РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.46K subscribers
2.32K photos
29 videos
1 file
1.43K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
"Дом мёртвых" как евразийский архетип.

Рисунок замечательного художника-иллюстратора Геннадия Павлишина изоражающий погребальную постройку "кэрэн" - древнюю форму захоронения у нанайцев. Такой вид могил был в целом характерен для коренных жителей Дальнего Востока и Восточной Сибири, в частности для якутов.

"Кэрэн" идентичен классической форме погребального сооружения волжских и балтийских финнов начиная с раннего железного века, заканчивая мерей, весью, корелой, мордвой и марийцами.

Эта погребальная традиция в раннем средневековье от финнов перешла в древнерусскую культуру и сохранялась в измененном виде в культуре старообрядцев до середины XX века. Подобные "дома мёртвых" в X-XIII веках встречаются исследователям как в курганных, так и в грунтовых древнерусских захоронениях.

Такие конструкции встречаются в Корбальском могильнике заволочской чуди, в Нефедьевском могильнике белозерской веси, в ярославских курганах и могильниках Плёсско-Юрьевецкого отрезка Волги.

В районе Москвы указанный элемент обряда фиксируется даже в письменных источниках. Имеется в виду известный эпизод из "Сказания об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы", где Даниил убегая от Кучковичей прячется от погони в «срубец» с мертвецом. "И наста день той к вечеру темных осенных ночей. И не весть, где прикрытися: пусто место в дебрии. И нашед струбец, погребен ту был упокойный мертвый. Князь же влезе в струбецъ той, закрывся, забыв страсть от мертвого. И почий нощь темну осенную до утрия."

Все это единые архетипы пространств Северной Евразии, ареал которых простирается от берегов Волги и Онеги, до берегов Лены и Амура.

#мифология #погребальнаямагия #евразия #домикмертвых
Дорогой читатель!
Мой канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.

@apxeo_today — канал практикующего археолога из МГУ и РАН о буднях ученого и научных инсайдах, он проводит раскопки в Мексике, Гватемале и России, и пишет об этом от первого лица;

@knossoslab — История античных цивилизаций в произведениях искусства, мифах и литературе, путешествия по Греции, а также "древнегреческие корни всего и вся" в современной культуре;

@chuzhbina — канал о культуре русского зарубежья от эмигрантской живописи, литературы до творений поп-культуры потомков эмигрантов и наших современников;

@pithhelmet — авторский канал об индийской истории. Английские колонизаторы, борцы за независимость и современная политическая жизнь Индии;

@zalesje — социальная антропология великой русской равнины. О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов;

@vanillakaiser — авторский канал с малоизвестными историческими сюжетами с убойной подачей от несостоявшегося препода истории;

@historymass — ежедневный вестник исторических событий;

@kremlinmuseums — повседневная история древнего Кремля — быт и будни первых князей, царей, цариц и императоров. Рассказывают и показывают сотрудники Музеев Кремля;

@china80s — канал о современной истории Китая. О культуре, политике и повседневности китайских 1980-х и не только;

@blindfatmeft — неинтересные истории и диванная политология от создателя «Страдающего Средневековья»;

@medieval_legacy — авторский канал о тысячелетней истории и культуре европейского Средневековья. Живое наследие эпохи без глупых стереотипов;

@catx2 — сборник авторских статей, мемов и постов на историческую тематику. "О прошлом: информативно и с юмором" - таков наш девиз;

@zapiskivbukvare — Особенности родных культурных пространств Русского Севера. Сохранение культурно-исторического наследия русской ойкумены во всем его разнообразии;

@lettersfromvladivostok — пишу про русскую историю и чуть-чуть про всё остальное;

@gumkonvoy — главный гуманитарный агрегатор Telegram.
45 лет назад (в 1975 году) вышли книги «Люди Сузёмья» и «Сить – таинственная река» писателя Анатолия Васильевича Петухова, уроженца Вытегорского района Вологодской области.

Любимые книги детства. На всю жизнь его мудрые слова запомнились: "Отца и мать забыл - для роду потерянный. Язык свой забыл - для народу потерянный. Родную землю забудешь - птичьим перышком станешь. Выше птицы то перышко ветер носит, а что в нем толку?"

Традиционалист.

#вологодскаяобласть #XXвек #русскийсевер
Когда в Москве строили Нарышкинское барокко, у нас в Костромской области возводили утерянные уже деревянные постройки; в Москве бурлил классицизм — у нас цвело барокко карандашиком; в Москве ампир — на севере Костромской классицизм треугольничком… И каждый раз мода, добираясь сюда, перевиралась в пропорциях. Круглое стало немного квадратным, длинное немного коротким, а палладианское — ионическим.

Лучший — спору нет — памятник Костромского севера, Солигаличский собор, похож на белого слона, подаренного тишайшему Алексею Михалычу магараджей Багавальпура. Чтобы слон не разорил столицу, его отправили разорять Солигалич. Здесь он, прежде чем вмерзнуть в центр города, растолстел. Сердобольные солигаличане обставили его подпорками.

Но есть Чмутово… Оно и-де-аль-но. Оно — кораблик, плывущий над Нолей и озером. Оно — игрушка холмов (и крапивы) и ветра. Оно — сторож священной рощи колокольчиков, в которые, как известно, переселяются мерянские души (по одной в каждый цветок, по пятнадцать на стебель).

Дунет время — и небесное Чмутово полетит в облака, а земное рассыплется в кирпичную пыль. И когда оно будет пролетать мимо той тучки, на которой сидит бородатый, как на иконе у бабы Нюры, Боженька, он бросит на Чмутово взгляд и воскликнет «Какой прекрасный ампир!» и уточнит у архангелов «Кто архитектор?» Архангелы посовещаются, склонят головы и сообщат: «Архитектор, как всегда в Костромской, неизвестен».

Андрей Павличенков.

Название интересное. От мирского древнерусского имени Чмут - "мошенник, шарлатан", вологодское и пермское., чмути́ть "сплетничать, мутить, ссорить людей",

Чмут, Чмутов: Гридя Чмут, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г.; Иван Чмут Воробин, конец XV в. (1495 г.); Иван Гаврилович Чмутов, городничий, 1534 г., Торопец; Василий Никитич Чмут Фомин.

#костромскаяобласть #архитектура #великороссы #русскийсевер
Первое баночное пиво в России появилось к Олимпиаде-80, разливалось на заводе в Очаково. «Золотое кольцо» пропагандировало архитектурные излишества и наши древние города, об этом пишет канал @arkhlikbez. Пиво может по праву носить имя "Залесское" )).

#москва #1980ые #залесье #ссср
Forwarded from Vorotilin
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
На канале Тайны археологии ты найдешь интересные факты и новости о находках, артефактах, древних постройках и наследии тысячелетних цивилизаций.

Кроме популярных статей, мы публикуем эксклюзивные и интересные локальные материалы - например о том, как в конце прошлого года в Винницкой области нашли римскую монету стоимостью 26 000$ или как в 2016 в лесу под Одессой выкопали древнегреческий шлем.


Подписывайтесь и познавайте мир вместе с нами!

Тайны археологии
В Гороховце исследован могильник XII в.

В городе Владимирской области экспедиция ИА РАН провела исследование древнерусского могильника на Пужаловой горе. В ходе раскопок, осуществлявшихся в связи с благоустройством Городского парка, на территории которого ныне находится средневековый могильник, изучено 24 погребения, часть которых содержала украшения и детали костюма. Материалы раскопок представляют исключительный интерес для прояснения начальной истории одного из малых городов Северо-Восточной Руси и особенностей древнерусской культуры на её периферии в XII–XIII вв.

Гороховецкий могильник среди курганных древностей Северо-Восточной Руси выделяет два обстоятельства. Во-первых, это один из самых восточных курганных могильников древнерусского ареала. Во-вторых, древнерусские насельники Гороховца начали возводить курганы на Пужаловой горе, в тот период, когда он уже перестал быть нормой в центральных регионах Залесья. Однако на периферии Владимиро-Суздальской земли, в середине – второй половине XII в., этот обряд, создававший на новых землях традиционные исторические формы некрополей, мог иметь особое символическое значение. Важно и то, что на Пужаловой горе совершались как подкурганные, так и бескурганные погребения, что, возможно, является свидетельством местной финно-угорской традиции погребения характерной для мери и муромы.

По материалам ИА РАН.

#археология #древняярусь #залесскаяземля #XIIвек #XIIIвек
Сага о забытой Родине.

Пересматривал намедни данелиевский фильм "Афоня". Заявленный как трагикомедия, сейчас, 45 лет спустя, он смотрится совсем по другому. Просто смотреть надо между строк.

Этот фильм не анекдот про духовную нищету и банальную русскую пьянь. Это сага о великорусской тоске по потерянному раю, про пространства родных лесов, полей и деревень, про ушедших и невыслушанных, одиноких родителей, не утешенных дурных детях, и украдких русских слезах. Про последний вздох цивилизации лесных деревень Севера, навсегда сгинувших в пламени раскулачивания, первых пятилеток, самой кровавой и страшной войны, покорения Космоса, поднятия целины и советских окраин, когда на 1 рубль дохода на душу населения в РСФСР в Средней Азии и Кавказе приходилось в десятки раз больше. Например баланс производства и потребления в ВВП на душу населения РСФСР и БССР в 1990 году составлял -5700$ и -3600$, а в Узбекистане и Армении +10800$ и +20000$, соответственно.

Съёмки фильма проводились летом 1974 года в Ярославле, селе Диево-Городище, Некрасовского района Ярославской области и аэропорту города Пошехонье. Фильм вышел в прокат в 1975 году.

В этот год я родился. Еще живы верхневолжские села, еще слышен смех детей, поля сеют и жнут, пасут тучные стада и в райцентры летают бипланы Аэрофлота. Лет 10 назад трудящимся наконец провели электричество, через 5 лет начнут массово строить дороги и МТС, новые фермы и поселки, жизнь на первый взгляд налаживается, но все это поздно, слишком поздно, уже идет "Великий русский трек", Великий Исход. Где вы теперь, дедовские могилы и урочища? Где вы, блудные русские правнуки? Только ленты рек с причудливыми мерянскими названиями тихо блестят в обрамлении наступающей тайги.

Вот опять, как в последний раз,
я все гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа...

Традиционалист.

#ярославскаяобласть #XXвек #русскийсевер #русскиймир #ссср
Древнерусский экспрессионизм.

Друзья, я - простите великодушно - плохо успеваю писать. Не из лени и нелюбопытства - так вышло, что приходится доделывать много всякой работы, а из-за московской жары это выходит до неприличия медленно.
Поэтому просто делюсь с вами образцом эпохи расцвета древнерусского искусства.
Этот, скорее всего, святой Никола сильно обогнал выдуманный Д. С. Лихачевым русский Проторенессанс, принадлежа, как мне кажется, к наиболее современному и актуальному для XIV века направлению.

Аким Трефилов.

Неизвестный святой. XIV - нач. XV вв. 2,7х2,4. Сланец, резьба.

#XIVвек #XVвек #древняярусь #православие
Интересный пример лапаноидной антропологии в регионе Буй-Сусанино-Чухлома, фото товарища моего буйского знакомого. Такой тип (скулы, разрез глаз, нос) чаще всего встречается среди местных женщин, например в нашей семье Ершовых и их потомков, а вот среди мужчин этой костромской популяции (как и среди других постфинноугорских великорусских популяций Севера) эти специфические черты как правило сглажены. Тем не менее, "лапоноидный тип" у мужчин периодически "проскальзывает". Именно к нему принадлежал артист Михаил Иванович Пуговкин родившийся в деревне Рамешки Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР.

Традиционалист.

#антропология #костромскаяобласть #русскийсевер
102 года Ярославскому восстанию — эпизоду гражданской войны на Верхневолжье. Об этом напомнили коллеги с канала Красный Фронтовик.

Это антибольшевистское выступление горожан и членов организации Б. В. Савинкова «Союз Защиты Родины и Свободы» произошло 6—21 июля 1918 года и было подавлено силами РККА.

В рамках операции отряд красных был послан на подавление мятежа в ярославский пригород Романов-Борисоглебск. На даче ярославского городского головы Лопатина случилась стрельба, случайная пуля задела красноармейца Илью Тутаева и он умер. Здесь же, в центре города, на Борисоглебской стороне его и похоронили...

В этой печальной истории особенно интересна фамилия красноармейца, происходящая от древнерусского мирского имени Тутай.

Оно известно в источниках с 1594 г., когда в Рязани упоминается помещик Тутай Сомов Шевригин (Веселовский). Имя имеет финно-угорское, вероятно мерянское, происхождение и параллели в марийской ономастике: Тутай м. фин.-п.; общепермск. от *tut - 1) расти, подниматься, всходить, дать побеги. 2) росток, поросль, питомец, воспитание. марийск. туто, туты - "зрелый, полный, ядреный" (о зерне, ягоде)+ай-аффикс. В источниках - Тутай: Варнавин на Ветлуге. 1678. Тутка: Козьмодем. у-зд. 1747. Тутя: Уфимск. у-зд. 1762. Тута: Козьмодем. у-зд. 1762. (Черных).

Илья ничего плохого городу не сделал и не его вина в том, что старинный русский город Романов-Борисоглебск (город был основан во 2-й половине XIII века впоследствии канонизированным в лике благоверных углицким князем Романом Владимировичем, к имени которого и восходит название города) 9 декабря 1918 года, на пленарном заседании уездного исполкома, переименовали в честь этого молодого человека.

Но это, как нам видится, по своему очень символично.

#ярославскаяобласть #гражданскаявойна #тутаев #1918год #XVIвек #XVIIIвек #мерянское
Ритуалистика и атрибуция муромских погребений раннего средневековья.

Довольно часто возникают споры на тему того, на сколько тот набор украшений, который мы находим в погребениях соответствовует тому, который носили при жизни. Главный аргумент тут нерациональность сложных и тяжёлых украшений, мол живой человек не мог это все носить. Но по-моему ещё менее рационально думать, что люди делали большой набор вещей только ради того, чтобы никогда их не использовать и положить в могилу.

Про финно-угорские шумящие украшения тоже иногда говорят, что это чисто погребальные вещи. Шумящие украшения шумят только на том, кто двигается, покойники обычно спокойно лежат, было бы странно делать специально для них подобные украшения. Кстати, финно-угорское раннесредневековое литьё отличается особой технологической упоротостью. Большая часть найденных цепочек, на которых висят шумящие подвески, отлита целиком.

У меня на фотке звенья скручены из проволоки, а на самом деле вся пряжка с цепочками и привесками должны быть отлиты вместе. Делалась модель из восковых шнуров, облеплялась глиной и к каждому звену подводился отдельный литник. Сложно углядеть здесь какой-то смысл, кроме ритуального. Напомню, что в Поволжье литьём занимались женщины)

Анна Солдатова. Москва.

#владимирскаяобласть #мурома #раннеесредневековье #древняярусь #археология
Госдума 2021 @duma_2021 - канал о выборах в Государственную Думу в 2021 году. Исключительно важное о думской кампании из первых уст. Именно то, что нужно знать о Госдуме-2021 в одном канале. Подписывайся - 2021 год ближе, чем ты думаешь! https://yangx.top/duma_2021
Что общего у противодиверсионного катера «Грачонок» и патрульных «Мангуста» и «Ламантина», стоящих на страже границ нашей Родины? А пассажирской «Кометы», летающей по черноморским водам, и малого гидрографического судна «Николай Скосырев», способного преодолевать 40-сантиметровый слой льда?

У всех этих катеров, несущих службу на всех морях от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Каспийска, общие родители – рыбинские судостроители. Уже 90 лет завод «Вымпел» строит корабли различного класса и назначения для России, Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Америки. За каждым сданным катером – непростой труд сотен наших людей.

Надежда Максимова. Рыбинские Известия.

#ярославскаяобласть #кораблестроение #XXIвек
Из Заволжской тайги до Кремля - за несколько часов.

Благая весть от РЖД: скоростные «Ласточки» Кострома-Москва запустят 17 июля.
Они будут курсировать 5-вагонными составами ежедневно.

Из Костромы поезд выезжает в 07:12 и прибывает в столицу в 11:19. Из Москвы состав будет отправляться в 15:10 и прибывать в Кострому в 19:17. В пути следования предусмотрены остановки в Нерехте и Ярославле.

Теперь в столицу Родины можно будет доехать с комфортом. Быстрое и удобное передвижение по Залесью - это залог социально-экономической реинтеграции наших земель. Жители Костромы и Нерехты должны иметь возможность работать в Ярославле и Москве и не думать о том, как им доехать до них из родного города. А потомки костромских и ярославских крестьян из Москвы и области: путешествовать по древним землям своих предков.

PS. Жаль только не сделали остановки в Ростове, Александрове и С.Посаде, это было бы логично...

Залесец.

#кострома #ярославль #москва #ржд #XXIвек
Максим Грек, "ересь одесную" и КГБ.

В связи с 550-летием рождения преподобного Максима Грека (Михаила Треволиса), этнического грека, итальянского гуманиста и русского просветителя, нестяжателя, а отчасти и земляка (умер он в Троице-Сергиевом м-ре, то есть в моём родном Сергиеве Посаде), не могу не вспомнить о своих староверческих корнях (староверы чтут преподобного, пожалуй, больше, чем никонияне), а также историю, некоторым образом мистически нас связавшую.

Во время обыска 6 апреля 1982 года гебешники добрались до выписок из судного дела Максима Грека и Исака Собаки, которые сестра, Мария Кудюкина, делала, когда работала над дипломом. Меня к тому времени уже увезли в Лефортово, а обыскивающие очень подозрительно вчитывались в рукопись: 37-й год, обвинения в шпионаже в полььзу Турции - ну явно диссидентщина какая-то. Наконец, догадались спросить у сестры, та пояснила, и что год не 1937-й, а 1537-й, сказала.

А-а-а! - сказали гебешники, то-то мы смотрим, и имена какие-то назнакомые, и какая-то "ересь одесную".

Но как справедливо заметил старый друг Ярослав Леонтьев, Герцен вполне мог бы начать свой известный "мартиролог или реестр каторги" именем Максима Грека.

Из фэйсбука Павла Кудюкина, бывшего заместителя Министра труда и занятости населения Российской Федерации (1991 — 1993).

Да, Максим Грек очень важный святой, никониане его деканонизировали практически. Очень неудобный для них персонаж был до совсем недавнего времени.

Что до КГБ, надо было кагебешникам пояснить: "одесную" - правый уклон, а "ошуйную" -левый. Сразу бы поняли. ))

Залесец.

#максимгрек #XVIвек #московия #XXвек
От Залесской земли к Московскому царству. От племен к великороссам.

Интересная карта показывающая как прирастала землями Москва с 1300 года по 1914 год.

Москва первоначально удел Великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей — стала Великим княжеством.

В результате гражданской войны в Залесье (Шемякины войны), а также череды феодальных войн, в XV веке Москва включила в свой состав Галич-Мерское княжество (1450), Ярославское княжество (1471), Ростовское княжество (1474), Новгородскую республику (1478), Тверское княжество (1485), Верховские княжества (бывшие черниговские уделы на землях Вятичей) (1494).

В начале XVI века племянник великого князя, Иван Борисович (князь Рузский), завещал Ивану III свою вотчину помимо своего родственника Фёдора; так же поступил и рязанский князь Фёдор Васильевич, отказавший Ивану свою вотчину на Рязани, в городе и на посаде, старую Рязань и Перевитеск с волостями. Василий III без войн присоединил к Москве Псковскую республику и Рязань. К смерти Василия III (1533) после серии московско-литовских войн к Московскому государству был присоединен Смоленск, а внутри коренных земель государства были ликвидированы уделы. Был издан общегосударственный свод законов (1497) и создана поместная система.

На рубеже XV-XVI веков вокруг Москвы были собраны земли ставшие ядром будущего Русского царства.

В XVI-XVII веках в процессе окончательного распада родо-племенного строя у волжских финнов и балто-славян эти земли стали центром образования великорусского этноса.

#московия #царстворусское #этногенез #великороссы
Полудикий новгородец.

Архангельский лингвист Антон Пиириниеми скинул очередной пример внутрирусского расизма. Чудь, словене, кривичи, меря призвали Рюрика в свой край в качестве эффективного менеджера, и в одинаковой мере являются предками великороссов, но в фантазиях многих "национально мыслящих" интеллигентов все предки равны, но некоторые предки равнее.

Вот и автор лучшей книги о Русском Севере Александр Павлович Лысков,"исключительно потомок новгородцев", а не каких-то "полудиких племён".

Помнится Павел Пряников писал у себя про уровень цивилизованности средневековых новгородцев: "До XV века торговля между Новгородом и Ганзой была меновая (бартер как с индейцами). Что, конечно, многое говорит о социально-экономическом (уровне) положении Северо-Западной Руси. Монетной системы на Руси до этого времени не было. Лишь в 1410 г. новгородцы начали торговать с применением литовских грошей и немецких артигов, а в 1420 г. началась собственная чеканка монеты - новгородского рубля весом в 170,1 грамм."

Об уровне развития территории и социума говорят всегда три факта: время появления монетной системы, университетов и каменных мостов. По всем трем критериям жители Новгородской метрополии и население Заволочья стояли на одном уровне.

Вот такой вот, прости Господи, ц̶в̶е̶т̶ ̶р̶у̶с̶с̶к̶о̶й̶ ̶л̶и̶т̶е̶р̶а̶т̶у̶р̶ы̶ white power ))))

#мыиони #древняярусь #великороссы
Forwarded from Праздник дедушке
Олеарий - посланец голштинский, оставивший описание своего путешествия в Московию XVI-гo столетия, распространяется о петровском гулянье в следующих словах:

«У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там оне качаются на круглых качелях, поют особенныя песни и, схватясь одна с другой руками, водят круги, или пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами»

И это взято у Коринфского.

А.А. Коринфский. "Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа"

#праздник #петров_день #коринфский
Симонов монастырь. Солевая башня.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. племянником (по другим сведениям, учеником) прп. Сергия, Феодором (позже ставшим еп. Ростовским), при вел. кн. Димитрии Ивановиче. Название свое монастырь получил по имени Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю. Монастырь был основан на том месте, где ныне находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, древний одноглавый храм, в котором похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, находящееся неподалеку от прежнего, тогда же была заложена церковь Успения Божией Матери, одно из древнейших зданий Москвы, доживших до ХХ века. Церковь была освящена в 1405 г. В разные годы в монастыре подвизались прп. Кирилл Белозерский, свт. Иов и сщмч. Ермоген, Патриархи Всероссийские. С Симоновым монастырем связаны многие события истории Московии.

#московия #симоновмонастырь
Гибеллинская концептология Московии.

Любопытный пост из нового фб-аккаунта философа-русоскептика Эдуарда Надточего, недавно забаненного за пост о евреях. Скептиков очень полезно читать:

«Московию принято вписывать в орбиту фабрики смыслов восточной империи. Хотя никто, кажется, так и не показал, каким образом связаны политические дискуссии Восточной империи с развитием туземных политических воззрений от эпохи киевских конунгов-каганов к эпохе московских Великих князей.

Цитаты из нее уже встречаются в "Слове о законе и благодати" и скорее всего фундаментальной основой этого выдающегося произведения политической философии Руси является именно политико-теологическая дискуссия двух типов власти в Европе. Идея империи как огромного пространства власти с господством светского правителя над церковной властью явно импонировала киевским конунгам и была им совершенно понятна и актуальна в переносе на отношения с Восточной империей.

Проблема суверена в своем королевстве была дважды актуальна для конунгов: и как идея независимости от Константинополя, и как идея проблемы с удельными княжествами.

Ко времени написания «первоначальной хроники» в конце XI века однако эта оппозиция двух властей потеряла актуальность по причине унизительного поражения императора, символизируемого каноссой.

Иван III поддерживает интенсивные дипломатические отношения со всей практически Европой, его титулы - целая отдельная проблема для посольских дьяков, и конструкция империи Ивана III чрезвычайно занимает.

Император хотел даровать ему титул короля, но Иван отказался, он хочет быть на равных с властителями Европы. И вот именно в этот момент и появляются знаменитые гиббелинские зубцы на стенах Кремля.

Историю рассказывают как анекдот, связанный с личным выбором итальянских архитекторов. Но это явно ерунда и Иван III вполне осознанно ассоциирует себя с гибеллинами - это архитектурный политический жест самоутверждения.

Стоит также заметить, что XV век в Италии - век тиранов, Иван III ведет интенсивную переписку с Сфорцой, миланским тираном. Вот контекст, в котором рождается идея Самодержца всея Руси. Болтовня об абсолютной монархии явно путает эпохи, такой идее еще предстоит долгое становление в самой Европе.

А вот тиран - живо обсуждаемая в XV веке тема, тиранам воздают хвалу итальянские интеллы (Бушрон это замечательно показывает), и идея тирана питает воображение московских Великих князей. При этом тиран в их оптике смешан с императором.

Московская конструкция весьма специфична, здесь имеется еще и османский, и монгольский элементы, но что тиран и гиббелинство - совершенно осознаваемые концепты политической теологии в эпоху Ивана III - не подлежит сомнению.
«Темнота» и «византийство» московских князей явным образом преувеличены.

Ерго: Противопоставлять русский абсолютизм европейской сословно-представительной монархии - совершенно фантастическое предприятие, не имеющее под собой никакой исторической основы.

Безусловно, структурно сообщества в Европе устроены намного артикулированней Руси. Но это вовсе не означает, что идея царя-тирана - нечто «восточное» и «самородное».
Ее истоки - все в том же европейском интеллектуальном контексте (средневековья). Разрушение северных Республик Руси (Псков, Новгород) происходит сихронно с крахом коммунальных Республик Италии. Ивана III со своим тираническим переворотом абсолютно вписан в итальянские контексты своего времени.

Он - гибеллин в своем королевстве, которое понимает как равное священной империи по статусу.»

#московия #XVвек #историософия #европа