Видима и свободна
5.83K subscribers
400 photos
2 files
708 links
Канал Лены Климовой для радикальных феминисток.

Правила: t.me/vidima_i_svobodna/2

Поддержать канал из РФ: www.tinkoff.ru/rm/klimova.elena559/dk6Cu26463

Из другой страны: t.me/tribute/app?startapp=d9KK

Дзен: dzen.ru/vidima_i_svobodna
加入频道
Что такое кинкипинг и почему им занимаются в основном женщины

Часть 4/4

Из комментариев читательниц к статье о кинкипинге:

Amazoon: Я решила, что больше не хочу заниматься этим. Я была занята и устала, у двух из трёх моих детей были сложные проблемы со здоровьем, и я просто выгорела. И поэтому я просто перестала: перестала устраивать праздники, перестала напоминать мужу, чтобы он позвонил родным, перестала проводить День матери для своих братьев...

И знаете, что произошло? Меня практически изгнали из семьи. Родственники обвиняют меня в том, что мой муж не звонит им. Все твердят, что я эгоистка.

Когда я в последний раз виделась с тётей, она отозвала меня в сторону и упрекнула, что я всех подвожу. Я спросила её: «А вы кому-то из моих братьев это говорили?» Она просто посмотрела на меня с пустым лицом.

Я дорого заплатила за свой поступок. Я поняла, что они любят не меня, а мой «кинкипинг». Боже, было так больно. Я всё ещё скорблю.

К. P.: Я единственная дочь кинкиперки, и я знаю: она хочет, чтобы я взяла на себя эту роль... А я просто не хочу.

Почему я должна быть клеем, который держит семью вместе, только потому, что я женщина? Почему именно я должна постоянно бегать за родными, пытаясь поддерживать связь, когда никто никогда не отвечает тем же? (Мои братья не навещают меня — мне приходится ездить к ним. Они не звонят, если им не нужно что-то конкретное. Они раздражаются, когда я забываю о днях рождения их детей, но не вспоминают о моём.)

Я ожидаю, что после смерти мамы всё окончательно развалится и мы разойдёмся. Это и печально, и нормально.

Никто не хочет идти мне навстречу. Так почему я должна убиваться, делая работу, которая, похоже, никому не нужна? Которую никто никогда не признает, за которую не поблагодарит?

janet: Я до сих пор помню ВСЕ дни рождения ВСЕХ членов расширенной семьи своего бывшего мужа. А мы в разводе уже дюжину лет. Сможет ли он назвать хотя бы один из дней рождения МОИХ членов семьи? Готова побиться об заклад и поставить свой дом: не сможет.

JFS: Мой муж — не кинкипер нашей семьи. Но он определённо кинкипер своей хоккейной команды, состоящей из нескольких поколений. Он организует барбекю и матчи, посещает свадьбы товарищей по команде (и покупает подарки), следит за эмоциональным состоянием игроков в раздевалке... Так что мужчины способны быть кинкиперами. Мы что, недостаточно изменили половые нормы, чтобы они это поняли?

Cate: Отличная статья. Наши родители развелись, братья и сестры отдалились. Я была кинкиперкой, и это выжгло все мои силы. Мой собственный брак распался, когда я поняла, что мой бывший муж — «актёр» в приведённом в статье примере — не хотел признавать мою работу. На самом деле он или вообще не думал об этом, или считал, что я обязана молча делать всё это. Многие «актёры» — мизогины. Этот аспект в статье не затрагивается. И с возрастом я тоже захотела стать «актрисой»!

Mary Ellen: Я кинкиперка. У меня двое детей и пять внуков от 6 до 20 лет. Два раза в месяц я готовлю большие воскресные ужины для всех, а внуки бегают по моему двору. Я присматриваю за детьми, за домом, за собаками. Мои дети и старшие внуки обращаются ко мне за советом и выслушивают моё мнение, и я очень благодарна за то, что у нас такие близкие отношения. Я хочу, чтобы внуки вспоминали меня с любовью. И за то, что я делала шоколадный торт мечты.

#неоплачиваемый_труд #язык

💰Поддержать канал

✉️ Написать в канал
«Цветы — лучший подарок для женщины»: очередной патриархальный обман

Говорит #моя_гениальная_подписчица Мария:

Хочу поделиться мнением на тему, рассуждения о которой я раньше не видела.

Я считаю, что идея о том, что цветы — лучший подарок для женщины, — это очередной патриархальный обман.

Я и раньше не любила срезанные букеты, всегда предпочитала практичные вещи: цветы не несут пользы, зато вызывают жалость, потому что быстро умирают. Не так давно в мою голову пришло осознание, почему ещё цветы — ужасный подарок.

Представим: вы женщина, которая живёт одна. За вами ухаживает мужчина. Какие у него есть опции для того, чтобы показать внимание? Мужчина может:

1. Сводить женщину в ресторан. У этого много плюсов: не тратятся силы и деньги женщины. Ей не нужно покупать продукты и готовить. Она извлекает выгоду, ведь ей всё равно нужно поесть, неважно как.

2. Подарить женщине то, что она хотела. Телефон, книгу, одежду или технику. Женщина бы всё равно это купила, а теперь сэкономит деньги. К тому же она имеет возможность продать эти вещи, если они ей не пригодятся. Снова выгода.

3. Подарить украшения. Мужчина уйдёт, а опция выгодно продать браслет останется.

4. Подарить квартиру или машину. Очень выгодный и замечательный подарок.

5. Оплатить женщине образовательные курсы, о которых она мечтает. Максимальная выгода: женщина получит навык, не потеряет деньги.

Можно написать ещё много выгодных подарков для женщин: акции компании, путешествие (необязательно с мужчиной). Ну а что, 1001 роза вообще-то не 100 рублей стоят.

И на фоне этих подарков цветы меркнут. Цветы — просто способ для мужчины не вникать в то, что нравится женщине, но вызвать у неё положительные эмоции. Цветы — способ не отдать женщине никаких ресурсов и выгоды. Ведь если дарить женщине что-то ценное, после ухода мужчины у неё что-то да останется. А если подарить ей образование, она откажется быть ведомой домохозяйкой. Цветы — способ дарить десятки раз одно и тоже.

Вы можете сказать: «Но цветы — это же приятно, красиво!», но разве, если женщине подарят, например, фарфоровую статуэтку, которая не просто будет стоять вечно, так ещё и доступна к продаже, ей не будет приятно и красиво? Если ей подарят золотое украшение, которое она сможет носить, оно будет красивым не только для неё, но и для всех, кто на неё смотрит, ей не будет приятно? Если бы мужчина вник в интересы женщины и подарил ей то, о чём она мечтает, разве ей не было бы приятнее?

Мужчинам не дарят цветы, зато они получают много хороших, полезных и долговечных подарков. И совершенно не страдают от отсутствия цветов. Женщины хотят цветы, потому что нам внушили эту нужду, романтизировали букеты.

Покупка букетов финансирует многомиллиардную индустрию флористики. Эти деньги просто уходят в никуда, ведь никак финансово не помогают женщине. Цветы — отличный способ для мужчины делать вид, что он что-то отдаёт женщине, чтобы получать желаемое: её время, её внимание, её эмоциональную и физическую близость. При этом мужчина абсолютно эмоционально не вкладывается в женщину, ведь цветы — универсальный способ отмахнуться. Во многих вариантах подарков, описанных выше, нужно знать, что любит женщина, слушать её, понимать.

А потом она надоедает, и мужчина бросает женщину, которая вместо вкладывания в себя спускала часть сил и времени на него, получая взамен только цветы, увядающие в вазах.

Не стоит говорить мне о любви, ведь чувства проходят, и по факту остаются только вложенные силы. И мужчины отлично это понимают. Женщины и так получают меньше в гетероотношениях, ведь мужчине достаётся бесплатная домработница, повариха, психологиня, половая партнёрша, нянька, которая обязана «радовать глаз». Так почему женщины не могут хотя бы получить взамен действительно ценные подарки?

#деньги #ж_и_м

***

Это «Моя гениальная подписчица» — рубрика, где вы можете поделиться с подписчицами канала «Видима и свободна» своим опытом и мыслями о радикальном феминизме.

Если вы хотите опубликовать письмо в рубрике — пришлите его в эту форму. Давайте вместе размышлять и обсуждать то, что для нас важно.

💰Поддержать канал
Никаких пижамных вечеринок для девочек в чужом доме? У этого есть веская причина

В 2023 году американка Обри, мать двоих детей, рассказала в тиктоке о том, как она решила воспитывать дочь. Среди её правил было и такое:

— Никаких пижамных вечеринок и ночёвок вне дома. И моя дочь никогда не останется наедине с мужчиной. Мне всё равно, кто ты: дедушка, дядя, двоюродный брат.

Обри объяснила, что по статистике, которую она знает:
— 67% жертв сексуализированного насилия не исполнилось 18 лет;
— 93% этих жертв знали своего обидчика;
— 99% насильников — это мужчины.

Поэтому она решила никогда не оставлять дочь наедине ни с каким мужчиной.

— В детстве мне всегда говорили, как опасны незнакомцы, — объясняет Обри. — Объясняли, что нельзя садиться в машину к мужчине, если он пытается угостить тебя конфетами. Но как насчёт защиты детей от людей, которым — как нам кажется — можно доверять? Должны ли наши дети доверять кому-то лишь потому, что это родственник или близкий друг семьи? Нет, не должны. Доверие не даётся просто так — его заслуживают.

Многих возмутило это правило. Комментаторы и комментаторки набросились на Обри.

«Неадекватная мамаша лишает дочь детства!»
«Вы что, хотите сказать, что все друзья вашей семьи — педофилы?»
«Если вы знаете и ребёнка, и родителей, почему нельзя отпустить дочь на пижамную вечеринку? Такие вечеринки — одни из моих лучших детских воспоминаний».
«Никаких ночёвок у друзей??? Бедная девочка!»

...А я на днях прочла новость, которая отлично иллюстрирует, насколько Обри права.

25 августа 2023 года Майк Мейден из города Лейк-Освего (Орегон, США) развлекал свою дочь и трёх 12-летних девочек — её подруг, которые собрались на пижамную вечеринку. Днём Майк сводил девочек на маникюр, вечером купил им пиццу, а перед сном предложил каждой по два стакана смузи.

Девочка, которая выпила оба стакана, сказала, что почувствовала головокружение и жар, потеряла сознание и погрузилась в небывало крепкий, глубокий сон.

Две девочки спали на раскладном диване в подвале. Две другие — в спальне на цокольном этаже. Одна из девочек, которая почти не пила смузи, сказала, что Мейден не раз спускался в подвал и пытался оторвать её от соседки, с которой она делила постель и обнималась. Он приложил палец к носу другой девочки, которая притворилась спящей.

Девочка начала звонить и писать родителям и друзьям, чтобы те забрали её. В итоге всех девочек забрали и отвезли в больницу.

Выяснилось, что Майк подмешал в смузи бензодиазепин — седативное средство.

На суде он заявил, что сделал это, чтобы девочки успокоились, уснули и «не убегали из дома». Весьма, весьма убедительно.

В июне 2024-го Мейдена приговорили к двум годам тюремного заключения. По словам адвоката, за «хорошее поведение» ему могут сократить срок на пять месяцев.

У дочери Мейдена тоже оказался положительный результат теста на бензодиазепин — но отца не обвинили в том, что он накачал наркотиками дочь. Он получил наказание только за трёх её подруг.

Оцените, насколько легко отделался этот человек.

Прочитав эту новость, я сразу вспомнила, как про Обри писали: «Неадекватная мамаша лишает дочь детства».

Неадекватная. Мамаша.

Кто-кто лишает детства?

Кто?

Ещё раз: кто?

#безопасность #закон

💰Поддержать канал

✉️ Написать в канал
Как изменились ваши близкие отношения после прихода в радфем?

#воскресный_вопрос #ж_и_м #подруги #фемпрактики

Привет! Я последний год много читаю о радикальном феминизме, обычные явления открываются по-новому, назад пути нет, а вот то, что впереди, стало для меня совсем туманным. Всё больше ощущение изолированности и непонимания с людьми вокруг. Ощущаю отчаяние, когда близкая подруга говорит об «обратном сексизме» и прочие вещи, на которые я уже не буду смотреть как раньше.

И ещё сильное разочарование я ощущаю как гетеросексуальная женщина. Вообще не понимаю, как я могу вступить в отношения, но мне бы их хотелось. Если раньше я верила в «нетакусь», то теперь это разбилось.

Иногда меня мотает в разные стороны. Я задумываюсь, что хотя бы мужчина может разбираться в феминизме и как минимум отслеживать свои мизогинные и патриархальные установки. Потом откидывает на другой полюс, что это опять надежда на «нетакого», и далее отчаяние. Ощущение, что, выбирая, с каким мужчиной вступить в отношения, то это про выбор меньшего из зол, про выбор человека, который видит во мне чуть больше-меньше объекта, а не про человеческую близость. И что человек другого пола никогда меня не поймёт. Тем более если активно не пытается и говорит «а женщины тоже». Притом в моём кругу есть адекватные (на первый взгляд) мужчины, но они про «феминизм не нужен, уже всего добились». Хочется орать в лесу в пустоту в лесу в такие моменты.

Пожалуйста, поделитесь опытом. Если вы остались в отношениях или вступали в отношения, после того как разобрались, осознали, поняли — то как? И как это ощущается? И если не вступали более — то тоже: как вам и как это ощущается?

***

Это «Воскресный вопрос» — рубрика для тех, кто хочет получить совет, помощь или поддержку у подписчиц канала «Видима и свободна».

Правила рубрики:
1. Оставляйте комментарии только для авторки письма. Не отвечайте на чужие комментарии. Эта рубрика — не для дискуссий.
2. Не осуждайте авторку письма и не критикуйте чужие комментарии.

Если вы хотите опубликовать письмо в рубрике — пришлите его в эту форму.

💰Поддержать канал
Мой список хороших книг для девочек

Часть 1/4

Говорит #моя_гениальная_подписчица Людмила:

Здравствуйте. Я бы хотела поделиться списком книг, которые можно давать читать девочкам.

Зачем был составлен этот список?

В детстве, примерно лет с семи, я очень увлеклась чтением. Больше всего нравились приключения, научная фантастика, книги о путешествиях и открытиях. И вот в книгах, которые были дома, и в книгах, которые мне рекомендовали библиотекарки, я видела мужчин. Мужчины-путешественники, мужчины-первооткрыватели, мужчины-учёные, да и просто мужчины и мальчики, исследующие этот мир, проживающие увлекательные и захватывающие приключения, попадающие в нестандартные ситуации, с блеском преодолевающие все преграды. Во мне очень отзывались эти образы. Кто же не хочет быть ловкой, смелой, находчивой, везучей и отважной! Я представляла себя на месте главного героя и мечтала стать такой же.

Женщины тоже попадались в этих книгах. Самые лучшие из них были как мужчины, но в конце они всё равно влюблялись и выходили замуж, как будто бы это главная цель их жизни. В основном женщинам отводились третьесортные роли, они были как фон или как группа поддержки. Часто они болтали всякие глупости, падали в обморок по малейшему поводу, мечтали выйти замуж и родить детишек, занимались какой-то скучной чепухой. Были слабыми, зависимыми, беспомощными. Вызывали жалость, презрение, брезгливость, отвращение.

Так как читала я очень много, книги сильно повлияли на формирование моих представлений о мужчинах и женщинах. Поэтому я росла, раздираемая внутренней борьбой: «Я девочка, но веду себя, ощущаю и чувствую, как мальчики и мужчины из книг; книжные девочки и женщины вызывают у меня омерзение. Значит, на самом деле я мальчик, только по несчастью родившийся в женском обличье».

С одной стороны, это породило внутреннюю мизогинию, с другой — обострённое чувство гендерной несправедливости. Я отлично считала из книг, фильмов, гендерных шуток и анекдотов посыл, что женщина — это человек второго сорта, и презирала всё «женское» (наряды, косметику, замуж-детей-хозяйство и пр.). В то же время очень болезненно реагировала на малейшую гендерную несправедливость и бросалась доказывать, что это, собственно говоря, несправедливо. И вообще «лично я не такая».

Во взрослой жизни, много лет копаясь в себе и задавая вопросы, я пришла к выводу, что ответ кроется в первую очередь в книгах, которыми я зачитывалась. Бесспорно, он кроется во всём нашем социуме, но лично для меня, как для интроверта и большого книголюба, эта выдуманная реальность стала основным источником знаний и инструкций к определённому позиционированию себя в мире реальном.

Все девочки и женщины разные. Одни говорят, что им удаётся отделить себя от главной героини или героя и просто наслаждаться сюжетом, у других не получается. Одни делают скидку на время и место событий в повествовании, другие не могут отделаться от чувства несправедливости. В любом случае, когда у меня появилась старшая дочка, я решила, что постараюсь окружить её книгами, мультиками, фильмами и музыкой, которые не только не несут деструктивной идеи женской ущербности и второсортности, но и учат не предавать саму себя, а также служат поддержкой и опорой, вдохновляют на развитие целостной гармоничной личности. В общем, всем тем, что всегда было у мальчиков — и чего так до сих пор сильно не хватает девочкам.

Немного о списке. Я внесла в него произведения, написанные в основном женщинами, с девочками или существами женского пола в главной роли. Он условно разделён на возрастные категории, но лучше ориентироваться на конкретную читательницу, так как психологический возраст у всех разный. В список не были включены книги о войне, так как это очень тяжёлая тема, к тому же навязанная мужчинами. Также я не очень ориентируюсь в книгах, которые вышли в последние несколько лет, многие хорошие книги могли в него не попасть. Некоторые книги подсказали комментаторки в чате на этом канале, за что им огромное спасибо. Большинство книг из списка продаются на маркетплейсах. Остальные можно найти в библиотеках.
Мой список хороших книг для девочек

Часть 2/4

1—5 лет

• Ротраут Сузанна Бернер. Зимняя книга, Весенняя книга, Летняя книга, Осенняя книга, Ночная книга, Раскраски (зимняя и осенняя)
Серия книг «Городок» немецкой художницы и писательницы. В книгах в картинках показана жизнь обычных людей городка. Слов нет — нужно придумывать своё повествование и рассказывать дочке, опираясь на картинки. Позже малышка сама сможет придумывать свой сюжет, озвучивая то, что видит в книге. Сюжет начинается в одной части города; главные герои, взаимодействуя, постепенно движутся и попадают в другой конец города. По пути нужно искать кого-нибудь (попугая или кошку, которые прячутся на каждой странице) и следить за интересными деталями.

• Иан Уайброу. Лайка на далёком Севере
В этой тактильной красочной книге можно погладить лайку, а также животных, обитающих на Крайнем Севере.

• Джулия Дональдсон. Хочу к маме!
Смешной и весёлый рассказ в стихах о том, как маленькая мартышка потерялась и искала свою маму, а мотылёк пытался ей помочь, исходя из собственных представлений о внешнем виде мамы-мартышки.

• Джулия Дональдсон. Улитка и кит
Рассказ в стихах про отважную улитку-путешественницу, которая объехала вокруг света на ките и даже спасла его, позвав на помощь жителей городка, возле которого кита выбросило на мель.

• Надин Вальтер. Лиззи и её команда
Книга о мышке-портнихе от бельгийской писательницы. Лиззи — умелая мастерица, которая уже сшила одежду всем мышкам и с помощью друзей решилась выйти на новый уровень и шить для других животных, в том числе таких больших, как корова, и таких опасных, как волк.

• Кристина Литтен. Я хочу увидеть звёзды!
История о курочке Пиппе, которая смогла осуществить свою мечту увидеть звезды благодаря настойчивости и упорству.

• Ева Тарле. Школа маленьких гусят
История про гусочку Нэнси, которая не любит воду, но мечтает изучать бабочек. Однажды на уроке в гусиной школе Нэнси так увлеклась погоней за красивой бабочкой, что изобрела свой способ скольжения по воде.

• Изабель Макой. Пчёлка Мелли
Книга про маленькую пчёлку, которая случайно оказалась одна на воле и, пережив череду приключений, вернулась в свой улей, чтобы рассказать о чудесной долине с солнечными цветами.

• Бригитта Эндрес. Послушайте, я здесь!
История о дружбе девочки Камеи и хамелеона Леона.

• Квентин Гребан. Сюрприз для мамы
Сказка о том, как божья коровка Сюзетта готовила маме подарок к празднику.

• Квентин Гребан. Сюзетта ищет маму
В этой истории Сюзетта, которая мечтает стать художницей, потерялась и искала маму с помощью нарисованного портрета.

• Елена Благинина, любые сборники стихов
Мелодичные и добрые стихи Благининой в основном изложены от лица девочки. В сборниках желательно обращать внимание на иллюстрации, так как некоторые грешат обилием нарисованных мальчиков вместо девочек.
Мой список хороших книг для девочек

Часть 3/4

4—8 лет

• Екатерина Бабок, Алёна Вересова. Алёнкино лето. Сказки от скуки, страхов и слёз, Алёнкины Чудеса. Сказки для любопытных носиков и счастливых улыбок
Добрые и воспитательные рассказы про 5-летнюю девочку Алёнку. О том, как она растёт и с каждым днём узнаёт много нового и интересного благодаря, казалось бы, обычным вещам и событиям.

• С. Могилевская. Про Машеньку и горошинку
Сказка про то, как Машенька стала крошечной, подружилась с горошинкой, и они спаслись от соседского петуха.

• Hasbro and its logo. Возвращение магии (My Little Pony: The Movie 2. Exciting Stories)
Книга по мультфильму про земную пони Санни и её новую подругу Иззи, которые отправились на поиски утерянного в прошлом ответа на вопрос, куда исчезла магия.

• Фрэнсис Сьюзан. Холодное сердце
В серию книг по мотивам диснеевского мультфильма входят части «Снежное волшебство», «Ледяные Чудеса», «Королевские истории».

• Эрика Девид. Disney. Холодное сердце. Новые приключения Анны и Эльзы
Для любительниц «Холодного сердца» издательство «Эксмо» выпустило обширную серию книг с новыми приключениями Анны и Эльзы.

• Даниэлла Стар. Волшебные пегасы Мелоди. Серия книг. Мечта сбывается, Песня луны, Ночь смелости, Ледяное заклинание, Счастливый день, Секретная книга, Сила дружбы, Бал принцессы.
Мелоди — девочки-пегасы, которые рождаются с удивительным символом на крыльях и наделены скрытой до поры волшебной силой. В 14 лет каждая Мелоди отправляется в легендарную школу Дестини, парящую среди облаков. Там девочки-пегасы учатся пользоваться волшебной силой и постигают своё предназначение…

• Кир Булычёв. Алиса на планете загадок, Миллион приключений, Сто лет тому вперёд, Девочка с Земли
Серия приключенческих книг про Алису, девочку из будущего. В одних рассказах больше сказочного, в других — научной фантастики.

• Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква А
Увлекательная обучающая сказка про то, как девочка Аля вместе с буквой А путешествует по азбуке, чтобы победить злого Кляксича. Чтобы помочь Але, читательницам предлагается выполнить ряд несложных заданий.

• Ирина Токмакова. Может, Нуль не виноват?
Продолжение приключений девочки Али. В этот раз она со своим другом Антоном отправляется в удивительный мир учебника математики.

• Дмитрий Ржанников. Спасение лягушонка Райана
Девочка Лиза, живущая в Питере, исследует животный и растительный мир вокруг себя.

• Е. Левитан. Звёздные сказки
Героиня книги Машенька подружилась с Луной и звёздами, побывала в гостях у Солнца и узнала о космосе много нового.

• А. Усачёв. Умная собачка Соня
Весёлые рассказы о необыкновенной собачке Соне, которая очень любит думать. С ней часто случаются забавные истории, но благодаря своей находчивости она находит выход из любой ситуации.
Мой список хороших книг для девочек

Часть 4/4

7—12 лет и старше

• Нина Гернет, Григорий Ягдфельд. Катя и крокодил
История про то, как Катя Пастушкова взяла домой на передержку животных из школьного уголка и что из этого вышло.

• Астрид Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок
Самая весёлая, самая непредсказуемая, самая озорная и самая добрая девочка в мире, с которой непременно хочется подружиться!

• Люси Мод Монтгомери. Серия книг про Энн Ширли: Аня из Зелёных Мезонинов (Anne of Green Gables), Аня из Авонлеи (Anne of Avonlea), Аня с острова Принца Эдуарда (Anne of the Island), Аня из Шумящих Тополей (Anne of Windy Poplars), Анин Дом Мечты (Anne’s House of Dreams), Аня из Инглсайда (Anne of Ingleside), Аня и Долина Радуг (Rainbow Valley), Рилла из Инглсайда (Rilla of Ingleside)
Включила в список, воспользовавшись советом комментаторки в чате, поэтому о содержании пока ничего сказать не могу. Возрастное ограничение 12+.

• Люси Мод Монтгомери. Серии книг про Эмили и Пэт. Эмили из Молодого Месяца (Emily of New Moon), Эмили из Молодого Месяца. Восхождение (Emily Climbs), Эмили из Молодого Месяца. Искания (Emily’s Quest), Пэт из Сильвер Буш (Pat of Silver Bush), Госпожа Пэт (Mistress Pat)
О содержании пока ничего сказать не могу. Возрастное ограничение 12+.

• Кристина Кретова. Аста-Ураган. Путешествие вокруг света, Аста-Ураган. Географические приключения, Аста-Ураган. Путешествие по России, Аста-Ураган. В двух столицах: путешествие во времени.
Настоящие и волшебные путешествия девочки Аси и её родителей. Книги в увлекательной форме знакомит читательниц с географией и историей.

• Марина Ясинская. Восьмирье. Серия книг. 32 августа, Ночная радуга, Мечты и пичальки, Дно мира, Лабиринт и чудесказки, Рыцари Тумарья
Детское фэнтези. Включила в список, воспользовавшись советом комментаторки в чате, поэтому о содержании пока ничего сказать не могу кроме того, что нашла в интернете: 12-летняя девочка Вика попадает в мир, расколотый на 8 частей. Там можно попробовать на вкус эмоции, а также пережить множество приключений.

• Лина Джонс. Секретный ключ, Загадка серебряного змея, Тайна привратников
Серия книг про Агату, которая расследует таинственные случаи. Детский остросюжетный детектив. Стоит возрастное ограничение 12+, но можно и раньше, зависит от читательницы.

• Холли Вебб. Мейзи Хитчинс. Серия книг. Загадка закрытого ящика, Пропавший изумруд, Призрак кошки, Тайна мальчика из джунглей, Щенок под прикрытием, Секрет пролитых чернил, Египетский ребус, Почему русалка плачет
Детский детектив. Стоит возрастное ограничение 12+, но скорее на возраст 8—10 лет.

• Тара Эллис. Легенда Тенистой горы, Загадка секретной лаборатории, Таинственное Рождество, Секрет школы Игл-Крик, Загадка ранчо Ковингтон, Тайна домика на пляже, Секрет «Шепчущих сосен», Тайна гостиницы «Холлоу Инн».
Детский детектив с двумя девочками-подростками в роли главных героинь. Стоит возрастное ограничение 12+, но можно и раньше, зависит от читательницы.

Если вам есть что добавить — я буду очень благодарна. Давайте вместе создадим более полную версию списка хороших книг для девочек!

#литература #возраст #фемпрактики

***

Это «Моя гениальная подписчица» — рубрика, где вы можете поделиться с подписчицами канала «Видима и свободна» своим опытом и мыслями о радикальном феминизме.

Если вы хотите опубликовать письмо в рубрике — пришлите его в эту форму. Давайте вместе размышлять и обсуждать то, что для нас важно.

💰Поддержать канал
Влада отвечает на ваши вопросы

Часть 1/9

Это #спросите_экспертку — рубрика, гостьи которой делятся знаниями и опытом с вами, подписчицами канала «Видима и свободна», и отвечают на ваши вопросы.

На прошлой неделе вы задавали вопросы экспертке Владе. Сегодня я публикую её ответы.

Слово гостье:

***

Приветствую авторку и всех подписчиц канала «Видима и свободна». Благодарю за доброжелательность и интерес. Это было неожиданно и очень меня тронуло. Спасибо вам.

Некоторые вопросы буду группировать, поскольку, как мне кажется, они о разных аспектах одного и того же.

Насколько сильно магия и суеверия интегрированы в ежедневную жизнь Кот-д’Ивуара?

Очень сильно. Без консультации с гадателем не заключают ни сделки, ни браки. У любого политика есть свой гадатель и колдун. Конечно, в стране есть христиане, мусульмане и даже буддисты. Но это соседствует с тем, что в Кот-д’Ивуаре (да и вообще в Африке) верят в колдовство. До сих пор. Я за 25 лет своей жизни здесь пока не встретила ни одного африканца, который бы отрицал могущество злых колдунов. Даже очень верующие христиане и мусульмане убеждены в том, что только кровь Иисуса и милость Аллаха защищают свою паству от злой воли колдуна.

И сколько бы я ни беседовала с людьми, всегда выяснялось, что, несмотря на авраамические религии, местное население продолжает верить в языческих богов. Люди их боятся, ненавидят или почитают — неважно. Важно, что люди верят в то, что эти старые боги способны на многое.

Старые верования Африки ниже Сахары — вера в духов (нагуализм), культ предков, вуду (антропоморфные силы природы и природные явления)... Старые боги не имеют жалости, не умеют ни прощать, ни проявлять милосердие и требуют жертвоприношений. Со всеми вытекающими.

Расскажите, пожалуйста, про местные традиции и верования, какие из них показались вам наиболее интересными?

Местные обычаи и традиции интересны все — с точки зрения культурной антропологии. И совсем другое дело — с точки зрения иностранного обывателя. Расскажу о тех обрядах, от которых у меня взорвалась голова.

Например, обычай «летающий гроб». Это погребальный ритуал лагунных народов Кот-д’Ивуара. В Африке ниже Сахары нет понятия «смерть от естественных причин». Даже если человек сильно болел или уже достиг всех мыслимых пределов старости, всё равно он умер не сам, а стал жертвой колдуна или вредоносной магии. Поэтому, когда чья-то смерть вызывает сильные сомнения — а она почти всегда их вызывает, — деревенские старейшины принимают решение выявить «вредителя».

Четверо крепких мужчин поднимают гроб с покойником и проносят мимо каждого дома деревни. Предполагается, что мертвец «ведёт» «носильщиков» к дому того/той, кто ему навредил. У дома предполагаемого вредителя «носильщики» начинают кружить и выкрикивать обвинения: считается, что через них говорит мертвец. Иногда человек, на которого «показал» мертвец, признаётся в колдовстве. Иногда обвиняемый отрицает вину, но «свидетельство» покойного перевешивает. Если за обвиняемого/обвиняемую некому заступиться, его/её или линчуют, или топят в реке. В лучшем случае изгоняют из деревни. Полиция неохотно расследует убийства такого плана. В городе этот обряд отсутствует, зато в деревне очень часто практикуется.

Второй обряд: для привлечения богатства и известности человек должен провести ночь голышом в наглухо закрытом гробу. Обряд скорее «городской», в деревнях практически не встречается.

Третий обряд — «деревенский», в городе не практикуется. Встречается у народностей запада страны. В случае смерти мужчины его вдова должна разорвать на себе одежду, растрепать волосы, расцарапать лицо и с криками пройти по деревне, объявляя о смерти мужа. Родственники мужа имеют право её бить, пинать, щипать и обвинять в том, что их сын и брат умер по её недосмотру.
Спросите экспертку: отвечает Влада

Часть 2/9

Расскажите, пожалуйста, про любимый магический обряд Западной Африки.

Задумалась. Пришла к выводу, что у меня нет любимого магического обряда. Наверное, потому, что они все жестокие, связанные с пролитием крови живых существ. И почти все обряды — это приворотная или вредоносная магия. Ритуалы на богатство и социальный успех. На деторождение. Небольшой раздел обрядов — защитная магия для защиты от злых колдунов.

Отражаются ли обряды на вашей повседневной жизни и воспитании детей?

В начале моей жизни в Кот-д’Ивуаре — да, отражались. Меня пытались уместить в рамки местных правил. Я сначала подчинилась, потому что растерялась. А потом разозлилась и прекратила эти вещи. Единственное: я участвую в жизни большого клана моего мужа, скидываясь на похороны, свадьбы, рождения, несколько раз в год устраиваю в нашем доме собрания родственников человек на 30—50. Присутствую на некоторых церемониях, на каких сама захочу.

К моему сыну у родни вопросов мало. Он мулат, мулатов у народности моего мужа очень любят. А вот к дочкам больше претензий, потому что они чернокожие. И семья считает: мало ли, что у них какой-то там другой менталитет. Раз чернокожие, пусть живут по местным правилам. Я с этим борюсь. Пока жива и в состоянии «держать оборону». А там, надеюсь, и у дочек зубки отрастут.

Как вы пережили военные перевороты, войны и потерю имущества? Что вас поддерживало и помогало вам справляться?

Плохо пережила. Особенно смерть моих кошек и собаки в первой войне. Поддерживало то, что у меня на руках был маленький сын — дочек тогда ещё не было. Я думала, что не могу позволить себе раскиснуть, потому что я его «последний заслон». Ещё думала, как Рабинович: «Не дождётесь!».

У вас великолепный русский. Как удаётся сохранять его таким?

Спасибо. Я много читаю и пишу, в том числе и на русском языке.

Какой он, менталитет окружающих вас людей? И от чего в первые времена хотелось встать посреди улицы и орать в голос?) Что в Кот-д’Ивуаре для вас было (а может, и остаётся до сих пор) самым непривычным и странным?

Менталитет патриархальный. Махровый. Ценность женщины определяется статусом её отца, или мужа, или брата, или сына. Сама по себе женщина — ноль без палочки. Зависть, подозрительность, интриги — обычное дело. Любой человек, выбивающийся из общего ряда и не имеющий достаточно сил для своей защиты, заслуживает того, чтобы его раздавили. Прогресс и здравый смысл — фигня, главное — соблюдение традиций. Индивид и его устремления — фигня, главное — интересы клана. А феминизм выдумали белые женщины, чтоб детей не рожать и хозяйством не заниматься. Всё предельно жёстко. И вот от этого хотелось орать матом.

Для меня до сих пор странно то, что мужчины спокойно писают на улицах, прилюдно, белым днём. Странно, что люди бросают мусор, куда хотят и где хотят, хотя урна может стоять рядом. Странно, что семья может решить, что устроить пышные похороны умершему дедушке важнее, чем оплатить учёбу его живому внуку. Странно, что у семьи не найдётся денег, чтобы купить больному лекарство за 50 евро, но если больной умрёт, то найдут деньги, чтобы купить гроб за 3000 евро. Я живу в Древнем Египте. Здесь живой человек вообще ничего не стОит, но хоронят по высшему разряду. И вот к этому я привыкнуть не могу никак все 25 лет.

Радует, что городская молодёжь, насмотревшись кабельного телевидения, не хочет жить по старым правилам.
Спросите экспертку: отвечает Влада

Часть 3/9

Как удаётся совмещать мизантропию с преподаванием? И с замужеством.

Мизантропами не рождаются... Так и преподаю. Стараюсь делать свою работу качественно. Я не хотела замуж и отношений. Муж мне несколько раз делал предложение и получал отказ. Уговорил. «Бачили очи, шо купували», как любила повторять моя прабабушка. Думаю, в итоге муж просто подстроился под мой характер. Поэтому теперь он редко меня нервирует.

У меня со всеми ровные отношения: если понимаю, что то, что человек говорит или делает, меня раздражает, то я мирно и под благовидными предлогами совсем перестаю с ним общаться или свожу контакты к минимуму. Говоря словами Джорджа Карлина, «у меня низкий порог толерантности к тупой херне». Дело в том, что много есть того, что я считаю «тупой хернёй» и на что я не готова закрыть глаза ради общения. Впрочем, существует очень узкий круг людей, которым я, кажется, могу простить почти всё.

О том, как не поддавалась на манипуляции виной и стыдом

Сначала очень даже поддавалась. Потом мне попалась в руки книжка без начала и конца на французском языке. В которой был описан метод отзеркаливания как противостояние манипуляциям: если женщину обвиняют в чём-то, то она может повернуть ситуацию зеркально, «приложив» её к мужчине. И вот тут-то меня и накрыло. И я решилась применить этот метод.

Конкретный пример. История двадцати-с-лишним-летней давности. Заболел сын — простыл. Я тогда стажировалась в одной компании, где пропуски рабочих дней расценивались как личное оскорбление директору. Мне была нужна эта работа. У нас в то время жила двоюродная сестра мужа. И она присматривала за племянником, пока меня не было. Муж стал требовать, чтобы я, как мать, бросила работу и осталась с сыном дома. Я сначала начала себя грызть — что я не мать, а ехидна, работа мне дороже ребёнка. Потом сказала — да какого хрена?! И сказала мужу, что если что-то будет серьёзное, то кузина мне позвонит, и я приеду. И вообще, если мать — я, то врач — он, и пусть остаётся дома с ребёнком, потому что отец и умеет лечить.

Я запомнила эту историю, потому что с неё «и всё заверте...». Но это был долгий путь.

Расскажите, пожалуйста, как вам удаётся пронести такие взгляды через ещё более патриархальное общество, чем в России?

Я ещё и в Азербайджане росла. Видимо, характер. И понимание того, что за мной — трое детей, за которых я несу ответственность. Раздавят меня — рано или поздно возьмутся и за них. Раньше пыталась объяснять. Спорила. Ругалась и плакала. Лет пятнадцать как плюнула на всё и перестала сотрясать воздух. Если меня пытаются продавить, я киваю, а потом делаю так, как надо мне. Без споров.

Нам с сестрой повезло: родители очень нас любили и учили, что женщины как минимум равны мужчинам. А иногда ещё равнее. Мама учила подключать логику, потому что, к примеру, финансами можно стукнуть больнее, чем палкой. Папа просто учил давать всем мальчишкам отпор, невзирая на их возраст и социальный статус. Ну и вот. «Что выросло, то выросло».
Спросите экспертку: отвечает Влада

Часть 4/9

Какие отношения у вашей семьи со стандартными африканскими семьями? Насколько знаю, африканские женщины очень далеки от феминизма.

Все мои знакомые женщины в Кот-д’Ивуаре — за редкими исключениями — считают феминизм опасной глупостью. Потому что самостоятельная женщина не сможет рассчитывать на ресурсы мужчины. А мысль о том, что надо рассчитывать только на свои ресурсы, кажется им ужасающе тупой.

Как правило, жалеют моего мужа («вляпался, бедняга»). Мужчины считают меня чем-то вроде бомбы замедленного действия: женщинам плохой пример подаю. Женщины считают, что я лох: я сама себе покупаю всё, что мне нужно, и сама на это зарабатываю, вокруг мужа не прыгаю. И даже видимость не хочу создать. Ну и кто я после этого? Мы с другими семьями общаемся в рамках, как говорили в советскую эпоху, «добрососедских отношений», не более того.

Как живёт средняя, обычная семья в Кот-д’Ивуаре? Женщины обычно работают или нет, какие профессии наиболее востребованы?

Наиболее востребованы профессии врача, бухгалтера, управляющего, специалиста в сфере IT. Очень востребованы те, кто квалифицированно умеет что-то делать руками в сфере «бытовой инженерии»: электрик, сварщик, водопроводчик, починка гаджетов и компьютеров... Женщины часто работают, потому что уже давно очень сложно жить только на зарплату мужа. Другое дело, что женщины не хотят вкладывать свои деньги в детей и быт: их сын или дочь могут ходить неделями в рваной обуви, но женщина не купит им новую. Просто скажет: «Кто этих детей делал, пусть тот и покупает». Наверное, в этом есть рациональное зерно. Но пока суд да дело, дети будут ходить в рванье.

Каков уровень среднего заработка и сколько нужно на нормальную жизнь с удобствами, без излишеств, но чтобы на всё необходимое хватало?

Средний заработок сильно варьируется от профессии и сектора (государственные организации или частные). В частном секторе зарплаты выше. Средняя зарплата врача-специалиста в государственной больнице — от 800 до 1000 евро. Преподаватель государственного вуза — от 1000 евро и далее. Цены даю в евро, потому что курс нашей национальной валюты — франк КФА — мало информативен.

Сколько нужно на жизнь одному человеку — сложно сказать, в зависимости от того, к чему он привык. Предположим, молодая женщина, горожанка, без детей и мужа. Студия в тихом, чистом квартале, транспорт (предположим, муниципальный), электричество, газ и водопровод в доме, приходящая помощница по хозяйству (они здесь есть у всех), интернет, кабельное TV (оно есть у очень многих, минимальный тариф = 8 евро в месяц), двух-, трёхразовое питание, медстраховка, прочие расходы (вроде маникюра, кремов-шампуней, гигиены)... Как раз около 1000 евро и выйдет.

Есть ли расовая сегрегация в каком-либо виде?

Есть. Сегрегаций тут много. Всяких. По расовому признаку. Чёрный расизм. Если есть возможность сделать мелкую пакость европейцу, то сделают обязательно. Ну просто чтоб не расслаблялся. Не смертельно, но неприятно. Правда, если поймать на горячем, искренне попросят прощения. До следующего раза.

По половому признаку. Женщина не человек. В лучшем случае — лучший друг человека. Вслух такое говорить неприлично. Но вести себя так — вполне нормальное дело. Бить на людях женщину неприлично. А вот дома можно.

По возрастному признаку. Раз молодой, то заткнись и слушай сюда.

По этническому признаку. В Кот-д’Ивуаре 63 народности, разделённые на четыре этнические группы. И все друг друга не любят. Мягко говоря.
Спросите экспертку: отвечает Влада

Часть 5/9

Расскажите, как учили детей, что они команда?

Всем детям всё давала поровну. Если покупала что-то одной/одному, то и остальным тоже. Хотя бы чисто символически: книжку, шоколадку, такое-растакое мыло или флакон одеколона. Давала общие поручения. Везде ходили вместе: магазин, рынок, кино, кафе, ко мне на работу. Вечером, в выходные, я садилась за починку одежды или пекла что-нибудь, в процессе учила детей, как делать, и рассказывала им что-нибудь из истории или просто сказки.

Всегда просила и прошу сделать что-то друг для друга по «взаимозачёту»: сын уберёт за сёстрами стол и помоет посуду, они ему рубашки постирают, сын сёстрам объяснял что-то по урокам, они ему помогали приготовить ужин (причём часто во время готовки и объяснял). Когда приходили родственники мужа — просила, чтоб дети следили друг за другом, чтоб излишне ретивая родня чего не учудила. Потому что родня мужа не понимала, почему этих девчонок незаслуженно поместили в хорошие условия. Дети это быстро просекли и стали оберегать друг друга от общих внешних недоброжелателей.

Опыт удочерения

Было тяжело. Обеих девочек изначально напугали тем, что их забирает непонятная белая тётка. Девочки очень боялись, как потом они мне рассказали. Дочери старшая и младшая в порядке появления в семье, а не по году рождения. Сами так решили. Старшая родилась в 2007-м, младшая — в 2000-м. Сначала они никак меня не называли. Потом стали звать тётей. Потом вдруг назвали мамой, и так и осталось. Я никогда не критиковала их прежние условия жизни, их родителей, их манеру говорить, есть... К примеру, старшая упорно ела руками, игнорируя ложку. Я отвела её и сына в ресторан, который они выбрали. Дочь посмотрела, как там всё чинно и благородно, и решила, что тоже хочет вот так, «салфетку туда, галстук сюда». С младшей было проще и сложнее. Она оказалась жертвой сексуального насилия, и воля у неё была полностью подавлена: ей что скажешь, то она и делает с испуганным видом. Младшая дочь не могла сказать, что она чего-то не хочет, и застывала сусликом в любой ситуации, где требовался выбор, поэтому сначала я ей просто говорила: «Сделай это, пожалуйста» и хвалила за любую мелочь.

Кошки помогли. Обе боялись кошек — в Кот-д’Ивуаре кошки считаются колдовскими животными, их тут убивают. А у меня кошачий дом. И нахальные кошки лезут к новым людям: понюхать, потрогать. Видимо, кошки что-то такое чувствовали, флюиды страха или что, и решили «удочерить» человеческих детёнышей. Одна из кошек выбрала старшую, спала с ней, и ела, и лезла на ручки. Другая кошка «прилепилась» к младшей. Это очень помогло.

Ещё мне помогали книги Людмилы Петрановской. На своём опыте поняла: слова не помогают. Никакие. Травмированный ребёнок просто не верит словам, он уверен, что словами усыпляют его бдительность и, раз начали что-то говорить, значит, сейчас сделают больно. И подарков «просто так» травмированные дети тоже не жалуют. Считают, что подарками от них откупаются или опять бдительность усыпляют. Поэтому я мало говорила вначале, больше делала. И подарок шёл не прямо, а в виде поощрительной активности, после того как дела сделаны. Поручала какую-то работу и делала вместе с дочками. Цветы пересадить, собаку покормить, кошкам воду поменять, давай, пошли сделаем, а потом будем пить чай с конфетами. Давай посуду помоем и пойдём во двор маршмеллоу над костром жарить и картошку печь. Так, сейчас бельё по шкафам разложим, а потом я вам книжку почитаю. А книжку я читала, лёжа на своей кровати, и детям разрешала забираться ко мне, чтоб лучше было слышно. Правда, младшая всегда предпочитает присаживаться на пуфик у кровати.

***
Остальные ответы Влады будут опубликованы завтра, 26 июня.
Спросите экспертку: отвечает Влада

Часть 6/9

Опыт устройства на работу в университет

Дважды моё досье «теряли» в отделе кадров. Потом отказали под предлогом того, что я не говорю по-французски. Потом сказали, что у мужа народность неподходящая (вот она, сегрегация по этническому принципу). Потом не признавали PhD. Потом велели перевести на французский мою диссертацию, автореферат и стенограмму защиты. И я перевела. Потом сказали, что европейке будет сложно адаптироваться к работе с местными студентами...
А потом мне это всё осточертело. И мы с мужем дошли до тогдашнего завканцелярией министра образования страны. Где я высказала всё, что я думаю. Об их методах работы, чёрном расизме, сегрегации, интригах и безалаберности. На французском. Завканцелярией попытался сказать моему мужу что-то на тему «Девушки, уймите вашу мать!», но муж так ошалел от моей речи, что мудро решил молчать (а то и ему бы прилетело, потому что «Остапа несло»). Пламенную речь «на броневике» я произнесла в конце декабря, а в начале февраля следующего года меня зачислили в штат университета. Через каких-то семь лет хождений по инстанциям. Эх, надо было раньше на них наорать, но кто б знал...

Насколько сложно было преодолеть разницу менталитетов в браке?

Я особо и не преодолевала. Сказала мужу, что я хорошо понимаю, что у них так принято. А у меня так не принято. Если их «так принято» не конфликтует с моим «так принято», то сделаю, как просят. В противном случае — выход там. Мне повезло, что муж — спокойный, готовый идти на компромиссы человек.

Вы написали, что жили, как местное население. Как это было?

Большая часть страны — почти 65% — живёт на сумму в 1 евро в сутки на человека: жильё, еда, вода, лекарства... Мы так и жили. Особенно когда всё потеряли после первой войны. Без электричества в доме — а значит, без вентилятора, без холодильника и прочей бытовой техники. Воду покупали из расчёта «три ведра по 15 литров на человека в сутки» — мыться, пить, стирать, готовить, убирать... Спали на полу, на циновке. Ели раз в день. Но сына кормили как следует.

Это теперь я могу сказать, что не хочу жареную курицу, давайте лучше рыбу пожарим. Или в KFC что-нибудь закажем? И цвет простыней мне не нравится, надо другие купить, и премиум-корм для кошек. И вообще, дети, чтоб вы все были здоровы, кто опять не вынул бельё из стиральной машинки? А тогда, в 2002 году, выбирать не приходилось.

Изучение местных традиций предполагает контакт с местным населением, участие в каких-то обрядах или ритуалах, собирание фольклора из первых уст?

Да, разумеется. И поездки по деревням. И встречи со старейшинами.

Насколько сложно практически изучать местную культурную антропологию, будучи женщиной?

Очень. В традиционном ивуарском обществе женщина не имеет права говорить перед общим собранием старейшин в деревне. За неё должен говорить какой-то мужчина. Причём такой, который был бы признан старейшинами деревни за достойного. То есть взрослый, уважаемый, из известного старейшинам клана (или клана, который они могут идентифицировать), знающий «протокол» подобных разговоров. Потому что нельзя просто прийти и спросить.

Есть ли сопротивление от местного населения при попытках что-то узнать?

Да. Всегда. Есть версия легенд и преданий «для туристов» и так, как оно было на самом деле. Постороннему и любопытствующему не расскажут историю просто потому, что тому захотелось узнать. И посягательство на охраняемые знания иногда расценивают как разновидность колонизации («мало было вам, белым, забрать наши природные ресурсы, так вы ещё руки тянете к нашим знаниям!»)

Опасно ли это, велик ли риск насилия?

Я исследую культуру баулé (родственны ашанти Ганы). Это народность моего мужа. Она относится к этнической группе Акан. Баулé очень миролюбивы и толерантны в отношении иностранцев. Поэтому с ними я могу не опасаться (хотя и расслабляться не стану). Но я не могу утверждать этого относительно других народностей. Потому что знаю: не всем нравятся иностранцы, тем более белые.
Спросите экспертку: отвечает Влада

Часть 7/9

Сколько языков вы используете в семье? Говорят ли (по крайней мере, младшие) дети на вашем родном языке?

В быту мы используем русский и французский. Чаще русский. Сын и старшая свободно говорят и читают по-русски. Младшая понимает, но говорит плохо. Дети между собой общаются на французском. Язык мужа — баулé — знает только младшая, потому что росла в деревне, где по-французски не говорят. Двое старших свободно говорят по-английски.

Если вам это не трудно, можете рассказать, как вы сами узнали или услышали о погромах и действия вашей семьи в результате такой обстановки в Азербайджане?

Я не услышала, я их пережила. Мне тогда было 16 лет. Сейчас мне 51. Я до сих пор не могу спать, если рядом нет кого-то из детей или мужа. До сих пор просыпаюсь среди ночи и просто сижу на кровати: слушаю, что происходит на улице.

Родители тогда похватали нас с сестрой в охапку и рванули туда, куда были билеты на поезд. Так мы оказались в России.

Про местную еду и ностальгию по привычным с детства продуктам

Существует то, что не стану есть категорически, только под угрозой расстрела, и то не своего. Существуют блюда, которые просто не люблю и брезгливо к ним отношусь. Не буду описывать, что именно — мало ли, вдруг для кого-то это как раз самое оно, а тут я, со своей очень ценной вкусовщиной.

К местной кухне привыкла быстро. Да, странно и непривычно. Но — вкусно. Обычно едят корнеплоды: ямс, таро, маниок. Их едят или просто в отварном виде, или в виде очень-очень плотного пюре. Могут пожарить как картошку фри. Едят отварной рис. Есть местная разновидность плова — с курятиной, говядиной, бараниной или тунцом. К отварному рису часто идут подливы: из арахисовой пасты, из орехов масличной пальмы, из бамии, из местных баклажанов: они белые/оранжевые и круглые, разных размеров: от тех, что размером с яблоко, до тех, что со смородину. Едят бананы — плантейн. Их варят, жарят или делают плотное пюре из уже отваренных.

В еде много перца. Это природное антигельминтное — тропический климат обязывает. К перцу я и в Азербайджане привыкла.

Помимо этого, в Кот-д’Ивуаре продают все овощи и фрукты, к которым мы привыкли в Европе. Можно готовить хоть борщ, хоть долму, хоть драники. Муж предпочитает свою этническую кухню, но, в принципе, всеяден. Дети тоже едят всё. Если кому не нравится то, что я приготовила, то вот холодильник, вот газовая плита, «вот вам, товарищи, моё стило, и можете писать сами».

Ностальгии по еде не было. Когда не было денег, я о еде и не думала, не до неё было.

Сильно ли колонизационное прошлое повлияло и продолжает влиять, на ваш взгляд? Как проявляется влияние Франции в этой стране?

Очень сильно. Страна является частью так называемой «Франсафрик». Франция до сих пор прочно держит на привязи свои бывшие (или не такие уж и бывшие) колонии в Западной Африке.

В основной части ивуарцы к Франции относятся не очень хорошо. Это очень сложное чувство, состоящее из обиды на колониальную политику Франции, обиды на заносчивость, пренебрежение в отношении местных порядков, зависть, ненависть, восхищение... Как правило, у тех, кто громче всего кричит о том, какая Франция негодяйка, дети учатся там. А сами обличители имеют подданство Евросоюза. Классика.

Кот-д’Ивуар — самая франсизированная франкоговорящая страна Африки. Здесь много французских предприятий, центров, экспатов... просто граждан Франции, живущих и работающих в стране. Много смешанных браков. Жена нынешнего президента страны — белокожая гражданка Франции (родившаяся в Алжире). Мы говорим по-французски, слушаем французскую музыку, пьём французские вина, смотрим французские фильмы, учимся по французской школьной программе (правда, дореформенной). Все кодексы Кот-д’Ивуара написаны на основе французского права. И даже наша денежная единица — франк КФА — была установлена Францией. Её название до 60-х годов прошлого века означало «франк Колоний Французской Африки».
Спросите экспертку: отвечает Влада

Часть 8/9

Помимо французского языка, есть ли ещё госязыки, или именно на нём учатся в школах и выше?

Французский язык — единственный государственный язык страны. Но есть ещё 63 бесписьменных этнических языка. Их изучают в университете (не все), но на них не преподают.

Католичество, наверно, смешалось с местными верованиями?

Да. Существуют местные афрохристианские религии. Например, церковь ПапА Нуво (l’église de Papa Nouveau), связанная с культом Морской Девы. Или церковь Харриса (L’église de Harris), связанная с вуду. Или церковь небесных христиан (Les Chrétiens Célestes), связанная с лунными божествами.

Вы ощущаете себя привилегированной как белая или тут более сложная ситуация?

Тут всё сложнее. То, что я выбрала африканца себе в мужья, возвышает его («значит, что-то в нём есть, раз его выбрали!») и несколько принижает меня («гляньте-ка! среди своих, белых, мужа себе не нашла... интере-е-е-сно...»). Но с другой стороны, меня оценивают как априори дружелюбного человека («не чурается нас, чёрных. Вон и дети у неё какие») и как человека, который не станет ввязываться в местную грызню и интриги («у белых всё чётко и в порядке»).

Сохранились ли у вас родные и друзья с родины? Навещали ли вы их или они вас?

Моя родина — Азербайджан. Там не осталось никого. Папа и сестра живут в России. Я езжу к ним почти каждый год. Родители были у меня один раз — перелёты почти в десять тысяч километров в один конец в определённом возрасте очень тяжелы.

Хотелось бы узнать, удаётся ли вам примирить ваших русских родственников с особенностями другой культуры (и как), если они ярко проявляются в вашей семье?

Строго говоря, мои родственники — русскоязычные. Это я к тому, что там свой менталитет... Родители были совсем не рады. Но, зная мой характер, согласились. Муж очень похож на моего папу по характеру и отношению к детям. Когда родители увидели, как их зять трясётся над их внуком, они приняли мой выбор. Но им категорически не нравилась моя идея с удочерением. Родители пытались меня заставить, чтобы я отдала обратно старшую (на младшей уже сломались и сопротивлялись больше для порядка). Я сказала, что люблю их и готова ради них на очень многое, но лезть в мою жизнь не позволю. Родителям было важно узнать, что меня никто не заставлял, не обижал, что мои поступки были продиктованы не сиюминутным взбрыкиванием. И если я что-то делаю, то это не потому, что меня вынудили лаской или таской, а мне самой захотелось. Вот когда они это поняли, тогда мы пришли к консенсусу.

Есть ли там у вас комьюнити единомышленниц?

Нет. Мои идеи и поведение считались и считаются слишком бунтарскими и поэтому всем не подходят. Мне говорили, что я довыделываюсь и меня муж из дома за такое поведение выгонит. Что я веду себя как мужик. Что слишком много о себе воображаю. Всё так. И даже хуже.

Как удаётся содержать одиннадцать кошек?

Мы живём в своём доме. Наш коттеджный посёлок находится в черте города. Кошки могут гулять во дворе. Но они предпочитают ошиваться в доме. В моей комнате — там прохладнее всего. На их содержание нужен отдельный бюджет, но радость, которую они мне приносят, всё окупает. Муж был очень против с самого начала: он кошек не любит. Но я иду только в комплекте с ними. Или так, или никак.

Любимые детективы

Их несколько. «Месть Нофрет» Агаты Кристи, Джозефина Тэй «Дочь времени», все рассказы Г. Честертона об отце Брауне, Умберто Эко «Имя розы», Д. Пристли «Затемнение в Грэтли» и цикл книг Роберта ван Гулика о судье Ди.
Спросите экспертку: отвечает Влада

Часть 9/9

Расскажите про рыночную обстановку в вашей стране.

В Западной Африке две страны с высоким уровнем экономического развития: Кот-д’Ивуар и Гана. Представлены многие отрасли промышленности. Кот-д’Ивуар — первый в мире производитель какао-бобов. Сейчас в стране приток инвесторов, несмотря на кризис. Страна отказывается от производства сырья (что характерно для колоний) и постепенно переходит на перерабатывающую промышленность. Но из-за социально-политической нестабильности континента страдает экономика.

Инвестиции в экономику Африки — прибыльное, но рискованное дело. В стране есть преференции по экономическим зонам: освобождение от налогов, сниженные ставки кредитов в зависимости от рода деятельности. Но особых условий для стартапа нет. Как и везде, банки охотнее кредитуют обеспеченных. И кредит тут получить непросто, если нет гарантий или поручителя.

Как ведут бизнес с иностранцами и экспатами из СНГ?

В бизнесе много жулья с обеих сторон. Случается, что иностранцы из СНГ норовят не соблюсти договорённости. Думают, что попали к диким народам, которые меняют стеклянные бусы и огненную воду на золото. Но так себя ведут не все. Если пустить дело на самотёк и доверить управление местному персоналу, предприятие вылетит в трубу: для некоторых местных очень смешно посадить в лужу доверчивого экспата. В лужу садятся и те, кто хочет обмануть местное законодательство и третировать персонал — такие бывают.

Местные женщины, заводят ли они бизнес-партнёрства с экспатами, делят ли обязательства и ответственность, идут ли на риски?

С экспатами из стран Евросоюза и Штатов — да. У остальных репутация хромает — некоторые тут уже показали себя не с самой хорошей стороны. Вообще в Кот-д’Ивуаре есть специальный комитет при Министерстве торговли, который проверяет бизнес-репутацию предпринимателя. Если тот успел «отметиться», об этом быстро становится известно: страна очень маленькая, и захочешь, а не спрячешься.

Я слышала, что женщины из Восточной Африки активно сотрудничают и ведут коммерцию с женщинами из Африки и Ближнего Востока. А как обстоят дела в вашей стране?

Так же, как и в Восточной Африке. Женщины объединяются в кооперативы и очень активно сотрудничают и с международными предприятиями, и с другими кооперативами в Восточной и Северной Африке, а также с Ближним Востоком. Вообще вся экономика Африки держится на женщинах. Конкретную работу — и в деревне на поле, и в городе на предприятии — выполняют женщины: быстрее договариваются, меньше тратят времени на фаллометрию.

Про расизм русскоговорящих мужчин

Тут просто. Это, как правило, граждане бывших союзных республик. Чаще всего РФ. И они полагают, что любая женщина, вышедшая замуж за чернокожего, — шлюха, дура и неудачница, живущая в нищете и без работы. Переубеждать их я не собираюсь. Общаться тоже. У них от пренебрежения случается разрыв шаблона. И они начинают орать всякое. Из серии «чёрным даёшь, а своим не хочешь». Или «а хочешь родить белого ребёнка?». Или «как не противно с обезьяной трахаться?» Прецеденты уже были. Не только со мной, но с очень многими женщинами из бывшего СССР, вышедшими замуж в Кот-д’Ивуар.

Про страны золотого миллиарда и хищническое отношение к Африке

К сожалению, это правда. Все войны в Африке были спровоцированы ради того, чтобы получить доступ к её ресурсам: пока местные жители с упоением режут друг друга, иностранные компании с не меньшим упоением ведут разработки молибдена, меди, кобальта, цинка, вольфрама, редкоземельных металлов. И колтана. Контроль над добычей колумбита-танталита, известного под именем «колтан», стал причиной второй конголезской войны. И геноцида тутси в Руанде. Битва за контроль над богатыми месторождениями нефти в Кот-д’Ивуаре чуть не спалила страну к чертям. Про колтан можно почитать в Википедии. И фильм посмотреть. С Ди Каприо. «Кровавый алмаз». Там про алмазные копи в Сьерра-Леоне.

***

На ваши вопросы отвечала экспертка Влада. Огромное ей спасибо!

Хотите стать гостьей рубрики? Заполните эту форму и расскажите о себе.

💰Поддержать канал
Любовь, которую нельзя стереть. Разоблачение лжи суррогатного материнства

Текст: Джули Биндел, The Critic
Перевод и пересказ: Лена Климова


Часть 1/3

В основе международной индустрии суррогатного материнства лежит противоречие. Её участники делают вид, что суррогатные матери ничего не чувствуют к детям, которых вынашивают, и одновременно не позволяют матерям проявлять эти чувства. Многие заказчики предпочитают покупать детей в юрисдикциях, ограничивающих права суррогатных матерей.

В Великобритании это противоречие недавно всплыло в деле Семейного суда № [2024] EWFC 20. Пара геев, состоящих в браке, вела длительную судебную тяжбу с суррогатной матерью своего сына. Она не исчезла после передачи ребёнка покупателям, а хотела участвовать в жизни мальчика. Покупатели настаивали на том, что у их сына нет матери, только «суррогатка», и что «не имеющая матери семья» [motherless family] — часть идентичности этого ребёнка. Они утверждали, что в жизни этого ребёнка «нет места», которое может занять его мать, и что предполагать обратное — это предубеждение к гей-семьям.

В начале этой истории Джи была 36-летней матерью-одиночкой ребёнка-подростка и не очень хорошо представляла, что такое суррогатное материнство. Геи, которые заказали у неё ребёнка, были друзьями её сестры, сама Джи их не знала. Им было 43 и 36 лет, они состояли в браке, были членами агентства Surrogacy UK и хорошо знали его протоколы, которые требовали от покупателей время для знакомства и поддержки. Но мужчины решили ускорить процесс и не обратились в агентство, а заключили договорённость напрямую с Джи.

Когда донорская яйцеклетка не прижилась, трое решили использовать яйцеклетку самой Джи. Мужчины согласились, что Джи будет общаться с ребёнком, но ни одна из сторон должным образом не продумала последствия. Во время беременности Джи отношения между этими тремя ухудшились. В сентябре 2020 года Джи родила мальчика.

После рождения ребёнка Джи отказалась принимать родительское соглашение [parental order] и передавать свой юридический статус родителя: она боялась, что её вычеркнут из жизни сына. Но во время долгого онлайн-слушания, на котором она была одна и без представителя — в отличие от мужчин, — судья надавил на Джи и заставил её согласиться с parental order и child arrangements order — документом, определяющим, с кем ребёнок может проводить время.

Получив родительские права, гей-пара сразу отказалась выполнять договорённости с Джи. Когда она пришла к ним домой для заранее оговорённого визита — мужчины пригрозили вызвать полицию. Джи записала эту встречу. Судья Семейного суда позже заявил: «То, что было произнесено, можно назвать воистину ужасающим». Мужчины сказали Джи, что она «скрывает желание вступить в неподобающие отношения», потому что хочет, чтобы мальчик знал, кто его мать, и обвинили её в том, что она «отвергла роль суррогатки».

В январе 2022 года мужчины запретили Джи навещать сына и подали заявление об изменении child arrangements order. После этого Джи подала собственное заявление об отмене parental order. В ноябре 2022-го она выиграла дело. Это восстановило её родительские обязанности — и отняло их у мужчины, который не был биологическим отцом ребёнка.
Любовь, которую нельзя стереть. Разоблачение лжи суррогатного материнства

Текст: Джули Биндел, The Critic
Перевод и пересказ: Лена Климова


Часть 2/3

Мужчины удвоили свои усилия по лишению Джи родительских прав и подали заявление на усыновление [adoption order]. На суде они заявили, что идентичность их сына — ребёнок однополых родителей, воспитывающийся в ЛГБТ-сообществе, что он принадлежит к «безматеринской семье».

Они обвинили Джи в гомофобии, сказав ей: «Однополая семья означает, что для тебя в ней нет никакого места». Любая материнская роль Джи стала бы сигналом, что семья геев неполноценна или неадекватна, утверждали они. Назначенный судом защитник ребёнка подтвердил, что ребёнок столкнётся со стигмой и предрассудками из-за того, что у него однополые родители, и «ему важно получить верное послание».

Как лесбиянка, которая совершила камин-аут в 1970-х годах, я слишком хорошо знаю историю демонизации лесбийских и гей-пар. Родителям, которые завели детей в гетеросексуальных отношениях, часто отказывали в опеке над собственными детьми и запрещали контакты с ними, если после развода родители совершали камин-аут как лесбиянки или геи. Агентства по опеке и усыновлению были к нам открыто предвзяты. Но времена изменились, и теперь однополые семьи — обычное явление у школьных ворот в некоторых местах Великобритании.

Утверждения о том, что дети однополых родителей находятся в неблагоприятном положении, в значительной степени опровергнуты растущим числом доказательств (например, метаанализом Zhang Y, Huang H, Wang M, et al., BMJ Global Health, 2023), показывающих, что результаты воспитания в однополых семьях схожи с результатами воспитания в разнополых. Права однополых пар активно поддерживает большинство госучреждений и частных организаций. Если гей-пара ссылается на исторические предрассудки, чтобы оправдать исключение матери из жизни ребёнка, это непростительно.

В любом случае аргументы этих мужчин фатально — и очевидно — подорвала их собственная логика. Если бы у мальчика не было матери, не было бы необходимости в судебном разбирательстве.

Как признал клинический психолог, который участвовал в этом деле, мужчины отказывались признать очевидную правду, что Джи — биологическая и законная мать ребёнка, и боялись её материнской связи с сыном. По словам психолога, у мужчин были сложности с тем, чтобы «принять реальность» появления ребёнка и решить, как сам мальчик воспримет эту ситуацию, когда вырастет.

«Они твердо придерживались версии, что Джи — не мать, а всего лишь суррогатка, потому что в такой картине мире суррогатка не испытывает (или почти не испытывает) никаких чувств к ребёнку», — написал психолог. Он описал действия мужчин как попытку «стереть мать», что, по его мнению, не отвечает интересам ребёнка, потому что не отражает реальности.

Суд отказал гей-паре в усыновлении ребёнка (которое, скорее всего, привело бы к вычёркиванию матери из жизни сына) и постановил, что Джи имеет право на прямой контакт с ним без присмотра. <...>

В какой-то степени мы видим, как история повторяется. Было множество судебных разбирательств с участием лесбийских пар, которые зачали ребёнка с помощью донорской спермы — но донор позже начал настаивать на контакте с ребёнком или на роли отца.

В 2012 году в решении по одному из таких дел Апелляционный суд постановил:

«То, чего ожидают взрослые, прежде чем приступить к опасностям зачатия, рождения и первого опыта воспитания ребёнка, может оказаться иллюзией или фантазией. Возможно, пара хотела создать лесбийскую семью с двумя матерями, абсолютно нетронутую и свободную от трещин, вызванных контактом с третьим родителем. Но такие желания могут быть по сути эгоистичными и недостаточно учитывать благополучие и права ребёнка».
Любовь, которую нельзя стереть. Разоблачение лжи суррогатного материнства

Текст: Джули Биндел, The Critic
Перевод и пересказ: Лена Климова


Часть 3/3

Нынешние судебные споры о суррогатном материнстве мало чем отличаются от тех споров, да и вообще от любых других разбирательств о том, кто имеет право на контакты с ребёнком. Но случай с Джи отличается от случая с родительницами-лесбиянками. Обратите внимание на язык. Лесбиянки не отрицали, что у ребёнка существует отец. Психолог прямо указал, что эти мужчины-геи пытаются «стереть» мать. Они отказались признать, что Джи как мать существует хоть в каком-то виде: юридическом, генетическом или как персона, родившая ребёнка. В этой иллюзии их поддерживали профессионалы, которые выступали от их имени.

За несколько лет термин «не имеющий матери» [motherless] превратился из эмоционального описания сиротства в позитивную идентичность, которую отстаивают в суде. Этот сдвиг полностью соответствует картине мира, которую участники индустрии суррогатного материнства преподносят общественности.

Когда селебрити показывают в соцмедиа своих суррогатных детей — женщины, родившие их, упоминаются редко. Новорождённых «приветствуют» так, будто их прислали особой посылкой. Это соответствует позиции международной индустрии суррогатного материнства, которая сводит роль матери, родившей ребёнка, к роли «носительницы» или «арендованной матки».

Заказчикам, должно быть, очень легко считать женщину, которая девять месяцев вынашивала ребёнка, обычным поставщиком услуг. О нём можно с благодарностью забыть, как только последний взнос выплачен, а продукт передан.

Тем временем некоторые части Национальной службы здравоохранения Великобритании стремятся стереть пол из процесса рождения детей и регулярно обращаются не к матерям [mothers], а к «рождающим родителям» [birthing parents]. Один из примеров (а их множество): в информации для семей Королевской объединённой больницы в [городе] Бате об искусственном стимулировании родов упоминаются папы [dads] и «рождающие родители», а мамы — нет.

Феминистки давно выступают за гендерно нейтральный язык, чтобы говорить о ролях, которые действительно гендерно нейтральны или могут такими быть. Но отрывать пол от исключительно женских беременности и родов — это шаг к антиутопическому будущему.

В 2015 году Виктория Смит писала: «Гендерно нейтральный язык в разговорах о размножении людей создаёт иллюзию, будто иерархия разрушается, в то время как на самом деле всё сводится к её игнорированию». Я бы пошла дальше. Гендерно нейтральный язык в разговорах о размножении людей — как и любой другой язык, заслоняющий реальность, — укрепляет и помогает поддерживать иерархию угнетения.

Для мужчин Джи была просто суррогатной маткой для «не имеющего матери» ребёнка. Но для самой Джи и для ребёнка она была его матерью. Как сказал психолог для суда, «безматеринства» не существует: «Этот ребёнок родился от двух людей биологически и от трёх людей психологически... Мать, безусловно, сыграла биологическую и психологическую роль в создании ребёнка».

Этот случай не заметили СМИ. Он ничего не изменит в популярном общественном мнении о суррогатном материнстве. Скорее всего, он лишь подтолкнёт будущих покупателей искать сомнительные зарубежные юрисдикции, где у суррогатных матерей меньше прав. А люди, которые наживаются на индустрии, будут и дальше поддерживать богатые пары в их желании эксплуатировать обедневших и наивных женщин.

Что касается слова motherless — «не имеющие матери», — со временем оно может утратить негативный оттенок и закрепиться как идентичность. Чем же оно станет? Ярлыком, которым дети-гетеро будут обозначать свою связь с ЛГБТК-сообществом? Или причиной, которой дети богатых мужчин будут оправдывать своё дурное поведение по отношению к женщинам? В любом случае Диснею и Диккенсу придётся многое переписать.

#язык #материнство #сурматеринство #биндел

💰Поддержать канал

✉️ Написать в канал