РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.43K subscribers
2.34K photos
29 videos
1 file
1.43K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Отменяют ли наблюдения и тезисы Толкователя и Залесской Земли путь "из варяг в греки" по Днепру, учитывая тот факт, что наибольшая концентрация "скандинавских" ДНК указывает на иное направление - из Балтики на Волгу? И причастны ли бобры, известные строители плотин, к пониженному, в сравнении с нынешним, уровню рек? Кроме шуток: боброедение не только как пропитание и попутно добыча меха, но и как фактор древней логистики. Стало меньше бобров - расчистились и русла небольших речек. Но сколь многого об этой логистике мы еще не знаем? Ведь волоки-то все же существовали, вопрос лишь, что по ним волокли. Возможно, моноксилы (однодеревки), которым затем насаживали борта досками ради увеличения грузоподъемности. А вопрос низкой воды мог решаться примерно так же, как в "Золоте бунта" - половодьем.
Предки на водоразделах рек.

В продолжение дискуссии с уважаемыми коллегами @tolk_tolk и @EbuldinSkySpez, пара слов об древних средствах передвижения.

В нашей популярной истории укоренилась такая картина передвижения по волокам: орава воинов-купцов на протяжении многих километров тащит по "круглякам" и "каткам" огромную многотонную морскую лодью/дракар. Совершенно непосильная задача. Да и не нужная. Для передвижения по волокам и малым рекам в средневековье использовались легкие лодки: берестяные каюки, деревянные моноксилы (однодеревки), с дополнительно обшитыми бортами и другие, подобные им судна.

В сегодняшней России все волоки давно заросли лесом. Но есть любители истории, периодически обновляющие древние пути. Несколько лет назад состоялась экспедиция устроенная Кенозёрским национальным парком.

Столетия назад Новгород и чудское Заволочье, как называлась территория современной Архангельской и Вологодской областей, были соединены сетью водно-волоковых путей, предназначенных для торговых судов. Летописные источники одним из таких путей называют Кенский волок. Целью экспедиции являлась реконструкция Кумбасозерского направления Кенского волока и испытание в полевых условиях берестяной лодки, повторяющей конструкцию лодок древних финно-угров, изготовленной мастером Александром Шутихиным по заказу Кенозерского национального парка.

Такая лодка легко пройдет по мелководной реке, перекатам, по болотинам, не говоря уже про полноводную реку или озеро. Ее удобно транспортировать по суше на длинные расстояния.

#волоковыепути #новгород #заволочье #древняярусь
Forwarded from Толкователь
Ув. Залесская Земля пишет о том же, о чём и я писал – путь из Балтийской речной системы в Волжскую был хорошо освоен на Руси.
https://yangx.top/zalesje/1744

В наше время сделали несколько практических реконструкций волоков, одна из самых известных – английского профессора Роджера Тука, который проводил исследование для своей работы по меховой торговле на Руси (гусары, молчать про англичан)))
Об этом переходе можно нагуглить. Отмечу только, что лодки в его случае были до 150 кг весом и до 4 человек на каждой. Как настоящий англичанин, для волока он нанимал местных жителей.

Но что ещё даёт нам это знание? На таких малых лодках невозможны большие объёмы торговли. А сейчас же хорошо известно, что счёт меховых шкурок, приходивших на юг Каспия, шёл на сотни тысяч. Плюс обратно тонны серебра и десятки тонн тканей и других товаров. Плюс рабы. Что, в каждой берестяной лодке везти по одному рабу? Известно и про отряды скандинавов в сотни человек в полной амуниции (брали Дербент и другие крупные города исламского мира). И по широкой Волге и тем более Каспию (часто очень бурному) идти на лодке-плоскодонке?

Т.е. в начале глубокого течения Волги – Тверь, Углич, а лучше сразу Ярославль – должны были быть скандинавские фактории, где с малых лодок разгружались товары (туда и обратно) на относительно большие суда. Это, например, уже ладьи с 8-12 и даже до 20 гребцами, с грузоподъёмностью до 1-2 и даже 3-х тонн. Вот туда уже можно загрузить тысячу шкурок или посадить 10 рабов. В таком случае уже понятны и рациональны контуры логистики VIII-XI веков по этой речной системе.

(Понятней тогда становится и появление Ладоги, где тоже происходил перегруз с малых лодок, прошедших неглубокие речки и волоки, на большие суда, которые шли уже на Балтику. Ещё лучше становится понятней концентрация скандинавов вот на этом важнейшем пути от Невы до первых глубоководий Волги – карту ДНК-генеалогии также вчера приводил ув. Залесец)
А что там у нас под Кремлём?

Собственно, с июля археологи Института археологии РАН продолжили свои кремлевские экзерсисы. На достаточно большой площади исследованы основания здания Приказов XVII в. Под ними, увы, все заманчивое Средневековье оказалось снивелировано и перемешано.

А вот еще ниже обнаружилось 60 см непотревоженного культурного слоя поселения раннего железного века. Те самые дьяковцы, как их называют археологи, оставившее памятники Дьяковской культуры, общность жившая от Валдая до Ярославля и Коломны. Финноязычная изначально, позднее к финским языкам добавляются и балтские (в Москворечье). На кремлевском холме они жили, насколько можно судить по предварительным данным, до V в. То есть почти до знаменитой "войны V века" (Мишель Казански, Илья Ахмедов (c)), одного из славных, но обойденных вниманием письменных источников эпизодов Великого переселения народов. Гунны прошли сквозь готские земли в Поднепровье, ушли в Европу, потерпели поражение в Битве народов на Каталаунских полях. А тут, на лесном востоке, в Поочье и Поволжье, тоже много что было (например в верхнем Поочье появились первые славяне). Ну ладно.

В общем-то, дьяковское поселение на Кремлевском холме предполагалось давно, какие-то находки бывали, но теперь уже все точно. Сейчас работа идет, будут данные спорово-пыльцевого анализа, можно будет узнать, какими были тогда ландшафт и растительность. Вот один из найденных классических дьяковских "грузиков" (не спрашивайте меня, для чего они!). И замечательная инкрустированная ордынская накладка XIV в. с китайским по происхождению драконом, которую нашли куда выше грузика.

Источник: ИА РАН

Всех копавших и копающих в догонку - с праздником!

Аким Трефилов.

#археология #дьяковцы #москва #кремль
"Деление этноса на племена несет функцию скелета, на который можно наращивать мышцы и тем самым набирать силу для борьбы с окружающей средой."

Л.Н. Гумилев

#этногенез #гумилев
Физические размеры исторических малых судов и эффективность торговли в средневековье.

В продолжение дискуссии про водоразделы и торговые пути средневековья, коментарий нашего подписчика Дмитрия Силкина.
Уважаемые коллеги @tolk_tolk и @EbuldinSkySpez, думаем Вам тоже будет интересно.

Часть 1. Географическая.

Для центральной части России характерны равнинные реки со скоростью течения 0.2-0.5 м/c. Типичная длина волока – от русла малой реки одного бассейна до малой реки другого бассейна, составляет 3-5 км. Еще от 5 до 20 километров русла река может быть слишком малой для полноценного судоходства, что осложнит продвижение судна по ней. Может потребоваться разбор бобровых плотин, рубка перегородивших реку деревьев, частичная либо полная разгрузка судна, ожидание половодья и т.п. Полная длина волока – от вполне судоходной реки до другой вполне судоходной реки, таким образом, может достигать 30 км.
Длина же всего торгового пути, с учетом извилистости русел рек, обыкновенно превышала тысячу километров. Только речная часть пути «из варяг в греки», или «в персы», навскидку, составит 4.5 тысячи километров, из которых не менее тысячи километров – путь против течения реки.

Часть 2. Требования к судну.

Суда, пригодные для прохождения всего маршрута (а возможно, и неоднократного), должны обладать следующими качествами.
2.1. Осадка не более 0.3-0.5м. Протяженные участки такой глубины могут встречаться даже на крупных равнинных реках при отсутствии дноуглубительных работ. Например, на Клязьме в 10-20 км выше Собинки есть такие участки, при ширине реки около 50 метров.
2.2. Разгруженное судно может быть вытащено из воды на пологий берег силами команды без сложных механических приспособлений. Масса судна не более 50 кг на одного человека.
2.3. Хороший ход на веслах при небольших усилиях команды. То есть, судно должно развивать скорость не менее 1.5 м/с (скорость пешехода - 5.4 км/ч) при судостроительном числе Фруда F=V/sqr(g*L)=0.15. Опытным путем было установлено, что гребное судно с классическими обводами может приводиться в движение со скоростью, соответствующей F=0.25..0.3 лишь в течение нескольких минут, а при F=0.15 - сколь угодно долгое время. Для соблюдения указанных требований, длина судна по ватерлинии должна быть не менее L=((V/F)^2)/g = 10.2м.
2.4. Достаточную грузоподъемность для перевозки товара, припасов, дельных вещей.
2.5. Возможность нести и быстро поднимать и опускать вспомогательное парусное вооружение - только для попутного ветра. Достаточно сильный ветер на реке, даже широкой, бывает только попутный и встречный.

Часть 3. Выводы.

Таким образом, минимально приемлемое для данной задачи судно - низкобортная немореходная лодка длиной 10.5, шириной 2 метра, должна была иметь вместимость 10-20 человек и собственную массу не более 1 тонны.

Традиционные деревянные мореходные лодки такого размера (вельботы, гички, ялы) имеют собственную массу 1.5-2 тонны. Речное судно может иметь намного меньшую массу ввиду существенно меньших требований к прочности. Водоизмещение такого судна - около 4 тонн (1 тонна - судно, 1 тонна - груз, 1.5-2 тонны - команда с припасами и дельными вещами). При коэффициенте полноты судна (зависит от формы) 0.5 это дает осадку 0.4м, что соответствует требованиям по осадке. Такое судно может быть погружено на двухосную колесную повозку (или превращено в таковую) и транспортироваться по грунтовой дороге силами команды. Преодоление волока в 30 км, в случае предварительной подготовки колес, могло занимать от 2 до 5 дней.

Преодоление же всего пути "из варяг в греки", при ежедневном переходе в 20-30 км против течения и 50-60 км - по течению, могло занимать около 3-4 месяцев. Очевидно, при переходе приходилось решать и другие задачи (дыбыча пропитания, починка судна и т.п.), что увеличивало время прохождения "пути". С этой точки зрения прохождение "пути" на судне меньшей длины (и, следовательно, меньшей скорости) в пределах летнего сезона выглядит затруднительным.

Фото: раннесредневековая ладья реконструированная муромским КИР "Вареж".

#волоковыепути #торговля #древняярусь
Названия рек - древняя лоция Севера.

Наш постоянный читатель в контексте темы про волоковые речные пути задал интересный вопрос - «а что значат названия рек Волжского бассейна, они часто повторяются, и наверняка несут какой-то смысл?»

Попробуем на него ответить.

Помнится еще древнегреческий историк Геродот описывая места, где ныне расположены центральные и северные районы Европейской части России, говорил: «Самым необыкновенным их признаком являются величественные и многочисленные реки и леса».

На таежных пространствах Северной Евразии, река - готовая летняя и зимняя ледяная дорога. Сама природа указывала древним обитателям этих пространств финно-уграм (подавляющее большинство северных рек имеют финские названия) пути сообщения по рекам и озерам, соединявшие их с западными, северными и южными морями.

Самыми древними у нас были водные торговые пути, соединяющие Урал с Балтийским и Каспийским морями. Они появились еще в раннем железном веке, в I тысячелетии до нашей эры. По этим путям финно-угры торговали друг с другом, а так же с балтами, германцами, тюрками и позднее со славянами.

Крупные, средние и малые реки были важнейшими частями грандиозной общей транспортной системы водно-волоковых путей. Названия этих рек являлись своеобразными «навигационными» характеристиками, служащими для облегчения ориентирования на протяжении тысяч километров.

«Вишеры», «Бисеры», «Бисерти» – это реки, опосредованно ведущие к волокам, но не заканчивающиеся ими. «Весляны», «Веселые» представляли собой промежуточные отрезки водного пути по направлению к волокам, в то же время, определяя границы движения, момент поворота в реку, ведущую к волоку. «Висы», «Виски», «Вуоксы», «Вёксы» – просто водотоки, связывающие озера с реками. «Сары» – реки вытекающие из сильно заболоченных озер или болот, «Колвы», «Колы» – реки, вытекающие из озер и впадающие в озера. «Чусы», «Чусовые» – как правило, малые и узкие (тесные) реки, чаще всего непосредственно выводящие к волокам. Гидронимы «Соль», «Сой» применялись для обозначения рек, распадающихся в верховьях (у водоразделов) на множественные «рукава», нередко ведущие к волокам. «Улы», «Улеймы» – малые притоки. «Ухты», «Ухтомы», «Уфтюги» – непосредственно волоковые реки. «Яхромы», «Яхреньги» – реки имеющие множество стариц. Гидронимы «Пучкас» применялись для обозначения рек, распадающихся в дельтах на множественные «рукава». Гидроформанты -ва, -ю, -шор, ньга, ма, га, мда, хта, кса, определенно указывали на размер рек.

В условиях равнинной местности, которая на Европейском Севере буквально «отутюжена» ледниками, когда обступающая реки и озера тайга делала совершенно невозможным обзор окрестностей, у наших предков неизбежно возникало плоскостное, горизонтальное, двухмерное, как в подземном лабиринте, восприятие пространства.

В такой ситуации гидронимы-ориентиры были жизненно необходимы, поэтому они создали своеобразную «вербальную лоцию» в которой все названия рек были удобны и понятны всем в ориентации: «Белая река», «Маленькая река», «Река ведущая к волоку», «Протока из озера», «Болотная река», и т.д. И для всех родственных народов гидронимия севера Европейской России, Урала и Западной Сибири была открытой и понятной книгой.

Северные великороссы, появившиеся в результате смешения финнов с славянами и скандинавами, не меняли названий рек, лишь иногда давая наиболее важным водным объектам параллельные русские кальки, прилежно пользовались содержанием древней «лоции», что позволило им в XV-XVI веках осваивать новые территории Севера, Приуралья и Западной Сибири чрезвычайно быстрыми темпами.

#волоковыепути #новгород #заволочье #древняярусь #финноугры
Единственно правильное начало дня в Тверской Карелии. Чайная в селе Замытье Рамешковского района.

Екатерина Соловьева.

#тверскаяобласть #карелия #карелы
Половцы, венгерские palócok и теория субстрата.

На верхних фото головной убор замужней женщины из субэтнической группы венгров "палоцок" (palócok), проживающей на севере Венгрии и на юге Словакии и считающей себя потомками летописных половцев, в сравнении с половецкими каменными статуями с пространств Дешт-и-Кыпчак. Налицо прямая связь.

Напрашивается аналогия с нашими великорусскими суздальско- нижегородскими и костромскими кокошниками имеющими прямые параллели в финских древностях Волго-Очья 1 тыс.н.э. См. нижние фото: слева направо - женский головной убор с Кошибеевского могильника III-V вв. у села Кошибеева Сасовского района Рязанской области принадлежащий рязано-окцам (КРОМ). Реконструкция мерянского женского головного убора из Алабужского клада. Автор рисунка - Павел Алёшин. Реконструкция на основе археологических находок на Алабужском городище VII века, Плёсский район Ивановской области.

Субстрат рулит.

#венгры #половцы #великороссы #финны #субстрат
Самые необычные факты об истории России. Всё, о чем не пишут в школьных учебниках. От странных привычек правителей до неожиданных ответов на вечные исторические вопросы. Вам будет интересно: @russiahistory

https://yangx.top/russiahistory
Вологодский мурал с Василием Беловым.

Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха (ныне Харовский район Вологодской области). Выходец из крестьянской среды русского Севера.

Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.

#вологда #деревенщики #великороссы #XXвек
Русские хорошо уживаются только с финно-уграми и литовцами.

Социальный антрополог Валентина Чеснокова (известная в самиздате как Ксения Касьянова) ещё в 1970-е в одной из своих работ сформулировала, что такое «русский характер» — он присущ эпилептоиду. Для эпилептоида в спокойной обстановке характерны индивидуализм, апатизм и упрямство, при длительном раздражении — буйство. С таким свойством характера русские хорошо уживаются только с финно-уграми и литовцами, почти не уживаются — с кавказцами, а евреи и армяне смягчают «русский характер».

Об этом Валентина Чеснокова рассказала в интервью Сергею Белановскому:

http://www.merjamaa.ru/news/antropolog_valentina_chesnokova_russkie_khorosho_uzhivajutsja_tolko_s_finno_ugrami_i_litovcami/2017-02-19-1220

#великороссы #этнопсихология #социальнаяантропология
Forwarded from Якеменко
К вопросу об эстетическом и культурном уровне русского дореволюционного крестьянства. Это просто лестница в доме крестьянина Ивана Поляшова в деревне Погорелово под Чухломой. 1902-1903 годы.
Сасанидская драхма из могильника Гнездилово. Хосров I, 556 г. Персия.

«Новое открытие» могильника Гнездилово, частично раскопанного графом Уваровым в XIX веке, важно для изучения культурной ситуации и общественных отношений X–XI вв. в Ростово-Суздальской земле и становления Суздаля как одного из главных центров власти в Залесье. Новые исследования характеризуют ближайшую округу Суздаля как место сосредоточения состоятельного населения с широкими внешними связями, вовлеченного в военные занятия. В составе этого населения были выходцы из различных этнических групп, меря, скандинавов, словен.

Источник: Институт археологии РАН.

#археология #ростовскаяземля #суздаль #Xвек #XIвек
Яблочный спас на Унжа-реке - от моего старого хорошего знакомого, московского журналиста, и мистического costroземляка Андрея Бородулина: "Яблочный Спас в деревне Шаблово на реке Унжа, Костромская обл. Родина моего деда Коли и поэта, мыслителя, художника Ефима Честнякова".

Разве можно надышаться, насмотреться Родиной? Родина это не абстракция из пропаганды по ТВ или из газеты "Правда".

Родина это вмещающий нас ландшафт, где мы родились, и росли, это люди, запахи мхов и пижмы, первая любовь, первое разочарование и новый подъем духа, могилы предков, сосенки, болотца, неказистая церковка, родничок, улочки старого губернского города, лица, лица, эти наши пельмёхи с носами-уточками.

Все остальное вздор.

Традиционалист.
Фото: Андрей Бородулин. 2017.

#костромскаяобласть #унжа #кологрив #великороссы