Великий Трек
2.02K subscribers
76 photos
6 videos
6 files
55 links
Об Африке и африканерах

@eldares
加入频道
Нигерия ждет перемен

На Zangaro Today вышел отличный материал о протестах в Нигерии. Добавлю немного своих размышлений. О стране я знаю не понаслышке. Я знаю многих нигерийцев, ездил туда на конференцию, в течение двух лет плотно работал вместе с коллегами из Нигерии, бывал не раз в нигерийских местечках в ЮАР. Сегодня общался с нигерийским коллегой событиях в Нигерии. Он говорит, что многие нигерийцы верят, что пришло время революции, пришло время перемен. С его слов 77-летний президент Бухари уже давно самоустранился от управления страной, а основные решения принимает его ближний круг, который предпочитает тратить миллионы на вилы, яхты и недвижимость за границей. Нигерийцы устали от компрадорского режима, тотальной коррупции, полицейского произвола, неэффективности государственных институтов, отсутствия работы и непотизма. Они не хотят так жить дальше.


Сейчас на фоне обнищания из-за коронокризиса люди еще больше обозлены. Протест, начавшийся против известного своими вымогательствами и избиениями (уже расформированного) полицейского подразделения SARC, набирает все большие обороты. В лучших традициях Шарпа нигерийцы по всей стране выходят на мирные протесты, а нигерийские социальные медиа наводняются роликами с призывами к переменам. Нигерия демократическая страна, в случае обострения ситуации можно ожидать, что правительство Бухари скорее уйдет в отставку, чем пойдет по стопам Лукашенко. Однако ход дальнейших событий предсказать крайне сложно.

Нигерия – это пороховая бочка Западной Африки. Страна, искусственно склеенная британцами, насчитывает порядка 250 этнических групп, расколота на мусульманский Север и христианский Юг, имеет опыт сепаратизма и гражданской войны. Самое важное, страна имеет крайне питательную демографическую почву для революции. Нигерия переселена (около 200 млн человек) и имеет очень молодое население (средний возраст – 18 лет) при растущей высокой безработице (27,1%). В цифрах это означает, что 21,7 млн человек, преимущественно молодые люди, официально нетрудоустроены и перебиваются случайными заработками. При этом даже трудоустроенные молодые нигерийцы получают копейки. Будучи в Нигерии, я бы поражен, что даже забегаловки типа фаст-фуда имеют своего «боя», который целый день за сущие гроши стоит и открывает / закрывает дверь за посетителями.

Массовая безработица и молодежная нищета стали одними из основных факторов Арабской весны. Могут они стать и началом перемен в Африке, которые сметут засидевшихся африканских автократов и геронтократов.

#Nigeria
Forwarded from Zangaro Today
К сожалению, именно во время освещения очень тревожных событий в Эфиопии канал перешагнул очередную планку в 4000 подписчиков. Буду внимательно следить за войной в Тыграе, но искренне хотелось бы поменьше таких неприятных поводов и скорейшего мира многострадальному региону.

Огромная благодарность всем, кто читает, комментирует, дополняет, критикует, репостит и делится материалами и идеями — благодаря вашей поддержке проект Zangaro Today, наконец, вырос в полноценный информационно-аналитический ресурс и будет развиваться дальше — с новыми авторами и темами.

По традиции небольшой каталог каналов, которые я рекомендую всем интересующимся разными сторонами жизни стран Африки.

@energy4africa — лучший на сегодняшний день проект об африканской энергетике
@africanotes — современная Бурунди: новости, повседневность и аналитика
@bhmoth — африканская повседневность от Сьерра-Леоне до Египта
@because_africa — Африка в очерках и заметках постоянного визитера
@afric_ylbIbka — новости и аналитика с уклоном во франкофонную Африку
@madagasikara2020 — добротный (и единственный) русскоязычный канал о Мадагаскаре
@pithhelmet — колониальная история Азии и Африки и реалии современной Индии
@businessafrica — африканский бизнес, инвестиции и прочие деловые новости
@veliky_trek — прошлое и настоящее ЮАР
@afropunk — народная культура, искусство, стрит-арт и традиционная музыка
@RussiaZimbabwe — небольшой канал о больших проблемах любимой страны
@Ethiopia_tezeta — прекрасный канал о культуре, истории и повседневности Эфиопии, отдельное спасибо автору за консультации!
@africa_russia — канал АЭССА о мероприятиях российско-африканского сотрудничества
@thgreatunknown — почему-то заглохший, тем не менее прекрасный канал об африканском искусстве
@africantent — канал научно-популярного журнала «Африканский шатер»
И, конечно, @africanists и
@Isthatyouafrica — главные и хорошо дополняющие друг друга ленты африканских новостей

Коллеги-«ближневосточники»

@semenovkirill — канал эксперта РСМД Кирилла Семенова, одного из лучших и самых информированных специалистов по современному политическому исламу и Ближнему Востоку
@rybar — оперативная и качественная информация о вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке
@turkeyabout — канал Яшара Ниязбаева о реалиях современной Турции
@mideastr — авторский канал Марианны Беленькой, журналиста-востоковеда из «Коммерсанта»
@vostochnysyndrome — Израиль и арабские страны
@khamsin_season — российский взгляд на Большой Ближний Восток
@gunsncamels — на ближневосточных перекрестках: Сирия, Израиль и Ливан
@Voice_of_Libya — Голос Ливии
@jalal_abaadi — Мавритания
@alg_today — Алжир
@irandezhurniy — один из лучших ресурсов о современном Иране
@q_e_d_around_the_world — международная политика, Афганистан и Ближний Восток
@minarety — еще один авторский взгляд на современный Ближний Восток
@arabstatesofgulf — хорошая аналитика по странам Персидского Залива
@wildfield — пост-османский мир
@mad_mullah — мысли о происходящем на землях исламской цивилизации
@darulaman — обзоры книг, статей и публикаций об исламской цивилизации

P.S. Между тем аудитория Telegram растет и в африканских странах, правда, преимущественно в Эфиопии и в основном на национальных языках страны, поэтому ограничусь небольшим перечнем неплохих ресурсов на доступных языках.

@lemondeafrique (фр.) — «африканский» отдел Le Monde, в представлении не нуждается
@JeuneAfriqueNews (фр.) — неофициальный канал «Жен Африк», одного из лучших панафриканских франкофонных журналов
@DailyNation (англ.) — канал одного из лучших кенийских изданий
@StandardKenya (англ.) — еще одно крупнейшее кенийское издание
@theeastafrican (англ.) — авторитетная кенийская газета, освещающая события Восточной Африки
@addisstandard (англ.) — одно из ведущих эфиопских англоязычных СМИ
@ethiopiainsight (англ.) — интересный (с уклоном в академизм) ресурс об общественно-политических событиях Эфиопии
О культурных особенностях южноафриканцев: Африканеры Ч. 2.

Продолжаю публикацию личных наблюдений о южноафриканцев. В этот раз речь пойдет об африканерах. Про англо-южноафриканцев можно почитать здесь.

Для начало поясню, что африканеры и буры – это не одно и тоже. Чисто с лингвистической точки зрения, бур – это фермер, т.е. все буры – это африканеры, но не все африканеры есть буры. При даже городского африканера могут назвать буром, если он подпадает под стереотипы о бурах. Тут можно вспомнить Марка Твена, писавшего, "Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостеприимны, честны во взаимоотношениях с белыми, жестоки по отношению к своим чёрным слугам… им совершенно всё равно, что творится в мире". Многие перечисленные качества буров Твеном отражены достаточно метко.

За столетия, проведенные в Африке, африканеры впитали многие африканские черты характера, такие как резкость, категоричность, жесткость подчас жестокость. Без этих качеств буры едва ли бы смогли выжить в недружелюбном для них окружении африканских народов. Как говорил один мой знакомый африканер, чтобы победить дикарей, нужно самому стать им. Не удивительно, что живущие в сельской местности буры достаточно неряшливы, просты в манерах, более прямолинейны и категоричны в суждениях. Городские африканеры нередко подшучивают над манерами своих сельских соотечественников. Например, утверждается, что бура распознать легко по одежде, он даже зимой (а зима может быть холодной до легкого минуса) носит шорты, надев сверху толстовку. Или, например, считается, что буры едят только мясо, если им предложить салат, то они ответят, я что похож на bushbuck’а (вид антилопы)?

Многие африканеры очень набожны, они посещают воскресные службы, а девушки могут хранить целомудрие до свадьбы. Во многих семьях есть традиция молиться перед едой, люди берут друг друга за руки, а старший мужчина произносит молитву. Если гость не говорит на африкаанс, то из чувства вежливости часть молитвы может быть произнесена по-английски. Хотя говорить на английском буры не любят, хотя практически все его знают. Буры, плохо знающие английский, встречаются среди людей более старшего поколения, а также белых бедняков. В тоже самое время, многие городские африканеры, будучи билингвами, часто предпочитают говорить на английском.

Если вокруг только белые, то, особенно по мере возлияния, возможны шутки на неполиткоректные темы. А выпить африканеры любят. Самый популярный напиток – это бренди смешанный с колой и льдом, который они могут поглощать в неимоверных количествах. В чистом виде в ЮАР практически ничего не пьют, во все обязательно добавляют лед, даже если на улице 0 градусов. Я первое время все никак не мог привыкнуть, что если идешь на браай, то будет правильно купить с собой и льда. Если вы из России, то к вам будет постоянный интерес. Знания о России у африканеров, да и шире южноафриканцах, отрывочные. Обычно просят сказать что-то по-русски и спрашивают про водку, старшее поколение может пуститься в воспоминания как они воевали и надрали задницы русским и кубинцам в Анголе. Очень популярный вопрос, какой курс российской валюты (слова рубль они не знают) к ранду. Так они определяют, насколько развита страна. Очень удивляются тому, что ранд стоит дороже. Для них это означает, что Россия еще беднее ЮАР. Образованные люди могут знать о русских добровольцах во время англо-бурской войны. Интересной темой обсуждения могут стать одинаковые слова в африкаанс и русском языках.

В целом африканеры очень радушный народ, пожалуй, один из наиболее гостеприимных народов в мире. Там, где англичанин предложит кофе, африканер предложит обед, там, где англичанин предложит обед, африканер предложит остаться переночевать. Выходцев из России в ЮАР не так много и местные жители, к счастью, не знакомы с худшими национальными особенностями россиян за границей. Вас, скорей всего, будут охотно приглашать в гости и угощать в барах.

#Африканеры #Менталитет
Назад в будущее: что значит победа Байдена для Африки

За четыре года президенства Трампа, Африка во внешнеполитических приоритетах США была где-то на предпоследнем месте. Трамп ни разу не посетил континент, сократил американскую донорскую помощь африканским фондам, пытался вывести американских солдат из Сомали и Западной Африки, ужесточил правила приема беженцев из Африки, а также ввел трэвел-бан в отношение ряда африканских государств, а именно Нигерии, Танзании, Судана и Эритреи. Трамп, если и заключал сделки с африканскими странами, то предпочитал это делать в рамках man to man talk, а не в многостороннем формате и чаще всего, когда ему это было интересно в связи с другой повесткой. Например, недавно Судан был исключен из списка государств-спонсоров терроризма только потому, что нужно было решить проблему израильско-египетских отношений. Более-менее успешно вести отношения с трамповской Америкой удавалось немногим, тому же Египту, Кении и Сенегалу.

Африканские лидеры откровенно недолюбливали Трампа отнюдь не из-за его пресловутого расизма или ксенофобии, а за отсутствие интереса к ним. В политике, как и в отношениях, отсутствие внимание – это смертный грех. Еще со времен Холодной войны африканские элиты привыкли к особому вниманию и конкуренцию за них со стороны западных государств и СССР (сейчас КРН). В этих условиях они могли лавировать, выбивать для себя выгодные сделки, помощь и прощения долгов. Никто и никогда не был заинтересован чтобы Запад ушел с Африки. В конце концов, где еще жить на пенсии отставным геронтократам, не в России или Китае же. Антиколониальная риторика нередко использовалась для того, чтобы выбить западные гранты, а также чтобы объяснить народу почему он так бедно живет (не из-за того, что жулики и воры все разворовали, а из-за проклятого колониализма!). Реальных борцов за независимость от Запада часто решали, причем нередко руками африканцев, как Патрисия Лумумбу или не менее легендарного Томаса Санкару.

Неудивительно, что африканские лидеры стали одними из первых, кто поздравил Байдена с победой. В африканских СМИ сейчас активно обсуждается как возобновление американо-китайского экономического сотрудничества усилит спрос на африканские ресурсы, о том, как расширится финансовая помощь африканским государствам и неправительственным организациям. Однако будут и пострадавшие. И, прежде всего, «любимый диктатор» Трампа ас-Сиси. Администрация Байдена, скорей всего, поддержит Эфиопию в ее конфликте с Египтом из-за строительства дамбы GERD на Ниле. Для эфиопского премьер-министра Абия Ахмеда это особенно актуально в условиях начавшейся гражданской войны. Стоящий за Байденом военпром, скорей всего, будет активно лоббировать усиление американского присутствия в Африке, и особенно в ее западной части.

В свою очередь, африканские правительства очень надеются на продление Africa Growth and Opportunity Act и расширение формата беспошлинной торговли с США. Для многих африканских государств, особенно небольших вроде Лесото, это буквально вопрос выживания. Важные изменения стоит ожидать в энергетической повестке Африки. Байден как представитель «зеленного» лобби будет добиваться увеличения ВИЭ и сокращения углекислых выбросов в мире, и в Африке в том числе. Это хорошие новости для африканских солнечных и ветроэнергетических компаний и не очень хорошие для стран, где угольные электростанции генерируют основную часть электроэнергии (прежде всего, ЮАР – около 80%, при этом страна достраивает две крупнейшие угольные электростанции в Африке). Вместе с тем цены на углеводороды поползут вверх, что станет подспорьем для находящихся на грани коллапса экономики Нигерии, Анголы, Ливии и Габона. Технологии ВИЭ пока еще достаточно дороги и развиваются лучше при конкурентных ценах на нефть и газ. Подробно о перспективах африканской энергетической сферы при Байдене хорошо написано здесь.
Подытоживая, африканская политическая элита хочет вернуться в тепличные времена Обамы, когда правила игры были понятны, а Африка находилась в фокусе внимания. Возможно, на следующие четыре года африканским странам это удастся. Африканский рынок, как и валюты африканских стран подросли на фоне новостей о победе Байдена. Однако роль США как «мирового жандарма» в будущем будет продолжать снижаться и африканским государствам необходимо обретать субъектность. Как показали прошедшие четыре года, большинство африканских правительств не только не готовы, но и не хотят становиться самостоятельными несмотря на вся свою национально-освободительную риторику.
По всей видимости, активная фаза маленькой победоносной войны в Карабахе окончена. Военному успеху Азербайджана в значительной мере способствовало применение новой тактики с активным использованием разведывательных и боевых дронов, турецкого и израильского производства. В наземных операциях были активно задействованы бронемашины, в том числе южноафриканские Матадоры и Мародеры, собираемые по лицензии в Азербайджане. Эта война стала первым боевым крещением для обоих машин. Бронетранспортеры были разработаны южноафриканской военно-промышленной компанией Paramount Group и запущены в серийное производство в 2008 г. Помимо Азербайджана, машины были также закуплены Иорданией, Казахстаном и Габоном.

Максимальная вместимость Матадора – 14 человек, Мародера – 10, включая водителя и штурмана. Бронемашины имеют защиту от мин, на них возможна установка легких и средних пулеметов и артиллерийских систем. Максимальная скорость – 100 км в час (120 – у Мародера), дальность до 700 км. В отличие от своего родственника Мародера, созданного для боевых действий в городских условиях, Матадор имеет повышенную проходимость и более активно использовался в ходе второй Карабахской войны.

#ЮАР #Millitary
Forwarded from Wild Field
​​Муса Вакид родился в 1907 году в алжирском Ваншарисе. Во Францию он приехал, когда ему не было еще 15 лет. Как многие алжирцы он вступил в армию с началом войны, служил в полку алжирских тиральеров. Попал в плен, сбежал и присоединился к сопротивлению (Forces françaises de l'Intérieur). В качестве старшего аджюдана (Adjudant-chef) командовал группой, освобождавшей коммуну Сент-Аман-Лез-О в департаменте Нор на севере Франции. Получил за это Военную медаль (Médaille militaire) - одну из высших военных наград Франции.

В том же Сент-Амане он встретил свою будущую жену, Андреа. Ей было на тот момент всего 15 лет и она уже была беременна от другого мужчины. Муса воспитал ее дочь как свою собственную.

Когда началась война в Алжире пара владела кафе в Сент-Амане. Муса решил «остаться верным Франции, границы которой не заканчиваются в Марселе или Аяччо», как писала местная пресса, когда он умер. К нему с уважением относили военные и политики Франции, включая генерала Шарля де Голля, который посетил как-то его кафе, когда объезжал север страны в качестве президента.

В той войне однако Муса участия не принимал, решив посвятить себя дому и семье. У него было пятеро детей (три дочери). Одна из дочерей, Анни Вакид, вышла замуж за Жеральда Дарманена, хозяина бистро с мальтийско-еврейскими корнями. Ну а их сын, тоже Жеральд Дарманен (полное имя - Gérald Moussa Darmanin) стал тем самым консервативным французским политиком, протеже Саркози — депутатом Национального собрания от Нора, министром общественных средств, мэром Туркэна, и на данный момент министром внутренних дел. Именно этот внук иммигрантов (он специально делал акцент на иммигрантском происхождении, когда его назначили министром), «культурный католик» (по его словам), сейчас возглавляет в правительстве Макрона-Кастекса борьбу с «политическим исламом», закрывает мечети, мусульманские организации и несуществующих «серых волков», и прочих врагов Республики.

Такие истории хорошо держать в уме, чтобы не смотреть на происходящее во Франции сквозь примитивную левацкую призму расизма/антирасизма, столь же примитивных правацких сказок про недоинтегрированных мигрантов и новое Пуатье и так далее. Просто границы Франции как тогда, так и сейчас, не заканчиваются в Марселе или Аяччо, а эталоном французскости является не наличие или отсутствие в роду галлов, франков, берберов, арабов, а приверженность определенным ценностям.
С каналом Высокая Порта мы затронули важный вопрос - влияние колониальной системы на развитие Африки. Некоторые комментаторы не согласились с моим основным посылом, что британская косвенная система (Indirect colonial rule) управления привела к лучшим результатам нежели прямая французская (Direct colonial rule) и посоветовали посмотреть на Зимбабве. На Зимбабве мы еще посмотрим, а пока сравним обе системы. В Африке помимо влияния колониализма на современное развитие существуют еще куча других факторов, которые могут смазать картину. Поэтому обратимся к примеру, который позволит нам сравнить прямую и косвенную системы управления в рамках одной страны. Такой страной является Индии.

Начиная с 1757 г. Индия начинает slowly but surely подминаться под британское управление. В одних регионах британцы предпочитали опираться на местных князей и раджей, в других – ввели прямое управление под началом генерал-губернатора. В 2010 г. исследователь Лакшми Айер из Гарвардской школы бизнеса провела сравнительное исследование, в котором сравнила долгосрочное влияние этих систем на развитие Индии. С полным исследованием можно ознакомиться здесь, а два главных обобщающих вывода таковы:

1. Регионы Индии, которыми ранее управлялись князьями и раджами, более эффективны особенно в институциональном плане, нежели регионы, находившиеся под прямым британским управлением.

2. Регионы, находившиеся под прямым британским контролем, и сегодня - спустя более чем 70 лет - намного хуже экономически развиты, а их население имеет значительно меньший доступ к общественным благам, таким как здравоохранение, образование или транспортная инфраструктура.

Иначе говоря, косвенный колониализм не только не разрушил традиционные институты и систему местного самоуправления, но в долгосрочной перспективе их улучшил за счет приобщения к более эффективным практикам управления и технологическому прогрессу. Как результат, население сохранило навыки самоорганизации и после ухода колонизаторов оказалось способно о себе позаботиться. Прямой колониализм, напротив, разрушив традиционные институты привел к деградации системы самоуправления у локальных сообществ. В долгосрочной перспективе это повлекло их отставание в экономическом и общественном развитии.

Возвращаясь к Зимбабве, уровень грамотности в Зимбабве – 90%, почти во всех странах #Françafrique как Чад, ЦАР, Нигер, Мали, Кот-Д’Ивуар, Буркина-Фасо уровень грамотности – порядка 50% у молодежи, 30-40% – у взрослых, это одни из худших результатов в мире.
О политическом варварстве и белых кафрах

В западной политической системе дети с пеленок усваивают, что нужно поддерживать социально близкие политические движения. Ну, скажем, если ты африкано-американец из гетто, то тебе надо голосовать за демократов, которые обещают увеличить твои социальные выплаты. Если ты миллионер, живущий на вилле в Майями, то тебе выгодно поддерживать республиканцев, т.к. они обещают понизить твои налоги. Все очень логично, надо поддерживать те политические силы, которые помогут тебе сделать твою жизнь лучше. В России дело обстоит ровно иначе. Люди соотносят себя не с тем классом, в котором они находятся, а с некой общностью к которой они не относятся, но чья риторика лучше тешит их самолюбие. Так появляются бюджетники-либертарианцы и сидящие на пособиях по безработице россияне, топящие за Трампа. Неспособность соотнести личные интересы с политическими координатами один из признаков политического варварства.

Пожалуй, мой самый любимый пример политического варварства – это то, как в России топят за буров и апартеид. Что только не прочтешь про ЮАР в рунете. Сокрушения о том, какую страну проеб@ли. Утверждения, что апартеид был благом, т.к. африканцы сами без белых ничего не могут (а вы можете?). И, конечно же, сочувствие бедным бурам, которые там страдают, пытаются выжить под властью черных.

Вы знаете, как живет типичный бур? У него есть земля в несколько гектаров, свой дом, бассейн, авто у каждого взрослого члена семьи и (черная) прислуга. Большинство белых в свое время поддерживали апартеид не из-за того, что были такими ярыми сторонниками белого супремасизма, а потому что апартеид был им выгоден как эффективный механизмом перераспределения благ от черного большинства к белому меньшинству. Как результат, средний белый южноафриканец жил даже лучше американца. К примеру, в 1970-х гг. в Йоханнесбурге было самое большое количество личных бассейнов и авто на (белого) человека. Почему советский человек, проводящий полжизни в очереди из-за постоянного дефицита помогал черным, а не белым понять еще можно. Он жил также как негры и проявлял классовую солидарность. Почему живущий от зарплаты до зарплаты, находящийся в кредитном рабстве, белый кафр из России соотносит себя с успешными бурами, не поддается логическому объяснению.
Бурский нацбилдинг: почему африканеры не русские

Мой пост о белых кафрах вызвал оживленную дискуссию о том, почему русские поддерживают буров. Некоторые выразили мнение, что это объясняется схожестью обоих народов. Мол видели буров, общались, они такие же как и мы. Я, прожив в Претории несколько лет и возможно зная историю африканеров несколько лучше, мог бы с этим поспорить. Что было мэйнстримными драйверами русского нацбилдинга: имперскость, территориальная и демографическая экспансия, а также (сверх)централизм и коллективизм. Что было у буров – антиимперство, демографический диспаритет и выживание любой ценой, а также автономность и индивидуализм. Вопрос автономности и индивидуализма разберу в следующий раз, здесь же рассмотрю более детально два первых фактора.

Антиимперство. Как это хорошо демонстрирует авторитетнейшей африканерский историк Герман Хильоме, в основе самосознания буров лежал концепт борьбы против империи. Не желая жить под британцами после захвата Кейпа, буры в ходе Великого трека ушли на север, где основали свои государства. Вторая англо-бурская война, ставшая одновременно и первой антиколониальной войной Африки 20 века, ознаменовала следующий этап антиимперского сопротивления буров, в ходе которого завершилось формирование африканерской идентичности и языка африкаанс. Примечательно, что африканерские элиты даже на пике могущества проводили антиимперскую политику раздельного развития (апартеида), выделяя территории для африканцев (бантустаны, позднее называемые хоумлендами), которые объявляли независимыми государствами.

Демографический диспаритет и выживание любой ценой. Африканеров всегда было значительно меньше, чем практически любого из окружающих их народов. И им обычно было не до экспансии, а как раз наоборот. Идея выжить любой ценой в условиях иноязычного большинства проходит красной нитью в африканерской истории. Угрозу идентичности в разное время видели в разных факторах. В голландской Капской колонии – это был страх перед отуземливанием, после передачи колонии Великобритании – опасения ассимиляции в британской культуре. Во время второй Англо-бурской войны существовала угроза физического исчезновения (первые концлагеря для буров появились именно там). В 20 веке главной проблемой считали массовую бедность среди африканеров (они жили намного хуже англо-южноафриканцев вплоть до 1980-х гг.), что, как считалось, подрывало их доминирование.

Собственно сам проект апартеида также оправдывался именно сюрвиалистскими, а отнюдь не экспансионистскими сентенциями – сохранить Южную Африку страной белого человека (лозунг Фервурда) в условиях многократного африканского демографического доминирования. При этом не только межрасовые, но даже браки между англичанами и африканерами не поощрялись и рассматривались как угроза идентичности. Единственная экспансия, которую предприняли африканеры – это попытка навязать африкаанс африканцам. Однако попытка насильственного расширения его ареала, как я писал ранее, обернулась для африкаанс самыми плачевными результатами.
Бизнес по-африкански или как развести китайцев. Часть 1.

Часто можно услышать мнение, что Китай проводит политику неоколониализма в Африке, загоняя африканские правительства в долговые обязательства. С одной стороны, все так. Ну, например, нужно построить аэропорт в Лусаке, замбийцы берут кредит у китайского банка под условие привлечения китайского девелопера. Тот, в свою очередь, все привезет из Китая – технику, материалы и людей (натурально берут и привозят китайских рабочих и даже обслуживающих их проституток). Иначе говоря, китайцы, выдавая кредит африканцам, умудряться делать это так, чтобы деньги пределы Китая не покидали. С другой стороны, африканцы и их западные визави давно говорят между собой на одном языке, и вряд ли отдадут континент за просто так. И в последнее время мне все больше кажется, что китайцев в Африке банально используют. И вот почему.

В начале нулевых Китай пришел в Африку во многом из-за глобальной кампании МВФ по привлечению инвесторов в Африку. Тогда же был создан маркетинговый концепт, который в разных вариациях повторяется повсеместно и сегодня:

• Африка – это рискованные инвестиции, которые, однако, могут окупиться сторицей.
• Любая технология будет востребована в Африке из-за неразвитости и слабой конкуренции рынков.
• Демографический дивиденд (потенциал экономического роста из-за превышения молодого населения над стариками) делает Африку тем, чем Китай был в 1970-х гг.

Маркетологи хорошо поработали, чтобы минусы сделать плюсами. Сравнение с Китаем тоже, скорей всего, было не случайно. На практике все оказалось не так радужно. Гиганты вроде Google, Uber или Bolt работают в Африке из-за присутствия, а не прибыли. Африканский Alibaba – Rocket Africa после нескольких лет работы и миллиардных инвестиций был вынужден прекратить работу в пяти из 10 стран потому, что терпел постоянные убытки. Почему так происходит?

Банально, потому что нет денег. Во многих странах Африки большая часть населения живет на 2-3 доллара на домохозяйство в день. Сами посчитайте какая у них покупательская способность. Поэтому, когда слышите о прожектах a la давайте построим нефтепровод из Мозамбика в Зимбабве, то первый вопрос, который стоит спросить, а вы уверены что у вас будут покупатели, чтобы отбить затраты? Да, в Африке острый дефицит технологий и быстрорастущее молодое население, которое будет радо всему, что вы им сможете предложить. Забесплатно. Нарратив «вы нас угнетали и поэтому вы нам должны» легко прижился и в Африке. Африканские правительства чаще ждут гумпомощи и благотворительности, а не рыночных отношений.

И даже если вам пообещали заплатить, не факт, что это произойдет на оговоренных условиях. В Африке не принято платить по контрактам в обозначенные сроки. Даже у очень богатых или особенно у очень богатых. На континенте с острым дефицитом ликвидности неоплаченный контракт – это беспроцентный кредит, который можно пустить в оборот. Так сколотил свое состояние нигериец Алико Данготе ($10 млрд). Богатейшей африканец и сегодня годами может задерживать свои платежи. Но если белый (китаец тоже нечерный) вздумает сделать такое, то ему не простят. В нестабильной Африке договороспособность неафриканцев – это единственная стабильность.
Бизнес по-африкански или как развести китайцев. Часть 2.

За прошедшие 20 лет Китай стал крупнейшим экономическим партнером Африки. Во многом этот успех был продиктован безразличным отношением Китая ко внутренним делам африканских стран. Китай в отличие от МВФ или Запада не интересовали права человека, свобода слова или даже прозрачность экономики. Китай кредитовал как транспарентные демократии, так и коррумпированные автократии. И в этом была сила китайского подхода, которая, однако, скоро может стать его слабостью. Поддержка разного рода диктаторов как почивший Роберт Мугабе или здравствующий Альфа Конде – с которыми Китай в силу схожих авторитарных тенденций находит общий язык легче, чем с демократиями – делает китайские вложения уязвимыми перед популистскими решениями диктаторов. К примеру, упомянутый Мугабе незадолго до свержения решил национализировать китайские активы в Зимбабве и раздать их народу перед выборами так же, как до этого земли белых фермеров.

Ситуация усугубляется сильной долговой зависимостью от Китая. За последние 20 лет, африканские страны заняли сотни миллиардов долларов, чтобы построить аэропорты, вокзалы, ж/д и автодороги, электростанции и порты. Фактически Китай использовался как кредитная карта. Нужно построить объект – не проблема, давайте возьмем денег у китайцев. Это были очень легкие деньги, которые избаловали африканские элиты. Однако сейчас в пост-ковидном мире платить по долгам африканские правительства не хотят, да и особо нечем. Неудивительно, что начались осторожные разговоры о китайском неоколониализме. Дело в том, что раньше Китай в случае неплатежа отжимал активы в виде рудников или инфраструктуры. Многие знают, что, в 2017 г. у Шри-Ланки за долги на 99 лет был «взят в аренду» южный порт Хамбантота – ровно на столько же насколько британцами был «арендован» Гонконг. Похожим образом был взят контроль над сотнями стратегических объектов в Африке. Однако времена меняются, и Китаю явно намекнули, что отжимать африканские активы недопустимо.

В этом отношение интересна история с Замбией. Три недели назад правительство Замбии объявило дефолт, таким образом став первым африканским банкротом в постковидную эпоху. Прогнозируют, что ее примеру могут последовать еще немало африканских стран. Из 11 млрд долга, Замбия должна Китаю около трети. Стали появляться слухи, что в счет долга Китай хочет забрать госэнергетическую корпорацию Замбии, что было сразу опровергнуто замбийским руководством. Дыма без огня не бывает и скорей всего такая возможность прорабатывалась, но была отклонена в ввиду крайне непопулярности. Держатели африканских еврооблигаций давно подозревают, что их деньги используются на уплату долгов Китаю. Неудивительно, что после объявления Замбией дефолта, в этом обвинили Китай и призвали его выдавать кредиты emerging economies только при посредничестве МВФ.

В общем, первые звоночки для китайской экспансии в Африке прозвенели. Намерения и точки воздействия легко читаются. Китаю хотят запретить кредитовать emerging economies без согласия кураторов из МВФ, а если китайцы заупрямятся, то их политику грозят признать неоколониальной со всеми вытекающими осуждениями и санкциями. Африканским элитам дадут выбор либо присоединиться к национально-освободительной борьбе и в качестве бонуса простить себе долги перед Китаем, либо учить китайскую грамоту, устанавливать тотальную слежку и вводить систему социального кредита. Какой выбор сделают большинство африканских камрадов догадаться не трудно.
Канал перевалил отметку в 2 тыс человек, по устоявшейся традиции в ТГ, расскажу о некоторых каналах, на которые я подписан

Африка

Zangaro Today - канал с потрясающей и лаконичной аналитикой по актуальным событиям в Африке

Африканистика - африканские новости онлайн

Энергия Африки - аналитика по энергетике в Африке от профессионалов

Улыбаемся & Машем - канал африканских новостей

Африканские заметки - заметки от российского экспата, живущего в регионе Великих озер

Ты ли это, Африка? - Лента африканских новостей

Не-Африка

Высокая Порта - авторский канал Камиля Галеева, где он популярно и интересно рассказывает о банальном и невероятном

Пробковый шлем - популярно об Индии

Wild Field - о Диком поле, тюркском и мусульманском мире

ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ - канал казанского историка Марка Шишкина

ХВС – авторский канал Харуна Вадима Сидорова

ХУНТА - Фотохроники третьего мира

ТатПолит - авторский канал татарского активиста и интеллектуала Айсин Руслана

Неайсин - еще один канал татарского активиста от Неайсина

Kirill Semenov - о событиях в арабском мире от арабиста

Китай - Николай Вавилов - о событиях в Китае от китаиста

Американский дайджест от Малека Дудакова
Благими намерениями: как разваливалась ЮАР. Часть 1.

Читая новости про ЮАР можно нередко встретить точку зрения "какую страну пр@бали". С этим можно поспорить. Систему, основанную на институциональной дискриминации 80% населения (только потому, что те родились с другим цветом кожи) едва ли можно назвать государством-мечты. Однако сегодня, спустя более чем четверть века правления АНК многие, и не только белые, с ностальгией вспоминают прежнее время. Как же так произошло?


Когда в 1994 г. АНК пришла к власти ему крупно повезло. В результате добровольной капитуляции белых элит в распоряжении вчерашних партизан оказалась самая богатая страна Африки с диверсифицированной экономикой, развитой инфраструктурой и работающими политическими институтами. Уровень развития образования, медицины и технологий привилегированной части Южной Африки был на уровне стран первого мира (можно вспомнить, что первую операцию по пересадке сердца сделали в ЮАР в 1967 г). Будущее сулило новому правительству самые радужные перспективы.

Экономика страны готовилась открыть второе дыхание из-за отмены санкций. Первого черного президента страны Нельсона Манделу носили на руках и воспевали мировые СМИ. Его идеи в духе Толстого и Ганди о прощении и национальном примирении, а также мечты о радужной нации резонировали с духом времени. Южноафриканцы, как и советские люди мечтали о гласности, свободе и перестройке. В ЮАР царила восторженная атмосфера единства, на референдуме в 1992 г. белые южноафриканцы двумя третями голосов поддержали отмену апартеида. А африканцы вслед за Манделой были готовы простить грехи апартеида и вместе с белыми строить государство всеобщего благосостояния. Легендарная победа Springboks в финале Rugby World Cup в 1995 г. лишь усилила чувство национального восторга и единения. Казалось, вот-вот произойдет чудо.

Однако чуда не случилось. И главной причиной стало то, что пришедший к власти АНК не знал никакой другой реальность кроме апартеида. Из наилучших побуждений вчерашние партизаны невольно начали воспроизводить систему апартеида, с которой они так долго боролись, только наоборот. Вместо отмены всех расовых категоризаций предыдущего режима, АНК инкорпорировал их в новую политическую систему. И сегодня в анкетах при устройстве на работу или поступлении в университет вас спросят, вы белый, черный, цветной или индиец. Для каждой из расовых групп существует своя квота. И не думайте, что вы можете записаться черным, если вы белый или цветной, вас быстро вычислят. Как и при апартеиде, переход из одной расовой категории в другую практически невозможен. Драконоборец победив дракона, сам стал им. В духе нового расизма (а любое оперирование на основание расовых признаков – расизм) АНК сделал акцент не на повышение общего благосостояния, а на перераспределение имеющихся благ – от белых к черным. С этой целью приняты три основные программы, которые должны были увеличить количество африканцев в бизнесе и госсекторе, а именно:

Broad-Based Black Economic Empowerment (Всеобъемлющее усиление экономической власти черных).
Формула 80-9-9-2 (т.е. в бюджетных учреждениях должны работать 80% – черных, по 9% белых и цветных, и 2% - индийцев).
Искусственная занятость в государственном секторе.

Именно эти три программы стали движущим фактором деградации политических и экономических институтов ЮАР. Что неудивительно, ведь во главе ставились люди не исходя из их профессиональных качеств, а их цвета кожи и племенной принадлежности. Процесс отрицательного отбора был запущен.
Благими намерениями: как разваливалась ЮАР. Часть 2.

По приходу к власти правительство АНК начало разрабатывать и внедрять меры позитивной дискриминации (affirmative actions), чтобы увеличить представительство африканцев в органах государственной власти и бизнесе. Действительно, такая мера была необходима. По окончанию апартеида существовала огромная диспропорция представленности. В полиции, армии, медицине, госаппарате, образование, науке и многих других отраслях доминировали белые. Однако правительство АНК решило форсировать естественный процесс. С одной стороны поощрялся уход белых с их должностей (например, им раньше разрешалось выйти на пенсию), а с другой – установив расовое квотирование при приёме на работу новых кадров.

Согласно формуле 80-9-9-2, любое state agency или компания с госучастием при приеме на работу должно руководствоваться общенациональными демографическими пропорциями и нанимать 80% африканцев, 9% белых, 9% цветных и 2% индийцев. Если в России в объявлениях можно прочитать неполиткорректное про сдачу «только славянам», то в ЮАР в газетах при публикациях вакансий нередко можно было встретить «for Blacks», которое сегодня заменено на политкорректное «historically disadvantaged groups”. Другим нюансом является то, что общенациональная демография не всегда коррелируют с ситуацией в конкретной провинции. Так, в Западном Кейпе – самую большую группу населения составляют "цветные" (окл 50%), но при приеме на работу в госсекторе цветное большинство дискриминируются в пользу африканцев. Самое большое лицемерие здесь в том, что если во многих документах цветные и индусы признаются "черными", то в случае трудоустройства их таковыми не считают. Преференциальные права коренного население региона – племен кой-кой – также не признаются. Койсаны (aka бушмены и готтентоты) до сих пор по старым колониальным стандартам рассматриваются как цветные, хотя они жили в регионе до прихода и белых, и бантуязычных африканцев. Уже как четверть века койсанские активисты безуспешно требуют от правительства признать их аборигенами с вытекающими из этого правами.

Указанные нюансы и противоречия можно было бы объяснить сложностями переходного периода. Однако самым разрушительным последствием расового квотирования стал развал управления и системы поддержки инфраструктуры на местах, в особенности в нестоличных локациях. Представьте, что вы мэр какого-нибудь маленького южноафриканского тауна типа Белфаста. Вам надо набрать 100 сантехников и инженеров для поддержки городской инфраструктуры. Согласно закону 80 из них должны быть африканцами. Но стольких африканских специалистов в городе нет физически, а те немногие которые были, уже давно уехали в большие города за большей зарплатой. Что вы будете делать, правильно нанимать родственников, кумов и сватов. Проблема только в том, что когда возникает проблема эти горе-специалисты могут только почесать в голове и сказать «Eish». Как результат, во многих маленьких городах перебои с водой, электричеством и канализацией – это каждодневное явление, от которого в первую очередь страдают эти же самые исторически ущемленные группы.

Подобное происходит повсеместно. Массовая некомпетентность, низкая эффективность труда и кумовство являются серьезными проблемами развития Южной Африки. Похожим делом обстоит ситуация и в бизнесе, о чем будет рассказано в следующий раз.
C вчерашнего дня ЮАР вернулась на 3 уровень локдауна. В частности, полностью запретили продажу алкоголя и его распитие в общественных местах (за исключением винных ферм), закрыли пляжи и многие парки, ввели curfew с 9 вечера до 6 утра, бары и рестораны не могут работать позднее 8 вечера. Об этом ночью в понедельник объявил Рамапоса. Решение было поспешным и весьма неожиданным. Неделю назад закрыли Восточный Кейп, но что закроют всю страну после того, как вся страна отправилась на рождественские выходные не ждал никто. Руководство ЮАР объясняет внезапность и суровость мер тем, что за с 25 по 28 декабря погибло 800 чел. от ковида, а общее число заболевших впервые на континенте перевалило отметку 1 млн. Цифры серьезные, но, адекватность введенных ограничений вызывает сомнения.

Надо понимать, что в ЮАР сейчас рождественские каникулы и большинство уехали в отпуск, в основном на море. Людям, которые приехали пару дней назад купаться и отдыхать, придется теперь сидеть без океана днем и гуляний ночью. Вряд ли туристы теперь потратят много денег. Южноафриканская экономика, сильно пострадавшая от прошлого локдауна, связывала большие надежды с этим сезоном. Но боюсь для многих компаний новые ограничения станут последним ударом. Прежде всего, в сфере туризма, виноделия, сдачи жилья в аренду, транспорта. Иначе говоря, бизнеса, который платит налоги. Напротив, «черный» рынок в виде контрабанды, незаконной алкопродажи и самогоноварения (вы же не думаете, что люди перестанут пить) взлетит до небес, а также разрастётся коррупция (без полиции в этом деле не обойтись), вырастит безработица и снизятся налоговые поступления. Это именно то, что произошло несколько месяцев назад в апреле-июле 2020 г.

Существуют много версий, почему власти допускают применение таких казалось бы поспешных и экономически вредных решений. Самая оригинальная, которую я слышал – таким образом власть хочет убить белый бизнес, чтобы потом было легче национализировать экономику, то что от нее останется. Однако неадекватные меры на ковид, убивающие экономику, права и свободу людей можно увидеть не только в ЮАР, а по всему миру.
Спасибо, коллегам и подписчикам. Всех с наступающим Новым годом!
Не отличаясь оригинальностью, хотели бы поделиться с вами каналами по африканской повестке, которые читаем сами.

Из приятного за этот год — появилось много профильных и региональных проектов, за которыми хочется следить и чьими материалами хочется делиться.

Надеемся, в будущем году их станет ещё больше и тогда у нас всех точно получится понимать Африку лучше, чем сейчас.

С праздником, дорогие!

https://yangx.top/zangaro — общественно-политические лонгриды

https://yangx.top/Isthatyouafrica — оперативная лента африканских новостей

https://yangx.top/because_africa — редкие, но крайне интересные заметки из Мали, теперь ждём из Южного Судана

https://yangx.top/bhmoth — авторские заметки о Судане и, с недавних пор, Египте

https://yangx.top/africanotes — Бурунди изнутри

https://yangx.top/madagasikara2020 — остров Мадагаскар

https://yangx.top/Ethiopia_tezeta — сочно и стильно об Эфиопии

https://yangx.top/veliky_trek — о ЮАР и африканерах

https://yangx.top/energy4africa — африканская энергетика

https://yangx.top/alg_today — Алжир

https://yangx.top/africantent — об африканском искусстве

https://yangx.top/businessafrica — о бизнесе в Африке

https://yangx.top/africa_russia — Ассоциация экономического сотрудничества со странами Африки

https://yangx.top/jalal_abaadi — Мавритания
В ЮАР массово переходят на Телеграм. Ранее мессенджером из моих южноафриканских знакомых пользовались единицы. Однако за последние несколько дней число скачиваний Телеграма в ЮАР выросло до 2.2 млн. Связано это с изменением политики конфиденциальности WhatsApp'а, который с 8 февраля будет сливать данные в Facebook. Неудивительно, что многие южноафриканцы решили перейти на Телеграм и Сигнал. Чему нельзя не порадоваться, учитывая последние волюнтаристские действия американских соцсетей. Дурову отдельный респект, именно так надо завоевывать Африку.
Итак, в Пробковом шлеме шесть тысяч подписчиков. С одной стороны, не такое уж значительное число - сообщество Пробкового шлема Вконтакте почти в четыре раза больше. С другой стороны, количество подписчиков Шлема в тг вдвое превышает те силы, которыми в 1757 году располагал Роберт Клайв в битве при Плесси. В общем, никуда не денешься, по такому случаю надо делать традиционную подборку.

1) Три канала коллег-индологов:

@india_tv2020 - ежедневные новости из Индии

@speciallassi - Индийский океан и геополитика

@indiaanalytics - коллеги из Института востоковедения РАН


2) Три канала, которые я читаю особенно внимательно:

@sublimeporte - здесь пишут о самых разных интересных вещах, а сам канал уже не очень нуждается в дополнительном представлении

@wildfield - Османы и далее на восток

@zangaro - самый познавательный канал по новейшей африканской истории

3) Просто интересные каналы, которые я начал читать в последнее время:

@mmrus - новости Мьянмы/Бирмы. Близкие, но загадочные соседи Индии

@EnfrardgenomAsien - история и политика Тибета

@veliky_trek - специальный канал по истории Южной Африки всегда был очень нужен

@tsarofkazan - занимательное регионоведение и не только

@SmartBabylonia - как хорошо, что есть люди, которые пишут в тг не про современность, а про древнюю Месопотамию
Камиль затронул интересную тему об отсутствии дистанции между мыслью и ее озвучиванием в России. Эта привычка «что думаю, то и говорю» часто ставит в шок иностранцев. Из-за нее нередко выходцев из России нередко считают грубыми и невежливыми. В культуре WASP’ов сказать что-то резкое и прямолинейное в лицо допустимо разве что между друзьями, но в отношении малознакомого человека — это табу. Напротив, принято улыбаться и заводить малозначащие small talks при коротких встречах, с участием расспрашивать про вашу страну и вас при встрече на вечеринке. Звучит вроде круто и наверняка вы об этом уже слышали.

О чем часто забывают упомянуть, так это о том, что обратной стороной этой публичной вежливости является повсеместная привычка говорить гадости за спиной. Сколько раз я был свидетелем сцены, что человеку улыбались и были очень с ним приветливы, но как только он уходил, то тон сразу менялся и ему перемывали каждую косточку. Долго и со вкусом, по очереди, и взрослые, и молодые, припоминали каждые его недостатки.

Меня поначалу эта показная приветливость поначалу не раз вводила в заблуждение. Я думал, как много хороших людей вокруг, до тех пор, пока я не узнавал, что люди на самом деле о тебе думают. Я не говорю, что подобного нет в России, но имхо, у белых южноафриканцев это выражено куда сильней. Что, возможно, является компенсацией за необходимость казаться дружелюбными в публичном пространстве даже в отношение людей, которых ты презираешь.