись профессиональными музыкантами. Они владели не только пастушьими инструментами и звуковыми орудиями, которые были необходимы для успешного осуществления их профессиональной деятельности, но и рядом других традиционных музыкальных инструментов, которые использовали при участии в обрядовых и необрядовых практиках в свободное от пастьбы время.

Источник: Новое Почвенничество VK

О манере пастушьей трубли костромских пастухов можно получить представление по игре Нерехтского рожечного хора.

#кострома #нерехта #этнография
Лицо Шукшина.

Друг чудин рассказывает:
"сегодня начальник приходит, и говорит - там девушка заходила, тебе бы понравилась.
Я такой - в смысле?
Он: ну с лицом Шукшина!"

Мне сразу "Портрет натурщицы" (1926 год) Алексея Ивановича Зернова вспомнился.

Север. Первая любовь. Мощь. Родина.

Мерянин

#север #шукшин
Forwarded from Меряфутурист
Чудья-ава / Чудская мать

От земли руки все в трещинах,
Косу-горбушу сжимают пальцы
Посмотри в глаза чудской женщины,
Ей не знакомы праздные танцы.

В крови у нее труд и работа,
Детей воспитание чуткое.
О доме и муже в сердце забота
Не балована глупыми шутками.

Не чета городским она бабочкам ярким
Образом строгим ее с детства горжусь.
На пропитанной росами и солнцем нежарким
Вечная, мудрая держится Русь.

Стихи: Антон Кирпиклас
Арт: Андрей Мерянин

#чудь