"- што ужь за чал'экъ, неча баить; брачско серчё.... печи, стеречи; дѣлашь, дѣлатъ, дѣламъ; надозривать вмѣсто надзирать; кочень вмѣсто качанъ; сполошь вмѣсто сплошь; пасево вмѣсто пастьба, ботовь вмѣсто ботва, козанки, жомочки, сёло, iово, доброво и проч.... мнукъ, вного, повно; в вмѣсто г: ковда, товда; с вмѣсто ш и на–оборотъ: яс(ч)ной пирогъ, яшно на небѣ; молосное; с вмѣсто ч, ц: пости такъ, свѣты и твѣты; ц и цч вмѣсто ч (особенно въ Залѣсьѣ): целэкъ, цчелэкъ, цчерква, цчово, цово; говорятъ также: не точе (не только), ничо (ничего), катца (кажется), хот'ца, подь (поди), разѣ (развѣ), тамоди, тутоди, Ванькя, Ваньтя, Лисафья (Лизавета), ложковъ, болѣзнёвъ; возмитё, говоритё;... съ намъ, съ вамъ, къ нами и къ вами; сѣкчи, толокчи, пекчи; данныемъ, званыемъ, прежнiимъ; экъ ёнъ лома'тся, хвата'ть; затѣмъ, во многихъ мѣстахъ пьютъ цай и даже цвай съ калацомъ; охотно берутъ прилагательное усѣченное (глупа голова); переносятъ ударенiе: вы хотитё, глядитё; говорятъ утъ вмѣсто отъ, удѣяло, утопокъ, и любятъ частицу чу. Цокаютъ болѣе отъ Костромы на юго–востокъ, на Кинешму, Юрьевецъ, къ Варнавину.
Въ Нерехтѣ услышите: грыбы, цоловатъ, шти, свитать, сноблю (снабжу), ёлоха (ольха), чигунъ, ненавиство, платъ (платокъ), тысяща, одёва (одежда), понафида, чигане...
Корелы, Зыряне, Пермяки, Вогулы, Вотяки, Черемисы, русѣя, переиначиваютъ нѣсколько языкъ нашъ. Чудскiя племена вообще легко теряютъ языкъ и народность свою и въ–очью русѣютъ; .... болѣе половины Россiи или подданныхъ ея носятъ на себѣ еще признаки чудскаго племени".
В. Даль.
#финноугры #этногенез #великороссы
Въ Нерехтѣ услышите: грыбы, цоловатъ, шти, свитать, сноблю (снабжу), ёлоха (ольха), чигунъ, ненавиство, платъ (платокъ), тысяща, одёва (одежда), понафида, чигане...
Корелы, Зыряне, Пермяки, Вогулы, Вотяки, Черемисы, русѣя, переиначиваютъ нѣсколько языкъ нашъ. Чудскiя племена вообще легко теряютъ языкъ и народность свою и въ–очью русѣютъ; .... болѣе половины Россiи или подданныхъ ея носятъ на себѣ еще признаки чудскаго племени".
В. Даль.
#финноугры #этногенез #великороссы
Странный день. В Москве умер политик и писатель Эдуард Лимонов. Об этом у себя в телеграм-канале сообщил депутат Сергей Шаргунов. Ему было 77 лет. Одним русским классиком на свете стало меньше. А в Уфе, после месяца комы, умер Лев Прозоров (Озар Ворон), неославянский фолькисторик из Удмуртии, один из первых фигурантов 282 в нулевых, люто ненавидевший финно-угров и теорию финно-угорского субстрата. Да простит его за это Инмар.
Про такое обычно говорят - високосный год....
#лимонов #прозоров #2020год
Про такое обычно говорят - високосный год....
#лимонов #прозоров #2020год
Беларусь VS Нечерноземье
В Беларуси и в России часто можно слышать критику беларусской Системы, мол, зачем поддерживать заводы и фабрики, агрогородки-колхозы, весь этот "совок". Да, безусловно, у всякой Системы есть свои минусы и плюсы, но стоит сравнить поддерживаемую Минском инфраструктуру беларусской глубинки с нашими грустными реалиями. Например с ивановскими. Слово Сергею Гаврилову:
"Фабрика. Посёлок Новописцово, Вичугский район, Ивановская область.
Бывший Новописцовский льнокомбинат. На нём работал почти весь посёлок. Полный цикл производства. От льна и хлопка до готовой продукции. Выращивание льна практически уничтожено. Связи с узбеками, которые поставляли хлопок, разрушены. За время нынешнего беспредела поменялась куча хозяев. Одно время даже афганцы рулили. Сейчас работает человек 150, может чуть больше. Печатают какие-то рисунки на ткани готовые. Короче при смерти. Основная часть трудоспособного населения на заработках, в основном в Москве."
Грустно.
#беларусь #нечерноземье #ивановскаяобласть
В Беларуси и в России часто можно слышать критику беларусской Системы, мол, зачем поддерживать заводы и фабрики, агрогородки-колхозы, весь этот "совок". Да, безусловно, у всякой Системы есть свои минусы и плюсы, но стоит сравнить поддерживаемую Минском инфраструктуру беларусской глубинки с нашими грустными реалиями. Например с ивановскими. Слово Сергею Гаврилову:
"Фабрика. Посёлок Новописцово, Вичугский район, Ивановская область.
Бывший Новописцовский льнокомбинат. На нём работал почти весь посёлок. Полный цикл производства. От льна и хлопка до готовой продукции. Выращивание льна практически уничтожено. Связи с узбеками, которые поставляли хлопок, разрушены. За время нынешнего беспредела поменялась куча хозяев. Одно время даже афганцы рулили. Сейчас работает человек 150, может чуть больше. Печатают какие-то рисунки на ткани готовые. Короче при смерти. Основная часть трудоспособного населения на заработках, в основном в Москве."
Грустно.
#беларусь #нечерноземье #ивановскаяобласть
Forwarded from Унежить душу
Как я давно ждал этого!
Денис Ширяев с помощью нейросетей улучшил и раскрасил знаменитое видео Тверской улицы в 1896 году.
Очень необычные ощущения. Надеюсь, технологии когда-нибудь дойдут до того, чтобы можно будет увидеть старую Россию ещё более реалистичной.
Денис Ширяев с помощью нейросетей улучшил и раскрасил знаменитое видео Тверской улицы в 1896 году.
Очень необычные ощущения. Надеюсь, технологии когда-нибудь дойдут до того, чтобы можно будет увидеть старую Россию ещё более реалистичной.
YouTube
[60 fps] Moscow, Tverskaya Street in 1896
Upscaled with neural networks 1896 Moscow footage taken in May by Charles Moisson from the Lumière company.
You can reach me here:
💌 https://shir-man.com
Ensemble of neural networks used for:
1) FPS boosting – to 60 frames per second;
2) Image resolution…
You can reach me here:
💌 https://shir-man.com
Ensemble of neural networks used for:
1) FPS boosting – to 60 frames per second;
2) Image resolution…
Меря и Древняя Русь
«...включение северо-восточных (Ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить возможную достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление.»
(доктор исторических наук Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163)
#древняярусь #мерянское #залесскаяземля
«...включение северо-восточных (Ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить возможную достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление.»
(доктор исторических наук Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163)
#древняярусь #мерянское #залесскаяземля
Читаю про Борисоглебский монастырь на Устье. Замечательно пишут русские люди про старомосковское благолепие, церкви, звонницы, башни, и в том числе: "В период опричнины Борисоглебский монастырь неизменно пользовался благосклонностью Ивана Грозного, выделявшего на помин умерших жен, убитого сына Ивана и казненных по государственной необходимости подданных."
Казненных по государственной необходимости. Чудесно же звучит и главное вполне современно. Не находите, братия?
Залесец.
#борисоглебскиймонастырь #ростовскаяземля #ярославскаяобласть #XVIвек #XVIIвек
Казненных по государственной необходимости. Чудесно же звучит и главное вполне современно. Не находите, братия?
Залесец.
#борисоглебскиймонастырь #ростовскаяземля #ярославскаяобласть #XVIвек #XVIIвек
Равноденствие. Шавыш-водыш.
От озера Неро
до озера Нево
небо,
небо.
Закину я невод
от озера Неро
до Нерли,
до Неи,
до Нары,
до Нарвы,
до Нево...
За реки, за горы -
от мери,
мещёры,
до чуди,
корелы,
до жмуди,
дремелы,
дреговичей,
веси,
до кривичей,
древних...
Закину я невод,
шелковые сети,
до неба,
до недр,
до дна и до выси,
до самой до сути -
до Боговой мысли.
В дизайне ипользован артефакт (часть конской упряжи) найденный на Сарском городище. VII-VIII век, меря.
#озеронеро #ростовскаяземля #равноденствие
От озера Неро
до озера Нево
небо,
небо.
Закину я невод
от озера Неро
до Нерли,
до Неи,
до Нары,
до Нарвы,
до Нево...
За реки, за горы -
от мери,
мещёры,
до чуди,
корелы,
до жмуди,
дремелы,
дреговичей,
веси,
до кривичей,
древних...
Закину я невод,
шелковые сети,
до неба,
до недр,
до дна и до выси,
до самой до сути -
до Боговой мысли.
В дизайне ипользован артефакт (часть конской упряжи) найденный на Сарском городище. VII-VIII век, меря.
#озеронеро #ростовскаяземля #равноденствие
В тему "костромского хиджаба". Вот так галичанки прикрывали лицо и другие прелести. Большой плат крепился к высокому кокошнику.
Мне кокошник очень нравится. Отчасти потому, что в северовеликорусских (верхневолжских) регионах, откуда происходит большая часть моих предков, был до конца XIX века распространен этот архаичный головной убор (впервые встречающийся в древностях волжских финнов в V-VII веках н.э.), отчасти из-за поп-арт антуража, который за ним (кокошником) сейчас закрепился. Кокошник, кстати, запросто может быть основой для современного повседневного головного убора для женщин. И не забывайте про платок! )
Залесец.
#галич #костромскаяобласть #кокошник
Мне кокошник очень нравится. Отчасти потому, что в северовеликорусских (верхневолжских) регионах, откуда происходит большая часть моих предков, был до конца XIX века распространен этот архаичный головной убор (впервые встречающийся в древностях волжских финнов в V-VII веках н.э.), отчасти из-за поп-арт антуража, который за ним (кокошником) сейчас закрепился. Кокошник, кстати, запросто может быть основой для современного повседневного головного убора для женщин. И не забывайте про платок! )
Залесец.
#галич #костромскаяобласть #кокошник
Forwarded from Начетчик
Не так давно мой канал пересек экватор в 1000 подписчиков.
Когда-то я читал ЖЖ (да-да, такой я динозавр) и завидовал тысячникам. Ну вот и стал им. Правда, сейчас уже несколько людей отписалось. Но все же одна из целей детства достигнута.
Детский и странный писатель Михаил Энде (Гессе для младшего школьного возраста) как-то написал фентезийный роман «Бесконечную историю». В нем красной нитью шла мысль: «Когда желание сбывается, то ты уже этого не хочешь». Я рад расширению аудитории, но все же сейчас тысячник уже не имеет того веса, что во времена ЖЖ. Ныне властители дум – это 16 летние подростки с миллионами подписчиков в тик-токе, остряки в твиттере и ютуберы, куда же без них. Но я счастлив. И я надеюсь, что когда-нибудь и сам стану выше холмов, что кажутся горами.
Выше репостнул подборку, что помогла мне взлететь. А здесь выложу каналы, что я читаю. Согласно правилам хорошего тона, надо указывать своих друзей, но я расскажу о всех блогах, что читаю, пусть даже авторы и не слышали обо мне. Вот такая новая искренность.
Читаю часто:
Йесод – единственный Эссеист телеграма.
История одной жизни – почти забытый ныне жанр дневника с элементами исповеди. Советую подписаться, гораздо лучше инстаграмной фальши.
Стекломой – лучший ехидный агрегатор новостей.
Недалёкое темное настоящее – культурология о мире Вархаммер и некоторых других фантастических Вселенных. На мой взгляд, это уровень толстого журнала. Тоже советую, нет, прошу подписаться.
Толкователь – лучшие обзоры гуманитарных научных книг (сделанные человеком с техническим образованием).
Хемингуэй позвонит – неплохой обозреватель (около)литературных новостей.
Writer Digest – еще один обозреватель литературы и окололитературы.
I’m Writing a Novel – хорошая литкритика.
speculative_fiction – рассуждения о твердой НФ
Переборхес – замечательный блог о литературе. Если бы его не существовало, то стоило бы создать
Стальной шлем – канал профессионального историка. Стоит читать потому, что там не копипаста с Википедии.
Гумконвой – агрегатор
Залесская Земля – неплохой взгляд на региональную историю
Ватникстан – туда пишу
АктивитиЕду – и туда пишу
Новое литературное обозрение – канал хорошего гуманитарного издательства
Полка – вести с лучшего электронного учебника истории по литературе
Подосокороский – сперва принял за нейросеть. Автор канала настолько душный и занудный, что поневоле начинает нравиться (так плохо, что даже хорошо, ага). Читать стоит из-за оперативного оповещения о выходе интересных научных и научно-популярных книг по литературоведению, истории и культурологии, а также некоторых событиях в мире вышеуказанных наук. (Ну и из-за специфического душнильства)
Прошлое – канал очень классного сайта, пытающегося сконцентрировать новости исторической науки (что особенно важно, так как новичку, молодому ученому она кажется неким океаном, где он знает лишь свои научные интересы и интересы научрука) и популяризовать ее. (хотя я бы сделал немного по-другому).
Читаю время от времени:
Андрей Песоцкий – блог.
Душеотвод отца Дмитрия – блог учителя
Историк-Алкоголик – ехидный блог успешного чиновника
Тамара учит русскому – коммерческий и бездушный, но все же интересный канал с заметками о родном языке
Лютый лингвист – литературовед, прикидывающийся языковедом.
Журналистика – очень неплохой канал с новостями из мира медиа
Эмигрантский уезд – еще один дневник.
Архитектурные излишества – канал о домиках и двориках
Киберленинка – канал о том, что пишут эти ваши ученые-моченые
Чернотроп – будущий классик русской литературы.
Кухарка Гегеля – девочка Оля. Конечно, ее надо читать в вк или слушать подкаст, но можно и здесь листать.
Стародеревенский псевдоурбанист – Арсений Ламеко гонял стопом в Иран, а еще учился на географа в СПбГУ. Подписан в надежде, что он сам начнет писать, а не репостить
Труд педагога – провинция и учитель
Записки из надполья - просто хороший человек.
Конечно, это далеко не все каналы, что читаю. Считайте, что закончилась бумага, как у героя «Школы для дураков» Саши Соколова. Вскоре выложу еще подборку.
Когда-то я читал ЖЖ (да-да, такой я динозавр) и завидовал тысячникам. Ну вот и стал им. Правда, сейчас уже несколько людей отписалось. Но все же одна из целей детства достигнута.
Детский и странный писатель Михаил Энде (Гессе для младшего школьного возраста) как-то написал фентезийный роман «Бесконечную историю». В нем красной нитью шла мысль: «Когда желание сбывается, то ты уже этого не хочешь». Я рад расширению аудитории, но все же сейчас тысячник уже не имеет того веса, что во времена ЖЖ. Ныне властители дум – это 16 летние подростки с миллионами подписчиков в тик-токе, остряки в твиттере и ютуберы, куда же без них. Но я счастлив. И я надеюсь, что когда-нибудь и сам стану выше холмов, что кажутся горами.
Выше репостнул подборку, что помогла мне взлететь. А здесь выложу каналы, что я читаю. Согласно правилам хорошего тона, надо указывать своих друзей, но я расскажу о всех блогах, что читаю, пусть даже авторы и не слышали обо мне. Вот такая новая искренность.
Читаю часто:
Йесод – единственный Эссеист телеграма.
История одной жизни – почти забытый ныне жанр дневника с элементами исповеди. Советую подписаться, гораздо лучше инстаграмной фальши.
Стекломой – лучший ехидный агрегатор новостей.
Недалёкое темное настоящее – культурология о мире Вархаммер и некоторых других фантастических Вселенных. На мой взгляд, это уровень толстого журнала. Тоже советую, нет, прошу подписаться.
Толкователь – лучшие обзоры гуманитарных научных книг (сделанные человеком с техническим образованием).
Хемингуэй позвонит – неплохой обозреватель (около)литературных новостей.
Writer Digest – еще один обозреватель литературы и окололитературы.
I’m Writing a Novel – хорошая литкритика.
speculative_fiction – рассуждения о твердой НФ
Переборхес – замечательный блог о литературе. Если бы его не существовало, то стоило бы создать
Стальной шлем – канал профессионального историка. Стоит читать потому, что там не копипаста с Википедии.
Гумконвой – агрегатор
Залесская Земля – неплохой взгляд на региональную историю
Ватникстан – туда пишу
АктивитиЕду – и туда пишу
Новое литературное обозрение – канал хорошего гуманитарного издательства
Полка – вести с лучшего электронного учебника истории по литературе
Подосокороский – сперва принял за нейросеть. Автор канала настолько душный и занудный, что поневоле начинает нравиться (так плохо, что даже хорошо, ага). Читать стоит из-за оперативного оповещения о выходе интересных научных и научно-популярных книг по литературоведению, истории и культурологии, а также некоторых событиях в мире вышеуказанных наук. (Ну и из-за специфического душнильства)
Прошлое – канал очень классного сайта, пытающегося сконцентрировать новости исторической науки (что особенно важно, так как новичку, молодому ученому она кажется неким океаном, где он знает лишь свои научные интересы и интересы научрука) и популяризовать ее. (хотя я бы сделал немного по-другому).
Читаю время от времени:
Андрей Песоцкий – блог.
Душеотвод отца Дмитрия – блог учителя
Историк-Алкоголик – ехидный блог успешного чиновника
Тамара учит русскому – коммерческий и бездушный, но все же интересный канал с заметками о родном языке
Лютый лингвист – литературовед, прикидывающийся языковедом.
Журналистика – очень неплохой канал с новостями из мира медиа
Эмигрантский уезд – еще один дневник.
Архитектурные излишества – канал о домиках и двориках
Киберленинка – канал о том, что пишут эти ваши ученые-моченые
Чернотроп – будущий классик русской литературы.
Кухарка Гегеля – девочка Оля. Конечно, ее надо читать в вк или слушать подкаст, но можно и здесь листать.
Стародеревенский псевдоурбанист – Арсений Ламеко гонял стопом в Иран, а еще учился на географа в СПбГУ. Подписан в надежде, что он сам начнет писать, а не репостить
Труд педагога – провинция и учитель
Записки из надполья - просто хороший человек.
Конечно, это далеко не все каналы, что читаю. Считайте, что закончилась бумага, как у героя «Школы для дураков» Саши Соколова. Вскоре выложу еще подборку.
Фото проект о красоте разных народов. Подобрал типы которые мне нравятся. Татарка, русская, эстонка и финка. Теперь угадайте кто где)
Залесец.
#антропология
Залесец.
#антропология
Ржевский и женщины из Ливонии
Читал нынче духовную грамоту одного из Ржевских (да, тех самых), Василия Михайловича, и зацепился глазом. Старый служака пишет завещание в 1596/97 году - уже и сын Василь Васильич давно взрослый, и 50 рублев на собственное посмертное поминание и похороны давно вложены в Иосифов монастырь, пришло время и о главном распорядиться - долги раздать, милостыню по церквам, сынку приказать заботиться о матери, ну и по поводу имущества порешать - "живота моего, хлеба, лошадеи и доспехов", что ж еще для служилого человека, сына боярского, может быть важнее-то.
Есть, разумеется, и раздел про судьбу холопов. Что в нем меня привлекло - примерно столько же места, сколько указания по поводу более чем трех десятков холопов, около пятой части всей грамоты, занял следующий фрагмент:
"Да што у меня была девка Фенка латышка немецкого полану, как ходил князь Офонасей Шейдяков, воевал с Микитою с Романовичем в Болшом полку, а я, Василеи, тогды был в передовом полку со князем Семеном Ордасовичам, да со князем Михаилом Юрьевичем Лыкова, и яз тое девку Фенку дал сыну своему Василю, а Василеи сын тое девку Фенку дал за Федку за Шеблякина, и мне да них дела нет, то ведает Василеи с ними.
[Да] посылал де меня, Василья, государь на Романов к мурзам к татарам лета 7091-[го] и 92-[го] году, и яз тогды купил на Романове девку Пярку латышку у романовского татарина выборского полону и купчея есть на ту девку, и в таможенные книги на Романове записана. И тое девку Пярку дал сыну своему Василю, а мне на нее дела нет".
(Духовная В.М. Ржевского, 1596/97 г. ОПИ ГИМ. Ф. 65. Д. 34. Л. 6. Публ. Н. Комочева: «Бог по мою душу сошлет, и вы положите мое грешное тело в Осифове монастыре»: духовные грамоты вкладчиков Иосифо-Волоколамского монастыря. 2-я половина XVI в. // Исторический архив. 2016, № 1. С. 175-176.)
Собственно, практической необходимости так подробно расписывать давние перипетии судеб двух "девок немецкого полону" не было. Но Ржевский (думается, с любовью), как перебирающий старые медали ветеран, вспоминает в связи с давно уже отданными сыну холопками-полонянками свои уже вовсе давнишние дела - поход в Ливонии под началом татарских воевод князя Шейдякова-Тутаевича с Семеном Ордасовичем в 1570-х и свою поездку в ярославский Романов двенадцать лет назад. И сам постарел, и пленницы тоже, и государь давно другой, и все это уже никому не интересно - а вот поди же, все помнятся латышки-то!
Любопытно, что главный итог двух десятилетий проигранной Ливонской войны - множество полона, простых и мирных людей, таких же вот женщин - ливонок, эстонок, латышек, как эти Пярка и Фенка, захваченных московскими и татарскими всадниками и навсегда уведенных в глубины Московии - так и остался не замечен и никак не осмыслен отечественной культурой, хотя страдания захваченных в татарских набегах московитов или там южных братушек славян под турецким игом - ее общее место.
Ни тебе романа (хотя какие сюжеты-то возможны, а!), ни оперы, ни даж исторической картины какой, как будто и не было. И ведь потомки Фенки и Пярки, скорее всего, до сих пор ходят где-то тут, под Александровым, Тутаевым, Ростовом. Сколь резко неактуальное прошлое отлично от актуализируемого....
Аким Трефилов.
#московия #ливонскаявойна #XVIвек
Читал нынче духовную грамоту одного из Ржевских (да, тех самых), Василия Михайловича, и зацепился глазом. Старый служака пишет завещание в 1596/97 году - уже и сын Василь Васильич давно взрослый, и 50 рублев на собственное посмертное поминание и похороны давно вложены в Иосифов монастырь, пришло время и о главном распорядиться - долги раздать, милостыню по церквам, сынку приказать заботиться о матери, ну и по поводу имущества порешать - "живота моего, хлеба, лошадеи и доспехов", что ж еще для служилого человека, сына боярского, может быть важнее-то.
Есть, разумеется, и раздел про судьбу холопов. Что в нем меня привлекло - примерно столько же места, сколько указания по поводу более чем трех десятков холопов, около пятой части всей грамоты, занял следующий фрагмент:
"Да што у меня была девка Фенка латышка немецкого полану, как ходил князь Офонасей Шейдяков, воевал с Микитою с Романовичем в Болшом полку, а я, Василеи, тогды был в передовом полку со князем Семеном Ордасовичам, да со князем Михаилом Юрьевичем Лыкова, и яз тое девку Фенку дал сыну своему Василю, а Василеи сын тое девку Фенку дал за Федку за Шеблякина, и мне да них дела нет, то ведает Василеи с ними.
[Да] посылал де меня, Василья, государь на Романов к мурзам к татарам лета 7091-[го] и 92-[го] году, и яз тогды купил на Романове девку Пярку латышку у романовского татарина выборского полону и купчея есть на ту девку, и в таможенные книги на Романове записана. И тое девку Пярку дал сыну своему Василю, а мне на нее дела нет".
(Духовная В.М. Ржевского, 1596/97 г. ОПИ ГИМ. Ф. 65. Д. 34. Л. 6. Публ. Н. Комочева: «Бог по мою душу сошлет, и вы положите мое грешное тело в Осифове монастыре»: духовные грамоты вкладчиков Иосифо-Волоколамского монастыря. 2-я половина XVI в. // Исторический архив. 2016, № 1. С. 175-176.)
Собственно, практической необходимости так подробно расписывать давние перипетии судеб двух "девок немецкого полону" не было. Но Ржевский (думается, с любовью), как перебирающий старые медали ветеран, вспоминает в связи с давно уже отданными сыну холопками-полонянками свои уже вовсе давнишние дела - поход в Ливонии под началом татарских воевод князя Шейдякова-Тутаевича с Семеном Ордасовичем в 1570-х и свою поездку в ярославский Романов двенадцать лет назад. И сам постарел, и пленницы тоже, и государь давно другой, и все это уже никому не интересно - а вот поди же, все помнятся латышки-то!
Любопытно, что главный итог двух десятилетий проигранной Ливонской войны - множество полона, простых и мирных людей, таких же вот женщин - ливонок, эстонок, латышек, как эти Пярка и Фенка, захваченных московскими и татарскими всадниками и навсегда уведенных в глубины Московии - так и остался не замечен и никак не осмыслен отечественной культурой, хотя страдания захваченных в татарских набегах московитов или там южных братушек славян под турецким игом - ее общее место.
Ни тебе романа (хотя какие сюжеты-то возможны, а!), ни оперы, ни даж исторической картины какой, как будто и не было. И ведь потомки Фенки и Пярки, скорее всего, до сих пор ходят где-то тут, под Александровым, Тутаевым, Ростовом. Сколь резко неактуальное прошлое отлично от актуализируемого....
Аким Трефилов.
#московия #ливонскаявойна #XVIвек
Forwarded from Архитектурные излишества (Paul Melkiades)
Типичный дом северо-востока Вологодской области — два мощных сруба объединены общей крышей и светелкой.
Сидя дома-2.
Самоизолянтам может понравиться "Чистая книга" Федора Абрамова - заготовка-дневник романа о Гражданской войне на Пинеге.
Кошмарная там, вдали от цивилизации, была война. Брат брата на только убивал, но убивал с назидательной жестокостью, топил живым в проруби, пленного колол штыком, привязывал к коням и пускал вскачь. Ужасов фронтовик Абрамов избегал, а искал как земляки выживали, пытались заниматься привычным, любили ...
В общем шок войны - Федор Александрович 25 лет разбирался откуда что в людях берется, да так книгу и не написал. Зато дневник-заготовка получился путеводителем по русским неурядицам и в 1970-х тянул на уголовное дело.
"Чистая книга" здесь http://abramov.aonb.ru/main.html
#абрамов #русскийсевер #шестидесятники #великороссы
Самоизолянтам может понравиться "Чистая книга" Федора Абрамова - заготовка-дневник романа о Гражданской войне на Пинеге.
Кошмарная там, вдали от цивилизации, была война. Брат брата на только убивал, но убивал с назидательной жестокостью, топил живым в проруби, пленного колол штыком, привязывал к коням и пускал вскачь. Ужасов фронтовик Абрамов избегал, а искал как земляки выживали, пытались заниматься привычным, любили ...
В общем шок войны - Федор Александрович 25 лет разбирался откуда что в людях берется, да так книгу и не написал. Зато дневник-заготовка получился путеводителем по русским неурядицам и в 1970-х тянул на уголовное дело.
"Чистая книга" здесь http://abramov.aonb.ru/main.html
#абрамов #русскийсевер #шестидесятники #великороссы