Немного уточню. Спор с Никитой шел не о том, ждёт ли нас спасение автоматически, по милости Божией, за красивые глаза. Это как раз и было бы тем самым "розовым православием", которому Никита всегда так страстно оппонирует, и с которым никто из моих друзей бы и не согласился. Мы же в споре отстаивали возможности посмертной метанойи — перемены ума. Если мы верим в посмертное существование души, и "три силы души", о которых писали отцы церкви, сохраняют свой онтологический статус, то значит у души сохраняется и воля к перемене ума.
Но ведь человеку в аду утопать в собственной всепоглощающей гордыне может быть даже “комфортнее“, чем быть с Богом: об этом прекрасно писал Льюис в «Расторжении брака». И тогда пребывание в аду вполне может быть вечным. Но свобода воли и возможность покаяния при этом сохраняются. Как я понимаю, этот подход не имеет радикальных расхождений с православным догматическим богословием, но всё-таки сохраняю за собой право на ошибку.
https://yangx.top/hungryphil/2008
Но ведь человеку в аду утопать в собственной всепоглощающей гордыне может быть даже “комфортнее“, чем быть с Богом: об этом прекрасно писал Льюис в «Расторжении брака». И тогда пребывание в аду вполне может быть вечным. Но свобода воли и возможность покаяния при этом сохраняются. Как я понимаю, этот подход не имеет радикальных расхождений с православным догматическим богословием, но всё-таки сохраняю за собой право на ошибку.
https://yangx.top/hungryphil/2008
Telegram
Лаконские щенки
Ехали на плацкарте в Ростов — сегодня открываем здесь наш Народный университет. Ехали и битый час говорили об апокатастасисе.
Надо сказать, что я — радикальный противник апокатастасиса. Мой аргумент очевиден — это учение вступает в противоречие со свободой…
Надо сказать, что я — радикальный противник апокатастасиса. Мой аргумент очевиден — это учение вступает в противоречие со свободой…
Никита вот всё мартышек.
А я-то про человека пишу!
Живого человека, который всегда остается живым, даже умерев, потому что душа — бессмертна.
https://yangx.top/hungryphil/2012
А я-то про человека пишу!
Живого человека, который всегда остается живым, даже умерев, потому что душа — бессмертна.
https://yangx.top/hungryphil/2012
Telegram
Лаконские щенки
Метанойя предполагает изменение, т.е. да, перемену ума. Изменение предполагает дискретность, деление на "до" и "после". Но в вечности, каковой является и ад, и рай, нет никакого "до" и "после", в вечности все сжато в одно, в тот самый парменидовский целокупный…
Forwarded from Коробов-Латынцев | Автор жив
Люблю споры об апокатастасисе. Один из моих дипломников в Российском православном университете св. Иоанна Богослова писал работу по сотериологии Бердяева и Шестова, и пока мы работали над дипломом, я понял, что на самом деле спор об апокатастасисе один из главнейших споров в русской религиозной философии, так что ничего удивительного, что мои друзья-философы всю дорогу Питер-Ростов провели в спорах о всеобщем спасении. Это еще что, однажды такой спор у меня продолжался в поезде Иркутск - Москва половину дороги))
Что касается меня, я думаю так.
Бог есть везде, и в аду тоже, но присутствие Бога вовсе не означает автоматического спасения. Бог есть в аду, но ад тоже есть, вернее, Бог и есть ад: для грешников предстояние пред Богом невыносимо, это их ад. Но то же самое предстояние для праведника будет раем.
Апостол ведь говорит, что в конце Бог будет всё во всем? (1 Кор. 15:28). Как это совместить с адом? Это серьезнейшая проблема - не только богословия, но и этики. Бердяев об этом прямо писал: этика не может игнорировать проблему ада.
Решение этой проблемы предлагает Мейстер Экхарт, и мне оно нравится, правда, приходится немного пойти дальше по его рассуждению.
В Проповеди "О сокровенной глубине" философ спрашивает: что горит в аду? И отвечает: в аду горят не грехи, в аду горит ничто. Цитирую: "Сравнение: возьми горящий уголь и положи его на мою руку. Если бы я сказал: уголь жжет мою руку, то я был бы несправедлив к нему. Если я должен определить, что собственно меня жжет, то это делает "ничто". Ибо в угле есть нечто, чего нет в моей руке. Если бы рука обладала всем тем, чем обладает и что дает уголь, она была бы вполне огненной природы. И бросили бы тогда на мою руку весь огонь, который когда-либо горел, он не причинил бы мне боли. Поэтому я утверждаю, что Бог и все те, что пребывают в блаженном созерцании Его, имеют нечто, чего не имеют отлученные от Бога. И единственно это "ничто" мучает пребывающие в аду души больше, чем своеволие или какой-либо огонь. Я говорю правду: поскольку ты захвачен этим "ничто", постольку ты несовершенен. Поэтому, если вы хотите быть совершенны, вы должны освободиться от всякого "ничто".
Продолжим Экхарта и договорим то, что само просится договориться из слов средневекового философа-мистика. Человек, оказавшийся "в аду", в действительности оказался пред Богом. Его страдания – от того, что он предстал пред Творцом. Но мучает его не Творец, мучает его то ничто, на место которого должна была быть Божественная Благодать, Свобода. Подобно тому, как при соприкосновении ладони с угольком человека мучает ничто, т.е. отсутствие в нем того, что присутствует в угольке, точно так же и при встрече с Божеством человека мучает ничто, т.е. отсутствие в нем того, что присутствует в Божестве, а именно отсутствие Благодати-Свободы.
Поэтому "Ад" – это Бог.
https://yangx.top/hungryphil/2008
Что касается меня, я думаю так.
Бог есть везде, и в аду тоже, но присутствие Бога вовсе не означает автоматического спасения. Бог есть в аду, но ад тоже есть, вернее, Бог и есть ад: для грешников предстояние пред Богом невыносимо, это их ад. Но то же самое предстояние для праведника будет раем.
Апостол ведь говорит, что в конце Бог будет всё во всем? (1 Кор. 15:28). Как это совместить с адом? Это серьезнейшая проблема - не только богословия, но и этики. Бердяев об этом прямо писал: этика не может игнорировать проблему ада.
Решение этой проблемы предлагает Мейстер Экхарт, и мне оно нравится, правда, приходится немного пойти дальше по его рассуждению.
В Проповеди "О сокровенной глубине" философ спрашивает: что горит в аду? И отвечает: в аду горят не грехи, в аду горит ничто. Цитирую: "Сравнение: возьми горящий уголь и положи его на мою руку. Если бы я сказал: уголь жжет мою руку, то я был бы несправедлив к нему. Если я должен определить, что собственно меня жжет, то это делает "ничто". Ибо в угле есть нечто, чего нет в моей руке. Если бы рука обладала всем тем, чем обладает и что дает уголь, она была бы вполне огненной природы. И бросили бы тогда на мою руку весь огонь, который когда-либо горел, он не причинил бы мне боли. Поэтому я утверждаю, что Бог и все те, что пребывают в блаженном созерцании Его, имеют нечто, чего не имеют отлученные от Бога. И единственно это "ничто" мучает пребывающие в аду души больше, чем своеволие или какой-либо огонь. Я говорю правду: поскольку ты захвачен этим "ничто", постольку ты несовершенен. Поэтому, если вы хотите быть совершенны, вы должны освободиться от всякого "ничто".
Продолжим Экхарта и договорим то, что само просится договориться из слов средневекового философа-мистика. Человек, оказавшийся "в аду", в действительности оказался пред Богом. Его страдания – от того, что он предстал пред Творцом. Но мучает его не Творец, мучает его то ничто, на место которого должна была быть Божественная Благодать, Свобода. Подобно тому, как при соприкосновении ладони с угольком человека мучает ничто, т.е. отсутствие в нем того, что присутствует в угольке, точно так же и при встрече с Божеством человека мучает ничто, т.е. отсутствие в нем того, что присутствует в Божестве, а именно отсутствие Благодати-Свободы.
Поэтому "Ад" – это Бог.
https://yangx.top/hungryphil/2008
Telegram
Лаконские щенки
Ехали на плацкарте в Ростов — сегодня открываем здесь наш Народный университет. Ехали и битый час говорили об апокатастасисе.
Надо сказать, что я — радикальный противник апокатастасиса. Мой аргумент очевиден — это учение вступает в противоречие со свободой…
Надо сказать, что я — радикальный противник апокатастасиса. Мой аргумент очевиден — это учение вступает в противоречие со свободой…
TUGARINOV
Немного уточню. Спор с Никитой шел не о том, ждёт ли нас спасение автоматически, по милости Божией, за красивые глаза. Это как раз и было бы тем самым "розовым православием", которому Никита всегда так страстно оппонирует, и с которым никто из моих друзей…
В комментариях пишут, что идея посмертной метанойи в любом случае не догматична. Был не прав!
Forwarded from BONCH-OSMOLOVSKAYA
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Народный университет начинает свою работу! Ура!
Какие прекрасные здесь собрались люди — преподаватели и студенты, поэты и кинорежиссёры! Невероятная, удивительная атмосфера!
Какие прекрасные здесь собрались люди — преподаватели и студенты, поэты и кинорежиссёры! Невероятная, удивительная атмосфера!
Forwarded from Протоиерей Александр Тимофеев (Александр)
Сегодня вечером заочно принял участие в открытии Северного народного университета. Встреча состоялась в конференц-зале гостиницы "Ростов Плаза". Завтра вводные лекции в Ростовском Университете. На занятия были приглашены студенты из ДНР и ЛНР. Ими в течение семестра будут прослушаны курсы по Истории христианства на юге России, философии, истории, антропологии, культурологии и др. предметам. Курсы небольшие – каждый автор прочитает по 8 лекций. Однако, все они будут фундаментальными по содержанию и представлены в двух идейных аспектах: единство русского народа со стороны истории и культуры, необходимость скорейшего возрождения разрушенного единства русского мира.
Forwarded from Владимир Легойда
Дилетантское суждение) 👇
Да, вечность не есть бесконечноть времени, но есть его (времени) отсутствие ("времени больше не будет"). И - да - коль скоро невозможно абсолютное познать относительным, то мы и не можем знать, что и как там [будет] ("не видел того глаз и не слышало ухо"). Отсюда, все наши споры о принципиальной (не)возможности апокатастасиса не есть ли "человеческое, слишком человеческое"? Все как-то иначе...
https://yangx.top/hungryphil/2012
Да, вечность не есть бесконечноть времени, но есть его (времени) отсутствие ("времени больше не будет"). И - да - коль скоро невозможно абсолютное познать относительным, то мы и не можем знать, что и как там [будет] ("не видел того глаз и не слышало ухо"). Отсюда, все наши споры о принципиальной (не)возможности апокатастасиса не есть ли "человеческое, слишком человеческое"? Все как-то иначе...
https://yangx.top/hungryphil/2012
Telegram
Лаконские щенки
Метанойя предполагает изменение, т.е. да, перемену ума. Изменение предполагает дискретность, деление на "до" и "после". Но в вечности, каковой является и ад, и рай, нет никакого "до" и "после", в вечности все сжато в одно, в тот самый парменидовский целокупный…
Стоим с друзьями-коллегами ночью на балконе гостиницы в центре Ростова, любуемся красивейшим южным городом. И вдруг раздаётся громкий хлопок, так что всё задрожало.
Не придали этому большого значения, пошли обратно внутрь, а там одна из наших студенток(ЛНР/ДНР) из номера выглянула. Немного стеснительно улыбается нам и спрашивает: «Что там? ПВОшечка?».
Пвошечка — любовно так знаете, с теплом и заботой...
А ещё до этого звук настраивали, и вдруг колонка сильно резко громко затрещит. Студенты на секунду напряглись, а потом дружно рассмеялись. Мы и не сразу поняли, над чем они так дружно смеются.
Это старшеклассники и первые курсы университетов — дети, выросшие под регулярными обстрелами.
Социальные сети недавно облетели хипстерские фотосессии в Мариуполе — глупые и мерзкие. Но при этом считаю, что каждый житель нашей страны должен хотя бы чуточку лично соприкоснуться с тем, что происходит в Новороссии. Соприкоснуться, но не для возрастания в ненависти к врагу — у студентов ДНР/ЛНР, ежедневно живущих под обстрелами, её много меньше, чем у многих горячих голов в Петербурге или Москве. Нет, не для этого, а для простого эмпирического понимания: чтобы этот кошмар наконец-то закончился для детей Донбасса, и не стал кошмаром каждого россиянина, мы все соборно должны делать всё возможное для мира и для победы. Каждый. Так и только так
Не придали этому большого значения, пошли обратно внутрь, а там одна из наших студенток(ЛНР/ДНР) из номера выглянула. Немного стеснительно улыбается нам и спрашивает: «Что там? ПВОшечка?».
Пвошечка — любовно так знаете, с теплом и заботой...
А ещё до этого звук настраивали, и вдруг колонка сильно резко громко затрещит. Студенты на секунду напряглись, а потом дружно рассмеялись. Мы и не сразу поняли, над чем они так дружно смеются.
Это старшеклассники и первые курсы университетов — дети, выросшие под регулярными обстрелами.
Социальные сети недавно облетели хипстерские фотосессии в Мариуполе — глупые и мерзкие. Но при этом считаю, что каждый житель нашей страны должен хотя бы чуточку лично соприкоснуться с тем, что происходит в Новороссии. Соприкоснуться, но не для возрастания в ненависти к врагу — у студентов ДНР/ЛНР, ежедневно живущих под обстрелами, её много меньше, чем у многих горячих голов в Петербурге или Москве. Нет, не для этого, а для простого эмпирического понимания: чтобы этот кошмар наконец-то закончился для детей Донбасса, и не стал кошмаром каждого россиянина, мы все соборно должны делать всё возможное для мира и для победы. Каждый. Так и только так
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
Публично за Россию среди философов высказались в основном те, кто, прошу прощения за цинизм и косноязычие, Россией занимается профессионально, то есть либо исследователи русской философии, либо ее наследники. Конечно, их (наша) поддержка ценна, но все же не позволяет говорить о полной объективности — слишком силён здесь живой интерес, вполне естественный.
Тем важнее поддержка со стороны философов, которые занимаются классической мыслью. Я знаю, что Андрей Николаевич Муравьев, корифей петербургской школы исследователей немецкой мысли, с самого начала был за Россию. Теперь, собственно, он заявил об этом публично.
Его рассуждение резко контрастируют с тем, что обычно пишут философы (и ваш покорный слуга в том числе) об СВО, это несколько иной стиль: тут меньше эмоций, больше холодной немецкой рассудительности, собственно попытки классического взгляда, взгляда с точки зрения вечности. Почитайте обязательно.
Тем важнее поддержка со стороны философов, которые занимаются классической мыслью. Я знаю, что Андрей Николаевич Муравьев, корифей петербургской школы исследователей немецкой мысли, с самого начала был за Россию. Теперь, собственно, он заявил об этом публично.
Его рассуждение резко контрастируют с тем, что обычно пишут философы (и ваш покорный слуга в том числе) об СВО, это несколько иной стиль: тут меньше эмоций, больше холодной немецкой рассудительности, собственно попытки классического взгляда, взгляда с точки зрения вечности. Почитайте обязательно.
Город 812
Эта безумная… историческая эстафета · Город 812
Петербургский философ Андрей Муравьев о том, почему начинаются войны и когда они заканчиваются . Война — неизбежность настоящего, и данность прошлого, так как человечество вынуждено пробиваться через противоречия таким неразумным способом, считает профессор…
Forwarded from BONCH-OSMOLOVSKAYA
Народный университет случился и собрал прекрасное!
Организаторы, лекторы, операторы, поэты, кинорежиссёры!
Организаторы, лекторы, операторы, поэты, кинорежиссёры!
Forwarded from Samovarova
Когда мы снова встретимся с тобой
Я буду знать — тебя не существует
Я буду знать — меня не существует
И видимо, произошел какой-то сбой
Мне трудно рассмотреть твое лицо
Так хочется рукою прикоснуться
Так хочется случайно не проснуться
Чтоб только это не было концом
На новой карте наших нет домов
Но в пустоте рассеялась тревога
Есть только бесконечная дорога
Есть только бесконечная Любовь
***
Куда б ни шел, кого бы ни искал
Есть только ты и Бог среди зеркал
Я буду знать — тебя не существует
Я буду знать — меня не существует
И видимо, произошел какой-то сбой
Мне трудно рассмотреть твое лицо
Так хочется рукою прикоснуться
Так хочется случайно не проснуться
Чтоб только это не было концом
На новой карте наших нет домов
Но в пустоте рассеялась тревога
Есть только бесконечная дорога
Есть только бесконечная Любовь
***
Куда б ни шел, кого бы ни искал
Есть только ты и Бог среди зеркал
Forwarded from BONCH-OSMOLOVSKAYA
Рубежное
В наш университетский проект в основном принимаются студенты и аспиранты. Но от протоиерея отца Александра (Тимофеева), который постоянно развозит гуманитарку по Донбассу, мы узнали, что в Северодонецке, Рубежном, Кременной и других местах совсем аховая ситуация с книгами в школах — много лет русская классика там исключались из программы и просто выбрасывалась. В итоге сейчас Пушкина днём с огнём не сыскать.
Но кроме этого, представьте главное — в Рубежном постоянно прилетает по мирным кварталам, очное обучение в школах остановлено. Ребята не могут сходить нормально погулять, не учатся на уроках (только самостоятельно дома), все парки или музеи закрыты. У них в городе вообще нет интернета. В общем, это вечный карантин. Только в этом карантине никто не застрахован от прилета в собственный дом. Представляете, каково так жить? Сидеть дома целыми днями и не знать, а вдруг сейчас прилетит, и вылетят все окна, а то что и намного похуже…
В общем, мы решили сделать исключение и пригласить на наш лекционный выезд этих школьников. Всех, конечно, взять не могли, у нас была квота всего 60 студентов и их отбирали по конкурсу анкет. Поэтому предложили школьникам выдвинуть несколько «делегатов». Получилось 5 школьников 11 класса и сопровождающая мама.
Сначала все они были немного насторожены, озирались (некоторые никогда в жизни до этого не выезжали из Рубежного), нервничали. Опасались сами идти из точки А в Б по прямой улице, боялись потеряться. Хотя переживала скорее их мама. Сами ребята, было видно, смелые и сильные, они растут в совершенно других условиях... С девочкой Яной (на фото 2 слева) я разговорилась по пути на кинопоказ — спрашиваю: «кем ты хочешь быть?» Отвечает: «врачом». А куда поступать хочешь? «не знаю… сейчас все это совершенно непонятно, мы даже не знаем какие сдавать экзамены, как, где и куда».
И тут на меня навалилось — я иду и осознаю, что там у людей не просто какая-то другая жизнь, она чудовищно другая. Ребёнок не может быть уверен, доживет ли он до завтра (давайте уж честно говорить — там небезопасно просто за продуктами выйти), у него нет возможности учиться в школе как у обычных детей, и конечно нет никакого представления о том, как получить высшее образование. Ребенок с усмешкой говорит «эх, вот недавно нам во двор прилетел снаряд, опять все вокруг повыбивало. Обидно очень, снова окна вставлять и наверное ненадолго». Об этом говорилось не со слезами, а с настоящим стоическим мужеством и грустной улыбкой. При этом, все мечты и стремления светятся в глазах у этого ребёнка даже ярче, чем у «обычного» сытого подростка… Эти дети выживают каждый день и, мне кажется, это влияет на их жажду знаний, ведь для них это не само собой разумеющийся факт, не рутина. Для них это преодоление огромных сложностей, а то, что добывается с таким трудом, обычно особенно ценится. Они талантливы, они хотят будущего, они имеют на него право.
Мне очень хотелось как-то их развеселить и отвлечь, хотелось дать надежду, что будущее не беспросветно, что им есть, к кому обратиться и самое главное, — что нам не все равно, что у них там происходит. Я наблюдала за ними все эти дни, и это поразительно, как они раскрылись и приободрились, уже сами всюду ходили, напряжение рассеялось. Им было непросто слушать лекции по философии или антропологии, но они поняли, что это интересно и нужно читать и стремиться к большему. Они гуляли по красивому городу, общались. Конечно, общий контекст никуда не ушёл, но они снова увидели, что бывает и по-другому, мы обсуждали их интересы, как поступать в вузы, и что вообще делать дальше.
На фото все довольно грустные, потому что это уже перед их отъездом домой. Мне они так понравились, так не хотелось их отпускать обратно… Ребята, я знаю, что вы не сможете пока это прочитать из-за отсутствия интернета, но как я вам и сказала на прощание, — я обязательно приеду к вам, а вы знаете, как по любому вопросу на меня выйти. Я мечтаю, что вы сможете воплотить все свои мечты, получить хорошее образование и жить счастливо. Будем решать, будем бороться. Это под нашу ответственность. До встречи❤️
В наш университетский проект в основном принимаются студенты и аспиранты. Но от протоиерея отца Александра (Тимофеева), который постоянно развозит гуманитарку по Донбассу, мы узнали, что в Северодонецке, Рубежном, Кременной и других местах совсем аховая ситуация с книгами в школах — много лет русская классика там исключались из программы и просто выбрасывалась. В итоге сейчас Пушкина днём с огнём не сыскать.
Но кроме этого, представьте главное — в Рубежном постоянно прилетает по мирным кварталам, очное обучение в школах остановлено. Ребята не могут сходить нормально погулять, не учатся на уроках (только самостоятельно дома), все парки или музеи закрыты. У них в городе вообще нет интернета. В общем, это вечный карантин. Только в этом карантине никто не застрахован от прилета в собственный дом. Представляете, каково так жить? Сидеть дома целыми днями и не знать, а вдруг сейчас прилетит, и вылетят все окна, а то что и намного похуже…
В общем, мы решили сделать исключение и пригласить на наш лекционный выезд этих школьников. Всех, конечно, взять не могли, у нас была квота всего 60 студентов и их отбирали по конкурсу анкет. Поэтому предложили школьникам выдвинуть несколько «делегатов». Получилось 5 школьников 11 класса и сопровождающая мама.
Сначала все они были немного насторожены, озирались (некоторые никогда в жизни до этого не выезжали из Рубежного), нервничали. Опасались сами идти из точки А в Б по прямой улице, боялись потеряться. Хотя переживала скорее их мама. Сами ребята, было видно, смелые и сильные, они растут в совершенно других условиях... С девочкой Яной (на фото 2 слева) я разговорилась по пути на кинопоказ — спрашиваю: «кем ты хочешь быть?» Отвечает: «врачом». А куда поступать хочешь? «не знаю… сейчас все это совершенно непонятно, мы даже не знаем какие сдавать экзамены, как, где и куда».
И тут на меня навалилось — я иду и осознаю, что там у людей не просто какая-то другая жизнь, она чудовищно другая. Ребёнок не может быть уверен, доживет ли он до завтра (давайте уж честно говорить — там небезопасно просто за продуктами выйти), у него нет возможности учиться в школе как у обычных детей, и конечно нет никакого представления о том, как получить высшее образование. Ребенок с усмешкой говорит «эх, вот недавно нам во двор прилетел снаряд, опять все вокруг повыбивало. Обидно очень, снова окна вставлять и наверное ненадолго». Об этом говорилось не со слезами, а с настоящим стоическим мужеством и грустной улыбкой. При этом, все мечты и стремления светятся в глазах у этого ребёнка даже ярче, чем у «обычного» сытого подростка… Эти дети выживают каждый день и, мне кажется, это влияет на их жажду знаний, ведь для них это не само собой разумеющийся факт, не рутина. Для них это преодоление огромных сложностей, а то, что добывается с таким трудом, обычно особенно ценится. Они талантливы, они хотят будущего, они имеют на него право.
Мне очень хотелось как-то их развеселить и отвлечь, хотелось дать надежду, что будущее не беспросветно, что им есть, к кому обратиться и самое главное, — что нам не все равно, что у них там происходит. Я наблюдала за ними все эти дни, и это поразительно, как они раскрылись и приободрились, уже сами всюду ходили, напряжение рассеялось. Им было непросто слушать лекции по философии или антропологии, но они поняли, что это интересно и нужно читать и стремиться к большему. Они гуляли по красивому городу, общались. Конечно, общий контекст никуда не ушёл, но они снова увидели, что бывает и по-другому, мы обсуждали их интересы, как поступать в вузы, и что вообще делать дальше.
На фото все довольно грустные, потому что это уже перед их отъездом домой. Мне они так понравились, так не хотелось их отпускать обратно… Ребята, я знаю, что вы не сможете пока это прочитать из-за отсутствия интернета, но как я вам и сказала на прощание, — я обязательно приеду к вам, а вы знаете, как по любому вопросу на меня выйти. Я мечтаю, что вы сможете воплотить все свои мечты, получить хорошее образование и жить счастливо. Будем решать, будем бороться. Это под нашу ответственность. До встречи❤️
После выступлений в Ростове в рамках Народного университета мы с коллегами поехали в ЛНР. Вечером в Луганске беседовали с солдатами, и один из них сказал, что тут так все странно — как будто и нет никакой войны.
И это в Луганске, где каждая третья машина военная, с фронта везут раскуроченную технику, обратно на фронт везут восстановленную из ремонта, а на красивых черных пикапах разъезжают вагнеровцы. На перекрёстках стоят военные с автоматами, двери вполне себе хипстерских кофеен украшают объявления: "с автоматом вход воспрещен", ну а мобильный интернет в ЛНР не работает, т.к. прилетит HIMARS.
Между линией фронта и Луганском около 100 километров, но для человека, только что вернувшегося с передовой, этот разрыв носит, прежде всего, экзистенциальный характер. Еще одна пропасть пролегает между Ростовом и Луганском/Донецком. И, конечно, между Ростовом и Петербургом/Москвой. Ростов, несмотря на свою южную купеческую пышность и красочность, всё равно живет сопричастностью происходящему. Думаю, будет вполне допустимым сказать, что по мере удаления от фронта снижается и экзистенциальная аутентичность. Либеральные столицы уже живут какой-то непонятной, чужой жизнью — жизнь среднего человека в столицах скорее похожа на существование рыбки в аквариуме, отгороженной от подлинного мира невидимой стеной. Когда наши либералы массово бежали в Тифлис, то бежали они, конечно же, не от войны. Они бежали от реальности в попытке сохранить эти фреймы-рамки сознания. И так и не нашлось ни одного публичного либерала, способного эти рамки разбить.
Самое страшное для меня, что я совершенно не представляю возможность вербализаци опыта, преодоления этих разрывов. Я даже не знаю, как говорить в Петербурге о том, что я видел за эти два дня в Луганске, как поделиться своим микроопытом, не говоря о том, что происходит там, под Кременной. Некоторые стихи Долгаревой, Заславской и других военных поэтов позволяют почувствовать частичную сопричастность. Но все-таки и в этом случае нужна определенная настройка ума...
Но еще важнее то, что сама история, похоже, не собирается останавливаться, и своим неумолимым ходом неизбежно сомнет все границы, не оставив от этих аквариумов ума ни следа. Всем рыбкам рано или поздно придется научиться дышать, и чем раньше это произойдёт, тем лучше для них.
И это в Луганске, где каждая третья машина военная, с фронта везут раскуроченную технику, обратно на фронт везут восстановленную из ремонта, а на красивых черных пикапах разъезжают вагнеровцы. На перекрёстках стоят военные с автоматами, двери вполне себе хипстерских кофеен украшают объявления: "с автоматом вход воспрещен", ну а мобильный интернет в ЛНР не работает, т.к. прилетит HIMARS.
Между линией фронта и Луганском около 100 километров, но для человека, только что вернувшегося с передовой, этот разрыв носит, прежде всего, экзистенциальный характер. Еще одна пропасть пролегает между Ростовом и Луганском/Донецком. И, конечно, между Ростовом и Петербургом/Москвой. Ростов, несмотря на свою южную купеческую пышность и красочность, всё равно живет сопричастностью происходящему. Думаю, будет вполне допустимым сказать, что по мере удаления от фронта снижается и экзистенциальная аутентичность. Либеральные столицы уже живут какой-то непонятной, чужой жизнью — жизнь среднего человека в столицах скорее похожа на существование рыбки в аквариуме, отгороженной от подлинного мира невидимой стеной. Когда наши либералы массово бежали в Тифлис, то бежали они, конечно же, не от войны. Они бежали от реальности в попытке сохранить эти фреймы-рамки сознания. И так и не нашлось ни одного публичного либерала, способного эти рамки разбить.
Самое страшное для меня, что я совершенно не представляю возможность вербализаци опыта, преодоления этих разрывов. Я даже не знаю, как говорить в Петербурге о том, что я видел за эти два дня в Луганске, как поделиться своим микроопытом, не говоря о том, что происходит там, под Кременной. Некоторые стихи Долгаревой, Заславской и других военных поэтов позволяют почувствовать частичную сопричастность. Но все-таки и в этом случае нужна определенная настройка ума...
Но еще важнее то, что сама история, похоже, не собирается останавливаться, и своим неумолимым ходом неизбежно сомнет все границы, не оставив от этих аквариумов ума ни следа. Всем рыбкам рано или поздно придется научиться дышать, и чем раньше это произойдёт, тем лучше для них.
Forwarded from BONCH-OSMOLOVSKAYA
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
☀️ Книги уехали по адресам!
Мой первый опыт сбора гуманитарки, в целом, можно считать успешным! Общими усилиями мы собрали 3 куба (около 1500 томов, 880 кг!) книг по истории, востоковедению, религиоведению, археологии, детских книг, научных журналов и альбомов.
Книги отправились по 4 адресам — Донецкий национальный университет, Донецкая академия управления и госслужбы, Луганский государственный педагогический университет, Луганская Республиканская библиотека. Ура!
Сердечно благодарю всех, кто помогал, кто приносил свои книги и, конечно, организации, принявшие деятельное в этом участие, — Институт восточных рукописей РАН, Институт материальной культуры РАН и Государственный музей истории религии.
Было много сложностей с доставкой и разными деталями организации, но это все уроки на будущее, будем собирать ещё и развиваться.
Всем привет из Ростова-на-Дону!
Теперь пора домой!
Мой первый опыт сбора гуманитарки, в целом, можно считать успешным! Общими усилиями мы собрали 3 куба (около 1500 томов, 880 кг!) книг по истории, востоковедению, религиоведению, археологии, детских книг, научных журналов и альбомов.
Книги отправились по 4 адресам — Донецкий национальный университет, Донецкая академия управления и госслужбы, Луганский государственный педагогический университет, Луганская Республиканская библиотека. Ура!
Сердечно благодарю всех, кто помогал, кто приносил свои книги и, конечно, организации, принявшие деятельное в этом участие, — Институт восточных рукописей РАН, Институт материальной культуры РАН и Государственный музей истории религии.
Было много сложностей с доставкой и разными деталями организации, но это все уроки на будущее, будем собирать ещё и развиваться.
Всем привет из Ростова-на-Дону!
Теперь пора домой!
Бесконечно преклоняюсь перед Рюшей. Надеюсь только, что когда-нибудь мы уже перестанем воспринимать его как экс-скрипача Аквариума, и поймём, что с нами рядом в одной стране живёт абсолютный гений, в жизни которого карьера рок-н-ролльщика была не столь уж и важным эпизодом.
В конце концов и «Город золотой» — песня на стихи чудного Анри Волохонского и музыку потаённого композитера-трикстера Владимира Вавилова, не имеющая никакого отношения к престарелому англо-израильскому “гуру“.
С Рюшей же над говорить о русском барокко: о Тредиаковском, Сумарокове, Симеоне Полоцком, Феофане Прокоповиче. А заодно об эллинской мудрости, да поэтике великого Ду Фу.
И еще так хочется обращаться к нему Андрей Юрьевич, только вот он настаивает быть Рюшей , потому что к миру и людям он относится с подлинной христианской братской любовью. И сколько любви было в его ранее опубликованном письме к БГ.
А в ответ лишь высокомерная тишина.
https://yangx.top/KotNaMirotvorze/15382
В конце концов и «Город золотой» — песня на стихи чудного Анри Волохонского и музыку потаённого композитера-трикстера Владимира Вавилова, не имеющая никакого отношения к престарелому англо-израильскому “гуру“.
С Рюшей же над говорить о русском барокко: о Тредиаковском, Сумарокове, Симеоне Полоцком, Феофане Прокоповиче. А заодно об эллинской мудрости, да поэтике великого Ду Фу.
И еще так хочется обращаться к нему Андрей Юрьевич, только вот он настаивает быть Рюшей , потому что к миру и людям он относится с подлинной христианской братской любовью. И сколько любви было в его ранее опубликованном письме к БГ.
А в ответ лишь высокомерная тишина.
https://yangx.top/KotNaMirotvorze/15382
Telegram
Kur_LIFE (cпецкор Ольга Курлаева)
А посмотрите репортаж Саши Рогаткина о настоях творческих патриотах. Часть из них сейчас на передовой. Причем, удивительно, что музыканты берут с собой в окопы музыкальные инструменты, играют и поют сослуживцам.. когда поют солдаты-завораживающее зрелище.
Forwarded from Тот самый Олег Демидов
Уже на следующей неделе будем представлять в Санкт-Петербурге две антологии военной поэзии — «Воскресшие на Третьей мировой» (составители — «КПД») и «Великий Блокпост» (составитель — Анна Ревякина).
3 февраля (пятница), «Дом Зингера», 18:00. Олег Демидов, Пётр Деревянко, Игорь Караулов, Алексей Колобродов, Александр Пелевин, Анна Ревякина, Ольга Старушко, Элина Цыркуль, Яна Яжмина.
4 февраля (суббота), «Книжная лавка писателей», 15:00. Олег Демидов, Игорь Караулов, Алексей Колобродов, Игорь Никольский, Александр Пелевин, Анна Ревякина, Егор Сергеев, Ольга Старушко, Герман Титов.
Также будут Арсений Ли и Алла Поспелова!
И возможны ещё корректировки!
Приходите повидаться, пообщаться, стихи послушать, книжки подписать и т.п. :)
P.s. а ещё 5 февраля (воскресение), Библиотека Кировских островов (Кемская ул., д. 8/3), 18.00, будет творческий вечер Германа Титова при участии Арсения Ли и Аллы Поспеловой.
P.p.s. на очереди — Нижний Новгород. И если в иных городах захотят увидеть наших поэтов и организовать (!) их приезд, напишите.
3 февраля (пятница), «Дом Зингера», 18:00. Олег Демидов, Пётр Деревянко, Игорь Караулов, Алексей Колобродов, Александр Пелевин, Анна Ревякина, Ольга Старушко, Элина Цыркуль, Яна Яжмина.
4 февраля (суббота), «Книжная лавка писателей», 15:00. Олег Демидов, Игорь Караулов, Алексей Колобродов, Игорь Никольский, Александр Пелевин, Анна Ревякина, Егор Сергеев, Ольга Старушко, Герман Титов.
Также будут Арсений Ли и Алла Поспелова!
И возможны ещё корректировки!
Приходите повидаться, пообщаться, стихи послушать, книжки подписать и т.п. :)
P.s. а ещё 5 февраля (воскресение), Библиотека Кировских островов (Кемская ул., д. 8/3), 18.00, будет творческий вечер Германа Титова при участии Арсения Ли и Аллы Поспеловой.
P.p.s. на очереди — Нижний Новгород. И если в иных городах захотят увидеть наших поэтов и организовать (!) их приезд, напишите.
Любопытные заметки о различии китайской и западной философских традиций. Довольно странно спорить с китайским профессором, но я бы все-таки немного подкорректировал 5 и 7-й пункты.
Когда мы говорим о языке, то чаще всего не проводим жесткого разграничения между речью и письмом. В алфавитной письменности буквы соответствуют определённым фонемам, даже несмотря на гордое русское Ъ. Совсем по другому строится иероглифическое письмо, где фонетическая привязка почти отсутствует(да, в иероглифах есть фонетики, но сути это не меняет). В Китае означаемое в любом случае не существует в столь радикальном отрывае от означающего. «Империя Знаков» — так когда-то назвал эту систему великий Ролан Барт. И будет более точным указать на то, что в Китае отсутствует именно дискурс в его постмодернистской трактовке — как совокупности речевых высказываний. В то время как письмо по прежнему носит сакральный статус.
Далее к личной свободе. Действительно, индивид в Китае не будет определяющей фигурой, и все эти попытки новых левых к доведению процесса индивидуации до абсурда в Китае просто не работают. Несмотря на стремительную урбанизацию, мы до сих пор видим, что в Китае, по Фердинанду Тённису, гемайншафт(общинность) превалирует над гезельшафтом(общество). Тут можно сослаться на Делёза, и сказать, что вот именно с семьи-то, как института, фашизм и начинается. А можно, наоборот, обратить внимание на практики вочеловечивания,связанные с семьёй, и согласиться, что если мы все-таки хотим оставаться людьми, то от родственных связей нам никуда не деться.
К тому же помимо конфуцианского социального "мейнстрима", есть и религиознофилософские традиции, находящиеся “по краям“, но без которых китайская духовная культура не вообразима. Я, конечно, говорю о даосизме и буддизме вместе с вечно сопровождающими их бесчисленными синкретическими сектами. Даосская и буддийская “апофатическая“ свобода ни капли не уступает “катафатической“ свободе западного либерального общества.
И может быть мне лишь показалось, что текст уважаемого профессора написан немного критично по отношению к культуре поднебесной. Но лично я уверен, что отказ от западноевропейской концепции индивида дает возможность приобщения к гораздо большему источнику свободы, и Китаю, как и нам, предстоит еще долгий путь в осознании тех сокровищ, которые сокрыты в наших собственных духовных традициях.
https://yangx.top/redchamber/688
Когда мы говорим о языке, то чаще всего не проводим жесткого разграничения между речью и письмом. В алфавитной письменности буквы соответствуют определённым фонемам, даже несмотря на гордое русское Ъ. Совсем по другому строится иероглифическое письмо, где фонетическая привязка почти отсутствует(да, в иероглифах есть фонетики, но сути это не меняет). В Китае означаемое в любом случае не существует в столь радикальном отрывае от означающего. «Империя Знаков» — так когда-то назвал эту систему великий Ролан Барт. И будет более точным указать на то, что в Китае отсутствует именно дискурс в его постмодернистской трактовке — как совокупности речевых высказываний. В то время как письмо по прежнему носит сакральный статус.
Далее к личной свободе. Действительно, индивид в Китае не будет определяющей фигурой, и все эти попытки новых левых к доведению процесса индивидуации до абсурда в Китае просто не работают. Несмотря на стремительную урбанизацию, мы до сих пор видим, что в Китае, по Фердинанду Тённису, гемайншафт(общинность) превалирует над гезельшафтом(общество). Тут можно сослаться на Делёза, и сказать, что вот именно с семьи-то, как института, фашизм и начинается. А можно, наоборот, обратить внимание на практики вочеловечивания,связанные с семьёй, и согласиться, что если мы все-таки хотим оставаться людьми, то от родственных связей нам никуда не деться.
К тому же помимо конфуцианского социального "мейнстрима", есть и религиознофилософские традиции, находящиеся “по краям“, но без которых китайская духовная культура не вообразима. Я, конечно, говорю о даосизме и буддизме вместе с вечно сопровождающими их бесчисленными синкретическими сектами. Даосская и буддийская “апофатическая“ свобода ни капли не уступает “катафатической“ свободе западного либерального общества.
И может быть мне лишь показалось, что текст уважаемого профессора написан немного критично по отношению к культуре поднебесной. Но лично я уверен, что отказ от западноевропейской концепции индивида дает возможность приобщения к гораздо большему источнику свободы, и Китаю, как и нам, предстоит еще долгий путь в осознании тех сокровищ, которые сокрыты в наших собственных духовных традициях.
https://yangx.top/redchamber/688
Telegram
Red Chamber
Дэн Сяоман о китайцах и философии
Уханьский профессор Дэн Сяоман, переводчик Критик Канта на китайский, гегельянец и старший брат писательницы Цань Сюэ (которую регулярно котируют на Нобелевку), написал любопытное, хотя и небесспорное, эссе о китайцах и…
Уханьский профессор Дэн Сяоман, переводчик Критик Канта на китайский, гегельянец и старший брат писательницы Цань Сюэ (которую регулярно котируют на Нобелевку), написал любопытное, хотя и небесспорное, эссе о китайцах и…