Годзилла и космос
2.02K subscribers
17 links
Фантастические книги и как их написать. Ко мне можно прийти на консультацию, вписаться в коучинг и на групповые сессии по писательству

Откликаюсь на @seeyouinmexico
加入频道
Как бояться и делать

Творческий блок случается, когда ваше осознанное желание действовать сталкивается с бессознательным страхом.

Например, вы хотите писать, но продираетесь сквозь огонь, воду, соцсети и сериальчики. Или садитесь за текст и впадаете в ступор. Страх давит, мешает работать, не дает расписаться.

Раз в творческом блоке виноват страх, хочется вскочить на боевого коня, достать из ножен меч и ринуться в битву. Бороться, побеждать, преодолевать.

Придержите вашу неистовую лошадку, пожалуйста!

Страх не злодей в этой истории. Его нельзя порубить на куски, загнать в подземелье или спрятать под коврик. Он вернется в другом обличье, вылезет там, где не ждали. Я думала, что поборола страх, когда начала писать, и вот он снова здесь, мешает мне закончить книгу.

Страх — не злодей, а скорее бесячий попутчик, который увязался за вами. Вы переходите на бег, чтоб он отстал, а когда останавливаетесь отдышаться, он уже снова тут, стоит и бесит.

Проще признать, что страх никуда не денется. Придется идти с ним рядом. Даже поглядывать в его сторону и изучать.

Признавать страх — это не слабость. Страх — показатель, что вам искренне, по-настоящему ценно то, что вы делаете. Это же круто!

Там, где нет страха, нам скучно, как на работе, где все сто раз знакомое и изученное. А если есть страх, значит, дело правда стоящее.

Признавая страх, вы освобождаете силы, которые раньше тратили на борьбу. Эти силы можно пустить на пользу дела.

Например, планируйте дальнейшие шаги так, чтобы не сбылись определенные страхи. Используйте их как подсказку: что изучить, куда пойти, с кем проконсультироваться.

Бессознательные страхи сложнее выразить словами, зато можно трансформировать в сюжетные образы. В основе внутреннего конфликта героя лежат его страхи (писала об этом здесь). Если вы знакомы со своими, вы лучше понимаете, как их изобразить.

Когда вы боретесь со страхом, вам может не хватить сил на настоящее препятствие.

Делать и бояться при этом — самый рабочий вариант.
Залог, что заставит всех страдать

В русском языке есть два залога: действительный и страдательный.

В действительном залоге субъект совершает действие над объектом.
В страдательном объект подвергается действию субъекта.

В действительном залоге динозавр проглотил мой звездолет.
В страдательном — мой звездолет был проглочен (динозавром).

Если нам важно сказать, кто совершил действие, мы используем действительный залог. Страдательный залог подчеркивает, что объект пострадал от действия и не важно чьего.

Я выглянула в окно и увидела, что мой звездолет был проглочен.

Когда страдательный залог причиняет страдания

Страдательный залог уничтожает динамику в тексте, как динозавр из примера — звездолеты.

Страдательный залог статичен, он показывает результат. Звездолет проглочен, динозавр наказан.

Он не покажет читателю, как динозавр пожирал звездолет и как именно героиня покарала его за это. А это же самое интересное!

Страдательный залог покрывает виновных. Чертов динозавр проглотил звездолет, а я просто пишу, что мой звездолет был проглочен.

Этой фишкой часто пользуются главные любители канцелярита – политики. Они не скажут: «Мы ошиблись». Нет, страдательный залог позволяет признать, что «ошибка была допущена», и сохранить репутацию.

Как избежать лишних страданий

Пишите, как разговариваете. Мы редко используем страдательный залог в речи, потому что он требует усилий.

Если друг спросит вас, где звездолет, вы сходу ответите: «А, его динозавр сожрал!». Попробуйте сформулировать ответ в страдательном залоге – поймете, что сильнее напрягаетесь.

Любите и обожайте сильные глаголы. Страдательному залогу достались кривые и покалеченные формы: Звездолет был сожран и будет починен.

Если можно переписать предложение без «был» или «будет», переписывайте. Динозавр сожрал звездолет, но я его починю (видимо, когда динозавр его выплюнет).

Когда можно оставить, как есть

Когда вы используете его по назначению: делаете акцент на результате действия или на объекте, который от действия пострадал.

Как правило, страдательный залог можно перевести в действительный. Оставляйте его в тех местах, где по-другому никак не сказать.
О глазах и взглядах

В редактуре не так много развлечений, но есть один момент, с которого я регулярно ору.

Удивительно распространенная ошибка — считать «глаза» и «взгляд» синонимами.

Глаз — это орган тела, который отвечает за нашу способность смотреть и видеть.

Взгляд — это направление, устремленность глаз.

Если спутать их значения, в тексте появится новый жутковато-причудливый смысл.

Допустим, взгляд устремить можно. А вот чтобы устремить глаза, их нужно выковырять и скомандовать, куда им собственно стремиться.

Опустить взгляд можно, а вот чтобы опустить глаза, придется вытащить их и осторожненько так на пол положить.

Отвести глаза можно на концерт AC/DC.

Чтобы спрятать глаза, придется вынуть их, положить в сундук и зарыть в тайном месте.

Когда вы думаете о действии с глазами, проверьте, не придется ли герою их выковыривать. Если нет, все ок.

Если да, то речь идет о взгляде, а глаза оставьте на месте.
Про смелость быть собой

Самобытность — одна из моих базовых ценностей. Я привыкла оставаться собой, даже когда это невыгодно. Я не везде вписываюсь, и вкусы мои редко совпадают с трендами (гляньте на название канала).

Я и мои странности страдали в школе-универе, но сейчас я очень ценю в себе эту штуку.

Отличия — это место, где скрывается творческий потенциал. Именно отличия я ищу и вытаскиваю из авторов, с которыми работаю.

Чтобы походить на других, нужно просто наблюдать и повторять. Чтобы отличаться, нужна смелость.

Это смелость признать, что не соответствуешь стандартам. На любого человека найдётся норма, в которую он никак не впишется.

Это смелость отпустить само желание соответствовать норме. Ну, не вписались и ладненько.

Это смелость показать настоящих себя. Знать, что есть стандарт. Знать, что вы пролетаете мимо — и все равно показать себя миру как есть.

Это смелость идти своей дорогой, даже если она ведет в дремучие кусты, куда до вас никто не совался.

Мы прячем свои отличия из страха отвержения. Вдруг засмеют, отвернутся, отпишутся. Кто-то и правда отвернется, но на их место придут те, кто будет ценить вас именно за ваши особенности.

Я нежно люблю эти слова Рэя Брэдбери: «Я никогда не слушал тех, кто насмехался над моим увлечением космическими полетами, цирками или гориллами. Если такое происходило, я забирал своих динозавров и выходил из комнаты».

Смелость быть собой прописана у писателей в должностной инструкции. Возможно, первым пунктом.
Интервью о книгах, редактуре и телеграме

Я внезапно попала в категорию «интересные люди», и Полина Шубина @zapiski_redaktorki позвала меня поговорить о моих делах.

В итоге, получилось большое крутое интервью, где мы говорим о писательстве, редактуре, ведении телеграм-канала и, конечно, о поддержке и борьбе с синдромом самозванца!

Я там нервничаю дико, так что лайк, шэр и все такое 🖤

https://www.youtube.com/watch?v=4Yoh18_ipSY
Москва — Архангельск

Когда я переезжала в Москву, моей целью был город и классная работа. Дело было десять лет назад, эта операция прошла успешно.

Этот проклятый год научил меня внимательнее выбирать, на что тратить силы. И отпускать вчерашние цели и планы.

Сейчас мне гораздо важнее делать то, что я люблю. А то, что я люблю, к месту не привязано. Вот я и решилась уехать на всю зиму на север, в родной Архангельск.

Я хочу дописать книгу, развивать канал и написать гайд по саморедактуре. Гайд я задумала еще летом — как помощь всем, кто приступает к вычитке своих книг. Разберу ошибки, которые часто вижу в текстах, объясню, как их ловить и исправлять. В моих традициях, примеры будут с динозаврами (еще мечтаю об иллюстрациях с ними же).

Большая часть моих вещей теперь живет в коробках на складе в Москве (и по этому поводу я чувствую себя героиней ромкома). Вернуться планирую весной. Ну, или как пойдет.

Я впервые уехала так надолго. Это немного страшно, очень волнительно, а сборы вещей изматывают.

Но мне все равно по-детски радостно. Меня ждет настоящая зима: сугробы, походы по ледовой переправе на замерзшей реке, поездки в лес и к Белому морю.
У меня есть простыня текста про любимые книги года. Разделить ее на несколько постов или за раз прочитаете?
Final Results
59%
Давай простыню
41%
Дели на части
Важные книги года

С небольшим отрывом победила простыня. А для тех, кто проголосовал за короткие посты, у меня новогоднее обещание. Торжественно клянусь, что прекращу стесняться и буду писать отзывы на книги сразу после прочтения, а не выбирать в конце года шесть любимых из 35. 

Ну, погнали.

«Бесконечная война» Джо Холдемана 

С этой книгой у меня случилось чудо чудесное. Я очень долго искала ее, но ни в книжных, ни на Литресе она не продавалась. В отчаянии поделилась бедой с коллегой, и он подарил мне свой экземпляр, который я теперь бережно храню. 

«Бесконечная война» — это антивоенный научно-фантастический роман, считается ответом на «Звёздный десант» Хайнлайна. 

Боевые действия ведутся в космосе и на далеких планетах. Из-за релятивистских эффектов (грубо говоря, у солдат в тысяче световых лет от Земли проходит пять лет, а на Земле – пятьдесят) солдаты каждый раз возвращаются в изменившийся мир и пытаются в него вписаться. 

Книга довольно тяжелая и на любителя. Я читаю, потому что ненавижу войны всей душой, а такие книги помогают мне их ненавидеть осознанно и с аргументами. 

«Луна — суровая госпожа» Роберта Хайнлайна 

Хайнлайна я люблю за то, как круто он прописывает социальное устройство своих миров, но сюжеты у него вялотекущие. В «Луне» описана подготовка революции на Луне, которая хочет перестать быть земной колонией. 

Книга поразила меня тем, что в ней (в 1965, на минутку, году) решены вопросы, о которых в 2020 все еще спорят в интернетах. Например, в Луна-Сити Хайнлайна если женщина говорит «нет», это значит «нет», и дополнительных вопросов ни у кого не возникает. За такие вот штуки я люблю научную фантастику. 

«Бездна Челленджера» Нила Шустермана

Реализм мне не сильно интересен, но иногда я читаю young adult. Мне нравится, как жанр развивается, и как много важных тем поднимает. В «Бездне Челленджера» историю рассказывает подросток, который погружается в натуральную бездну шизоаффективного расстройства. 

Книга напомнила мне о ценности художественной литературы: она развивает эмпатию. Иногда лишь опыт героя покажет, как живут с похожими проблемами реальные люди. Мы же привыкли считать, что ментальное расстройство — это набор симптомов. Так вот «Бездна Челленджера» рассказывает, как человек эти симптомы проживает. 

«Книга чудес» Джеффа Вандермеера

Полное название: «Книга чудес. Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров». На данный момент, моя любимая книга для писателей. 

Джефф Вандермеер — крутой и странный фантаст, поэтому книга его о писательском мастерстве с серьезным уклоном именно в фантастические жанры. То есть, внимание, целая книга о писательском мастерстве специально для фантастов! 

«Сага о живых кораблях» Робин Хобб

Со второй книгой «Саги о живых кораблях» я заканчиваю год, и она определила мои читательские планы по фэнтези на следующий, потому что Робин Хобб написала еще четыре саги. 

Здесь корабли правда живые — это полноценные персонажи со своими арками развития. Помимо кораблей там крутые неоднозначные персонажи, идеально прописанный мир и много сюжетных линий, который разворачиваются, захватывают, переплетаются и связываются потом воедино. С Робин Хобб я напрочь забываю, что существует мир реальный, и у меня в нем куча дел. 

И напоследок, Терри Пратчетт — хранитель моей кукухи в 2020

Доза Терри Пратчетта спасает, когда вокруг все очень странно. К циклу про Плоский мир я возвращалась в течение года, и буду продолжать. Я про него писала отдельный пост любви

Плоский мир ни разу не идеальный, но ироничный взгляд Пратчетта на происходящее очень заразителен. В сложные моменты он напоминает, что драматизировать не обязательно, можно найти над чем посмеяться. Это как ведро теплой морской воды на мою тревожную голову.

Кстати, кроме романов о Плоском мире, у Пратчетта есть научно-фантастический цикл про параллельные измерения, который он писал вместе со Стивеном Бакстером. Я прочла пока первую часть — «Бесконечная земля», остальное тоже в планах на следующий год. 

В общем, отличный книжный год получился. Всем желаю прекрасных книг в следующем году! 🖤
Об отношениях с историями

В прошлом году я не смогла дописать финал книги. Он был давно продуман. Оставалось записать, но текст не писался.

Есть такая штука, назову ее сопротивлением истории. Это ощущение будто я тащу историю за шкирку, а она упирается и не хочет идти за мной. Так работа становится борьбой, а текст все равно не двигается.

Такое случается, когда подробно прописан синопсис романа, в котором все сюжетные линии логично сведены и завершены. Все повороты сюжета уже продуманы, и пространства для неожиданностей больше нет.

Финал, который я заставляла себя писать, меня до конца не устраивал. Он был логичным, но очень уж безнадежным. Он противоречил моим жизненным принципам, которые держатся на упрямом оптимизме.

Я могла и дальше стоять на своем, тащить историю вперед, стиснув зубы. Долго, мучительно, без удовольствия. Но я забила.

Если история сопротивляется, лучшая стратегия — смириться и уступить. Подумать над ней еще. Возможно, откроется деталь, которую трудно разглядеть в начале при проработке плана.

Моя деталь открылась сразу, как я перестала упрямиться. Пришлось признать, что я в отчаянии и застряла в своем суперраспланированном сюжете.

Тогда я и разглядела недостающую деталь. Ту самую надежду, которой мне не хватало, чтобы задуманный финал стал действительно моим.

Я уже вернулась к работе, текст радостно и бодро пишется. Мы с историей снова бежим рядышком, а не тянем друг друга в разные стороны.
Космические сессии

*барабанная дробь*

И сразу объявление. Я запускаю свой авторский проект Космические сессии.

Космические сессии — это регулярные групповые встречи, где мы вместе будем двигаться к писательским целям. Я помогу вам их сформулировать, превратить в планы, и буду направлять на пути к их достижению.

Космические сессии нужны вам, если:
— Вы мечтаете написать книгу, но не знаете, с чего начать.
— Вы застряли посреди рукописи и не можете завершить.
— Вы пишете в стол и боитесь показывать другим свои тексты.
— Вам страшно заявлять себе, как о писателе.
— Вы прокрастинируете больше, чем пишете.
— Вы думаете, что где-то есть «настоящие писатели», а вы так просто пробуете что-то…

Я знаю, что мой канал и посты поддерживают вас и помогают писать. Приглашаю на следующий уровень!

Что вас ждет:
1. Четкие писательские цели и пошаговый план по их достижению;
2. Поддержка в процессе, инсайты и прочие бонусы групповой динамики;
3. Полезные лекции (от психологии творчества до теории писательского мастерства);
4. Упражнения для развития техники письма и домашние задания;
5. Встречи в Zoom в уютной маленькой группе раз в две недели (продолжительность – 2 часа);
6. Поддерживающий чатик, где я все время буду с вами;
7. Моя забота и бережное отношение к вам и вашему творчеству.

Чего точно НЕ будет:
— Пространных бесед о вдохновении и пути творца;
— Назидательных речей о том, как надо писать и как не надо;
— Жёсткой критики и разгромных рецензий (я адски против таких методов).

В Космические сессии я вкладываю мой писательский и литературно-редакторский опыт, а еще годы личной и групповой психотерапии, где я в деталях разбирала свои страхи и писательские блоки.

Сколько стоит?
Для первых и храбрых цена за сессию — 2000 руб. И бонусы в будущем.

Писательство — это забег на длинную дистанцию, а я обеспечу вас водичкой, протеиновыми батончиками, и подниму табличку «Кексик, ты супер».

Приходите: @seeyouinmexico
Всем, кто «пока еще не писатель»

Сложности с самоопределением бывают у всех, но писателям тут особо сильно досталось.

Нам сложно, страшно и некомфортно называть себя писателями в самом начале. Вот и появляется это «я пока еще не писатель».

Мы ведь опираемся на внешние критерии. Вот напишу бестселлер, получу премию, поставят мне памятник на площади, тогда стану настоящим писателем. Или как у меня было: если Нил Гейман мне скажет, я поверю!

Чтобы бестселлеры издавались, премировались и экранизировались, их нужно сперва написать. Чтобы Нил Гейман прочитал — тоже.

Если не считать себя писателем в процессе работы над будущим бестселлером, слиться сильно проще. Ну а что, я ж не писатель, вот и не дописала.

Назвать себя писателем — это значит, взять на себя ответственность за свою работу и развитие.

Я вот считаю себя писательницей, потому что пишу о том, что мне важно и хочется сказать.

Еще потому что я пишу книгу. И посты в канал.

Еще читаю других писателей и разбираю их истории на атомы, чтобы понять, как все устроено.

Я писательница, когда изучаю писательское мастерство по книгам и на курсах.
И когда гуляю по городу в наушниках и думаю над историей.
Когда записываю новую идею в заметки.
Подбираю в голове слова и формулировки, пока мою посуду.

Бестселлеры, премии и прочие штуки — это результаты работы. Что-то вроде звания «Сотрудник месяца». Даже если оно уйдет другому, ты остаешься сотрудником и продолжаешь работать.

Звание писателя не приносит волшебная фея в образе Нила Геймана.

Назвать себя писателем — значит, взять дело в свои руки. Самые надежные, кстати, руки.
Диалоги с внутренним критиком

В последнее время мой внутренний критик обрушился на канал. Только я сажусь за пост, мне под руку квакает Жаба Экспертовна:

— Банально! Фигня! Никому не нужно!

Обычно я ей отвечаю. Диалоги с частями своей личности — это нормально, я уточняла у психотерапевта.

— Дорогая Жаба Экспертовна, — начинаю я. — Понимаю твои тревоги и ценю желание уберечь меня от боли, позора и разочарования, но давай я сперва напишу, а там видно будет. Заранее спасибо за понимание!

Важно показать, что я ценю ее мнение, но я тут босс и решать мне.

Если у меня много внутренних сил, она тут же смолкает. Когда мне не хватает сил, она начинает задираться.

— Ты даже не знаешь, что хочешь сказать! — квакает Жаба Экспертовна.
— Я лучше думаю, когда пишу, — терпеливо объясняю я. — Вот напишу и пойму, что хочу сказать.
— Получится фигня! И вообще канал твой — отстой. Вон сколько народу отписалось.
— Тех, кто меня читает больше, а я для них пишу, — мой голос начинает предательски дрожать.
— Скоро все разбегутся, — шипит Жаба Экспертовна.
— Но мои посты поддерживают тех, кто тоже пишет.
— Ты даже пост закончить не можешь, какая поддержка!
— Я пишу о том, что мне важно, — я использую свой последний аргумент.
— Да, но ты странная, — Жаба Экспертовна наносит ответный удар. — И с тем, что тебя волнует, другие давно справились.
— Да, наверное, ты права, — вздыхаю я и закрываю ноутбук.

Моя Жаба Экспертовна заткнула меня на две недели. Я накопила сил и вернулась к нашему диалогу. Сейчас я пишу этот странно-экспериментальный пост, а Жабка помалкивает.

По факту я сама себя убедила не писать. Сколько людей так же отговорили себя заниматься любимыми делами, мне страшно представить.

Важно возвращаться к диалогу с внутренним критиком даже после поражения. Набираться сил и снова пробовать. Уверена, что получаться будет все лучше.

Внутренний критик — лишь маленький кусочек вашей личности. А вы — босс, последнее слово все же за вами.
О типах воображения

Вычитала в «Книге чудес» Вандермеера классную штуку про типы воображения. Их два: творческое и техническое.

Творческое воображение отвечает за то, ЧТО писать. С ним мы придумываем сюжеты, героев, события. Оно работает, когда мы набрасываем черновик.

Техническое воображение помогает с тем, КАК писать. Увидеть общую структуру, подчеркнуть детали, убрать лишнее — короче, сделать так, чтобы текст выполнял свою цель. Техническое воображение включается на этапе редактуры.

Оба воображения могут работать одновременно, но есть условие. Когда вы осознанно используете одно, второе помогает в автоматическом режиме.

Когда вы создаете текст, работает ваше творческое воображение. Техническое на автомате передает ему знания. Так вы складываете слова в предложения в нужном порядке.

Если создавая текст, вы врубаете техническое воображение, оно тормозит творческое. В итоге, вы сто раз переписываете начало, зависаете на подборе идеального слова и пишете по два предложения в час.

В обратную сторону то же самое. Если во время редактуры вдруг включается творческое воображение, то вместо маленькой правки, вы целый абзац нафиг переписываете.

Задача в список дел: найти удобный для себя ритм и переключаться между типами воображения.
Воображение всегда опережает навык

Если вас бесит, что текст не получается таким, как вы хотели — это нормально. Если вам в голову приходят крутые идеи, но писать их дико сложно — это хороший знак.

Ваше воображение масштабно, а технические навыки его пока не догнали. Они догонят, если вы продолжите писать.

Если вы никогда не рисовали, вы вряд ли с первого раза изобразите динозавров, которые играют в шахматы. Но представить эту картину вы уже можете, тут воображение снова опережает технический навык.

Чтобы нарисовать динозавров за шахматами, вы будете тренироваться: сначала силуэты и линии, потом тени, штриховку, перспективу и что там еще нужно.

Когда набьете руку, вы сможете целый шахматный турнир среди динозавров нарисовать.

То же самое с текстами. Если вы задумали нечто масштабное, но оно с первого раза не получается — это не значит, что идея плохая, вы плохи, все потеряно. Просто нужно набивать руку. Писать черновики.

Не знаю, кто в нас воспитал это дурацкое «не умеешь, не лезь». Если никуда не лезть, ничему и не научишься.
Как работают Космические сессии

Космическим сессиям уже два месяца, и я обожаю все, что у нас происходит.

В начале у меня был только план в голове и вера в формат. Теперь я смотрю на участниц и восхищаюсь тем, как они развиваются (знаю, что вы читаете, горжусь вами!).

Кроме теории и практики писательского мастерства, в Космические сессии я вкладываю три важные идеи.

Двигаться вперед легче, когда в тебя верят и поддерживают.

Поэтому на сессиях мы работаем в уютных группах по 5-6 человек. Это безопасное пространство, где у всех разные тексты, жанры и стиль, но похожие мечты и цели. Все понимают проблемы друг друга и находят слова поддержки, которые хотели бы услышать сами.

Из практики сессий: часто решение приходит, пока проговариваешь проблему вслух (или пишешь в чат).

Писательство — это часть жизни.

Мы часто задвигаем творческие цели, потому что семья, работа, да еще и полы сами себя не вымоют. Регулярные сессии, домашки и чат изящно встраиваются в обычную жизнь и создают опору для творчества. Книги тоже сами себя не напишут, им нужно время.

Из практики сессий: после встреч и обсуждений в чате неистово хочется писать (я ведущая, а эффект тот же: за два месяца сессий я написала больше, чем за полгода до этого).

Нам нужно признание и внимание к своим работам.

Мне нравится групповой формат, так я вижу каждого участника. Вижу, с чем люди приходят на сессии, как много потенциала скрыто у них внутри. Я помогаю с затыками в сюжетах, читаю тексты и даю индивидуальные задания.

Из практики сессий: об меня и мои наводящие вопросы сюжеты развиваются быстрее (а свежий взгляд решает даже затыки, которым три года).

А теперь рекламная пауза

Набираю еще одну группу Космических сессий. Вас ждут:
— Встречи в Zoom раз в две недели (продолжительность – 2 часа);
— Полезные лекции (как выстроить конфликт, арки персонажей, и даже как шутки писать);
— Домашние задания по теме сессии;
— Поддерживающий чатик, где я все время с вами;
— Периодический коворкинг (помогает, когда нужно осилить сложную сцену или расписаться сквозь блок).

Стоимость одной встречи — 2500 рублей.

Пишите: @seeyouinmexico
Это провал

Мы с подругой, которая тоже ведет канал, всегда успокаиваем друг друга перед тем, как постить рекламу своих проектов.

Даже если все провалится, никто не узнает. Мы сами решаем, что показывать — это базовые правила соцсетей.

И все-таки. Мой канал — мои правила. Мне по неведомой причине важно быть искренней (то есть прилюдно позориться).

Я вчера запостила объявление про новый набор в Космические сессии, и мне написали ноль человек. Прям ровно ноль.

Я залила слезами подушку, объелась картохи из макдака и посмотрела весь сезон ВандаВижн за раз.

Я люблю свой проект. Я знаю, что он дает все, что нужно, чтобы писать книги. Я беру супервизии у психотерапевта, чтобы в группах все чувствовали себя безопасно. Я вижу, как после сессий уходят страхи и появляется ресурс.

Но рекламировать их — это как надевать платье в обтяжку и с глубоким декольте, хотя я привыкла к джинсам и толстовкам с капюшоном.

Может, с опытом станет легче. А может, я и дальше буду двигаться сквозь дискомфорт.

Счастливого финала в посте не будет. По правилам сторителлинга момент, который я проживаю, находится где-то в середине истории (герой проваливает миссию и все плохо).

Но у меня есть просьба. Если у вас мелькнула мысль, что вам интересен мой проект, но вас что-то остановило, напишите мне, пожалуйста, что это было (сюда: @seeyouinmexico).

Вы мне очень поможете в работе над ошибками.
🖤

Upd: группы собрались и уже пишут, все хорошо!
Процесс, результат и овраг с крокодилами

Конкуренция вроде должна мотивировать нас становиться лучше, быстрее, сильнее, но со мной это никогда не прокатывало.

От мыслей, что мне нужно соперничать и выигрывать, у меня потеют ладони, и уровень тревоги взлетает к МКС. Надо куда-то бежать, но куда, зачем, ааааа, нормально же было, сидела спокойно, делала как нравится.

На самом деле, на любое дело можно смотреть по-разному. Это либо набор результатов, которых нужно достичь, либо процесс движения к цели.

Конкуренция возникает в борьбе за лучший результат, а процесс движения у каждого особенный. Смысла мериться процессами нет (но ими можно делиться).

Если вам сложно с конкуренцией (особенно в начале, когда все вокруг по определению успешнее вас), процесс может стать хорошей опорой.

Погружение в процесс не значит, что вы не достигаете результатов. Вы все равно идете туда, куда вам нужно. Вы лишь переводите внимание на саму дорогу к цели.

В пути неудачи воспринимаются легче, потому что вы понимаете, что это не конец, тьма, ужас, а просто внезапный овраг с крокодилами, через который нужно перебраться. Еще и выясните, что крокодилы говорящие, и с ними можно подружиться.

Все, кого вы встречаете в пути, перестают быть конкурентами. Это классные люди, с которыми можно потравить байки у костра, рассказать о своих приключениях, попросить поддержки и поделиться картой проклятых болот, чтобы никто больше не завяз в трясине.

Несмотря на топографический кретинизм в анамнезе, этот способ идти по жизни мне нравится гораздо больше.
Типы конфликта в сюжете
(объясняю на динозаврах)

Конфликт — это то, на чем держится весь сюжет. Завязка его обозначает, в развитии противостояние усиливается. В кульминации конфликт доходит до предела, выливается в конфронтацию и решается в развязке.

Без конфликта сюжета нет. Герои просто получают, что хотят, и радостно сваливают в солнечные дали.

Типов конфликта в стандартной классификации шесть (плюс одна вариация).

Человек против себя (внутренний конфликт) психологическая борьба внутри персонажа. Ее вызывают эмоции, страхи, скрытые желания или психические заболевания. 

ДИПЛОДОК: Возможно, мне стоит поменять пастбище и перестать общаться с токсичными диплодоками.
ТОЖЕ ДИПЛОДОК: Нет, ну куда я пойду, меня там никто не знает, я боюсь новых знакомств.

Человек против человека — противостояние двух личностей, их взглядов, нужд, интересов. Мотивы обоих сторон раскрыты и понятны читателю.

СТЕГОЗАВР: Я просто стою тут и ем листочки. Какие вкусные листочки, хочу их есть всю свою долгую и счастливую жизнь!
ТИРАННОЗАВР (из-за кустов): Как же я голоден! Этот стегозавр выглядит аппетитно, к тому же увлечен листочками и ничего не подозревает.

Человек против общества — персонаж противостоит целой толпе народу, восстает против социальных норм, традиций, государства, корпораций.

РАПТОР: Я больше не хочу есть других динозавров. Лучше приготовлю салатик.
ДРУГИЕ РАПТОРЫ: Фу, ты отстой!

Человек против природы — персонаж противостоит силам природы (медведь, тайфун, эпидемия). С природой особо не поспоришь, поэтому конфликт вынуждает персонажа рефлексировать свою жизнь и признавать ошибки.

ТИРАННОЗАВР: Я великий король этого мира! Я могучий воин, несущий смерть!
МЕТЕОРИТ: *летит к земле*
ТИРАННОЗАВР: Я всего лишь песчинка в этой огромной вселенной!

Человек против сверхъестественного — персонажу противостоят сверхъестественные силы (колдовство, монстры, призраки, суперзлодеи и т.д.)

ПТЕРОДАКТИЛЬ: ...И наши предки пришли к великой колдунье, и подарила она им крылья, чтобы воспарили они в небеса. Летим же к ее потомкам, чтобы восславить сей великий дар!
ПРАВНУЧКА ТОЙ КОЛДУНЬИ: Вы достали летать тут и орать в шесть утра, с меня хватит, я отменяю прабабкино заклятье!

Человек против технологий — персонажу противостоят машины, искусственный интеллект, технический прогресс.

ТИРАННОЗАВР: *грозно рычит*
CИРИ: Мне не удалось найти в ваших контактах никого по имени РРАВРААВРРРР

Бонус: Человек против бога — вариация конфликта со сверхъестественным. Персонаж противостоит богам и борется за право определять свою судьбу самостоятельно.

ШАМАН-ТРИЦЕРАТОПС: Боги говорили со мной у дерева пророчеств. Они хотят, чтобы ты стал целителем нашего племени!
ТРИЦЕРАТОПС-ПЕРВОКЛАШКА: Но я хочу писать книги!

В одной истории встречаются разные типы конфликтов (по числу сюжетных линий). По ходу сюжета один тип конфликта может трансформироваться в другой.

А еще можно обозначить в завязке один тип конфликта, а в развитии показать, что все не то, чем кажется (неожиданный поворот). Пространства для маневра очень много.

P.S.: У динозавров из примеров все будет хорошо!
Чудесная Люба рассказала на своем канале про нашу первую сессию и упражнение, которое реально помогает. 

Когда Люба пришла на сессии, я немного словила панику, потому что, ну, она литературовед и копирайтер с классным каналом, который я давно читаю и люблю. Она и без меня все знает. 

Но на пути между «знать» и «сделать» встает глыбина из сложных мыслей, блоков и страхов. Если коротко, я работаю с этой глыбиной. 

Подробнее можно почитать вот тут

Заодно подпишитесь на Зачем я это написал?, если еще нет. Он очень выделяется среди каналов про тексты, потому что Люба очень смелая и самобытная. Для меня это признак настоящего таланта.
Отглагольные существительные и тролль под мостом

Самый первый признак канцелярита — это существительные, образованные от глаголов. Когда они проникают в текст, он теряет тысячу очков динамики и еще тысячу — желания читать.

Что за отглагольные существительные?

Представьте, что на одном берегу реки живут глаголы. Смысл их жизни — действие. На другом берегу живут существительные, и они обозначают тех, кто совершает действие. И вот они встречаются на мосту, что раскинулся через реку, и создают предложения.

Отглагольное существительное — это тролль под мостом. Он крадет смысл глагола и форму существительного, а потом сам лезет в тексты.

Захваченный троллями абзац выглядел бы так:
Созданию предложений глаголами и существительными на мосту препятствует наличие под мостом тролля, который осуществляет кражу смысла глаголов и формы существительных с последующим личным проникновением в тексты.

Если вы дочитали абзац до конца, спасибо за терпение. Если нет, я все понимаю.

Чем опасны отглагольные тролли?

Такие тексты сложно понять. Читателю приходится напрягать мозг, а эти усилия он мог потратить на что-то полезное. Например, обдумать ваш посыл, написать комментарий или поделиться с друзьями.

Такие тексты отдаляют вас от аудитории. В них всегда есть налет бюрократии. Ваш читатель будто стоит у окошка в госучреждении, где вы отчитываете его за неправильно заполненное заявление.

Как поправить

Везде, где можно использовать глагол, используйте его. Притом, чем проще глагол, тем больше бонусных очков аудитории. Не занимайтесь написанием текстов. Пишите тексты.

Отглагольные существительные сбиваются в шайки. Если в тексте три-четыре существительных идут подряд, разгоняйте их, превращайте в глаголы, упрощайте предложения.

Обращайте внимание на сами глаголы. Обычно с отглагольными существительными в паре идут слабые расплывчатые глаголы (осуществлять, заниматься, выполнять).

Сильных там быть не может: смысл глагола перетек в отглагольное существительное. Берёте тролля, отбираете у него действие, возвращаете глаголу.

Когда можно оставить

В научных статьях, в деловой переписке, в договорах. Ну и если пишете тому, кто вас очень бесит.

В остальных случаях даже сложные вещи лучше объяснять простым языком.
Как читать книги, если вы еще и пишете

Я давно потеряна для мира, где люди просто читают книги. Я читаю, чтобы понять, как книга написана и чему я могу там научиться.

Когда вы просто читаете, повествование затягивает, и вы вовлекаетесь в историю.

А нам, писателям, важно понимать, что именно автор сделал, чтобы затянуть вас в повествование и вовлечь в историю. Рассказываю, как это делать.

Перестаньте сравнивать свои черновики с чужими бестселлерами!

Я о мыслях типа: они что-то классное пишут, а я хрень. Я никогда не смогу писать так круто. Они всего добились, а я нет.

Такие мысли выстраивают в голове пропасть между вами и писателями, которыми вы восхищаетесь. А там не пропасть, а дорога.

Мне нравится думать о писателях, которых я люблю, как об учителях и наставниках. Если я буду внимательна к их урокам, у меня тоже все получится.

Читайте не только книги

Истории создания, интервью с писателем, обзоры, критические отзывы — все это помогает шире посмотреть на книгу.

Многие писатели в интервью рассказывают, как строили сюжет, какие идеи вкладывали. Они делятся размышлениями о характерах своих героев и подходом к проблемам, которые поднимаются в книге.

Деконструируйте

Если вам понравился персонаж, сюжетный ход, описание, метафора, подумайте, что конкретно автор для этого сделал.

Ответ «он написал» не подходит. Ваша задача понять, почему автор написал так, что вас зацепило.

Я часто рисую схемы сюжетных линий и развития персонажей в книгах, потому что в голове не всегда получается развернуть авторский замысел (ну, люблю я задротствовать).

Записывайте фразы

Заведите себе файлик (или блокнот) и записывайте туда классные слова, фразы, описания из книг. Не ограничивайтесь мыслью «О, классная фраза! Надо запомнить», потому что повествование дальше вас быстро отвлечет.

Когда вы записываете слова и фразы, вы пополняете активный словарный запас. Там у нас слова, которыми мы часто пользуемся.

Когда вы просто читаете, вы тоже пополняете словарный запас, но пассивный. Пассивный словарный запас — это слова, которые вы знаете, но не используете. Не так круто, короче.

Замечайте свои эмоции

Если вы считаете меня Гринчем, похитившим у вас удовольствие от чтения, я исправляюсь.

Читайте с удовольствием, просто будьте чуткими к эмоциям, которые вызывает у вас книга. Эмоции — это главный показатель хорошего текста. А думать и анализировать, откуда они взялись, можно и за другими занятиями.

Мы по-разному реагируем на один и тот же текст. Эмоции покажут, что трогает в книгах именно вас, и перенести это в ваши собственные тексты.

P.S.: Извиняюсь за долгое отсутствие, но у меня есть уважительная причина: я активно книгу дописываю.