РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Рыстюг и Крестеньга.

Ранние контакты меряно-словенских переселенцев с Ростовской земли (уже к тому времени христиан) с финно-угорскими аборигенами в вологодской тайге иногда приводили к удивительным результатам в топонимике. Так, на землях исторической «Ростовщины», недалеко от города Никольска в Юг впадает невеликая речка Рыстюг. Её название зафиксировано ещё в писцовой книге 1623 года – «деревня Рыстуг на речке Рыстюге». Интересно, что в области «Ростовщины» есть и второй Рыстюг – это река на востоке Бабушкинского района, левый приток Юзы. Гидронимы Юг и Юза на древних финно-угорских языках означали просто «Река», так же, как и окончание -юг в названии Рыстюг. Основу же можно сопоставить с коми рыст – «крест», сюда же – финское, карельское risti, эстонское, вепсское rist в том же значении. Сочетание согласных в начале слова нехарактерно для финно-угорских языков, вот и получилось вместо заимствованного русского крест – рыст.

Другой пример подобных контактов – это название речки Крестеньга – одного из первых притоков Городишны на юге Нюксенского района. В этом случае гидроним был создан, вероятно, в условиях «чудско-русского» двуязычья, когда оба народа понимали речь друг друга. «Крестеньга» – по-чудски, а «Крестовая река» – по-русски. Конкретным мотивом для возникновения подобных топонимов могла послужить установка крестов на берегах рек либо в качестве обета, либо как межевых знаков. Нюксенская Крестеньга расположена близ начала одного из водно-волоковых путей, поэтому крест в её устье мог быть своеобразным указателем для путников.

Залесец.

#ростовщина #вологодскаяобласть #средневековье #топонимика
Гельман и Честняков.

Фэйсбук напомнил о том, что несколько лет назад, летом 2016-го, Кострому посетила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Частью насыщенной программы визита Зельфиры Исмаиловны стало посещение выставки произведений нашего унженского гения, ученика Репина, Ефима Честнякова.
Какие мысли были в тот момент в голове одного из самых одиозных искусствоведов и арт-кураторов России, командора Мальтийского ордена, можно только догадываться.

К слову, будучи фанатичным агентом "мирового современного искусства" Зельфира Исмаиловна не раз жаловалась на "чудовищную" нехватку в ГТГ работ, но почему-то исключительно "современного искусства". В этом году мечты Трегуловой осуществились, в западном крыле Новой Третьяковки открылась выставка "Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана". Думаю не надо объяснять, что такое Гельман.

В феврале telegram-канал @zakuliska "Закулиска" писал: "Марат Гельман открывает в Третьяковке выставку с претенциозным названием «Дар Марата». Коллекцию совриска девяностых-нулевых, кураторски отобранного Гельманом. Что это значит, все примерно представляют. Врубель, Осмоловский и (любитель рубить русские иконы топором) Авдей Тер-Оганьян. Зачем Трегулова возрождает и легализует этот пыльный дискурс — тоже понятно. После отжатия ЦДХ у художников и анонса тысяч квадратных метров выставочных площадей там надо что-то показывать, и показывать Трегулова будет Гельмана. Больше всего от этого должен обыкаться на новом месте Мединский. Знал ли он, когда отваливал своему «эффективному менеджеру» все эти залы, что она туда притащит Гельмана? Если нет — Трегулова его мощнейше киданула."

А что Честяков, чьи картины в 2016 году внимательно рассматривала Трегулова? Русского "Чурлёниса" признали мелким художником районного масштаба.

Традиционалист.

#арт #гельман #честняков #культура
Вот прямо мощный план.

Организуешь себе бывало «Русский марш», где всякие стилизованные свастики, кельтские кресты, зиги и крики «Зиг хайль! Зиг Хайль! Мы построим новый рай!». То есть всякая неонацистская блевотина. Сам факт существования которой в нашей стране, оскорбляет достоинство ветеранов.

Много лет спустя, походя – как говорится руки-то помнят как зигануть - оскорбляешь ветерана Великой отечественно войны. Ну и не извиняешься. А чего такого? Зачем еще извиняться?
Потом, когда начинает слегка припекать (причем именно слегка, все равно не посадят), вдруг решаешь озаботиться судьбой советских ветеранов. То есть их достоинством. При том, что «совок» откровенно не любишь, а Победу не ценишь.

Чтобы забота случилась скорее, обращаешься на канал, который годами называешь… Да, как только не называешь. Шарашкина контора - самое мягкое. А главреда канала открыто травишь, причем тоже годами, и с участием своих сторонников. Спорт такой. Ни одной недели без плевка в RT и Симоньян.

И тут вдруг берешь, и обращаешься к гнусному пропагандистскому каналу, который «никто не смотрит» и где «воруют миллиарды» (это же знает каждый приличный человек) с просьбой поддержать какой-то законопроект, который придумал.

Будто прямо настоящий законотворец. И даже настоящий юрист. Без двух странно условных судимостей. Как-то не вполне логично? Какой-то слегка биполярный план получается. Тем более непонятно, чего вдруг захотелось заботиться о ветеранах, если они все равно голосуют за кого не надо, да и в целом в России нет ничего хорошего. И не будет. Потому что Россия.

А годами живешь, будто вдохновленный словами атамана Петра Краснова: «Какою угодно ценою, но только убрать страшное «Царство Антихриста», чтобы вместо «Солнца мертвых» стало светить над Россией яркое солнце, поднимающееся на Западе!».

Какие ветераны? Какая забота? Все ради хайпа да скандала. Чтобы потом кричать, как кровавый режим не дал тебе стариков защитить и деньги зажал. А пропагандисты даже не помогли никак. Вот так оно все и будет.
Ярославль. Два древесных обрубка на Богоявленской этим летом стали неожиданно сильным акцентом.
Их ветви, воздетые к небу, о чем-то как будто умоляют и просят.

Фото: Евгений Ермолин.

#ярославль #ярославскаяобласть
Доспех хазарского воина IX в. Реконструкция Дениса Михайлова из КИР "Варяжская дружина", г. Москва.

Совершенно не похоже на комплекс варягов-скандинавов того периода, зато в целом напоминает более позднее вооружение древнерусских дружинников XII-XIII веков. Сильное влияние тюрков на военное дело Древней Руси нет смысла отрицать.

Между прочим, известная легенда о дани мечами, которую предложили днепровские славяне хазарам, на первый взгляд утверждает о преимуществе двулезвийного меча над однолезвийными хазарскими клинками. Так это казалось в ХІ в. с высоты победы Руси над Хазарией, дальнейшие же события показали, что будущее клинкового оружия осталось за палашами/саблями. Появление этого типа вооружения на территории Восточной Европы связано именно с хазарами.

КПД удара даже прекрасно сбалансированного древнерусского меча ХІ в. достигал лишь 45%. Элементарный же наклон рукояти хазарского палаша позволял обойтись без тяжёлого навершия, компенсировавшего отдачу, и сместить центр веса ближе к острию, вследствие чего КПД удара составлял до 65-70%.

#хазары #древняярусь #IXвек
@RUSKLAD - первый авторский канал о кладоискателях, на который стоит не только подписаться, но и как следует там покопаться.

Там масса зачетных материалов:

Знаете ли вы, что старинная русская денежно-счетная единица, используемая с XIV века называлась алтын, а ее название произошло от татарского слова «алты» — шесть? Что сын Ивана Грозного, последний Рюрикович, Федор Иоанович чеканил свою серебряную монету? Как назывался древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения и что такое древнерусский змеевик?

В общем, канал крутейший. Чтобы не быть голословными выкладываем ссылки на несколько любопытных постов - только за последний месяц.

Появившись в русской культуре в XI—XII веках, змеевики продолжали бытовать вплоть до XV—XVI веков, и не только в виде подвесок. https://yangx.top/rusklad/3673

В Новгороде найдены первые 5 берестяных грамот сезона 2020, остатки башни и крепостной стены. https://yangx.top/rusklad/3714

Перстень Ивана Петрова сына Кулешева, 15-17 вв., https://yangx.top/rusklad/3706

Все что вы хотели знать о поисках сокровищ собрано в одном месте — в канале «В поисках клада». Честно и объективно расскажем как найти свой первый клад и поможем в оценке вашего антиквариата. t.me/rusklad.
Религия и система хозяйствования.

Клаус Шмидт, археолог, раскапывавший Гёбекли-Тепе, поселение IX тысячелетия до н.э. в Турции, пришел к выводу, что не переход к земледелию стал причиной строительства городов, а строительство масштабных мегалитических комплексов привело к переходу к земледелию. Т.е. не материальный базис породил идеологическую надстройку, как нас учили, а ровно наоборот - религия вызвала изменения в типе хозяйствования.

Предположение, разумеется. Но хронологически было именно так. Когда строили самые древние мегалитические комплексы, люди еще не занимались земледелием. По крайней мере, следов его не обнаружено.

#неолит #сельскоехозяйство #цивилизация
Forwarded from ДВУГЛАВ
Честно говоря, когда слышу рассуждения о "1000-летней истории Руси", чувствую себя немножко обездоленным...
Получается, что до крещения у нас ничего не было?
Дикие степи и глухие леса, в которых сидели дикие дикари...
А потом раз! И началась история!
Но ведь ещё задолго до Владимира-Крестителя те же скандинавы использовали название "Гардарики" (т.е. Страна городов).
Не будем ломать копья, когда точно возник этот термин))).
Да и в пресловутой норманской версии возникновения Руси варягов призвали не внезапно сбежавшиеся из диких лесов косматые троглодиты, воспылавшие вдруг любовью к централизованной власти.
Но почему-то этот период в нашей "обиходной" истории как-то... выпал, что-ли.
Не знаю, чья здесь вина, Романовых ли, верставших историю под себя, сталинский ли период с его деруссификацией.
Но вот то, что несколько сотен лет у нас из сознания вылетело - это точно.
Коллеги из "Залесской земли" затронули эту тему
https://yangx.top/zalesje/1440, породив и вопрос - "откуда есть пошел "киевоцентризм" в истории русской".
Может быть, у них будет более развернутое мнение на эту тему?
@dvuglav, коллега, разумеется, были города, развитые сельские агломерации, международная торговля и серьезная военная сила. Вот интересный факт к "1000-летию" государственности.

В 2027 г. будет 1150-летие нашей Ростовской епархии, древнейшей на Руси, основанной еще до появления Ростова Великого на нынешнем месте как города (Ростов только в Х в. появляется, причем во второй половине.) как верно замечает наш камрад археолог Аким Трефилов, еще в аутентичное время когда столица была в Сарском городище (летописный Ростов).

Куда делись 150 лет?)

#государство #древняярусь #россия
Технологии и религия.

Коллега Дзермант своими размышлениями про мифо-ритуальное происхождение технологий напомнил про мысль протоиерея Андрея Юревича считающего, что русским церковным зодчим и архитекторам стоит идти в ногу со временем: "Все мы приехали сюда не в каретах, а на машинах, мы сидим не в камзолах, а в современных пиджаках. Нам нужна современная храмовая архитектура, ведь она — это язык, которым мы обращаемся к Богу, и этот язык не обязательно должен быть архаичным".

Современные церкви в России сделаны в "русском", "византийском" или в стилизованном "древнерусском" стилях, по образцам, восходящим к архитектуре XIX-XV веков или более раннего времени.

Возможны-ли в Русской церкви хай-тек-соборы и часовни? Коллеги, @dzermant @EbuldinSkySpez @dvuglav @tsarofkazan @sorok40russia, ваше мнение?

#технологии #православие #архитектура
Колтасы уходящей Мещёры.

Музей "Уходящей Мещеры", который хранит историю заповедных мест на границах Владимирской, Рязанской и Московской областей, пополнили новые экспонаты - лодки "колтасы". Так называют их местные краеведы. По их словам, судна, на которых охотники и рыбаки и сегодня сплавляются и ходят по мещёрским рекам, были известны еще с начала раннего железного века, а деревне Демидово Гусь-Хрустального района жиает один из последних мастеров по изготовлению "колтасов".

Причем это не то чтобы забытый тип лодки - его можно и сейчас видеть у мещеряков - они на них рыбачат. На весле такая лодка идет легко, почти как байдарка. Но за счет массы остойчива - в ней можно стоять и из нее удобно ставить и снимать сети.

На Белоозере такие называют "чуни", и сдваивают их, по типу катамарана. Ходят на них по лесным северным озерам.

Фото нашего подписчика Дмитрия С. Мещёра.

#мещера #московскаяобласть #лодка
Коллеги из Залесской Земли пригласили нас, в числе других, обсудить вопрос, возможен ли хай-тек в Русской Православной архитектуре. Смотрим на рисунки, видим красоту никак не умаляемую архитектурной традицией, но красоту современную, и размышляем: а почему бы нет? И в то же время не можем не согласиться со словами Движения Сорок Сороков о том, что Православие - это, прежде всего про человека внутреннего. Архитектура есть застывшая музыка. Но внутренний человек - не есть застывшая догма, будь то литургическое творчество Церкви или ее архитектура. В конце концов, любой современный храм начинается с современных же материалов. При этом никуда не девается с глаз тот в полном смысле слова неизбывный позор сотен заброшенных храмов в российской глубинке, что был и до Путина, и, вероятно, останется и после. И это заставляет критически относиться к любому новоделу, включая тот, что в парке "Патриот". Поэтому полагаем, что сперва все же стоит восстановить намоленное, а потом уже намаливать хай-тек.
@zalesje раз уж речь с самого начала пошла в контексте учения об «архетипах и повторямости», то вот что скажу. Традиционное обучение рассчитано на то, что ученик сначала освоит весь корпус знаний, существовавших до него, и только на заключительном этапе ему можно действовать, опираясь на собственное рассуждение. Это обучение длится десятилетиями. В нынешних условиях прямо так действовать сложно (скорости совсем другие), но в сущности так и выходит – создают нечто уникальное лишь единицы. Большинство – эпигоны и подражатели, даже если себя считают уникальными. Советские книжки, ясное дело, называли всё это «мертвящей схоластикой», в которой надо непременно «задыхаться». Но в сущности альтернативы-то не предложили, кроме упрощения, омассовления и колебаний вместе с Генеральной линией.

Верующие иконописцы и церковные архитекторы идут по традиционному пути. Сначала осваивают традицию, потом когда вполне уже освоили этот язык, формулируют на нем нечто новое. Учитывая культурные разрывы синодального периода и советскую выжженную землю, зависание на этом периоде освоения наследия – более чем логично. И чем больше будет таких людей, тем скорее вероятность появления визуальных форм, которые и традиционны, и адекватны современности.

Но в реальности, результаты работы определяют не художники, а заказчики. Хорошо еще, когда у заказчика есть понимание, что церковное должно выглядеть церковно, и пусть эти блаженные делают как им виднее. Но если у заказчика есть своя готовая логика, и он считает что подрисовать святым «ауру» или добавить в церковную роспись НЛО более современно?

https://yangx.top/zalesje/1458
Слово об Исидоре Твердислове.

Сергей Городилин, современный историк Ростова Великого, зная, что в первой половине XV века один из Ростовских князей служил в пограничном с Ливонским орденом городе Пскове, предположил, что Исидор Твердислов прибыл на место своего подвига в свите ростовского князя. Это вполне возможно, так как житие рассказывает, что святой мог запросто прийти к последнему. Само собой, что подвижник поселился не на княжьем дворе, а в болотистом месте, в истоках реки Пижермы. Там, где сейчас стоит храм Вознесения в валах.

Только в нем, у гроба святого, необходимо продолжать рассказ о его жизни и подвиге, в том числе и потому, что в храме Вознесения в нижнем ярусе росписи художники изобразили сцены из жития святого. Зайдем в эту церковь. Справа от входа в капеллу Исидора Твердислова на южной стене внизу начинает житийный цикл росписей. Они очень стерлись, пять раз ремонтировались. Тем не менее, здесь мы видим, как сходно художник изобразил лица Христа и его святого. Дело в том, что как раз над житийным циклом начинается цикл евангельских сюжетов.

Среди первых росписей житийного цикла мы видим внешнюю, дневную жизнь, столкновения с жителями Ростова: «Все его мнили как безумного и ум потерявшего, и воздавали ему много досаждений, попреков и ран. Блаженный же, словно в не в своем теле, все терпел с благодарением, взирая на предлежащий подвиг и на начальника в вере и совершителя Иисуса (Евр 12, 2), и никак не отвечал досаждающих ему, но только в уме своем воздыхал к Богу, чтобы Господь, не поставил им греха сего!» Обратимся затем к росписи, что в углу у клироса. Мы видим коленопреклоненного Исидора, видим то, что не был видимо при его жизни — его молитву. Удивительную молитву, за тех, кто не понимал его поступков, кто судил только по одежде, тех кто соблюдал приличия только на улице, а ритуалы соблюдал по обычаю, не задумываясь о их сути.

Знай бы они, что Исидор такой чудотворец, какой бы бизнес они наладили с помощью его энергетики! Понимание того, что Бог рядом с каждым человеком не давалось таким людям, иначе они знали, что настало время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4, 22-23). За таких невеж и молился блаженный сырыми ростовскими ночами.

Впрочем, были люди, а такие и сейчас редки, которые, обладая воспитанностью и вежливостью, не могли осудить Исидора за его странные поступки. Так устроены по-настоящему вежливые люди, не делая ничего плохого другому, они во всяком человеке видят образ Божий. Что это за образ, зависит от каждого человека. Образ гневного, карающего бога свойственен людям подобным, а образ тихого, милосердного Бога всегда в очах людей правильно воспитанных, понимающих что образ Божий блестит не только в красоте и удали, но и тишине и в уродстве. Итак, в Ростове XV века нашлись христиане, превозмогшие отвращение к чужеземцу, со странным поведение и странными словами.

Примечая, все что он скажет они назвали его — Твердислов.

Отец Александр Парфёнов, Ростов Великий.

Фреска с изображением 2-х эпизодов из жития блаженного Исидора Твердислова. Справа хорошо видно его жилище, представлявшее собой ограду из хвороста. Фотография С. М. Прокудина-Горского.
Сейчас эта фреска почти не читается, а только угадывается.

#ростоввеликий #ростовскаяземля #ярославскаяобласть #православие #XVвек
Мы считаем, что православные храмы, как и православная догматика должны остаться неизменными.
https://yangx.top/zalesje/1458
У нас в жизни и так много чего обновляли, усовершенствовали.
Оставьте место человеку, где он может соприкоснуться с глубиной веков, и в архитектуре тоже.
Ведь Православие - это прежде всего про человека внутреннего. А вся эта урбанизация и хай-тек - это про человека внешнего.
Forwarded from ДВУГЛАВ
Серьезнейшую тему для дискуссии подкинули коллеги
https://yangx.top/zalesje/1458.
Нужно ли искать новые формы храмового зодчества или стоит "заморозить" время и удовольствоваться сформировавшимися за века стилями?
Воспримет ли храмовая архитектура новые веяния или останется "очередным надгробием закостенелой «старушечьей веры»"?
С начала 1990-х российское храмовое зодчество мало занималось нововведениями - главное было восстановить наследие прошлых эпох, изрядно подзабытое за советский период.
Попытки же архитектурных экспериментов были не слишком успешными.
Но это, скорее было связано с отсутствием школы - большая часть экспериментаторов была "светскими" архитекторами. И их "творения" были слишком агрессивны из-за игнорирования самих основ православного зодчества.
Однако сейчас, когда школа сформирована (во многом, благодаря МАРХИ и его кафедре церковно-храмового зодчества), наступило время экспериментов.
Мне довелось посетить огромное количество храмов и могу сказать - практически везде их создатели тем или иным образом использовали самые современные на тот день тенденции в архитектуре и строительстве.
Русская церковная архитектура всегда шла по пути создания идей "поразительной эстетической новизны".
Русская «деревянная готика», столпные храмы, никоновский пятерик, московские барочные базилики, храмы-дворцы, храмы в стиле эпохи классицизма или русского модерна.
На протяжении столетий стилевые каноны менялись неоднократно.
Не думаю, что эту тенденцию необходимо менять.
Церковное зодчество неразрывно связано с современной архитектурой, и отставание вызовет застой, что смерти подобно.
Главное - в погоне за авангардом не забыть о сакральном значении храма.
Это символ веры и связи Земли и Неба.
И как раз здесь важна личность самого архитектора.
Без Веры храм не построить.
Это будет просто красивое, но пустое здание.
Староверы и теория гендера.

Одному знакомому в ходе его изысканий попалась информация про общину баптистов г. Рассказово в Тамбовской области, где Пастырские функции по совершению обрядов исполняла женщина. Позднее в сборнике статей с научной конференции по Тверской Карелии, он нашел все тоже самое, но что примечательно, в общине старообрядцев. В советское время, особенно в войну, "божественных", т.е. староверческих старост, высылали, и их функции в проведении обрядов принимали женщины. И не только у строобрядцев, отмечу, часто у никониан было тоже самое - сохранение Традиции женщинами, например у нас в Костромской области. @tolk_tolk Павел, думаю Вам, как знатоку старообрядчества, тоже интересно будет.

В продолжении рассказ знакомого:

Традиционалист.

#теориягендера #карелы #староверы #древняярусь
Лыковский шишак.

В августе 1808 года крестьянка Ларионова из с. Лыково собирая орехи у реки с мерянским именем Колокша, "усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся". Это блестела, в пробившихся сквозь листву солнечных лучах, позолота древнего шлема.

Историки сходятся во мнении, что шлем принадлежал кому-то из Юрьевичей (потомков Долгорукого) и был утерян в ходе одной из Липицких битв: летом 1176 года (первая Липицкая, между ростовцами и владимирцами) или весной 1216 года (вторая Липицкая, между муромцами и новгородцами).

В 2018 году "Союзом краеведов Ополья" памятник "Лыковский шишак" был представлен на конкурс "Культурный след-2019". Проект получил огромную поддержку: за него проголосовали почти 3000 человек. Замысел воплотил художник Константин Новиков из СПб. В 2019 шишак был установлен около церкви Покрова Богородицы в селе Лыково, Юрьев-Польского района, Владимирской области.

#XIIвек #XIIIвек #древняярусь
Крещение детей родителями.

К коментарию уважаемого Павла. Касательно равноправности полов, участие женщин в церковных действах в 1930-е стало массовым явлением на селе и продолжалось до 1960-х. Действующие церкви мало где были, в райцентр не наездишься. И продвинутые в церковном действе женщины брали на себя ведение общественных молитв, крещение и т.п. Собирались тайно либо у старшей, либо ещё у кого. По большим праздникам - почти все женщины деревни. По воскресеньям - узким кругом. Мужиков не пускали, разве что стариков. В редких случаях за старшего был старик, но все остальные в службе - бабы. Иногда допускались дети, от них и известны описания тех служб. Собственно, службу вели те, кто в 1920-х -30-х гг. были певчими в местных церквях и составляли костяк старого прихода. Любопытно, что обряд крещения детей допускался не только из рук старших общины, но и от рядовых её членов. Т.е. матери, знающие службу, могли спокойно крестить своих детей.

Но тут вопрос: просто ли тут упрощение отношения к требованиям священнодействия в экстремальных для исповедания условиях? Или же сказывалось влияние традиции, воспоминание о возможности подобного рода упрощения?

Известно, что во всём Ярославско-Костромском Заволжье и также в Поветлужье в XVIII - XIX вв. были распространены общины староверов - странников ("бегунов", "голбежников"). В них крещение детей родителями было обычным делом. Истинно народное православие! (не путать с "народным православием", как этнографическим проявлением синкретизма, "двоеверия")

#строобрядцы #крещение #женщины #верхневолжье #меровия
Меч с Сарского городища.

Обнаружен на городище во время раскопок 1930 г. Впервые А.Н. Кирпичников опубликовал его как найденный в кургане в окрестностях Ростова и датировал Х-ХI вв. Меч относится к типу Е, по классификации Я. Петерсена, но имеет ряд особенностей, отличающих его от большинства других образцов этого типа. Распространенная орнаментация навершия и перекрестия с помощью пропущенной в ячейки серебряной проволоки на сарском мече отсутствует. Нет и традиционного трехчастного деления навершия: в этом он сходен с мечом, найденным в Киеве. Отмечая простоту отделки, А.Н. Кирпичников был склонен предполагать местное происхождение меча. Однако при расчистке клинка на долу была обнаружена надпись "+LVNVECIT+", т.е. "Лун сделал", а на другой его стороне - клеймо в виде косого креста в обрамлении парных вертикальных черт. Датирован меч концом Х в. Надпись уникальна - на других расчищенных европейских клинках подобные ни разу не встречены.

#ростоввеликий #сарскоегородище #Хвек
Хочется поддержать Залесскую Землю @zalesje и пожелать коллегам прочно закрепиться на земле, то бишь, на достигнутой отметке в 4000 подписчиков - чтобы прирастать дальше! Чтение познавательное и поучительное. Подпишитесь на них - не пожалеете, как не пожалел сын нашего автора (кстати, пишет иконы). И даже присоединился к дискуссии:
"Мне кажется, что тут нет какого-то универсального решения и нужно предметно пример каждого новодела рассматривать. А восстановление сотен заброшенных храмов в глубинке мне кажется вообще чем-то странным. Восстанавливать нужно отдельные уникальные памятники, а не поголовно все церкви. Церковь существует не там, где Путин прикажет , а там, где есть община, а соответственно деньги на восстановление либо постройку нового сооружения. Самым лучшим решением касательно церквей в глубинках была бы либо их консервация, либо перевоз их на новое место с использованием оригинальных чертежей и материалов, если того позволяет бюджет".