Учебник Холмогорова. Дневник проекта
3.21K subscribers
514 photos
19 videos
24 files
608 links
Канал для публикации заметок и ссылок по проекту учебника всемирной истории с русским акцентом от Холмогорова.

Поддержать проект можно тут
Тинькофф: 2200700839359956
Сбер: 2202205092076618
加入频道
Богатырь - Папа. Копье в его руках - Божья Власть. Могучий конь - Народ. Секира у седла богатыря - Я. Так подписями на плакате Цесаревич Алексей описал свою картину мира.

Замечательная выставка "Если б однажды я стал царем", посвященная 120-летию со дня рождения Цесаревича проходит в Музее военной формы - Большая Никитская, д. 46/17, стр. 1

Отчет тут: https://vk.com/wall-226964956_290
Forwarded from Дюков. Историк-рационализатор (Александр Дюков (р))
Я как-то писал про то, что русский Брежнев был вынужден писаться "украинцем" ради партийной карьеры в УССР.

А вот замечательная прямая речь Брежнева в 1965 г. (зафиксированная в воспоминаниях Шелеста):

«Вот у нас при Скрипнике украинизацию проводили. Так это была скрипниковщина! При Скрипнике, вы знаете, я работал на заводе, когда украинизацию проводили — так это же был абсурд, смех. Да и вообще, украинский язык — это же... это суржик русского языка».
А еще у меня для вас замечательная новость.

Сегодня в 19:00 в Нижнем Новгороде замечательным концертом открываются Всероссийские спортивные игры Александра Невского.

На концерте будут исполнены замечательные произведения русской классики - и патриотические песни.

А главное (для меня) моё Слово о России и русском народе.

Русь. Русская Земля. Россия. Под звон мечей и свист стрел выходишь ты на авансцену истории. Могучие смелые люди идут по речным путям из Варяг в Греки, и из Варяг в Персы, чтобы создать крупнейшую державу Европы, а затем и мира. От Ладоги и Великого Новгорода, до Смоленска и Полоцка, до Чернигова и Киева, Суздаля и Владимира, Ярославля и совсем еще юного Нижнего Новгорода – основывают русичи свои города. Они ищут Славы и Удача сопутствует им. Но находят они и гораздо большее – Веру...

Актер Евгений Князев прочтет это слово.

Подключайтесь к трансляции. Послушайте. Это будет замечательный концерт.

https://vk.com/video-186660393_456241278
Нам надо как-то уходить от "культуры ущемления" в наших внутрироссийских делах.

Идет ли речь о взятии Казани, или о Кавказской войне, или о присоединении Сибири, или об обороне Самаркандской крепости.

И переходить к культуре "Сабатона".

(Кто не знает - это такая шведская рок-группа, которая поет военно-исторические песни в которых все стороны герои - у них куча песен прославляющих русские победы в том числе: Полтава, Атака мертвецов, о Прохоровке...)

Наши славные герои - Ваши славные герои.

Славно наши деды помесились, а теперь обнимемся и пойдем есть шашлык, закусывая эчпочмаком и запивая квасом.

Это единственный путь. А экспансия зоны умолчаний и обид - нет.

Я, собственно, и относительно гражданской войны был изначально за "культуру Сабатона". Но что-то пошло сильно не так.
СЛОВО О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
Написано Е. Холмогоровым для концерта на открытие Игр Александра Невского в Нижнем Новгороде 12 сентября 2024.

НАЧАЛО РУСИ

Русь. Русская Земля. Россия.

Под звон мечей и свист стрел выходишь ты на авансцену истории.

Могучие смелые люди идут по речным путям из Варяг в Греки, и из Варяг в Персы, чтобы создать крупнейшую державу Европы, а затем и мира.

От Ладоги и Великого Новгорода, до Смоленска и Полоцка, до Чернигова и Киева, Суздаля и Владимира, Ярославля и совсем еще юного Нижнего Новгорода – основывают русичи свои города.

Они ищут Славы. И Удача сопутствует им. Но находят они и гораздо большее – Веру.

Крещение Руси, принятие Святого Православия дали нам не только Земное Отечество, но и Отечество Небесное, Русь Великая соединилась с Русью Святою.

Читать дальше: https://vk.com/wall-226964956_325
Патриарх Николай Мистик, бывший регентом при маленьком Константине Багрянородном, примерно в 911 г. пугал угрожавшего Империи царя болгарского Симеона тем, что на защиту Империи выступят Русь, венгры и печенеги.

То есть договоры Олега с ромеями вполне действовали и были Империи полезны.
"Чудское озеро стало внутренним русским водоемом"

Звучит как план.
Конечно обалденная характеристика Толочко младшим Романа Галицкого. Даже если не вполне верная (и очень пристрастная по отношению к Горовенко) - всё равно - https://www.academia.edu/4581470/
Из летнего отпуска вернулся проект "Пабликейшн".

https://rutube.ru/video/84514def31209eaa3d668a920e0772e9/

В новом выпуске рассказываю о книге Ха Джун Чанга "Съедобная экономика". Как маршал Жуков пил прозрачную кока-колу? Зачем корейский диктатор Пак Чжон Хи заставлял детей есть насекомых? Почему если у вас много анчоусов и птичьего гуано, а у немцев только химия - вы все равно проиграете? Что производит Швейцария кроме шоколада и часов с кукушкой?

И многие другие темы, сводящиеся к одной: если вы хотите нормальную экономику, то вам нужно полноценное промышленное развитие. Никакой постиндустриализм вам не поможет.

Так же смотрим на ютубе: https://youtu.be/9XZpuDGAYg8

И подписываемся на замечательный канал "Телега Онлайн": https://yangx.top/telegaonlineofficial
Forwarded from Ideas
Тут я увидел в тг спор между Ольгой Бонч-Осмоловской и Вавиловым о Конфуции. И Вавилов пишет что основной конфликт был у конфуцианцев с легистами. Я хотел бы вставить свои источниковедческие пять копеек. Идея что у конфуцианцев был конфликт с легистами и это был их основной конфликт эпохи это традиционная китайская мысль, по разному воспроизводившаяся начиная со второго века до н.э., с Сыма Таня, отца Сыма Цяня. Никаких оснований приписывать этой мысли действительность или даже более раннее происхождение нет. Дело в том, что никакого такого "легизма" не существовало как направления в эпоху Чжаньго, эпоху конца Восточного Чжоу, с V по III вв до н.э. Это позднеимперское обобщение, произведенное в идеологических целях на основе обширного материала собранного в дворцовую библиотеку империи Хань. Результатом этого собирательства является данная концепция и многие так называемые "философские книги" "легистской школы". На основании этих "книг", которые вовсе не книги и делается вывод о существовании некой легистской школы, которой никогда не было. Начнём поэтому именно с этих книг. Существуют в традиции передачи две таких больших "книги" приписываемых двум выдающимся деятелям эпохи. "книга правителя области Шан" (Шан-цзюнь шу, далее будет ШЦШ) приписывается циньскому генералу и сановнику Шан Яну (Гунсунь Ян), умер в 338 г до н.э., а "Хань Фэй-цзы" (далее ХФЦ) это "книга", приписываемая сановнику царства Хань, Хань Фэю, умер в 233 в. до н.э. Ещё были два "легиста", от которых не осталось самостоятельных больших " книг" - Шэнь Бухай и министр Цинь Шихуанди по имени Ли Сы. И есть ещё одна "книга"," Гуань-цзы", которую относят к "легизму", но не приписывают даже деятелю эпохи 5-3 вв до н.э., а приписывают Гуань Чжуну, деятелю, умершему в 645 г до нэ, задолго до наступления эпохи, в которую был реально написаны "главы" Гуань-цзы (самое раннее конец 4го в. до нэ - начало 3 век до н.э.). Если просто взять всех этих людей, которым приписывается тексты и "легистские" идеи, то не существовало никаких традиций передачи или же общих организованных сообществ, связывавших их. Но мы будем говорить про "книги", а не про людей. Как выглядела книга (настоящая) эпохи чжаньго 5-3 в. до нэ? Как мы определим книгу? Как максимального размера памятник, внутренне связанный, написанный целостно одним человеком или людьми знавшими друг друга (например отцом и сыном). Так вот, в это время в большинстве случаев книги выглядели как свитки из бамбуковых планок или деревянных дощечек. Найдено уже очень много таких книг. В могилах, например. Лежит труп, а в изголовье ворох планок. Большая такая тяжёлая груда. И тут проблема: в, земле не находят таких "книг", какие переданы нам традиций. Максимальный размер связанного текста из наденных в земле соответствует размеру главы из таких "книг" как ШЦШ или ХФЦ. В первой 26 "глав", во второй же вообще 55. Ну и если их почитать, то выяснится, что эти "главы" между собой никак в них не связаны. Вывод очевиден: в эпоху чжаньго самостоятельно циркулировали именно эти "главы", и конечно никто не знал что это главы, это были вполне себе самостоятельные памятники. Из разных царств. Потом пришла империя и стала подводить итоги и производить обобщения. И возник образ злого цинь шихуанди которому служили злые легисты, и хороших ханьских императоров, которым служили добрые конфуцианцы. Возникло идеологическое обобщение, под которое стал собираться материал. Брали реальные книги на бамбуке, и составляли из них сборники, антологии. Так и возникли эти огромные "книги" из десятков "глав". Особенно активно этим занимались ханьские редакторы Лю Сян и Лю Синь, разрабатывавшие новые формы книг под задачи библиотечного дела империи. По тематикам, которые отражали приоритеты империи, а не эпохи чжаньго. Это все в общем то известно в науке очень хорошо. Значит почему тогда китайцы предпочла забыть что это никакие не книги, а антологии, сборники? Потому что уже с Восточной Хань начинается распространение бумаги.
Forwarded from Ideas
А при переносе на бумажный носитель целая реальная бамбуковая книга, груда планок, толстый сверток ("свиток") этих планок умещается на тоненький листок бумаги, бумажный свиток. Хранить отдельно реальные книги нет никакой возможности, придётся делать для слишком маленьких объёмов бумажного полотна обложки и оформление и вставлять оси, на которые наматывались свитки. Поэтому происходит собирательство и антологизация, даже внутри одной "главы" на самом деле могут быть совершенно не связанные тексты. Таким образом, ясно, что в эпоху чжаньго не было никаких этих сборников "легистов". Сначала ханьцы придумали связь между совершенно несвязанными людьми, потом стали под эту идею составлять разделы библиотек, потом компилировать сборники.
Таким образом, совершенно точно что Шан Ян и Хань Фэй не писали соответственно ШЦШ и ХФЦ. из всей ШЦШ могут как то быть связаны с Шан яном максимум две "главы" из 26, а все остальное это чужие другие тексты, значительная часть их это уже третий век до нэ, через сто лет после Шан Яна. В общем, ни люди не связаны, ни "книги". Связь возникает в глазах читающего когда он читает сборник, подборку. Таким образом, легизм это идея и библиотечно-антологизирующий принцип. Общее между людьми и текстами, возникшее не в чжаньго, а самое раннее в Хань, через век. А в эпоху Чжаньго конечно не было никаких учеников у Шан Яна и Хань фэя и не было связи между "их" книгами, которые были совсем не их на самом деле.
Притом важно понимать, большинство этих "глав" это реальные тексты времен чжаньго, но составленные вместе уже в Хань. И скорее всего, это вступления к указам и приказам и официальным текстам, от которых безжалостно отрезали собственно сами указы. Но это уже совсем другая история
Forwarded from Ideas
Вот так выглядит бамбуковый сверток в развёрнутом виде
Forwarded from Ideas
А вот так в свернутом. 23-27 см в длину
Спор китаистов побудил еще одного китаиста развеять один из главных мифов китаистики - миф о существовании некоей "школы легистов"(фацзя), которая противостояла конфуцианцам. Источниковедческой критики этот фантом не выдерживает - легистов придумали ханьские систематики, которые сгребли в одну кучу не связанных между собой деятелей и скомпилировали для них книги, к авторству которых те имели отношение на 1/20.

Никакой "фоменковщины" - чисто технология, перенос письменности с бамбуковых дощечек на бумагу.

Отсюда и далее: https://yangx.top/ideyi/261
Forwarded from Ideas
Идеологема что был некий легизм и была борьба с ним у конфуцианцев появилась для того, чтоб объявить царство Цинь легистским, ведь там действовали Шан Ян и Ли Сы, министр Цинь Шихуанди. Ханьской идеологии надо было объявить Цинь Шихуанди жестоким, приписать ему жестокую доктрину жестокого легизма, а потом противопоставить ему доброго первого ханьского императора Лю Бана, который якобы отменил "жестокие циньские законы". Но сравнение реальных законов Хань и Цинь (найденных археологами в могилах на бамьуковых планках) показывает, что особой разницы между законами Хань и Цинь не было. Цинь не было государством тоталитарных легистов. В одном и том же РЕАЛЬНОМ тексте эпохи чжаньго могли встречаться и "конфуцианские" и легистские" идеи, потому что само разделение и классификация возникли гораздо позже. В самом царстве цинь вполне могли ходить в текстах чиновников" конфуцианские" понятия доверия (" синь") и верности (" чжун") и" срединного пути". В могиле циньского чиновника был найден такой текст, Вэй ли чжи дао ("Путь того как быть чиновником"). То есть это прямо норматив-норматив. И вот что он пишет ( это отрывок, перевод мой, из статьи моей давней): Путь того как быть чиновником (Вэй ли чжи дао)
 
Любой следующий путем чиновника
должен прозрачно честно
и осторожно, твердо уверенно и внимательно
исследовать и проверять, чтобы не было корысти;
следить за мельчайшим и тончайшими [деталями],
чтобы в покое и тишине не было нарушений.
Исследовав – назначать взыскания и поощрения
строго и жестко но без жестокостей
невиновным не отсекать ноги
не надо постоянно давить на других
не надо решать дела во гневе
Широко распространять верность и доверие
Распространять согласие и спокойствие, не допускать гнева (волнений, обид, ссор)
не надо наказывать покаявшихся  тяжело 
по-доброму относиться к низшим, не унижая их
почитать начальников и не совершать проступков по отношению к ним
не заслонять уши для критики 
изучать и знать способности народа 
уметь измерять силу народа
в трудах быть примером 
при выпрямлении служить образцом [прямоты] 
быть требовательным к себе
быть скромным в страстях и воздержанным в желаниях
следовать среднему пути и не предпринимать крайностей 
не выпячивать свои заслуги
не заниматься тем, что не положено по службе 
уважать достойных, воспитывая в себе скромность 
в глуши вести себя также как при дворе
при назначении наказания не быть слишком жестоким (букв. Не отрубать ног) [ибо]
[даже] гнев может смениться на милость
[даже] радость может смениться на горе 
 [даже] умные могут поглупеть
[даже] здоровые могут ослабнуть
[даже]смелые могут сдаться
[даже] твердые могут смягчиться
даже] человечные могут ожесточиться
[ таким образом] доброта и сила не пребывают [постоянно и неизменно]
А я понял важную вещь про "выбор Даниила Галицкого".

Мол Александр Невский выбрал Орду и цивилизационную независимость, а Даниил Галицкий выбрал Европу и утрату этой независимости, растворение в Западе.

И "выбор" этот и его "последствия" на самом деле были очень мало связаны с волей Даниила.

Он уже родился в мире, где Галицко-Волынская Русь была теснейше интегрирована с Западом.

Всю жизнь он как лягушка бился над тем, чтобы хоть немножко степень этой интегрированности снизить. Без Даниила окончательная интеграция случилась бы еще до монголов. Он сохранял субъектность сколько мог.

Но...

Галицко-Волынская земля была мостом между Русью и Западом.

Монгольские нашествие искусственно обрубило один из берегов этого моста. У него просто не оказалось берега. Вместо него выжженная пустыня на месте Киева.

Той Русской Земли, которая была референтна для Галиции - Киевской и Черниговской земли, где можно было иметь города, интриговать, вести политику, иметь русские культурные связи, просто не стало. Полная пустота.

Даниил честно искал другой берег через Андрея, да и через Александра. Но этот берег был слишком далеко.

А ближнего русского берега просто не стало.

И это была трагедия Даниила. Ему осталось как-то выживать внутри запада, опоры на Руси не имея.

А Александр не оказался "внутри". На его счастье северо-восточная Русь граничила в основном с медведями и песцами. Возможности Запада по воздействию на нее были на кончиках пальцев вытянутой руки. И по этой руке Александр хорошенько врезал. А Даниил, не менее эффектно врезавший под Ярославом, врезал по локтю. Руки и у Венгрии, и у Польши было еще сколько угодно. А еще Литва, туды ее, заполнила вакуум.

И наступила та самая интеграция.

Вина лично Даниила в этом есть, но не фатальная. Он мог мало что сделать даже если бы никаких уний не подписывал бы.
А еще характернейшая глупость: "распад грсударства Русь на независимые княжества".

В то же самое время точно так же распалась Польша на Краков, Мазовию, Куявию, Поморье, Познань, Гнезно.

Но никто не будет говорить что "Польша распалась на множество независимых государств".