РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Forwarded from Толкователь
Также стало очевидным, что на очередном витке исторического цикла (колеи) будет не Оттепель, а Перестройка. Возможно, Перестройка даже радикальнее, чем была при Горбачёве.
Оттепель была возможна, если бы высшее начальство пошло на Транзит. Но начальство выбрало самый радикальный вариант развития событий.
Планета ощутимо потеряла в цене.

Знакомая из нашего села написала: на интернет-барахолке у них долго продавался симпатичный глобус б/у. Она даже закладку сделала - сын подрастает, ему бы к школе.
Сегодня утром хозяин решительно уценил глобус на сорок процентов. Новости почитал, не иначе

Аким Трефилов.

#ярославскаяобласть #XXIвек
Channel photo removed
Channel photo updated
Памятник примирению.

А вот это, дорогие земляки - особая часовня-памятник. Стояла в нашем древнем пригороде Ростова - Переславле-Залесском рядом с Никитским монастырем. Была установлена в XVII в. в память заключения мира между переяславцами и суздальцами.

Часовню эту можно увидеть только на открытках. До нашего времени она не сохранилась. Разрушена в годы советской власти.

#XVIIвек #переславльзалесский #ярославскаяобласть #часовня
У колыбели Северо-Восточной земли.

Суздальское Ополье можно считать наиболее обследованной сельской территорией Северной Руси, а выявленные здесь поселения образуют наиболее крупный их массив.

Между Клязьмой и Селекшей известно 340 поселений с культурным слоем мерянского раннего средневековья и древнерусского периода.
Внушительные коллекции украшений мерянского и обще-древнерусского типов, бытовых вещей, орудий труда, оружия, лепной и круговой керамики — надежная основа для их точной датировки.

Выход Северо-Восточной земли на историческую арену в IX–X вв. сопровождался становлением особого типа поселений со сложной комплексной экономикой и, неоднородным этническим составом их обитателей (преимущественно меряне, скандинавы и словене). Эти поселения сложились в тот период, когда Суздаль еще только формировался как будущий городской центр, и выступали как места сосредоточения значительной части населения, в том числе скандинавской социальной верхушки и мерянской родо-племенной элиты.

#археология #суздаль
Для понимания особого характера этих объектов существенны размеры участков с культурным слоем X–XI вв.: площади их составляют от 4 до 15 га. Суздальские «большие поселения», таким образом, — это крупные образования, соразмерные тем памятникам, за которыми закрепился статус важнейших центров транзитной торговли и политической организации X в.: Сарское городище — 3 га, Ростов — 7 га, Рюриково городище — 7 га, Ладога — 8 га, Гнездово — 30 га.

Эти характеристики в полной мере соответствуют исторической картине Северо Восточной Руси той эпохи как богатой и бурно развивавшейся территории с влиятельными мерянскими и словенскими общинами и их варяжскими князьями, строителями городов и белокаменных соборов, стремившимися к доминированию на общедревнерусской политической сцене. Амбициозная политика Андрея Боголюбского проводилась с опорой на мощные экономические и демографические ресурсы.

Использовано: У колыбели Северо-Восточной земли. Ак. Н.Макаров. Инст. археологии РАН.

#археология #суздаль
Ростов Великий. Побережье озера Неро с видом на Кремль. Ярославская губерния, 1911.

Фотография сделана с колокольни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Обратите внимание на вид, насколько он естественный и красивый. Антропогенное изменение ландшафта максимально "вписанное" в естественную береговую линию озера.
Вокруг нет ни обшарпанных бетонных заборов, ни убитых производств, ни свалок на месте сгоревших домов, ни пыльной и бурой зелени заросшей Подозёрки с её ржавыми лодочными сараями.

Красивый и ухоженный город.

Фото: С. М. Прокудин-Горский (отреставрировано братьями Ходаковскими Константином и Владимиром в рамках проекта издательства "Белый Город" по инициативе Андрея Юрьевича Астахова)

#ростов #озеронеро
Лица Русского Севера

Интересная таблица основных фенотипов Финляндии.
Типы саволаксов (восточные финны на границе карел), тавастов (центральные финны, ямь, емь древнерусских летописей), лаппи-саамов (коренное население северной Финляндии, лопь древнерусских летописей) и восточных европеоидов, плюс-минус, характерны и для северных русских (преимущественно для населения сел и малых городов), а также карел, вепсов, ижор в широкой полосе от Ростова, Иваново, Костромы до Архангельска, и от Новгорода до Великого Устюга.

Саво - мерянско-чудской (костромской) тип. Тавасты - меряно-муромский. Скандо-лаппид - близок марийскому и встречается в Поветлужье и Вятке. Восточно-европейский характерен для половины жителей Верхневолжья. Этот тип настолько распространён, что трудно определить его изначальное этническое происхождение. Почти нет фенно-нордидов. Есть восточные нордиды кривичи. Нет северных лаппидов (эти ближе к коми-зырянам и ненцам) и уралидов (они встречаются у удмуртов и дальше к Уралу.

#антропология #север
Лексика финно-угорского происхождения в русских говорах Северо-Запада России

Часть научных трудов доктора филологических наук, члена-корреспондента РАН Сергея Алексеевича Мызникова посвящены апеллятивной лексике финно-угорского происхождения в севернорусских говорах

Полученные им выводы свидетельствуют о том, что основной массив слов неисконного происхождения в русских говорах Северо-Запада и Европейского Севера России составляет прибалтийско-финский пласт лексики, в большинстве случаев относящийся к «неполному субстрату», т.е. относительно недавнему субстрату, представляющему собой результат ассимиляции, происходившей в зоне былых (но к настоящему времени прекратившихся ) межъязыковых взаимодействий.

Самый большой удельный вес неисконной лексики среди всех русских говоров Северо-Запада наблюдается в русских говорах Обонежья (здесь и в прилегающих районах зафиксировано более 1 тыс. лексем прибалтийско-финского происхождения, в основном карельско-вепсского типа).
Коммуна ранних Советов

Артель существовала с 1930 гг. Вначале была коммуна.
"Коммуна – это форма коллективной организации, при которой производственная деятельность осуществляется сообща. Все блага принадлежат коллективу. Семьи живут в общих домах, питаются в общих столовых, дети воспитываются в общих яслях, детских садах и школах. Вознаграждение труда в форме заработной платы или в какой-либо другой форме распределения доходов отсутствует (но на деле это было не совсем так), поскольку коммуна берет на себя обеспечение своих членов всем необходимым.

После революции советская власть хотела видеть в коммунах главную производственную силу. В. И. Ленин в 1918 году отмечал, что "каждая фабрика, каждая артель и земледельческое предприятие, каждое селение, переходящее к новому земледелию с применением закона о социализации земли, является теперь в смысле демократических основ Советской власти самостоятельной коммуной с внутренней организацией труда".

Примерно до 1925 года в коммунах преобладал принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям", т.е. уравнительный подход. При таком подходе отсутствовала связь трудового вклада и потребляемой доли благ, а отсюда возникали и проблемы в организации труда. В чём суть проблемы? Как отмечает Д. Дюран дело в том, что "почти везде, где введена уравнительная поденщина, в результате получалось равнение на худших работников". Среди коммунаров поднимались споры о том, кто больше переработал или наоборот не доработал."

Эти реалии сказывались на росте сельскохозяйственного и кустарного производства.

К концу 20-х гг. в экономическом плане в масштабах всей страны коммуна показала себя несостоятельной, и с начала 30-х гг. коммуны были перестроены в колхозы и артели.

С чем это было связано? Возможно с теми процессами которые описывал в своем канале Толкователь Павел Пряников:

"Исследования великого русского экономиста, эсера Александра Чаянова, проведённые в нескольких губерниях в 1910–1913 годах, выявили, что мотивации русских крестьян были направлены не на обогащение, а удовлетворение минимальных потребностей семьи. Русский крестьянин просто переставал работать после получения им необходимого ему и его семье прожиточного минимума. В идеальных условиях это вело к увеличению "середнячества", что показали годы НЭПа, когда резко упало и число бедняков, и кулаков.

Именно рост "середнячества" в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы."

На фото: артель "Заря социализма" в деревне Матвейцево, Середского сельсовета, Даниловского района Ивановской промышленной области. (Из архива Василия Андрианова "Бухаловское землячество"). 30-е годы.

#XXвек #советы
Жилища славянских колонистов в Залесье (по реконструкции А. Ф. Дубынина).

Землянка имела четырехскатную или коническую кровлю, очаг в центре и вход с деревянной лесенкой; но ее наклонные стенки были укреплены часто забитыми кольями, за которыми была плотно утрамбованная глина.

Особенностью несколько более поздней землянки № 8 (XII—XIII вв.) является введение в грунтовую яму жилья сруба в несколько венцов, опоясывавшего понизу вертикальные горбыли и плахи стен, обмазанные глиной.

О жилищах славянского типа очень выразительно сообщает популярный на Руси литературный памятник «Стословец Геннадия». Обращаясь к человеку из господствующей феодальной среды, его автор говорит:

«Когда ты сидишь зимой в теплой храмине, безбоязненно обнажившись, вздохни, вспомнив об убогих, как сгибаются они, скорчившись над малым огнем, имея большую беду глазам от дыма, но согревая только руки, когда плечи и все тело замерзает».

Подобные славянские жилища X в. описывал Ибн-Русте:

«Каждый из них выкапывает в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу наподобие (крыши) христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна... В таком жилье остаются до весны».

Земляночные славянские жилища, сходные с полуземлянками Поднепровья, не раз изученными при раскопках, были здесь связаны, по-видимому, с наличием в составе суздальского населения выходцев с славянского юга, принадлежавших к княжеской и боярской челяди.

Однако, несомненно, в кремле Суздаля были и срубные жилища, характерные с давних пор для автохтонного населения лесной полосы.

#археология #суздаль #древняярусь
8 марта 1728 года в Успенском соборе был коронован император Петр II, после чего столица России де-факто (до 1730 года) была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, хотя формально столицей остался Санкт-Петербург.

#москва #XVIIIвек
Институт археологии РАН и Музей Москвы приглашают на открытые лекции, посвященные Щербинскому городищу.

В октябре 2021 года на Щербинском городище археологи обнаружили несколько предметов вооружения: два целых наконечника копья, обломки от втулок и лезвия копий, наконечники двушипных пластинчатых стрел и трехлопастной стрелы с ромбической формой пера. Большинство этих вещей связаны с более южными территориями и культурами лесостепной зоны, в первую очередь, с черняховской культурой. Появление здесь копий черняховского типа и трехлопастных черешковых стрел можно отнести к периоду походов готов Германариха во второй половине IV века на территорию северных народов, к которым современные исследователи относят в том числе и население дьяковской культуры.

О защитниках Щербинского городища и их противниках, вооружении и военном деле варварских племен Восточной Европы в I–VII веках расскажет научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья ИА РАН Олег Радюш.

Лекция состоится 10 марта в 18:30 в Музее Москвы, в пространстве выставки «История Москвы для детей и взрослых». Участие в мероприятиии бесплатно, но нужно зарегистрироваться:
Регистрация: https://muzey-moskvy.timepad.ru/event/1955522/

#археология #дьяковскаякультура
Древнерусский гусь.

Сегодня самая часто встречающаяся в нашем меню птица, пожалуй, курица. Но так было не всегда. «Главной» домашней птицей в Ярославле от домонгольского времени до XIX века был гусь: к такому выводу пришли остеозоологи, изучив кости птиц, найденные во время раскопок на территории Ярославля.

Среди средневековых памятников на территории средней полосы европейской части России наибольшее внимание специалистов орнитологов-морфологов привлекают древнерусские города, где кости птиц встречаются в заметном количестве. Сейчас остеозоологи располагают списками видов птиц, обитавших в Старой Рязани, Переяславле-Рязанском, Москве, Твери, Великом Новгороде, на Рюриковом Городище. Теперь эти списки пополнили данные археоорнитологической коллекции, собранной в Ярославле.

Значительную часть ярославской коллекции составили кости домашних птиц: курицы, гуся и утки. Любопытно, что доля гусей в мясном рационе ярославцев была равна совокупной доле кур и уток в домонгольскую эпоху и стала еще больше к XVII веку. Сложно сказать, почему ярославцы разводили так много гусей. Возможно, это связано с тем, что домашние гуси были источником не только мяса, но и пуха: домашние гуси — единственный вид домашней птицы, от которой пух и перо можно получить при жизни, а с двухлетнего возраста птиц можно ощипывать дважды в год.

Также в Ярославле было найдено большое количество костей дичи, причем их наибольшее разнообразие приходится на домонгольский период. Еще одна составляющая археоорнитологической коллекции — кости ловчих птиц: сокола, ястреба, кречета и балобана. Эти кости — свидетельство существования соколиного двора, который, вероятно, находился на территории «аристократической» усадьбы первой трети XIII века.

Подробнее в статье Е. Антипиной, О. Двуреченской и А. Энговатовой "Птицы в жизни древнего Ярославля: хозяйственные и социальные аспекты (по археозоологическим данным)" в выпуске КСИА № 265: https://www.archaeolog.ru/media/ksia/ksia-265.pdf#page=342

Институт археологии РАН.

#археология #ярославль #древняярусь
Крестьянская изба на Архангельском тракте. Село Лысцево, Кадниковский уезд Вологодской губернии. Репродукция из журнала "Нива" за 1883 год.

Кадников исстари нашенски залесски места, земли бывшего Заозерского (Кубенского) удельного княжества. Фактически северная граница суздальской колонизации Севера, начавшейся еще в мерянское время. Академик А. К. Матвеев в своей работе "К проблеме расселения летописной мери" писал, что в восточном Кубенозерье был "значительный мерянский центр".

А домина какой здоровый, крытый, кажется, кровельным железом - на семью или даже на целую общину? Хотя традиционная северная семья, это и есть целая община.

Заметили, на такой большой дом всего одна труба? Дымоходы нескольких печей в нее собраны. Такое место соединения дымоходов называли "боровом".

Как тут не вспомнить слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: "по моему глубочайшему убеждению возрождение России начнется с Севера". Ведь Север это её изначальный Корень.

Залесец.

#вологда #север
Forwarded from Толкователь
(к предыдущему репосту)
Гусь и овца – два главных домашних животных Руси. И печально, что они стали экзотикой – как в выращивании, так и потреблении.
А широкое распространение гуся понятно. Это пастбищная птица. В тёплый сезон 90-100% их рациона составляет подножный корм. Немного подкармливают вечером в это время, и то ради того, чтобы они приходили домой ночевать. Но многие породы гусей (та же тульская) умные, они и без подкормки знают дом.
Т.е. в себестоимости это самая выгодная птица. Да, и в отличие от многих пород кур и индеек у них хорошо развит инстинкт высиживания яиц и ухода за молодняком.
Русь – это территория воды и пойменных лугов, и потому гусь тут совсем органичен, находится в своей естественной среде обитания.

И я так и не могу понять, почему сейчас в великоросском ядре брошено гусеводство (ну и овцеводство впридачу). Может сейчас, когда сильно повысится роль сельского хозяйства, особенно крестьянского, в выживании страны, наконец-то люди займутся гусями.
Необортничество в эпоху Новой Порухи.

На Ютубе наткнулся на очень интересное видео Адвоката Егорова продвигающего новый тип пчеловодства — бесконтактный.

Этот ролик про новаторское пчеловодство в пластиковых бутылках. Метод почти не требует затрат, дает правильный мед и способен остановить вымирание медоносной пчелы и восстановить опыляемые экосистемы в нашем Нечерноземье.

"Бутылочное пчеловодство" чем-то напоминает практики наших финно-угорских и балто-славянских предков, занимавшихся в раннем железном веке и в средневековье бортевым пчеловодством — бортничеством (от слова борть — дупло в дереве, жилище пчелиной семьи). Бортничество — вид пчеловодства, заключающийся в добыче мёда у пчёл, живущих в дуплах деревьев (в отличие от содержания пчёл в колодах или ульях). Дупла могли быть естественными или выдолбленными и располагались на высоте от 4 до 15 м. Внутри дупел для укрепления сот создавались так называемые кресты, или снозы, точно такие же конструкции используются в борти — бутылке.

Думаю, что "бутылочное пчеловодство" может стать хорошим подспорьем для жителей сельской местности и малых городов в надвигающуюся на нас эпоху Новой Порухи.

Залесец.

#бортничество #нечерноземье #традиция
Первый марийский бургер — пошёл!

Рестораторы из Марий Эл первыми воспользовались уходом Макдональдса с российского рынка и приглашают попробовать «Марбургер»: бургер, приготовленный исключительно из марийских традиционных продуктов. «Пышная булочка на основе морковного жмыха с добавлением свежевыжатого морковного сока, сочная котлета из мяса лося и кабана, нежнейший фермерский сыр» — так рекламирует свой новый продукт йошкар-олинский трактир «Теплая речка».

Подобные гастро-эксперименты, сочетающие традиционные финно-угорские продукты и классический фастфуд, можно только приветствовать. Всё очень аппетитно и оригинально, кроме, пожалуй, названия которое у меня, в первую очередь, ассоциируется с старинным университетским городом Марбург (Marburg), где состоялся знаменитый «Марбургский разговор о религии» — диспут между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли о значении причастия (XVI век).

Возможно я слишком придирчив, но как мне видится, названию блюда стоило бы придать более ёмкую, марийскую форму — «Марибургер».

Мерянин.

#финноугры #марийцы #фастфуд