Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева в городе Козьмодемьянске в республике Марий Эл
История создания музея в Козьмодемьянске очень перекликается с историей, рассказанной на недавней выставке «На телеге в ХХI век» в Музее русского импрессионизма, когда в городе Яранске Вятской губернии на 100 лет затерялись картины, участвовавшие в Третьей передвижной художественной выставке.
В Козьмодемьянске же из-за гражданской войны осели картины, участвовавшие в Волжско-Камской бесплатной передвижной выставке. А дальше уже в историю вмешивается роль личности. Если бы не Александр Владимирович Григорьев, который был не только художником, но и хороших организатором, то картины могли бы и затеряться. Но Григорьев организовывает в городе музей, в котором сейчас одна из лучших коллекций картин Николая Фешина (на первом месте, конечно же, Казань).
Заслуга Григорьева не только в том, что он сохранил картины передвижной выставки, но и в том, что смог сильно обогатить коллекцию музея. Человек, беззаветно служивший своему детищу, репрессированный, но не сломленный, чье имя музей носит и сейчас.
И отдельно хочется сказать о людях, служащих музею сегодня. Если честно, то не знаю, общение с кем доставило мне большую радость – с полотнами Фешина, ради которого я и поехала в этот чудный город, или с Еленой Юрьевной Карпеевой, которая уже 40 лет хранитель музея. Она настолько тепло, живо и легко погрузила нас и в судьбу музея и жизнь Григорьева, рассказала про коллекцию, проводила в музей купеческого быта и провела там экскурсию, что не хотелось расставаться.
Огромное спасибо Козьмодемьянскому Музейному Комплексу за теплый прием и за то, что хочется к вам вернуться!
История создания музея в Козьмодемьянске очень перекликается с историей, рассказанной на недавней выставке «На телеге в ХХI век» в Музее русского импрессионизма, когда в городе Яранске Вятской губернии на 100 лет затерялись картины, участвовавшие в Третьей передвижной художественной выставке.
В Козьмодемьянске же из-за гражданской войны осели картины, участвовавшие в Волжско-Камской бесплатной передвижной выставке. А дальше уже в историю вмешивается роль личности. Если бы не Александр Владимирович Григорьев, который был не только художником, но и хороших организатором, то картины могли бы и затеряться. Но Григорьев организовывает в городе музей, в котором сейчас одна из лучших коллекций картин Николая Фешина (на первом месте, конечно же, Казань).
Заслуга Григорьева не только в том, что он сохранил картины передвижной выставки, но и в том, что смог сильно обогатить коллекцию музея. Человек, беззаветно служивший своему детищу, репрессированный, но не сломленный, чье имя музей носит и сейчас.
И отдельно хочется сказать о людях, служащих музею сегодня. Если честно, то не знаю, общение с кем доставило мне большую радость – с полотнами Фешина, ради которого я и поехала в этот чудный город, или с Еленой Юрьевной Карпеевой, которая уже 40 лет хранитель музея. Она настолько тепло, живо и легко погрузила нас и в судьбу музея и жизнь Григорьева, рассказала про коллекцию, проводила в музей купеческого быта и провела там экскурсию, что не хотелось расставаться.
Огромное спасибо Козьмодемьянскому Музейному Комплексу за теплый прием и за то, что хочется к вам вернуться!
Telegram
Валерия Касамара
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Первые успехи Дани
Патриотическое воспитание стало одной из тем Всероссийского форума городов трудовой доблести. Нам удалось встретиться с коллегами из 44 городов и обсудить как это работает «на земле». Здесь не буду писать КАК (во-первых, везде по-разному, во-вторых, важнее фокус на развитии ситуации, а не на анонсах её минусов и плюсов), но поделюсь концепцией, которую презентовала коллегам, которая точечно, где-то интуитивно, уже проявляется в профессиональной среде, и, наконец, мы обсудили ее концентрированно.
Речь о том, что патриотизм — не монолитен, не узок, не односложен, и в этом уже большая сложность, поскольку наблюдаемая тенденция к упрощению патриотизма (иногда это следствие популизма, иногда - пещерности) работает против него. Попытки придать форму совокупности взглядов, ценностей, действий привели к созданию концепции десяти граней патриотизма, и все дальнейшие обсуждения мы можем позволить себе с учетом консенсуса о признании этих граней (см. рис. ниже) и их равнозначности. По-другому, патриотизм — это зонтичная конструкция, которая полноценна только тогда, когда раскрывается каждый ее элемент. Любой перекос, любая однобокость чреваты.
Сегодня можно говорить об индивидуальном профиле патриотизма: каждому человеку могут быть ближе те или иные грани (чаще одна или две), например, для кого-то это добровольчество и экология, для других - история (тоже тренд), при этом остальные грани могут быть совсем далеки. И это не делает гражданина не патриотом. Скажем, молодой человек, которому не близко направление защиты Отечества (такое бывает), из-за акцентирования на военно-патриотическом воспитании, ощущает отчуждение и теряет возможность идентифицировать себя как патриот (кстати, долгое время молодые люди считали, что быть патриотом - это умирать за Родину, и оттого не считали себя таковыми). Важно избегать умаления любой из граней патриотизма, они равнозначны, и для каждого актуален свой персональный набор.
И ещё. По моим наблюдениям, говорить о ресурсном проклятии уместно не только в экономической теории. Парадокс изобилия напрямую затрагивает и патриотизм. У нас настолько богатые культура, история, человеческие ресурсы, природа (можно продолжать), что нам чуждо чувство дефицита нематериальных ресурсов. То, что во многих других странах с трудом создается, холится и лелеется, у нас ветшает. Просто потому что не ценится. Ценнее то, что в дефиците, то, что досталось с трудом. Чтобы вырваться, а не стагнировать, надо начинать ценить. И этому тоже надо учиться.
Речь о том, что патриотизм — не монолитен, не узок, не односложен, и в этом уже большая сложность, поскольку наблюдаемая тенденция к упрощению патриотизма (иногда это следствие популизма, иногда - пещерности) работает против него. Попытки придать форму совокупности взглядов, ценностей, действий привели к созданию концепции десяти граней патриотизма, и все дальнейшие обсуждения мы можем позволить себе с учетом консенсуса о признании этих граней (см. рис. ниже) и их равнозначности. По-другому, патриотизм — это зонтичная конструкция, которая полноценна только тогда, когда раскрывается каждый ее элемент. Любой перекос, любая однобокость чреваты.
Сегодня можно говорить об индивидуальном профиле патриотизма: каждому человеку могут быть ближе те или иные грани (чаще одна или две), например, для кого-то это добровольчество и экология, для других - история (тоже тренд), при этом остальные грани могут быть совсем далеки. И это не делает гражданина не патриотом. Скажем, молодой человек, которому не близко направление защиты Отечества (такое бывает), из-за акцентирования на военно-патриотическом воспитании, ощущает отчуждение и теряет возможность идентифицировать себя как патриот (кстати, долгое время молодые люди считали, что быть патриотом - это умирать за Родину, и оттого не считали себя таковыми). Важно избегать умаления любой из граней патриотизма, они равнозначны, и для каждого актуален свой персональный набор.
И ещё. По моим наблюдениям, говорить о ресурсном проклятии уместно не только в экономической теории. Парадокс изобилия напрямую затрагивает и патриотизм. У нас настолько богатые культура, история, человеческие ресурсы, природа (можно продолжать), что нам чуждо чувство дефицита нематериальных ресурсов. То, что во многих других странах с трудом создается, холится и лелеется, у нас ветшает. Просто потому что не ценится. Ценнее то, что в дефиците, то, что досталось с трудом. Чтобы вырваться, а не стагнировать, надо начинать ценить. И этому тоже надо учиться.
Продолжаю смаковать встречу с Николаем Фешиным в Чувашском государственном художественном музее
Вы даже не представляете, как я расстроилась, когда узнала, что музей на все лето закрыт на ремонт. Я же уже настроилась, что наконец-то увижу работы художника, который каким-то странным образом захватил меня и не отпускает. А дальше начинает работать теория шести рукопожатий – в музее меня ждет главный хранитель Исаев Георгий Геннадьевич, который показывает работы Николая Фешина, говорит, что надо срочно ехать в Козьмодемьянск, потому что у них коллекция-то получше будет, рассказывает про очень интересного чувашского художника Алексея Кокеля, показывает реставрационную мастерскую. Одним словом, чудеса в решете.
Произошло то, о чем даже мечтать не могла: я и Фешин. До сих пор не верю, что это было: стою на коленях и фотографирую картины, расставленные специально для меня.
Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель музея, человек сказочный. Такое впечатление, что на таких атлантах держится вся культура в регионах нашей необъятной страны.
Спасибо огромное Наталии Золотовой и Анне Радостиной, подтвердившим, что теория шести рукопожатий работает.
Вы даже не представляете, как я расстроилась, когда узнала, что музей на все лето закрыт на ремонт. Я же уже настроилась, что наконец-то увижу работы художника, который каким-то странным образом захватил меня и не отпускает. А дальше начинает работать теория шести рукопожатий – в музее меня ждет главный хранитель Исаев Георгий Геннадьевич, который показывает работы Николая Фешина, говорит, что надо срочно ехать в Козьмодемьянск, потому что у них коллекция-то получше будет, рассказывает про очень интересного чувашского художника Алексея Кокеля, показывает реставрационную мастерскую. Одним словом, чудеса в решете.
Произошло то, о чем даже мечтать не могла: я и Фешин. До сих пор не верю, что это было: стою на коленях и фотографирую картины, расставленные специально для меня.
Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель музея, человек сказочный. Такое впечатление, что на таких атлантах держится вся культура в регионах нашей необъятной страны.
Спасибо огромное Наталии Золотовой и Анне Радостиной, подтвердившим, что теория шести рукопожатий работает.