РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
6.76K subscribers
2.24K photos
29 videos
1 file
1.39K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Этническая история великорусской народности и мерянский язык.

Сегодня, в Международный день родного языка — (учреждённый решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года), хотим представить вашему вниманию уникальную книгу, вышедшую в свет в конце 2019 года — «Мерянский язык» Меряно–русский и русско–мерянский словарь. Мерянский ономастикон. Основы грамматики.

Она посвящена реконструкции языка одного из крупнейших племен древнерусской истории — мери, которые стали (вместе с кривичами и словенами) основой этногенеза великорусской народности в регионе Верхневолжья.

Про них рассказано в Новгородской первой летописи:

«новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бѣлѣи вѣверици а иже бяху у них, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди. И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ , и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды. И рѣша к себѣ: «князя поищемъ , иже бы владѣлъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нѣту да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами». Изъбрашася брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И сѣде старѣишии в Новѣгородѣ, бѣ имя ему Рюрикъ… И от тѣх Варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася Русь, и от тѣх словет Руская земля.»

У мери был свой язык относившийся к финно-угорской языковой семье. Лаврентьевская летопись говорит про это: «а се суть и нии языци, иже дань дають Руси (Варягам): чюдь, меря, весь, мурома, черемись, моръдва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь: си суть свой языкъ имуще, от колена Афетова, иже живуть въ странахъ полунощныхъ.»

В книге представлены: реконструированная мерянская лексика, имена, содержащиеся в средневековых русских документах XV-XVI веков, топонимике и ономастике Верхнего Поволжья, и реконструкция грамматики. А также мерянские слова из русских диалектов и арготических языков, которые употреблялись жителями Костромской, Ярославской, Ивановской и Владимирской областей.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие автора–составителя… 4 стр.
Контуры мерянской истории… 6 стр.
Меряно–русский словарь…20 стр.
Русско–мерянский словарь…84 стр.
Основы мерянской грамматики…120 стр.
Русско–мерянский разговорник…140 стр.
Мерянская ономастика…142 стр.
Личные мерянские имена…143 стр.
Современные пост–мерянские фамилии…186 стр.
Мерянский язык и этническая история
великорусской народности…208 стр.
Послесловие… 222 стр.
Принятые сокращения…224 стр.
Список использованной литературы…226 стр.

Тираж книги 200 экземпляров.

Заказать её можно написав по адресу [email protected]

Жители Москвы могут приобрести книгу в книжном магазине «Циолковский». Метро Новокузнецкая, Пятницкий переулок дом 8. Часы работы: с 11-00 до 22-00 / без перерыва и выходных.
http://primuzee.ru/search_shop/search?TERM=мерянский+..

В качестве послесловия отрывок из доклада о истории мерянского языка - члена-корреспондента АН СССР, лингвиста, меряниста Ореста Борисовича Ткаченко на «Баловских чтениях» в Пошехонье в 1999 году:

«У нас все больше интерес возникает, и мы чувствуя важность вопроса все пристальнее и внимательнее изучаем этот (мерянский) исчезнувший язык.

Жуковский в переводе «Торжества победителей» Шиллера привел такие слова:
«Спящий в гробе, мирно спи; Жизнью пользуйся, живущий!»

Какое дело нам до этих мерян, которые спят в гробах, ну и пусть спят. А что такое жить? Животные не живут, а существуют, они не знают своей истории, а человек живет своей историей, заветами предков. По этому, не смейте забывать о своих мёртвых. Чем дальше и глубже уходят корни народной традиции, тем крепче стоит Древо народной культуры, в том числе (велико)русской.»

#древняярусь #мерянское #реконструкция
Ад какой)))) Прошел тест на национальную принадлежность))) В результате, ожидаемо, оказался "финно-угорским оккупантом".

PS. Сочный чак-чак? Может бешбармак тогда или перемяч?

Залесец.

https://localcrew.ru/nazicalc/

#социум #этничность
Знакомый пишет:

"новоиспечённый сотрудник в Москве спрашивает мою племянницу, представившуюся что из Марий Эл:
- скажите, вы - марийка или элка?
- не поняла!
- есть же ханты и манси, живущие в Ханты-Мансийском автономном округе, так вы кто, марийка или элка?"

Это как с законом Бойля Мариотта, только наоборот)

Залесец.

#москва #марийцы
Бог поел и полежал.

А бес ест на ходу. И многие следуют этому соблазну...

Самое интересное, что это современный старообрядческий лубок. Из Эстонии.

#староверы #эстония #лубок
О пользе автокефалии, галицких мерянах князя Шемяки и византийских попах.

В автокефалии есть, пожалуй, один плюс: перестают в качестве «духовных отцов» присылаться люди, искренне и от всей души презирающие свою «варварскую» паству.

В Никоновской летописи и у Татищева под 1425 годом рассказывается такая история:

10-летний князь Василий Второй посылает митрополита Фотия к своему дяде Юрию Шемяке в Галич Мерьский на мирные переговоры. Напомню: по завещанию Дмитрия Донского и вообще по правилам престолонаследия киевской Руси наследником Василия Дмитриевича должен был стать его младший брат Юрий Дмитриевич.

Юрий решил сделать то, что делали москвичи в советские годы при встрече дорогих иностранных гостей: согнал всю округу на встречу митрополита. В том числе - толпы крестьян.

Святой же митрополит же грек Фотий никогда вблизи такое количество своей русской паствы не видал. И потому с ужасом смотрел на "чернь". И даже, не сдержавшись, сказал об этом князю: мол, никогда не видал столько сермяжной публики вместе. То, что князь Юрий замышлял как демонстрацию своего богатства и силы, митрополит воспринял как глумление над его тонким византийским вкусом.

"Люди в овечьих шкурах" это некий троп византийской письменности. При одном упоминании об этом надо сморщить гримасу отвращения и прикрыть нос.

Вот, например, отзыв св. Феофилакта Болгарского (грека) о пасомом им болгарском народ: «Природа болгар есть кормилица всякого зла…. Моим словам они внимают как осел - игре на лире… Невероятная тупость в деле овладения Писанием»
(цит. по: см. Иванов С. Указ. соч. сс. 242-243; см. также: Оболенский Д. Византийское содружество наций. М., 1998, сс. 443-444).

«Нечистые рабы и варвары, от которых разит овчиной», «чудища»
(цит. по: Пападакис А. Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071-1453 годах. М., 2010, с. 352).

О наша летопись говорила так:

"Князь Юрий Дмитриевич слышав то, собра всю отчину свою, и обрете его с детьми своими и с бояры и с лучшими людьми своими, а чернь всю собрав из градов своих и волостей и из сел и из деревень и бысть их многое множество; и постави их по горе ото града с приезда Митрополича, сказывая и являя ему многих людей своих.

Митрополит же вшед в посад града того, пойде к Соборной церкви преображения и быв в церкви помолися и изыде и возрев на народ иже по горе стояше, рече ко Князю Юрью Дмитриевичу: сыне Князь Юрий! не видах столько народа во овчих шерстях: все бо бяху в серьмягах.

Князь Юрий хотя явитись яко многи люди имея, святитель же во глумление вмени себе"

Панегирическое житие святого Фотия см. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4139.htm

Андрей Кураев.

#автокефалия #галич #костромскаяобласть #древняярусь #XVвек
Панно дровяное "Миръ дому сему и львы добрѣ рыка".

Автор: Яр Пикулев. Палех.
Материал: старая домовая резьба, доски заборные, яичная и ПВХ темпера, акриловый лак и шелак.

Мне тут подумалось. Так гипотетически выглядят иконы-образы нашего полуязыческого полухристианского народного православия. Образы которые у всех людей с пространств от Палеха до самых до чудских окраин в подсознании. Сверхсознании. Оп! Быстро поворачиваешь голову, с ветки птица Сирин вспорхнула. Задрал голову вверх, Богородица улыбается тебе в облаках.

Залесец.

#арт #палех #ивановскаяобласть
Музей сословий народов России в Москве (находится на Волхонке рядом с галереей Ильи Глазунова) не очень большой, но экспозиция весьма насыщенная! Особое впечатление на меня произвели народные костюмы великорусских губерний. Полюбуйтесь этой красотой.

Залесец.

#этнография #XIXвек #великороссы
Перст залешанский.

Памятник В. И. Ленину в городе Переславле-Залесском на Народной площади работы скульптора Б. Д. Королёва. Установлен в 1929 году.

Этот памятник относится к числу ранних памятников вождю мирового пролетариата, он установлен 7 ноября 1929 г., спустя всего 5 лет после смерти В. И. Ленина, у здания бывшего Общественного собрания, в котором на момент установки располагался Народный дом. На открытии памятника, изображающего Владимира Ильича, стоящего перед трибуной, собралось большое количество народа. Автором монумента стал известный московский скульптор-монументалист Борис Данилович Королёв, создавший скульптуру по заказу жителей Переславля-Залесского и района, о чем свидетельствует одна из установленных на постаменте табличек: «От рабочих и крестьян Переславского района. 7 ноября 1929 г.». 

#ленин #переславльзалесский #ярославскаяобласть #1920ые
Forwarded from БУКВАРЬ
Завтра предпоследнее воскресенье перед Великим Постом в церковном календаре. По этому поводу хочется напомнить о репе.

Репа была известна северянам до распространения картофеля в XIX в.

#Русский_Север #этнография #хозяйство
@dvuglav, коллега, первым опытом "культурной" экспансии "гельмановщины" в масштабах целого российского региона стало вторжение в Пермь в нулевых.

Гельман пообещал превратить Пермь в "культурную столицу Европы" (естественно, речь шла исключительно о "современном искусстве в его понимании"), и весь отпущенный на культуру областной бюджет был подарен ему на "современнокультурные" прожекты, от которых у нормальных пермяков волосы дыбом вставали.

В рамках этой экспансии возникли серьезные трения с местными художниками (в частности с арт-командой КАМВА) продвигавшими  этнофутуризм - арт тренд объединяющий авангардное искусство и этнические ценности традиционных народов Пермского края: русских пермяков, марийцев, удмуртов, татар, коми.

После того как пермского губернатора, поддерживавшего Гельмана, Кремль убрал в отставку, "культурная экспансия" свернулась. А после Крыма в России она и вовсе закончилась.

Но это не значит что навсегда, увы.

Когда говорят, что он не любит русских или против их национального возрождения в этом утверждении только часть правды. 
Гельман недолюбливает всякий корневой традиционализм, в равной степени, что великорусский, что коми, марийский, татарский, казачий, бурятский и любой другой..

Традиционалист.

#арт #гельман #социум
@Acoldsteel1 Ножи, холодняк, всё сопутствующее - пожалуй не только лучший, но и единственный канал в Телеге, посвященный Холодному Оружию на который стоит не только подписаться, но и как следует там покопаться. Там масса зачетных материалов.

Знаете ли вы, что традиционными охотничьими ножами северных народов являются ножи типа Puukko, в России известные как "финские", которые, наоборот, сами финны иногда называют русскими? Что Топоры, которые делались отцом и сыновьями Красиловыми в деревне Починки Даниловского уезда были известны не меньше даниловских самоваров, и как выглядели предшественники боевых топоров средневековья - каменные тесла?

В общем, канал крутейший. Чтобы не быть голословными выкладываем ссылки на несколько любопытных постов - только за последний месяц:

Leuku, или тундровый или лагерный нож.
https://yangx.top/Acoldsteel1/2143

Временная выставка холодного оружия в Москве! Империя и Кавказ. https://yangx.top/Acoldsteel1/2223

Клинок принадлежавший императору Николаю II https://yangx.top/Acoldsteel1/2173?single

Надо заходить, надо подписываться.
@Acoldsteel1
Проханова! Позовите Проханова! Поднимите веки! Поднимите ему веки!! (С)

Арт висит в таллинском музее в самом начале зала эстонского искусства, времен 1940-1941 годов. Фото Илья Федулов.

#арт #юмор
Как Нечерноземье дошло до такой жизни?

Рассказывает бывший председатель бывшего колхоза имени Жданова, он же совхоз "Пустыня" Чухломского района Костромской области, Бобров Владимир Николаевич. Пустыня - не шутка юмора, а обиходное название местности, соседних приходов, Ильинского и Санциловского, по существовавшему здесь монастырю. В 34 деревнях Пустыни жило три с лишним тысячи человек. Теперь постоянно проживает двое.

Бобров пенсионер. Ему восемьдесят с небольшим. Приезжает на лето из Питера. Добирается в деревню за рулем собственной Нивы.

Итак, слово Владимиру Николаевичу:

«Ездил я тут с одним охотником на овсы, в Сазоновскую сторону. Мать честная! Поля, починки – все лесом заросло. Ничего не узнаю. Свое хозяйство не узнаю, 900 гектар пашни. Чисто было, одни поля, а теперь - кустарник и лес.

Родители мои отсюда, с Ильинского, и их родители отсюда. Я учился напротив церкви, где сейчас инвалид Дормидон живет. После войны вышел указ о заселении города Ленинграда. Отец и мать уехали. Город не чужой, дед мой в него в отход ходил, пока Сталин эту лавочку не прикрыл. Шел 49ый год. Меня в этот год призвали, еще из деревни. Так вышло, что целый год службы мне не засчитали. Я ушел весной 49ого, а демобилизовался в декабре 52ого.

Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/nechernozemje/2020-02-25-1471

#костромскаяобласть #нечерноземье #великороссы #этнография #депопуляция #СССР
Столица переезжает... в Саранск!

В фантасмагории Ильфа и Петрова была своя сермяжная правда. Экономический центр тогдашней России давно уже перебрался из Москвы в Нижний. И всё большее значение получали другие промышленные центры Поволжья: Казань, Ижевск, Самара, Саратов... Вспомним про Вятско-Ветлужскую, Средневолжскую и Верхневолжскую квази-республики 1920ых годов.

Перемещение части столичных административных функций в этот городок Поволжья напрашивался сам собой. В те времена это было модно: вспомним Канберру, Оттаву, Бразилиа.

И Васильсурск для этой цели был ни чем не хуже любого другого города: на Волге, в живописном месте, со своей самобытной историей. До покорения Казанского ханства в 1552 году на мысе в устье р. Суры находился марийский город Цепель. Столица горных мари была богатым и хорошо укреплённым городом. До сих пор сохранились следы валов и рвов, а также священная роща марийцев-язычников — «Цепельская» со священным родником «Супротивный ключ». После вхождения горных мари в Московское царство на месте древнемарийского города Цепель московиты основали крепость, она была названа Васильевым Новгородом (назван в честь Василия III). Впоследствии город этот стал называться короче - Васильгородом, Васильсурском или просто Василём.

В настоящее время вновь подымаются споры вокруг необходимости вывода части столичных административных функций за пределы душного мегаполиса. Но какие критерии должны быть учтены в этом проекте?

Как вариант, можно было бы рассмотреть и Васильсурск). Но нужно в первую очередь учитывать инфраструктурное развитие, и транспортную доступность территорий. Теперь Васильсурск совсем уж захудал, и туда никто переносить ничего уже не будет. Но направление было выбрано верное.

Если взглянуть на карту размещения населения в России, то можно выделить три крупнейшие агломерации и ряд несколько более «мелких». В Центральной России сосредоточено 40 млн.чел. В Среднем Поволжье - 25 млн. На Юге - порядка 20 млн. Новая вторая столица должна располагаться по срединной оси, но со смещением к Средневолжской агломерации.

И вот, наш искомый идеальный пункт: это Саранск! Как раз между двумя крупнейшими агломерациями. И с акцентом на южную. Это достаточно симпатичный обустроенный город, подходящий для новой второй столицы идеально.

Разумеется, в подтексте - акцент на совокупное представительство великороссов, финно-угорских и тюркских народов России (являющихся её «костяком») в этом городе, на возможность создания здесь их совокупного культурного центра.

Василий Малышев. Кохма.

#саранск #футуризм #урбанистика
Усатая саранча.
Апокалипсис, XVII в. На Петра Алексеевича похожи.

#староверы #XVIIвек
27 февраля 1598 года - спустя 40 дней после смерти царя Федора Ивановича, не оставившего наследника - последнего Рюриковича на московском престоле (династия Рюриковичей правила на Руси 7 веков), собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля Земским собором московским царем был избран 46-летний "худородный" боярин Борис Федорович Годунов, брат Ирины Федоровны Годуновой - вдовы царя Федора Ивановича, при котором Борис Годунов фактически исполнял функции регента.

Борис отказался занять престол. 3 марта крестный ход во главе с патриархом отправился к Годунову и его сестре Ирине. После долгого разговора с патриархом Борис, с благословения Ирины, дал согласие.

Многие историки считают, что Годунов добивался престола просьбами, подкупами и другими всевозможными способами, и его отказ был всего лишь хитростью. Тем не менее избрание Годунова на престол было признано всеми: Борис был не только братом вдовствующей царицы, но и мужем дочери любимца Ивана Грозного - Малюты Скуратова. Могилы многих из рода Годуновых, дворянского рода, происходящий из Костромы от боярина Дмитрия Зерно, служившего великому московскому князю Ивану Даниловичу Калите (1288—1340), сохранены на территории Итатьевского монастыря в Костроме.

#годуновы #XVIвек #московия
Самые необычные факты об истории России. Всё, о чем не пишут в школьных учебниках. От странных привычек правителей до неожиданных ответов на вечные исторические вопросы. Вам будет интересно: @russiahistory

https://yangx.top/russiahistory
Суровые будни латвийской капиталистической деревни.

Читаю тут: "Фермер в Лаубере полгода как безрезультатно искал работников для сельских работ (т.е. квалификация минимальная) - но увы: за какие то мизерные 800-1000 евро у нас на селе никто работать не будет."

Я обратил внимание на эту заметку, поскольку недавно, побывамши под крылы родных ростовских пенат, встретился со знакомцем еще аж с моей юности. Тот рассказывал о том, о чем не мог не рассказывать.

Всё село трудится либо в губернском городе - но там сейчас везде сокращения, либо в "колхозе" у "председателя" (вообще-то - директор АО, скупивший землю односельчан) - раз в полгода выгоняясь за пьянство, а затем возвращаясь, поскольку все равно бесплатно (т.е. за выплату долгов, записанных в тетради продуктового ларька) работать особо некому. Сам председатель, статусный владелец китайского белого джипа, запивает примерно с тою же периодичностью.

Знакомец же мой принадлежал к элите - он много лет работал на железной дороге. Попасть туда со стороны невозможно, тамошние хлебные места передаются по наследству (как и статус псарей, бобровников, бортников и всяких ближних боярских слуг в Ростовском княжестве в XIV веке).

Однакож не столь давно он вылетел оттуда, поругавшись с начальством и ревизорами. Оказывается, там издавна существовала практика получения работниками меньшей суммы, чем та, за кою расписываешься в ведомости. Но в два последних года эта разница у него достигла аж тринадцати тысяч - и мой собеседник сорвался. Теперь он небрит, осиян ореолом безысходности, ищет любых подработок / работ и повествует о том, как бесславно протрубил месяц на "Микояне", получив за это лишь десятитысячный аванс и возможность подпитаться свежей колбасою...

Аким Трефилов.

#татищевпогост #ярославскаяобласть #социология