Игра, погубившая царевича Димитрия.
Опасны ли «зубари́»? Ведь именно из-за этой игры, по одной из версий, 15 мая 1591 года погиб царевич угличский Димитрий. В том XVI веке её называли «в тычку», сейчас более распространены названия «в свайку» и «в ножички», но кацким мальчишкам любéе всё-таки «зубари́», и нож они выбирали ни какой-нибудь, а «скаладешóк» – то есть складной.
Начинались зубари́ с того, что играющие по очереди метали нож в начертанный на земле круг; попал – очко. Затем сгибали «складешóк» буквой «Г», опирали лезвием на доску и подкидывали так, чтобы он перевернулся и воткнулся. Сколько пальцев между ножным черенком и доской – столько и очков. Затем метали нож в землю с разных позиций: с кулака, с четырёх, с трёх, с двух пальцев, с пальца, с локтя, с плеча, с подбородка, с губы, с носа, с глаза, со лба, с макушки головы – перейти к следующему уровню можно было только в том случае, если нож воткнулся. Наконец, «расписывались» – метали три раза подряд…
Всё это интересно, но почему «зубари́»? А «зубáрь» – это небольшой, сантиметров 5-7, колышек. Его забивали ножным черенком вровень с землёй и разбегались. Оставался лишь тот, кто набрал всех меньше очков. Его задача – выдернуть «зубáрь» зубами, бежать с ним в зубах и выбросить незаметно. Затем найти и «опятнáть» (осалить) кого-нибудь из убежавших. Осаленный искал выброшенный «зубáрь»: находил – испытание для проигравшего повторялось, не находил – игра заканчивалась и при желании начиналась по новой.
Так опасны ли зубари́? Про гибель царевича Димитрия пишут, что во время игры «в тычку» у него случился приступ эпилепсии и он случайно поранил себе горло. Могло ли такое случиться на самом деле? Не знаем, не знаем, но из игравших в зубари́ кацкарей, в том числе и эпилептиков, никто не пострадал.
Наша Кадка.
#кацкари #ярославскаяобласть #этнография #великороссы
Опасны ли «зубари́»? Ведь именно из-за этой игры, по одной из версий, 15 мая 1591 года погиб царевич угличский Димитрий. В том XVI веке её называли «в тычку», сейчас более распространены названия «в свайку» и «в ножички», но кацким мальчишкам любéе всё-таки «зубари́», и нож они выбирали ни какой-нибудь, а «скаладешóк» – то есть складной.
Начинались зубари́ с того, что играющие по очереди метали нож в начертанный на земле круг; попал – очко. Затем сгибали «складешóк» буквой «Г», опирали лезвием на доску и подкидывали так, чтобы он перевернулся и воткнулся. Сколько пальцев между ножным черенком и доской – столько и очков. Затем метали нож в землю с разных позиций: с кулака, с четырёх, с трёх, с двух пальцев, с пальца, с локтя, с плеча, с подбородка, с губы, с носа, с глаза, со лба, с макушки головы – перейти к следующему уровню можно было только в том случае, если нож воткнулся. Наконец, «расписывались» – метали три раза подряд…
Всё это интересно, но почему «зубари́»? А «зубáрь» – это небольшой, сантиметров 5-7, колышек. Его забивали ножным черенком вровень с землёй и разбегались. Оставался лишь тот, кто набрал всех меньше очков. Его задача – выдернуть «зубáрь» зубами, бежать с ним в зубах и выбросить незаметно. Затем найти и «опятнáть» (осалить) кого-нибудь из убежавших. Осаленный искал выброшенный «зубáрь»: находил – испытание для проигравшего повторялось, не находил – игра заканчивалась и при желании начиналась по новой.
Так опасны ли зубари́? Про гибель царевича Димитрия пишут, что во время игры «в тычку» у него случился приступ эпилепсии и он случайно поранил себе горло. Могло ли такое случиться на самом деле? Не знаем, не знаем, но из игравших в зубари́ кацкарей, в том числе и эпилептиков, никто не пострадал.
Наша Кадка.
#кацкари #ярославскаяобласть #этнография #великороссы
Forwarded from Спец по специям
Золото - древлянам, серебро - славянам (словенам ильменским). Опрос от Лентача, на который обратил внимание Залесец, действительно интересен своими результатами. Ну, как вам - больше всего, 21% считает себя потомками древлян, но почему? Что звучит для этих голосовавших красиво - само название древнерусского этноса или песня о них, "помнящих с горечью", культовой группы "Король и Шут"? С ильменскими словенами понятнее - потому что нашему уху привычнее.
Telegram
Залесская Земля
Интересный опрос от Лентача @lentachold - "А кто вы?" (к потомкам какого этноса Древней Руси вы себя относите).
В опросе участвовало 27700, доля респондентов ответивших "я меря" составила ~ 3%, т.е. 831 человек. Из великорусских племен предсказуемо лидируют…
В опросе участвовало 27700, доля респондентов ответивших "я меря" составила ~ 3%, т.е. 831 человек. Из великорусских племен предсказуемо лидируют…
Помните, Владимир Путин, в ходе Прямой линии 2019 года сам выбрал и прочитал с экрана компьютера один из присланных вопросов: «Куда делся народ чудь?» «Ассимилировался в основном. Но я уверен, что он еще не исчез окончательно…» — отметил лидер страны.
И действительно, потомки чуди живут и здравствуют! Во время последней переписи 2010 года несколько десятков жителей труднодоступного, глухого Верхнетоемского района Архангельской области в графе «национальность» указали: «чудь». Всего же в Пинежском районе проживает около 200 чудей.
Это я к чему? В FB у замечательной Светланы Адоньевой увидел фильм «Сказки северных рек» (1968) Фильм про жизнь и культуру Пинеги снят в селе Карпогоры Архангельской области. Пинега и в частности Карпогоры считаются классической чудской территорией, где по сей день сохраняется много загадочного, в частности «икотники», насылающие таинственную душевную болезнь "икотку", помните - "икота, икота, уйди на Федота?"...
На Пинеге "икотка" бушевала вплоть до конца 1970 годов - ревели бабы деревенские дурными голосами, икали без передыху, лаяли по-собачьи, мычали как коровы, мяукали как кошки, и не было с этим складу. «Икали» целыми сельсоветами, да так что приходилось даже обкому КПСС вмешиваться.
"Икотка" - болезнь древняя и веками считалась следствием порчи и вселения злого духа в человека. Об этой загадочной болезни ещё в XIV веке упоминал креститель народа коми Стефан Пермский, боровшийся с языческими верованиями. Карелы, мордва, мокшане, вятчане, зыряне и пермяки называли "икотку" по-своему - "шева", по имени злого духа, который вселялся в человека. С "икоткой" были знакомы все коренные народы Севера и Урала, а практикой её "подсадки" в древности в совершенстве владели шаманы, а при Советах многие деревенские бабки.
Территория не то чтобы каноническая для нашего Залесья, но, неподалеку, на соседней Мезени, живут потомки постмерян-кокшаров - беженцев с рек Кокшеньга и Вага на севере Вологодской и юге Архангельской областей (р-н Тотьма - Вельск - Шенкурск). Кокшары были союзниками Дмитрия Шемяки в его борьбе за построение Устюжского великого княжества в 1450 - 1453 гг. В 1452 - 53 гг. подверглись погрому со стороны московского войска. Об этом мы уже писали https://yangx.top/zalesje/1829
В фильме «Сказки северных рек» видно, как сквозь постановку настоящее прорывается: поясок у женщины, показывающей свой амбарчик и его сокровища, избы, плач на ненастоящей свадьбе, ломающий ее условность, окружающая фактура, не говоря уже про наряды и лица.
Залесец.
#пинега #архангельскаяобласть #чудь #русскийсевер #великороссы
И действительно, потомки чуди живут и здравствуют! Во время последней переписи 2010 года несколько десятков жителей труднодоступного, глухого Верхнетоемского района Архангельской области в графе «национальность» указали: «чудь». Всего же в Пинежском районе проживает около 200 чудей.
Это я к чему? В FB у замечательной Светланы Адоньевой увидел фильм «Сказки северных рек» (1968) Фильм про жизнь и культуру Пинеги снят в селе Карпогоры Архангельской области. Пинега и в частности Карпогоры считаются классической чудской территорией, где по сей день сохраняется много загадочного, в частности «икотники», насылающие таинственную душевную болезнь "икотку", помните - "икота, икота, уйди на Федота?"...
На Пинеге "икотка" бушевала вплоть до конца 1970 годов - ревели бабы деревенские дурными голосами, икали без передыху, лаяли по-собачьи, мычали как коровы, мяукали как кошки, и не было с этим складу. «Икали» целыми сельсоветами, да так что приходилось даже обкому КПСС вмешиваться.
"Икотка" - болезнь древняя и веками считалась следствием порчи и вселения злого духа в человека. Об этой загадочной болезни ещё в XIV веке упоминал креститель народа коми Стефан Пермский, боровшийся с языческими верованиями. Карелы, мордва, мокшане, вятчане, зыряне и пермяки называли "икотку" по-своему - "шева", по имени злого духа, который вселялся в человека. С "икоткой" были знакомы все коренные народы Севера и Урала, а практикой её "подсадки" в древности в совершенстве владели шаманы, а при Советах многие деревенские бабки.
Территория не то чтобы каноническая для нашего Залесья, но, неподалеку, на соседней Мезени, живут потомки постмерян-кокшаров - беженцев с рек Кокшеньга и Вага на севере Вологодской и юге Архангельской областей (р-н Тотьма - Вельск - Шенкурск). Кокшары были союзниками Дмитрия Шемяки в его борьбе за построение Устюжского великого княжества в 1450 - 1453 гг. В 1452 - 53 гг. подверглись погрому со стороны московского войска. Об этом мы уже писали https://yangx.top/zalesje/1829
В фильме «Сказки северных рек» видно, как сквозь постановку настоящее прорывается: поясок у женщины, показывающей свой амбарчик и его сокровища, избы, плач на ненастоящей свадьбе, ломающий ее условность, окружающая фактура, не говоря уже про наряды и лица.
Залесец.
#пинега #архангельскаяобласть #чудь #русскийсевер #великороссы
YouTube
Чудские места. Сказки северных рек
Сказки северных рек. Документальный фильм о самобытных народных обрядах (1968)
Установлен пищевой рацион жителей Ярославля времен монгольского нашествия.
Сотрудники Института археологии РАН при помощи изотопного анализа сумели определить средний рацион жителей средневекового Ярославля. Об этой работе коллектива авторов доложила на прошедшем в Казани IV (XX) Археологическом съезде заместитель директора Института археологии Ася Энговатова, передает корреспондент «Ленты.ру».
Археологи провели изотопный анализ коллагена из костей более 300 человек и около 120 домашних животных. В исследовании определялось соотношение изотопов C12 и С13, а также N14 и N15. Это соотношение позволяет установить, какой пищей преимущественно питались жители — растительной или животной.
Исследование показало, что различие в диете между мужчинами и женщинами практически отсутствует и жители города питались смешанной растительно-животной пищей с достаточным количеством белка.
Для сравнения с Ярославлем был проведен анализ курганного могильника Новоселки, в котором захоранивались жители сельского поселения. Данные разительно отличаются — в первую очередь тем, что сельские жители питались ожидаемо преимущественно растительной пищей, а вот данные по раннесредневековой Норвегии, взятые из литературы, наоборот, говорят о еще большем, чем у Ярославля, сдвиге в сторону животной пищи.
Ученые также провели исследование рациона домашних животных. Оказалось, что «стол», похожий на человеческий, был лишь у собак. Крупный рогатый скот питался травой, как и свиньи — несмотря на их всеядность, видимо, мясных и зерновых отходов им не доставалось. Именно поэтому, вероятнее всего, свиньи в Ярославле были небольшие — всего около 40 килограммов.
Кости для анализа были найдены в массовых захоронениях, которые точно датируются 1238 годом – временем захвата Ярославля татаро-монгольским войском. И то, что в могиле были свалены и мужчины, и женщины, и дети (в том числе младенцы), а также характер ранений позволяет воссоздать картину взятия города.
Дата захоронений ярославцев была установлена еще одним естественнонаучным методом в археологии — методом дендрохронологии. Последовательность годовых колец бревен из конструкций сгоревших домов, синхронных захоронению, позволяет точно определить год порубки дерева, а значит, при большом количестве материала, и год постройки здания. Все постройки, обнаруженные при раскопках (не только дома, но и хозяйственные сооружения и колодцы), были возведены не позднее 1230-х годов.
Помимо изотопного анализа, в Институте археологии провели восстановление внешнего облика древних ярославцев, а также изучили останки на предмет заболеваний, однако полученные данные пока не были распространены.
#ярославль #археология #древняярусь
Сотрудники Института археологии РАН при помощи изотопного анализа сумели определить средний рацион жителей средневекового Ярославля. Об этой работе коллектива авторов доложила на прошедшем в Казани IV (XX) Археологическом съезде заместитель директора Института археологии Ася Энговатова, передает корреспондент «Ленты.ру».
Археологи провели изотопный анализ коллагена из костей более 300 человек и около 120 домашних животных. В исследовании определялось соотношение изотопов C12 и С13, а также N14 и N15. Это соотношение позволяет установить, какой пищей преимущественно питались жители — растительной или животной.
Исследование показало, что различие в диете между мужчинами и женщинами практически отсутствует и жители города питались смешанной растительно-животной пищей с достаточным количеством белка.
Для сравнения с Ярославлем был проведен анализ курганного могильника Новоселки, в котором захоранивались жители сельского поселения. Данные разительно отличаются — в первую очередь тем, что сельские жители питались ожидаемо преимущественно растительной пищей, а вот данные по раннесредневековой Норвегии, взятые из литературы, наоборот, говорят о еще большем, чем у Ярославля, сдвиге в сторону животной пищи.
Ученые также провели исследование рациона домашних животных. Оказалось, что «стол», похожий на человеческий, был лишь у собак. Крупный рогатый скот питался травой, как и свиньи — несмотря на их всеядность, видимо, мясных и зерновых отходов им не доставалось. Именно поэтому, вероятнее всего, свиньи в Ярославле были небольшие — всего около 40 килограммов.
Кости для анализа были найдены в массовых захоронениях, которые точно датируются 1238 годом – временем захвата Ярославля татаро-монгольским войском. И то, что в могиле были свалены и мужчины, и женщины, и дети (в том числе младенцы), а также характер ранений позволяет воссоздать картину взятия города.
Дата захоронений ярославцев была установлена еще одним естественнонаучным методом в археологии — методом дендрохронологии. Последовательность годовых колец бревен из конструкций сгоревших домов, синхронных захоронению, позволяет точно определить год порубки дерева, а значит, при большом количестве материала, и год постройки здания. Все постройки, обнаруженные при раскопках (не только дома, но и хозяйственные сооружения и колодцы), были возведены не позднее 1230-х годов.
Помимо изотопного анализа, в Институте археологии провели восстановление внешнего облика древних ярославцев, а также изучили останки на предмет заболеваний, однако полученные данные пока не были распространены.
#ярославль #археология #древняярусь
Попить пивка под Рахманинова.
"Осознающий себя русским — горожанин и носитель городской культуры... Русское - это не «Комаринская», а 2-й концерт Рахманинова." — пишет канал Историк-алкоголик.
Вспомнился, простите, мем из любимого "Бесконечного тупика" Дмитрия Евгеньевича Галковского: "попить пивка под Рахманинова" И еще это: "расклад такой: русское быдло (деревня), второе сословие – польско-еврейское (город) и третье – архистратиг Соловьёв (Владимир Сергеевич)". 😀
Но, оставим шутки. Если брать восточноевропейские национализмы (чешский, словацкий, литовский, финский) и их культурно-социальный генезис, то "деревенская" их составляющая ничуть не мешает "городской". Литовцы и латыши бережно относятся к своей племенной балтской этнике, финны ценят свой хуторской регионализм, а чешский президент Земан, давно уже миллионер и крупный бизнесмен, в ходе последней выборной кампании бравировал тем, что он «потомок чешских крестьян».
Так или иначе, многие национальные концепции являются продуктом мысли городских интеллигентов, для которых "деревня" является базисом их этноса.
Почему у великороссов должно быть по-другому? В этом смысле музыка Рахманинова, архитектура Шехтеля, стихи Клюева и Есенина, картины Васнецова и графика Билибина, являются продолжением приснопамятных русско-финских наличников, владимирско-нижегородских кокошников и вологодско-костромских изб. Загуглите чем вдохновлялись столпы "Русского стиля" и "Русского модерна". Для людей изучавших историю Русского искусства, это не секрет.
Кроме того, городская культура у великороссов, безусловно являясь древней, своей пуповиной всегда была крепко связана с деревней. Включая советский период. Русский горожанин это всегда вчерашний крестьянин, остающийся полу крестьянином даже в третьем поколении (см. любовь к дачам и огородничеству).
Вопрос в другом. Финский, прибалтийские, чешский, словацкий национализмы (национальные государства) состоялись, и их "деревенское" стало основой их индустриального и постиндустриального обществ.
У великороссов этого не произошло по понятным причинам (по которым, к слову, у нас не было своей Компартии и Республики в СССР). По этому в поисках чаемой национальной субъективности все же не стоит пренебрегать "лаптями", что бы не обеднять себя.
Залесец.
#великороссы #социум #город #деревня
"Осознающий себя русским — горожанин и носитель городской культуры... Русское - это не «Комаринская», а 2-й концерт Рахманинова." — пишет канал Историк-алкоголик.
Вспомнился, простите, мем из любимого "Бесконечного тупика" Дмитрия Евгеньевича Галковского: "попить пивка под Рахманинова" И еще это: "расклад такой: русское быдло (деревня), второе сословие – польско-еврейское (город) и третье – архистратиг Соловьёв (Владимир Сергеевич)". 😀
Но, оставим шутки. Если брать восточноевропейские национализмы (чешский, словацкий, литовский, финский) и их культурно-социальный генезис, то "деревенская" их составляющая ничуть не мешает "городской". Литовцы и латыши бережно относятся к своей племенной балтской этнике, финны ценят свой хуторской регионализм, а чешский президент Земан, давно уже миллионер и крупный бизнесмен, в ходе последней выборной кампании бравировал тем, что он «потомок чешских крестьян».
Так или иначе, многие национальные концепции являются продуктом мысли городских интеллигентов, для которых "деревня" является базисом их этноса.
Почему у великороссов должно быть по-другому? В этом смысле музыка Рахманинова, архитектура Шехтеля, стихи Клюева и Есенина, картины Васнецова и графика Билибина, являются продолжением приснопамятных русско-финских наличников, владимирско-нижегородских кокошников и вологодско-костромских изб. Загуглите чем вдохновлялись столпы "Русского стиля" и "Русского модерна". Для людей изучавших историю Русского искусства, это не секрет.
Кроме того, городская культура у великороссов, безусловно являясь древней, своей пуповиной всегда была крепко связана с деревней. Включая советский период. Русский горожанин это всегда вчерашний крестьянин, остающийся полу крестьянином даже в третьем поколении (см. любовь к дачам и огородничеству).
Вопрос в другом. Финский, прибалтийские, чешский, словацкий национализмы (национальные государства) состоялись, и их "деревенское" стало основой их индустриального и постиндустриального обществ.
У великороссов этого не произошло по понятным причинам (по которым, к слову, у нас не было своей Компартии и Республики в СССР). По этому в поисках чаемой национальной субъективности все же не стоит пренебрегать "лаптями", что бы не обеднять себя.
Залесец.
#великороссы #социум #город #деревня
Telegram
историк-алкоголик
Очередная иллюстрация советской аберрации. Убогий сквер перед некрасивым домом планируют сделать по последней моде организации городских пространств - очень круто, молодцы. Но стилеобразующий элемент с отсылкой к деревенским домам и северным орнаментам (мало…
Forwarded from Ruthenorum radicalium
Все по делу написано, но на самом деле тема ещё глубже и сложней.
Природа русской городской европеизированной культуры -это одна из важнейших тем культурологического анализа у такого метра европейской консервативной мысли как Освальд Шпенглер.
Идеям которого и полемике с ними придавал огромное значение такой фундаментальный русский мыслитель современности как Вадим Цымбурский.
Но дело в том, что птенцы гнезда ДЕГова и апологеты его (подобных обсуждаемой тут) идей не читали и уж точно не осмысляли ни Шпенглера, ни Цымбурского.
Поэтому сейчас, в 2020 году они начинают открывать для себя марксизм и думать, как им апроприировать дискурс BLM (спойлер - им никак).
Вообще, наблюдая за всем этим, склоняюсь к тому, что все же надо будет хотя бы частями начать публикацию отдельных глав или фрагментов «Русского цикла» как фундамента, на котором позже было построено упрощенное здание «Незавершенной революции».
https://yangx.top/zalesje/1851
Природа русской городской европеизированной культуры -это одна из важнейших тем культурологического анализа у такого метра европейской консервативной мысли как Освальд Шпенглер.
Идеям которого и полемике с ними придавал огромное значение такой фундаментальный русский мыслитель современности как Вадим Цымбурский.
Но дело в том, что птенцы гнезда ДЕГова и апологеты его (подобных обсуждаемой тут) идей не читали и уж точно не осмысляли ни Шпенглера, ни Цымбурского.
Поэтому сейчас, в 2020 году они начинают открывать для себя марксизм и думать, как им апроприировать дискурс BLM (спойлер - им никак).
Вообще, наблюдая за всем этим, склоняюсь к тому, что все же надо будет хотя бы частями начать публикацию отдельных глав или фрагментов «Русского цикла» как фундамента, на котором позже было построено упрощенное здание «Незавершенной революции».
https://yangx.top/zalesje/1851
Telegram
Залесская Земля
Попить пивка под Рахманинова.
"Осознающий себя русским — горожанин и носитель городской культуры... Русское - это не «Комаринская», а 2-й концерт Рахманинова." — пишет канал Историк-алкоголик.
Вспомнился, простите, мем из любимого "Бесконечного тупика"…
"Осознающий себя русским — горожанин и носитель городской культуры... Русское - это не «Комаринская», а 2-й концерт Рахманинова." — пишет канал Историк-алкоголик.
Вспомнился, простите, мем из любимого "Бесконечного тупика"…
«Русская культура - хтоническая. Это культура ям, нор, окопов, землянок»: пишет Дугин.
Все верно. Но @Agdchan при этом не акцентирует внимание на том, что «культ ям и хтони» у великороссов - от чуди. Он вообще обходит стороной финно-угров, при этом, разумеется, очень многое понимает, но не все говорит.
Все эти ямы, пещеры, тайные скиты, подземные странноприимные дома староверов-бегунов, самопалы и самозакапывающиеся староверы, дырники молящиеся в срубе без окон на дырку (Солнце-Христа) в потолке - суть архетипы чуди, которая тоже «под землю ушла», самозакапалась, выпилилась, а по большей части обрусела, что символически тоже можно отнести к «уходу в Иное».
Все выше перечисленное - символ хтонической пещеры-подземелья, а шире лона Матери Земли – «мира Предков».
Что еще можно вспомнить? Голбцы-могилы, домовины, распространенные некогда от Карелии до Мордовии, и от Залесья до Перми Великой. Рудимент финно-угорского язычества раннего железного века с его "домиками мёртвых" (навроде дьяковских), священными костницами предков.
Голбцами еще называли конструкцию при печи для всхода на печь и полати, а также спуска в подклет (в погреб), что вместе с мифологической нагрузкой самой печи (пере-рождающее женское начало) представляет единую картину хтонического начала великорусского «вселенной-дома». Как видим, что бы достичь Нижнего мира, русскому человеку иногда было достаточно просто зайти в подпол собственной избы или залезть в печь мыться.
Одним словом, сходить в подпол, положить покойного деда в сруб на коломище, помолиться на дырку в потолке, схорониться от царя-Антихриста в погреб, подрубить потолок землянки и задавиться во спасение Души, все одно, что уход в землю - к предкам.
Чисто по финно-угорски. Аминь.
Залесец.
#великорусское #финноугры #дугин #мифология
Все верно. Но @Agdchan при этом не акцентирует внимание на том, что «культ ям и хтони» у великороссов - от чуди. Он вообще обходит стороной финно-угров, при этом, разумеется, очень многое понимает, но не все говорит.
Все эти ямы, пещеры, тайные скиты, подземные странноприимные дома староверов-бегунов, самопалы и самозакапывающиеся староверы, дырники молящиеся в срубе без окон на дырку (Солнце-Христа) в потолке - суть архетипы чуди, которая тоже «под землю ушла», самозакапалась, выпилилась, а по большей части обрусела, что символически тоже можно отнести к «уходу в Иное».
Все выше перечисленное - символ хтонической пещеры-подземелья, а шире лона Матери Земли – «мира Предков».
Что еще можно вспомнить? Голбцы-могилы, домовины, распространенные некогда от Карелии до Мордовии, и от Залесья до Перми Великой. Рудимент финно-угорского язычества раннего железного века с его "домиками мёртвых" (навроде дьяковских), священными костницами предков.
Голбцами еще называли конструкцию при печи для всхода на печь и полати, а также спуска в подклет (в погреб), что вместе с мифологической нагрузкой самой печи (пере-рождающее женское начало) представляет единую картину хтонического начала великорусского «вселенной-дома». Как видим, что бы достичь Нижнего мира, русскому человеку иногда было достаточно просто зайти в подпол собственной избы или залезть в печь мыться.
Одним словом, сходить в подпол, положить покойного деда в сруб на коломище, помолиться на дырку в потолке, схорониться от царя-Антихриста в погреб, подрубить потолок землянки и задавиться во спасение Души, все одно, что уход в землю - к предкам.
Чисто по финно-угорски. Аминь.
Залесец.
#великорусское #финноугры #дугин #мифология
Telegram
Толкователь
Философ Александр Дугин:
Русская культура - хтоническая. Это культура ям, нор, окопов, землянок. Хтонические культуры копают норы, залезают туда, скрываются, прячутся, там живут и чувствуют себя прекрасно. Доминирующим режимом в России является хтонический…
Русская культура - хтоническая. Это культура ям, нор, окопов, землянок. Хтонические культуры копают норы, залезают туда, скрываются, прячутся, там живут и чувствуют себя прекрасно. Доминирующим режимом в России является хтонический…
В День города Ярославля завершилась грандиозная работа по оформлению фасада библиотеки имени Маяковского. Спасибо организаторам акции и граффисту из Хабаровска Дмитрию Комолову.
Маяковский был дважды в Ярославле. В библиотеке имени поэта хранятся памятные предметы - посмертная маска поэта и картина В. Ульянова "Маяковский выступает перед молодежью в театре имени Федора Волкова".
FB Светлана Ахметдинова.
#ярославль #маяковский #арт
Маяковский был дважды в Ярославле. В библиотеке имени поэта хранятся памятные предметы - посмертная маска поэта и картина В. Ульянова "Маяковский выступает перед молодежью в театре имени Федора Волкова".
FB Светлана Ахметдинова.
#ярославль #маяковский #арт
"Залесье" голосует с трудом.
Явка на прошедших выборах в "залесских областях" - была самой низкой среди областей исторического ядра России, предварительно, от общего числа избирателей:
Костромская область - 31,43%
Рязанская область - 30,86%
Тверская область 26,42%
Московская область - 21,15%
Ярославская область - 21%
Ивановская область - 20,6%
Владимирская область - 18,3%
В итоге, например в Иванове, явка по городу - ок.17%. За ЕР - 47% (от 37 до 67% по участкам). В Костроме за ЕР - 32,74%, КПРФ 17%, ЛДПР 12,28%. В Ярославле за ЕР -37%, КПРФ -25%, ЛДПР -13%.
Надо полагать, что протестный электорат в своей массе не пришёл на выборы. Почти все одномандатные за ЕР. Но не смотря на то что система устроена так, что ЕР как правило получает не половину, а 2/3 мест по партиям, например в Ярославской ОблДуме лидерство "Единой России" не будет безоговорочным.
Победы кандидатов от власти при такой демонстративно низкой явке не должны радовать Кремль, если там, существует адекватное восприятие региональной действительности.
Коллеги, @yarmedved @ggardarika @vorchun44 @snegur_kstrm @nottourists
#выборы #политика #ярославль #кострома #иваново
Явка на прошедших выборах в "залесских областях" - была самой низкой среди областей исторического ядра России, предварительно, от общего числа избирателей:
Костромская область - 31,43%
Рязанская область - 30,86%
Тверская область 26,42%
Московская область - 21,15%
Ярославская область - 21%
Ивановская область - 20,6%
Владимирская область - 18,3%
В итоге, например в Иванове, явка по городу - ок.17%. За ЕР - 47% (от 37 до 67% по участкам). В Костроме за ЕР - 32,74%, КПРФ 17%, ЛДПР 12,28%. В Ярославле за ЕР -37%, КПРФ -25%, ЛДПР -13%.
Надо полагать, что протестный электорат в своей массе не пришёл на выборы. Почти все одномандатные за ЕР. Но не смотря на то что система устроена так, что ЕР как правило получает не половину, а 2/3 мест по партиям, например в Ярославской ОблДуме лидерство "Единой России" не будет безоговорочным.
Победы кандидатов от власти при такой демонстративно низкой явке не должны радовать Кремль, если там, существует адекватное восприятие региональной действительности.
Коллеги, @yarmedved @ggardarika @vorchun44 @snegur_kstrm @nottourists
#выборы #политика #ярославль #кострома #иваново
Forwarded from Толкователь
Картина умирания сельской местности великорусского ядра, особенно его Севера. Из исследования сотрудников Института географии РАН Татьяны Нефёдовой и Андрея Трейвиша. Исследователи пишут, что последний удар по сельской местности великорусского ядра был нанесён либеральной «оптимизацией» социалки:
«Слабая дорожная сеть, частое отсутствие сетевого газа и водопровода довершают картину неблагополучия сельской местности, усиленного «оптимизацией» бюджетной сферы. Во многих глубинных поселениях 60-90% занятых работали в администрациях, школах, больницах, фельдшерских пунктах, клубах. Поэтому «оптимизация» больно ударила по ним, и не только по занятости, но и по доступности социальных услуг всему населению».
«Слабая дорожная сеть, частое отсутствие сетевого газа и водопровода довершают картину неблагополучия сельской местности, усиленного «оптимизацией» бюджетной сферы. Во многих глубинных поселениях 60-90% занятых работали в администрациях, школах, больницах, фельдшерских пунктах, клубах. Поэтому «оптимизация» больно ударила по ним, и не только по занятости, но и по доступности социальных услуг всему населению».
"Раскол на Руси бабами держится" (с)
Согласно статистического отчета за 1890 год почти половина старообрядческих приходов в Романово-Борисоглебске - Тутаеве (Ярославская губерния)
управлялась женщинами. На Севере картина была похожая. Читайте сегодня вечером материал про антиномию трад/фем.
#великороссы #староверы #раскол #женщины
Согласно статистического отчета за 1890 год почти половина старообрядческих приходов в Романово-Борисоглебске - Тутаеве (Ярославская губерния)
управлялась женщинами. На Севере картина была похожая. Читайте сегодня вечером материал про антиномию трад/фем.
#великороссы #староверы #раскол #женщины
Женское священство и антиномия трад/фем.
Тут уважаемый ampelios в ЖЖ недавно обратил внимание на эпизод из русской сказки "Чего на свете не бывает", где мужик должен найти для считающего, что все на свете бывает барина примеры чего-то явно невозможного.
Соответственно:
Не все, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.
Усмехнулись все, только барин опять ему денег не дал.
— Нет, — говорит, — это бывает; по неметчине и все так.
По этому поводу вспомнился сюжет из "Розыска о раскольнической брынской вере", последнего произведения Димитрия Ростовского (1709).
«Повествуется у нас в Ростове, яко во дни преждебывшего архиерея, блаженный памяти, преосвященного Ионы, митрополита Ростовскаго, не далече града об он пол езера, в едином селе девка некая от раскольнического зловерного сонмища пришедши, и у единого крестьянина в подполе крыющися, обедню некую еретическую тайно совершала, людей исповедывала и причащала, не точию же простых людей, но и попов: ибо и попы некии безумнии к ней на исповедь тайно прихаживали, и причащение нечестивое от руки ея принимали. О крайнего безумия! Каково тамо служение? каково причащение? каково решение грехов? каково действие всех прочиих таинств, от женска пола совершаемых?»
Митрополит, понятно, клеймит и разоблачает злых староверов: вот, прям напротив его собственных хором, в селе на том берегу озера - из окна видать - девка аж священников исповедала и причащала!
Димитрий, конечно, персонаж несколько гоголевский - сын казачьего сотника Саввы Григорьича Туптало из шляхетского рода Савичей (очередной украинец поучающий ростовцев уму-рузуму) вполне мог и присочинить что-то: такая вопиюще на тогдашний взгляд непристойная подробность пригодится в полемике.
С него сталось бы - у него и староверы все "арменския веры", и притягательный образ причащающей (чаще всего некими колдовскими ягодами) девы в "Розыске..." как минимум трижды в разных контекстах встречается - явно чем-то значим для автора.
Архиерей он был вполне себе на уме: когда надо - легко и уверенно цитировал античных авторов и блистал яркою риторикой, благо выучка Киево-Могилянской коллегии, выстроенной по проверенному иезуитскому шаблону - дело серьезное.
Но когда чувствовал, что сейчас лучше бы как-то без Аристотелей и Гомеров - тихо прятал их под сукно, да и все тут. Главное в старости - спокойно дописать свои труды, ну и чтобы в Сибирь на архиерейство не угодить.
Могли, конечно же, основой рассказа стать и слухи. В любом случае: то, что с самого начала в сохранении житья по старой вере женщины приняли на себя особую роль - тут это вполне верно замечено. Понятно, сразу на ум идут яркие картины с суриковской боярыней Морозовой или нестеровские зачарованные скитницы.
Но я лучше других помяну, с черно-белых фото. Слева направо сверху вниз:
Репина Мария Михайловна.
Участвовала в тайных богослужениях. 1942, 7 октября - по постановлению особого совещания НКВД СССР заключена в ИТЛ на 10 лет.
Пластинина Мария Васильевна.
Участвовала в тайных богослужениях. 1942, 7 октября – по постановлению особого совещания НКВД СССР заключена в ИТЛ на 5 лет.
Мосева Офимья Михайловна.
Участвовала в тайных богослужениях. 1942, 11 ноября – умерла в тюрьме.
Мосеева Анна Васильевна.
Участвовала в тайных богослужениях. 1942, 20 сентября – умерла в тюрьме.
С Верхней Тоймы все. Одним словом - таких людей больше нету сейчас, нонешние "старообрядцы" одни косплееры.
Аким Трефилов.
PS. Да, пост нашего коллеги, страшный. Нельзя понять: зачем так с людьми делать было? Ведь даже никому не мешали...
«С Верхней Тоймы все. За Двиной это». Это, между прочим, в ареале проживания средневекового финского племени известного в древнерусских летописях как «тоймичи». (упомянуты в литературном произведении XIII века «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава»). Неподалеку и наши «кокшары» проживали. Недавно писали про это - https://yangx.top/zalesje/1829
#староверы #женщины #XXвек #XVIIIвек #финноугры #гулаг
Тут уважаемый ampelios в ЖЖ недавно обратил внимание на эпизод из русской сказки "Чего на свете не бывает", где мужик должен найти для считающего, что все на свете бывает барина примеры чего-то явно невозможного.
Соответственно:
Не все, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.
Усмехнулись все, только барин опять ему денег не дал.
— Нет, — говорит, — это бывает; по неметчине и все так.
По этому поводу вспомнился сюжет из "Розыска о раскольнической брынской вере", последнего произведения Димитрия Ростовского (1709).
«Повествуется у нас в Ростове, яко во дни преждебывшего архиерея, блаженный памяти, преосвященного Ионы, митрополита Ростовскаго, не далече града об он пол езера, в едином селе девка некая от раскольнического зловерного сонмища пришедши, и у единого крестьянина в подполе крыющися, обедню некую еретическую тайно совершала, людей исповедывала и причащала, не точию же простых людей, но и попов: ибо и попы некии безумнии к ней на исповедь тайно прихаживали, и причащение нечестивое от руки ея принимали. О крайнего безумия! Каково тамо служение? каково причащение? каково решение грехов? каково действие всех прочиих таинств, от женска пола совершаемых?»
Митрополит, понятно, клеймит и разоблачает злых староверов: вот, прям напротив его собственных хором, в селе на том берегу озера - из окна видать - девка аж священников исповедала и причащала!
Димитрий, конечно, персонаж несколько гоголевский - сын казачьего сотника Саввы Григорьича Туптало из шляхетского рода Савичей (очередной украинец поучающий ростовцев уму-рузуму) вполне мог и присочинить что-то: такая вопиюще на тогдашний взгляд непристойная подробность пригодится в полемике.
С него сталось бы - у него и староверы все "арменския веры", и притягательный образ причащающей (чаще всего некими колдовскими ягодами) девы в "Розыске..." как минимум трижды в разных контекстах встречается - явно чем-то значим для автора.
Архиерей он был вполне себе на уме: когда надо - легко и уверенно цитировал античных авторов и блистал яркою риторикой, благо выучка Киево-Могилянской коллегии, выстроенной по проверенному иезуитскому шаблону - дело серьезное.
Но когда чувствовал, что сейчас лучше бы как-то без Аристотелей и Гомеров - тихо прятал их под сукно, да и все тут. Главное в старости - спокойно дописать свои труды, ну и чтобы в Сибирь на архиерейство не угодить.
Могли, конечно же, основой рассказа стать и слухи. В любом случае: то, что с самого начала в сохранении житья по старой вере женщины приняли на себя особую роль - тут это вполне верно замечено. Понятно, сразу на ум идут яркие картины с суриковской боярыней Морозовой или нестеровские зачарованные скитницы.
Но я лучше других помяну, с черно-белых фото. Слева направо сверху вниз:
Репина Мария Михайловна.
Участвовала в тайных богослужениях. 1942, 7 октября - по постановлению особого совещания НКВД СССР заключена в ИТЛ на 10 лет.
Пластинина Мария Васильевна.
Участвовала в тайных богослужениях. 1942, 7 октября – по постановлению особого совещания НКВД СССР заключена в ИТЛ на 5 лет.
Мосева Офимья Михайловна.
Участвовала в тайных богослужениях. 1942, 11 ноября – умерла в тюрьме.
Мосеева Анна Васильевна.
Участвовала в тайных богослужениях. 1942, 20 сентября – умерла в тюрьме.
С Верхней Тоймы все. Одним словом - таких людей больше нету сейчас, нонешние "старообрядцы" одни косплееры.
Аким Трефилов.
PS. Да, пост нашего коллеги, страшный. Нельзя понять: зачем так с людьми делать было? Ведь даже никому не мешали...
«С Верхней Тоймы все. За Двиной это». Это, между прочим, в ареале проживания средневекового финского племени известного в древнерусских летописях как «тоймичи». (упомянуты в литературном произведении XIII века «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава»). Неподалеку и наши «кокшары» проживали. Недавно писали про это - https://yangx.top/zalesje/1829
#староверы #женщины #XXвек #XVIIIвек #финноугры #гулаг
До Сталина Русский Север не знал крепостного права.
Поскольку революционный лозунг «Земля – крестьянам!» так и остался лозунгом, результаты не заставили себя ждать. Крестьянство области Коми, не знавшее крепостного ярма, сопротивлялось принудительной коллективизации отчаянно: «По материалам весенней переписи колхозов, в 1930 г. в 24,3% колхозов области имели место «враждебные акты» (для сравнения: в целом по СССР – 15,8%, в Башкирии – 16,7%, в Чувашии и Карелии – 27%. – А. М., Р. Н.). На 100 случаев «враждебных актов» в коми деревне приходилось: 34,8 – нападение и террор, 12,5 – порча, 8,3 – поджоги, 6,2 – отравления скота и другие – 39,1».
Интересный материал постоянного автора канала Ебулдинский спец.
https://www.sovsekretno.ru/articles/17-y-sezd-i-17-y-divizion/
#ссср #коллективизация #колхозы #XXвек
Поскольку революционный лозунг «Земля – крестьянам!» так и остался лозунгом, результаты не заставили себя ждать. Крестьянство области Коми, не знавшее крепостного ярма, сопротивлялось принудительной коллективизации отчаянно: «По материалам весенней переписи колхозов, в 1930 г. в 24,3% колхозов области имели место «враждебные акты» (для сравнения: в целом по СССР – 15,8%, в Башкирии – 16,7%, в Чувашии и Карелии – 27%. – А. М., Р. Н.). На 100 случаев «враждебных актов» в коми деревне приходилось: 34,8 – нападение и террор, 12,5 – порча, 8,3 – поджоги, 6,2 – отравления скота и другие – 39,1».
Интересный материал постоянного автора канала Ебулдинский спец.
https://www.sovsekretno.ru/articles/17-y-sezd-i-17-y-divizion/
#ссср #коллективизация #колхозы #XXвек
www.sovsekretno.ru
17-й съезд и 17-й дивизион
Продай мне барин мужика. Русь исконная, крепостная.
В завершение темы крепостного/колхозного права, интересный пример из великорусской, ээээ, почти что этнографии - Уложение для села Поречья графа В.Г. Орлова [фрагмент] // Опубликовано Титовым А.А. в "Ростовском уезде Ярославской губернии".М., 1885. С. 136.
О крепостных людях ростовских крепостных крестьян, купленных для сдачи в рекруты, использования в качестве работников и работниц, записанных на имя своего помещика имеется целый круг литературы. В маклерских книгах города Ростова Великого конца XVIII – начала XIX в. встречаются яркие примеры приобретения русскими крепостными крестьянами крепостных же людей.
Вот например акт датированный 1 января 1800 г. изложен от имени ростовского помещика, прапорщика, Андрея Афанасьева сына Вралова.
Рассматриваемый договор помещик А.А. Вралов «дал» Ростовской округи, деревни Чепорова крестьянину Тимофею Ларионову сыну Онучину. Отчества и помещика, и крестьянина указаны в тексте одинаково, как «…ов сын». Наличие у крестьянина фамилии свидетельствует о том, что ему неоднократно приходилось выправлять паспорт для поездок за пределы вотчины, что делали обычно зажиточные, торгующие селяне.
Суть договора в том, что помещик Вралов отдал крестьянину Онучину из Ростовской же округи, деревни Уставской своего крепостного, крестьянина Евдокима Леонтьева, причем не одного, а с его женой Ириной Андреевой. Отдал «в вечное ево владение».
Ниже прямо оговаривается, что Леонтьев с женой были отданы Онучину, чтобы владеть ими до «своей смерти», а затем его наследникам, поскольку в договоре упомянуто слово «наследник». Онучин мог употреблять указанных лиц на «всякие свои работы», а случае непослушания – наказывать.
Перед нами пример передачи помещиком права владения крепостными, своих феодальных привилегий, лицу, которое само состояло в крепостном, податном сословии.
Источник: Морозов А.Г. Проблема обеспечения рабочей силой в ростовском огородничестве//
Вестник Поморского университета. 2007. Серия «Гуманитарные и социальные науки». № 8. С. 31-
35.
#крепостноеправо #империя #крестьяне #великороссы
В завершение темы крепостного/колхозного права, интересный пример из великорусской, ээээ, почти что этнографии - Уложение для села Поречья графа В.Г. Орлова [фрагмент] // Опубликовано Титовым А.А. в "Ростовском уезде Ярославской губернии".М., 1885. С. 136.
О крепостных людях ростовских крепостных крестьян, купленных для сдачи в рекруты, использования в качестве работников и работниц, записанных на имя своего помещика имеется целый круг литературы. В маклерских книгах города Ростова Великого конца XVIII – начала XIX в. встречаются яркие примеры приобретения русскими крепостными крестьянами крепостных же людей.
Вот например акт датированный 1 января 1800 г. изложен от имени ростовского помещика, прапорщика, Андрея Афанасьева сына Вралова.
Рассматриваемый договор помещик А.А. Вралов «дал» Ростовской округи, деревни Чепорова крестьянину Тимофею Ларионову сыну Онучину. Отчества и помещика, и крестьянина указаны в тексте одинаково, как «…ов сын». Наличие у крестьянина фамилии свидетельствует о том, что ему неоднократно приходилось выправлять паспорт для поездок за пределы вотчины, что делали обычно зажиточные, торгующие селяне.
Суть договора в том, что помещик Вралов отдал крестьянину Онучину из Ростовской же округи, деревни Уставской своего крепостного, крестьянина Евдокима Леонтьева, причем не одного, а с его женой Ириной Андреевой. Отдал «в вечное ево владение».
Ниже прямо оговаривается, что Леонтьев с женой были отданы Онучину, чтобы владеть ими до «своей смерти», а затем его наследникам, поскольку в договоре упомянуто слово «наследник». Онучин мог употреблять указанных лиц на «всякие свои работы», а случае непослушания – наказывать.
Перед нами пример передачи помещиком права владения крепостными, своих феодальных привилегий, лицу, которое само состояло в крепостном, податном сословии.
Источник: Морозов А.Г. Проблема обеспечения рабочей силой в ростовском огородничестве//
Вестник Поморского университета. 2007. Серия «Гуманитарные и социальные науки». № 8. С. 31-
35.
#крепостноеправо #империя #крестьяне #великороссы
Великороссы — Мазыки — Офени.
Мазыки было другим именем, точнее, самоназванием офеней — торговцев вразнос с лотков, много веков торговавших по всей Московии и дальше. Исторический феньский мир простирался от Савина и Южи в теперешней Ивановской области до Коврова и Суздаля во Владимирской. Когда-то все это было единой Владимирской губернией, являющейся сердцем великорусского Верхневолжья или Залесья.
Что же значит слово «мазыка / мазыки»?
Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней — мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С. В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней:
«С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом — мазыками»). Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А. Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), — утверждал он,— так они называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.
Боготаскатели — «офени, занимающиеся перепродажей икон» (И. А. Трофимовский. Офени//Русский вестник. 1866. Т. 63).
Итак, заметим: мазыки — иконописцы, боготаскатели — скупщики икон. Вероятно, у офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) — «скупать у иконописцев иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,— часто мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое значение — «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое наполнение — «совершать преступления».
И еще одна любопытная деталь: слово маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений — «крестьянин», «человек», «офеня», «я» и является заимствованием из мерянского языка: «я», «человек» – ма, мас, мие (диал.). (Ткаченко.). (Сводеш.).
Я же случайно наткнулся на еще на пару, возможных этимологий понятия «мазыка».
В качестве альтернативных версий выступают: мерянское: мазак — диво, чудо, и татарское: мазак — шутка, насмешка; насмешливый, потешный.
Кто знает, кто знает…
Известна тесная связь офеней и преступного мира.
Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно-профессионального языка залесских офеней в сильнейшей степени повлияла на преступное арго. Городские деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов: клёвый, мара, пахан, маза и др. Офени были именно тем слоем населения, который пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в собственном смысле (нищих, бродяг, воров),— справедливо утверждал В. М. Жирмунский,— в создании и распространении арго существенное участие принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы (Жирмунский В. М. Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936).
Эта связь, отражена также в тюремном фольклоре. Из всех социальных групп только офени удостоились такой «чести». Вот отрывок из блатной песни:
Кругом темно, все потемнело,
И спит Москва во мгле ночной.
Уныло песенку заводит
В тюрьме преступник молодой:
«Мне быть преступником с рожденья
Сама назначила судьба.
Я был торговец, был офеней
И торговал я завсегда».
(Хандзинский Н. Блатная поэзия//Сибирская живая старина. Иркутск, 1926).
Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене — «совершать преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».
Залесец.
#мерянское #великороссы #офени #XVIIIвек #XIXвек
Мазыки было другим именем, точнее, самоназванием офеней — торговцев вразнос с лотков, много веков торговавших по всей Московии и дальше. Исторический феньский мир простирался от Савина и Южи в теперешней Ивановской области до Коврова и Суздаля во Владимирской. Когда-то все это было единой Владимирской губернией, являющейся сердцем великорусского Верхневолжья или Залесья.
Что же значит слово «мазыка / мазыки»?
Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней — мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С. В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней:
«С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом — мазыками»). Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А. Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), — утверждал он,— так они называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.
Боготаскатели — «офени, занимающиеся перепродажей икон» (И. А. Трофимовский. Офени//Русский вестник. 1866. Т. 63).
Итак, заметим: мазыки — иконописцы, боготаскатели — скупщики икон. Вероятно, у офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) — «скупать у иконописцев иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,— часто мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое значение — «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое наполнение — «совершать преступления».
И еще одна любопытная деталь: слово маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений — «крестьянин», «человек», «офеня», «я» и является заимствованием из мерянского языка: «я», «человек» – ма, мас, мие (диал.). (Ткаченко.). (Сводеш.).
Я же случайно наткнулся на еще на пару, возможных этимологий понятия «мазыка».
В качестве альтернативных версий выступают: мерянское: мазак — диво, чудо, и татарское: мазак — шутка, насмешка; насмешливый, потешный.
Кто знает, кто знает…
Известна тесная связь офеней и преступного мира.
Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно-профессионального языка залесских офеней в сильнейшей степени повлияла на преступное арго. Городские деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов: клёвый, мара, пахан, маза и др. Офени были именно тем слоем населения, который пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в собственном смысле (нищих, бродяг, воров),— справедливо утверждал В. М. Жирмунский,— в создании и распространении арго существенное участие принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы (Жирмунский В. М. Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936).
Эта связь, отражена также в тюремном фольклоре. Из всех социальных групп только офени удостоились такой «чести». Вот отрывок из блатной песни:
Кругом темно, все потемнело,
И спит Москва во мгле ночной.
Уныло песенку заводит
В тюрьме преступник молодой:
«Мне быть преступником с рожденья
Сама назначила судьба.
Я был торговец, был офеней
И торговал я завсегда».
(Хандзинский Н. Блатная поэзия//Сибирская живая старина. Иркутск, 1926).
Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене — «совершать преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».
Залесец.
#мерянское #великороссы #офени #XVIIIвек #XIXвек
"Чудской ангел". 2020 год. Андрей Малышев , Кострома.
В дизайне использован портрет исполнительницы северных былин Черноусовой Агриппины Михайловны 1884 – ? Жительницы деревни Засурье Пинежского уезда Архангельской губ.
#чудь #север #финноугры #арт #этнофутуризм
В дизайне использован портрет исполнительницы северных былин Черноусовой Агриппины Михайловны 1884 – ? Жительницы деревни Засурье Пинежского уезда Архангельской губ.
#чудь #север #финноугры #арт #этнофутуризм
И про древнерусские отношения!
Многие давно уже видели / слышали, но все же прекрасно ведь: берестяная грамота 1113 со 2 Дубошина раскопа 2018 г. Стратиграфическая дата: 1180-е — 1200-е гг. Внестратиграфическая оценка: 1180-е — 1190-е гг.
«От Иванка и от Мирославѣ къ Иванкоу и къ — ѣ покланѧнье. Створита добро, моѧ падцерица на Радятинѣ улице, мълвита: «Посли, вороже, цужу хълъстиноу: мнѣ нынѣ платити 18 коунъ, а тъщѣ роукѣ. А оно ти еси вылгала оу Иванка гривноу, а на то любо си золотникъ присли Полѣпѣ. Цемоу тобѣ тако дѣѧти? Не ослоушаи же сѧ, посли въ бързѣ».
Написано от лица супругов Иванка и Мирославы, но пишет Мирослава - скорее всего, какой-то другой семейной паре - Пожалуйста, скажите моей падчерице, вражине, она сейчас на Радятине улице, пусть пошлет мне чужой холст, а то мне 18 кун платить нечем. А с той гривны, что она у Иванка (судя по всему, отца "вражины" и мужа Мирославы) выцыганила - пускай Полепе хоть золотник (17% от гривны) отдаст! Ну вот зачем так делать было! быстрее пришли!
И ведь как сейчас из мессенджера выхвачено! А экспрессия и эмоциональная окрашенность каковы! Семейные отношения меняются очень медленно.
Аким Трефилов.
Фото: новгородская гривна, XII в., 200 с небольшим грамм серебра.
#берестянаяграмота #новгород #средневековье #древняярусь #XIIвек
Многие давно уже видели / слышали, но все же прекрасно ведь: берестяная грамота 1113 со 2 Дубошина раскопа 2018 г. Стратиграфическая дата: 1180-е — 1200-е гг. Внестратиграфическая оценка: 1180-е — 1190-е гг.
«От Иванка и от Мирославѣ къ Иванкоу и къ — ѣ покланѧнье. Створита добро, моѧ падцерица на Радятинѣ улице, мълвита: «Посли, вороже, цужу хълъстиноу: мнѣ нынѣ платити 18 коунъ, а тъщѣ роукѣ. А оно ти еси вылгала оу Иванка гривноу, а на то любо си золотникъ присли Полѣпѣ. Цемоу тобѣ тако дѣѧти? Не ослоушаи же сѧ, посли въ бързѣ».
Написано от лица супругов Иванка и Мирославы, но пишет Мирослава - скорее всего, какой-то другой семейной паре - Пожалуйста, скажите моей падчерице, вражине, она сейчас на Радятине улице, пусть пошлет мне чужой холст, а то мне 18 кун платить нечем. А с той гривны, что она у Иванка (судя по всему, отца "вражины" и мужа Мирославы) выцыганила - пускай Полепе хоть золотник (17% от гривны) отдаст! Ну вот зачем так делать было! быстрее пришли!
И ведь как сейчас из мессенджера выхвачено! А экспрессия и эмоциональная окрашенность каковы! Семейные отношения меняются очень медленно.
Аким Трефилов.
Фото: новгородская гривна, XII в., 200 с небольшим грамм серебра.
#берестянаяграмота #новгород #средневековье #древняярусь #XIIвек
Год назад умер Пыжиков.
Александр Владимирович Пыжиков, замечательный и оригинальный русский историк и философ. Во многих своих мыслях он был близок к евразийцам и автохтонистам. В целом наши взгляды были близки. И Пыжиков и автохтонисты с евразийцами видят зло в «западном» духовно-политическом каргокульте, в культе «братушек», в тёмной и предательской роли династии Романовых-Готторпов, чьё правление он именовал «польско-украино-германским игом». Пыжиков считал, что «романовскому игу» всегда противостояли собственно сами народы Великой Волги, коренной России, наиболее активная часть великороссов — старообрядцы, финно-угры, тюрки. В итоге автохтонный океан народов прорвался наружу в Великой Революции 1917 года.
Александр Владимирович сделал самое главное для вычленения великорусского самосознания: обрушил трехсотлетний миф «славянского братства», отвергнув постулаты романовской историософии. Тем самым осуществив революционный переворот во взглядах на русскую историю. Излагать историю, как раньше, для нового поколения уже будет невозможно.
#история #александрпыжиков #великороссы #историософия
Александр Владимирович Пыжиков, замечательный и оригинальный русский историк и философ. Во многих своих мыслях он был близок к евразийцам и автохтонистам. В целом наши взгляды были близки. И Пыжиков и автохтонисты с евразийцами видят зло в «западном» духовно-политическом каргокульте, в культе «братушек», в тёмной и предательской роли династии Романовых-Готторпов, чьё правление он именовал «польско-украино-германским игом». Пыжиков считал, что «романовскому игу» всегда противостояли собственно сами народы Великой Волги, коренной России, наиболее активная часть великороссов — старообрядцы, финно-угры, тюрки. В итоге автохтонный океан народов прорвался наружу в Великой Революции 1917 года.
Александр Владимирович сделал самое главное для вычленения великорусского самосознания: обрушил трехсотлетний миф «славянского братства», отвергнув постулаты романовской историософии. Тем самым осуществив революционный переворот во взглядах на русскую историю. Излагать историю, как раньше, для нового поколения уже будет невозможно.
#история #александрпыжиков #великороссы #историософия
Здание Ярославской областной библиотеки имени Н.А. Некрасова украсило огромное граффити - сообщает "Культура Ярославии".
В рамках фестиваля уличной культуры "Не забывай свои корни" на фасаде здания библиотеки появилась яркая композиция. Её авторы - ярославские художники Александр Абросимов и Александр Гарусов.
В основе композиции - образ Николая Алексеевича Некрасова выполненный русской вязью, дополненный героями его самых известных произведений в частности с дедом Мазаем.
Мазай знаковая фигура сразу для двух наших городов - Ярославля и Костромы, потому, что прототип героя, костромской крестьянин Мазай, приятель Некрасова по охоте, жил в деревне Вёжи, в самом центре исторического «Мерьского стана» (территориальная единица в Московии в XV—XVII вв., часть уезда или княжества / удела), через который проходила средневековая дорога Кострома-Ярославль. Потомки «дедушки Мазая» живут и сейчас в Костромском районе под фамилией Мазайкиных.
Само мирское имя (прозвище) Мазай происходит от мерянского – «маза», «мазый», — хороший, красивый. В источниках: Маза Иван, крестьянин, 1584 г., Арзамас, Мазай Иван Дмитриев, крестьянин, 1660 г., Вологда. Русские поволжские фамилии произошедшие от этого имени: Мазаев, Мазанкин, Мазайкин, Мазнин.
#некрасов #ярославль #кострома #мерянское #великороссы #дедмазай
В рамках фестиваля уличной культуры "Не забывай свои корни" на фасаде здания библиотеки появилась яркая композиция. Её авторы - ярославские художники Александр Абросимов и Александр Гарусов.
В основе композиции - образ Николая Алексеевича Некрасова выполненный русской вязью, дополненный героями его самых известных произведений в частности с дедом Мазаем.
Мазай знаковая фигура сразу для двух наших городов - Ярославля и Костромы, потому, что прототип героя, костромской крестьянин Мазай, приятель Некрасова по охоте, жил в деревне Вёжи, в самом центре исторического «Мерьского стана» (территориальная единица в Московии в XV—XVII вв., часть уезда или княжества / удела), через который проходила средневековая дорога Кострома-Ярославль. Потомки «дедушки Мазая» живут и сейчас в Костромском районе под фамилией Мазайкиных.
Само мирское имя (прозвище) Мазай происходит от мерянского – «маза», «мазый», — хороший, красивый. В источниках: Маза Иван, крестьянин, 1584 г., Арзамас, Мазай Иван Дмитриев, крестьянин, 1660 г., Вологда. Русские поволжские фамилии произошедшие от этого имени: Мазаев, Мазанкин, Мазайкин, Мазнин.
#некрасов #ярославль #кострома #мерянское #великороссы #дедмазай
Forwarded from Москвитянин
Количество подписчиков нашего канала превысило 700 человек . В связи с этим, как это заведено в Telegram, приводим подборку дружественных каналов, а также сообществ, которые мы читаем сами и которые могут быть интересны читателям «Москвитянина».
Наши друзья и соратники
@rightcourse - «Правый курс» - агрегатор правильных новостей.
@Moscow_with_love - «О Москве с любовью» - всё, что вы хотели знать о Москве, но не знали, как спросить: тайны прошлого и современные истории мегаполиса.
@ecoyase - «Москва. Было — стало» - история столицы России за последние 100-130 лет на примере совмещения старинных и современных фотографий.
@zalesje — «Залесская земля» - история, культура и метафизика Северо-Восточной Руси.
@Moscow_Time_Machine - «Москва. Путешествия во времени» - история Москвы в фотографиях.
@RUSNG - «Русское Национальное Государство» - историко-политический канал о России: ее прошлое, настоящее и будущее.
@sputnikipogrom - «Спутник и Погром» - главный центр притяжения русской публицистики за последние десять лет.
Интересные каналы о Москве, истории и архитектуре (читаем и рекомендуем).
@arkhlikbez - «Архитектурные излишества» - всё об архитектуре России, от столицы до самой глубинки.
@moskvafishki - «Канал имени Москвы» - канал о московских деталях, подробностях, которых часто не замечает.
@MoskvaDetaly - «Москва. Детали» - авторский канал о малоизвестных местах Москвы.
@zamosk - «Замоскворечье 2.0» - канал о районе Замоскворечье/
@archi_econ - «Архитектура и экономика» - возвышенная архитектура и приземленная экономика.
@archnadzor - «Архнадзор» - главные защитники исторического наследия столицы.
@fondvnimanie - «Внимание» - фонд сохранения исторического наследия.
@zapiskivbukvare - «БУКВАРЬ» - культурно-историческое наследие Русского Севера.
@ryabchiki - «Рябчики въ сметанѣ» - История русской кулинарии.
@rus_gen - «Генеалогия Русской равнины» - генеалогические источники, теория и практика.
Быть может кого-то забыли - в следующую подборку обязательно включим!
Наши друзья и соратники
@rightcourse - «Правый курс» - агрегатор правильных новостей.
@Moscow_with_love - «О Москве с любовью» - всё, что вы хотели знать о Москве, но не знали, как спросить: тайны прошлого и современные истории мегаполиса.
@ecoyase - «Москва. Было — стало» - история столицы России за последние 100-130 лет на примере совмещения старинных и современных фотографий.
@zalesje — «Залесская земля» - история, культура и метафизика Северо-Восточной Руси.
@Moscow_Time_Machine - «Москва. Путешествия во времени» - история Москвы в фотографиях.
@RUSNG - «Русское Национальное Государство» - историко-политический канал о России: ее прошлое, настоящее и будущее.
@sputnikipogrom - «Спутник и Погром» - главный центр притяжения русской публицистики за последние десять лет.
Интересные каналы о Москве, истории и архитектуре (читаем и рекомендуем).
@arkhlikbez - «Архитектурные излишества» - всё об архитектуре России, от столицы до самой глубинки.
@moskvafishki - «Канал имени Москвы» - канал о московских деталях, подробностях, которых часто не замечает.
@MoskvaDetaly - «Москва. Детали» - авторский канал о малоизвестных местах Москвы.
@zamosk - «Замоскворечье 2.0» - канал о районе Замоскворечье/
@archi_econ - «Архитектура и экономика» - возвышенная архитектура и приземленная экономика.
@archnadzor - «Архнадзор» - главные защитники исторического наследия столицы.
@fondvnimanie - «Внимание» - фонд сохранения исторического наследия.
@zapiskivbukvare - «БУКВАРЬ» - культурно-историческое наследие Русского Севера.
@ryabchiki - «Рябчики въ сметанѣ» - История русской кулинарии.
@rus_gen - «Генеалогия Русской равнины» - генеалогические источники, теория и практика.
Быть может кого-то забыли - в следующую подборку обязательно включим!