Землепользование в Ростово-Суздальской земле (Залесье)
Не вызывает сомнений связь этногенеза и этничности с определенной природной средой, ландшафтами и формами их хозяйственного освоения (см.: Гумилев, 1989. С. 169–207). Известно, что этническое самосознание опирается на представления «о родной земле», на сопряженность этнических (национальных) чувств и эмоционального восприятия «родной природы» (Бромлей, 1983. С. 192; Лебедева, 1993. С. 82–101).
Этнологические исследования свидетельствуют о наличии традиционных представлений о праве аборигенного населения на управление и использование своей «исконной» территории (см.: Кушнер, 1951; Аклаев, 2005. С. 85; Соколовский, 2010. С. 319–344).
Косвенным подтверждением предполагаемого характера меряно-славянских отношений служат наблюдения над топографией селищ.
В районах озер Неро и Плещеево только немногие из славянских поселков выросли на основе мерянских; надпойменные террасы в древнерусское время не заселялись совсем, а некоторые весьма удобные участки остались неосвоенными, также как и в мерянскую эпоху.
Приведенные факты могут указывать на существование у мери определенного «земельного устроения», с которым приходилось считаться славянам (Леонтьев, 1996. С. 281–284).
Необходимо учесть, что осознание своих прав на леса, поля, реки и другие природные объекты могло иметь прямое выражение в религиозном мировоззрении мери. В пользу такого предположения свидетельствуют историко-этнографические данные о некоторых сторонах религиозно-мифологических воззрений родственных мере марийцев.
Они верили, что на всех полях и земельных участках обитают покровители «старуха-старик поля» (нур кува-кугыза), «мать», «господин», «охранник межи» и др. (Марийцы, 2005. С. 220).
#древняярусь #финноугры #славяне #ростовскаяземля
Не вызывает сомнений связь этногенеза и этничности с определенной природной средой, ландшафтами и формами их хозяйственного освоения (см.: Гумилев, 1989. С. 169–207). Известно, что этническое самосознание опирается на представления «о родной земле», на сопряженность этнических (национальных) чувств и эмоционального восприятия «родной природы» (Бромлей, 1983. С. 192; Лебедева, 1993. С. 82–101).
Этнологические исследования свидетельствуют о наличии традиционных представлений о праве аборигенного населения на управление и использование своей «исконной» территории (см.: Кушнер, 1951; Аклаев, 2005. С. 85; Соколовский, 2010. С. 319–344).
Косвенным подтверждением предполагаемого характера меряно-славянских отношений служат наблюдения над топографией селищ.
В районах озер Неро и Плещеево только немногие из славянских поселков выросли на основе мерянских; надпойменные террасы в древнерусское время не заселялись совсем, а некоторые весьма удобные участки остались неосвоенными, также как и в мерянскую эпоху.
Приведенные факты могут указывать на существование у мери определенного «земельного устроения», с которым приходилось считаться славянам (Леонтьев, 1996. С. 281–284).
Необходимо учесть, что осознание своих прав на леса, поля, реки и другие природные объекты могло иметь прямое выражение в религиозном мировоззрении мери. В пользу такого предположения свидетельствуют историко-этнографические данные о некоторых сторонах религиозно-мифологических воззрений родственных мере марийцев.
Они верили, что на всех полях и земельных участках обитают покровители «старуха-старик поля» (нур кува-кугыза), «мать», «господин», «охранник межи» и др. (Марийцы, 2005. С. 220).
#древняярусь #финноугры #славяне #ростовскаяземля
Forwarded from Начетчик
Масленица НЕ языческий праздник или как нам обустроить праздники.
Масленицу считают праздником языческим. Мол, двоеверие и все такое. С детства мне рассказывали о неких древних корнях, «посконной Руси», предках... И такие рассуждения не являлись мифами отдельных взрослых. Дохристианские корни провод зимы раскапывали в свое время такие авторитетные учёные, как Рыбаков и Пропп.
Но подобно тому, как попавшая в море современная вещь, например, осколок стекла обкатывается волнами и становится подобной доисторическому минералу, так и некоторые явления в культуре и обществе вовсе не так стары. Некогда я читал труд А. Панченко «Христовщина и скопщина». Несмотря на сухой слог и немного кривую структуру с теряющийся мыслью, в книге ученый очень здорово описал феномен «народного православия». В ходе народных трактовок монотеистической религии возникали различные ритуалы и фольклор. Ныне они нам кажутся гораздо более древними. «То, что считалось «наследием язычества», нередко оказывалось сравнительно поздним явлением, возникшим в контексте христианской культуры. <…> Думаю, что стремление к архаике является ещё одним способом конструирования «чужого» — этого «неясного объекта желания» колониальной антропологии» – пишет исследователь в другой своей работе.
А вдруг и Масленица не языческая? Поиск вывел меня к интервью Якова Кротова с доцентом Андреем Морозом, заведующим лабораторией фольклора. Вот, что говорит ученый:
«Как и любое явление, бытующее в народной культуре и вне исключительно церковной традиции, Масленица, естественно, состоит из разных компонентов. Что касается языческого праздника, то нет никаких оснований, ни малейших оснований утверждать, что это собственный языческий праздник, который существовал до принятия Русью христианства и вообще каким-то образом в язычество уходит. Естественно, что здесь есть некоторое переосмысление того, что предлагает церковь. Соответственно, начало поста, который в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, естественно, что перед началом поста необходимо съесть как можно больше и как можно более сытного, чтобы в течение поста не голодать. Этот механизм, лежащий в основе переосмысления мясопустной недели, конечно, ничего общего с христианством не имеет, но вместе с тем продиктован он, разумеется, с христианством. Что касается более древних корней, которые, вероятно, восходят к каким-то ранним, дохристианским обрядам, то здесь можно только гадать, ничего определенного нет».
А я бы от себя добавил, что нынешняя Масленица, как и многие другие явления, кажущиеся нам «народными», порождены Модерном. Попади мы в XVIII в, то узнали бы, скорей всего, что на Урале вместо блинов щелкают орешки, а где-то готовят творог с вареньем вместо блинов. В одной деревне чучело несчастное сжигают, а в другой нет. Советская власть унифицировала пестрое народное празднество. Она втиснула его в сухие серые бумаги учреждений культуры подобно тому, как Волгу в это же время поместили меж плотин ГЭС и водохранилищ.
Масленица – это не древний обряд с кучей скрытых смыслов, а наш веселый карнавал. Очень здорово, что мы ее празднуем. Надо и дальше раскручивать этот праздник, мифологизировать, изобретать свое, а не копаться в старой мишуре, уводить от чинуш. Нужно устраивать оригинальные фестивали, чтоб иностранцы ехали к нам и деньги тратили, а потом хвастались: «Я был на в Николо-Ленивце! Вот фоточка в инсте! Завидуй, это не твой беспонтовый Горящий Человек!»
Круто смотрелась Московская Масленица с черными акробатами. Это тот самый случай, когда вышло даже лучше, чем задумывали. Увы, но серые тиски учреждений культуры пока не дают развернуться креативу на всю катушку.
P.S.
Чуть позже наткнулся на интересное исследование по поводу соотношения христианского и языческого в журнале ΠΡΑΞΗΜΑ и на вот это интервью.
P.P.S.
На фото Масленица в Твери. Взято из паблика "Русская смерть".
Масленицу считают праздником языческим. Мол, двоеверие и все такое. С детства мне рассказывали о неких древних корнях, «посконной Руси», предках... И такие рассуждения не являлись мифами отдельных взрослых. Дохристианские корни провод зимы раскапывали в свое время такие авторитетные учёные, как Рыбаков и Пропп.
Но подобно тому, как попавшая в море современная вещь, например, осколок стекла обкатывается волнами и становится подобной доисторическому минералу, так и некоторые явления в культуре и обществе вовсе не так стары. Некогда я читал труд А. Панченко «Христовщина и скопщина». Несмотря на сухой слог и немного кривую структуру с теряющийся мыслью, в книге ученый очень здорово описал феномен «народного православия». В ходе народных трактовок монотеистической религии возникали различные ритуалы и фольклор. Ныне они нам кажутся гораздо более древними. «То, что считалось «наследием язычества», нередко оказывалось сравнительно поздним явлением, возникшим в контексте христианской культуры. <…> Думаю, что стремление к архаике является ещё одним способом конструирования «чужого» — этого «неясного объекта желания» колониальной антропологии» – пишет исследователь в другой своей работе.
А вдруг и Масленица не языческая? Поиск вывел меня к интервью Якова Кротова с доцентом Андреем Морозом, заведующим лабораторией фольклора. Вот, что говорит ученый:
«Как и любое явление, бытующее в народной культуре и вне исключительно церковной традиции, Масленица, естественно, состоит из разных компонентов. Что касается языческого праздника, то нет никаких оснований, ни малейших оснований утверждать, что это собственный языческий праздник, который существовал до принятия Русью христианства и вообще каким-то образом в язычество уходит. Естественно, что здесь есть некоторое переосмысление того, что предлагает церковь. Соответственно, начало поста, который в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, естественно, что перед началом поста необходимо съесть как можно больше и как можно более сытного, чтобы в течение поста не голодать. Этот механизм, лежащий в основе переосмысления мясопустной недели, конечно, ничего общего с христианством не имеет, но вместе с тем продиктован он, разумеется, с христианством. Что касается более древних корней, которые, вероятно, восходят к каким-то ранним, дохристианским обрядам, то здесь можно только гадать, ничего определенного нет».
А я бы от себя добавил, что нынешняя Масленица, как и многие другие явления, кажущиеся нам «народными», порождены Модерном. Попади мы в XVIII в, то узнали бы, скорей всего, что на Урале вместо блинов щелкают орешки, а где-то готовят творог с вареньем вместо блинов. В одной деревне чучело несчастное сжигают, а в другой нет. Советская власть унифицировала пестрое народное празднество. Она втиснула его в сухие серые бумаги учреждений культуры подобно тому, как Волгу в это же время поместили меж плотин ГЭС и водохранилищ.
Масленица – это не древний обряд с кучей скрытых смыслов, а наш веселый карнавал. Очень здорово, что мы ее празднуем. Надо и дальше раскручивать этот праздник, мифологизировать, изобретать свое, а не копаться в старой мишуре, уводить от чинуш. Нужно устраивать оригинальные фестивали, чтоб иностранцы ехали к нам и деньги тратили, а потом хвастались: «Я был на в Николо-Ленивце! Вот фоточка в инсте! Завидуй, это не твой беспонтовый Горящий Человек!»
Круто смотрелась Московская Масленица с черными акробатами. Это тот самый случай, когда вышло даже лучше, чем задумывали. Увы, но серые тиски учреждений культуры пока не дают развернуться креативу на всю катушку.
P.S.
Чуть позже наткнулся на интересное исследование по поводу соотношения христианского и языческого в журнале ΠΡΑΞΗΜΑ и на вот это интервью.
P.P.S.
На фото Масленица в Твери. Взято из паблика "Русская смерть".
Чем не русское хюгге?
Мать карельского поэта Саши Седова из Ключевой в Tverin Kariela. Поговаривают, что колдунья, выжившая из ума. Когда Саша три года назад повесился, она вынула его из петли, уложила на пол, накрыла одеялом и пошла спать.
Жуткий уход... лесная карельская хтонь. Хотя говорят он не карел ни разу но кого это волнует.
Обратите внимание на ее взгляд на портрете. Он не поменялся с годами.
Тверская, лето 2016
Екатерина Соловьева. Пушкино-Гамбург.
Многие русские в восточной, северо-восточной части Тверской области - карелы, ну или весяне обрусевшие еще раньше карел. Уход ничуть не жуткий, вполне в стиле финно-угров. Это у них распространено. У меня знакомый журналист пару лет назад в Сыктывкаре пошел в лес и повесился на дереве. Никому ничего не сказав. Жена, 3 детей...
Залесец.
#финноугры #карелы #тверскаяобласть #смерть
Мать карельского поэта Саши Седова из Ключевой в Tverin Kariela. Поговаривают, что колдунья, выжившая из ума. Когда Саша три года назад повесился, она вынула его из петли, уложила на пол, накрыла одеялом и пошла спать.
Жуткий уход... лесная карельская хтонь. Хотя говорят он не карел ни разу но кого это волнует.
Обратите внимание на ее взгляд на портрете. Он не поменялся с годами.
Тверская, лето 2016
Екатерина Соловьева. Пушкино-Гамбург.
Многие русские в восточной, северо-восточной части Тверской области - карелы, ну или весяне обрусевшие еще раньше карел. Уход ничуть не жуткий, вполне в стиле финно-угров. Это у них распространено. У меня знакомый журналист пару лет назад в Сыктывкаре пошел в лес и повесился на дереве. Никому ничего не сказав. Жена, 3 детей...
Залесец.
#финноугры #карелы #тверскаяобласть #смерть
Первое русское селение Заветлужья.
Ченебечиха - типичная Ветлуга, т.е. пограничье Костромской и Нижегородской областей. В средневековье эта замля именовалась Меровией.
Обратил внимание на явно не славянское название "первого русского селения" - Ченебечиха. По марийски -ченя (устаревшее) - "крещение", -беч это марийское -веч - "со стороны", например "Йошкар-Ола веч" - со стороны Йошкар Олы (в марийском языке -в: нёбно-губное, схоже с русским -б). Ченебечиха - "крещение со стороны",
"крещёное".
Вот такое "первое русское селение" жители которого были окрещёнными черемисами (марийцами).
Всего в 500х км от Москвы.
Да, к слову, в нескольких километрах от Ченебечихи на берегу реки Луданга в 1908 г. В.Н. Каменским было обнаружено "Черемисское кладбище". В 1958 г. это кладбище раскапывалось археологами, которые подтвердили, что это древнемарийское захоронение относится к X—XIII в.в.
Залесец.
#меровия #поветлужье #марийцы #XVIIвек
Ченебечиха - типичная Ветлуга, т.е. пограничье Костромской и Нижегородской областей. В средневековье эта замля именовалась Меровией.
Обратил внимание на явно не славянское название "первого русского селения" - Ченебечиха. По марийски -ченя (устаревшее) - "крещение", -беч это марийское -веч - "со стороны", например "Йошкар-Ола веч" - со стороны Йошкар Олы (в марийском языке -в: нёбно-губное, схоже с русским -б). Ченебечиха - "крещение со стороны",
"крещёное".
Вот такое "первое русское селение" жители которого были окрещёнными черемисами (марийцами).
Всего в 500х км от Москвы.
Да, к слову, в нескольких километрах от Ченебечихи на берегу реки Луданга в 1908 г. В.Н. Каменским было обнаружено "Черемисское кладбище". В 1958 г. это кладбище раскапывалось археологами, которые подтвердили, что это древнемарийское захоронение относится к X—XIII в.в.
Залесец.
#меровия #поветлужье #марийцы #XVIIвек
Forwarded from Толкователь
Чтение на выходные. Увлекающимся экономической историей России будет интересно почитать книгу Манькова «Цены и их движение в Русском Государстве XVI века». Издана она в 1951 году, и автор полтора десятилетия собирал в основном по бухгалтерским монастырским книгам данные по движению цен на продукты питания и ремесленные изделия, металлы, одежду и обувь. Огромный труд, сам Маньков признаётся, что ему не хватало для полноты картины больших данных по европейскому движению цен в XVI веке (хотя немецкими источниками он пользовался). В частности, Манькова интересовал вопрос, затронула ли Московию в то время «великая европейская инфляция, или революция цен», связанная с притоком огромного объёма испанского серебра из только что открытой Америки.
Перенос этой европейской инфляции, видимо, был – в среднем за XVI век цены на Руси выросли в 2-2,5 раза почти по всем продуктам и изделиям. На такую же величину выросла цена наёмного труда (у Манькова были точные цифры по монастырским работникам). Кроме одного продукта – хлеба. Все зерновые подорожали за век в 4-4,5 раза. А хлеб в то время – основная еда, а также главный фураж (применительно к овсу для лошадей).
Такой рост цены хлеба, как предполагает Маньков, стал главной причиной дальнейшего закабаления крестьян, ужесточения крепостничества.
Главной золотой жилой для первоначального накопления капитала для помещиков, монастырей и царя стало зерно (а также меха – в то время как раз начинается экспансия Руси в Сибирь за мехами). Ремесло приносило знати меньше денег, чем хлебопашество (и экстенсивный сбор сырья – будь то лесное бортничество или меха). Эти экономические особенности Руси XVI века предопределило дальнейшую нашу историю.
http://www.fa.ru/org/div/museum/SiteAssets/Pages/IX-XVII/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%93.%20%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%20XVI%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.pdf
Перенос этой европейской инфляции, видимо, был – в среднем за XVI век цены на Руси выросли в 2-2,5 раза почти по всем продуктам и изделиям. На такую же величину выросла цена наёмного труда (у Манькова были точные цифры по монастырским работникам). Кроме одного продукта – хлеба. Все зерновые подорожали за век в 4-4,5 раза. А хлеб в то время – основная еда, а также главный фураж (применительно к овсу для лошадей).
Такой рост цены хлеба, как предполагает Маньков, стал главной причиной дальнейшего закабаления крестьян, ужесточения крепостничества.
Главной золотой жилой для первоначального накопления капитала для помещиков, монастырей и царя стало зерно (а также меха – в то время как раз начинается экспансия Руси в Сибирь за мехами). Ремесло приносило знати меньше денег, чем хлебопашество (и экстенсивный сбор сырья – будь то лесное бортничество или меха). Эти экономические особенности Руси XVI века предопределило дальнейшую нашу историю.
http://www.fa.ru/org/div/museum/SiteAssets/Pages/IX-XVII/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%93.%20%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%20XVI%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.pdf
Размывание святости.
Просмотрел Список канонизированных русских князей и княгинь. Довольно-таки длинный список. Где-то посередине списка находится Иоанн Калита, благоверный князь Московский.
«Калитой» называли большой кошель, который носили на поясе. Ивана Даниловича так прозвали якобы из-за его щедрости по отношению к нищим. Если верить словам Пафнутия Боровского, князь был «милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется».
И откуда же великий князь Иван Данилович брал деньги для наполнения своей "калиты"?
Википедия сообщает: "Вокняжение Калиты на «великом столе» стало началом довольно долгого мирного периода в истории Владимирской Руси (1328—1368 годы). <...> Этот мир наступил благодаря тому, что Калита наладил бесперебойные выплаты дани Орде. По мнению некоторых историков, именно Иван Данилович стал первым великим князем, который собирал дань не только в непосредственно своих владениях, но и в большинстве других княжеств Владимирской земли и сам передавал её хану (раньше это делалось через местных князей, откупщиков и баскаков). Такой вывод делается из одной фразы в Никоновской летописи: в 1328 году, передавая Калите ярлык, Узбек «и иныя княжениа даде ему к Москве». Исключительность полномочий Калиты подчёркивалась новым титулом — «Князь великия всея Руси», который носили и его потомки.
Добывая деньги, князь не останавливался перед грубым насилием. Так, в Ростове, обедневшем из-за татарских набегов, неурожаев и чрезмерных трат местных князей на поездки в Сарай, московские воеводы Мина и Василий Кочева в конце 1328 года организовали масштабные грабежи. «Епарха градского» Аверкия они подвесили вниз головой, «и взъложиша на ня руце свои, и оставиша поругана». Многие другие ростовцы из разных слоёв общества подверглись насилию и были вынуждены отдать остатки своего имущества. Нечто подобное происходило и в других русских городах.
Предположительно часть собранных средств Калита оставлял себе".
И какую-то небольшую долю из этих сведств он раздавал нищим.
Хорош же "благодетель", ничего не скажешь! Безбожно грабил Ростов и другие города русские, исправно "отстёгивал" долю своим подельникам-татарам, которые "крышевали" его, "прикарманивал" лихву, и из этой лихвы раздавал медяки нищим москвичам...
"Калита", почти равнозначно по смыслу слову "Маммона".
Традиционалист.
#иванкалита #московия #XIVвек
https://telegra.ph/Ivan-I-Danilovich-Kalita-10-17
Просмотрел Список канонизированных русских князей и княгинь. Довольно-таки длинный список. Где-то посередине списка находится Иоанн Калита, благоверный князь Московский.
«Калитой» называли большой кошель, который носили на поясе. Ивана Даниловича так прозвали якобы из-за его щедрости по отношению к нищим. Если верить словам Пафнутия Боровского, князь был «милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется».
И откуда же великий князь Иван Данилович брал деньги для наполнения своей "калиты"?
Википедия сообщает: "Вокняжение Калиты на «великом столе» стало началом довольно долгого мирного периода в истории Владимирской Руси (1328—1368 годы). <...> Этот мир наступил благодаря тому, что Калита наладил бесперебойные выплаты дани Орде. По мнению некоторых историков, именно Иван Данилович стал первым великим князем, который собирал дань не только в непосредственно своих владениях, но и в большинстве других княжеств Владимирской земли и сам передавал её хану (раньше это делалось через местных князей, откупщиков и баскаков). Такой вывод делается из одной фразы в Никоновской летописи: в 1328 году, передавая Калите ярлык, Узбек «и иныя княжениа даде ему к Москве». Исключительность полномочий Калиты подчёркивалась новым титулом — «Князь великия всея Руси», который носили и его потомки.
Добывая деньги, князь не останавливался перед грубым насилием. Так, в Ростове, обедневшем из-за татарских набегов, неурожаев и чрезмерных трат местных князей на поездки в Сарай, московские воеводы Мина и Василий Кочева в конце 1328 года организовали масштабные грабежи. «Епарха градского» Аверкия они подвесили вниз головой, «и взъложиша на ня руце свои, и оставиша поругана». Многие другие ростовцы из разных слоёв общества подверглись насилию и были вынуждены отдать остатки своего имущества. Нечто подобное происходило и в других русских городах.
Предположительно часть собранных средств Калита оставлял себе".
И какую-то небольшую долю из этих сведств он раздавал нищим.
Хорош же "благодетель", ничего не скажешь! Безбожно грабил Ростов и другие города русские, исправно "отстёгивал" долю своим подельникам-татарам, которые "крышевали" его, "прикарманивал" лихву, и из этой лихвы раздавал медяки нищим москвичам...
"Калита", почти равнозначно по смыслу слову "Маммона".
Традиционалист.
#иванкалита #московия #XIVвек
https://telegra.ph/Ivan-I-Danilovich-Kalita-10-17
Telegraph
Иван I Данилович Калита
Иван Данилович Калита (предположительно 1 ноября 1288 — 31 марта 1340, Москва) — князь Московский (1322 или 1325—1340), великий князь Владимирский (1328—1340), князь Новгородский (1328—1337). Сын Даниила Александровича, младший брат Юрия Даниловича, получивший…
Рацион монахов в XVI веке и отхожие места Троице-Сергиевой лавры.
Археологические и археобиологические исследования отхожих мест (практика, широко распространенная у западных исследователей) пока не завоевала популярность у российских ученых. Но анализ остатков выгребных ям – это надежный источник, позволяющий получить достоверные ответы на множество вопросов, касающихся системы питания и состояния здоровья людей, живших много лет назад.
В 2019 году при проведении плановых спасательных работ на территории Троице-Сергиевой лавры экспедиция ИА РАН исследовала участок, мало изученный археологически. На участке, который находился на задворках лавры, в низине, археологи обнаружили следы нескольких отхожих мест конца XV-начала XVII веков. Были отобраны пробы, которые, благодаря хорошей сохранности органики, позволили расширить знания о быте и условиях жизни насельников лавры того времени и узнать детали, не известные по письменным источникам.
Анализ археоботанических остатков, проведенный в Лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН, показал, что основную часть рациона насельников лавры составляли хлеб и каши. Об этом свидетельствуют преобладающие в образцах фрагменты отрубей злаков: овса, пшеницы, гречихи, проса, льна. Насельники лавры ели горох и огурцы, остатки которых были точно определены. Также найдены оболочки раздробленных конопляных зерен – это говорит о употреблении жмыха от масла или слабофильтрованного масла, которое, возможно, добавляли в каши.
Спорово-пыльцевой анализ подтвердил наличие культурных злаков, а также лекарственных трав и медоносов – зверобоя, мяты, душицы, валерианы, иван-чая, липы. Заметную часть рациона составляли яблоки из садов, о которых рассказывается в письменных источниках. А вот о том, что в XVI веке в меню входил инжир, в письменных источниках не сообщается, но, как следует из найденных остатков семян, он тоже входил в рацион монахов. Также в письменных источников нет упоминаний об огромном количестве ягод – земляники, черники, брусники, голубики, малины. Возможно, травы и мед использовали и в качестве лекарственных настоев, и как сборы для чая.
Насельники использовали в пищу речную рыбу, и видимо, не всегда ее хорошо термически обрабатывали: гельминтологический анализ, проведенный сотрудником Института гельминтологии Хрусталевым А., обнаружил в пробах многочисленные яйца лентеца, власоглава и аскарид. Возможно, заражение шло от вяленой рыбы или икры.
Неожиданным и интересным аспектом исследования стало изучение деревянных изделий, напоминающих деревянные ножи. Эти изделия были найдены в большом количестве в заполнении выгребных ям. Скорее всего, эти палочки, так же, как и очесы льна и мох, использовались как средства гигиены.
О результатах исследования было сообщено в докладе "К вопросу о возможности реконструкции питания монахов Троице-Сергиевой лавры XVI-XVII вв. по результатам естественнонаучных исследований", прозвучавшем на конференции "Археологические исследования в России: новые материалы и интерпретации" (2-3 марта, ИА РАН).
Институт археологии РАН.
#троицесергиевалавра #московскаяобласть #XVIвек
Археологические и археобиологические исследования отхожих мест (практика, широко распространенная у западных исследователей) пока не завоевала популярность у российских ученых. Но анализ остатков выгребных ям – это надежный источник, позволяющий получить достоверные ответы на множество вопросов, касающихся системы питания и состояния здоровья людей, живших много лет назад.
В 2019 году при проведении плановых спасательных работ на территории Троице-Сергиевой лавры экспедиция ИА РАН исследовала участок, мало изученный археологически. На участке, который находился на задворках лавры, в низине, археологи обнаружили следы нескольких отхожих мест конца XV-начала XVII веков. Были отобраны пробы, которые, благодаря хорошей сохранности органики, позволили расширить знания о быте и условиях жизни насельников лавры того времени и узнать детали, не известные по письменным источникам.
Анализ археоботанических остатков, проведенный в Лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН, показал, что основную часть рациона насельников лавры составляли хлеб и каши. Об этом свидетельствуют преобладающие в образцах фрагменты отрубей злаков: овса, пшеницы, гречихи, проса, льна. Насельники лавры ели горох и огурцы, остатки которых были точно определены. Также найдены оболочки раздробленных конопляных зерен – это говорит о употреблении жмыха от масла или слабофильтрованного масла, которое, возможно, добавляли в каши.
Спорово-пыльцевой анализ подтвердил наличие культурных злаков, а также лекарственных трав и медоносов – зверобоя, мяты, душицы, валерианы, иван-чая, липы. Заметную часть рациона составляли яблоки из садов, о которых рассказывается в письменных источниках. А вот о том, что в XVI веке в меню входил инжир, в письменных источниках не сообщается, но, как следует из найденных остатков семян, он тоже входил в рацион монахов. Также в письменных источников нет упоминаний об огромном количестве ягод – земляники, черники, брусники, голубики, малины. Возможно, травы и мед использовали и в качестве лекарственных настоев, и как сборы для чая.
Насельники использовали в пищу речную рыбу, и видимо, не всегда ее хорошо термически обрабатывали: гельминтологический анализ, проведенный сотрудником Института гельминтологии Хрусталевым А., обнаружил в пробах многочисленные яйца лентеца, власоглава и аскарид. Возможно, заражение шло от вяленой рыбы или икры.
Неожиданным и интересным аспектом исследования стало изучение деревянных изделий, напоминающих деревянные ножи. Эти изделия были найдены в большом количестве в заполнении выгребных ям. Скорее всего, эти палочки, так же, как и очесы льна и мох, использовались как средства гигиены.
О результатах исследования было сообщено в докладе "К вопросу о возможности реконструкции питания монахов Троице-Сергиевой лавры XVI-XVII вв. по результатам естественнонаучных исследований", прозвучавшем на конференции "Археологические исследования в России: новые материалы и интерпретации" (2-3 марта, ИА РАН).
Институт археологии РАН.
#троицесергиевалавра #московскаяобласть #XVIвек
Дорогой читатель!
Мой канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
• @theworldisnoteasy — разбор не самых очевидных концепций в современной науке и цифровых технологиях от одного из первых руководителей российского отделения IBM;
• @unknownhistory — малоизвестные факты из истории человечества и нетривиальный взгляд на события прошлого;
• @xscience — научпоп не от журналистов, а от настоящего отечественного ученого: простым языком, интересно и понятно. Ну и истории из НИИ;
• @eidelman — Уроки истории с заслуженным учителем РФ, известным писателем и одной из самых популярных авторов платформы «Арзамас» Тамарой Эйдельман;
• @historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Живая энциклопедия всемирной истории;
• @moscowww – канал об истории и архитектуре Москвы с неизменным вниманием к деталям и авторскими маршрутами прогулок;
• @apxeo_today – канал практикующего археолога из МГУ и РАН о буднях ученого и научных инсайдах, он проводит раскопки в Мексике, Гватемале и России, пишет об этом от первого лица и ведет свой видеоблог;
• @zalesje "Залесская земля" — социальная антропология великой русской равнины. О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов;
• @kremlinmuseums — повседневная история древнего Кремля от бронзового века до наших дней. Рассказывают и показывают сотрудники Музеев Кремля;
• @estet_best — Золотая коллекция кино,музыки,книг и живописи. Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
• @gumkonvoy — главный гуманитарный агрегатор Telegram.
Мой канал входит в сообщество исторических каналов «КЛИО» — это команда молодых талантливых людей, популяризирующих знания о прошлом.
• @theworldisnoteasy — разбор не самых очевидных концепций в современной науке и цифровых технологиях от одного из первых руководителей российского отделения IBM;
• @unknownhistory — малоизвестные факты из истории человечества и нетривиальный взгляд на события прошлого;
• @xscience — научпоп не от журналистов, а от настоящего отечественного ученого: простым языком, интересно и понятно. Ну и истории из НИИ;
• @eidelman — Уроки истории с заслуженным учителем РФ, известным писателем и одной из самых популярных авторов платформы «Арзамас» Тамарой Эйдельман;
• @historygothy — Древняя Греция, Рим, Византия, Крестовые походы и не только. Живая энциклопедия всемирной истории;
• @moscowww – канал об истории и архитектуре Москвы с неизменным вниманием к деталям и авторскими маршрутами прогулок;
• @apxeo_today – канал практикующего археолога из МГУ и РАН о буднях ученого и научных инсайдах, он проводит раскопки в Мексике, Гватемале и России, пишет об этом от первого лица и ведет свой видеоблог;
• @zalesje "Залесская земля" — социальная антропология великой русской равнины. О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов;
• @kremlinmuseums — повседневная история древнего Кремля от бронзового века до наших дней. Рассказывают и показывают сотрудники Музеев Кремля;
• @estet_best — Золотая коллекция кино,музыки,книг и живописи. Регулярные анонсы кинопремьер, новинки литературы и статьи о живописи и истории;
• @gumkonvoy — главный гуманитарный агрегатор Telegram.
Тюркская и ордынская археология в иллюстрациях талантливого художника-графика Романа Сафиуллина.
Так закладывается национальный дискурс.
#тюрки #золотаяорда #археология
Так закладывается национальный дискурс.
#тюрки #золотаяорда #археология
Forwarded from Красный Фронтовик
Случайно наткнулся на зыбку (люльку) с серпом и молотом в канале Залесская Земля и тут же вспомнил, что в деревне Коростель Брейтовского района Ярославской области прошлым летом видел наличники с той же символикой. И кто-то после этого еще говорит, что советскую культуру наш народ не принял. На третьем фото серпасто-молоткастый орнамент, который фотографировал в краеведческом музее города Они (Грузия).
Про разное православие в XVII-XVIII веках.
Реформированное никонианское православие - это религия только связанных с властью, пресловутой "вертикалью", государевых людей, попов, дворян и госчиновников. В масштабах великоросской популяции все оставалось по-прежнему, в большей мере Московия была страна скрываемого или явного староверия и откровенного сектантства.
Если говорить о нас, московитах, как о чем-то содержательном, то достоверна этнокультурная преемственность и вырисовывающееся единство у населения московитских европейских регионов (без славянского юга и юго-запада) - от мерянских и чудских волхвов к стригольникам, жидовствующим и обитателям Северной Фиваиды, от духовных течений XIV-XV веков к кержакам, бегунам, хлыстам, дырникам XVIII-XIX веков...
#московия #XVIIвек #XVIIIвек #православие #староверы
Реформированное никонианское православие - это религия только связанных с властью, пресловутой "вертикалью", государевых людей, попов, дворян и госчиновников. В масштабах великоросской популяции все оставалось по-прежнему, в большей мере Московия была страна скрываемого или явного староверия и откровенного сектантства.
Если говорить о нас, московитах, как о чем-то содержательном, то достоверна этнокультурная преемственность и вырисовывающееся единство у населения московитских европейских регионов (без славянского юга и юго-запада) - от мерянских и чудских волхвов к стригольникам, жидовствующим и обитателям Северной Фиваиды, от духовных течений XIV-XV веков к кержакам, бегунам, хлыстам, дырникам XVIII-XIX веков...
#московия #XVIIвек #XVIIIвек #православие #староверы
Forwarded from Русский переплет
Однажды возвращаюсь из Лавры. Обычно через Москву, а тут не хотелось опять в городскую толчею, поехал впервые на автобусе. Куда – не важно, скажем, от Лавры на юго-восток. А область, для тех, кто не знает, местами такая глушь, хотя столица рядом. Остановки редкие, едем медленно, смеркается. Тогда в самом начале 80-х ходил по маршруту ЛАЗ-695 – теперь редкость, а тогда еще в глуши ходили, их не любили: на задних сидениях трясло, пахло перегретым маслом, и пыль пробивалась через щели в полу. Автобус переваливается с боку на бок по колдобинам грунтовой дороги, и все пространство внутри наполняется пыльно. Пассажиров всего человек пять – вечер воскресения. Впереди меня сидят две женщины в ватниках и шерстяных платках, хотя тепло, начало сентября, бабье лето, картошки как раз убирали.
Слышу такой разговор:
‒ Решила Псалтирь почитать.
‒ Так у тебя же нет.
‒ А я у Марьи взяла.
‒ И она дала?
‒ Да я переписала.
И достает небольшую стопку школьных тетрадей. А в них почерком, как в школе учили – аккуратненько переписаны Псалмы, как тут на фотографии ‒ начало жития Иустины Антиохийской.
Вспомнил, потому что просматриваю фотографии десятилетней давности. Нашел такие фотки – Минея четья 1824 года изданная в Киево-Печерской лавре, а в ней рукописи. Правда, не 80-х, о которых речь, а скорее 60-х годов, судя по написанию адреса, но возможно я ошибаюсь, не изучал историю почтовых адресов. #былое
Новая бумага пожелтела, особенно та часть, которая ближе к краю блока (точнее корню), а тряпичная не пожелтела даже там, где соприкасалась с новой (сфотографировано, как лежало). #бумага
Кстати, о картошках: в Питере говорят: «в мундире», а там – «в шкарлупе».
Однажды возвращаюсь из Лавры. Обычно через Москву, а тут не хотелось опять в городскую толчею, поехал впервые на автобусе. Куда – не важно, скажем, от Лавры на юго-восток. А область, для тех, кто не знает, местами такая глушь, хотя столица рядом. Остановки редкие, едем медленно, смеркается. Тогда в самом начале 80-х ходил по маршруту ЛАЗ-695 – теперь редкость, а тогда еще в глуши ходили, их не любили: на задних сидениях трясло, пахло перегретым маслом, и пыль пробивалась через щели в полу. Автобус переваливается с боку на бок по колдобинам грунтовой дороги, и все пространство внутри наполняется пыльно. Пассажиров всего человек пять – вечер воскресения. Впереди меня сидят две женщины в ватниках и шерстяных платках, хотя тепло, начало сентября, бабье лето, картошки как раз убирали.
Слышу такой разговор:
‒ Решила Псалтирь почитать.
‒ Так у тебя же нет.
‒ А я у Марьи взяла.
‒ И она дала?
‒ Да я переписала.
И достает небольшую стопку школьных тетрадей. А в них почерком, как в школе учили – аккуратненько переписаны Псалмы, как тут на фотографии ‒ начало жития Иустины Антиохийской.
Вспомнил, потому что просматриваю фотографии десятилетней давности. Нашел такие фотки – Минея четья 1824 года изданная в Киево-Печерской лавре, а в ней рукописи. Правда, не 80-х, о которых речь, а скорее 60-х годов, судя по написанию адреса, но возможно я ошибаюсь, не изучал историю почтовых адресов. #былое
Новая бумага пожелтела, особенно та часть, которая ближе к краю блока (точнее корню), а тряпичная не пожелтела даже там, где соприкасалась с новой (сфотографировано, как лежало). #бумага
Кстати, о картошках: в Питере говорят: «в мундире», а там – «в шкарлупе».
Telegram
Русский переплет