РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.46K subscribers
2.32K photos
29 videos
1 file
1.43K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Валы Палы Дедославля

Сегодня довелось побывать в Тульской области на городище древнего Дедославля, где-то с эпохи Ивана Грозного и до наших дней - Дедилова. Село большое, да и летописный город в земле вятичей, известный по междоусобицам Рюриковичей, был немаленьким - больше Москвы и Можайска XII-XIII вв. По размерам ближе к детинцам Суздаля и Юрьева-Польского. Обычно в это время года остатки деревянно-земляных укреплений максимально выпуклы, их контуры отчетливы. Но, к сожалению, кроме видов да травяного сухостоя, частично спаленного, предложить нечего. Ее-то, траву и подпалили, хотя городище - местная достопримечательность, о чем говорит коричневый указатель. Дорога вверх на горку отсыпана асфальтовой крошкой (далее - черноземная грунтовка) и даже арка деревянная имелась с надписью "Дедославль". Теперь ее нет: обуглился один столб от пожара, да и рухнул, а с ним вся конструкция. Не так ли и Россия? В одном месте строим, в другом горит...
Forwarded from Костромать
Снова пошли разговоры об укрупнении регионов, снова вспомнили про Кострому. Видимо эта песня будет вечной, пока под Костромой не начнут добывать нефть или костромской сыр не начнут поставлять к царскому столу в МИД грузовиками.

Дело в том, что Костромскую область будет весьма проблематично влить в "матрешку" к кому-то из соседей даже если еще 100 тысяч населения сбежит отсюда в поисках лучшей жизни. В 1944 году Костромскую область слепили из того, что было создали из сельских и лесных районов нескольких областей, а промышленный юг бывшей Костромской губернии (Кинешма и Плёс) окончательно отдали Ивановской области.

Получился вытянутый в горизонтали регион, с не самой удобной логистикой и с административным центром на востоке области. Если браться за укрупнение такого региона, то придется снова перекраивать всю карту Верхневолжья, это слишком даже для ручного управления "кремлевских башен". Проще оставить все как есть и не трогать, пока худо бедно кто-то в регионе работает.
ФСБ изъяла у «черных копателей» во Владимирской области тысячу редких археологических находок

Среди артефактов, которые «черные археологи» планировали продать в частные коллекции, металлическое оружие, монеты 9-10 веков, украшения древнего племени мурома и керамические сосуды.

Во Владимирской области раскрыли группу «черных копателей», которые находили археологические предметы для дальнейшей продажи в частные коллекции, сообщает управление ФСБ по Владимирской области. Четверо «черных археологов» проводили работы без разрешения, используя металлоискатель. В процессе несанкционированного поиска древностей был поврежден культурный слой, отмечают в ФСБ.

У «черных копателей» изъяли богатую коллекцию редких и особо ценных для исследователей находок – 999 предметов 62 наименований: от металлического оружия и монет до украшений и керамических сосудов.
В частности, из незаконного оборота изъято 22 украшения из цветного металла, 28 наконечников стрел, 33 железных топора, 16 керамических глиняных сосудов, 8 пряжек из цветного металла, 28 железных ножей, 27 височных колец, 13 шейных гривен, 119 браслетов из цветного металла, 43 элемента украшений из белого металла, 1 меч из черного металла, перстни и кольца из цветного металла в количестве 67 штук, 41 наконечник копий, 12 монет из цветного металла.

Все изъятые артефакты, по оценке специалистов Института Археологии РАН, являются культурной ценностью России, имеющей большое значение для изучения национальной истории.

«В частности, подавляющее большинство изъятых предметов представлено сложными в своем составе и технике исполнения украшениями и деталями костюма племени мурома, проживавшего на территории Владимирской области до прихода славянского населения. Это многочисленные сложно составленные подвески, ажурные пряжки, шейные гривны различных видов.
Среди изъятых находок имеются дирхемы – серебряные монеты, служившие в своем роде международной валютой в 9-10 веках. Также стоит отметить наличие довольно редких предметов: наконечник ножен меча и навершие булавы. Важность и значимость указанных предметов определяется в полной мере только при исследовании и изучении в комплексе с местом расположения.

При подобных извлечениях из земли повреждается культурный слой и практически полностью уничтожаются памятники археологии», - описывает находки управление ФСБ по Владимирской области.

Источник: https://zebra-tv.ru/

#археология #мурома #финноугры #черныекопатели
Дорогой читатель!
Наш канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.

@History_of_the_Empire_Russia — исторический альманах с интересными фактами и эксклюзивными фото периода Российской Империи от преподавателя истории;

@vatnikstan — канал медиа-проекта о русскоязычной цивилизации, русской эмиграции и обо всем, что с этим связано;

@xscience — научпоп от отечественного научного сотрудника, а не журналистов. Простыми словами о иногда сложной науке напрямую из НИИ;

@kgbfiles_rus — рассекреченные документы советских спецслужб из архива Службы безопасности Украины;

@crypttales — Древний Египет с профессиональным журналистом. Грани истории, о которых не расскажут в НИИ;

@ecoyase «Москва, было — стало»., Подробно и наглядно, совмещая старинные и современные фотографии показывает как изменилась Москва за последние 100-130 лет;

@madlythoughts — автор пишет о кино и современном искусстве. Статьи про классический и современный кинематограф, а также личные заметки про индустрию;

@minarety – Ближний Восток: войны, революции, религия и политика в самом взрывоопасном регионе планеты;

@bhmoth — современность и повседневность стран Африки (Сьерра-Леоне, Уганда, Кения) и арабского мира (Судан, Египет, Ливан);

@kremlinmuseums – рассказываем историю Московского Кремля, его сокровищ и обитателей от XII века и до наших дней👌🏼;

@lacewars — Канал известного историка. Сколько стоило повесить пирата? Какими были средневековые маньяки? Подписывайся – и узнаешь ;);

@rotfront_1917_1945 – канал об истории Красной Армии и европейском антифашистском движении;

@USSResearch — все, что вы хотели знать о советском прошлом, но бояились спросить. Архивные документы, научные публикации и советский анекдот каждый день;

@medieval_legacy — тысячелетняя история и культура европейского Средневековья вперемешку с авторскими размышлениями. Живое наследие эпохи без стереотипов;

@warcatsru — История войн и оружия. Актуальные военные новости и технологии. Кино и книги о войне и не только в проекте WARCATS.RU;

@estet_best — Твой путеводитель по миру культуры, который подскажет «Что посмотреть?» и «Что почитать?». Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;

@gumkonvoy — главный гуманитарный агрегатор Telegram.
Алексей Широпаев, воспевавший последние 20 лет республиканский Новгород как антитезу монархии, покаялся в своем фэйсбуке: «Если рассуждать трезво, весь Русский Европеизм, столь для меня драгоценный, держался на Вашем Русском Троне с его нордическим варяго-германским каркасом. Вы, Ваше Величество, были подлинным русским европейцем, Вы, а не пошляк Милюков и прочие болтуны-либералишки. «Понял теперь я: наша свобода только оттуда бьющий свет» - , писал верный Вам до смерти Николай Гумилёв. И вот, наконец, и я постиг сию строку, проникся ею. В Вашем лице мы, русские, потеряли шанс, который уже не вернуть».

Для Широпаева единственным критерием национального прогресса или регресса всегда являлось приближение к «Западу» («Европе»), либо отдаление от него. И вот, Великий Новгород, с его «противостоянием ордынскому царизму», канул в лету, реинкарнировались Романовы, но центральная, глубинная широпаевская метафора как была про вымышленный «европеизм» и борьбу с «азиатчиной», так и осталась. Просто признать, что русские, а заодно чуваши, марийцы, эрзя, мокша, карелы, удмурты, татары, коми, географически живущие в Восточной Европе, не могут не быть европейцами видимо сложно. Широпаев отказывает русскому мужику быть европейцем без варяго-германского нордического трона.

Вот такой вот Розенберг головного мозга получается.

Залесец.

#широпаев #романовы #русские
Палех и Ренессанс.

Ох вот не на русскую кондово-народную иконописную традицию ориентировались хытрые бОрОдатые палешане и их худ.руки, когда в 1924 году решили, дабы вписаться в НЭП, попробовать новый промысел со шкатулками. Вопреки тому, что оне сами говорили, вовсе даж никак не на русскую.

Аким Трефилов.

Иллюстрация: Бартоломео ди Томмазо. Арест Христа. 1445-1450. Метрополитен.

На самом деле все куда проще. Искусствовед А.В. Бакушинский писал: «после создания артели древней живописи по просьбе Максима Горького палехским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с работами мастеров европейского Возрождения. Произведения итальянских художников стали для бывших иконописцев источником вдохновения в поиске новых светских сюжетов» . По словам А.В. Бакушинского «Увлечение Рафаэлем началось у Голикова (инициатор и учредитель Артели) ещё в окопах империалистической войны, когда он в разгромленной усадьбе Восточной Пруссии среди остатков библиотеки нашел монографию о художнике в известной серии «Klassiker der Kunst» («Классики искусства»).

#палех #сиена #XVвек
Каков сын боярский - восемь кошек награбил, а!

По поводу кошек "в старину на Руси", как принято говорить, описывая некое фантастическое прошлое, в подменяющем собой помаленьку массовое сознание интернете среди котолюбцев, а также и тех, кто хочет подработать нехитрыми текстиками, постоянно вертится цитата из "Правосудия митрополичьего", где перечисляются компенсации за хищение:

"За голубь 9 коунъ, за утку 30 коунъ, за гусь 30 кунъ, за
лебедь 30 коунъ, за жеравь 30 кунъ, за кошку 3 гривны, за собаку
3 гривны, за кобылу 60 кунъ, за волъ 3 гривны, за корову 40 кунъ,
за третьак 30 кунъ, за лонщину полгривны, за теля 5 кунъ, за
боранъ ногата, за порося ногота, за овцу 5 кунъ, за жеребца
гривна, за жеребя 6 ноготъ".

Опираясь на это, авторы уверенно пишут, что "на Руси" (с) "исстари" (с) кошка ценилась чрезвычайно высоко - наравне с волом, и за нее в XIV в. с похитителя взималось 600 г. серебра.

Это, конечно, звучит красиво, но не выдерживает встречи с реальностью, об этом рассказывает историк Аким Трефилов.

Аким Трефилов.

#XVIвек #ярославскийуезд #волостьюхоть #волостькорма #московия
Когда женщины перестали носить платки?

Деревенские женщины до революции 1917 года, все ходили в платках на головах. Вне зависимости от возраста и социального статуса.

Несмотря на сталинскую политику «раскрестьянивания», коллективизацию колхозы, женщины в 1930—50-ых, в массе своей, по-прежнему оставались крестьянками (хотя бы по духу) и одевались согласно старой крестьянской традиции.

Очевидно, окончательный слом этой традиции пришёлся на эпоху хрущевско-брежневской ликвидации «неперспективных» населённых пунктов в Нечерноземье, которая проводилась в СССР в 1960—1970-е годы. "Первоначально к 1979 году количество сельских населённых пунктов в СССР предполагалось сократить более чем в 6 раз: с 705 тысяч до 115 тысяч». Наибольших масштабов переселение жителей «неперспективных деревень» достигло в Нечернозёмной зоне РСФСР, в Залесье и на Севере. За 10 лет к 1970 году в Нечерноземье «исчезло» 235 тыс. деревень и около 5000 колхозов! Вот тогда-то, думается, и ушла специфическая крестьянская культура, ушла окончательно. И хотя моя прабаушка (а еще у нас в Костромской стороне баушек в некоторых местностях называли по мерянски — «папа́». Это мерянское слово сродне марийскому - «папи», «папай», - бабуся, бабуля), — была настоящая, «кондовая» крестьянка, - до конца дней своих ходила в платке, такие, как она, при Брежневе были уже в абсолютном меньшинстве и погоды не делали...

Фото смотрите по ссылке - https://telegra.ph/Kogda-zhenshchiny-perestali-nosit-platki-08-22

Залесец.

#великороссы #женщины #XXвек #этнография
Чуни-онучи-мезозой. Или дело мастера боится.

И тут дядя Коля говорит:
- Это хуйня, а не осина.
- Почему????
- Да блять ни почему. Хуйня просто и все. Не буду с такой работать.
Костя, наш фиксер - в незнакомой местности в любом деле полагается фиксер, вот и в строительстве флота тоже - отводит в сторонку и громко шепчет на ухо:
- Ты чего с нашим дедом делаешь? Он же на нестабильной орбите. Свалится в штопор - пиздец динозаврам. И мамонтам тоже пиздец.
- Мы же фотографии посылали! Он сказал, все нормально. Ты его спроси, что не так?
Дядя Коля выдергивает топор из ствола и то ли говорит, то ли стонет:
- Табачные.
- Что значит табачные?
- Табачные, сука, табачные!
- Костя, переведи?
- Дед говорит, что сучки на осине табачные. Они высохнут, почернеют и вывалятся. Как пепел на бычках, понимаешь?
- Понимаю. И что теперь делать?
- Искать осину с твёрдым сучком. Или вообще без сучка.
Где искать??!!! Дядя Коля живет за три района от Терема. Все знакомые лесники - в нашем районе. И даже у них осины нема - взрослой, не трухлявой внутри осины почти не бывает. Те брёвна, что оказались табак, были найдены в конце зимы при обьезде делянок, от которых до дороги километров пятнадцать-двадцать, вытащены из тайги на тракторе и доставлены деду на грузовой «ГАЗели» - обычный прицеп они бы попросту раздавили. Теперь к этим делянкам не проехать.
- Где мы в мае найдём осину?
- Да вот же, рядом лежит.
- Что?!!!
- Тут, рядом, в трёх километрах.
- Да вы обалдели!!! Какого черта!!! Зачем тогда за сто километров везли?
- Да я, блять, сам обалдел. Пошёл на майские в лес по делам - смотрю, осина лежит. Ну, думаю, Ванька свалил. Хорошая, блять, осина!
Дядя Коля, отложив топор, задумчиво:
- У Ваньки хорошая осина...
Костя, суетливо:
- Ну, я мигом. Только трактор заведу - там стартер барахлит - подгоню, поедем и выберем. А Ваньку я с армии знаю - он задаром отдаст.

Так строится наш асташовский флот из лодок долбленок, которые традиционно называются "чуни".

Думаете, у Петра по другому было?

Андрей Павличенков. FB.

#чухлома #лодкадолбленка #русскийфлот #традиция
«Два Николы у нас — один с травой, другой с зимой»

Сегодня Никола-вешний. Миклай-юма шошан.

Шесть лет назад на посиделках у бабушки по поводу её девяностолетия, от её двоюродной сестры узнал, что наш храмовый праздник в Коплино был Никола вешний. Все верно, погост-то в соседнем Соболево - Никольский. В Залесье Никола очень почитаемый святой — Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе почитался наравне с Исусом и Богородицей, превыше всех других святых. Даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался... Никола покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах. Он стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносимого в средневековых летописях с "Велесом", и, соответственно, воспринял его функции.

Пусть Никола направляет вас по прямой тропке. Миклай-юмо, Юмалал мись кумалат! Никола, моли Бога за нас!

Традиционалист.

Дизайн: А. Мерянин 2019. Кострома.

#никола #православие #залесье
ФИННО-РУССКИЙ СЕВЕРНЫЙ ОВИН.

В традиционной деревне позади домов и овинников располагались строения, предназначенные для обмолота, сушки и хранения зерна - овины и риги. Их хорошо видно рядом с запасенными на зиму стогами сена.

Это особая постройка, зафиксированная этнографами и археологами у коми, мордвы, марийцев и у потомков веси и мери - русских Севера - ямный овин. С виду - обычное деревенское строение, сруб побольше банного. Но под срубом скрыта большая яма - подземный этаж. Там посередке - очаг, топящийся, разумеется, без трубы, по черному. В полу проделаны пазы, через которые горячий дым поднимается кверху. А наверху, на сушилах - каркасе из жердей, под крышей - развешиваются снопы нового урожая. Топили овины пнями и корягами - чтобы дольше горели и больше давали тепла. С овинами и ригами (от финского riihi - сарай для сушки и обмолота зерна)в поволжско-финском, среднерусско-финском и коми-фольклоре связаны многочисленные поверья и обряды, они считались местом, служащим для контактов с иным миром, для магии.

Фото: Прокудин-Горский "Сенокос".

#меря #чудь #великороссы #мерянскаякухня #русскаякухня #meryafood #russianfood #russia2021 #merjamaa
Forwarded from ДВУГЛАВ
Прочитал труд Владимира Стасова "Происхождение русских былин" (1868 г.).
Весьма интересный подход к осмыслению происхождения русской цивилизации, предполагающий тщательное изучение ее тюркских и угро-финнских корней.
Что интересно, работы Стасова вызвали полное неприятие в академической среде.
И сторонники евроцентризма, и последователи византийского пути слились в страстном отрицании попыток даже намекнуть о возможности существования иных векторов формирования русского этноса. "Азиатчина-с!"
К тому же труды Стасова противоречили активно формируемой официальной идеологии "православие-самодержавие-народность", в прокрустово ложе которой буквально трамбовали тогда и российскую историю.
А Стасов вытащил на свет иное, он продемонстрировал, что тот самый народ живет совершенно иной жизнью, совершенно отличной от тех канонов, которые нарисовали в своем воображении тогдашние элиты, поощряемые подпевалами от науки.
А Стасов один из первых продемонстрировал разрыв между европеизированными верхами и народом, живущим по своим традициям и канонам. Две разных России.
Попытки дискутировать со Стасовым не привели к успеху ни словянофилов, ни норманистов. Стасов фактически размазал и тех, и других.
И тогда академики прибегли к самой эффективной научной практике - "предание забвению"... Т.е. все, что противоречило официальной школе, просто игнорировалось.
И это принесло свои плоды - даже сейчас про В.Стасова вспоминают, как про "выдающегося художественного критика", но совершенно не помнят его исторических трудов, показывающих угро-финский и индо-азиатский векторы формирования Руси.
Возможно, коллеги из @zalesje подскажут нам что-то интересное на эту тему?
Шёл деревней, девки спали,
Заиграл в волынку – встали.
Увидал милашку, вдруг
Волынка выпала из рук.

Деревенские частушки из усадьбы Петровское Буйского уезда Костромской губернии. Записаны в начале ХХ века помещиком Марком Петровичем Перелёшиным.

Про волынку очень интересно. При том, что следов волынки в великорусской этнографии, в частности в Костромской губернии вообще не сохранилось. Как и гуслей, кстати.

В великорусском этническом ареале волынка с гуслями засвидетельствованы только на северо-западе среди потомков кривичей, стилистически они идентичны музыкальным инструментам прибалтов и северных белоруссов (древне балтский культурный ареал).

Зато волынка отлично сохранилась у волжских финнов: шувыр (волынка) и кярш (гусли) у марийцев и пувама (волынка) у мордвы.

Выходит, судя по частушке, в начале XX века наши местные знали что это такое. Интересно какая она была? Что-то мне подсказывает, что это был архаичный "пузырь" с дудкой наподобие марийского шувыра. Один такой "пузырь" в прошлом году археологи нашли в Александрове Владимирской области. XVI век, между прочим.

Традиционалист.

#волынка #гусли #костромскаяобласть #XXвек #великороссы
Финно-угорское приходит к нам во сне.

В продолжение темы про архетипы священных лосей. Рассказ сновидца из FB.

#архетипы #вещиесны #финноугры
Либертарианец Иван Чинаров, представляющийся как заместитель председателя Либертарианской партии, выступил в своем твитере с комментарием о марийцах и марийском самосознании.

Этот пассаж прокомментировал канал Финно-угорский мир: «Почему либертарианцы в России не про свободный рынок, а в основном про шовинизм и болото русского национализма?»

В этой ситуации мне вспомнился крылатый афоризм Ленина: «Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения». «Истинно русское» в тогдашнем политическом языке означало: «черносотенное».

Думается это именно так, потому что фамилия Чинаров, как говорили во времена империи Готторпов, "инородческая" и происходит от тюркского имени Чинар -а; м.; Чинара, -ы; ж. [из перс.] «Древо рода».

Как видим с «древом рода» у юноши не все благополочно.

Залесец.

#либертарианцы #финноугры
Опять евреи виноваты?

В паблике посвященном моему любимому костромскому художнику Ефиму Честнякову встретил цитату из книги "Бремя русских". Автор книги Савелий Ямщиков, знаменитый реставратор и замечательный искусствовед нашего времени, в 1970-ых открывший творчество нашего уникального земляка.

Эх, дорогой Савва Васильевич, зачем же все сваливать в кучу, высочайшую духовность русского народа, летающих над галутным Витебском евреев, и меч, занесенный их соплеменниками над империей, этот опостылевший уже фетиш профессиональных патриотов.

Главная проблема в том, что все глубинно-этническое русское - немое и зыбкое как туман. Все аутентично великорусское покоится глубоко на периферии современного русского сознания, озабоченного лишь "судьбой империи". Наследие Честнякова действительно никому не нужно. И я знаю почему.

Главная проблема в нас самих, в том что, к сожалению, мы часто ненавистны сами себе... Кто как не мы сами оттеснили все своё великорусское, на периферию сознания и бытия?

Честняков не нужен, потому что автохтонной русскости, этнической русской почвы нет, причем давно. Нечему в душе отзываться при взгляде на его полотна. Этой почвы не было уже в 60-70-е годы, когда Савва Васильевич извлек из небытия "Мир Ефима". Уже тогда, по меткому выражению ярославского историка культуры Евгения Ермолина, эту почву компенсировали фиксацией на "старых мудрых старухах", корнями вросших в деревню и мучительно оттуда извлекаемых ("Прощание с Матерой" и т.п.).

Все это сделали мы сами, русские, в массе отдавшись в ХХ веке антипочвенному метаисторическому соблазну Империи. Мы сами все это и снесли напрочь, и продолжаем сносить сейчас. И витебский еврейский художник Шагал, к слову уехавший в 1922 году в Литву и затем в Париж, в этом процессе не участвовал и в сносе этой русской почвы не виноват.

Традиционалист.

#великороссы #великороссия #новоепочвенничество