Мараховское время
53.9K subscribers
399 photos
9 videos
1.2K links
канал Виктора Мараховского

Платный проект: sponsr.ru/marahovsky

для связи: [email protected]
加入频道
Ученые придумали этому название "секс-рецессия" — и сейчас судорожно пытаются найти, кто виноват.

С некоторым ехидством среди возможных виновников называются: "культура непрерывной подключенности к онлайну, сокрушительное экономическое давление, растущий уровень тревожности, психологическая слабость, антидепрессанты, стрим-ТВ, повышение фона эстрогенов, испускаемых пластмассами, снижение уровня тестостерона, цифровое порно, "золотой век вибраторов", приложения для знакомств, "паралич выбора" (это когда вариантов сто, а выбрать не можешь), сверхвнимательные родители, карьеризм, смартфоны, непрерывный новостной захлест, недосып, ожирение. Назовите любую современную проблему, и ее обязательно где-то обвиняют в том, что она имеет отношение к проблемам современного либидо".

Мы не считаем себя умнее исследователей. Но позволим себе заметить, что почти вообще все перечисленные причины по сути — об одном и том же.

Наши молодые современники — это поколения, чьи личности целиком с малых лет стали золотоносным пластом для разработки революционных бизнесов. Это первые поколения, каждую секунду бодрствования которых застолбили, распилили и эксплуатируют. Для реализации всех движений их душ и тел имеются (причем довольно навязчивые) сервисы, приложения и психологическая помощь. В великой битве за их внимание сражаются добрые психологи и мобильные приложения, стрелялки и новости, онлайн-активисты с петициями наперевес и образовательные программы, мессенджеры и индустрия виртуальных развлечений — от невинных до как бы порочных.

Так вот: эти поколения — если и не осознают, то отлично чувствуют, что они ресурс. И поэтому главным их стремлением, причем во всем, становится экономия себя.

https://ria.ru/20190219/1551029285.html
Минутка мудрецов.

Иногда жизнь, ув. друзья, сама рифмует для нас притчи (а также поэмы и анекдоты). Стивен Кинг любит рассказывать историю: случайная собеседница с презрением сообщила ему, что всё его творчество - дешёвка. И что она лично предпочитает настоящую, возвышенную литературу - такую, как "Побег из Шоушенка".

- Так ведь это тоже я написал. - жалобно пискнул Кинг.

- Нет. Не вы. - отрезала дама и гордо ушла, оставив писателя обтекать.

...В ленте фейсбуки - между призывами на митинги против режима и котиками - я увидел ссылку на высококультурный сайт, где культурный корреспондент берёт интервью у старого заслуженного культуролога, сына писателя и потомственного интеллигента.

Заслуженый культуролог рассказывает о культуре, о том, что Сталин хуже Гитлера, о беспомощности путинского режима и о том, почему выбрали Трампа.

Об этом последнем мудрый культуролог рассуждает особенно компетентно:

- Трамп нащупал слабую точку в мироощущении американцев, которые оказались не нужны, которых не взяли на «пароход современности». Они работали в шахте, они ничего не умеют делать, кроме той операции, которую производили всю жизнь и получали за это приличные деньги. Но сегодня каменный уголь не нужен, вся угольная промышленность не нужна...

За полчаса перед ознакомлением с этой мудростью я читал свежий аналитический текст ув. коллеги, в котором указывается:

- США активно наращивают экспорт угля - и готовы потеснить Россию с третьего места мировых экспортёров;

- Германия согласно официальному прогнозу закупит в 2019 году почти на 2% больше угля, чем годом ранее;

- Китай увеличил добычу (на 22 миллиона тонн) и импорт угля;

- Потребление угля в мире растёт на 1 процент в год;

- и так далее.

...Но в мире, где мирно проживает культурологический мудрец, вся угольная промышленность не нужна и уголь никому не нужен.

Это говорит нам об одной простой вещи. Мудрота культурологического мудреца опирается не на реальность, а на бред сивых пони. Его чрезвычайно авторитетные рассуждения - строятся не на том, что есть в действительности, а на мифах, бродящих в кругах потомственных трендоцефалов из мегаполисов. Все вместе эти трендоцефалы и их седые глупые гуру описывают мир, которого нет - что не мешает им, впрочем, сидеть на финансировании у настоящей реальности и даже поучать её.

В некотором смысле картина пугающая: наша реальность обнесена, как некий лагерь, рядом вышек из слоновой кости, откуда воспарившие над скучными фактами вертухаи авторитетно покрикивают на нас, указывая, куда должно идти и куда нельзя (хотя эти указания основаны на бреде).

Вышки из слоновой кости соединены между собой колючей проволокой взаимного уважения. Вырваться за заграждение можно, но в спину вам полетят очереди их презрения и гордого игнора.

И что самое дикое - именно современная реальная цивилизация гарантирует благополучие этих потомственных вертухаев-небожителей, поскольку привыкла "давать на культуру". А значит, их дети и внуки, скорее всего, унаследуют их вышки - и тоже будут покрикивать на нас из облаков своего бреда.

И лишь одно угрожает им: если случайно реальность сойдёт с ума и начнёт их слушаться. Она тогда немедленно рухнет - вместе с их башенками.
Минутка пониманий.

В устаревшей, но познавательной книге М. Ридли "Геном" рассказывается об одной истине, которая прожила тридцать лет. Американский биолог Теофилус Пайнтер в 1924 году объявил, что у человека 24 пары хромосом - как у обезьянок. Три десятилетия это было научным фактом, пока в 1955-м коллеги Теофилуса не удосужились (чисто из интереса) пересчитать хромосомы - и пар оказалось всего 23.

Это сама по себе поучительная история, но ещё поучительнее обстоятельства.

Теофилус считал хромосомы в материале, оставшемся после принудительной кастрации троих техасцев. Эти граждане (наряду с ещё тысячами и тысячами) были приговорены к операции "за слабоумие и антиобщественное поведение". Не в порядке наказания - а в целях исключения их из воспроизводства и улучшения американской породы.

...Мы с огромным трудом можем представить себе практический масштаб, который в XX столетии приобрели по ту сторону Атлантики стильные модные теории. Пока европейцы бубнили что-то о "высших" и "низших", американцы засучили рукава и смело принялись за дело.

Когда мы читаем, что в далёком 1860-м дочь ирландки и индуса была признана "мулаткой" и продана в рабство - мы можем это рассматривать как чудовищный курьёз. Но на деле это был не курьёз, а часть безумия, длившегося более столетия. В 1924 году, спустя шесть десятилетий после продажи ирландско-индийской девочки, прогрессивная американская женщина Мэри вышла замуж за выдающегося индийского общественного деятеля и учёного Таракната Даса. Её лишили американского гражданства - "за смешение с низшей расой". В США действовали законы, запрещавшие не только белым вступать в браки с африканцами: им нельзя было жениться также на азиатках, а чернокожим - "смешиваться" как с азиатами, так и с американскими индейцами.

Что касается индейцев - то на секунду представим себе, что мы попали в американские 1960-е. На дворе хиппи, поколение цветов, нет войне, выступают Doors, где-то пиликает Вудсток. А тем временем добрые белые доктора занимаются плановой и последовательной стерилизацией совершенно здоровых индейских женщин, чтоб те не плодили нищету.

Между 1960 и 1970 годами были стерилизованы 25% ВСЕХ индейских женщин в США в возрасте между 18 и 44 годами. Индейское население, до того росшее, стало падать. Легко подсчитать, что добрые доктора со скальпелями, без газовых камер и единого выстрела, устроили "коренным американцам" под звуки рок-н-ролла в популяционном смысле примерно то же самое, что устроила советскому народу нацистская Германия.

...Я это всё к чему. Мы вполне обоснованно хихикаем, читая московских редакторок и авторок, истерично воюющих с цисгендерной Россией. Или разглядывая прогрессивное фестивальное кино режиссёрок, описывающее страдания гастарбайтерок в каменных российских джунглях.

Но все эти авторки просто безмозгло, в порядке карго-культуры, пытаются перетащить к нам модные темы, имеющие длинную, страшную и кровавую историю у себя на родине. Там, у них, крестовый поход меньшинств является всего лишь реконкистой - и ее трудно назвать беспочвенной. Они спешат вырвать зубы у старой доброй Америки, которая десятилетиями и веками безжалостно показывала, как она добра и какие у неё большие зубы.

В некотором смысле наши авторки похожи на миссионеров, отучившихся в прогрессивной Ваканде и теперь бродящих между наших берёзок с призывами отказаться от людоедства и перестать носить кольца в носу. Граждане недоумевают, о чём речь - и тем раздражают миссионерок ещё больше.
Минутка грядущих.

Я, ув. друзья, прочёл стильное модное молодёжное пророчество "Хомо Деус" Ю.Н. Харари - гуманитария, переодетого программистом - и нахожусь в растерянности.

От мыслителя, которого сейчас пеарят как актуального Златоуста и который утверждает, что "видит реальность такой, какая она есть" - можно было ожидать манифеста, но его нет.

От мыслителя, который посвятил свой труд своему гуру по буддийской медитации и своему мужу Ицику - можно было ожидать чего-то экстравагантного, но его нет.

Труд про Человекобога подобен еврейскому пиратскому кораблю из анекдота: сто пушек по левому борту, сто по правому, огромный чёрный флаг с черепом и маленький белый на всякий случай. К каждому позаимствованному у предшественников (а позаимствованы они все) громкому пророчеству "будет так!" автор благоразумно добавляет тихое "или нет".

В книге сообщается крайне новаторская идея о том, что человеческий род создал наконец алгоритмы, которые сделают его ненужным (или нет) - и потому человечество вымрет (или нет) или принуждено будет сбросить человеческую шкурку и слиться с океаном бигдаты (или нет). Поэтому уже сегодня крайне важно тренироваться быть стойкими перед лицом перемен (или нет).

Как полагает ув. @crimcondigest, Ю.Н. Харари вообще не пророк, а очень профессиональный чесатель пузика обобщённым "калифорнийским айтишникам" (и всем, кто хочет ими быть) с целью наживы. Очень возможно, что так и есть. Но в этом случае труд о Человекобоге обретает ценность как катехезис этой не слишком широко образованной, но упитанной прослойки - и портрет ожидаемого ею грядущего.

...Что заслуживает рассуждения в данном контексте, ув. друзья.

Кажется, мало кто обращает внимание на один поразительный факт: утопии "технокоммунизма" и антиутопии "киберфеодализма" обещают не столь уж разные миры.

То есть понятно, что в технокоммунизме испытывать бескрайние сверхчеловеческие ощущения от нового бигдатого могущества будут все до одного - а в киберфеодализме истинно бигдаты будут лишь богатые&знаменитые, прочие же лимитированы будут.

Но в обоих случаях всему человечеству поголовно предрекается освобождение от изматывающей состязательности (конкуренции, агональности, грызни). Коль скоро могучие Алгоритмы, перед которыми человек есть тварь дрожащая, возьмут род людской на руки (или за ***) - то и все дары, сила и наслаждения будут исходить от них.

И это, ув. друзья, представляется мне истинным содержанием "откровения XXI века", предлагаемого нам сегодня на все голоса из всех утюгов.

Надо потерпеть, говорит это откровение - и всё решится без вас.
Минутка традиций.

Вначале, ув. друзья - сенсация.

Космическому кораблю.Skylon предрекают роль инновационного космического шаттла. Он обойдется без массивных и дорогих ракет-носителей, взлетая (равно как и приземляясь) с обычной взлетно-посадочной полосы. Дизайн этой необычной машины позволяет космическому кораблю превращаться на низких высотах в некое подобие самолета. На низких высотах корабль для тяги использует кислород из атмосферы, а не от внешних кислородных резервуаров, что значительно сокращает его массу на взлете.

275-футовый Skylon может регулярно переносить полезные грузы весом более 16 тонн и стоимость каждого полета будет намного ниже, чем стоимость полета любого существующего сегодня шаттла. Стоимость отправки груза упадет с 14 000 до 1000 долларов за килограмм. И тогда Skylon отправит нас в новую эру космической транспортировки.

...А, да, забыл. Эта сенсация - начала 2011 года. При желании я мог бы откопать такую же и в 2010-м, и в 2000-м, и в любом другом. Сбылось почти ничего - но сенсации продолжают исправно поступать.

Я это всё к чему. То, что нам порой кажется пустым балабольством - в действительности таковым не является. Вернее, является - но не в нашем понимании.

Мы тут, исторически привыкшие рассматривать всякий мега-проект в первую очередь как огромную ответственность, за провал которой нам, если что, не сносить организма - не в состоянии понять, что наши далёкие цивилизационные конкуренты рассматривают каждый мега-проект как сделку. Даже (и особенно) если речь о проекте государственном. А значит - надо заламывать и давить, впаривать и хайповать. И обещать, обещать, обещать.

В 70-е годы прошлого века американские космические чиновники обещали сделать дешевый корабль, который будет летать до 50 раз в год, то есть каждую неделю, и каждый запуск которого будет стоить 10,5 млн долларов.

Этот корабль назывался "Спейс Шаттл". В действительности каждый запуск "Шаттла" стоил 1,45 миллиарда долларов, а все шаттлы вместе за тридцать лет совершили 135 полётов.

...Рассказывать, что ты сейчас прокатишься верхом на урагане, выпьешь залив и закусишь Эверестом - это часть культуры наших партнёров, которую мы должны уважать.

Главное - что уже второго марта нынешнего, 2019 года в свой первый тестовый (пока беспилотный) полёт отправится Dragon Crew от SpaceX. И если всё пройдёт хорошо - то уже в июле в следующий отважатся посадить пару людей.
Минутка нюансов.

Трудно найти современника, который не слышал бы о т.н. Карго-культе. Однако в СМИ, в постах и каментах обычно упоминается лишь один его аспект. Дикари, не понимающие механизма функционирования техники, экономики и всего такого, пытаются имитировать внешний облик и поведение Белой Человеки - после чего сидят и ждут, когда с небес сойдёт тушёнка.

Однако не менее важным, по-моему, является другой нюанс, имеющийся во множестве вариантов культа Карго.

Согласно самовозникшим поверьям множества народов, столкнувшихся с европейцами - на самом деле Белая Человека владеет тушёнкой, ружьями, огненной водой, табаком и другими ништяками вовсе не по праву.

Наши Далёкие Предки, Ушедшие За Горизонт (это универсальный мифологический мотив, встречающийся на всех континентах) создают у себя эти дары в горних высях, чтобы передать их нам.

Но, к сожалению, мы утратили правильный ритуал получения даров. А белые его откуда-то прознали и перехватывают по пути, присваивая себе.

Однажды придёт день, и произойдёт Событие. Оно придёт и молча поправит всё, и Далёкие Предки вернутся, покончат с узурпаторами нашей тушёнки и раздадут нам её / возьмут нас с собой туда, где её ну просто завались,

В рамках этих разновидностей карго-культа многие племена вовсе не молились на Белую Человеку - а даже напротив, избегали его и его тушёнки, воевали с европейцами или бежали от них в труднодоступные места, где ожидали Возвращения Истинных Предков (со всеми их дарами).

...Я это к чему, ув. друзья. Мы живём в век, когда сам по себе мутный поток зашкаливающей, сверхизбыточной, не поддающейся критическому анализу информации способствует возрождению самых древних интуитивных мировоззрений.

Современник, отчаявшийся понять происходящее умом - обращается к тому, что мило сердцу. А сердце, будучи органом чрезвычайно древним, пожимает плечами и, как десять тысяч лет назад, подгоняет человеку миф. Тот наскоро обряжается в актуальные тренды, но несет изумительно узнаваемые черты.

Если рассмотреть модные "эмоциональные гетто", где единочаятели одинаково негодуют, одинаково умиляются или одинаково грезят - мы с горькой усмешкой можем узнать и танец духов, и соломенные вертолёты, и ритуал призыва Великих Предков, Которые Вернут Тушёнку.

Хорошо это или дурно, но это говорит о глубокой стабильности нашей базовой природы.
Минутка необъяснимых явлений.

Мне кажется, ув. друзья, настало самое время раскрыть тайну (вернее, десяток-другой тысяч тайн). Как честный человек я должен предупредить, что прочтение этого текста вряд ли оставит кого-то прежним.

Всем знакомо явление т. н. «кругов на полях» - гигантских рисунков неясного значения, образованных примятой (поваленной) травой или злаками в сельской местности.

Мало кому известно другое. До середины XX века число описанных случаев такого рода исчислялось единицами, а происходили они лишь в двух-трёх местах обитаемого людьми мира, в зонах со специфическим ландшафтом и климатом. Одним из таких мест был регион южной Англии. Скорее всего — природный феномен.

Однако данные, частично рассекреченные в ноябре Министерством внутренних дел Великобритании по истечении 50-летнего срока давности, дают основания полагать, что за внезапный взрыв активности «кругов-на-полях» в XX веке несут ответственность один достаточно циничный учёный и одна правительственная структура.

Учёного звали Оскар Вайсшванц. Он родился в Праге в 1926, учился в Великобритании, где изучал психологию. Развивая идеи Лебона о массовом сознании, он в конце 1950-х пришёл к довольно парадоксальной концепции, получившей название «Тайна во спасение» (англ. Mistery is Bliss).

Согласно Вайсшванцу, базовая человеческая психика неизменна и имеет свою географию и экологию. Вне зависимости от эпохи, уровня образованности и мнения самого человека в голове у нас примерно одни и те же горы с божествами и болота с кикиморами, одни и те же океаны коллективной памяти и один и тот же «круговорот символов». Вместе они создают психическую машину, которую следует беречь. В течение десятков тысяч лет, утверждал Вайсшванц, крошечную поляну человеческого «знаю и не боюсь» окружало море «не знаю и боюсь». Это сосуществование с тайной порождало множество суеверий и ритуалов, подчас диких — но тайна срослась с человеческой психикой и стала важным предохранителем от коллективного деструктивного поведения масс.

В середине XX столетия, писал Вайсшванц, пространство тайны катастрофически тает. Люди становятся бесстрашны и отчаянны (ведь если в болоте не скрываются черти — то легко предположить, что с неба не глядят и ангелы). Последствия разрушения психической экологии будут чудовищны: массовое распространение хронических депрессий, вспышки социального насилия, преступные культы, отрицающие реальность мира, и как апогей - угрюмый нигилистический эгоцентризм одиночек и раззрушение цивилизации.

Поначалу экстравагантные выкладки Вайсшванца не привлекли внимания. Однако когда наступили 1960-е и его пророчества начали сбываться — учёный был привлечён к реализации программы «Куртц» (вероятна отсылка к «Сердцу Тьмы» Конрада), позже приведшей к созданию в Великобритании, а затем и в других странах правительственных организаций специфического назначения: они создавали (и продолжают создавать по мере необходимости) необъяснимые явления.

Только заново повесив вокруг человека балдахин таинственного, его можно спасти от него самого, - писал Вайсшванц. Первым опытом британского «Министерства необъяснимого» стали как раз круги на полях — и результатом медиа-беснования тут же стало снижение социальной агрессии и беспорядков. Опыт был быстро перенят другими странами. В 90-е в России дичайшее падение уровня жизни неслучайно совпало с зашкаливающим числом загадочных явлений — они оттянули на себя внимание и испуг беспокойных душ и спасли тогдашнюю полуживую государственность от бунтов.

Вертолёты, таскающие над ночными городами НЛО на тросах; люди в странных костюмах, изображающие йети в лесу; бригады быстрого реагирования, создающие на месте гибели альпинистов взаимоисключающие параграфы; спецрейсы, перекидывающие жертв внезапных инфарктов из Алматы в Крым, чтобы этих «парней из Колорадо» обнаруживали спустя пару часов и ломали голову — всё это работают Министерства Необъяснимого, развлекая, пугая и увлекая нас.

Я далёк от того, чтобы судить их — сами они уверены, что этим спасают нас.
Минутка скучной работы.

«Послание [Путина] Федеральному Собранию прошлого года выполнено на 90 процентов: 86 законов принято из 98, 10 законопроектов находятся на рассмотрении и два законопроекта мы ожидаем от правительства» - сообщил "Вестям" руководитель Госдумы. К работе с новым посланием нижняя палата приступила с опережением, не дожидаясь разработки "дорожной карты".

https://www.vestifinance.ru/videos/46409

...Тут вот что интересно. В интервью В. Володин говорит нечто, что может прозвучать очень внезапно для граждан, воспитанных игровыми стратегиями.

"Принятый закон - это важный шаг. Но не менее важно проанализировать правоприменительную практику, как закон работает. Если есть проблемы - их необходимо исправить, не бросать решение, а дальше уже "как жизнь рассудит". Поэтому закон надо сопровождать".

Воспитанные императорами и привыкшие захватывать мир по выходным граждане это, видимо, поймут с трудом. Они уверены, что для успешного внедрения любой новой технологии или практики, для запуска системы любой степени сложности нужен двойной клик мышкой - после чего всё выполняется, внедряется, запускается и работает. Реальность именно поэтому вызывает у них раздражение: в реальности (как им сообщают компетентные экспресс-новости в мобильных приложениях) всё постоянно запускается долго, внедряется медленно и требует доработки - и это однозначно злой умысел государства.

В действительности законотворческая деятельность в некотором смысле - непрерывный консилиум по наблюдению за здоровьем гиганта. Поэтому когда спикер говорит, что за год послание отработано на 90% - это говорит об интенсивной деятельности, увы, едва ли способной захватить внимание граждан. О работе с экспертами и профильными ведомствами, о консультациях с регионами перед принятием законов. О контроле их практического выполнения после (и да, многие законы начинают практически налезать на реальность сильно не сразу после принятия). И обо всей прочей работе с тем самым материалом неподатливой реальности, от которого очищены стратегические игры.
Минутка гражданских политтехнологий.

Раскопанные Помпеи, ув. друзья, были довольно рядовым римским городом. Их ценность заключается, как известно, не в их трагической гибели, а в том, что пеплом там накрыло всё целиком и очень быстро. В итоге археологи две тысячи лет спустя получили почти что фотографию повседневного античного быта.

Среди прочего уцелели знаменитые настенные надписи — включая жуткую пошлятину, признания в любви и так далее.

Среди надписей выделяются воззвания политические, посвящённые выборам в местный горсовет. «Все поклонники Исиды призывают голосовать за Гая Юлия Икса, Гая Юлия в эдилы», - сообщают одни. «Все горькие пьяницы голосуют за Помпония» - издеваются другие.

Так вот: как констатируют исследователи, в отличие от большинства надписей любовных, скабрезных и философских — надписи политические, подписанные якобы простыми помпеянами, выполнены по большей части «явно профессионалами».

Это значит, что уже чорт-те когда в мире были политтехнологи и даже черный пиар.

И надо сказать, что (вне зависимости от изведённой на изучение человеческой психики бумаги и выплаченных гонораров) с тех пор на практике в данном ремесле ничего не изменилось и не стало ни на градус изящней.

Базовая комплектация могзов политпиарщиков сегодня примерно та же, что и перед извержением Везувия - как и человеческого мозга вообще. Поэтому специалисты античности, быть может, были несколько слабее в теории - но на практике действовали точно так же, как наши современники.

"Ааааааа" - вопили на стенах капслоком трибуны, желавшие, чтобы Рим поделился с ними бюджетами. - "Рим собирается строить кожевенный завод прямо у нас под носом, прямо в Геркулануме! Он отравит наши колодцы. О честные помпеяне, все на бунт! 3-го мерцедония, форум, 14.00".

"Гражданский активист Луций выступает против кожевенного завода, несущего процветание всей местности" - отзывались на стенах нанятые Римом специалисты. - "А сам недавно прибыл из Египта, где все колдуны, и у нас тут же начался мор скотины. Совпадение?"

Осваивались бюджеты, изобретались угрозы, тикали часы человеческой цивилизации.
Минутка усилий.

Исследователи бедности как культуры обращают внимание на один потрясающий нюанс.

На протяжении всей письменной истории - с античных времён по меньшей мере - элиты постоянно говорили о бедняках как о лентяях. Нежелание нищебродов работать было общеизвестной истиной ещё для «лучших людей» Афин и Рима. Из этой истины потомственно успешные граждане делали логичный вывод: бедняк есть какой-то второй, худший сорт человека. Эта идея самым наглядным образом выражена у де Борна, почти тысячу лет назад отлившего в граните знаменитое "Нрав свиньи мужик имеет, жить достойно не умеет, люд нахальный, нерадивый, подлый, скаредный и лживый".

При этом в культуре самих бедняков (увы, в большинстве случаев дошедшей до нас лишь во фрагментах, а также в песнях-баснях-поговорках) отношение к труду было более чем почтительное, а лень нигде не воспевалась.

Фокус тут вот в чём. Для элиты труд мужичков был явлением количественным, вроде мельтешения крестьян в стратегиях. Чем больше те шевелятся на своих полях и носятся туда-сюда между рудником и ратушей, тем больше капиталу. Тем больше денег на строительство башен, развитие баллист, найм эльфов и закупку грифонов, а там можно и войной на орков идти.

Для бедняка же труд всю историю бедности был в первую очередь тяжёлым физическим процессом. Всякий, кто хоть пару месяцев в своей жизни на регулярной основе повкалывал ручками ради еды - отлично помнит, что такое "прийти домой, сесть на стул и вырубиться". Труд в его традиционном виде - это вечно ноющие руки, ноги и спина, мозоли, растяжения, прострелы и производственные травмы. Это отупляющая усталость и резкое упрощение картины мира.

А главное — линейной зависимости меду работой и наслаждениями для бедняка не существовало. Бедняк, вкалывающий ради луковой похлёбки и расходов на лапти (4 обола в сутки) не всегда имел возможность удвоить производительность. Но даже если имел - на 8 оболов, сорвав спину, он один чорт не мог купить себе фазана и портшез. Это всё равно была луковая похлёбка и лапти. Поэтому бедняк прекращал работать, как только труд покрывал расходы на существование в его, так сказать, потребительской нише. Выше этого уровня страдания, причиняемые трудом, уже не окупались получаемыми за него бонусами. Этим своим прагматизмом бедняк, естественно, жутко бесил благородного господина, у которого всегда имелись планы и перспективы.

...Так вот, к чему это я. Именно здесь кроется, вероятно, секрет т. н. «пассивности масс», на которые любят жаловаться наши элитные современники (имеющие виды на дворцы и грифонов).

Нет, массы вовсе не пассивны. Они просто практично исходят из исторического опыта, пронизавшего всю народную культуру. Из притч, которые пришли к нам из древнейших времён, лишь переодевшись из какого-нибудь Погонщика и Осла — в Гену и Чебурашку. Из мудрости, предписывающей соотносить перспективы с затратами.

У отечественных масс в их потребительской нише (в отличие от тех, кто зовёт их взяться за руки во имя добра) просто не просматривается никаких дворцов, грифонов и нью-йоркских биеннале. А на лапти, похлёбку, китайский смартфон и ладу они могут рассчитывать и так.

Собственно говоря, Новейшее время отличалось от предыдущих эпох тем, что оно сумело подвесить перед массовым жителем Земли достижимую морковку, психологически оправдывающую сверхусилия. Это мог быть рабочий день покороче, отпуск на югах, телевизор в дом и ипотека. Под идею этой морковки в течение всего XX века удавалось мобилизовать (на труд ли, на выступления ли) если не массы поголовно, то значительный их процент.

Сейчас же универсальной Морковки, Достойной Сверхусилий, в небогатых, но и не нищенствующих странах не имеется. Иногда её удаётся создать политтехнологическим усилием (см. «мы войдём в ЕС, где зарплаты по пять тыщ евро»), но ненадолго и с известными результатами.

Таким образом, главной трагедией современного российского призыводства является дефицит морковки.
Очень многие люди ошибочно думают, будто они думают.
Капитан Марвел. Слева оценка профессиональных критиков, справа зрителей. Критики любят кушать, а зрители искренне не понимают, за что хвалить беспомощную идеологически выдержанную дрянь.
Фундаментальный воскресный доклад о том, почему сегодня впервые за полвека все снова обсуждают рождаемость - и почему куча людей с высшим образованием, степенями и авторитетом всерьёз рекомендуют радоваться предстоящему вымиранию.

https://ria.ru/20190310/1551658065.html
Наблюдаемый у нас (судя по опросам общественного мнения) и в остальных частях света (судя по резкому росту, например, популярности левых идей в США) растущий «запрос на социальную справедливость» имеет один несколько неожиданный аспект.

Или, вернее, наоборот. Нынешний запрос на Социальную Справедливость неожиданно лишен одного аспекта, в течение десятилетий бывшего одним из главных пунктов всей левой повестки: критики Общества Потребления и консьюмеризма как такового.

Одно перечисление европейских философов и культурных деятелей, оттоптавшихся на потребительстве за последние полвека, заняло бы пару страниц. Потребительство уличали Бодрийяр и Жижек, Майкл Мур и Виктор Пелевин, Ноам Хомски и Rage Against The Machine. Борьба с потребительским обществом была философией столь мощной и популярной, что за десятилетия эксплуатации она сама стала предметом элитного потребления (о чём её деятели, впрочем, честно писали грустные эссе).

И вот (внезапно, но незаметно) в последние годы это куда-то рассосалось. Левый сектор политического пространства активно громит растущее неравенство, изобретает мрачные сценарии нео-феодального будущего, в котором у одного процента будет всё, а у 99 — ничего, и так далее. Но вся эта критика плавно сместилась с общества как такового на его верхушку, которая, грубо говоря, набрала активов и недостаточно делится с массами.

Есть версия. Главная причина, по которой критика потребительства увяла — состоит в том, что она была сварливой спутницей соответствующей эпохи — эпохи «демократического потребления». Или, если шире — эпохи торжествующей демократии вообще.

https://www.politanalitika.ru/actualcomments/kuda-delos-obshhestvo-potrebleniya/
Минутка телеграмов.

В связи с одолением очередного рубежа как честный человек информирую ув. друзей о читаемых мною каналах.

1) Ув. https://yangx.top/crimsondigest, канал самого умного из пишущих сограждан. В нашем хайпующем мире ув. Кримсон безусловно возглавляет отряд тех, кто всегда трезв и всегда размышляет о происходящем. При чтении (а также просмотре и прослушивании) ув. Кримсона все трендоцефалы испытывают острую боль, а граждане, для которых реальность ценна сама по себе - благодарность.

2) Ув. @prbezposhady - незаменим для жителей отечественной медиаотрасли, желающих не просто потреблять её продукцию, но и быть в курсе, чем сама отрасль дышит и чем накидывается по вечерам.

3) Ув. @Nevrotique - выполняет похожую функцию для медиасферы в целом - стараясь по пути осмыслять проносящуюся мимо повестку.
...Все это подтверждает простую мысль: "русские" для Запада сегодняшнего — это евреи для Запада вчерашнего. Сотню лет назад расчеловечивать евреев можно было просто на основании этнической принадлежности, и этим спокойно занимались респектабельные политики и ныне здравствующие авторитетные СМИ Европы и Америки. Вера в "заговор сионских мудрецов" была совершенно нормальной — такой же, как сегодня вера в "русское вмешательство". Притом что имела примерно столько же доказательной базы.

По факту сегодня изменился только объект расчеловечивания. Все остальное — логика охотников на ведьм, реквизит, методы обработки массового сознания, методы накручивания обвинений и риторика — остались прежними.

https://ria.ru/20190313/1551723333.html
Когда я написал примерно то же на ФБ с обречённой припиской "но мы всё равно услышим про новую антинародную затею власти" - мне в комментариях немедленно начали объяснять, что так оно и есть.

Протестный запал ув.интернетов негасим.

https://yangx.top/chzhr/278
Минутка оптимизма.

Если бы современнику, умеренно владеющему английским, попались на глаза заглавия двух английских переводов книги Ницше "Die fröhliche Wissenschaft (La Gaya Scienza)", то у него возникли бы два совершенно разных представления о содержании.

В первом случае название выглядит как "The Gay Science", а во втором - как "The Joyful Wisdom".

Сегодня для многих (например, моих) глаз и ушей "Гейская наука" и "Радостная мудрость" несут явно разные значения.

Хотя когда-то, лет с сотню назад (когда слово gay означало "весёлый" и естественно отсылало читателя к "весёлой науке" труверов - о которой тогда знали все, а сейчас никто) эти фразы звучали близко по смыслу.

Этот небольшой курьёз заставляет вспомнить, что, по мнению многих граждан, владеющих немецким - в действительности переводов Ницше на русский не существует или почти не существует. Его тексты настолько полны внутренними зарифмованными смыслами, уникальными для его национальной культуры - что каждый лихой афоризм при переводе должен сопровождаться примечанием в пару страниц, включающим в себя транскрипцию фразы и разъяснение, какие ещё немецкие слова и выражения она напоминала читателю, с толкованием всех этих слов.

Примерно по тем же причинам многие сомневаются в существовании переводов японской и китайской поэзии, и по этим же причинам к переводам Корана ислам относится с враждебностью - и терпит только "толкования смыслов Корана на других языках".

...Изначально на этом месте должно было быть грустное рассуждение о том, что существует, видимо, "закон угасания смысла"; что смысл сказанного начинает исчезать, как только вылетает из головы говорящего - и прочие грустные банальности.

Но на самом деле это не так: смысл не исчезает и не умирает. Он просто бесконечно мутирует (мутация и есть "воспроизведение с ошибкой") - и иногда, как сама жизнь, вместо того, чтобы увять - расцветвет после очередной ошибки заново и необычно. Смысл - спутник жизни, а значит, он ведёт себя точь-в-точь как она.

Так, из церковнославянской библейской фразы о том, что на коне не спасёшься, однажды выпал конь. Так появилось глубокое и уникальное русское выражение "Ложь во спасение".

А я при чтении перевода Рекса Стаута однажды обнаружил афоризм-строчку "Измена родине себя не окупает" и запомнил её.

Спустя годы я читал тот же роман на английском и с дичайшим изумлением обнаружил, что это в оригинале обрывок знаменитого "Мятеж не может кончиться удачей (в противном случае его зовут иначе)".

Переводчик Стаута не опознал знаменитой эпиграммы шестнадцатого столетия. Встретив "Treason doth never prosper", он решил, что речь идёт именно об измене стране, а не о мятеже и заговоре против монарха. И в итоге поднатужился и соорудил самостоятельный афоризм с совершенно иным смыслом.

Но ведь измена Родине действительно себя не окупает.
Минутка душ.

Чуть меньше двух тысяч лет назад египетский чиновник сирийского происхождения написал по-гречески произведение "Правдивая история", ставшее дедушкой "Гаргантюа и Пантагрюэля", прадедушкой "Путешествий Гулливера", прапрадедушкой Твена и Уэллса и прапрапрадедушкой всей современной фантастики.

Желая поиздеваться над современными ему повестями о путешествиях, чиновник пошёл по пути усиления накала бредятины - и так вошёл во вкус, что получившийся чад кутежа до сих пор вызывает изумление.

Когда в самом начале его повести несколько путешественников вступили в половую связь с человекообразными деревьями и мутировали в виноградник - это было ещё ничего и в рамках традиций. Но когда корабль с их товарищами забросило ветром на Луну, у автора окончательно отлетели предохранители. Лунные всадники на трёхголовых грифонах и гигантских блохах отважно бились с жителями Солнца, вооружённых щитами из грибов, за право колонизировать Венеру (кстати, если кто помнит французский мультик о путешествии на Луну барона Мюнхгаузена - то там довольно много отсылок к античному оригиналу). У рядовых жителей Луны на заду рос кочан капусты, а фаллосы они имели съёмные - богачи из слоновой кости, а бедняки деревянные. На фразе "Царь просил нас остаться и обещал даже дать мне в жены своего сына" - я даже спустя 1830 лет заржал.

Автор (Лукиан Самосатский),повторюсь, ставил своей целью просто поприкалываться над современниками - и воспринимался ими именно как сатирик. Но чем дальше катилась человеческая история, тем более росло его влияние. Сегодня далёкие отражения его оттопыра мы можем увидеть в "Аквамене", а эхо его фантазии ещё звучит в поттериане. При этом влияние на умы и на искусство античных реалистов, вроде великого Плутарха, сегодня куда слабее, чем сотни лет назад.

У меня есть версия, почему так: сегодня реализм и так лезет отовсюду - и потому всё больше нужен Лукиан.

...В сущности, вся человеческая история в некотором смысле есть история небылиц. Стоило какому-нибудь видному деятелю - от Ирландии до Китая - покинуть мир, как у него тут же отрастали сверхспособности, и он начинал душить драконов и бить противников какой-нибудь сковородой размером со стадион.

Примерно дней за сто пути от любого населённого пункта начинались земли чудес, где реки текли алкоголем, женщины сморкались мёдом, а на ветках росли горшки. В загадочной Руссии европейские путешественники своими глазами видели растения, колосящиеся ягнятами. Персы рассказывали друг другу, что на далёком Севере, на самом полюсе, находится светящаяся изнутри изумрудная гора. Где-то на востоке правил царь-пресвитер Иоанн, а где-то на западе торчал остров бессмертных сидов.

Я это всё к чему. Есть основания полагать, что условный "познанный мир", навалившийся на человека где-то между XVIII и XXI столетиями, причинил ему большие психологические неудобства. Человеческая психика, возможно, вообще не в силах выжить в тесной клетке хардкорного реализма. Она жаждет, чтобы в Рязани были грибы с глазами, чтобы астронавт Армстронг, ступив на Луну, услышал там стих из Корана, а в Антарктиде пусть спрячется беглый Гитлер с хвостом.

То есть когда мы в сотый раз читаем, что в Канаде не люди платят налоги государству, а государство людям; что в Китае тысяча чиновников на коленях попросила у граждан прощения за слабый экономический рост; что русские готовы отдать всё за удивительный и дорогущий фрукт лимон, и офигеваем, как этому всему можно верить -

- мы не должны офигевать. Жить в небылицах - извечное свойство человеческой души. И даже больше: отключи человеческой психике эту избыточность, непрерывно дорисовывающую и расцвечивающую реальность - она, возможно, вообще сломается и не сумеет ни мечтать, ни стремиться, ни любить.
Минутка нравов.

В детстве, ув. друзья, мне вынес мозг вычитанный в какой-то книжке про старину пассаж о том, что на публичные казни в Европе сбегались добровольно.

Если учесть, что в Англии и Уэльсе за 60 лет действия "кровавого кодекса" (1770-1830) казнили порядка семи тысяч человек, то знаменательные шоу проходили не так уж и редко - примерно каждые три дня. Правда, чаще всего вешали в столице - из-за чего большую часть аудитории составляли, очевидно, провинциалы, не мыслившие культурной программы без посещения Ньюгейта и последующих рассказов землякам о том, как вздёрнули 13-летнего вора репы.

Хорошо, думал маленький я, что нравы смягчились и больше никто не находит радости в том, чтобы смотреть на лишение жизни настоящего живого человека. Пусть даже преступника.

...На дворе 2019 год. Из новостей:

Facebook, Twitter, Youtube и все остальные соцсети судорожно забанили уже несколько миллионов копий "новозеландского шутера", но не справляются - "пользователи быстро загружают новые".

По количеству просмотров, надо думать, уже оставлены далеко за флагом все марвеловские фильмы. Удержит ли корону "Деспасито" - неизвестно.

Мы ни черта не меняемся.