Иркутск и Ангара до эпохи Иркутской ГЭС
Строительство плотины ГЭС разделило жизнь Иркутска на «до» и «после». Изменился ход Ангары: река остепенилась, перестала регулярно затапливать улицы. Вырос город: у плотины появились новые пронумерованные районы – поселки строителей. Байкальский тракт «уполз» подальше от воды, а железная дорога кардинально сменила траекторию. Теперь мы привычно мчим по спине плотины в автомобиле и не задумываемся, каким был Иркутск до начала ее эпохи.
Плотина действительно успокоила Ангару: до нее зимние и весенние наводнения были настоящей напастью прибрежных улиц. Описан в газетах легендарный рождественский потоп 1864 года, когда река разлилась на полверсты вширь и замерзла до весны прямо в дворах. Последний ледяной потоп был в январе 1952-го, а после перекрытия Ангары зимние половодья прекратились.
До революции у Иркутян был популярен такой вид отдыха, как катания на пароходах. Например, горожане садились на мощный пароход «Сибиряк» недалеко от памятника Александру III и на весь день отправлялись в сторону Байкала, к селу Лиственичному: дышали свежим воздухом, любовались видами. Судов было немало: двухпалубный «Работник» ходил до Мало-Разводной и Коноваловского острова в 30 верстах от города. Возили пассажиров «Иркут», «Маргарита», «Кучум» и другие.
Сильней всего изменения ощутили жители прибрежных деревень. Открытые источники сообщают, что из зоны заполнения Иркутского водохранилища переселено 17 тысяч жителей более чем 200 населенных пунктов. Одни деревни и села «отодвигались» от берега, другие исчезли. Например – Малая и Большая Разводная, находившиеся у современного микрорайона Солнечный и поселка Новая Разводная. От Тальцов и Разводных остались названия, а Щукино, Пашки и другие – только в архивах.
На момент полного завершения строительства Иркутская ГЭС по мощности была второй в стране, что позволило дать толчок в развитии промышленности.
Благодарим за фото: С. Тарасова, С. Григорьеву, irkipedia.ru, А. Васильева, С. Филинина, ИА «irktoday», hydropower.ru, architectureguru.ru
#вполезренияпроект #вполезрения_иркутскиеистории
Строительство плотины ГЭС разделило жизнь Иркутска на «до» и «после». Изменился ход Ангары: река остепенилась, перестала регулярно затапливать улицы. Вырос город: у плотины появились новые пронумерованные районы – поселки строителей. Байкальский тракт «уполз» подальше от воды, а железная дорога кардинально сменила траекторию. Теперь мы привычно мчим по спине плотины в автомобиле и не задумываемся, каким был Иркутск до начала ее эпохи.
Плотина действительно успокоила Ангару: до нее зимние и весенние наводнения были настоящей напастью прибрежных улиц. Описан в газетах легендарный рождественский потоп 1864 года, когда река разлилась на полверсты вширь и замерзла до весны прямо в дворах. Последний ледяной потоп был в январе 1952-го, а после перекрытия Ангары зимние половодья прекратились.
До революции у Иркутян был популярен такой вид отдыха, как катания на пароходах. Например, горожане садились на мощный пароход «Сибиряк» недалеко от памятника Александру III и на весь день отправлялись в сторону Байкала, к селу Лиственичному: дышали свежим воздухом, любовались видами. Судов было немало: двухпалубный «Работник» ходил до Мало-Разводной и Коноваловского острова в 30 верстах от города. Возили пассажиров «Иркут», «Маргарита», «Кучум» и другие.
Сильней всего изменения ощутили жители прибрежных деревень. Открытые источники сообщают, что из зоны заполнения Иркутского водохранилища переселено 17 тысяч жителей более чем 200 населенных пунктов. Одни деревни и села «отодвигались» от берега, другие исчезли. Например – Малая и Большая Разводная, находившиеся у современного микрорайона Солнечный и поселка Новая Разводная. От Тальцов и Разводных остались названия, а Щукино, Пашки и другие – только в архивах.
На момент полного завершения строительства Иркутская ГЭС по мощности была второй в стране, что позволило дать толчок в развитии промышленности.
Благодарим за фото: С. Тарасова, С. Григорьеву, irkipedia.ru, А. Васильева, С. Филинина, ИА «irktoday», hydropower.ru, architectureguru.ru
#вполезренияпроект #вполезрения_иркутскиеистории
Forwarded from 1irkutyanka (Татьяна)
Улица Канадзавы, 3.
Неужто вы не видели этот барельеф?😉
Его автор-Клавдия Тутеволь-выпускница Иркутского изопедтехникума-
"отца" художественного колледжа имени Копылова.
Барельеф был выполнен в качестве еë дипломной работы в 1936-ом году.
После окончания изопедтехникума Клавдия Тутеволь продолжила образование в Суриковском художественном институте и стала известным художником на западе.
В изопедтехникуме вместе с Клавдией Тутеволь, к слову,
учился Степан Развозжаев-автор
барельефа "Шахтëры" на здании Востсибугля.
(Уж его-то знают
все!😅)
Неужто вы не видели этот барельеф?😉
Его автор-Клавдия Тутеволь-выпускница Иркутского изопедтехникума-
"отца" художественного колледжа имени Копылова.
Барельеф был выполнен в качестве еë дипломной работы в 1936-ом году.
После окончания изопедтехникума Клавдия Тутеволь продолжила образование в Суриковском художественном институте и стала известным художником на западе.
В изопедтехникуме вместе с Клавдией Тутеволь, к слову,
учился Степан Развозжаев-автор
барельефа "Шахтëры" на здании Востсибугля.
(Уж его-то знают
все!😅)
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Русско-Азиатский банк: терпение прокуратуры закончилось
Когда на центральном перекрёстке города красивейший памятник истории и архитектуры уже пять лет опирается на деревянные костыли, трудно представить, что так и должно быть. Однако для Иркутска, к сожалению, это уже привычная ситуация. Здание Русско-Азиатского банка на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса, несмотря на обещания, реставрировать в ближайшее время не собираются.
Проект «В поле зрения» занимается этим объектом культурного наследия с 2018 года. Привлекая внимание к состоянию памятника, горожане проводили акцию «Обними историю Иркутска». Прокуратура в прошлом году выдала представления чиновникам. Но воз и ныне там.
Чиновники придумали, как снова нечего не делать с памятником. Они хотят его приватизировать, то есть продать. И переложить ответственность за ремонт здания на нового собственника. Такая же идея была в отношении Дома Кузнеца, но мы видим, что особняк по-прежнему закрыт баннером – дальше разговоров дело не пошло.
Прокуратура с такими уловками не согласна. Надзорное ведомство обратилось в суд с требованием признать незаконным длительное бездействие службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, а также обязать привести историческое здание в порядок.
#вполезренияпроект #вполезрения_точказрения #вполезрения_здоровыйгород
Когда на центральном перекрёстке города красивейший памятник истории и архитектуры уже пять лет опирается на деревянные костыли, трудно представить, что так и должно быть. Однако для Иркутска, к сожалению, это уже привычная ситуация. Здание Русско-Азиатского банка на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса, несмотря на обещания, реставрировать в ближайшее время не собираются.
Проект «В поле зрения» занимается этим объектом культурного наследия с 2018 года. Привлекая внимание к состоянию памятника, горожане проводили акцию «Обними историю Иркутска». Прокуратура в прошлом году выдала представления чиновникам. Но воз и ныне там.
Чиновники придумали, как снова нечего не делать с памятником. Они хотят его приватизировать, то есть продать. И переложить ответственность за ремонт здания на нового собственника. Такая же идея была в отношении Дома Кузнеца, но мы видим, что особняк по-прежнему закрыт баннером – дальше разговоров дело не пошло.
Прокуратура с такими уловками не согласна. Надзорное ведомство обратилось в суд с требованием признать незаконным длительное бездействие службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, а также обязать привести историческое здание в порядок.
#вполезренияпроект #вполезрения_точказрения #вполезрения_здоровыйгород
«Аистенок»: театр за рамками возраста и сцены
Кукольный театр почти у каждого иркутянина прямо и безальтернативно ассоциируется с детством. Кто-то вспомнит обрывки спектакля, увиденного десятилетия назад, а кто-то совсем недавно приводил сюда сына или дочь. Но иркутский «Аистенок» за рамки детства давно вышел. К своему девяностому сезону театр предлагает в том числе постановки для взрослых, сильные и интересные.
Простой пример – спектакль «Утиная охота. Сны Зилова», который называют мировой премьерой. Героев Александра Вампилова на сцене кукольного театра до иркутян не воплощал никто, постановка была замечена в масштабах страны и получила премию Правительства России. Но в копилке кукольного театра есть еще и Достоевский в «Дядюшкином сне» и мистическая лесная история в «Празднике шишки» и «Последний срок» – постановка Распутина.
Если нарядить драматический сюжет в комбинированный костюм из актерской игры «живых» героев и кукольных персонажей, то в итоге получится удивительное погружение в какую-то параллельную альтернативную реальность. Или даже нереальность: даже от фотографий постановок веет удивительной атмосферой. Современный человек, «заточенный» под кино и запутавшийся в социальных сетях, наверняка будет под впечатлением.
Но «Аистенку» мало взрослых спектаклей, актеры уже несколько лет водят зрителей погулять. Во время пандемии театр предложил зрителям спектакль-аудиопрогулку «Метаморфозы города И». Место для прогулок выбрали привычное, остров Конный. А содержание удивило новизной: пандемия давно позади, а прогулки востребованы и проходят до сих пор. Только в сентябре «ходячий» спектакль «В движении стихий» для зрителей 16+ прошел девять раз.
Интересно, что такое мощное творческое развитие происходит у театра на 90-м сезоне: возрасте глубоко пенсионном, когда пора бы и угомониться. Похоже, у «Аистенка» вторая молодость!
Благодарим за фото: ГАУК Иркутский областной театр кукол «Аистёнок», М. Романову, А. Васильева
#вполезренияпроект #вполезрения_иркутскиеистории
Кукольный театр почти у каждого иркутянина прямо и безальтернативно ассоциируется с детством. Кто-то вспомнит обрывки спектакля, увиденного десятилетия назад, а кто-то совсем недавно приводил сюда сына или дочь. Но иркутский «Аистенок» за рамки детства давно вышел. К своему девяностому сезону театр предлагает в том числе постановки для взрослых, сильные и интересные.
Простой пример – спектакль «Утиная охота. Сны Зилова», который называют мировой премьерой. Героев Александра Вампилова на сцене кукольного театра до иркутян не воплощал никто, постановка была замечена в масштабах страны и получила премию Правительства России. Но в копилке кукольного театра есть еще и Достоевский в «Дядюшкином сне» и мистическая лесная история в «Празднике шишки» и «Последний срок» – постановка Распутина.
Если нарядить драматический сюжет в комбинированный костюм из актерской игры «живых» героев и кукольных персонажей, то в итоге получится удивительное погружение в какую-то параллельную альтернативную реальность. Или даже нереальность: даже от фотографий постановок веет удивительной атмосферой. Современный человек, «заточенный» под кино и запутавшийся в социальных сетях, наверняка будет под впечатлением.
Но «Аистенку» мало взрослых спектаклей, актеры уже несколько лет водят зрителей погулять. Во время пандемии театр предложил зрителям спектакль-аудиопрогулку «Метаморфозы города И». Место для прогулок выбрали привычное, остров Конный. А содержание удивило новизной: пандемия давно позади, а прогулки востребованы и проходят до сих пор. Только в сентябре «ходячий» спектакль «В движении стихий» для зрителей 16+ прошел девять раз.
Интересно, что такое мощное творческое развитие происходит у театра на 90-м сезоне: возрасте глубоко пенсионном, когда пора бы и угомониться. Похоже, у «Аистенка» вторая молодость!
Благодарим за фото: ГАУК Иркутский областной театр кукол «Аистёнок», М. Романову, А. Васильева
#вполезренияпроект #вполезрения_иркутскиеистории