SWScan00978_800.jpg
343.9 KB
Сверху видно домик Малинникова на аэродроме, собранный из ящика от хвоста "Фармана". Внизу в белом мундире отец пилота Н.В. Малинников.
23 июля, кстати, была очередная годовщина создания Туркестанского генерал-губернаторства. Однако в силу активных передвижений по стране подзабыл написать об этом. Исправляюсь. Заодно прилагаю герб Туркестанского края.
Помимо этого думаю немного позже запустить возможность комментирования, о чём меня попросили несколько подписчиков.
Помимо этого думаю немного позже запустить возможность комментирования, о чём меня попросили несколько подписчиков.
Единорог, ставший ведущим образом на гербе Туркестанского края, не фигурировал на гербах областей края. Вообще, край имел собственный герб, хотя другие генерал-губернаторства подобным похвастаться не могли, что как-то выделяет его особый статус среди остальных административных единиц. Найти внятный ответ, почему именно единорог, я так и не сумел. Может, это отсылка к "единорогам" (гаубицам), по-прежнему служивших верой и правдой, несмотря на свой пенсионный возраст и отличившихся в стычках с ханскими и эмирскими сарбазами? Ну или есть какие-то местные предания о единорогах? Известен казахский сказочный персонаж тулпар, но это крылатый конь и рога у него не обнаружено. Но как бы то ни было, это, во-первых, красиво...
Единорожков изображали на жетонах полиции, медалях, приуроченных к туркестанским сельскохозяйственным выставкам, на значках мирабов (лицо, ответственное за распределение воды для орошения). Чаще всего он изображён в движении, поскольку в описании герба было следующее: "в золотом щите черный идущий единорог с червлеными глазами, языком и рогом", но иногда был и стоящим на дыбах.
🦄🦄🦄
Единорожков изображали на жетонах полиции, медалях, приуроченных к туркестанским сельскохозяйственным выставкам, на значках мирабов (лицо, ответственное за распределение воды для орошения). Чаще всего он изображён в движении, поскольку в описании герба было следующее: "в золотом щите черный идущий единорог с червлеными глазами, языком и рогом", но иногда был и стоящим на дыбах.
🦄🦄🦄
На знаке аульного старшины для Туркестана изображён стоящий единорог, а на жетоне мираба - сообразный тому, что на гербе края.
В книге "Россия и Англия в Средней Азии" (1875) крупного дореволюционного специалиста по Туркестану Михаила Африкановича Терентьева есть любопытные строчки:
"Наша политика, по отношению к покоренным народам, есть политика гражданского равноправия. Житель, только что занятой Кульджи, только что взятых Ташкента, Самарканда и т. д. делается сразу таким же русским гражданином, каков например житель Москвы, да еще пожалуй и с большими льготами.
Финляндия, Ост-Зея, Польша пользуются такими правами, каких коренная Русь еще не скоро дождется. Наш великорусский крестьянин платит чуть не втрое более, чем например поляк, а получает назад, в виде школ, больниц, дорог, мостов, — чуть ли не вдесятеро менее. Азиатские подданные наши платят всего до 1 руб. 10 коп. с души, не несут ни постойной, ни подводной, ни рекрутской повинностей — и за всем тем, пользуются широкими привилегиями по части самоуправления, через выборных, и народного суда по обычаю.
Если такой путь ведет к укоренению наших начал, ведет к тому, что теперь истый мусульманин начинает держаться, относительно своего ближнего, как повелевает русский закон, а следовательно, как подобает доброму христианину — то значит путь этот хорош и наша миссия не бесплодна.
Политика наша, по отношению к завоеванным странам, отличалась всегда особенным великодушием и, так сказать, самопожертвованием. Такая политика проведена по всей нашей истории и составляет одно из ее блистательных отличий.
В этой-то политике, в этом христианском космополитизме и заключается наша сила.
В этом и наша будущность."
Другими словами, он признаёт неравноправность положения между завоевателями и завоёванными в пользу "туземного" населения Туркестана (и вообще в пользу народов на русских окраинах), но не считает это чем-то ужасным, а скорее именует эдаким "крестом", который империя несла на протяжении всей своей истории. Крайне интересное сочетание христианской морали и железной миссии России на Востоке, чьим сторонником являлся Терентьев. Более того, он поддерживал саму идею цивилизаторской миссии и необходимость ассимиляции коренного населения в Туркестане.
"В этом и наша будущность" - как в воду глядел. И как же это актуально в текущие дни очередной годовщины Среднеазиатского восстания, которое историками из современной Средней Азии преподносится как борьба против русского угнетения.
"Наша политика, по отношению к покоренным народам, есть политика гражданского равноправия. Житель, только что занятой Кульджи, только что взятых Ташкента, Самарканда и т. д. делается сразу таким же русским гражданином, каков например житель Москвы, да еще пожалуй и с большими льготами.
Финляндия, Ост-Зея, Польша пользуются такими правами, каких коренная Русь еще не скоро дождется. Наш великорусский крестьянин платит чуть не втрое более, чем например поляк, а получает назад, в виде школ, больниц, дорог, мостов, — чуть ли не вдесятеро менее. Азиатские подданные наши платят всего до 1 руб. 10 коп. с души, не несут ни постойной, ни подводной, ни рекрутской повинностей — и за всем тем, пользуются широкими привилегиями по части самоуправления, через выборных, и народного суда по обычаю.
Если такой путь ведет к укоренению наших начал, ведет к тому, что теперь истый мусульманин начинает держаться, относительно своего ближнего, как повелевает русский закон, а следовательно, как подобает доброму христианину — то значит путь этот хорош и наша миссия не бесплодна.
Политика наша, по отношению к завоеванным странам, отличалась всегда особенным великодушием и, так сказать, самопожертвованием. Такая политика проведена по всей нашей истории и составляет одно из ее блистательных отличий.
В этой-то политике, в этом христианском космополитизме и заключается наша сила.
В этом и наша будущность."
Другими словами, он признаёт неравноправность положения между завоевателями и завоёванными в пользу "туземного" населения Туркестана (и вообще в пользу народов на русских окраинах), но не считает это чем-то ужасным, а скорее именует эдаким "крестом", который империя несла на протяжении всей своей истории. Крайне интересное сочетание христианской морали и железной миссии России на Востоке, чьим сторонником являлся Терентьев. Более того, он поддерживал саму идею цивилизаторской миссии и необходимость ассимиляции коренного населения в Туркестане.
"В этом и наша будущность" - как в воду глядел. И как же это актуально в текущие дни очередной годовщины Среднеазиатского восстания, которое историками из современной Средней Азии преподносится как борьба против русского угнетения.
Колониальная реклама для Туркестана от крупнейших русских производителей. Галоши от "Треугольника", кондитерские изделия от "Эйнема", текстиль от Эмиля Цинделя...
Русский капитал активно продвигался в отсталые в промышленном плане регионы Средней Азии: как в зависимые Бухару и Хиву, так и собственно области Туркестанского края. Через Туркестан русская продукция попадала и в другие регионы Центральной Азии, Персию и Афганистан, где им приходилось сталкиваться с конкуренцией англичан. Однако, как писал Антон Францевич Губаревич, дореволюционный спец по торговле с Востоком, "в конкуренцию с ним [русским ситцем] пытался вступить английский ситец, но вскоре был совершенно убит". И он же: "раньше в русскую мануфактуру одевалась одна сотая часть населения, а теперь одевается половина всех жителей".
По наводке журнала "Петрополь".
Русский капитал активно продвигался в отсталые в промышленном плане регионы Средней Азии: как в зависимые Бухару и Хиву, так и собственно области Туркестанского края. Через Туркестан русская продукция попадала и в другие регионы Центральной Азии, Персию и Афганистан, где им приходилось сталкиваться с конкуренцией англичан. Однако, как писал Антон Францевич Губаревич, дореволюционный спец по торговле с Востоком, "в конкуренцию с ним [русским ситцем] пытался вступить английский ситец, но вскоре был совершенно убит". И он же: "раньше в русскую мануфактуру одевалась одна сотая часть населения, а теперь одевается половина всех жителей".
По наводке журнала "Петрополь".
Участившиеся нападения на русских людей в республиках Средней Азии в очередной раз заставляют вспомнить, что именно в эти дни отмечается годовщина восстания 1916 года в Туркестане, захлестнувшего все области края, но более всего из них - Семиреченскую, где большинство населения составляли как раз киргизы.
Напомню, что тогда туземное население отказалось выполнять требования правительства о трудовой мобилизации, припомнив русской администрации отъём земель (было такое, увы) и другие нововведения (хотя как таковой дискриминации не было и у коренного населения было куда больше воли, чем у русского крестьянина европейских губерний, вспомните слова Терентьева).
И восстало.
Восстание было жестоким и кровавым, туземцы, собравшись в отряды, более напоминавшие орды, нападали на мирные поселения крестьян и казаков, которые имели мало отношения к административным решениям по мобилизации. Ташкентский епископ Иннокентий: «Иссык-Кульский монастырь разграблен туземцами, семь монахов убиты, архимандрит с прочими иноками приютился в соседнем приходе. Десять приходских церквей, двадцать пять селений вокруг озера Иссык-Куль сожжены, несколько тысяч человек убито, остальные вывезены в Пржевальск. Скот уведен в горы, все имущество погибло. Войска восстанавливают помощь беженцам. Почтовое и телеграфное сообщение с Пржевальском прервано». К 16 августа 1916 года в одном лишь Пржевальском уезде ограблено 6024 семьи русских поселенцев, пропало без вести и убито 3478 человек (согласно отчёту Куропаткина). Отец Евстафий Малаховский: «Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят. <…> Достаточно того, что на дороге попадались трупики десятилетних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями. Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых, клали в ряды и топтали лошадьми. Жутко становилось при виде всего этого».
Что делает русское население? Организует самооборону, вооружается винтовками, строит баррикады на улицах посёлков, во главе ополчения - священники и учителя. Напомню, что положение было осложнено ещё и отсутствием взрослых и здоровых мужчин, отправившихся воевать на фронт (в отличие от туземцев, которых не призывали в окопы, а лишь хотели направить на тыловые работы), сражаются старики, женщины и подростки. Правительство в поддержку своих земледельцев отправляет войска. Благодаря самоотверженности и жестокой борьбе, русские смогли отстоять своё право на существование. Да, со стороны русских тоже была ответная жестокость и спаленные становища и кочевья, но это было лишь ответом на действия "добрых" соседей из коренного населения. Нет, я не пытаюсь никого оправдать.
К чему это всё? Долой политику, конечно, но во мне, как потомке выходцев из Туркестана, стучит тот самый "пепел Клааса".
Он, пепел-то, не зовёт к отмщению. Я просто хотел бы понять, что должно произойти в Средней Азии, чтобы наш МИД перестал выражать озабоченность и бить груши на весёлых видеороликах, а проявил реальную заботу о соплеменниках? Снова отрезанные головы и сожжённые деревни нужны?
Простите за политоту.
Напомню, что тогда туземное население отказалось выполнять требования правительства о трудовой мобилизации, припомнив русской администрации отъём земель (было такое, увы) и другие нововведения (хотя как таковой дискриминации не было и у коренного населения было куда больше воли, чем у русского крестьянина европейских губерний, вспомните слова Терентьева).
И восстало.
Восстание было жестоким и кровавым, туземцы, собравшись в отряды, более напоминавшие орды, нападали на мирные поселения крестьян и казаков, которые имели мало отношения к административным решениям по мобилизации. Ташкентский епископ Иннокентий: «Иссык-Кульский монастырь разграблен туземцами, семь монахов убиты, архимандрит с прочими иноками приютился в соседнем приходе. Десять приходских церквей, двадцать пять селений вокруг озера Иссык-Куль сожжены, несколько тысяч человек убито, остальные вывезены в Пржевальск. Скот уведен в горы, все имущество погибло. Войска восстанавливают помощь беженцам. Почтовое и телеграфное сообщение с Пржевальском прервано». К 16 августа 1916 года в одном лишь Пржевальском уезде ограблено 6024 семьи русских поселенцев, пропало без вести и убито 3478 человек (согласно отчёту Куропаткина). Отец Евстафий Малаховский: «Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят. <…> Достаточно того, что на дороге попадались трупики десятилетних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями. Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых, клали в ряды и топтали лошадьми. Жутко становилось при виде всего этого».
Что делает русское население? Организует самооборону, вооружается винтовками, строит баррикады на улицах посёлков, во главе ополчения - священники и учителя. Напомню, что положение было осложнено ещё и отсутствием взрослых и здоровых мужчин, отправившихся воевать на фронт (в отличие от туземцев, которых не призывали в окопы, а лишь хотели направить на тыловые работы), сражаются старики, женщины и подростки. Правительство в поддержку своих земледельцев отправляет войска. Благодаря самоотверженности и жестокой борьбе, русские смогли отстоять своё право на существование. Да, со стороны русских тоже была ответная жестокость и спаленные становища и кочевья, но это было лишь ответом на действия "добрых" соседей из коренного населения. Нет, я не пытаюсь никого оправдать.
К чему это всё? Долой политику, конечно, но во мне, как потомке выходцев из Туркестана, стучит тот самый "пепел Клааса".
Он, пепел-то, не зовёт к отмщению. Я просто хотел бы понять, что должно произойти в Средней Азии, чтобы наш МИД перестал выражать озабоченность и бить груши на весёлых видеороликах, а проявил реальную заботу о соплеменниках? Снова отрезанные головы и сожжённые деревни нужны?
Простите за политоту.
Telegram
Белые рубашки. Русский Туркестан
В книге "Россия и Англия в Средней Азии" (1875) крупного дореволюционного специалиста по Туркестану Михаила Африкановича Терентьева есть любопытные строчки:
"Наша политика, по отношению к покоренным народам, есть политика гражданского равноправия. Житель…
"Наша политика, по отношению к покоренным народам, есть политика гражданского равноправия. Житель…
"Не мешает иногда и проучить их!"
Летом 1891-го года в Туркестанском военном округе был сформирован Памирский отряд, состав которого был сводным по вахтовому типу. Первоначально он состоял из управления и охотничьих команд (то есть, из самых проверенных, инициативных и надёжных людей, набранных по добровольному принципу), затем там стали появляться командированные специалисты по технической и медицинской части. Целью формирования отряда была защита южного подбрюшья России и контроль над "Крышей мира" - Памиром. Конечно, русские экспедиции на Памире были и раньше, к примеру, экспедиция Громбчевского, известная встречей с англичанами (правда, это были, в основном, гуркхи), в результате которой английский командир Янгхазбенд своими советами едва не погубил русских. Нестабильность в отношениях с Китаем и Афганистаном диктовала необходимость иметь постоянные силы на Памире - в 1885 году на Кушке русские столкнулись с афганцами и выбили их с территории Мерва, уже вошедшего в состав России. Тем не менее, афганцы и китайцы стремились установить контроль над Памиром и продолжали держать там свои посты. Помимо этого они облагали различными податями местных горцев, грабили и убивали непокорных, которые и обращались за помощью к России. Россия не могла допустить подобного и туркестанский ген-губ барон Вревский отрядил полковника Ионова установить в горах русский порядок (местные ханства подчинялись в своё время Коканду и в связи с ликвидацией оного формально считались русскими территориями).
Ионов взялся за дело активно. Активно действовали и англичане с всё тем же капитаном Янгхазбендом (они встретились в августе 1891 года). Незадолго до этого русские задержали британского разведчика лейтенанта Дэвинсона и отправили его познакомиться с достопримечательностями Маргелана (правда, под конвоем), а с Янгхазбенда взяли честное слово: он обязался уехать с Памира и более тут не появляться. Это запустило новый виток дипломатического конфликта с Лондоном, британцы же провели военную акцию и заняли Хунзу и Нагар (ханства неподалеку от границы с Россией). Дэвинсон в итоге вернулся в Англию, а разведывательные рейды англичан только усилились.
Памирские экспедиции Ионова интересны решительностью: с 1891 по 1894 год он неоднократно вступал в столкновения с афганцами и китайцами, зная, что это может повлечь за собой новые скандалы. Допустить же ухода Памира под контроль афганцев и китайцев (по сути, под присмотром британцев) было никак нельзя. Правительством Ионову воспрещалось переходить реку Мургаб, чтоб не злить господ англичан, экспедиция официально именовалась научной по части геодезии. Сам же он регулярно нарушал предписания и это приводило к разным занятностям.
Один из самых интересных случаев был связан с рукопашным боем между русскими и афганцами возле озера Яшилькуль близ урочища Сумэ-Таш. Под покровом ночи с 11 на 12 июля (по ст.ст.) 1891 года сам Ионов взял с собой три казачьих взвода и окружил афганский пост, после чего было классическое "Сдавайтесь! Вы окружены!". Афганский командир Гулям Хайдар-хан решил испытать судьбу и отказался. Ионов сразу приказал брать афганцев врукопашную, надеясь решить дело без убиения непрошенных гостей. Казаки немного перестарались и перерезали пост, убив семерых афганцев, включая самоуверенного капитана Хайдар-хана. Свои же потери составляли троих раненых казаков. Александр III, ознакомившись с рапортом, на уголке папки написал свои легендарные слова эпохи «Большой игры»: «Не мешает иногда и проучить их».
Летом 1891-го года в Туркестанском военном округе был сформирован Памирский отряд, состав которого был сводным по вахтовому типу. Первоначально он состоял из управления и охотничьих команд (то есть, из самых проверенных, инициативных и надёжных людей, набранных по добровольному принципу), затем там стали появляться командированные специалисты по технической и медицинской части. Целью формирования отряда была защита южного подбрюшья России и контроль над "Крышей мира" - Памиром. Конечно, русские экспедиции на Памире были и раньше, к примеру, экспедиция Громбчевского, известная встречей с англичанами (правда, это были, в основном, гуркхи), в результате которой английский командир Янгхазбенд своими советами едва не погубил русских. Нестабильность в отношениях с Китаем и Афганистаном диктовала необходимость иметь постоянные силы на Памире - в 1885 году на Кушке русские столкнулись с афганцами и выбили их с территории Мерва, уже вошедшего в состав России. Тем не менее, афганцы и китайцы стремились установить контроль над Памиром и продолжали держать там свои посты. Помимо этого они облагали различными податями местных горцев, грабили и убивали непокорных, которые и обращались за помощью к России. Россия не могла допустить подобного и туркестанский ген-губ барон Вревский отрядил полковника Ионова установить в горах русский порядок (местные ханства подчинялись в своё время Коканду и в связи с ликвидацией оного формально считались русскими территориями).
Ионов взялся за дело активно. Активно действовали и англичане с всё тем же капитаном Янгхазбендом (они встретились в августе 1891 года). Незадолго до этого русские задержали британского разведчика лейтенанта Дэвинсона и отправили его познакомиться с достопримечательностями Маргелана (правда, под конвоем), а с Янгхазбенда взяли честное слово: он обязался уехать с Памира и более тут не появляться. Это запустило новый виток дипломатического конфликта с Лондоном, британцы же провели военную акцию и заняли Хунзу и Нагар (ханства неподалеку от границы с Россией). Дэвинсон в итоге вернулся в Англию, а разведывательные рейды англичан только усилились.
Памирские экспедиции Ионова интересны решительностью: с 1891 по 1894 год он неоднократно вступал в столкновения с афганцами и китайцами, зная, что это может повлечь за собой новые скандалы. Допустить же ухода Памира под контроль афганцев и китайцев (по сути, под присмотром британцев) было никак нельзя. Правительством Ионову воспрещалось переходить реку Мургаб, чтоб не злить господ англичан, экспедиция официально именовалась научной по части геодезии. Сам же он регулярно нарушал предписания и это приводило к разным занятностям.
Один из самых интересных случаев был связан с рукопашным боем между русскими и афганцами возле озера Яшилькуль близ урочища Сумэ-Таш. Под покровом ночи с 11 на 12 июля (по ст.ст.) 1891 года сам Ионов взял с собой три казачьих взвода и окружил афганский пост, после чего было классическое "Сдавайтесь! Вы окружены!". Афганский командир Гулям Хайдар-хан решил испытать судьбу и отказался. Ионов сразу приказал брать афганцев врукопашную, надеясь решить дело без убиения непрошенных гостей. Казаки немного перестарались и перерезали пост, убив семерых афганцев, включая самоуверенного капитана Хайдар-хана. Свои же потери составляли троих раненых казаков. Александр III, ознакомившись с рапортом, на уголке папки написал свои легендарные слова эпохи «Большой игры»: «Не мешает иногда и проучить их».
Telegram
Белые рубашки. Русский Туркестан
Два капитана в Большой игре.
В рамках Большой игры (геополитического противостояния русских и англичан в Центральной Азии в XIX веке) противоборствующие стороны - Россия и Британия - отправляли географические, этнографические и военные экспедиции в малоосвоенные…
В рамках Большой игры (геополитического противостояния русских и англичан в Центральной Азии в XIX веке) противоборствующие стороны - Россия и Британия - отправляли географические, этнографические и военные экспедиции в малоосвоенные…
Эксперт в спорах с афганцами полковник Михаил Ефремович Ионов. Актуальность этого человека в связи с последними событиями такова, что, будь админ министром культуры, непременно бы началась подготовка к съёмкам фильма о Памирских экспедициях. Ну или про Кушку и генерала Комарова.
Эдакий пример "мягкой силы", об отсутствии которой в России много говорят, оказал бы влияние на некоторые умы. Тут вам и защита среднеазиатских народов от произвола, и борьба с афганцами, и даже щелчок по носу англичанам. Идеально же.
#героитуркестана
Эдакий пример "мягкой силы", об отсутствии которой в России много говорят, оказал бы влияние на некоторые умы. Тут вам и защита среднеазиатских народов от произвола, и борьба с афганцами, и даже щелчок по носу англичанам. Идеально же.
#героитуркестана
И раз уж пришлось задеть тему Памирских походов, то добавлю про ещё один эпизод, связанный со штабс-капитаном Сергеем Петровичем Ванновским. В августе 1893 года он и его подчинённые столкнулись с афганским отрядом, грабивших памирских горцев в Шугнане и Рошане. В бою пятикратно превосходившие русских афганцы были принуждены отступать, а русские спокойно продолжили поход в сторону реки Ванч. В том бою впервые были применены новенькие винтовки Мосина, державшие афганцев на почтительной и безопасной дистанции.
На фото Ванновский двумя годами ранее.
#героитуркестана
На фото Ванновский двумя годами ранее.
#героитуркестана
Tageev_B_L_cRustam_Bekw_Pamirskie_pokhody_1892_1895_g_Desjatiletie.pdf
2.7 MB
Бонусом прилагаю книжку Тагеева про Памирские экспедиции. Прекращайте читать Широкорада, читайте классиков.
Уважаемые подписчики канала "Белые рубашки. Русский Туркестан"!
Вчера вас, нас, стало более ТЫСЯЧИ человек. Это целый Туркестанский стрелковый полк! По доброй традиции Телеграма я поздравляю вас с этим фактом, благодарю за внимание, отзывы, советы и тематические подсказки! Продолжаем развиваться и развивать. По той же традиции делюсь небольшой подборкой каналов, которые я читаю как с недавних пор, так и довольно давно. Спасибо коллегам телеграмного фронта за сотрудничество!
Востоковедческие каналы:
В Сердце Азии - буддистский и центральноазиатский мир в контексте истории и политики
Неконфуцианская Корея - Корея в её многообразии
Пробковый шлем - колониальная история Азии, главным образом Индии, терзавшей глаз туркестанской администрации
Записки на досуге (Япония) - восточный сосед Российской империи в истории и культуре
Pax Iranica - история Персии и "персидского мира" - южного соседа Русского Туркестана
Smart Babylonia with Olga - Междуречье, конечно, далеко от Туркестана, но тоже очень интересно
Великий трек - Южная Африка сквозь время и пространство
Каналы об истории вообще:
Великая война - Первая мировая, империалистическая, первая германская, Вторая Отечественная...
Авиация 1903-1945 - история небесных пионеров от робких шагов до конца Второй мировой войны
Петрополь - Петербург томный, декадентский и весёлый на заре XX века
Каналы моих друзей:
Покоящаяся трудолюбивая пчела - русская литература XVIII века, тёмный лес для многих, но не для автора канала
Замѣтки на поляхъ пшеницы - отличный канал о дореволюционной русской орфографии
На правах добровольной рекламы:
Листва: Петербург - книжная лавка в сердце Петербурга, предлагающая десятки интересных изданий по истории России и мира
Вчера вас, нас, стало более ТЫСЯЧИ человек. Это целый Туркестанский стрелковый полк! По доброй традиции Телеграма я поздравляю вас с этим фактом, благодарю за внимание, отзывы, советы и тематические подсказки! Продолжаем развиваться и развивать. По той же традиции делюсь небольшой подборкой каналов, которые я читаю как с недавних пор, так и довольно давно. Спасибо коллегам телеграмного фронта за сотрудничество!
Востоковедческие каналы:
В Сердце Азии - буддистский и центральноазиатский мир в контексте истории и политики
Неконфуцианская Корея - Корея в её многообразии
Пробковый шлем - колониальная история Азии, главным образом Индии, терзавшей глаз туркестанской администрации
Записки на досуге (Япония) - восточный сосед Российской империи в истории и культуре
Pax Iranica - история Персии и "персидского мира" - южного соседа Русского Туркестана
Smart Babylonia with Olga - Междуречье, конечно, далеко от Туркестана, но тоже очень интересно
Великий трек - Южная Африка сквозь время и пространство
Каналы об истории вообще:
Великая война - Первая мировая, империалистическая, первая германская, Вторая Отечественная...
Авиация 1903-1945 - история небесных пионеров от робких шагов до конца Второй мировой войны
Петрополь - Петербург томный, декадентский и весёлый на заре XX века
Каналы моих друзей:
Покоящаяся трудолюбивая пчела - русская литература XVIII века, тёмный лес для многих, но не для автора канала
Замѣтки на поляхъ пшеницы - отличный канал о дореволюционной русской орфографии
На правах добровольной рекламы:
Листва: Петербург - книжная лавка в сердце Петербурга, предлагающая десятки интересных изданий по истории России и мира
Telegram
Белые рубашки. Русский Туркестан
История и культура Русского Туркестана.
@White_Shirts_Bot - для связи.
@White_Shirts_Bot - для связи.
По ссылочке можно посмотреть на подборку разрушенных при советской власти православных храмов на Кавказе и Туркестане.
Туркестан примерно с 3:55, обратите внимание на то, сколько храмов погибло в одном только Ташкенте. В Военном Спасо-Преображенском соборе в правом Приделе южной стены был захоронен сам "устроитель края" и первый генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман, а так же первый настоятель и герой штурма Ташкента священник Андрей Малов. Храм был взорван заложенными под основание заряда, а развалины уничтожены артиллерийским обстрелом в 1935 году.
Позаимствовано из группы ВК "Набат утраченного".
Туркестан примерно с 3:55, обратите внимание на то, сколько храмов погибло в одном только Ташкенте. В Военном Спасо-Преображенском соборе в правом Приделе южной стены был захоронен сам "устроитель края" и первый генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман, а так же первый настоятель и герой штурма Ташкента священник Андрей Малов. Храм был взорван заложенными под основание заряда, а развалины уничтожены артиллерийским обстрелом в 1935 году.
Позаимствовано из группы ВК "Набат утраченного".
YouTube
Утраченные святыни. Кавказ и Туркестан
Подписывайтесь на канал Историческая Россия: https://www.youtube.com/channel/UCS90FbJE7qRITRiGxqxW-pw
Фото-фильм о разрушенных христианских святынях Кавказа и Туркестана.
Наша группа ВКонтакте: https://vk.com/histrussia
Не предадим историческую правду!
Фото-фильм о разрушенных христианских святынях Кавказа и Туркестана.
Наша группа ВКонтакте: https://vk.com/histrussia
Не предадим историческую правду!
Сегодня 100 лет со дня гибели великого русского поэта Николая Степановича Гумилёва. В связи с этим напоминаю о существовании замечательных открыток по мотивам гумилёвских стихотворений, в том числе "Туркестанские генералы"!
Некоторое количество их ещё осталось, поэтому по-прежнему можно купить в лавке "Листва" в Москве и Петербурге, а также книжном магазине "Бакен" в Красноярске. Ну или напишите мне, я отправлю в конверте.
Некоторое количество их ещё осталось, поэтому по-прежнему можно купить в лавке "Листва" в Москве и Петербурге, а также книжном магазине "Бакен" в Красноярске. Ну или напишите мне, я отправлю в конверте.
Telegram
Белые рубашки. Русский Туркестан
С радостью вам сообщаю о появлении авторских открыток специально для канала "Белые рубашки"! Художник - Дарья Молодых из Красноярска. В качестве сюжета использовались стихи Николая Гумилёва "Туркестанские генералы". Купить можно у автора канала в СПб (ссылка…
Дабы не сводить важную дату только к рекламе авторских открыток (хотя они достойны этого!), приведу стихотворение, актуальное для нашего канала и уже как-то публиковавшееся здесь. Это вышеупомянутые "Туркестанские генералы", датируемые как "не позднее 15 ноября 1911 года". Именно за этим числом в письме к Брюсову Николай Степанович сообщил, что у него есть новые стихотворения для публикации, одним из которых стали именно "Туркестанские генералы". Сам поэт в Туркестане не был, но мог быть знаком с туркестанскими офицерами. По крайней мере, публикацию стихотворения в "Русской мысли" (1912, №1) предваряло посвящение Н.И. Гродекову, герою Хивинского похода и Ахал-Текинской экспедиции и туркестанскому генерал-губернатору в 1906-1908 гг. Брюсов, ознакомившись со стихами, написал в ответ Гумилёву, что "я постараюсь однако уместить в январе Ваше стихотворение «Я верил, я думал...». Не знаю еще, удастся ли мне воспользоваться и «Туркестанскими генералами», которые мне тоже очень нравятся.".
И мне они тоже очень нравятся.
"Туркестанские генералы"
Под смутный говор, стройный гам,
Сквозь мерное сверканье балов,
Так странно видеть по стенам
Высоких старых генералов.
Приветный голос, ясный взгляд,
Бровей седеющих изгибы
Нам ничего не говорят
О том, о чем сказать могли бы.
И кажется, что в вихре дней,
Среди сановников и денди,
Они забыли о своей
Благоухающей легенде.
Они забыли дни тоски,
Ночные возгласы: «к оружью»,
Унылые солончаки
И поступь мерную верблюжью;
Поля неведомой земли,
И гибель роты несчастливой,
И Уч-Кудук, и Киндерли,
И русский флаг над белой Хивой.
Забыли? — Нет! Ведь каждый час
Каким-то случаем прилежным
Туманит блеск спокойных глаз,
Напоминает им о прежнем.
— «Что с вами?» — «Так, нога болит».
— «Подагра?» — «Нет, сквозная рана». —
И сразу сердце защемит
Тоска по солнцу Туркестана.
И мне сказали, что никто
Из этих старых ветеранов,
Средь копий Греза и Ватто,
Средь мягких кресел и диванов,
Не скроет ветхую кровать,
Ему служившую в походах,
Чтоб вечно сердце волновать
Воспоминаньем о невзгодах.
1911.
И мне они тоже очень нравятся.
"Туркестанские генералы"
Под смутный говор, стройный гам,
Сквозь мерное сверканье балов,
Так странно видеть по стенам
Высоких старых генералов.
Приветный голос, ясный взгляд,
Бровей седеющих изгибы
Нам ничего не говорят
О том, о чем сказать могли бы.
И кажется, что в вихре дней,
Среди сановников и денди,
Они забыли о своей
Благоухающей легенде.
Они забыли дни тоски,
Ночные возгласы: «к оружью»,
Унылые солончаки
И поступь мерную верблюжью;
Поля неведомой земли,
И гибель роты несчастливой,
И Уч-Кудук, и Киндерли,
И русский флаг над белой Хивой.
Забыли? — Нет! Ведь каждый час
Каким-то случаем прилежным
Туманит блеск спокойных глаз,
Напоминает им о прежнем.
— «Что с вами?» — «Так, нога болит».
— «Подагра?» — «Нет, сквозная рана». —
И сразу сердце защемит
Тоска по солнцу Туркестана.
И мне сказали, что никто
Из этих старых ветеранов,
Средь копий Греза и Ватто,
Средь мягких кресел и диванов,
Не скроет ветхую кровать,
Ему служившую в походах,
Чтоб вечно сердце волновать
Воспоминаньем о невзгодах.
1911.
Forwarded from Замѣтки на поляхъ пшеницы (Николай Владиміровичъ Кузнецовъ)
Намедни мой каналъ достигъ отмѣтки въ четыре сотни подписчиковъ. Хочу выразить вамъ, дорогіе читатели, свою признательность за интересъ къ моему каналу, которому въ ноябрѣ будетъ всего лишь два года, и къ моему творчеству. Также хочу поблагодарить своихъ коллегъ, которые поспособствовали росту интереса къ каналу и къ тому, что на нёмъ пишется.
По сложившейся традиціи, хочу подѣлиться подборкой каналовъ своихъ коллегъ и друзей, которые я читаю и которые раздѣляютъ тягу къ традиціонной орѳографіи (пусть на нѣкоторыхъ и не было давно обновленій).
Каналы въ традиціонной орѳографіи:
— Кофе съ кисой (проф. Алексѣй Игоревичъ Любжинъ, докторъ филологіи, филологъ-классикъ, поэтъ);
— Старая дѣтская книга (проектъ Андрея и Надежды Тарасовыхъ);
— Рябчики въ Сметанѣ (Максимъ Марусенковъ, спеціалистъ по кулинаріи);
— Дортуаръ пепиньерокъ (Александръ Георгіевичъ Саньковъ, поэтъ);
— Диво диводивное (каналъ Микитики сына Алексѣева, періодически публикующаго тексты въ традиціонной орѳографіи);
— Ирина Турбина (полуанонимный личный дневникъ русской жительницы Кіева);
— Сѣверная пчела (Евгеній Викторовичъ Баевъ, историкъ, преподаватель Московскаго университета);
— Цитадель (Дарья Станиславовна Блошнянецъ, студентка Томскаго университета);
— Путь Творца (Андрей Дмитріевичъ Поляковъ, художникъ, ювелиръ и иллюстраторъ моей будущей книги).
Молодые каналы въ традиціонной орѳографіи:
— Отраженіе въ водѣ (каналъ съ замѣтками объ исторіи и соціологіи);
— Досужіе домыслы (небольшой блогъ обо всёмъ);
— Птичье молочко (каналъ живущей въ Королевцѣ дѣвушки о красотѣ и женственности);
— Энскія Губернскія Вѣдомости (новости въ традиціонной орѳографіи);
— Λέμβος (Клубъ живого древнегреческаго языка изъ Кіева).
Издательская и публицистическая подборка:
— Издательство «Новое Время»;
— Издательство «Чёрная Сотня»;
— Издательство «Карамора»;
— Book_dorev («Книги съ сочиненiями по дореволюцiонной орѳографiи»);
— Газета «Български освѣдомитель» (наши болгарскіе коллеги);
— Русскія буквы (Александръ Сергѣевичъ Зуевъ, типографъ);
— Книжный магазинъ «Листва».
Каналы моихъ знакомыхъ:
— Бѣлыя рубашки. Русскій Туркестанъ (каналъ моего друга про исторію русской колонизаціи Туркестана);
— Савва Ѳедосѣевъ (политикъ, съ которымъ я знакомъ и съ которымъ много бесѣдовалъ лично).
Ещё разъ благодарю васъ за интересъ къ моему скромному ресурсу.
Р.Ѕ. Скоро васъ ожидаетъ очень важная новость, прямо связанная съ тѣмъ, что я пишу на каналѣ. Не теряйтесь.
По сложившейся традиціи, хочу подѣлиться подборкой каналовъ своихъ коллегъ и друзей, которые я читаю и которые раздѣляютъ тягу къ традиціонной орѳографіи (пусть на нѣкоторыхъ и не было давно обновленій).
Каналы въ традиціонной орѳографіи:
— Кофе съ кисой (проф. Алексѣй Игоревичъ Любжинъ, докторъ филологіи, филологъ-классикъ, поэтъ);
— Старая дѣтская книга (проектъ Андрея и Надежды Тарасовыхъ);
— Рябчики въ Сметанѣ (Максимъ Марусенковъ, спеціалистъ по кулинаріи);
— Дортуаръ пепиньерокъ (Александръ Георгіевичъ Саньковъ, поэтъ);
— Диво диводивное (каналъ Микитики сына Алексѣева, періодически публикующаго тексты въ традиціонной орѳографіи);
— Ирина Турбина (полуанонимный личный дневникъ русской жительницы Кіева);
— Сѣверная пчела (Евгеній Викторовичъ Баевъ, историкъ, преподаватель Московскаго университета);
— Цитадель (Дарья Станиславовна Блошнянецъ, студентка Томскаго университета);
— Путь Творца (Андрей Дмитріевичъ Поляковъ, художникъ, ювелиръ и иллюстраторъ моей будущей книги).
Молодые каналы въ традиціонной орѳографіи:
— Отраженіе въ водѣ (каналъ съ замѣтками объ исторіи и соціологіи);
— Досужіе домыслы (небольшой блогъ обо всёмъ);
— Птичье молочко (каналъ живущей въ Королевцѣ дѣвушки о красотѣ и женственности);
— Энскія Губернскія Вѣдомости (новости въ традиціонной орѳографіи);
— Λέμβος (Клубъ живого древнегреческаго языка изъ Кіева).
Издательская и публицистическая подборка:
— Издательство «Новое Время»;
— Издательство «Чёрная Сотня»;
— Издательство «Карамора»;
— Book_dorev («Книги съ сочиненiями по дореволюцiонной орѳографiи»);
— Газета «Български освѣдомитель» (наши болгарскіе коллеги);
— Русскія буквы (Александръ Сергѣевичъ Зуевъ, типографъ);
— Книжный магазинъ «Листва».
Каналы моихъ знакомыхъ:
— Бѣлыя рубашки. Русскій Туркестанъ (каналъ моего друга про исторію русской колонизаціи Туркестана);
— Савва Ѳедосѣевъ (политикъ, съ которымъ я знакомъ и съ которымъ много бесѣдовалъ лично).
Ещё разъ благодарю васъ за интересъ къ моему скромному ресурсу.
Р.Ѕ. Скоро васъ ожидаетъ очень важная новость, прямо связанная съ тѣмъ, что я пишу на каналѣ. Не теряйтесь.