Сегодня большой и не (очень) форматный пост, который во многом отражает моим научные взгляды, но я постараюсь сделать его максимально легким для чтения, что у меня редко получается. Часть I.
Во всех развитых религиозных системах есть четкое разделение над «религией повседневной» и «религией ученой». В первом случае мы говорим о обыденных религиозных представлениях, во втором – о специальном знании, которые религиозные мужи получают годами и веками. Все это строится вокруг некой нормативной точки, и если наши мысли, действия и эмоции соответствуют ей – то тогда они укладываются в некую концепцию, называемую «истинное учение», а если соответствует, но не полностью, в нем много элементов из других религиозных / нерелигиозных систем, а вы не наделены некой легитимацией (вы не часть клира, к примеру), а просто из общины – то это тьфу низкая и неправильная религия. Но потом в религиоведение ворвалась толерантность и политкорректность, теоретические подходы изменялись вместе с религиозной ситуацией и ученые задумались, как бы уйти от негативной коннотации. Например, был придуман термин «эклектичная религиозность» (об этом можно почитать статью Гришаевой Е. От секулярного к постсекулярному: эклектичность религиозного сознания верующих в современной России). Мне же нравится другой термин «религиозный бриколаж». Что это значит? Например (это только пример), я молодая женщина пусть 32 лет крещенная в православии в младенчестве, но не воцерковленна. В Бога я верю, но скорее он там, отдельно от нас и вообще это Судьба или абсолют. Каждое утро я проверяю гороскоп, вечером занимаюсь йогой (не задумываясь, что делаю, когда пою Ом), дома у меня стоит на полочке стоит фигурка Хотея (он приносит денег) рядом с иконами, которыми нас с мужем благословили перед ЗАГСом родители. Я употребляю слова карма, а когда выпью с лучше подругой размышляю о тонком мире. У мужа есть машина. Там обязательно есть иконки и глаз Фатимы от сглаза. Великий пост я не держу, ну может первую и последнюю неделю, но куличи печь буду, яйца покрашу, фоточки в инстаграм выложу, всех с праздником поздравлю. То есть я беру из разных религиозных систем отдельные элементы (православие, Нью-Эйдж, индуизм, буддизм, ислам) и делаю удобный для себя бриколаж, который и составляет для меня мою религиозную систем. И мне в этой системе очень удобно (и вам тоже, поскольку, если вы не воцерковлены, вы делаете тоже самое). Понятно, что с точки официальной теологии все это, если не ересь, то тьфу и низкая религия. Но именно бриколажники составляют большую часть общества (и, одновременно, являются главной поддержкой крупных религиозных организаций), поэтому их терпят и идут на уступки, как в анекдоте про православного котика.
#религиозныйбриколаж
Во всех развитых религиозных системах есть четкое разделение над «религией повседневной» и «религией ученой». В первом случае мы говорим о обыденных религиозных представлениях, во втором – о специальном знании, которые религиозные мужи получают годами и веками. Все это строится вокруг некой нормативной точки, и если наши мысли, действия и эмоции соответствуют ей – то тогда они укладываются в некую концепцию, называемую «истинное учение», а если соответствует, но не полностью, в нем много элементов из других религиозных / нерелигиозных систем, а вы не наделены некой легитимацией (вы не часть клира, к примеру), а просто из общины – то это тьфу низкая и неправильная религия. Но потом в религиоведение ворвалась толерантность и политкорректность, теоретические подходы изменялись вместе с религиозной ситуацией и ученые задумались, как бы уйти от негативной коннотации. Например, был придуман термин «эклектичная религиозность» (об этом можно почитать статью Гришаевой Е. От секулярного к постсекулярному: эклектичность религиозного сознания верующих в современной России). Мне же нравится другой термин «религиозный бриколаж». Что это значит? Например (это только пример), я молодая женщина пусть 32 лет крещенная в православии в младенчестве, но не воцерковленна. В Бога я верю, но скорее он там, отдельно от нас и вообще это Судьба или абсолют. Каждое утро я проверяю гороскоп, вечером занимаюсь йогой (не задумываясь, что делаю, когда пою Ом), дома у меня стоит на полочке стоит фигурка Хотея (он приносит денег) рядом с иконами, которыми нас с мужем благословили перед ЗАГСом родители. Я употребляю слова карма, а когда выпью с лучше подругой размышляю о тонком мире. У мужа есть машина. Там обязательно есть иконки и глаз Фатимы от сглаза. Великий пост я не держу, ну может первую и последнюю неделю, но куличи печь буду, яйца покрашу, фоточки в инстаграм выложу, всех с праздником поздравлю. То есть я беру из разных религиозных систем отдельные элементы (православие, Нью-Эйдж, индуизм, буддизм, ислам) и делаю удобный для себя бриколаж, который и составляет для меня мою религиозную систем. И мне в этой системе очень удобно (и вам тоже, поскольку, если вы не воцерковлены, вы делаете тоже самое). Понятно, что с точки официальной теологии все это, если не ересь, то тьфу и низкая религия. Но именно бриколажники составляют большую часть общества (и, одновременно, являются главной поддержкой крупных религиозных организаций), поэтому их терпят и идут на уступки, как в анекдоте про православного котика.
#религиозныйбриколаж
Часть II. Все это ученые, конечно, исследуют, но мы можем обнаружить бриколаж в нашей повседневной жизни сами, без особых усилий. Разберем это на примере поздравительных пасхальных открыток, которые все мы получали массово. Я, конечно, отбросила каноничные, их не так много, и они визуально скучны. Отмечу, что классическим поздравлением является открытка с куличом и яйцами, реже с храмом и очень редко на них встречается Иисус Христос. Можно еще запилить какого-нибудь ангелоподобного ребенка, тоже такая поздравительная эстетика. В тех случаях, когда на картинке присутствует Иисус Христос, в меньшинстве – это канонические православные изображения, а в чаще всего это изображения Иисуса Христа, как я вам показываю. Удивительно, но факт, образ Иисуса Христа здесь взять из mormon art или используются образы художников Гари Адерсона (1906-1996) и Натана Грина, которые принадлежат Церкви адвентистов седьмого дня. То есть авторы этих коллажей не представляют, чьи работы они используют. И вот здесь мы можем предположить, что это связано с внешней, европейской, красотой Иисуса в этих работах, его более современным образом, удобством для использования в коллаже из-за динамичности позы и т.д. Т.е. авторы таких поздравительных шедевров, создавая открытку к религиозному празднику, лишают его, по сути, конфессиональности, приписывают им свой сакральный смысл, добавляет традиционные символы (кулич и свечи) и дарим нам (сами того не понимая) пример религиозного бриколажа, который мы продолжаем транслировать пересылая в мессенджерах. #религиозныйбриколаж
p.s. как по мне открытки эстетически ужасны.
p.s. как по мне открытки эстетически ужасны.
Золотая Мадонна (Goldene Madonna) находится в сокровищнице кафедрального собора в Эссене (Германия). Самая старая из сохранившихся скульптур, датированная приблизительно 980 годом, пример произведения искусства Оттоновского возрождения. Статуя сделана из дерева и покрыта листами сусального золота. Лица матери и ребенка выбиты из одного листа, глаза фигур сделаны в технике полихромной выемчатой эмали (это указывает на влияние византийского искусства и его распространение в Священной Римской империи после свадьбы императора Оттона II Рыжего и византийской принцессы Феофаны Склирены). Мария изображена сидящей на стуле, на коленях которой сидит слегка увеличенная детская фигура Христа. На ней плотная туника с длинными рукавами и плащ. На ее голове она носит вуаль. Сама фигура Христа облачена в платье Папы Римского, левой рукой он прижимает к груди книгу. Несмотря на некую грубость работы, иконография Золотой Мадонны очень сложна. Например, на самой Деве Марии простое платье, в отличии от папского богатого одеяния ее ребенка., что указывает на его статус Царя Небесного. Лицо Христа обращено к матери, в то время как взгляд Марии из любого положения кажется направленным на зрителя, что указывает на ее роль посредника между людьми и Сыном. В рук Мария держит «плод спасения» (как у Евы «плод проклятия»), которое символизирует надежду на Царство Небесное. Возможно, если рассматривать сферу, как державу, то это отсылка к тому, что принцесса Феофана была регентом при своем малолетнем сыне Оттоне III. Статуя похожа на Пушистого Христа, да? #католицизм
Продолжая тему религии и COVID-19. Мне не нравится оба мема (и Наташа хуже Карла), для коллекции. Первый эксплотирует идею государственно-церковной симфонии, а второй явно из Украины, точнее из Киева и отсылает нас к тому, что происходит в Киево-Печорской лавре. #covidрелигия #мемрелижн
Институт религиозных дел (итал. Istituto per le Opere di Religione) — ведомство Римской курии, выполняет функции банка Ватикана. Учреждён в 1942 году Папой Римским Пием XII. Особенностью банка является то, что его основные клиенты – религиозные организации: по состоянию на конец 2018 года число клиентов IOR составило 14 953 (2017 год: 14 945). По вверенным активам клиенты IOR состояли из религиозных орденов (53%), отделов римской курии, отделений Святого Престола и нунциатур (12%), епископских конференций, епархий и приходов (9%), кардиналы, епископы и духовенство (8%), служащие и пенсионеры Ватикана (8%), другие – 10%. По состоянию на 31 декабря 2018 года совокупные активы клиентов составили 5,0 млрд евро. Иоанн Павел II провел ряд реформ финансовой организации, однако, это не спасло ее от крупных скандалов и проблем. Так, например, банк неоднократно обвиняли в отмывании денег сицилийской мафии и коррумпированности. Папа Римский Франциск, в рамках борьбы с этими явлениями, обязует банк публиковать общедоступный отчет о банковской деятельности IOR. Если вы что-то понимаете в банковском деле, то отчет можно посмотреть на сайте Института религиозных дел. #католицизм
http://www.ior.va/
http://www.ior.va/
В вероучение религиозной организации «Свидетели Иеговы» (признана в России экстремистской и запрещенной, как вы помните) нет таинства евхаристии несмотря на то, что сами Свидетели относят себя к христианству. Раз в год (в день еврейского Песаха) они проводят Вечерю Господню, во время которой произносят речь, освещающую жизнь, служение и смерть Иисуса Христа. Второе название праздника «Воспоминание», что отражает, по сути, наполнение встречи. На ней из рук в руки передаются символы: пресный хлеб, приготовленный из недрожжевого теста и сухое красное вино. Принимаю от хлеба и вина только те, кто имеют «небесную надежду» - то есть те, кто были первыми 144000 последователями организации и, в соответствии с учением Свидетелей, будут «жить на «небе» в духовном теле и соцарствовать с Иисусом Христом» (собственно, таких людей уже почти не осталось). Я уже рассказывала, что у Свидетелей Иеговы хорошая религиозная педагогика, которая включает в себя множество визуальных и игровых методик. Так, например, в игровой форме родители могут подготовить детей к Вечере – следует посмотреть с ребенком ролик (мультфильм), а затем вырезать хлеб и вино и поиграть в передачу символов. Дети с ранних лет, таким образом, через игру включаются в ритуальную практику организации. #свидетелииеговы
У мусульман продолжается Рамадан - месяц обязательного поста, один из пяти столпов ислама. В течение месяца, как мы помним, мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Рамадан имеет не только важное религиозное, но и социальное и экономическое значение для исламских стран. Обычно крупные транснациональные корпорации готовят специальные проект, приуроченные к месяцу Рамадан, но в этом году из-за коронавируса, к сожалению, ситуация изменилась. Поэтому, хочу показать вам (трогательный) прошлогодний ролик BMW, который, на самом деле, показывает нам взаимное влияние "западных" и "мусульманских" ценностей. #ислам
В республике Татарстан есть Храм всех религий, объединяющий 16 элементов разных религий (православия, католицизма, буддизма, ислама, иудаизма и т.д.). Создатель Храма - архитектор, художник и эзотерик Ильдар Мансеевич Ханов. Ему, во время медитации, явился белобородый старик и велел ему взять лопату и начать копать у себя во дворе родного дома в поселке Старое Аракчино. В процессе копания, появилась идея Храма всех религий. Сегодня в рубрике #чтопочитать статья о сооружении: "по поручению руководства РТ авторами
исследования произведена оценка технического состояния несущего остова возведенной
части комплекса и выполнен аналитический обзор всех купольно-конических форм
покрытия своеобразно размещенных И. Хановым над кровлей комплекса.
Приведены результаты исследования объекта культурного наследия «Храма всех религий». Обзор и анализ зрительных рядов аналогов, с которых И. Ханов" (Мустакимов В. Р., Аминов А. Р., Мустакимов А. В. Толерантность конфессий в архитектуре «Храма всех религий» в Казани). Описание скучное, а статья интересная. на фото - Храм всех религий.
исследования произведена оценка технического состояния несущего остова возведенной
части комплекса и выполнен аналитический обзор всех купольно-конических форм
покрытия своеобразно размещенных И. Хановым над кровлей комплекса.
Приведены результаты исследования объекта культурного наследия «Храма всех религий». Обзор и анализ зрительных рядов аналогов, с которых И. Ханов" (Мустакимов В. Р., Аминов А. Р., Мустакимов А. В. Толерантность конфессий в архитектуре «Храма всех религий» в Казани). Описание скучное, а статья интересная. на фото - Храм всех религий.