РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Послушайте! А вы знали что Достоевский был в своё время приговорён к смертной казни? А по Аристотелю высшее благо это политика?

Послушайте! - это канал о философии и литературе, где говорят о сложных вещах - просто.

ТУТ: актуальные цитаты мыслителей, острые строфы поэтов, интересные лонгриды и, вообщем, куча полезной, гуманитарной информации.

Если Вы хотите разобраться в философии и литературе, то этот канал для Вас
! http://yangx.top/poslus
Кишки чиненые старорязанским гидронимам под стать, причем, не с Мещерской стороны, а на порубежье Дикого поля XIII века. Таусеньки, баусеньски, овсеньки... по-рязански последнее, конечно, начинается с "а", как и река Аксень Окского бассейна.
Ивановский культурный регионализм, осмысленный и беспощадный. Из ВК.

#юмор #иваново #регионализм
Русская Аляска и "дом мёртвых" как евразийский архетип.

В прошлом году мы уже писали про "кэрэн" - древнюю форму захоронения у нанайцев. Такой вид могил был в целом характерен для коренных жителей Дальнего Востока и Восточной Сибири, в частности для якутов.

"Кэрэн" интересен тем, что по форме и смыслу идентичен классической форме погребального сооружения древнерусской народности в Северной Руси X-XV веков, а так же волжских и балтийских финнов начиная с раннего железного века.

В продолжении темы древнерусско-евразийских погребений - материал нашего друга Андрея Малышева про захоронения Русской Аляски, который он написал для Центра им. Льва Гумилева.

ЧИТАТЬ - "Русское православное индейство"

#древняярусь #русскаяаляска #индейцы #домикмертвых #евразия
Московитский серафим.

Несмотря на то, что настоящее время я нахожусь в безвыходном положении, будучи практически пристегнут суровыми и немногословными дедлайнами к батарее письменному столу (прямо-таки скоро аж глаза на лоб полезут), все ж не могу не поделиться с вами этим вот явившимся стоящему на перепутье миру шестикрылым серафимом с иконки XV в. из земель Великого княжения Московского.

Сходство с соотв. смайликом прошу считать случайным!

Аким Трефилов.

#XVвек #московия #древняярусь #археология
Forwarded from Толкователь
Обратил внимание, что изотермы января в старом мире (т.е. до начавшегося глобального потепления с 1980-х; потому тут и карта середины ХХ века) чётко делят Европу на общепринятые сейчас культурно-экономико-политические зоны. Изотерма в 0 градусов отделяет Западную Европу от Центральной. Между -4 и -8 – Восточная Европа, после -8 градусов – Северная Европа.

Интересно, что южный берег Крыма и черноморское побережье Кавказа попадают климатически в Западную Европу, что и обусловило почти 3-вековую их колонизацию итальянцами (генуэзцами и отчасти венецианцами), которые понимали эти территории как климатическое продолжение Северной Италии.
(А сейчас глобальное потепление будет расширять на восток Западную и Восточную Европу)
Листая "Введение в мифологию" Барковой.

Баркова - филолог, специализируется на мифологии, но в археологическом материале вот так. Не спорю, двухголовый конь в том числе и ИЕ-мотив, и может правда какие-нибудь перекати-поле кривичи и словене (точнее их женщины) в районе Ростова, Суздаля и Костромы преспокойно ходили с такими мерянскими коньками, но для специалиста не упомянуть, что верхневолжская мифология двухголового коня в первую очередь связана с волжскими финнами - ну это очень несерьезно, я считаю. Вероятно, это тот самый случай, когда личные идеологические предпочтения берут верх над научной объективностью. ))))

Вот и уважаемый коллега Аким Трефилов в ЖЖ прокомментировал сие: "у филологов-славистов своя оптика, оне искренне не видят ничего за пределами своих штудий, и факт, что восточнославянская языковая группа - это одно, и это лингвистика, только язык, а русская народность - это совсем другое, этнос, культура, история, формируется независимо, на иной основе, в другое время, на другой территории - это выше понимания среднестатистического слависта. Для них что Вологда, что Полесье - коренные русские земли ))".

Залесец.

#мифология #залесье #северовосточнаярусь #этногенез
Телеграм-канал Северный морской путь @sevmorput - бывалый капитан, который избороздил самые холодные моря России-матушки.
Теперь травит байки про то, как растаскивают золото из национальных парков Коми; рассуждает о пенсии Чубайса; и знает в чем "проклятие" арктических проектов.

Ледоколы, беспилотники, коренные народы, невероятная природа и вот это вот все...
@sevmorput Северный морской путь
МЕРЯН АТЕ / МЕРЯНСКАЯ ПОСУДА IX — XI ВЕКОВ.

В таких лепных горшках и кувшинах варили и держали - ярыш / кашу, кушал / кисель, щюр / похлебку, пуре / мёд, шабы / квас - древние меряне и скандинавы, жившие в протогороде Тимерёво, первом городском поселении на месте современного Ярославля. По мнению ученых 75% населения Тимерёво составляли финны (преимущественно меря).

Фото: археологическая экспозиция Ярославского музея-заповедника. 2018.

#меря #мерянскаякухня #древнерусскаякухня #темерёво #Xвек #археология
КАКИЕ МЕРЯНСКИЕ ИМЕНА НОСИЛИ КНЯЗЬЯ РЮРИКОВИЧИ?

Обычно историки-славянофилы любят утверждать, что меря и вообще финно-угры в центре современной России, исчезли еще на заре образования Древнерусского государства, поскольку в летописях позднее X века они не упоминаются. Но топонимика, сравнительная этнография, археология, антропология и документы Московского государства XV–XVII веков позволяют опровергнуть этот укоренившийся тезис. Меряне на землях Залесья-Московии долгое время сохраняли свою идентичность и даже давали свои мерянские имена местным князьям из рода Рюрика. Чему свидетельствует книга академика С. Б. Веселовского — «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии». (Издательство «Наука» москва 1974.)

Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/andrej_merjanin_merjanskie_imena_rjurikovichej/2021-01-25-1522

#меря, #меряне #рюриковичи #древняярусь #залесскаяземля #ономастика
Русский смайл из Кологрива.

Это наличник на окне общежития мужского училища. Само училище давно сгинуло в Лету, а общага еще жива. Естественно, что сейчас там квартиры, и в некоторых еще живут люди...

Фото: Александр Лебедев.

#наличник #кологрив #костромскаяобласть
Кострома против царя.

В конце 2020 года внезапно выплыла из небытия инициатива по восстановлению памятника Михаилу Романову и коленопреклонённому Ивану Сусанину в историческом центре Костромы. В числе тех, кто ратует за установку монумента, звучали имена Алексея Зябликова, преподавателя КГУ, Бориса Коробова, бывшего мэра Костромы, а также упоминались загадочные меценаты и, как говорится, «неустановленный круг лиц», поддерживающих данный проект. Позже СМИ выяснили, что идея продвигается при поддержке Российского военно-исторического общества, возглавляемого бывшим министром Владимиром Мединским.

В течение декабря 2020 – января 2021 агентством Интернет-маркетинга «Золотой тигр» (Кострома) был проведён социологический опрос костромичей, касающийся их отношения к восстановлению на Сусанинской площади памятника Михаилу Романову и Ивану Сусанину.

Как сообщает дзен-канал "Ай, Кострома!" земляки не подкачали.

54% костромичей – больше половины – не хотят, чтобы Сусанин, стоящий на коленях у ног Михаила Романова, появился в Костроме.

Процитируем несколько формулировок, приводившихся ими:

«Людям с нормальной психикой неприятно видеть унижение других, а этот памятник демонстрирует унижение человеческого достоинства»

«Не надо народ на колени ставить»

«Памятник, который собираются ставить, показывает коленопреклонённого перед царем маленького мужичка. И в этом памятнике совсем не пахнет подвигом»

«Существующего Сусанина надо отреставрировать. Помним, что на нем написано: Ивану Сусанину, патриоту земли русской. Новодел несёт другой смысл»

«Идея памятника противоречит принципам демократии и здравого смысла»

«…кому в голову ещё приходит даже мысль восстановить памятник в том виде, какой он был до сноса? Да не примет его никто. Видели, что с "мелкими" памятниками делают вандалы? А тут и похлеще чего может быть. Не допустит наш народ такого унижения памяти настоящего героя»

«Образ коленопреклоненного народа мне не нравится»

«Мне не нравятся любые идеи, продвигающие в массы идею биения челом перед царем»

«…памятник, в том виде, в котором он существовал, мне не нравится с точки зрения концепции, в данном случае это не памятник подвигу Ивана Сусанина, а памятник царю в чистом виде»

«в сознании людей не должно быть представление о том, что чиновник или власть – это те, перед кем надо стоять на коленях. Не хочу, чтобы такие программаторы стояли в центре города, не хочу видеть людей на коленях, все равны»

«Это унижение!!! Зачем?»

«Лично мне не по нраву идеология конкретно этого памятника»

«Это символ самодержавия и пресмыкания народа перед великим царем»

«Сусанин – обычный русский мужик, который прославился своим подвигом. Он ближе к народу. А этим памятником они хотят дать понять, что мы, народ, на коленях перед властью, царём – как угодно можно назвать».

#кострома #царизим #демократия
Что выращивали в огороде до появления картошки?

Почти все, что растет на грядках у современного верхневолжского садовода, никакого отношения к традиционному огородничеству в XV-XVII веках не имеет.

Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Особо ортодоксальные крестьяне и вовсе считали что картофелина — это тело злобного подземного жителя, голова и конечности которого невидимы для православных.

Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека.

Морковь? Да, ее в Московии ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас.

Восстанавливаем историческую справедливость и рассказываем о том, что должно расти на правильном русском огороде.

1 - Репа

Несомненный номер один. Важнейший поволжский (и не только — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая. Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков. Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.

Иллюстрация: Валентин Константинов 2021.

#репа #меря #мерянскаякухня #русскаякухня
Русские люди, ау!

Ребята из череповецкой мастерской "Валяные шляпы ручной работы" пишут: "удивительно сложилось, что первым заказчиком свитера от нашей мастерской, реплики свитера Поморов, стал американец из далекой Вирджинии".

К слову о том, что наша культура востребована где угодно, только не у нас)) Друзья, заходите к ним в группу, заказывайте у них великорусские шляпы и свитера.

Америка не спит!

https://vk.com/divo_divno

#великороссы #великорусскаямода #америка
Апологетика археофутуризма. Прямо по Гийому, нашему, Фаю))

Владелец "Чухломского Терема" Андрей Павличенков пишет в своем FB:

"Чухломской историк нашел во всеми забытом архиве бумажку - не буду пересказывать ее целиком и умалять вклад в будущую статью - расскажу только сюжет.
Краевед пишет другому краеведу во время Гражданской войны, что ему сообщили, что в далекой деревне на чердаке избы валяются бумаги, которые крестьяне называют "архивом расправы". Будто бы в той избе раньше и размещалась расправа, а во дворе сохранился позорный столб.

Услышав эту историю, я сразу же полез в интернет - оказалось, что расправой назывался сельский суд, которым судили экономических крестьян. Это была даже не тройка, а двойка - староста и десятский на пару решали между собой виновен мужик или нет, и если виновен, привязывали его к столбу и сыпали розог - времена, в которые существовали расправы (середина 19 века) отличались некоторым гуманизмом, выражавшемся в том, что кнут уже отменили.

Считаю, что расправа - прекрасное и незаслуженно забытое слово, которое в концепции патриотизма и возврата к корням необходимо немедленно возродить:

"Басманная расправа"
"Выездная расправа"
"Мосгоррасправа"
"НИИ-2 Спецрасправ"

Можно было бы даже подвести под ренессанс расправ историческое исследование, но к сожалению автор записки не смог выпросить у уездного ревсовета подводы чтобы спасти архив, и он разошелся на цигарки".

Лютая сорокинщина, да.

Залесец.

#археофутуризм #великороссы #великороссия
Forwarded from Толкователь
Помедитировать над генетической картой Европы.
Русским генетически ближе всего литовцы и латыши – похожий набор двух главных составляющих: славянских и финно-уральских генов (тёмно-фиолетовый сегмент на круге)
У белорусов и украинцев почти нет финно-уральской компоненты, они наиболее близки к полякам и словакам.
Много и другого интересного, например, генетическая схожесть испанцев и ирландцев.
Насколько помнится, это не первая водонапорная башня дореволюционной постройки, снесенная в России в XXI веке. Возможно, конспирологи будущего станут говорить о системном плане по уничтожению позднейшей архитектуры (но отнюдь не современного новодела), стилизованной под древнерусскую. В самом деле, посмотрим на фото внимательно - чем не проездная башня с машикулями? И, главное, зачем снесли - ведь никому не мешала. Не иначе, как под точечную застройку храмом девелоперов московских, по всему граду воссиявших? (Эта башня не мешала, а во Владимире посреди улицы с Батыева нашествия мешает. И главное, все, что выше арки - новодел - прим. девелопера).
Наша русская "античность".

Вдогонку к посту уважаемых коллег @EbuldinSkySpez. Несчастная "древнерусская" водонапорка на Ходынке напомнила другой исторический объект жд инфраструктуры - вокзальчик-замок станции "Покровское-Стрешнево" (1901 года постройки) по Рижскому направлению. В 90-ых, пока жил на Соколе, часто ездил с нее в Аникеевку за грибами. Уже тогда этот замок, стоял заколоченный и разрисованный. Заглянул в Вики, судя по свежей фотке (сентябрь 2020) с 1998 года ничего не изменилось. Ждет ли его такая же участь?

Да, с сохранением памятников у нас все еще очень плохо. И дело даже не в особой алчности девелоперов которых не остановит даже "домонгольский период". Дело в самой культуре и традиции сохранения исторических зданий – вещи для нашей градостроительной политики все еще непривычной.

Почему бы не сделать в Покровском-Стрешнево музей? Как например поступили в нашей древней столице - Владимире на Клязьме, оборудовав в старой водонапорке на Козловом валу экспозицию «Старый Владимир»?

Как вам такое @Moskvityanin, коллега?

Залесец.

#москва #ходынка #покровскоестрешнево
Эта бронзовая лягушка первого тысячелетия н.э. то ли из Прикамья, то ли из Приобья - просто прям-таки какая-то завораживающая, на мой взгляд!

Вот ведь умели же дизайн создавать.

Аким Трефилов.

#раннийжелезныйвек #урал #угры
Forwarded from Москвитянин
Вокзал станции Покровское-Стрешнево - вопиющий пример преступного отношения к историческим зданиям. Здание признано объектом культурного наследия, но до сих пор не только не отреставрировано, ему даже не могут обеспечить нормальную консервацию, чтобы оно не разрушалось.

Состояние исторических вокзалов и старинных сооружений железнодорожной инфраструктуры вообще вызывают особую тревогу. РЖД реставрацией заниматься явно не собираются, а федеральные и региональные власти либо бездействуют, либо беспомощны (в данном случае департамент культурного наследия Москвы пытается через суд заставить РЖД обеспечить сохранение памятника архитектуры, но тщетно)

Удивительно тут ещё то, что здание вокзала расположено в непосредственной близости от станции МЦД, с проектом развития которого московские власти носятся не один год. Рядом же расположены усадьба Покровское-Стрешнево и парк. Есть все возможности для интеграции здания вокзала в транспортную и туристическую инфраструктуру - от использования по прямому назначению до музея или прекрасного кафе для посетителей усадьбы и парка.

Безусловно, организация музея была бы одним из лучших вариантов. На наш взгляд, в каждом районе Москвы должен быть свой краеведческий музей, возможно даже не один. На протяжении веков в состав Москвы вошли многие десятки исторических поселений. Люди должны чувствовать связь с историей места, на котором проживают, а не быть серыми обитателями бетонных коробок без роду и племени. По населению каждый район Москвы - это минимум отдельный районный город, а история многих московских районов, возможно, не уступит истории и некоторых областных центров.

Кроме того, можно открывать в таких местах тематические музеи, галереи, выставки, экспозиции коллекций больших музеев, создавая новые центры притяжения. Уверены, запрос на это среди жителей будет.
Арестовать на 10 суток молодого и востребованного интеллектуала с 17 тыс. подписчиками на канале @sublimeporte. Забрав из дома. В присутствии мамы, которая борется с онкологией. На какой эффект они рассчитывали?

Желаю Камилю выжать из этого факта максимум для своего будущего.

Уважаемая Римма Акрамовна, пожалуйста берегите себя для ваших сыновей.

Есть ли в Татарстане кто-то, кто возьмёт на себя роль Адама Делимханова в этом вопросе?