Трудодни за всю жизнь.
Вчера, 28 августа, исполнилось 47 лет с момента наделения крестьян народов РСФСР паспортами. 28 августа 1974 года всем колхозникам в СССР решили выдать паспорта.
Как жили в колхозе можно увидеть на примере ведомости на фото. Это трудодни за всю жизнь, выписанные и подытоженные для оформления пенсии. Так это выглядело. За это жили, работали, сидели и умирали.
Иногда это можно было обменять на зерно в колхозе.
#колхоз #крестьянство #рсфср
Вчера, 28 августа, исполнилось 47 лет с момента наделения крестьян народов РСФСР паспортами. 28 августа 1974 года всем колхозникам в СССР решили выдать паспорта.
Как жили в колхозе можно увидеть на примере ведомости на фото. Это трудодни за всю жизнь, выписанные и подытоженные для оформления пенсии. Так это выглядело. За это жили, работали, сидели и умирали.
Иногда это можно было обменять на зерно в колхозе.
#колхоз #крестьянство #рсфср
Индекс Big Mac и Российская империя.
Экспедиция Верещагина на Двину летом 1894 года была рисковее современных – хотя бы только тем, что он путешествовал с женой и трехлетней дочерью, а так как дорог в современном понимании тогда не было, художник сплавлялся из Сольвычегодска на заказанной у коми-зырян барке.
Главной целью экспедиции были деревянные церкви – никем тогда не изученные и не сфотографированные. А риски для Верещагина были делом привычным – за плечами художника был опыт Индии, Туркестана и Русско-Турецкой войны, на которой его задело шальным осколком.
Помимо этюдов интерьеров северных церквей, Верещагин привез с Двины пространный очерк, интересный не столько искусствоведческими, сколько бытовыми подробностями. Верещагинское бытописание документально и начисто лишено романтизма.
Значимая часть текста посвящена ценам на то и на се – на продукты, товары, услуги. Раньше я попросту опускал такие «ненужные» подробности в исторических документах, но с возрастом стал вычислять в уме подобие Big Mac индекса. Ведь если ты разбираешься в ценах, проще разобраться во всем остальном.
Оказалось, что привязаться к ценам 1894 года гениально просто. Судите сами – деревенские яйца обходились Верещагину в 1 копейку за штуку; ржаной хлеб стоил 2 копейки за булку, пшеничный шел по 4 копейки батон; а пуд муки стоил от 60 копеек до 1 рубля – цена колебалась в зависимости от удаленности от главной дороги - реки, и урожайности года. Привязавшись к цене яиц – деревенские стоят теперь 10 руб штука, и положив, таким образом, 1 рубль 1894 года равным 1000 современных рублей, получаем хлеб в среднем по 30 руб за булку, муку в среднем по 50 руб за кило – пожалуй, немного криво, но в первом приближении сойдет.
Вот цены на остальные продукты (здесь и далее все цифры приведены в современных рублях) – говядина довольно дешева – 200 руб килограмм, курица стоит 400-500 руб тушка, масло – только что повсеместно появившееся «вологодское» - обходится в 800 руб за кило. Рыбе, ясное дело, в тексте отводится много места: лещ и налим стоят 100 руб за кило у рыбаков на реке, семга – 300-600 руб за кило у рыбаков, стерлядь ценится высоко – ее живою в привязанных к пароходам садках везут по Мариинской системе до Петербурга, где в ресторанах она подается на стол по 10 000 руб за одну рыбу.
При этом зарплата за «поди-принеси», и, например, за работу на сплаве - составляла 7-8 тысяч рублей в месяц. На лесоповале за целый сезон зарабатывали до 150 тысяч – на большую семью, в которой отец работает с 3-4 подросшими сыновьями; одинокие или непутевые мужики получали 40-50 тысяч за зиму. Некоторые крестьяне совершенно не видели денег – в каких-то деревнях Верещагину продают кур за пятак – то есть за 50 рублей – по-видимому, не могут сообразить им цену. В другой деревне дед умоляет его разменять гривенник – мелкое по размеру серебро – на два пятака – огромные медные монеты – чтобы показать внукам «баских денезек».
Ручной ремесленный труд стоит гроши. Расписные уфтюжские бураки (туеса) с красными и синими глухарями – сегодня они украшают коллекции крестьянского прикладного искусства – на ярмарке продаются по 100 руб штука, то есть изготовившие их мастера получают еще меньше.
Андрей Павличенков. FB.
#север #экономика #империяромановых
Экспедиция Верещагина на Двину летом 1894 года была рисковее современных – хотя бы только тем, что он путешествовал с женой и трехлетней дочерью, а так как дорог в современном понимании тогда не было, художник сплавлялся из Сольвычегодска на заказанной у коми-зырян барке.
Главной целью экспедиции были деревянные церкви – никем тогда не изученные и не сфотографированные. А риски для Верещагина были делом привычным – за плечами художника был опыт Индии, Туркестана и Русско-Турецкой войны, на которой его задело шальным осколком.
Помимо этюдов интерьеров северных церквей, Верещагин привез с Двины пространный очерк, интересный не столько искусствоведческими, сколько бытовыми подробностями. Верещагинское бытописание документально и начисто лишено романтизма.
Значимая часть текста посвящена ценам на то и на се – на продукты, товары, услуги. Раньше я попросту опускал такие «ненужные» подробности в исторических документах, но с возрастом стал вычислять в уме подобие Big Mac индекса. Ведь если ты разбираешься в ценах, проще разобраться во всем остальном.
Оказалось, что привязаться к ценам 1894 года гениально просто. Судите сами – деревенские яйца обходились Верещагину в 1 копейку за штуку; ржаной хлеб стоил 2 копейки за булку, пшеничный шел по 4 копейки батон; а пуд муки стоил от 60 копеек до 1 рубля – цена колебалась в зависимости от удаленности от главной дороги - реки, и урожайности года. Привязавшись к цене яиц – деревенские стоят теперь 10 руб штука, и положив, таким образом, 1 рубль 1894 года равным 1000 современных рублей, получаем хлеб в среднем по 30 руб за булку, муку в среднем по 50 руб за кило – пожалуй, немного криво, но в первом приближении сойдет.
Вот цены на остальные продукты (здесь и далее все цифры приведены в современных рублях) – говядина довольно дешева – 200 руб килограмм, курица стоит 400-500 руб тушка, масло – только что повсеместно появившееся «вологодское» - обходится в 800 руб за кило. Рыбе, ясное дело, в тексте отводится много места: лещ и налим стоят 100 руб за кило у рыбаков на реке, семга – 300-600 руб за кило у рыбаков, стерлядь ценится высоко – ее живою в привязанных к пароходам садках везут по Мариинской системе до Петербурга, где в ресторанах она подается на стол по 10 000 руб за одну рыбу.
При этом зарплата за «поди-принеси», и, например, за работу на сплаве - составляла 7-8 тысяч рублей в месяц. На лесоповале за целый сезон зарабатывали до 150 тысяч – на большую семью, в которой отец работает с 3-4 подросшими сыновьями; одинокие или непутевые мужики получали 40-50 тысяч за зиму. Некоторые крестьяне совершенно не видели денег – в каких-то деревнях Верещагину продают кур за пятак – то есть за 50 рублей – по-видимому, не могут сообразить им цену. В другой деревне дед умоляет его разменять гривенник – мелкое по размеру серебро – на два пятака – огромные медные монеты – чтобы показать внукам «баских денезек».
Ручной ремесленный труд стоит гроши. Расписные уфтюжские бураки (туеса) с красными и синими глухарями – сегодня они украшают коллекции крестьянского прикладного искусства – на ярмарке продаются по 100 руб штука, то есть изготовившие их мастера получают еще меньше.
Андрей Павличенков. FB.
#север #экономика #империяромановых
Наша русская античность.
Деревянная ложка с Дьяковского городища, I-II века н.э. На минуточку, I-II века н.э. это династия Юлиев-Клавдиев, династия Флавиев в Римской империи. Пали и стали провинциями Рима Каппадокия, Коммагена, Мавритания, Фракия, Понт, южная Британия. При Траяне и Адриане подавлены мятежи иудеев, при Антонине Пии волнения в Греции, Египте и Мавритании, восстания в Британии и в Египте, при Марке Аврелии подавлен мятеж наместника Сирии Авидия Кассия. В Британии построен вал Адриана — оборонительное укрепление созданное для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера. Флавии распространили на провинциалов права римского и латинского гражданства, что способствовало расширению социальной базы императорской власти. В Римской империи происходит интенсивное распространение христианства...
А в это время наши предки дьяковцы пасли свои стада по берегам Москвы-реки, торговали с сарматами, сажали на лесных полянах ячмень и просо, увлекались ювелирным искусством, и ели вот такими совершенно русскими ложками, как-будто бы выточенными в Хохломе, Городце или Белозерске в начале XX века. За 700 лет до появления первых славян-вятичей. Господи, милота-то какая!
#русскаяложка #дьяковскаякультура #москвадомосквичей
Деревянная ложка с Дьяковского городища, I-II века н.э. На минуточку, I-II века н.э. это династия Юлиев-Клавдиев, династия Флавиев в Римской империи. Пали и стали провинциями Рима Каппадокия, Коммагена, Мавритания, Фракия, Понт, южная Британия. При Траяне и Адриане подавлены мятежи иудеев, при Антонине Пии волнения в Греции, Египте и Мавритании, восстания в Британии и в Египте, при Марке Аврелии подавлен мятеж наместника Сирии Авидия Кассия. В Британии построен вал Адриана — оборонительное укрепление созданное для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера. Флавии распространили на провинциалов права римского и латинского гражданства, что способствовало расширению социальной базы императорской власти. В Римской империи происходит интенсивное распространение христианства...
А в это время наши предки дьяковцы пасли свои стада по берегам Москвы-реки, торговали с сарматами, сажали на лесных полянах ячмень и просо, увлекались ювелирным искусством, и ели вот такими совершенно русскими ложками, как-будто бы выточенными в Хохломе, Городце или Белозерске в начале XX века. За 700 лет до появления первых славян-вятичей. Господи, милота-то какая!
#русскаяложка #дьяковскаякультура #москвадомосквичей
Антропология средневековой Вологды.
В 2000-е гг. в ходе охранных раскопок, проводившихся на территории г. Вологда, были получены новые значительные по объему палеоантропологические материалы по средневековому населению региона. Они происходят из двух памятников - скудельницы у Софийского собора (авторы раскопок И. П. Кукушкин и И. В. Папин), и погребений из остатков позднесредневекового православного кладбища в Парковом переулке (автор раскопок М. Л. Мокрушин). Материалы датируются XIV–XVI вв. н.э..
Результаты анализа:
Один из морфологических комплексов (Парковый, Группа II), сближает часть населения Вологды с финноязычным населением - в первую очередь Финляндии и Эстонии. Его присутствие на территории Вологодчины может быть связано как с сохранением местных субстратных групп населения, так и с колонизацией Русского Севера древнерусским населением, включавшим в себя значительный финноязычный компонент (мерянская - Ростовская колонизация Севера).
Второй антропологический тип (Группа I Паркового пер., серия близ Софийского собора) очень близок к чрезвычайно специфическому комплексу признаков, встречающемуся среди всего современного населения Евразии только у части прибалтийских и пермских финноугров – карел, ижоры, коми-зырян.
Интересно, что позднесредневековые серии черепов из г. Вологда закрывают территориальный разрыв между регионами современного распространения подобного комплекса признаков на северо-западе и северо-востоке Европейской России.
Выявленные комплексы относится к кругу североевропейских антропологических вариантов, распространенных в мезолите на огромных пространствах Европы, от Западного и Восточного Приладожья и Украины до Югославии, Дании и Южной Швеции.
Генетически происходят от верхнепалеолитического населения европейской северной приледниковой зоны. Сохранились до современности в отдельных, географически относительно изолированных, популяциях Севера Европейской части России.
Почти полное отсутствие палеоантропологических материалов из районов Северо-запада России севернее и восточнее Онежского озера не позволяет сейчас уточнить время появления здесь населения с отмеченными специфическими антропологическими особенностями.
Как показывают результаты работ последних лет, его встречаемость будет увеличиваться по мере накопления палеоантропологических данных.
Как видим меря (население Ростово-Суздальской земли колонизировавшее Север), по данным материалам, явно входили в самый древний и редкий на данный момент антропологический тип Европы.
Источник: Валерий Хартанович. К проблеме формирования антропологического состава населения Северо-запада России. МАЭ (Кунсткамера) РАН
#антропология #русскийсевер #вологда #археология
В 2000-е гг. в ходе охранных раскопок, проводившихся на территории г. Вологда, были получены новые значительные по объему палеоантропологические материалы по средневековому населению региона. Они происходят из двух памятников - скудельницы у Софийского собора (авторы раскопок И. П. Кукушкин и И. В. Папин), и погребений из остатков позднесредневекового православного кладбища в Парковом переулке (автор раскопок М. Л. Мокрушин). Материалы датируются XIV–XVI вв. н.э..
Результаты анализа:
Один из морфологических комплексов (Парковый, Группа II), сближает часть населения Вологды с финноязычным населением - в первую очередь Финляндии и Эстонии. Его присутствие на территории Вологодчины может быть связано как с сохранением местных субстратных групп населения, так и с колонизацией Русского Севера древнерусским населением, включавшим в себя значительный финноязычный компонент (мерянская - Ростовская колонизация Севера).
Второй антропологический тип (Группа I Паркового пер., серия близ Софийского собора) очень близок к чрезвычайно специфическому комплексу признаков, встречающемуся среди всего современного населения Евразии только у части прибалтийских и пермских финноугров – карел, ижоры, коми-зырян.
Интересно, что позднесредневековые серии черепов из г. Вологда закрывают территориальный разрыв между регионами современного распространения подобного комплекса признаков на северо-западе и северо-востоке Европейской России.
Выявленные комплексы относится к кругу североевропейских антропологических вариантов, распространенных в мезолите на огромных пространствах Европы, от Западного и Восточного Приладожья и Украины до Югославии, Дании и Южной Швеции.
Генетически происходят от верхнепалеолитического населения европейской северной приледниковой зоны. Сохранились до современности в отдельных, географически относительно изолированных, популяциях Севера Европейской части России.
Почти полное отсутствие палеоантропологических материалов из районов Северо-запада России севернее и восточнее Онежского озера не позволяет сейчас уточнить время появления здесь населения с отмеченными специфическими антропологическими особенностями.
Как показывают результаты работ последних лет, его встречаемость будет увеличиваться по мере накопления палеоантропологических данных.
Как видим меря (население Ростово-Суздальской земли колонизировавшее Север), по данным материалам, явно входили в самый древний и редкий на данный момент антропологический тип Европы.
Источник: Валерий Хартанович. К проблеме формирования антропологического состава населения Северо-запада России. МАЭ (Кунсткамера) РАН
#антропология #русскийсевер #вологда #археология
Поздравляем нашего уважаемого друга, казанского историка, автора канала Царь Казанский Марка Шишкина с ДР! С большим интересом читаем его еще с легендарных времён ЖЖ! Здоровья и творческих удач! И до встречи на ближайшем Тÿня Кумалтыш. Надеюсь в следующем году.
Залесец.
Залесец.
Telegram
ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
Публицистический журнал Марка Шишкина. Этнополитика, история, краеведение
"Мерянское сердце и чудская душа". Нечяры.
Прекрасная графика, по духу напоминающая нашего костромского Ефима Честнякова. Настоящий финно-угорский автохтонизм и магия.
Кристина Петрова: "рисую, утопая в мыслях о северной топонимии, воспоминаниях про родной город - его рынки с грибами и ягодами, выставочный зал с мозаичными сиринами на стене, региональные передачи, музеи, в которых арктика и сиреневый вереск. за окном - снежная монументальность, предсонная похъела. предсонные мысли про синюю снежную топонимию, центр серого города с неоновыми украшениями на проспектах и про что-то слишком далеко-детское - какой-то родник среди зелёной архаики лета, в котором я тонула лет десять назад; про летнюю белоночность и другое лето, в котором я ехала в городском автобусе то ли по обводному, то ли недалеко от чумбаровки и голос диктора по радио рассказывал про то, кем же была белоглазая чудь, а капли дождя на стекле растекались беломорскими петроглифами, отражая пасмурный день."
#север #финноугры #арт
Прекрасная графика, по духу напоминающая нашего костромского Ефима Честнякова. Настоящий финно-угорский автохтонизм и магия.
Кристина Петрова: "рисую, утопая в мыслях о северной топонимии, воспоминаниях про родной город - его рынки с грибами и ягодами, выставочный зал с мозаичными сиринами на стене, региональные передачи, музеи, в которых арктика и сиреневый вереск. за окном - снежная монументальность, предсонная похъела. предсонные мысли про синюю снежную топонимию, центр серого города с неоновыми украшениями на проспектах и про что-то слишком далеко-детское - какой-то родник среди зелёной архаики лета, в котором я тонула лет десять назад; про летнюю белоночность и другое лето, в котором я ехала в городском автобусе то ли по обводному, то ли недалеко от чумбаровки и голос диктора по радио рассказывал про то, кем же была белоглазая чудь, а капли дождя на стекле растекались беломорскими петроглифами, отражая пасмурный день."
#север #финноугры #арт
"Мерянское сердце", так называется первая иллюстрация в серии графики опубликованной в предыдущем посте. Рассматривая работы Кристины я еще раз понял, что бесполезно желать, ждать и требовать от наших людей хоть какой-то "чудской" или "мерянской" активности. Они нас просто тихо читают, слушают, никак себя не проявляя. Они "тихие души" которые описал Денис Осокин в своих "Овсянках". Но проходит время и ты с удивлением и радостью открываешь для себя очередной бриллиант, оказывается в офлайне кто-то тихо, для себя, рисует вот такую прекрасную графику. Настоящее открытие сродни археологическому или искусствоведческому. Помните как Савелий Ямщиков поехал в кологривскую глушь и нашел в грязном чулане картину деревенского чудака Ефима Честнякова, протер холст тряпьем, и увидел там целую бесконечную Вселенную?...
Наша Россия это страна-фрактал с бесконечным числом измерений.
Мерянин.
#север #россия #финноугры #арт
Наша Россия это страна-фрактал с бесконечным числом измерений.
Мерянин.
#север #россия #финноугры #арт
Во Владимире проводятся масштабные раскопки
Во Владимире Сергей Иванович Милованов с Волжской экспедицией ИА РАН ведут весьма масштабные исследования в Манежном тупике. Около 3000 квадратных метров на месте бывших гаражей ДРСУ в шестистах метрах в сторону Лыбеди от Успенского собора - это, конечно, многообещающе. Хотя бы и спешно перед стройкой. Уже есть хороший профиль городского вала XII в. рядом с так и не сдержавшими в 1238 г. идущие на штурм отряды Батыя Медяными воротами, и сохранный слой XII-XIV вв. с усадьбами и проулком, не нарушенный последующей хозяйственной деятельностью, поглядим, что будет дальше. С.И. говорит и о слое под валом, и в смысле возникновения города это может оказаться весьма любопытно. Копать собираются и сентябрь, и - по погоде - даж и в октябре. Ждем.
Нашли пока всякое ожидаемое городское и интересное лишь в комплексе - височные кольца, наконечники стрел и шпору, крестики и иконки, обломки стеклянных браслетов, фрагмент амфоры, но есть уже и свинцовая вислая печать с Успением Богоматери и крестом, какие принято связывать с домом Пресвятой Богородицы - Успенским собором.
Аким Трефилов.
#владимир #археология #XIIв #XIVв
Во Владимире Сергей Иванович Милованов с Волжской экспедицией ИА РАН ведут весьма масштабные исследования в Манежном тупике. Около 3000 квадратных метров на месте бывших гаражей ДРСУ в шестистах метрах в сторону Лыбеди от Успенского собора - это, конечно, многообещающе. Хотя бы и спешно перед стройкой. Уже есть хороший профиль городского вала XII в. рядом с так и не сдержавшими в 1238 г. идущие на штурм отряды Батыя Медяными воротами, и сохранный слой XII-XIV вв. с усадьбами и проулком, не нарушенный последующей хозяйственной деятельностью, поглядим, что будет дальше. С.И. говорит и о слое под валом, и в смысле возникновения города это может оказаться весьма любопытно. Копать собираются и сентябрь, и - по погоде - даж и в октябре. Ждем.
Нашли пока всякое ожидаемое городское и интересное лишь в комплексе - височные кольца, наконечники стрел и шпору, крестики и иконки, обломки стеклянных браслетов, фрагмент амфоры, но есть уже и свинцовая вислая печать с Успением Богоматери и крестом, какие принято связывать с домом Пресвятой Богородицы - Успенским собором.
Аким Трефилов.
#владимир #археология #XIIв #XIVв
YouTube
Во Владимире проводятся масштабные раскопки
Во Владимире Сергей Иванович Милованов с Волжской экспедицией ИА РАН ведут весьма масштабные исследования в Манежном тупике. Около 3000 квадратных метров на месте бывших гаражей ДРСУ в шестистах метрах в сторону Лыбеди от Успенского собора - это, конечно…
Рассказы про русский Север.
Знакомый активист возрождения чуди рассказывает смешные истории про свои путешествия по русскому Северу.
История первая. Долго ездили на буханке по берегу Белого моря, заехали в глухую деревушку, товарищу преспичило купить на ужин корюшки. Подкатили к самой большой избе, вылез из окна мужик. Мы ему - "хозяин, хотим корюшки у тя купить" (а у него прямо на веревках они висели около дома). Он такой: "не вопрос, тысча рублей!" Ну хер с ним, дали ему косарь, он взял и назад в окне исчез. Минут через 15 окно открывается, вылетают две удочки и фраза: "нехуй чужим трудом кормиться", и окно захлопывается.
История вторая. Захотел я в Колежме купить наваги. Только зашел в избу, а мне хозяин прям с порога: "не заходи, у меня божий дом, а ты иди лесу своему молись, тебе тут делать нечего". При том, что я вообще нейтрально был одет.
История третья. Под Холмогорами остановились у бабки дорогу спросить, как добраться до трассы М8 на Москву. Она такая: "вам туда-то и туда-то, только я вас попрошу мне воды в бочку натаскайте, а то я слабая совсем." Натаскали, говорит: посмотрела я на вас и вы мне понравились, более короткую дорогу подскажу". Показывает: "езжайте туда-то, там поверните и через лес по дороге." Ну мы сели, поехали, часов 5 едем, а трассы все нет, в итоге к какому-то монастырю выехали и пиздец. Тупик. Пришлось назад опять до Холмогор пилить.
#юмор #русскийсевер #чудь
Знакомый активист возрождения чуди рассказывает смешные истории про свои путешествия по русскому Северу.
История первая. Долго ездили на буханке по берегу Белого моря, заехали в глухую деревушку, товарищу преспичило купить на ужин корюшки. Подкатили к самой большой избе, вылез из окна мужик. Мы ему - "хозяин, хотим корюшки у тя купить" (а у него прямо на веревках они висели около дома). Он такой: "не вопрос, тысча рублей!" Ну хер с ним, дали ему косарь, он взял и назад в окне исчез. Минут через 15 окно открывается, вылетают две удочки и фраза: "нехуй чужим трудом кормиться", и окно захлопывается.
История вторая. Захотел я в Колежме купить наваги. Только зашел в избу, а мне хозяин прям с порога: "не заходи, у меня божий дом, а ты иди лесу своему молись, тебе тут делать нечего". При том, что я вообще нейтрально был одет.
История третья. Под Холмогорами остановились у бабки дорогу спросить, как добраться до трассы М8 на Москву. Она такая: "вам туда-то и туда-то, только я вас попрошу мне воды в бочку натаскайте, а то я слабая совсем." Натаскали, говорит: посмотрела я на вас и вы мне понравились, более короткую дорогу подскажу". Показывает: "езжайте туда-то, там поверните и через лес по дороге." Ну мы сели, поехали, часов 5 едем, а трассы все нет, в итоге к какому-то монастырю выехали и пиздец. Тупик. Пришлось назад опять до Холмогор пилить.
#юмор #русскийсевер #чудь
А у вас есть Отечество?
Вчера, 10 сентября, был День памяти Альберта Разина. В это день, 2 года назад, удмуртский ученый, общественный деятель и религиозный традиционалист совершил самосожжение в знак протеста против политики языковой ассимиляции удмуртов.
10 сентября 2019 года с 8 часов 30 минут в Ижевске Альберт Разин стоял в одиночном пикете перед зданием Государственного Совета Удмуртской Республики, протестуя против исчезновения удмуртского языка. Разин держал в руках два плаката на русском языке. Один из плакатов был с цитатой дагестанского поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть!». На втором было написано: «Есть ли у меня Отечество?».
На днях в телеге мелькнуло сравнение Альберта Разина с французским «новым правым» Домиником Веннером, застрелившимся в 2013 году в знак протеста против закона о гей-браках прямо у алтаря собора Парижской Богоматери.
Потомок архенгельской чуди Холмогоров тогда писал в газете Взгляд: «... оставленная Веннером записка помещает его поступок в более широкий контекст: это был протест не столько против конкретного закона, сколько против культурной, цивилизационной, религиозной, нравственной самоликвидации Европы.»
Разумеется не корректно сравнивать Разина и Веннера, слишком разные люди из разных миров, да и вряд ли бы Холмогоров написал подобный панегирик Альберту Разину, но однозначно, оба их поступка продиктованы болью, отчаянием и страхом за их исторические Отечества, удмуртское и французское.
Подумайте о своем Отечестве, друзья. Пока не поздно.
Арт: "Двое из Ада" (С)
#альбертразин #удмуртия
Вчера, 10 сентября, был День памяти Альберта Разина. В это день, 2 года назад, удмуртский ученый, общественный деятель и религиозный традиционалист совершил самосожжение в знак протеста против политики языковой ассимиляции удмуртов.
10 сентября 2019 года с 8 часов 30 минут в Ижевске Альберт Разин стоял в одиночном пикете перед зданием Государственного Совета Удмуртской Республики, протестуя против исчезновения удмуртского языка. Разин держал в руках два плаката на русском языке. Один из плакатов был с цитатой дагестанского поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть!». На втором было написано: «Есть ли у меня Отечество?».
На днях в телеге мелькнуло сравнение Альберта Разина с французским «новым правым» Домиником Веннером, застрелившимся в 2013 году в знак протеста против закона о гей-браках прямо у алтаря собора Парижской Богоматери.
Потомок архенгельской чуди Холмогоров тогда писал в газете Взгляд: «... оставленная Веннером записка помещает его поступок в более широкий контекст: это был протест не столько против конкретного закона, сколько против культурной, цивилизационной, религиозной, нравственной самоликвидации Европы.»
Разумеется не корректно сравнивать Разина и Веннера, слишком разные люди из разных миров, да и вряд ли бы Холмогоров написал подобный панегирик Альберту Разину, но однозначно, оба их поступка продиктованы болью, отчаянием и страхом за их исторические Отечества, удмуртское и французское.
Подумайте о своем Отечестве, друзья. Пока не поздно.
Арт: "Двое из Ада" (С)
#альбертразин #удмуртия
Увидел свежие сканы деревенских фото в FB Кати Соловьевой которые она совершенно случайно нашла в заброшенном доме в Совеге. Одна из них, с улыбающимся мужиком так зацепила, что решил нарисовать графику. Получился вот такой веселый мерянский Ёлс (Хозяин Жизни, имя которого в именовании лешего сохранила для нас костромская этнография).
Вот что пишет Катя про это место: "Совега - некогда живой, очень живой куст деревень в самом дальнем северо-западном углу области. Отсюда видны огни газопровода в Вологодской, попасть в которую можно только по охотничьим болотистым тропам, а на машине - в объезд через Солигалич, и то по зимнику. На пустых холмах еще до начала шестидесятых стояло несколько десятков мельниц, сюда летали вертолеты, работали колхозные школа, интернат, детсады, столовые.
Сейчас этот анклав-изолят из 13 деревень - чистый Сайлент Хилл. Ветер хлопает пустыми ставнями заброшенных домов. По заросшей дороге летает газетный обрывок из 74-го года. Заброшены целые деревни. Какие полностью, а где горит одно окошко - будь то занявший пустой дом охотник или зажившаяся на этом свете баба Катя, разговаривающая с котом и телевизором."
Эти пленки Катя нашла в Лихотинке - полностью заброшенной деревне.
"Продралась сквозь крапиву, зашла в зияющую пустыми глазницами по-вологодски большую избу. Понятно, что отсюда давно вынесено все, представляющее ценность: мебель, посуда, даже содраны деревянные вешалки. На повети увидела бачок для проявки без крышки. Подумала еще, - да ладно, не может быть. Обыскала поветь - пусто, только сено и ращеные вилы-трезубец.
Пленки дожидались меня на чердаке. Размотанные, грязные, в паутине и дерьме. Посмотрела на свет - да, оно. Лошади, пионеры, застолья, ватники, треухи. Жизнь!"
Жизнь продолжается в нашей памяти и мыслях.
Мерянин.
#арт #1960ые #совега #костромскаяобласть
Вот что пишет Катя про это место: "Совега - некогда живой, очень живой куст деревень в самом дальнем северо-западном углу области. Отсюда видны огни газопровода в Вологодской, попасть в которую можно только по охотничьим болотистым тропам, а на машине - в объезд через Солигалич, и то по зимнику. На пустых холмах еще до начала шестидесятых стояло несколько десятков мельниц, сюда летали вертолеты, работали колхозные школа, интернат, детсады, столовые.
Сейчас этот анклав-изолят из 13 деревень - чистый Сайлент Хилл. Ветер хлопает пустыми ставнями заброшенных домов. По заросшей дороге летает газетный обрывок из 74-го года. Заброшены целые деревни. Какие полностью, а где горит одно окошко - будь то занявший пустой дом охотник или зажившаяся на этом свете баба Катя, разговаривающая с котом и телевизором."
Эти пленки Катя нашла в Лихотинке - полностью заброшенной деревне.
"Продралась сквозь крапиву, зашла в зияющую пустыми глазницами по-вологодски большую избу. Понятно, что отсюда давно вынесено все, представляющее ценность: мебель, посуда, даже содраны деревянные вешалки. На повети увидела бачок для проявки без крышки. Подумала еще, - да ладно, не может быть. Обыскала поветь - пусто, только сено и ращеные вилы-трезубец.
Пленки дожидались меня на чердаке. Размотанные, грязные, в паутине и дерьме. Посмотрела на свет - да, оно. Лошади, пионеры, застолья, ватники, треухи. Жизнь!"
Жизнь продолжается в нашей памяти и мыслях.
Мерянин.
#арт #1960ые #совега #костромскаяобласть
Стать серьёзным по-эстонски.
FB френд прислал прекрасное из одного чатика. Тема смерти, ухода из жизни для нас всегда особенная, табуированная, наверное, не надо объяснять почему. Лингвистическим следствием из этого факта является огромное количество фразеологизмов-эвфемизмов, которые созданы, чтобы говорить о смерти человека не напрямую, а полунамеками. В русском языке таких выражений очень много: "дать дуба", "отбросить коньки", "Кондратий хватил", "почить в Бозе", "склеить ласты" и т.д... В эстонском языке существует 281 устойчивое выражение которое обозначает уход в иной мир. Есть в этом списке и знакомые нам выражения, типа "отдать концы" или "уйти в мир иной", но есть и специфические, чисто эстонские. Более других зацепляют следующие:
"Tõsiseks jääma" - стать серьезным,
"Mulda sööma" - есть землю,
"Kuus lauda saama" - получить шесть досок,
"Omadega õhtul olema" - быть вечером вместе со своими,
"Viskas lusika nurka" - выбросил ложку в угол,
"Sussid püsti" - тапочками вверх,
"Suu mulda täis" - земля во рту,
"Veri on mullas" - кровь в земле,
"Lilled kasvavad läbi hammaste" - цветы растут сквозь зубы.
Последнее, пожалуй, самое поэтичное. В целом, конечно, такая вполне себе северная русская этнография, с жизненной логикой просматривающейся в каждом выражении, аллюзии вполне понятны, но все равно забавны. В привычных русских конструкциях уже не замечаешь этого, а здесь в новинку, правда без контекста выглядит довольно безумно.
Залесец.
#смерть #мифология #финноугры
FB френд прислал прекрасное из одного чатика. Тема смерти, ухода из жизни для нас всегда особенная, табуированная, наверное, не надо объяснять почему. Лингвистическим следствием из этого факта является огромное количество фразеологизмов-эвфемизмов, которые созданы, чтобы говорить о смерти человека не напрямую, а полунамеками. В русском языке таких выражений очень много: "дать дуба", "отбросить коньки", "Кондратий хватил", "почить в Бозе", "склеить ласты" и т.д... В эстонском языке существует 281 устойчивое выражение которое обозначает уход в иной мир. Есть в этом списке и знакомые нам выражения, типа "отдать концы" или "уйти в мир иной", но есть и специфические, чисто эстонские. Более других зацепляют следующие:
"Tõsiseks jääma" - стать серьезным,
"Mulda sööma" - есть землю,
"Kuus lauda saama" - получить шесть досок,
"Omadega õhtul olema" - быть вечером вместе со своими,
"Viskas lusika nurka" - выбросил ложку в угол,
"Sussid püsti" - тапочками вверх,
"Suu mulda täis" - земля во рту,
"Veri on mullas" - кровь в земле,
"Lilled kasvavad läbi hammaste" - цветы растут сквозь зубы.
Последнее, пожалуй, самое поэтичное. В целом, конечно, такая вполне себе северная русская этнография, с жизненной логикой просматривающейся в каждом выражении, аллюзии вполне понятны, но все равно забавны. В привычных русских конструкциях уже не замечаешь этого, а здесь в новинку, правда без контекста выглядит довольно безумно.
Залесец.
#смерть #мифология #финноугры