Forwarded from БУКВАРЬ
Колокольный звон. Северная сакральность
В русской музыкальной картине мира колокол антропоморфен: язык (голос), голова, плечо, шейка, уши, губа, тулово, колоколу дается имя (Первенец, Корноухий, Медведь, Баран и др). Колокольный звон- ритуальная речь, Глас Бога Слова. Звон заполняет несколько измерений: аудиальное (пространство распространения звучания) и визуальное (колокольня- доминанта русского ландшафта).
Поморские старообрядцы вместо колоколов (колокол дорог в изготовлении и олицетворяет новообрядческий никонианский мир) использовали била (деревянную или металлическую доску, по которой ударяли палкой или молотком).
"С билом-то много спокойнее, постучим только про себя и довольно с нас, а за оградой, даже в ближнем лесу нас не слышно; значит не доходна наша молитва до станового или до вашего благочинного".
Какой бы ни был, Звон находится вне времени и вне эпох на русском пространстве.
#Русский_Север
#этнография
#колокола
#старообрядцы
В русской музыкальной картине мира колокол антропоморфен: язык (голос), голова, плечо, шейка, уши, губа, тулово, колоколу дается имя (Первенец, Корноухий, Медведь, Баран и др). Колокольный звон- ритуальная речь, Глас Бога Слова. Звон заполняет несколько измерений: аудиальное (пространство распространения звучания) и визуальное (колокольня- доминанта русского ландшафта).
Поморские старообрядцы вместо колоколов (колокол дорог в изготовлении и олицетворяет новообрядческий никонианский мир) использовали била (деревянную или металлическую доску, по которой ударяли палкой или молотком).
"С билом-то много спокойнее, постучим только про себя и довольно с нас, а за оградой, даже в ближнем лесу нас не слышно; значит не доходна наша молитва до станового или до вашего благочинного".
Какой бы ни был, Звон находится вне времени и вне эпох на русском пространстве.
#Русский_Север
#этнография
#колокола
#старообрядцы
Константин Ушинский в 1848 г. описывал свои впечатления о посещении Ростова Великого: "Едва ли какой-нибудь город России сохранил более Ростова признаков древности. Для археолога взглянуть на Ростов все равно что понюхать старую залежавшую рукопись: не обыкновенно приятное ощущение, лучше лимбургского сыру!".
Forwarded from Толкователь
Исследования великого русского экономиста, эсера Александра Чаянова, проведённые в нескольких губерниях в 1910–1913 годах, выявили, что мотивации русских крестьян были направлены не на обогащение, а удовлетворение минимальных потребностей семьи. Русский крестьянин просто переставал работать после получения им необходимого ему и его семье прожиточного минимума. В идеальных условиях это вело к увеличению «середнячества», что показали годы НЭПа, когда резко упало и число бедняков, и кулаков.
Именно рост «середнячества» в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы.
Именно рост «середнячества» в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы.
О зоне древних контактов финно-угорских племен.
Этот вопрос помогают решить археологические находки, сделанные по Вычегде и ее устью, Сухоне, Югу, Костроме, верховьям Ветлуги: они сочетают элементы, принадлежащие вепсам, марийцам, мере, пермским народам (Савельева, 1971, с.180).
О непосредственном контакте костромской мери с ветлужскими марийцами пишет и Е.И. Горюнова (Горюнова, 1961, с.244). Родственная связь мерянских племен с марийцами прослеживается в лексических параллелях, относящихся к материальной и духовной культуре марийцев и вепсов.
Самый примитивный вид жилища - конусообразный шалаш из жердей с открытым очагом посередине у эстонцев называется "коа". Такое название жилища у остальных прибалтийских и волжских финнов неизвестен. Однако название "кудо" известно у мордвы (современная изба) и марийцев (летняя кухня). Срубное жилище по-марийски - "пёрт". Этот термин не встречается у соседних финно-угорских и тюркских народов, но известен у венгров - pert, карелов - perti, ижоры - pertti, саамов - pyrt, латышей - pirts (баня), фольклоре верхневолжских русских - "избушка-пердушка" и их тайных языках "елмане" и "елтоне" - перт (дом).
Это сходство могло возникнуть только в результате непосредственного контакта носителей балтийских языков с древними финнами. Срубные сооружения, называемые "пёрт", аналогичны жилым постройкам дьяковской культуры - предков мери - на Верхней Волге.
В горномарийском языке скотный двор называется "левичы", в других наречиях - "вольык пече", "сарай". Слово в горном языке, вероятно, восходит к основам "воот" - "скот" в прибалтийско-финских языках и "пичы" -"изгородь" в марийском.
Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. / Под ред. докт . филол. наук. Н. В. Морохина. — Саров: Альфа, 2000. — 88 с.
#археология #этногенез #финноугры
Этот вопрос помогают решить археологические находки, сделанные по Вычегде и ее устью, Сухоне, Югу, Костроме, верховьям Ветлуги: они сочетают элементы, принадлежащие вепсам, марийцам, мере, пермским народам (Савельева, 1971, с.180).
О непосредственном контакте костромской мери с ветлужскими марийцами пишет и Е.И. Горюнова (Горюнова, 1961, с.244). Родственная связь мерянских племен с марийцами прослеживается в лексических параллелях, относящихся к материальной и духовной культуре марийцев и вепсов.
Самый примитивный вид жилища - конусообразный шалаш из жердей с открытым очагом посередине у эстонцев называется "коа". Такое название жилища у остальных прибалтийских и волжских финнов неизвестен. Однако название "кудо" известно у мордвы (современная изба) и марийцев (летняя кухня). Срубное жилище по-марийски - "пёрт". Этот термин не встречается у соседних финно-угорских и тюркских народов, но известен у венгров - pert, карелов - perti, ижоры - pertti, саамов - pyrt, латышей - pirts (баня), фольклоре верхневолжских русских - "избушка-пердушка" и их тайных языках "елмане" и "елтоне" - перт (дом).
Это сходство могло возникнуть только в результате непосредственного контакта носителей балтийских языков с древними финнами. Срубные сооружения, называемые "пёрт", аналогичны жилым постройкам дьяковской культуры - предков мери - на Верхней Волге.
В горномарийском языке скотный двор называется "левичы", в других наречиях - "вольык пече", "сарай". Слово в горном языке, вероятно, восходит к основам "воот" - "скот" в прибалтийско-финских языках и "пичы" -"изгородь" в марийском.
Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. / Под ред. докт . филол. наук. Н. В. Морохина. — Саров: Альфа, 2000. — 88 с.
#археология #этногенез #финноугры
"Киевская Русь" ТМ.
Читатель спрашивает: "А как быть с историей Киевской Руси?"
"Киевская Русь" поздний, книжный термин. Имперские историки 19 века надуманно выпятили представление о Древней Руси, как исключительно "Киевской", поскольку в большинстве сами были выходцами с Украины, (из священнического сословия и украинской шляхты). Переписывая историю Московского государства они мстили за захват Поднепровья союзом северных племен под руководством Олега, гегемонию Новгорода и Залесья над Киевом в 9-10 веках, за разорение Киева суздальским князем Андреем Боголюбским в 12 веке, за проигранную "Московскую войну" за Московский престол (Русско-польская война 1609—1618 гг. в которой украинцы принимали самое деятельное участие наравне с литвой), и вновь гегемонию Московского царства над Украиной - с 17 века.
Залесец.
#русь #историософия #украина
Читатель спрашивает: "А как быть с историей Киевской Руси?"
"Киевская Русь" поздний, книжный термин. Имперские историки 19 века надуманно выпятили представление о Древней Руси, как исключительно "Киевской", поскольку в большинстве сами были выходцами с Украины, (из священнического сословия и украинской шляхты). Переписывая историю Московского государства они мстили за захват Поднепровья союзом северных племен под руководством Олега, гегемонию Новгорода и Залесья над Киевом в 9-10 веках, за разорение Киева суздальским князем Андреем Боголюбским в 12 веке, за проигранную "Московскую войну" за Московский престол (Русско-польская война 1609—1618 гг. в которой украинцы принимали самое деятельное участие наравне с литвой), и вновь гегемонию Московского царства над Украиной - с 17 века.
Залесец.
#русь #историософия #украина
Ростовская колонизация Севера и верхневолжский антропотип.
Ареал верхневолжского антропологического типа представляет собой что-то вроде треугольника, основание которого вытянуто от Чудского озера до Вятского края, а вершина находится на средней Двине. В направлении на северо-запад и северо-восток верхневолжский тип сменяется другими (онежским и лапоноидным).
Если главным центром его распространения выступают верхняя Волга и ее левые притоки то только Сухона и Юг могли быть тем путем, по которому население, несшее верхневолжский тип, проникло на Север. На Двину попадали, видимо, через Устью и Вагу, так как верховья этой реки и низовья Вычегды были заняты населением другого происхождения. Данные письменных источников полностью соответствуют тем выводам, которые могут быть сделаны на основании изучения физического типа населения. Известно, что политические и экономические связи между ростово-суздальскими феодалами и населением Севера, особенно Подвинья, установились рано.
А.Н.Насонов считает, что самым ранним известием, которое позволяет предполагать спор за дань в Заволочье между ростовцами и новгородцами, относится к середине XII в. (1149 г.), хотя достоверно и не известно, где разыгрывались события. Распространение ростовской дани в Заволочье А.Н. Насонов относит к 50-60-м годам XII в. В документе о споре по поводу права владения Шенкурским погостом (1315-1322 гг.) упоминаются ростовские межи к югу от Паденги и Селенги. А.Н.Насонов, в отличие отдругих исследователей, относит, в связи с этим, бассейн Устьи и Кокшеньги к областям ростовской колонизации и, сопоставляя документ 1315-1322 гг. с более поздними, обосновывает тезис о пути распространения ростовской дани с Сухоны на Кокшеньгу [58: 188-189].
Большой интерес представляет сопоставление карты распространения верхневолжского типа в бассейне Двины и Ваги с названиями тамошних погостов. Некоторые погосты называются «ростовскими», на что обратили внимание еще М.Б. Едемский и Д.К. Зеленин. Позднее этот вопрос специально анализировал А.Н. Насонов. «Ростовских» погоста три: на Кокшеньге, на Вели и на Северной Двине, в сорока километрах выше впадения Ваги. Любопытно, что соединив эти точки, мы получим треугольник, как раз совпадающий с выступом нашего верхневолжского типа на Север.
Д.К.Зеленин связывает именно эту территорию с «ростовщиной», упоминаемой в Духовных Ивана III и Ивана IV.
Источник: "Антропологические данные как источник информации по истории колонизации Русского Севера". Витов М.В.
Иллюстрация Андрей Малышев, из серии "Предки на водоразделах рек и культур". 2016 год.
#ростовскаяземля #этногенез #колонизациясевера
Ареал верхневолжского антропологического типа представляет собой что-то вроде треугольника, основание которого вытянуто от Чудского озера до Вятского края, а вершина находится на средней Двине. В направлении на северо-запад и северо-восток верхневолжский тип сменяется другими (онежским и лапоноидным).
Если главным центром его распространения выступают верхняя Волга и ее левые притоки то только Сухона и Юг могли быть тем путем, по которому население, несшее верхневолжский тип, проникло на Север. На Двину попадали, видимо, через Устью и Вагу, так как верховья этой реки и низовья Вычегды были заняты населением другого происхождения. Данные письменных источников полностью соответствуют тем выводам, которые могут быть сделаны на основании изучения физического типа населения. Известно, что политические и экономические связи между ростово-суздальскими феодалами и населением Севера, особенно Подвинья, установились рано.
А.Н.Насонов считает, что самым ранним известием, которое позволяет предполагать спор за дань в Заволочье между ростовцами и новгородцами, относится к середине XII в. (1149 г.), хотя достоверно и не известно, где разыгрывались события. Распространение ростовской дани в Заволочье А.Н. Насонов относит к 50-60-м годам XII в. В документе о споре по поводу права владения Шенкурским погостом (1315-1322 гг.) упоминаются ростовские межи к югу от Паденги и Селенги. А.Н.Насонов, в отличие отдругих исследователей, относит, в связи с этим, бассейн Устьи и Кокшеньги к областям ростовской колонизации и, сопоставляя документ 1315-1322 гг. с более поздними, обосновывает тезис о пути распространения ростовской дани с Сухоны на Кокшеньгу [58: 188-189].
Большой интерес представляет сопоставление карты распространения верхневолжского типа в бассейне Двины и Ваги с названиями тамошних погостов. Некоторые погосты называются «ростовскими», на что обратили внимание еще М.Б. Едемский и Д.К. Зеленин. Позднее этот вопрос специально анализировал А.Н. Насонов. «Ростовских» погоста три: на Кокшеньге, на Вели и на Северной Двине, в сорока километрах выше впадения Ваги. Любопытно, что соединив эти точки, мы получим треугольник, как раз совпадающий с выступом нашего верхневолжского типа на Север.
Д.К.Зеленин связывает именно эту территорию с «ростовщиной», упоминаемой в Духовных Ивана III и Ивана IV.
Источник: "Антропологические данные как источник информации по истории колонизации Русского Севера". Витов М.В.
Иллюстрация Андрей Малышев, из серии "Предки на водоразделах рек и культур". 2016 год.
#ростовскаяземля #этногенез #колонизациясевера
Канал посвященный социальной антропологии Русского Севера - БУКВАРЬ - считает своей целью сохранение культурно-исторического наследия русской ойкумены во всем его разнообразии.
В основе заметок лежит личный духовный опыт от соприкосновения с культурными особенностями и историей родных пространств, включая религиозный контекст, а также личное взаимодействие с местным населением, сохранившим знания о быте своих предков.
@zapiskivbukvare
В основе заметок лежит личный духовный опыт от соприкосновения с культурными особенностями и историей родных пространств, включая религиозный контекст, а также личное взаимодействие с местным населением, сохранившим знания о быте своих предков.
@zapiskivbukvare
Telegram
БУКВАРЬ
Записки этнокультуролога-энтузиаста Даниила Сина.
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.
Связь: @yabukvar
Наблюдение культурно-исторического наследия через призму бытовой религиозности.
Связь: @yabukvar
Проект формы революционных милиционеров.
1. Проект художника Льва Бакста (театральный стиль, костюм персиянина).
2. Проект художника Ивана Билибина (псевдорусский стиль, костюм стрельца).
3. Проект художника Давида Бурлюка (кубофутуризм).
4. Проект художника Кишинёвскаго. На погонах звёзды Давида.
Карикатура МАДа (Михаила Арнольдовича Дризо) из одесского журнала, апрель 1917.
Это не хохма. В 1917 году Временное правительство обратилось к разным художникам для создания формы для милиционеров.
Не смотря на явную пародию видную в проектах художника Кишиневского (Погрома) с магендавидами на погонах, у Билибина потрясающий "милиционер", сразу виден наш старомосковский дух. )))
Залесец.
#арт #билибин #революция
1. Проект художника Льва Бакста (театральный стиль, костюм персиянина).
2. Проект художника Ивана Билибина (псевдорусский стиль, костюм стрельца).
3. Проект художника Давида Бурлюка (кубофутуризм).
4. Проект художника Кишинёвскаго. На погонах звёзды Давида.
Карикатура МАДа (Михаила Арнольдовича Дризо) из одесского журнала, апрель 1917.
Это не хохма. В 1917 году Временное правительство обратилось к разным художникам для создания формы для милиционеров.
Не смотря на явную пародию видную в проектах художника Кишиневского (Погрома) с магендавидами на погонах, у Билибина потрясающий "милиционер", сразу виден наш старомосковский дух. )))
Залесец.
#арт #билибин #революция
Войсковое стрелецкое знамя Великого Устюга. В центре знаменитый северный единорог, которым великорусские крестьяне любили украшать свои избы.
По местному преданию с этим знаменем ополченцы из Устюга в Смуту ходили биться с воровскими литовскими людьми и украинскими казаками. И по возвращении дали обет, что построят церковь - именно ту в которой это знамя потом и хранилось - Чуда Михаила Архангела на Городище.
Но не нынешнюю каменную, построенную в 1888 года, а её деревянную предшественницу, которая как раз и была построена после Смуты.
#великийустюг #вологодскаяобласть #смута
По местному преданию с этим знаменем ополченцы из Устюга в Смуту ходили биться с воровскими литовскими людьми и украинскими казаками. И по возвращении дали обет, что построят церковь - именно ту в которой это знамя потом и хранилось - Чуда Михаила Архангела на Городище.
Но не нынешнюю каменную, построенную в 1888 года, а её деревянную предшественницу, которая как раз и была построена после Смуты.
#великийустюг #вологодскаяобласть #смута
Forwarded from Архитектурные излишества (Paul Melkiades)
«Топоры, которые делались отцом и сыновьями Красиловыми в деревне Починки Даниловского уезда были известны не меньше даниловских самоваров. Их закаливали в овсяной закваске – брали молотый овес, запаривали, разбавляли водой и опускали в бадью с этой закваской раскаленный топор. Со стороны все это выглядит натуральным шаманством, но качество топоров при этом было отменным. На топоре ставили клеймо – медведь. Это в том случае, если топор ковал сам старик Красилов. Если его сын, то медведь и точка рядом. Если внук – то точек было две. Трех точек не на клейме не случилось – раскулачили Красиловых».
Михаил Бару
Михаил Бару
Страшный Суд. Фрагмент фрески Успенского собора во Владимире на Клязьме. 1408 г.
#владимир #владимирскаяобласть #XVвек #архитектура
#владимир #владимирскаяобласть #XVвек #архитектура
Кто назвал Соловки - Соловками?
"Мы, к сожалению, не можем с уверенностью сказать о первоначальном происхождении этих названий и проследить их постепенное изменение и приспособление к новым условиям, к новой языковой среде. Как ни соблазнительно связывать по созвучию название "Соловки" с "солью" или "соловьями", такое объяснение нельзя истолковать иначе как курьез: соль на Соловках не вываривалась, а соловьев здесь тем более не бывало...
Вероятнее всего в соловецких названиях запечатлелся топонимический пласт прибалтийских народов. Первоначальные названия постепенно изменялись, иногда приобретая черты внешнего сходства с русскими названиями. ..."
(Богуславский Густав. Из старинного новгородского документа. Острова Соловецкие: Очерки. 1966.)
Соловецкие острова (поморск. Соловки́, карел. Solokka от саамского Suollek — "острова")
Соло - дело времени. Изначально местные жители называли архипелаг просто - "Острова" ... "Суоловки", "Суоловейские". Такое звучание позднее и трансформировалось в поморское "Соловки".
Подробнее у коллег- https://yangx.top/zapiskivbukvare/72
#соловки #русскийсевер #чудь
"Мы, к сожалению, не можем с уверенностью сказать о первоначальном происхождении этих названий и проследить их постепенное изменение и приспособление к новым условиям, к новой языковой среде. Как ни соблазнительно связывать по созвучию название "Соловки" с "солью" или "соловьями", такое объяснение нельзя истолковать иначе как курьез: соль на Соловках не вываривалась, а соловьев здесь тем более не бывало...
Вероятнее всего в соловецких названиях запечатлелся топонимический пласт прибалтийских народов. Первоначальные названия постепенно изменялись, иногда приобретая черты внешнего сходства с русскими названиями. ..."
(Богуславский Густав. Из старинного новгородского документа. Острова Соловецкие: Очерки. 1966.)
Соловецкие острова (поморск. Соловки́, карел. Solokka от саамского Suollek — "острова")
Соло - дело времени. Изначально местные жители называли архипелаг просто - "Острова" ... "Суоловки", "Суоловейские". Такое звучание позднее и трансформировалось в поморское "Соловки".
Подробнее у коллег- https://yangx.top/zapiskivbukvare/72
#соловки #русскийсевер #чудь
Telegram
БУКВАРЬ
Соловецкие острова. Семиотическое культурное пространство
Семиотика культуры Соловецких островов представлена топонимической системой, состоящей из русских топонимов, с включением топонимов поморского языка. Среди названий островов Соловецкого архипелага…
Семиотика культуры Соловецких островов представлена топонимической системой, состоящей из русских топонимов, с включением топонимов поморского языка. Среди названий островов Соловецкого архипелага…
Коммуна ранних Советов
Артель существовала с 1930 гг. Вначале была коммуна.
"Коммуна – это форма коллективной организации, при которой производственная деятельность осуществляется сообща. Все блага принадлежат коллективу. Семьи живут в общих домах, питаются в общих столовых, дети воспитываются в общих яслях, детских садах и школах. Вознаграждение труда в форме заработной платы или в какой-либо другой форме распределения доходов отсутствует (но на деле это было не совсем так), поскольку коммуна берет на себя обеспечение своих членов всем необходимым.
После революции советская власть хотела видеть в коммунах главную производственную силу. В. И. Ленин в 1918 году отмечал, что "каждая фабрика, каждая артель и земледельческое предприятие, каждое селение, переходящее к новому земледелию с применением закона о социализации земли, является теперь в смысле демократических основ Советской власти самостоятельной коммуной с внутренней организацией труда".
Примерно до 1925 года в коммунах преобладал принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям", т.е. уравнительный подход. При таком подходе отсутствовала связь трудового вклада и потребляемой доли благ, а отсюда возникали и проблемы в организации труда. В чём суть проблемы? Как отмечает Д. Дюран дело в том, что "почти везде, где введена уравнительная поденщина, в результате получалось равнение на худших работников". Среди коммунаров поднимались споры о том, кто больше переработал или наоборот не доработал."
Эти реалии сказывались на росте сельскохозяйственного и кустарного производства.
К концу 20-х гг. в экономическом плане в масштабах всей страны коммуна показала себя несостоятельной, и с начала 30-х гг. коммуны были перестроены в колхозы и артели.
С чем это было связано? Возможно с теми процессами которые недавно описывал в своем канале Толкователь @tolk_tolk Павел Пряников:
"Исследования великого русского экономиста, эсера Александра Чаянова, проведённые в нескольких губерниях в 1910–1913 годах, выявили, что мотивации русских крестьян были направлены не на обогащение, а удовлетворение минимальных потребностей семьи. Русский крестьянин просто переставал работать после получения им необходимого ему и его семье прожиточного минимума. В идеальных условиях это вело к увеличению "середнячества", что показали годы НЭПа, когда резко упало и число бедняков, и кулаков.
Именно рост "середнячества" в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы."
На фото: артель "Заря социализма" в деревне Матвейцево, Середского сельсовета, Даниловского района Ивановской промышленной области. (Из архива Василия Андрианова "Бухаловское землячество"). 30-е годы.
Артель существовала с 1930 гг. Вначале была коммуна.
"Коммуна – это форма коллективной организации, при которой производственная деятельность осуществляется сообща. Все блага принадлежат коллективу. Семьи живут в общих домах, питаются в общих столовых, дети воспитываются в общих яслях, детских садах и школах. Вознаграждение труда в форме заработной платы или в какой-либо другой форме распределения доходов отсутствует (но на деле это было не совсем так), поскольку коммуна берет на себя обеспечение своих членов всем необходимым.
После революции советская власть хотела видеть в коммунах главную производственную силу. В. И. Ленин в 1918 году отмечал, что "каждая фабрика, каждая артель и земледельческое предприятие, каждое селение, переходящее к новому земледелию с применением закона о социализации земли, является теперь в смысле демократических основ Советской власти самостоятельной коммуной с внутренней организацией труда".
Примерно до 1925 года в коммунах преобладал принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям", т.е. уравнительный подход. При таком подходе отсутствовала связь трудового вклада и потребляемой доли благ, а отсюда возникали и проблемы в организации труда. В чём суть проблемы? Как отмечает Д. Дюран дело в том, что "почти везде, где введена уравнительная поденщина, в результате получалось равнение на худших работников". Среди коммунаров поднимались споры о том, кто больше переработал или наоборот не доработал."
Эти реалии сказывались на росте сельскохозяйственного и кустарного производства.
К концу 20-х гг. в экономическом плане в масштабах всей страны коммуна показала себя несостоятельной, и с начала 30-х гг. коммуны были перестроены в колхозы и артели.
С чем это было связано? Возможно с теми процессами которые недавно описывал в своем канале Толкователь @tolk_tolk Павел Пряников:
"Исследования великого русского экономиста, эсера Александра Чаянова, проведённые в нескольких губерниях в 1910–1913 годах, выявили, что мотивации русских крестьян были направлены не на обогащение, а удовлетворение минимальных потребностей семьи. Русский крестьянин просто переставал работать после получения им необходимого ему и его семье прожиточного минимума. В идеальных условиях это вело к увеличению "середнячества", что показали годы НЭПа, когда резко упало и число бедняков, и кулаков.
Именно рост "середнячества" в 1920-е годы и вызвал ненависть города к крестьянам – сельское хозяйство всё больше становилось полунатуральным, и деревня отказывалась производить больше продуктов, чем требовалось для её прожиточного минимума. На индустриализацию стране требовался экспортный хлеб. В царское время 70-80% экспорта зерна обеспечивали крупные помещичьи хозяйства. Большевики на замену этим крупнотоварным производствам придумали колхозы."
На фото: артель "Заря социализма" в деревне Матвейцево, Середского сельсовета, Даниловского района Ивановской промышленной области. (Из архива Василия Андрианова "Бухаловское землячество"). 30-е годы.
Мещёрская вера.
Скит святого Леонтия вблизи села Беливо Орехово-Зуевского района – самое необычное место старообрядческой духовной культуры всей Московской Мещёры. Некогда здесь, в глубине леса, стоял монастырь, основанный в 1671 году святыми старцами Леонтием и Иосифом. Во время наиболее решительных правительственных действий по ликвидации раскольнических скитов в середине 19 века обитель сожгли. Но люди продолжают приходить молиться на это место в глухом лесу и по сей день, как в огромный храм без стен, алтаря и Царских врат.
#староверы #мещера #московскаяобласть
Скит святого Леонтия вблизи села Беливо Орехово-Зуевского района – самое необычное место старообрядческой духовной культуры всей Московской Мещёры. Некогда здесь, в глубине леса, стоял монастырь, основанный в 1671 году святыми старцами Леонтием и Иосифом. Во время наиболее решительных правительственных действий по ликвидации раскольнических скитов в середине 19 века обитель сожгли. Но люди продолжают приходить молиться на это место в глухом лесу и по сей день, как в огромный храм без стен, алтаря и Царских врат.
#староверы #мещера #московскаяобласть
Карта Ивановской Промышленной области
Ивановская Промышленная область (сокр. ИПО) — административная единица на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, существовавшая с 14 января 1929 года по 11 марта 1936 года после упразднения губерний. Административным центром был город Иваново-Вознесенск (в 1932 году переименован в Иваново).
Включала 7 округов (до 23 июля 1930 года), 60 р-нов, 1836 сельских советов. Её площадь ровнялась 123 080 км². Численность населения составляла 4 407 700 чел, национальность - русские (великороссы) - 99,2% (1931 г.). Плотность 35,8 чел./км².
Это образование интересно тем, что фактически, объединило в себе исторические земли Залесья, Ростово-Суздальской земли, Владимирского Великого княжества и княжеств сателлитов (За исключением Великого Устюга, Вологды и Москвы). Т.е. территорию где в средние века на базе мери, словен, кривичей, веси и муромы возникла великорусская народность.
#ивановскаяобласть #ростовскаяземля #древняярусь #этногенез
Ивановская Промышленная область (сокр. ИПО) — административная единица на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, существовавшая с 14 января 1929 года по 11 марта 1936 года после упразднения губерний. Административным центром был город Иваново-Вознесенск (в 1932 году переименован в Иваново).
Включала 7 округов (до 23 июля 1930 года), 60 р-нов, 1836 сельских советов. Её площадь ровнялась 123 080 км². Численность населения составляла 4 407 700 чел, национальность - русские (великороссы) - 99,2% (1931 г.). Плотность 35,8 чел./км².
Это образование интересно тем, что фактически, объединило в себе исторические земли Залесья, Ростово-Суздальской земли, Владимирского Великого княжества и княжеств сателлитов (За исключением Великого Устюга, Вологды и Москвы). Т.е. территорию где в средние века на базе мери, словен, кривичей, веси и муромы возникла великорусская народность.
#ивановскаяобласть #ростовскаяземля #древняярусь #этногенез
Размещение населения по территории России.
Различия в заселенности России складывались под влиянием взаимосвязанных факторов: природных, исторических, социально-экономических. Внутри страны различия в плотности очень велики. В центральной части европейской России она составляет 61 человек на 1 км2, на Урале — 25 чел. на 1 км2, в Западной Сибири 6, в Восточной Сибири 2, а на Дальнем Востоке 1 человек на 1 км2.
Никакой разницы с Канадой.
Различия в заселенности России складывались под влиянием взаимосвязанных факторов: природных, исторических, социально-экономических. Внутри страны различия в плотности очень велики. В центральной части европейской России она составляет 61 человек на 1 км2, на Урале — 25 чел. на 1 км2, в Западной Сибири 6, в Восточной Сибири 2, а на Дальнем Востоке 1 человек на 1 км2.
Никакой разницы с Канадой.
Меншикова башня.
В 1699 году Александр Меншиков купил у Дмитриевых-Мамоновых двор на Мясницкой улице на месте нынешнего Центрального почтамта. Церковь Архангела Гавриила, стоявшая на границе этих земель, стала домовой церковью его семьи. Через три года Меншиков решил построить новую церковь на месте старой. Причиной обновления послужила икона Богоматери, привезённая им из Полоцка. Считалось, что она была написана евангелистом Лукой.
Храм строился с 1704 по 1707 год и был выполнен в стиле нарышкинского барокко. Возводила постройку артель каменотёсов из Костромы и Ярославля под руководством архитектора Ивана Зарудного.
В народе церковь прозвали Меншиковой башней, «сестрой колокольни Ивана Великого». Башня стала самым высоким зданием в Москве. Её высота составила 81 метр, что было на 3,2 метра выше Ивановской колокольни.
#москва #краеведение #архитектура
В 1699 году Александр Меншиков купил у Дмитриевых-Мамоновых двор на Мясницкой улице на месте нынешнего Центрального почтамта. Церковь Архангела Гавриила, стоявшая на границе этих земель, стала домовой церковью его семьи. Через три года Меншиков решил построить новую церковь на месте старой. Причиной обновления послужила икона Богоматери, привезённая им из Полоцка. Считалось, что она была написана евангелистом Лукой.
Храм строился с 1704 по 1707 год и был выполнен в стиле нарышкинского барокко. Возводила постройку артель каменотёсов из Костромы и Ярославля под руководством архитектора Ивана Зарудного.
В народе церковь прозвали Меншиковой башней, «сестрой колокольни Ивана Великого». Башня стала самым высоким зданием в Москве. Её высота составила 81 метр, что было на 3,2 метра выше Ивановской колокольни.
#москва #краеведение #архитектура
Forwarded from Красный Фронтовик
Россия, которую мы потеряли. Вспоминает уроженец Брейтовского района Ярославской области генерал-майор Николай Калинин, участник гражданской и Великой Отечественной войны:
«Крестьяне, сгрудившись в стороне от телег, курили, о чем-то беседовали. Отец, сдав свой мешок, подошел к ним. Я тоже.
Ефим Табаков, по прозвищу Гусар, рассказывал:
— У нашего барина еще с деда-прадеда повелось держать в усадьбе медведя. Сейчас он ручной, а прежде за палача служил. Держали его впроголодь. Проштрафится кто, не угодит барину или кому там из его семьи, вталкивали беднягу в клетку. Там ему и конец...
Я слушал затаив дыхание. Слова Ефима Табакова вызывали в моем воображении страшные картины.
Семидесятилетний дед Евсей из Ивановского подтвердил:
— Да, наш барин грозный. Едет четверкой по селу, так все встречные должны падать ниц. А холуй, стоящий на задке кареты, для острастки плетью по спинам прохаживается. А когда мне было лет шесть или семь, помню такой случай. Собрали на господский двор всех деревенских ребятишек. Вышел управляющий и сказал: «Слушайте, чертенята! Наш барин и благодетель решил развести сад. Так вот, чтобы вы не воровали груш и яблок, мы вас сейчас выпорем». Двое дворовых притащили длинную скамейку. На ней каждому из нас кучер всыпал по пятнадцати хлыстов ниже спины. На следующий день барин уехал. О своей затее он скоро забыл и сад так и не посадил. Зато мы о нем до сих пор помним».
«Крестьяне, сгрудившись в стороне от телег, курили, о чем-то беседовали. Отец, сдав свой мешок, подошел к ним. Я тоже.
Ефим Табаков, по прозвищу Гусар, рассказывал:
— У нашего барина еще с деда-прадеда повелось держать в усадьбе медведя. Сейчас он ручной, а прежде за палача служил. Держали его впроголодь. Проштрафится кто, не угодит барину или кому там из его семьи, вталкивали беднягу в клетку. Там ему и конец...
Я слушал затаив дыхание. Слова Ефима Табакова вызывали в моем воображении страшные картины.
Семидесятилетний дед Евсей из Ивановского подтвердил:
— Да, наш барин грозный. Едет четверкой по селу, так все встречные должны падать ниц. А холуй, стоящий на задке кареты, для острастки плетью по спинам прохаживается. А когда мне было лет шесть или семь, помню такой случай. Собрали на господский двор всех деревенских ребятишек. Вышел управляющий и сказал: «Слушайте, чертенята! Наш барин и благодетель решил развести сад. Так вот, чтобы вы не воровали груш и яблок, мы вас сейчас выпорем». Двое дворовых притащили длинную скамейку. На ней каждому из нас кучер всыпал по пятнадцати хлыстов ниже спины. На следующий день барин уехал. О своей затее он скоро забыл и сад так и не посадил. Зато мы о нем до сих пор помним».
"Финский скелет" восточных славян
"Для правильного понимания этногенеза славян существенным является не столько факт установления их древнейшей прародины, сколько указание областей их многовекового формирования, проходившего путем освоения ими новых территорий и восприятия культур, уже существовавших до их прихода.
Мы еще не раз будем возвращаться к вопросу об этих субстратах и влияниях, среди которых особое внимание обращает на себя угро-финский пласт, занимавший в незапамятной протоиндоевропейской древности значительную часть Центральной-Восточной Европы."
Из "Мифологии славян" польского историка-медиевиста Александра Гейштора.
Гимбутас, кстати, также высказывала эту мысль в своей книге "Славяне".
#славяне #этногенез #финноугры
"Для правильного понимания этногенеза славян существенным является не столько факт установления их древнейшей прародины, сколько указание областей их многовекового формирования, проходившего путем освоения ими новых территорий и восприятия культур, уже существовавших до их прихода.
Мы еще не раз будем возвращаться к вопросу об этих субстратах и влияниях, среди которых особое внимание обращает на себя угро-финский пласт, занимавший в незапамятной протоиндоевропейской древности значительную часть Центральной-Восточной Европы."
Из "Мифологии славян" польского историка-медиевиста Александра Гейштора.
Гимбутас, кстати, также высказывала эту мысль в своей книге "Славяне".
#славяне #этногенез #финноугры
Эта фотография напоминает мне дорогу шестидесятых годов - Белозерск - Шола, участок между деревнями Лохта и Перкумзь. То ещё было приключение.
Автор фото мне не известен. Из интернета в свободном доступе.
Белозёрский.
#белозерск #вологодскаяобласть #дорога
Автор фото мне не известен. Из интернета в свободном доступе.
Белозёрский.
#белозерск #вологодскаяобласть #дорога