РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Ржевский и женщины из Ливонии

Читал нынче духовную грамоту одного из Ржевских (да, тех самых), Василия Михайловича, и зацепился глазом. Старый служака пишет завещание в 1596/97 году - уже и сын Василь Васильич давно взрослый, и 50 рублев на собственное посмертное поминание и похороны давно вложены в Иосифов монастырь, пришло время и о главном распорядиться - долги раздать, милостыню по церквам, сынку приказать заботиться о матери, ну и по поводу имущества порешать - "живота моего, хлеба, лошадеи и доспехов", что ж еще для служилого человека, сына боярского, может быть важнее-то.

Есть, разумеется, и раздел про судьбу холопов. Что в нем меня привлекло - примерно столько же места, сколько указания по поводу более чем трех десятков холопов, около пятой части всей грамоты, занял следующий фрагмент:

"Да што у меня была девка Фенка латышка немецкого полану, как ходил князь Офонасей Шейдяков, воевал с Микитою с Романовичем в Болшом полку, а я, Василеи, тогды был в передовом полку со князем Семеном Ордасовичам, да со князем Михаилом Юрьевичем Лыкова, и яз тое девку Фенку дал сыну своему Василю, а Василеи сын тое девку Фенку дал за Федку за Шеблякина, и мне да них дела нет, то ведает Василеи с ними.
[Да] посылал де меня, Василья, государь на Романов к мурзам к татарам лета 7091-[го] и 92-[го] году, и яз тогды купил на Романове девку Пярку латышку у романовского татарина выборского полону и купчея есть на ту девку, и в таможенные книги на Романове записана. И тое девку Пярку дал сыну своему Василю, а мне на нее дела нет".
(Духовная В.М. Ржевского, 1596/97 г. ОПИ ГИМ. Ф. 65. Д. 34. Л. 6. Публ. Н. Комочева: «Бог по мою душу сошлет, и вы положите мое грешное тело в Осифове монастыре»: духовные грамоты вкладчиков Иосифо-Волоколамского монастыря. 2-я половина XVI в. // Исторический архив. 2016, № 1. С. 175-176.)

Собственно, практической необходимости так подробно расписывать давние перипетии судеб двух "девок немецкого полону" не было. Но Ржевский (думается, с любовью), как перебирающий старые медали ветеран, вспоминает в связи с давно уже отданными сыну холопками-полонянками свои уже вовсе давнишние дела - поход в Ливонии под началом татарских воевод князя Шейдякова-Тутаевича с Семеном Ордасовичем в 1570-х и свою поездку в ярославский Романов двенадцать лет назад. И сам постарел, и пленницы тоже, и государь давно другой, и все это уже никому не интересно - а вот поди же, все помнятся латышки-то!

Любопытно, что главный итог двух десятилетий проигранной Ливонской войны - множество полона, простых и мирных людей, таких же вот женщин - ливонок, эстонок, латышек, как эти Пярка и Фенка, захваченных московскими и татарскими всадниками и навсегда уведенных в глубины Московии - так и остался не замечен и никак не осмыслен отечественной культурой, хотя страдания захваченных в татарских набегах московитов или там южных братушек славян под турецким игом - ее общее место.

Ни тебе романа (хотя какие сюжеты-то возможны, а!), ни оперы, ни даж исторической картины какой, как будто и не было. И ведь потомки Фенки и Пярки, скорее всего, до сих пор ходят где-то тут, под Александровым, Тутаевым, Ростовом. Сколь резко неактуальное прошлое отлично от актуализируемого....

Аким Трефилов.

#московия #ливонскаявойна #XVIвек
Forwarded from Архитектурные излишества (Paul Melkiades)
Типичный дом северо-востока Вологодской области — два мощных сруба объединены общей крышей и светелкой.
Апология Кустодиева. Русь, 21 век.

#юмор #кустодиев #гречка
Сидя дома-2.

Самоизолянтам может понравиться "Чистая книга" Федора Абрамова - заготовка-дневник романа о Гражданской войне на Пинеге.

Кошмарная там, вдали от цивилизации, была война. Брат брата на только убивал, но убивал с назидательной жестокостью, топил живым в проруби, пленного колол штыком, привязывал к коням и пускал вскачь. Ужасов фронтовик Абрамов избегал, а искал как земляки выживали, пытались заниматься привычным, любили ...

В общем шок войны - Федор Александрович 25 лет разбирался откуда что в людях берется, да так книгу и не написал. Зато дневник-заготовка получился путеводителем по русским неурядицам и в 1970-х тянул на уголовное дело.

"Чистая книга" здесь http://abramov.aonb.ru/main.html

#абрамов #русскийсевер #шестидесятники #великороссы
Древнерусский антивирус.

Ростов Великий был старообрядческим городом, староверы были значимы в городской жизни. Нынешняя улица Ленинская была застроена купцами Щаповыми, Кекиными. Исследователь старообрядчества И.В. Сагнак рассказывает, что в силу важности ярмарочной торговли ростовские староверы шли на компромисс, они причащались в церквах, но во всем остальном оставались прежними. Они поддерживали связи со скитами, в их домах ежедневно совершалось последование суточного богослужебного круга.

Таким образом, при необходимости у староверов нет проблем с самоизоляцией, они хранят обычаи Святой Руси.

Давайте все это вспомним сегодня:

1. Напрестольный крест целуется только на Пасху или в крестопоклонный день.
2. Обычая целовать иконы тоже нет. Вообще. Только на Пасху или в полиелей на праздник.
3. Причастие редко, один, максимум четыре раза в год. Так, кстати, было и в имперской России. Еще двадцать лет назад причаститься на Пасху и Рождество было проблематично.
4. Массовое соборование только раз в год на Великий четверг.
5. По нужде артос и богоявленская вода заменяют Причастие. Этот обычай исповедовали бабушки всего десять лет назад.
6. Для чистоты рук при земных поклонах под руки староверы кладут матерчатые подручники.
7. Никаких прикосновений и объятий при благословении священника.
8. Старообрядцы умеют проводить богослужение на дому. Для них не проблема свято провести даже Великий день Пасхи.
9. В Древней Руси свеча, это часть богослужения, драматургия света. Надо признать, что свечной бизнес, это грустное явление наших дней.
10. Житийные примеры, в первую очередь житие преподобной Марии Египетской дают пример длительной самоизоляции подвижников без ущерба для спасения. Вспомним как подвижники уходили в пустыню на все время четыредесятницы (карантина).

Учитывая все вышесказанное считаю ложью слова лаврской братии о «вековых обычаях». Предполагаю, что они проспали уроки истории Русской Православной Церкви и литургики. Мне нравится больше итальянский вариант, когда литургия служится в закрытом храме, спасительная служба совершается, поминовение происходит. При наличии современных технологий не сложно исповедоваться или подать поминовение.

Мера духовности равна мере милосердия. Пришло «время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать (Еккл 3, 6)». Пророк Исаия нас обличает: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других (Ис 58, 3)». Правильный образ поведения в отношении к святому Причастию нам подсказывает апостол Павел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим 9, 3)».

Вы скажете, что я сижу в запрете и мне легко рассуждать. Значит моя епитимья не прошла даром. Нравится нам это или нет, но очень скоро храмы закроют, и все мы вдруг окажемся старообрядцами. Я искренно верю, что нам пригодятся уроки гонимых в прошлом братьев меньших во Христе.

Александр Парфёнов. Ростов Великий.

#староверы #ростовскаяземля #православие
Весна в Покрове.
23.03.20. Владимирская область.

Надежда Каретникова.

#покров #владимирскаяобласть
Карта из свежего подкаста Михаила Родина "Родина слонов" посвященного древней истории финно-угорских народов, финно-угорского праязыка и уральской языковой семьи о которых рассказывает Владимир Напольских - российский этнолог, этнограф, этноисторик, лингвист, один из крупнейших финноугроведов Европы. Член-корреспондент РАН, доктор исторических наук.

Карта показывает, что великороссы (в рамках своего изначального ядра) образовались на финно-угорском субстрате (меря, мещёра, мурома), также как северные великороссы (чудь, весь, меря) и южные великороссы (мокша, эрзя). Суперстратом в этногенезе нашего народа выступили балто-славяне (словене, кривичи и вятичи). Это их (великороссов центральных, северных и южных) отличает от западных и юго-западных русских популяций Калуги, Брянска, Смоленска, Орла, Тулы в этногенезе которых участвовал балтский субстрат (голядь, днепровские балты) и славянский суперстрат.

Залесец.

#этногенез #великороссы #финноугры #балты #славяне
Камнем преткновения в принятии христианской традиции многими финно-угорскими народами, по мимо собственных культурных устоев, нередко были первопоселенцы из Руси в среде неславянского населения. К примеру, обрусевшие к тому времени чудские выходцы из Новгорода или обрусевшие меряне первопоселенцы из Ростово-Суздальской земли, весьма далекие от христианского благочестия: имевшие по 2-3 и более жен, ведшие вольную жизнь; священники в их среде были малограмотные, среди них были запрещенные, расстриженные и даже священники-самозванцы.

#этногенез #великороссы #финноугры #поволжье
Наша дорога Мегра-Белозерск. Газ 51. Да...было время...теперь и толкнуть не кому....

Из архива Сергея Шибаева.

#белозерск #вологодскаяобласть
Вдогонку к вчерашнему посту про великороссов.

В южновеликорусских (центрально-черноземных) регионах, был до конца XIX века распросранен весьма архаичный женский головной убор "рогатая кичка". Обычно считается, что этот головной убор по происхождению славянский.

Однако-же подобные "рогатые кички" традиционно носили мокшанские и эрзянские женщины на пространствах нынешних Рязанской (восточной и юго восточной ее части), Тамбовской, Пензенской, Нижегородской областей и Республики Мордовия. Семантически мордовская и южновеликорусская "рогатые кички" идентичны. И поскольку подобных "рогатых" головных уборов у славянских соседей южных великороссов не засвидетельствовано, перед нами типичная аккультурация, заимствование, произошедшее в процессе обрусения мордвы на пространствах Черноземья в XVI-XIX веках.

Залесец.

#великороссы #эрзя #мокша #XVIвек #XIXвек #этногенез
Коза - сталинская корова.

Именно так называли козу в эпоху сталинских колхозов. Коза не облагалась налогом, сдавать молоко, шерсть, шкуру не надо, а с коровы надо было.

В определённый период нашей истории людям запрещали иметь коров. Были большие проблемы прокормить корову - накосить сено.

Фото из фотоархива Михаила Столярова.

#белозерск #вологодскаяобласть #XXвек
От Децебала до Святослава Игоревича.

Как вам такое - Городцов В.А.
«Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве.» «Труды ГИМ», 1926.

Настоящий русский интеллигент и патриот не ищет легких путей изучая вологодскую, архангельскую или костромскую вышивку и орнаментику. Да, даки мы, сарматы мы, с раскосыми и жадными очами!

Господи, почему все люди как люди, например белорусские этнографы и культурологи в изучении своей белорусской вышивки не руководствуются вышивкой Бухары или американских индейцев?... Почему искусствоведы Бухары и Душанбе не пишут, что художественные мотивы им принесли далекие горцы с Карпат?

И только наши отечественные работники культуры и науки в своей массе зело странные... Чужое знают, своим глубоко не интересуются.

Такому размаху мысли позавидовал бы сам Мирча Элиадэ, который свои длинные легионерские портянки «От Залмоксиса до Чингисхана» только в 1970-м повесил.

Залесец.

#орнаментика #этнография #русскийсевер
Forwarded from Дзермант
Упрек во многом справедливый, только вот на финно-угров было мощное иранское влияние: и в языке, и в мифологии (обско-угорский Мир-Суснэ-хум серьезными специалистами считается местной адаптацией Митры) и в искусстве (влияние скифо-сарматского звериного стиля на пермский звериный стиль). Все в Евразии взаимосвязано. Да, и Бухары это тоже касается. :)
https://yangx.top/zalesje/1221
Ярославские женщины XII-XIII веков любили носить мерянские "шумящие" украшения.

#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #ярославскаяобласть #археология #XIIвек #XIIIвек
@dzermant, коллега, с влиянием на финно-угров (а через них на нашу северную этнографию) древних иранцев, начиная с религии (мифологии, искусства), языка, и заканчивая технологиями, нельзя не согласиться. Известный факт. В этом направлении я бы и двигался. ) В прочем, не забывая и про балто-славянский Полюс, связывающий великороссов и белоруссов. ;)

Залесец.
Находки из курганного могильника финно-скандинавского протогорода Тимерево (предшественника летописного Ярославля)

#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #ярославскаяобласть #археология #IXвек #Xвек
Ельцин и коронавирус.

В фэйсбуке у Павла развернулась дискуссия - уместна ли аналогия с Ельциным, воспринимать ли "свободу" как смертельную заразу или нет? Правда ли "свобода" либо есть у человека, либо ее нет, "свободу" никто никому дать не может, или может? Стоит ли корнавирус на одном уровне с ювенальной юстицией и ипотечным кагалом?

Что сказать? "Свобода", "несвобода", все относительно. Важен лишь гомеостаз великорусской, популяции в Верхневолжье и на Русском Севере. Остальное тлен.))))

Традиционалист.

#житейское #юмор
Святая Русь. Хроники эпидемии.

Массовые анонимные рассылки с упоминанием Афона, Богородицы и неких афонских "Старцев" - это феномен, который стоит исследовать отдельно.

Православный аналог "писем счастья" теоретически ориентирован на очень широкую аудиторию. Но есть проколы. Например, если над входной дверью не прибит крест, его надо начертать пальцами, окунув их в оливковое масло. Но у всех ли в России дома есть именно оливковое масло?

Да, греческий контекст типа воспроизведен, но чем подсолнечное или кукурузное провинилось? Не так божественны?

Эти письма - великолепный образец практической магии для массового использования. Молитвы при этом читать не обязательно, верить не обязательно. Важно, чтобы были пальцы и оливковое масло.

PS: Божие повеление иным было: заклать ягненка и помазать кровью косяки дверей.
Но секуляризм, консьюмеризм и эстетизм уже победили. Крови теперь не надо, достаточно масло в магазине купить.

Сергей Чапнин.

#магия #православие #коронавирус #XXIвек
На улицах Вологды непривычно много машин с московскими номерами.

Как пишут коллеги, столицу уже покинуло более одного миллиона автомобилей. Все они двинулись в сторону городов традиционного Золотого кольца и новомодного Серебряного ожерелья, в которое входит и наш регион.

Москвичи (или в привычном обиходе «понаехавшие тут») сегодня ищут спасение от эпидемии на малой родине. В небольших райцентрах, посёлках или в последних ещё не умерших деревнях. И в этом смысле Вологодчине, которая давно стала загородной резиденцией для московских князей, не повезло.

Сейчас к нам массово могут хлынуть потоки столичных чиновников и бизнесменов, в попытке скрыться от коронавируса на своих дачах в Вытегре, Кириллове, Белозерске, Устье, Устюжне, Шексне...

Оно нам надо?! Особенно с учётом нехватки персонала и оборудования в ЦРБ и относительной доступности ФАПов. А про то, что в наших аптеках, как не было, так и нет элементарных масок, мы просто уже не говорим.
Новая пластинка костромского рок-н-рола.

А Буй да Кадуй у ворот сидел... (С)

#костромскаяобласть #юмор
Дом горожанина-ремесленника. Домонгольский Ярославль. Художник Федорова О.В.

Ярославские женщины XII-XIII веков любили носить мерянские "шумящие" украшения.

#ярославль #ярославскиймузейзаповедник #ярославскаяобласть #археология #XIIвек #XIIIвек