РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.32K subscribers
1.99K photos
26 videos
1 file
1.08K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
Возрождать казаков, разумеется, не будем забывать, что в 1549 г. основателем казачьих городков (станиц) на Дону был выходец из Мещеры татарин-мишарь Сары-Азман.

В дошедших до нас письменных и устных текстах тюркских народов, восходящих к событиям Средневековья, уход героя в «казаки» — распространённый сюжетный ход.

Об уходе Чингисхана в «казаки» — периоде отшельничества и изгнания — говорится в имевшем хождении у татар «Чынгыз дафтар-наме», рукописные списки которого известны с XVII века, а в XIX веке произведение было переведено на русский язык (Жизнь Джингизъ-Хана. Пер. с татарского В. Луганский.)

После раскола Золотой Oрды оставшиеся на её территории казаки оказались в полной независимости как от осколков былой империи (Ногайской орды и Крымского ханства), так и от появившегося Московского государства, но при этом сохранили свою войсковую организацию.

О татарском происхождении волжских казаков свидетельствует тот факт, что к ним царские воеводы официально обращались на татарском языке. Грамота князя Одоевского к волжским татарам в 1614 г. была написана татарским письмом и послана с толмачом Сафоном Огарковым. Адресована она была «Великой Российской державы и Московской области оберегателям Волжским и Терским и Яицким атаманам и молодцам всему великому войску».
Царёв кабак на берегах озера Неронъ.

В кризисные годы в внутреннюю эмиграцию надо отправляться в Залесье. Меню ресторана "Галич".
100 рублей - и вы сыты. :)

#галич #костромскаяобласть
Реконструкция женского головного убора племени мурома.

Совместная работа Кременецкого Ярослава и Валентина Бейлекчи КИР "Вареж" г.Муром. Источник: Подболотьевский могильник.

#археология #реконструкция #муром #древняярусь #владимирскаяобласть
Старая советская вывеска «Промтовары» привлекла в Кострому группу туристов.

Таких вывесок осталось немного.

На днях наш город посетила группа из 13 туристов из Москвы, которые приехали поглазеть на старую советскую вывеску «Промтовары» на доме по адресу Титова, 1А.

Как узнал КОSTROMA.ТОDAY, поездку в Кострому  организовал молодой человек по имени Даниил Чубун. Случайно увидев в соцсети фото костромской вывести, он кинул клич с предложением найти этот дом и съездить к нему. Зачем и почему? Да просто так. 

#кострома #костромскаяобласть
Залесский Босх.

По случаю праздника Сретения, напомним о том, о чем и многие не подозревают. Суровые алтарные росписи собора Спаса Преображения, старейшие в городе (XVI в.) и разительно отличающиеся от ренессансного праздника жизни в искусстве Московии XVII века.

Мистическое средоточие залесского Духа — фрески Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря: Господь Саваоф и Иоанн Предтеча Ангел Пустыни.

#ярославль  #ярославскаяобласть  #XVIвек 
Гельман в Третьяковке открыл выставку с претенциозным названием «Дар Марата».

Инсталляции из клизм на стопках, изображают купола православных монастырей.

Третьяковка давно ли получила статус личной помойки Гельмана?

#третьяковка #арт #москва
Реконструкция Костромского кремля по Писцовым книгам 1627-1629 гг. В. Неделин

Ко второй половине XIV века Костромской кремль стал сильной для своего времени крепостью, являлся одним из пограничных форпостов Московского княжества. За стенами его нашел себе надежное укрытие от войск хана Тохтамыша в 1382 году великий князь Дмитрий Донской с семьей. В 1408 году великий князь московский Василий Дмитриевич скрывался в Костроме от набега хана Эдигея.

Во время междоусобной войны, которую вел великий московский князь Василий Васильевич с галичским князем Юрием Дмитриевичем в 1433 г., и позднее, в 1448 г., когда московский князь боролся с князем Дмитрием Шемякой, Кострома, окруженная крепостными стенами, также служила оплотом московитам.

Имеются сведения о том, что старый кремль сильно пострадал во время пожара 1413 года. Административный центр Костромы вместе с крепостью стали восстанавливать примерно в 1416 году, но уже на новом, возвышенном месте (в районе теперешнего парка культуры и отдыха). Крепость на возвышенном месте было легче защищать от врагов; кроме того, кремль подняли выше по берегу Волги, который часто затоплялся в весеннее время.

И кремль снова не раз играл роль боевой крепости, защищал жителей от врагов. В 1539—1540 гг. город дважды пытались взять татары, но были разбиты костромским ополчением.

В «смутное время» стены кремля выдержали не одну осаду со стороны польских захватчиков. В 1608 году ополченцы русских северных городов загнали интервентов в Ипатьевский монастырь. В июне 1609 году литовский воевода Лисовский пришел их выручать с большим отрядом своих украинских казаков. Костромичи так и не дали переправиться Лисовскому с правого берега Волги на левый, сражая врагов меткой стрельбой из пушек со стен кремля. «И как шли воровские поляки к Костроме, а государевы люди из-за Волги, с Костромского кремля из «большого наряда» (т. е. из пушек) побили их много» — говорится в летописи.

По Костромским писцовым книгам 1628—1630 гг. можно представить себе облик кремля с большой достоверностью. Костромской кремль состоял первоначально из «старого города», построенного в виде прямоугольника неправильной формы. С трех сторон он был обнесен насыпным земляным валом, концы которого выходили к берегам Волги; на валу стояла деревянная крепостная стена, окружавшая город со всех четырех сторон (то есть и со стороны Волги). Перед валом тянулся глубокий ров, наполненный водой.

#костромскаяобласть #кострома #XVIIвек
Заявление о. Дмитрия Смирнова это конечно не только хайп.
Но по сути ультиматум. Высоко берёт поп. Прямо никонианский мятеж. )))

#москва #актуальнаяполитика
@RUSKLAD - первый авторский канал о кладоискателях, на который стоит не только подписаться, но и как следует там покопаться.

Там масса зачетных материалов:

Знаете ли вы, что старинная русская денежно-счетная единица, используемая с XIV века называлась алтын, а ее название произошло от татарского слова «алты» — шесть? Что сын Ивана Грозного, последний Рюрикович, Федор Иоанович чеканил свою серебряную монету? Как назывался древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения и что такое древнерусский змеевик?

В общем, канал крутейший. Чтобы не быть голословными выкладываем ссылки на несколько любопытных постов - только за последний месяц.

Что из себя представляли сумки-калиты, 14-15 века. https://yangx.top/rusklad/3444

​​Костромич нашел дорогой старинный пистолет и сдал его в полицию за 300 рублей. https://yangx.top/rusklad/3428

​​Найдена самая древняя в мире тетива для лука! https://yangx.top/rusklad/3403

Все что вы хотели знать о поисках сокровищ собрано в одном месте — в канале «В поисках клада». Честно и объективно расскажем как найти свой первый клад и поможем  в оценке вашего антиквариата. t.me/rusklad.
Тезисы к 1150-летию Ростовской епархии.

С XIX в. дата основания Ростовской кафедры традиционно определяется по Никоновской летописи:

"Въ лѣто 6499. Иде Михаилъ митрополитъ по Русской земле и до Ростова, съ четырма епископы Фотѣа патриарха, и з Добрынею и со Анастасом <…> И учаше митрополитъ всѣхъ съ епископы вѣровати въ единого Бога въ Троицѣ славимаго, и научи и наказа богоразумию и благочестию многихъ, и крести безъ числа людей, и многiа церкви воздвиже, и презвитеры и дiаконы постави. <…>
Въ лѣто 6500. Того же лѣта постави Леонтъ, митрополит Киевский и всея Руси, <…> въ Ростовъ постави епископа Θеодора".

Лажа этой версии очевидна: произошла контаминация Фотиева и Владимирова крещения Руси.

Казалось бы, сторонникам ранней даты основания Ростовской кафедры надо это просто тихо признать, но напирать на отдельность сообщения о поставлении Леонта.

Как бы не так! "История иерархии Русской Православной Церкви". Сост. М. Е Губонин, П. Н. Грюнберг и др. М., 2006 на с. 559 пишет:

"… привязка имени митрополита Михаила к имени патриарха Фотия не выглядит анахронизмом, а сам митрополит Михаил является подлинным, буквальным первым митрополитом России, митрополитом Киевским. Его вероятное время – 880-е (и позже) годы, время, совпадающее со времением второго пребывания на патриаршем престоле Фотия (877 – 886). В этой связи уместно также предположение о значительной древности и Ростовской кафедры (два иерарха, чьи имена сохранили древнейшие ростовские синодики – Фома и Леонтий Грек – не «укладываются» в начало списка, они явно более «ранние», чем Св. Феодор). Выскажем предположение, что древняя Ростовская кафедра при Св. князе Владимире и митрополите Леоне была возобновлена после долгого запустения, когда на нее был определен епископ Св. Феодор".

Так что, товарищи ростовцы-ярославцы, готовьтесь в 2027 г. к 1150-летию нашей епархии, древнейшей на Руси, еще до основания древнерусского Ростова как города (Ростов только в Х в. появляется, причем во второй половине.) как верно замечает камрад Аким Трефилов, еще в аутентичное мерянское время (когда столица была в Сарском городище).

#ростоввеликий #ярославль #ростовскаяземля #древняярусь #крещениеруси
Залесье в цвете. Предместья города Александров, Владимирской области. Точка съемки с жд моста через реку Серая. В левом углу сосновая роща "Ликоуша". Съемка 1976 год. Автор: Jacques Dupâquier.

ЗЫ. Охристый домик справа как будто бы не изменился. Надо съездить проверить)

Залесец.

#александров #владимирскаяобласть #1970ые
Forwarded from Толкователь
Будущее России не так давно обрисовал мэр Москвы Сергей Собянин:
«15% населения России не могут найти себе работу в малых городах, это 30 млн. человек. Сделайте из 30 млн. три Москвы, и ВВП нашей страны вырос бы на 40%. Надо сконцентрировать это население в крупных городах, а не пытаться их всеми силами удержать».
(В советское время была программа «неперспективных деревень» и их «укрупнение». Теперь в великорусском территориальном ядре деревень почти не осталось, принимаются за программу «неперспективных малых городов»).
В Институте археологии 25–27 февраля пройдет семинар «Археология Подмосковья»: это один из самых известных форумов, на котором собираются ведущие археологи, проводящие исследования в центре Европейской России. На семинаре обсуждаются ключевые проблемы методики и практики археологических исследований всех периодов – от каменного века до Новейшего времени.

Наиболее интересные доклады по раннесредневековой археологии Залесья:

— Сергиево-Посадский музей-заповедник) Вишневский В.И. Погребальное сооружение – «домик мертвых»
Ратьковского финно-угорского могильника VI–VIIвв. (ранняя меря в Залесье)

— Сыроватко А.С. (Коломенский археологический центр)
Щуровские погребения из раскопов 2019 года: к вопросу о границах могильника. (балты и ранние славяне Поочья).

— Новиков А.В.(ООО «Костромская археологическая экспедиция») Городище Унорож: итоги и перспективы исследований ("столица" мерянского Заволжья)

Подробности - https://www.archaeolog.ru/ru/press/events/arkheologiya-podmoskovya-2020

#археология #залесье #финноугры #балты #славяне #раннеесредневековье
Нос в Севастополе, — корма в Константинополе.

Давно это было. Когда прочитав книгу Солоухина "Черные доски", народ пешим и конным строем направился по северным деревням, за духовным и пр. Летом народу по деревням было больше, чем летней ночью комаров в лесу. По берегам озер палатки, костры, байдарки и менестрели с художниками.

Города летом пустели. Постепенно духовное и медное из деревень переместилось в городские квартиры. Но кому то из горожан жизнь в деревенском доме приглянулась. Тем более за стакан или бутылку другую водки местные мужики и дров наколют, баньку срубят, лодчонку сошьют или выдолбят. Да и чего другого предложат. Жизнь по селам небогатая по тем временам была.

Но я про приятеля покойного хочу рассказать.

Обзавелся у нас горожанин жильем и остальное ему мужички справили. Баньку, лодку. Пришел к нему мой приятель голову после вчерашнего поправить и за это дрова расколоть. На последнем чурбаке дело встало. Не полено, а сплошь суковат. Воткнув колун в неподатливое полено, приятель со всего маху обухом второго топора ударил по обуху колуна. Колун крякнув, развалился на две части. Почесав затылок, приятель выдрал колун из пня. Сунул в лезвие топорище и сверху прилепил отвалившийся при ударе обух.С крыши, от начавшегося дождя, лилась вода. Приятель аккуратно сунул колун под дождевую струю и закатил злополучный чурбак за баню. Затем пошел в дом поправлять здоровье.

Поправка закончилась утром. Выйдя утром на улицу с владельцем дома, довольный жизнью собрался идти домой. И в это время хозяин увидел неприбранный мокрый от воды колун. Поднял его. Колун естественно развалился. Хозяин изумленно начал осматривать лопнувшее изделие. На это приятель ему сказал - "Вода дождевая на него с крыши лилась, топорище разбухло и разорвало металл." Как бобы пароход - корма в Севастополе, нос в Константинополе".

Через месяц к хозяину колуна приехали его приятели из мегаполиса. При мне он рассказал, как на его глазах дождь разорвал колун. Я молча сполз с лавки и в три погибели согнувшись от душившего меня смеха, выбрался на улицу. Все.

Михаил Столяров, Маэкса.

#белозерск #вологодскаяобласть #этнография
Голбец в избе.

Определенно есть связь между кладбищенским голбцом — могилой и домашним голбцом — подпечьем избы. Считается, что слово голбец (как подпечье в избе) имеет, помимо утилитарного, сакральный смысл — состоящий в связи мира живых с миром предков. В. И. Даль приводит поверье: входя в избу к невесте, (сваты) берутся рукой за голбец. В народных суевериях — голбец место обитания домового, который тоже отождествляется с предками.

Голбцом так же — надгробный памятник в форме избушки. В этом значении — также «голубец». Такие домовины были запрещены после Никона, но долгое время (до середины 20 века) сохранялись на старообрядческих захоронениях. Домовина со временем трансформировалась в — надгробный памятник типа креста со схематической кровлей. Символически — дом умершего человека.

Jyväälahti Pirtin sisus
Деревня Ювалакша.

#финноугры #великороссы #голбец #этнография
О субстратах и диалектах

Как известно, фонетика, произношение - самый устойчивый и архаичный пласт любого языка. В этом плане любопытно сравнить славянские между собой и соседями. Скажем, русский и сербский языки очень сильно различаются между собой, и у "югослава" акцент будет очень долго сохраняться в русском окружении, и наоборот. Но зато произношение у полностью взаимонепонимаемых русского и скажем марийского или эрзянского языков практически одинаковое, как и у сербско-хорватского и албанского. Т. е. влияет, соответственно, финно-угорский и иллирийский субстрат. Та же история и у басков с испанцами. К вопросу о том, почему нельзя путать генетическое и лингвистическое родство.

Нормативный русский возник на базе владимиро-суздальского "древнерусского". Т.е. концентрированного мерянского, финно-угорского ареала. Если бы в качестве норматива для русского были взяты новгородско-псковский или смоленский языки, звучание было бы ближе к славяно-балтским языкам, в первую очередь к польскому.

#субстрат #язык
Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы

"Князь (Даниил Суждальский) побЪже злЪ Оку-рЪку, бояся за собою людей погонщиков. И наста день той к вечеру темных осенных ночей. И не вЪсть, где прикрытися: пусто мЪсто в дебрии. И нашед струбец, погребен ту был упокойный мертвый. Князь же влЪзе в струбецъ той, закрывся, забыв страсть от мертвого. И почии нощь темну осенную до утрия."

Именно такие погребальные сооружения "срубцы", "домовины" были широко распросранены в средневековье от Мордвы и Суздальщины до Новгорода и Корелы.

#XIIIвек #XIXвек #этнография
История Отечества Тверского. Эх как, не какого-то там, а Тверского. Весьегонск - это место где знают, что такое настоящая малая Родина.

Судьба Маргариты Алексеевны Кузнецовой непонятна и таинственна. Девушка из весьской глубинки заканчивает в Москве Литературный институт имени Горького, имеет хорошую работу, вхожа в круг знаменитых писателей… и вдруг все бросает и возвращается на родину. Становится простым деревенским библиотекарем. Впрочем, бывают ли простые библиотекари? Два километра из деревеньки Федорково (где ее Родина, отчий дом) до Горы (где библиотека) и обратно — это как молитва. Каждодневная.

#весьегонск #тверскаяобласть
Уважаемые читатели, уже полтора месяца мы не публиковали подборок интересных русских каналов, которые проливают свет на нашу жизнь и способствуют ее просвещению. На этот раз был сформирован следующий список из каналов, которые мы сами читаем и вам советуем:

Русское Национальное Государство - Канал о России: ее история, красота и эстетика. Россия, которую мы сохраним и отстроим вновь.

Залесская земля - Социальная антропология великой русской равнины. О субстратной истории, культуре и метафизике Северо-Восточной России - свежо, весело и без понтов.

БУКВАРЬ - Особенности родных культурных пространств Русского Севера. Сохранение культурно-исторического наследия русской ойкумены во всем его разнообразии.

Книги воина - Книги по истории войн и государств, воинскому искусству, оружию, безопасности.

Москвитянин - Канал об истории, архитектуре и археологии Москвы, а также об актуальных проблемах города. Интересные места нашей столицы, неизвестные факты о городе, а также красивые и необычные фото.

Сербский Дивергент - Мемы локальных конфликтов.

VEKTOR - Милитаризм, приключения, мотивация и взгляд изнутри на европейских силовиков, да ситуацию в мире.

Острог - Понятийная социология, истории о национальном строительстве.

Прометеизм - История расцвета и краха Российской Империи: возникновения народничества, прихода революции и начала Гражданской войны.

ДУМЕР - Русский постапокалиптический канал о нашей повседневной обыденности из мира тысяч бетонных домов и серых потускнелых от старости моноликих стен.
Вова, егерь из Японии.

После исчезновения Лехи-Бича наш ближайший сосед со стороны Японии (Леха объяснял: ехайте "Катькиной дорогой" - по ней еще ездачил царь*. Пойдут деревни: Дворы-хуеры, Сидорово-пидорово. Это все называется Япония. - Почему Япония? - Потому что никто не живет.) Пробили до Вовы прямую дорогу - через Мальцево по центральной, потом 3 километра азимутом и дальше по заросшим усам и кварталкам - два варианта - через перспективный лесоучасток Мирный на Шипово, или через Синяково и Мутелягино, мимо будки зоны воспроизводства. Ездим теперь в гости пить чай - 25 километров.

Вова живет один, в пяти километрах от поселка Аносово. Держит лаек, гончих и приученную к охоте лошадь - снегоход у него Буран, вместо квадрика мотоблок, а в седле удобно. Вова и загоняет и стреляет верхом, вызывая восторг и удивление - лошади то теперь в областной Красной книге, некоторые даже путают их следы с лосиными.

Андрей Павличенков.


* Речь идет о первом и последнем царе, который посетил север Костромской.
Так впечатлился, что бросил царство и ушёл в народ старцем Фёдором Ивановичем.
А где "царь ездачил" теперь только на снегоходе или с лебедкой по взрослому.

Дорога эта называлась "Нововятский тракт", в народе "Катькиной", по царской бабушке.

По ней гнали из Питера в Сибирь декабристов. Сейчас она читается почти везде и составляет общее направление перемещения через удаленные деревни Антроповского, Парфеньевского и Кологривского районов.

#чухлома #костромскаяобласть
Лыжники-красноармейцы в Костроме на улице Симановского (1922-1925).

Улица Костромская (она же Богоявленская) была переименована в первую годовщину Октябрьской революции в честь Григория Симановского, сына рабочего-революционера Алексея Симановского. Григорий погиб в июле 1918 года при подавлении мятежа белогвардейцев в Ярославле (он был комиссаром 1-го Военно-революционного отряда и 1-го Советского полка).