РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Наше, чудское

Мезень 1958: «Раньше по всей Мезени было много часовен и крестов на угорах. В 1930-х годах все это усиленно уничтожалось. Но, как ни странно, за последнее время начали снова восстанавливать. Так, женщины на палубе рассказывали мне, что немного выше Юромы в лесу заново поставлены два больших креста. Некая бабка Паранька из Кельчемгоры видела вещий сон, повелевавший ей восстановить поруганную святыню. Бабка Паранька купила досок и своим иждивением соорудила первый крест, а рядом с ним как-то сам собой вырос и второй. Вскоре оба оказались обвешены, как и прежде, пеленами и иконами и туда опять-таки как прежде стали время от времени уединяться молельщицы. Все было встарь, все повторится снова».

Из полевого дневника Н. П. Колпаковой. (№ 17. С. 262).
Подсмотрено у Светланы Адоньевой

#чудь #север #мезень
«Substrata Meryanica»

Историческое ядро нашей страны полностью совпадает с топонимическим ареалом «исторической мерянской земли» (ИМЗ), что хорошо заметно на карте созданной в рамках проекта «Substrata Meryanica». В начале апреля закончен сбор и анализ топонимики мерянского типа (без учета гидронимов) Костромской, Ярославской, Ивановской, Московской, Тверской, Вологодской областей, а также сопредельных с ними территорий Рязанской, Нижегородской и Кировской областей.

В ареал ИМЗ входит основное этническое ядро в пределах исторической Ростово-Суздальской земли (включая Пошехонье, Белозерье, Прикубенье), Галичского и Костромского княжеств (Заволжья), а также периферийные зоны мерянской колонизации – образованные миграциями IX-XVI веков, в которые входят земли Тверского Великого княжества, Нижегородского княжества, Меровии (Поветлужье), Великого Устюга и Закубенья. На карте отмечены только названия населенных пунктов, которых на сегодняшний день выявлено более полутора тысяч, значительную их часть составляют антропотопонимы образованные от мерянских дохристианских и позднемерянских (с христианской и тюркской основой) имен. В результате исторический мерянский именослов пополнился почти на две сотни имен.
Анализ основан на материалах ак. Ткаченко, Матвеева, Веселовского, марийских и карельских академических топонимистов и ономастов.

Согласитесь, говорить о мере отвлеченно это одно, другое дело увидеть её «из космоса» воочию.

Мерянин.

#топонимика #ономастика #великороссы
Forwarded from Меряфутурист
Регионализм. Хтонизм и селестиальность.

Из дискуссии с уважаемым Максимом в его чате. Что бы не потерялась мысль, переношу сюда.

Имхо, регион и макрорегион рулит не сам по себе как чистая территория. Что такое Балканы? Начнем с того, что Балканы, и близкие к ним Карпаты, как к слову и Кельтский, Балтский и Финно-Уральский миры – это заповедник реликтовой Европы. Помнится, про это хорошо написал Мишель де Будьон в одном из своих эссе.

На Балканах и в Карпатах до сих пор рулит древний субстрат иллиро-фракийской цивилизации, а славянское, греко-христианское, романское, оттоманско-исламское, это лишь позднейшее селестиальное напыление на более глубоком слое древней мужицкой хтони.

Отсюда все эти переклички в орнаментике, архетипах фольклора, танцах, песнях и тд. связывающие, например гуцулов с сербами и одновременно с румынами и албанцами, и наоборот. Вся эта хтонь приправлена селестиальным напылением новых, чужих по отношению к изначальным, языков, религий и государственностей.

На Залесье как-то была заметка про иллиро-фракийский субстрат у хорват, с картой показывающей процент схожести ДНК хорватов с народами Европы. Ближе всех к ним боснийцы и сербы, а также, не смотря на другую языковую группу, румыны. Украинцы тоже имеют схожий ген, скорее всего, за счет западных карпатских и юго-западных популяций. Наглядный пример теории иллиро-фракийского субстрата легшего в основу всех современных народов Балкан, Карпат и Дунайской низменности. Вышиваночки и всякие другие красоты - культурное продолжение этого субстрата. Культурный язык субстрата тотален, тут не только стиль, но и невербалика: обряды, ритуалы, жесты.

Все тоже самое мы можем видеть в ареале великорусского ядра существующего в рамках «цивилизации северного леса» на изначально балто-финно-угорской этнической основе с славянским культурно-языковым суперстратом в обрамлении «небесного» измерения «третьеримского» христианского государства.

Из него мы, в рамках наших изысканий, вычленяем и исследуем мерянские (шире финно-угорские) основы нашей лесной хтони.

Балканы я очень люблю, живи я в Румынии или Болгарии (где к слову много раз бывал), клянусь Залмоксисом, занимался бы реконструкцией дако-фракийцев)

#антропныевсячинки #хтонь #регионализм
B погода все же несколько странная, да и сама жизнь, если уж вдуматься.

Недавно видал каменную резную иконку Благовещения (вроде бы XIII/XIV в., если настоящая, и вроде бы не новгородская, хоть и с новгородских рубежей происходит) - так там к Марии с небес спускается столь крупный и ногастый голубь, что примерно почти с Гавриила будет. А за всем этим со стороны архитектурных кулис наблюдает крупный динозавр с головой, покрытой чешуею.

Впрочем, Василий Григорьич Пуцко уверил, что это вовсе не динозавр, а такая стилизованная русским резчиком пальма со сбившимися в одну сторону ветвями, и для нее находятся византийские параллели.

Аким Трефилов.

#охгрехинаша
«Меряне» заняли 1 место.

31 марта в средней школе №39 города Владимира прошел фестиваль знатоков «По родному краю». Участие в нем приняли 10 команд-финалистов учащихся начальной школы городских школ.

Фестиваль проводится во Владимире во второй раз и в этом году посвящен Году национальной культуры. В качестве заявки 17 школьных команд подали подготовленные ими ролики на тему «По городам Владимирской области: вчера, сегодня, завтра». В финал вышли 10 команд из школ №, 16, 20, 21, 37, 40, 44, 46, гимназии 23, гимназии 35 и лицея-интерната №1.

На станции «Творческая» командам нужно было представить домашнее задание «Прогулка по городу Мурому» к 1160-летию г.Мурома. Данная станция проходила в виде защиты исследовательских проектов на одну из заданных тем, которые были определены в результате жеребьёвки. Перед членами жюри были представлены исследовательские проекты на темы: «Племя мурома- предки муромлян», «Богатырь из города Мурома», «8 июля-праздник семьи, любви и верности», «Секреты муромского калача».

По итогам состязаний места распределились следующим образом: 1 место заняла команда «Меряне» из гимназии №23, 2 место – команда «Владимирские львы», гимназия №35, и команда «Потомки Мономаха», из лицея – интерната № 1», 3 место у команды «ЛИГИС», СОШ № 40 и команды «Истоки», СОШ №37.

Источник: vladimir-city.ru

#владимир #краеведение #история #меря #мурома
Forwarded from Меряфутурист
Юмал и Ёлс. Палеолитический миф из вятской деревни.

В 1990 году местный житель деревни Андреёнки, Афанасьевского района Кировской области Вихорев Алексей Васильевич рассказал этнографам следующий миф о сотворении Мира:

«Всё вода была, везде. Только на лодках ездили Бог и чёрт. На лодках. Ну, надоело Богу ездить, Бог говорит чёрту:

– Как бы, – говорит, – достать, землю надо найти. Надоело на лодке ездить уже.

Вот говорит чёрт:
– Давай, я нырну. Счас нырну.

Обратно землю-то в рот и взял в руки. Вынырнул, выплыл. Ничего сказать-то не может. Бог-от подошёл да шлёпнул его по этому месту. Так это выскочило, да всё кусками. И вот горы-то получились, горы-то. А из рук-то, небось, ровненько свистнуло, и получилась земля. Вот мы на этой земле и живём теперь.

Семантика.

В этом рассказе мы имеем дело с одним из вариантов мифа о нырянии за землёй, получившего распространение в Северной Евразии уже в глубокой древности.

Про его семантику, в одной из своих работ, писал удмуртский этнограф Напольских. В ней он показал, что данный мотив имеет весьма древнее (как минимум –верхнепалеолитическое) северноазиатское происхождение. В ней Напольских обосновал предположение о том, что в наиболее древнем его прототипе сам образ ныряльщика (птица, млекопитающее, черепаха) не имел принципиального значения, а важнейшую смысловую нагрузку нёс успех последнего из нескольких ныряльщиков, который обеспечивался не физической, а особой сверхъестественной силой.

Согласно предложенной гипотезе, в Северной Евразии уже в глубокой древности получили распространение специализированные варианты мифа о нырянии за землёй с птицами в основной роли, в которых старая идея об успехе последнего и более слабого ныряльщика была со временем реализована в противостоянии птиц типа гагары, нырявшей первой и неуспешно, и утки (разные виды уток, распространённый вариант – поганка, очень редко – гусь или лебедь), принесшей землю. Такое распределение ролей «утки» (в кавычках, поскольку в реальных мифах могут выступать очень разные птицы) и гагары объясняется той ролью, которую эти птицы играли в космологических представлениях, складывавшихся, как предполагается более 6 тысяч лет назад, у племён Средней и Западной Сибири, прежде всего – у предков уральских (финно-угорских) народов.

Эволюция сюжета мифа о нырянии на карте Европы обнаруживает очевидное нарастание с северо-востока на юго-запад: наиболее близкие сибирским «архаичные» мифы фиксируются у северных русских и у финно-пермских народов, а наиболее «антропо- /теоморфизированные», практически не содержащие следа участия птиц в творении – на Балканах. В связи с этим Напольских была предложена гипотеза о том, что проникновение этого мифа в Европу обязано, прежде всего, народам уральской языковой семьи, от которых данный сюжет был заимствован славянами и другими их соседями, и вошёл в раннее славянское народное христианство (прежде всего в древнерусское, и уже через него распространился у южных славян) и претерпел соответствующие изменения.

При этом, поскольку большинство имеющихся у финно-угорских народов Европы вариантов мифа о нырянии, да и многие сибирские его варианты, несомненно, представляет собой народно-христианские сказания, не обнаруживающие особых черт, отличающих их от подобных сказаний болгар, румын, южных русских и др., предполагается, что миф о нырянии повторно вернулся к финно-уграм и народам Сибири через русское посредство и получил у них вторую жизнь уже в виде антропоморфных народно-христианских дуалистических легенд.

Источники:

Напольских В. В. (Ижевск) Миф о нырянии за землёй (А812) в Северной Евразии и Северной Америке: двадцать лет спустя.

Арт: Юмал и Ёлс. Сотворение Земли. Андрей Мерянин , 2022.

#меря #мифология #финноугры #этнофутуризм
Forwarded from Толкователь
Старообрядческие беспоповские общины с самого начала (с XVIII века) были обществом с равноправием женщин. Начальство сейчас всё ищет «духовно-нравственные ценности», ну вот это – чем не ценность? Кстати, женщины священнослужители (начётчицы и мастерицы) в беспоповских толках на Руси появились на три века раньше, чем на Западе.
Российский богослов Пётр Смирнов в своём исследовании «Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола», «Христианское чтение», №3, 1902 год) писал:

«Обращает на себя внимание в истории раскола с одной стороны, необычайный факт женского священнодействования, с другой - любопытный в жизни русского простонародья факт широкой женской грамотности.
Женщина получила в раскол право совершать богослужение, духовные требы, даже таинства. Она исправляла дневные службы: вечерню, утреню, часы, даже в общественной часовне; она крестила и перекрещивала, исповедовала, причащала, даже венчала. Во всех безпоповщинских толках «жёны» стали получать особое благословение на священнодействование точно так же, как и мужчины и «благословенные матери» стали рядом с «благословенными отцами».

Женщина в расколе всегда владела также и грамотностью. Обучение детей женского пола изначала было заведено во всех главнейших центрах раскола. В эти школы привозили девочек богатых и бедных родителей, нередко из отдаленнейших мест и вообще в большом количеств особенно на Лексу, Керженец и Иргиз. С течением времени женщина даже превзошла мужчину в грамотности. Если со стороны грамотности раскол вообще всегда стоял выше, чем православный простой народ, то в самом расколе грамотнее был женский пол».

В беспоповских толках в середине XIX века грамотных среди женщин было больше 60% (в Заволжье доходило до 75%) - это было наравне с лучшими показателями некоторых западных стран, например, Дании. Для сравнения: в простонародной православной среде грамотных женщин в то время было меньше 10%.
В общем, чем меньше исторически всегда свирепого государства на каких-то территориях и общинах в России, тем лучше там раскрываются люди.
Замечательная Катя Соловьева в программе «Правила жизни» рассказывает про найденный в мерянском селе Кужбал заброшенный сундук с фотопластинами. Сохранившиеся на них кадры помогли ей сложить историю семьи, которая когда-то жила в этом селе, и узнать историю автора фотографий — внука священника, Владимира Краснухина, погибшего во время блокады Ленинграда.
Красивые, образованные, этих людей ждало бы блестящее будущее — сколько они могли бы сделать для родного села и всей округи, если бы не страшные потрясения XX века, затронувшие судьбу каждой семьи в России.

https://yangx.top/rossiyshka/72

#костромскаяобласть #кужбал
Дорогой читатель!
Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.

@theworldisnoteasy - интригующие исследования инфоргов и метаверса, биохимер и цифрового тоталитаризма, когнитивных гаджетов и гиперсетей сознания;

@vatnikstan - познавательный журнал о русскоязычной цивилизации;

@unknownhistory - Размышления и малоизвестные факты из мировой истории. Только частное мнение. На бесспорность не претендую;

@historygothy - Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Живая энциклопедия всемирной истории;

@ecoyase - канал «Москва, было — стало» совмещая старинные и современные фотографии, показывает как изменилась столица России за последние 100-130 лет;

@zalesje социальная антропология Замкадья. О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике "Глубинной России" — свежо, весело и без понтов;

@ww2history - канал о Второй Мировой войне в фото и видеоматериалах, интересных и познавательных статьях;

@philosophycafemoscow – Канал философов из редакции журнала "Финиковый Компот". Философы, философия и философские журналы. Немного МГУ. Ни смысла, ни покоя;

@catx2 — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую тематику. "О прошлом: информативно и с юмором" - таков наш девиз;

@china80s - "Китай. 80-е и не только". Авторский канал китаиста Ивана Зуенко. Материалы по новейшей истории, политике и культуре Китая;

@rotfront_1917_1945 – авторский канал об истории европейских войн начала XX века, политическом искусстве, Красной Армии и ее союзниках;

@lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;)

@Greatwarchannel - Канал о Первой мировой. Тактика и стратегия, великие сражения и окопный быт, боевая техника и оружие. Все о войне, перевернувшей мир;

@pylgazet - «Золотой век» русской прессы. Здесь собраны небылицы, курьезы, объявления, рекламы и заметки из газет и журналов 1880-1910 годов;

@estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории.
Forwarded from Меряфутурист
Баня что церковь.

На протяжении многих столетий священники писали, насколько тяжело приживается у карел христианская вера. Карелы считая баню сакральным локусом, в своем миропонимании даже в XX веке уравнивали ее с церковью. В северной Карелии говорили: «Sauna on niinkun kirkko, kun siellä ollahan alasti» – «Баня – это как церковь, в ней все обнажены».

У карел не принято было рожать в избе. Для этого использовалась баня. Банной родильной обрядности карелы отводили совершенно особое место. Рожать в избе запрещалось категорически. Как говорили в Вокна-волоке: «Ne vet reähkeä varattih» – «Они ведь греха боялись». В родильных заговорах прямо указывается, что роды изначально проходили в бане. Баня была, во-первых, местом обитания предков, на чью помощь рассчитывали в переходный период, во-вторых, изолированным от чужих взглядов помещением и, в-третьих, местом, где была рядом теплая вода и очищающая сила огня, стихиям которых карелы поклонялись.

Сегозерские карелы рожали в бане или в хлеву, а иногда в трудных случаях – в подполье, тоже локусе обитания предков.

Д. А. Золотарев, описывая экспедицию к кестеньгским карелам, замечал:«Роды обыкновенно проходят не в избе, а в хлеве или в бане». Например, беременная Марьятта в эпических песнях и в «Калевале», вынужденная покинуть родной дом, просит пустить ее в баню, чтобы родить младенца. Но все прогоняют ее, не веря в зачатие от «волоса» или «бруснички».

Уроженка Лоухского района В. П. Федотова вспоминала, что мать родила ее в бане в июне 1934 года. И, хотя Федосья была совсем юной и любимой невесткой, свекр-старовер, строго соблюдавший древние уставы, две недели не разрешал ей вернуться в избу, пока она полностью не очистится. Все эти две недели ей еду приносили прямо в баню.

Как пишет С. Паулахарью, у финляндских карелов роженица могла находиться в бане от двух-трех дней до трех недель. В некоторых банях (например, в районе Суйстамо) даже было из досок сделано специальное спальное место makuulava. Оно располагалось или в дверном углу, или напротив полков.
В рассказах о повитухах также можно найти подтверждение того, что роды часто проходили в бане. Так о Матрене Фоминой, родившейся в 1808 году в д. Лонгозеро, а после замужества жившей в д. Войница, говорится, что она была «известная повивальная бабка. Одна роженица оставалась еще в бане, как она шла уже к другой».

Как пишет В. А. Липинская, после принятия в X веке Русью христианства постепенно «предметы нового культа заняли почетное место в жилище… в святом углу. Сонму прежних языческих божеств и духов предоставила свою площадь отделившаяся от жилья баня». Именно этим объясняется двойственное отношение к бане: с одной стороны, это прообраз старинного жилья, с другой стороны, обитель поганой, то есть языческой, нечисти. Поэтому паренье в бане – это «уход из пространства христианского мира, а древние духи не всегда милостивы». Поэтому и хозяин бани kylyn izändy может запарить до смерти, если нарушишь локально-временные рамки; и, зайдя в избу, следует ополоснуться водой из рукомойника.

По материалам Людмилы Ивановой " Карельская баня"

#язычество #финноугры
Из «гарей» возгорелось пламя.

14 апреля 1682 года в Пустозёрске «за великие на царский дом хулы» (строка из приговора) был казнён протопоп Аввакум Петров: сожжён в земляном срубе. Аввакум – один из самых удивительных святых Московии XVII века, интеллектуал, борец за свободу слова и совести, революционер, восставший против проукраинских церковных реформ патриарха Никона.

В своём «Житии» он писал: «…огнём да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить».

Помнится фотограф документалист Антон Карлинер в своем блоге написал замечательные слова об Аввакуме, с которыми нельзя не согласиться:
«Часто можно услышать размышления, мол, жители России так долго жили в подчинённом положении, что это уже наш «генотип», с которым ничего не поделаешь. Но это не так – и лучшее доказательство этому то, что с середины XVII века существовала и существует большая группа людей, которые поставили свои идеалы выше комфорта и сиюминутных благ, обещанных покорностью (власти).

У Тертуллиана есть известное выражение «кровь мучеников – семя христианства». Перефразируя это высказывание применительно к Аввакуму и его последователям, можно сказать, что пепел мучеников, сожженных в Пустозёрске, стал той почвой, из которой через несколько веков выросла народная буря, уничтожившая монархический режим в России.»

Аминь!

Картина: Сожжение протопопа Аввакума. 1897. Автор: Пётр Мясоедов

#старообрядцы #аввакум #XVIIвек
Forwarded from Толкователь
Я бы всё же рассматривал, если мы говорим о смещении России на восток, третье ядро Руси – Владимирское ополье. Всё же оно именно самое автохтонное.
Что Киев, что Новгород – это колониально-торговые фактории скандинавов. Нынешняя Россия сущностно наследует им обеим: выкачивать сырьё из подданных и отправлять его на экспорт (тогда это – мех, а в ранней стадии – и рабы). Военно-сырьевое государство выросло оттуда.

Владимирское же ополье имело два главных отличия от Киева и Новгорода. Первое – это очень смешанный этнический субстрат с низким процентом скандинавов (иностранных начальников). Не всегда мирно, но именно там формировалась та самая русская автохтонная структура славян, финно-угров и оседлых тюрков (будущих чувашей и поволжских татар).
Второе – это нацеленность не на транзитную, хищнически-экспортную экономику, как у Киева и Новгорода, а на внутреннюю. Торговый обмен шире шёл с той же Волжской Булгарией, чем с Балтикой, Каспием и Чёрным морем. Во многом этому способствовали почвы Ополья – серозёмы и чернозёмы, на которых можно было получать хорошие урожаи зерновых и других культур. Это место уникально тем, что именно здесь, если немного утрировать, возникло природное евразийство – когда встретились Лесь и Степь, и на их синтезе Лесостепи географически, хозяйственно и этнически возникло то самое третье ядро Руси.

Если же говорить о современности, то это смещение на восток и должно происходить куда-то в Среднее Поволжье, в тот самый «котёл» славян, финно-угров и тюрков. Да ещё и с большой религиозной палитрой среди христиан, в которой есть значительное место разного рода старообрядческим толкам. Например, столицей можно было бы сделать нижегородский Арзамас))
https://yangx.top/radicalrus/2711
Forwarded from Толкователь
(к предыдущему посту)
Я не преувеличивал бы цивилизационную роль Новгорода, как это сейчас делает часть оппозиции. Опыт интересный (в частности, вечевой демократии; хотя и она была в ряде других русских городов). Но ему всё же не удалось сделать Новгород особой русской цивилизацией. По отношению к Западу (Ганзе) он имел подчинённое положение. Дальше торговли экономическое развитие не пошло – в то же развитие ремесла и мануфактур (даже шкурки белки – «нефть и газ» того времени – новгородцы поставляли балтийским купцам необработанными), а также культурного прогресса. Сравните с генезисом торговых городов Италии, которые дали старт Возрождению и капитализму (и также позднее были поглощены более крепкими архаическими структурами – как Новгород Московией; но их цивилизационное ядро живо до сих пор).

Понимаю, что хочется исторически опираться на что-то позитивное. Но лучше находить что-то более близкое по времени к нам и понятное.
Самылово, Самыл и меря во плоти.

На фото жители Солигаличской Стороны. Уроженцы деревни Новое Самылово. Характерная для заволжских меря (включивших в себя на этой территории значительный чудской субстрат) "уральская" антропология.

Название деревни Новое Самылово происходит от, по-видимому, мерянского имени Самыл. Сродни марийским именам Самал, Самила, Самыля м. фин.-в.: мар. Г самыл «дела по хозяйству», «по дому» 2. «помощник по хозяйству»; коми самал/ӧм прич. «наживленный+а»,-я-аф. Коз.у.д. Юлшудермара, 1717; Гал.д.дд. М. Параты, Помьял, 1748. Вар. Самли. (С.Я. Черных).

В исторических источниках: Самыл, крестьянин, 1561 г., Соль Вычегодская; Кирилл Самылин, крестьянин, 1570 г., Новгород; Гаврило Самылов, крестьянин, 1614 г., Кострома. (С.Б. Веселовский).

На территории ИМЗ в пределах Костромской, Ярославской и Вологодской областей существует 14 населенных пунктов названия которых происходят от этого имени. На остальной территории России эта топооснова не встречается.

Мерянин
Источник фото: Старый Солигалич (ОК), 1950-ые гг.

#меря #топонимика #костромскаяобласть
Крестом, ружьем и самострелом.

Наконец дошли руки до редактирования давно запланированного материала посвященного крещению Меровии. Там есть замечательный пример классической христовой проповеди по-московски, зацените.

В документах «Грамоты коллегии экономии по Галическому уезду», хранящихся в архиве Древних Актов в Москве, имеется дело № 35 за 1668 год – жалоба черемисов Санчюрского уезда царю на притеснение их монахами Макарьевского монастыря, которые в целях захвата их земель использовали не только мирное свое оружие – проповедческий крест, но и ружья с самострелами. Они перевели сюда свой монастырь, основав Нововоздвиженскую пустынь, на месте которой позже было основано село Какша (сейчас оно в Кировской области).

Мерянин.

#поветлужье #меровия #XVIIвек
Всяческие книги про попаданцев отражают сейчас не только видение прошлого, но и очертания будущего. Уважаемый CHYYR в ЖЖ не так давно выступил с замечательным проектом "Аннотации вымышленных книг", предложив вот такой план-проспект:

"Возвращение царевича", первая книга серии.

Дмитрий, обычный российский школьник, неожиданно для себя переносится в 1601 год. Обнаружив себя в теле молодого монаха одного из столичных монастырей, Дмитрий понимает, что это его шанс изменить Историю. Удастся ли ему свергнуть узурпатора Годунова, предотвратить Смуту и сделать Россию Империей за сто лет до Петра?

"Возвращение царя", вторая книга серии.

В конце первой книги Дмитрий, обычный российский школьник, волею судеб вознесенный на престол Московского царства, погибает от рук заговорщиков-предателей, не успев завершить свою Историческую Миссию.

Но судьба дает ему второй шанс. Дмитрий возрождается снова, на этот раз в теле белорусского учителя. Вернуться на престол, наказать предателей и доспасти Отечество - вот его Цель. Но сможет ли он убедить соратников и любимую жену, что в новом теле скрывается все тот же горячий дух?

На подходе третья книга серии: "Государь Пскова".

Аким Трефилов

ЗЫ. Чем-то "Детскую книгу" Акунина напомнило...

#книги #российскаяистория
Ченебечиха, разбойник Ляля и христианизация Поветлужья.

Стоит специально отметить, что монастыри и церковные погосты это основной оплот системной московской колонизации начиная с XIV века. Так было не только в описываемом в этой статье Поветлужье, так было на Вятке, Посурье, Средней Волге в XVI-XIX веках, и, прежде всего в Верхневолжье в XIV-XV и Севере в XV-XVII веках.

Например, три основные группы туземных русских - поморы, заонежане и пудожане сформировались из чуди, вепсов и карел при участии новгородцев именно вокруг сети монастырей и погостов. Тоже касается и мери, земли которых были освоены Церковью наиболее планомерно.

Тема насколько важная, настолько необъятная и никем еще толком не осмысленная. Все региональные славяноязычные популяции, из которых потом явились на свет великороссы, формировались из финно-угорских и балто-славянских туземцев вокруг монастырей.

Рассматривая проблему великорусского этногенеза в XIV-XIX веках стоит говорить не об абстрактной «славянской колонизации», а о монастырской, это более корректно и исторически оправдано.

Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/andrej_merjanin_chenebechikha/2022-04-17-1555

#меровия #финноугры #поветлужье
Forwarded from Меряфутурист
По поводу ритуальных действий связанных с природной стихией. С ней можно только договориться, как на Севере договариваются с северным ветром, когда он угрожает урожаю. М. П. Дорожкина (запись 2009 г.) рассказывала: "если весна холодна... зовут севера в байну.
"Север-северок пойди в байну на полок. Старый Северуха с малыми северятами". Открывают дверь бани и зовут. Когда тепло надо".

Шикарный шаманский проход.

Из записей Светланы Адоньевой.

#этнография #север
Возможно, об этом пока мало кто знает, но в Вологде прямо сейчас происходит настоящий бум возрождения исторических деревянных зданий. Процесс, начатый семьёй Якимовых, подхвачен и активно развивается: дом Черноглазовых, дом Извощиковых, дом Дружинина, дом Засецких, дом Красильниковых прирастают домом Пановых на Герцена - тем самым, с росписями внутри; чудесным зданием на углу Чернышевского-Некрасова, напоминавшим бомжатник, а теперь получившем новый и очень красивый облик; ранее неприметным, но внезапно очень просторным домом купчихи Ершовой на Советском проспекте, 78. И это ещё не считая домов, готовящихся к новой жизни на совсем начальной стадии.

Что сказать? Очень здорово!

Алексей Новоселов. Тотьма.

#вологда