РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
7.25K subscribers
2.03K photos
26 videos
2 files
1.09K links
О субстратной истории, культуре, социоантропологии и метафизике Северо-Восточной Руси - свежо, весело и без понтов.
加入频道
January 28, 2020
January 28, 2020
January 28, 2020
Историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр  (Олеша) Попович.

Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией.

С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

https://yangx.top/malzoffsgallery/36058

#ростовскаяземля #XIIIвек #древняярусь
January 28, 2020
Пандемия "Черной смерти" на Руси

Придя в 1347 г. с территории Орды через Крым в Италию, «черная смерть» быстро охватила Европейский континент и не затихала около столетия, раз за разом повторяясь в виде эпидемических волн разной степени интенсивности.

Что касается «черной смерти» на русских землях, то уже давно установлено, что под термином «моръ» русские летописи XIV-XV вв. имеют в виду ту же трансконтинентальную пандемию, пришедшую на Русь из Европы через Псков в 1353 г. С. М. Соловьев за вторую половину XIV - первую половину XV в. насчитал двадцать три летописных известия о «море» на Руси. В то же время единственной специальной работой, посвященной чумной эпидемии, остается докторская диссертация, защищенная более столетия назад. Так или иначе, но за полстолетия, до конца XIV в., русские земли опустошило около десяти волн чумы.

В 1353 г., с началом на Руси «мора», в Москве пресеклась старшая ветвь наследников Калиты. С интервалом в полтора месяца от чумы скончались великий князь московский Семен Иванович и два его сына — первые претенденты на московский стол; позднее в этом же году из жизни ушел младший, третий сын Калиты, князь Андрей Иванович. Московское княжение перешло к единственному выжившему, среднему сыну Калиты, Ивану Ивановичу, отцу двоих малолетних князей, Дмитрия и Ивана («Ивашко детя» русских летописей). Новый великий князь также должен был взять на себя заботу о двух осиротевших племянниках, князьях Иване и Владимире Андреевичах (будущий герой Куликовской битвы появился на свет на сороковины отца), сыновьях скончавшегося младшего брата.
 
Следующая волна «мора», 1358-1359 гг., унесла жизни великого князя Ивана Ивановича и его старшего племянника — тезки, Ивана Андреевича, и московский стол перешел к старшему сыну скончавшегося князя, Дмитрию Ивановичу. В 1364 г. от той же болезни скончались вдовая мать и младший брат юного великого князя. Таким образом, за первые 11 лет чумной эпидемии, к исходу 1364 г., из некогда большой мужской части потомства Калиты, в 1353 г. насчитывавшей трех сыновей и шесть внуков, старшая ветвь пресеклась вовсе, и в живых в итоге остались только двое малолетних внуков великого князя Ивана Даниловича, двоюродных братьев из второй и третьей ветвей рода — великий князь Дмитрий Иванович и князь Владимир Андреевич, будущие герои Куликовской битвы.

Кстати, говоря об особенностях восприятия «мора» русским сознанием XIV в., нельзя не отметить, что новгородские летописи, подробно описав эпидемию в Новгороде и Пскове в 1353 г., на печальные события в далеких от Новгорода Твери, Ростове, Москве и других городах Руси 1364-1365 гг. не отреагировали никак, даже не упомянув об очередной волне эпидемии, надо полагать, едва ли не самой катастрофической по масштабам за столетие присутствия на Руси «черной смерти».
 
По материалам: Лаврентьев А. В. Печать великого князя Дмитрия Ивановича Донского и русские фобии XIV в.

#чума #древняярусь #XIVвек
January 29, 2020
January 29, 2020
January 29, 2020
January 30, 2020
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
January 30, 2020
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
January 30, 2020
January 30, 2020
@tolk_tolk всё-таки Великий Устюг изначально был связан с ростовским, а потом московским Залесьем, а не с Великим Новгородом. Когда же хотят уложить историю России 15-16 века в антагонизм военно-деспотической Москвы и торгового Новгорода, то всё скатывается в схематизм.

Устюжане участвовали в присоединении Новгородской земли, Вятки и Перми Великой, в т.ч. выполняли функцию лояльных Москве переселенцев в эти земли. А как торговый концерн Великий Устюг действовал до 19 века, включая освоение Русской Америки и торговлю с Китаем через Кяхту. Одной из причин кризиса Устюга называют строительство Суэцкого канала, перекроившего географию торговли с Китаем.

Такие же недооцененные центры: Галич Мерьский, в нынешней Костромской области (о чем писал Зимин в "Витязе на распутье") и строгановский Сольвычегодск.

https://yangx.top/tolk_tolk/4206
January 30, 2020
January 30, 2020
...даже самые отсталые слои населения

А. Лебедев: "Верить в ту или иную криптовалюту - личное дело каждого верующего. Я вот считаю, что биткоины - это как соболиные хвосты в 12 веке".

И вот даж Лебедев - уже и тот что-то слыхал про мортки и драницы. Правда, всё же не соболиные хвосты, а беличьи морды. Да и с учетом того, что связки шкурок заверялись княжескими свинцовыми печатями, я бы никак не стал равнять их с биткойнами: курс обращения, подтверждённый властью, роднит их с обычными современными валютами, а не с всякими там крипто-.

Для порядка вот вам хрестоматийная цитата из Аль Гарнати:

"Когда я прибыл в страну [ас-сакалиба], то увидел, что эта страна обширная, обильная медом и пшеницей и ячменем и большими яблоками, лучше которых ничего нет. Жизнь у них дешева.

Рассчитываются они между собой старыми беличьими шкурками, на которых нет шерсти, и которые нельзя ни на что никогда использовать, и которые совсем ни на что не годятся. Если же шкурка головы белки и шкурка ее лапок целы, то каждые восемнадцать шкурок стоят по счету серебряный дирхем, связывают [шкурки] в связку и называют ее джукн. И за каждую из таких шкурок дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине.

На них покупают любые товары: невольниц, и невольников, и золото, и серебро, и бобров, и другие товары. И если бы эти шкурки были в какой-нибудь другой стране, то не купили бы тысячу их вьюков за хаббу и не пригодились бы они совсем ни на что. Когда они [шкурки] испортятся в их домах, то их, [иногда даже] рваные, несут в мешках, направляясь с ними на известный рынок, на котором есть некие люди, а перед ними работники. И вот они кладут их перед ними, и работники нанизывают их на крепкие нитки, каждые восемнадцать в одну связку, и прикрепляют на конец нитки кусочек черного свинца, и припечатывают его печаткой, на которой имеется изображение царя. И берут за каждую печать одну шкурку из этих шкурок, пока не опечатают их все. И никто не может отказаться от них, на них продают и покупают"

Абу Хамид Ал-Гарнати. ЯСНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЧУДЕС МАГРИБ ИЛИ ВЫБОРКА ВОСПОМИНАНИИ О ЧУДЕСАХ СТРАН (МУРИБ АН БА'Д АДЖАИБ АЛ-МАГРИБ НУХБАТ АЛ-АЗХАН ФИ АДЖАИБ АЛ-БУЛДАН)

А уж такие связки, как на известном изображении - это и подавно актив куда как серьёзный. Всяко надёжней, чем навык профессиональной вёрстки.

Кстати, на сей гравюре 1576 г. с изображением московского посольства второй слева - его глава, князь Захарий Согорский. Из Белозерских, то есть прямой потомок Юрия Долгой Руки и внука того Константина Всеволодича. А также и неизвестной по имени ордынки, судя по всему - чингизидки, выданной замуж за Глеба Васильковича.

Аким Трефилов

#биткоин #древняярусь
January 31, 2020
Красный фронтовик @rotfront_1917_1945 Появляется всё больше каналов о нашей истории и культуре, что способствует всё большему количеству потрясных находок. Один из них "Красный фронтовик". Хотите узнать что писал в своих записках Иван Бунин про Революцию, о милитаризации советской молодежи в конце 1920-х., братании русских и немецких солдат в декабре 1917 года?

Подписывайтесь! Там масса зачетных материалов. Чтобы не быть голословными приводим ссылки на несколько любопытных постов - только за последние месяцы.

Бунин и Одесса в 1919 году - https://yangx.top/rotfront_1917_1945/533

О китайцах и их участии в Гражданской войне - https://yangx.top/rotfront_1917_1945/557

Россия, "которую мы потеряли" - https://yangx.top/rotfront_1917_1945/541

История 1918 - 1945 - взгляд слева. 🔴 Никогда не поздно изменить ракурс!
January 31, 2020
Forwarded from БУКВАРЬ
Пищевой рацион крестьянина Русского Севера (XVIII-XIX)

Основная аграрная проблема Русского Севера - малоземье северного крестьянства.
Крестьяне Русского Севера (Вологодская, Олонецкая, Архангельская губернии) имели в 5 раз меньше пашни, чем необходимо для выживания крестьянину в средней полосе. Частые неурожаи не только не провоцировали голод, который регулярно наступал в Центральной России, но и не мешали жителям Севера торговать крупными партиями зерна через Архангельск. Большинство исследователей считают, что подсечное земледелие компенсировало дефицит регулярной пашни.
Крестьянский рацион состоял из рыбы ("даже церковно- и священнослужителями рыба ловится для собственного употребления"), ягод, грибов, квашеного молока.

Даже в самых земледельческих уездах Вологодской области, где крестьяне могли питаться только одним хлебом, хлеб не составляет необходимой потребности и заменяется пихтовой корой. Об этом необычном ингредиенте расскажу чуть позже.

Обед состоял из: редьки с квасом, соленых груздей и волнух, разведенных водой или вареных ("грибница"), брусники и толокна, которое использовали как приправу. Соленые рыжики, вместо груздей и волнух, считались изысканностью и в ежедневном рационе присутствовали лишь у зажиточных людей. Они же употребляли в пищу соленую рыбу - уху из трески или сельди. В местную пищу более чем в других областях включают овес и ячмень, много брюквы, грибов и брусники, крайне мало пшеницы и жиров. Овес употребляется в виде холодных щей (жидкой кашицы из овса); капусту сажают мало и не квасят ее, а потому местному населению незнакомы настоящие щи, капусту едят пареной. Из овса делают кисель, который варят посредством каленых камней и блины, которые называют колючими, из-за шелухи от зерна, которая щекочет горло при глотании. Из ячменя делают хлеб и пироги. Брусника завершает каждую постную трапезу. В непостные дни употребляется мясо и кислое молоко (кислый творог- творог, свернутый из молока посредством нагревания, сваливают ежедневно в одну кладь, где он закисает). Мяса употребляется сравнительно немного, но здесь чаще на столе крестьянина появляется летятина (дичь). Кроме перца и лука приправы не известны. Чай пьют богатые по воскресеньям.
Охота занимает второе место после рыболовства. Ей занимаются повсеместно. Интересно, что на Русском Севере в XIX веке крестьяне покупают, продают и сдают в аренду охотничьи угодья, расположенные в казенных лесах.


#Русский_Север
#этнография
#хозяйство
February 1, 2020
February 1, 2020
February 1, 2020
February 2, 2020
February 2, 2020
February 3, 2020