TUGARINOV
678 subscribers
569 photos
58 videos
403 links
культурология, религиоведение, синология
加入频道
Помнится, Дракула был местночтимым православным святым в Румынской церкви. Уверен, найдутся и в наших селениях доблестные русские православные вампиры.

Жалко только вот Моргенштерна мы упустили: явный вампир, да к тому же вертолет, — на фронте бы точно пригодился.

https://yangx.top/bbbreaking/140095
Сегодня в 20.00 продолжаем наш философский​ собор «Великое русское исправление имен»
Заседание VII (вторая часть) —​ Историософия русского пути

В заседании примут участие:

Варава В.В.​ «Русская историософия как нравственное оправдание бытия»
Океанский В.П. «Русская элевация»
Даренский В.Ю. «Противостояние апокалипсису как смысл исторического бытия России»
Сюндюков Н.К. «Христианский материализм и единство русской истории»
Смирнов В.Н.
«Война и русский европеизм»

Ведущие:
Андрей Коробов-Латынцев, философ, офицер народной милиции ДНР
Николай Арутюнов, руководитель Культурного Пространства "Солнце Севера"

Ссылка на трансляцию:​ https://www.youtube.com/watch?v=6gBicc4DiDY

Подробнее о философском соборе «Великое русское исправление имен» здесь.
В Новом литературном обозрении, главном российском издательстве, специализирующемся на интеллектуальной литературе, недавно вышла преинтересная книжка шведского религиоведа Пера Факснельда. Книга называется «Инфернальный феминизм», и посвящена она тому, как Люцифер освободил женщин от патриархального гнёта христианства. И это без всякой иронии: сатанизм связан с эманиспаторным дискурсом, христианство с закабалением. Факснельд специализируется на "альтернативной духовности", и сохраняет лишь толику учёной беспристрастности, что вполне понятно — действительно, очень сложно удержаться от соблазна симпатий к Антихристу, в этом в конце концов и есть его главная особенность.

Мне очень не хочется ворчать на то, что у нас выходят такие книги, герметизация интеллектуального дискурса приведет нас лишь к полной и окончательной интеллектуальной капитуляции. Но при этом я все-таки думаю, что выход таких книг не должен оставаться без ответа “с нашей стороны“, без попыток задать оптику восприятия, без дискуссии.

Когда-то на меня произвела довольное сильное впечатление книга Андрея Кураева «Сатанизм для интеллигенции». Я тогда с головой был увлечен Востоком, и многие огрехи и неточности Кураева, которые он вольно допускал при описании буддизма явно бросались мне в глаза, раздражали, но и при этом он все-таки смог подкорректировать мое мировидение. С тех пор, как Кураев боролся с Блаватской и Еленой Рерих, градус сатанизма в интеллигентской среде, кажется, вырос почти что в геометрической прогрессии, и на фоне происходящего, г-жу, Балватскую, которую критиковали вообще все, включая Рене Генона и интегральных традиционалистов, сегодня можно смело записывать чуть ли не в святые.

Но, к сожалению, сегодня Кураев занимается какой-то откровенной ерундой на ютуб-канале убийцы и открытого предателя Ходорковского... Очень надеюсь на то, что Кураев ещё вспомнит о своем пастырском долге, и вернется к тому, что у него получалось действительно хорошо, а я предлагаю вам ознакомиться с аннотацией к книге от издательства:

«В христианской культуре женщин часто называли «сосудом греха». Виной тому прародительница Ева, вкусившая плод древа познания по наущению Сатаны. Богословы сделали жену Адама ответственной за все последовавшие страдания человечества, а представление о женщине как пособнице дьявола узаконивало патриархальную власть над ней и необходимость ее подчинения. Но в XIX веке в культуре намечается пересмотр этого постулата: под влиянием романтизма фигуру дьявола и образ грехопадения начинают связывать с идеей освобождения, в первую очередь, освобождения от христианской патриархальной тирании и мизогинии в контексте левых, антиклерикальных, эзотерических и художественных течений того времени. В своей книге Пер Факснельд исследует образ Люцифера как освободителя женщин в «долгом XIX столетии», используя обширный материал: от литературных произведений, научных трудов и газетных обзоров до ранних кинофильмов, живописи и даже ювелирных украшений. Работа Факснельда помогает проследить, как различные эмансипаторные дискурсы, сформировавшиеся в то время, сочетаются друг с другом в борьбе с консервативными силами, выступающими под знаменем христианства. Пер Факснельд — историк религии из Стокгольмского университета, специализирующийся на западном эзотеризме, «альтернативной духовности» и новых религиозных течениях.»
Forwarded from Samovarova
Нашлись две мои реплики из разных диалогов с Дашей. Это просто часть разговора, у нас довольно часто бывали подобные моменты в переписке) Даже переписки внутри переписки. Одно такое необычное письмо, адресованное ей, я опубликую на Дашин день рождения, пара друзей его уже видели и поймут, о чем я).
Эти тоже хотела подержать до декабря, но потом подумала, что они, несмотря на то, что написаны одно чуть больше года назад, а в второе чуть меньше, хорошо ложатся в эту осень.
Forwarded from Samovarova
Поднимайся, мой дорогой друг
Ночь уходит, путь наш еще далек
Ты покормишь сфинксов звездами с теплых рук
И в заливе смоешь усталость со сбитых ног
Будем долго смотреть в темноту и молчать
Ты вздохнешь глубоко, уберешь
прядь волос с лица
Мы допьем неспешно гречишный чай
И покоя вымолим своим мертвецам

19.10.2021
Forwarded from Samovarova
В подражание

Слова об окончательной развилке
Задели, не идут из головы
Конечно я не Саломе,
и он не Рильке
Но на душе скребут не кошки —
львы!

Я будто стала чем-то переспевшим
И скоро видимо сгниет мое нутро
Возненавижу всех
худых красивых женщин
И поцелуи
юных парочек в метро

А впрочем нет, я не умею злиться,
Завидовать и прятать в шелке сталь
Любое зло должно остановиться
И превратиться в тихую печаль

Все успокоится и снег пушистый ляжет
На землю не успевшую остыть
И днем я буду там, где мне прикажут
А ночью там, где мне не нужно быть

Не чувствуя свою там неуместность
И ожидая новую весну
И может быть тогда найдется место
Где две дороги сходятся в одну

15.01.2022
Когда-то на Радио Свобода передачи вели о. Александр Шмеман, о. Антоний Сурожский...
Зато теперь вот немецкая философиня рассказывает, что у русских рабское сознание. 
Конечно, эти изменения в дискурсе ничем, кроме как расширением пространства свободы объяснить нельзя, раньше ведь и у наших либеральных священнослужителей ещё были довольно строгие моральные табу — и какую-нибудь квир-теологию даже вообразить было невозможно.

Мир безусловно стал свободнее – мы вообще живём в эпоху торжествующего либертинизма. Именно либертин является сегодня ролевой моделью современного человека, буквально его антропологическим идеалом.

Для полного либертарного торжества осталось только из этого чудесного свободного мира русских с их вечно “рабской ментальностью“ вычеркнуть(а заодно вместе со всеми этими их дебильными Достоевскими). Вот и будет праздник! Вот и наступит всемирное счастье! И будет Жан-Пьер Щербак кружиться в танце с Зыгарем, и никому не будет стыдно, потому что в этом мире вообще стыдно больше никому, никогда, и ни за что не будет.

https://yangx.top/Philosophytoday/9273
Ни влас, ни глаз не было до тебя у нас
таких, как мы хотели. 
Не то что сейчас!
Прежде глаза наши были - еле-еле.
 
Думаешь, ты родилась, 
дав мира кругу себя завлечь, 
не потому, что мы, теснясь, 
жили без рук твоих и плеч,
а потому что навечно 
ты осталась бы в пустоте? Нет конечно.
 
Ты живешь не затем, чтобы листать Боккаччо,
или стоять и смотреть, как разводят мосты над Невой.
Просто без тебя мы не смогли бы никак иначе
ни к какой стене прислониться твоей спиной.
 
Мы растворимы, как сахар,
что без губ твоих и языка
так и остался бы белым прахом
свекловицы или тростника.
 
Угадай, кто мы?
採茶捕蝶 — собирать чай и ловить бабочек.
Народная фуцзяньская песня рассказывает о простых радостях фермерского труда, а собирающие чай девушки уподобляются порхающим бабочкам. Бабочка в Китае — классический символ долголетия, и даже бессмертия. Так, во вроде бы простой песенке проявляется типично даосская образность, ведь собирать чай в горах — это и есть реализация даосского идеала естественности(自然) и недеяния(无为).
https://youtu.be/g7nuy-mPPk8
Forwarded from Катя Едет🇷🇺 (Katja Arkalova)
Друзья, SOS.
Одно из подразделений, действующих на самом переднем краю в составе ЮВО на Запорожском направлении нуждается в помощи.

Выезжаем 10-11 числа, везем экстренную быструю гуманитарку. Средства связи уже закуплены.

Осталось собрать 400 т.р. на тепло: зимние спальники, генераторы, термобелье.

Понимаем, что категорически мало времени, без лишних слов, кто как может, помогайте. Отчет и все сопутствующие приложим.

Карта для сбора: 5536913951936992
Тинькоф
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
В этот четверг к нам в РХГА приезжает профессор Есаулов с лекцией о работе оппозиции Закона и Благодати в русской культуре.

Иван Андреевич — живой классик, уверен, что лет через -цать его работы будут изучать не только филологи, но и философы, как сейчас изучают Бахтина. А вы знаете как это бывает с классиками: если посчастливится послушать его лекцию вживую, затем будешь вспоминать об этом всю жизнь. Не упустите шанс!

Регистрация вот.
Forwarded from Bovdunov
1. Немного о русской идее. Всё больше прихожу к мысли главная русская идея - это поиск русской идеи. Уже столько всего высказано, столько предложено, и всё равно любой разговор и любая дискуссия заканчиваются заявлениями, что её надо искать. Но ничто не удовлетворяет. То, что русские философы никак её не могут найти, более ста лет до посинения спорят о частностях и мелочах, говорит лишь том, что для них она по настоящему важна. Она - Истина. Русская идея - это истина и поиск - вечно неудовлетворённый поиск истины, которая настолько совершенна, что апофатична, неопределима до конца.

2. Этот поиск - пространство человеческой экспансии и свободы. Рвущийся в запределье в ареопагитовскому Сверх-Богу русский традиционализм или к последним пределам материи русский космизм - характерные симптомы. Русское странничество - ещё одна форма этого поиска. Как писал кардинал Томас Шпидлик в своей "Русской идее" странничество в России соединяло в себе "два аспекта, часто противопоставляемых друг другу: с одной стороны, открытие того, что встреча с Богом выходит за рамки нашего маленького мира обычного опыта; а с другой, в процессе странничества открываются более широкие горизонты вселенной для более насыщенной встречи с Промыслом".

3. Если вертикальное измерение русской идеи - это порыв к истине, то горизонтальное - преобразование мира. Русское пространство - антропогенно, это преобразованная природа. Земледелец расчищает лес под пашню, делает дикое домашним. Русская шатровая архитектура (удивительно, что это отметил только Е. Холмогоров) пронизана "иосифлянской эститикой". где главное желание "охватить весь мир, сделать всю жизнь единой космической литургией". И что-то очень похожее писал о православной, хотя и нерусской эстетике Лучиан Блага (речь о наружных фресках в румынских храмах):"Смысл наружных фресок в том, чтобы раскрыть стены между природой и церковью. Природа и церковь начинают сливаться воедино".

4. В русском космизме, да даже у Булгакова и Соловьёва эта забота о мире и его преобразовании в церковь принимает формы преодоления природы как косности, её преобразования, высвобождения заложенного в ней "человеческого" (отцы-мертвецы). Где-то здесь проходит грань между ортодоксией и гетеродоксией: благословить всё Творение - не равно освобождению, погребенного в материю "человеческого" (да и человеческого ли). В последнем больше гностического гнушения природой, стремлением её изничтожить, оставив лишь освобожденное человеческое, ноосферу Вернадского (отрицание пола у Фёдорова как симптом). Но даже в гетеродоксальных версиях русских космистов звучит послание прямо противоположное модным западным философским тенденциям (ооо, dark enlightment)- где вместо преображения человеком космоса, последний предстаёт полем деятельности безжизненных сил, а человеческая цивилизация - лишь инструмент в их руках.

Поиск Истины предполагает её наличие. Очеловечивание космоса - наличие человека. С той стороны в глобальном идейном конфликте упраздняется как человек, так и Истина. Endkampf.
Forwarded from После Иконы (Клёцки Ника)
Друзья-художники, объявляем сбор работ для нашей благотворительной выставки продажи, которая пройдет 9 декабря в пространстве «СреДа» в Санкт-Петербурге. Чтобы принять участие пишите мне в личку 89263285925
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
За последние дни с удивлением обнаружил, что и сегодня далеко не все русские согласны, что православие есть необходимая составляющая русской культуры и русской истории, их фундамент, без которого русского вовсе не будет, а будет страшная либеральная каша с ярлычком «русское».

Причём речь идёт не просто о каких-нибудь русских, но о русских, которые зовут себя патриотами.

Одни говорят, что у нас, простите, многоконфессиональная страна, и нечего православие своё выпячивать. Другие утверждают, что православие делает русских ленивыми и неподвижными, заставляет лежать на печи. Для третьих православие — это апологетика бессмысленных страданий, а жить ведь нужно сыто и богато. Для четвёртых православие — то, что мешает России стать нормальной европейской страной с удовлетворительным индексом счастья.

Повторюсь, эти слова я слышал не от абы кого, а от людей, отстаивающих патриотические позиции. При этом православию они предпочтут буддизм, язычество, светский гуманизм, что угодно, но не ту религию, которая сформировала Россию как таковую.

Это, конечно, чаадаевщина, но чаадаевщина ранняя. Ведь и Петру Яковлевичу хватило чувства русского, чтобы в «Апологии сумасшедшего» признать безусловную ценность восточного христианства как хранителя истины.

Выводы делать не хочу, просто мысли вслух.

Upd. Скажу только, что лично для меня православие бесконечно важнее, чем русское. И последнее имеет смысл лишь в свете первого.
TUGARINOV
За последние дни с удивлением обнаружил, что и сегодня далеко не все русские согласны, что православие есть необходимая составляющая русской культуры и русской истории, их фундамент, без которого русского вовсе не будет, а будет страшная либеральная каша с…
При этом в определенный момент я почувствовал, что православие богословов, которые пытаются очистить христианство от его русского наполнения, по итогу оказывается каким-то холодным, чуждым, и даже сектантским. Я не собираюсь выступать апологетом двоеверия, или настаивать на внерациональной рецепции православия русским народом. Нет, нет! Просто, когда мы оставляем «русское» без православия — получаем в лучшем случае ролевые игры, а в худшем нацизм славяно-арийских вед. А если оставляем православие без русского культурного кода, то оказываемся заперты в границах самого сухого и безжизненного семинарского учебника по догматическому богословию.
Консерватизм — это не попытка вернуть то, как было “раньше“. Консерватизм — это прежде всего осмысление будущего с позиции вечности. Так же надо поступать и в отношении техники. Джарон Ланье, культовая персона в ай-ти среде, автор термина «виртуальная реальность», в определённый момент занял позицию техноскептика. Он в ряде монографий абсолютно справедливо указал на то, что бесконтрольный технооптимзим, некритичная вера в прогресс, ведёт к целому ряду проблем, которые в итоге приводят к тому, что поставленным оказывается вопрос о существовании человека как такового.

Как мне кажется, выходом из этой проблемы может быть опора на локальные практики взаимодействия с техникой. Так поступил, например, китайский философ Юк Хуэй в своей работе «Вопрос о технике в Китае». В ней он, отталкиваясь от Хайдеггера, поднимает тему соотнесения науки и национальной религиознофилософской традиции, и приходит к тому, что «наук» может быть много, да и технический  прогресс может быть культурнообусловлен. Исламский мир уже давно решил для себя проблему техники и прогресса — даже у нас сервис Авито завален электронными четками и коранами.

Когда-то была популярна шутка про то, что во всем мире есть спорт, а в СССР — «советский спорт». И сегодня можно смело сказать, что, да, может быть и условный «советский спорт». Так должна быть и русская наука, должен быть и русский прогресс, только для это нам надо решительно утвердить примат человека над техникой, а не наоборот.

https://yangx.top/apesotskiy/4886
Forwarded from Samovarova
Мои неожиданные пять копеек в дискуссию о технократии и взаимозависимости социального прогресса и технического, попытках придать науке культурные особенности и заразе неолуддизма.

Интересно наблюдать, как меняются мышление и язык под влиянием машинного интеллекта.

Мне кажется, что нужно рассматривать не прямолинейную "дискриминацию" человека техникой или роботами, а работающее уже сейчас подчинение живой мысли всевозможным метрикам, кипиаям и алгоритмам. Я еще несколько лет назад грустно шутила, что вся журналистика нынче работает на роботов Яндекса.

И шутки шутками, но именно необходимость соответствия машинным нормам сео привело к уродованию языка, к чудовищным вывернутым наизнанку заголовкам и общей деградации слова.

Трафик и конверсия, от которых также сейчас зависит как повестка, так и трудоустроенность конкретных людей и существование проектов, по большей части тоже технический конструкт, который формируется рядом алгоритмов, "переливающих" потоки, в которых самая личность Читателя утрачена.

Интересно, что и как будут читать люди лет через 50, ведь эту функцию роботам точно не удастся делегировать. Хотя вполне вероятно, что право выбора Читатель захочет передать алгоритмам.
Классический тест на стопроцентное невежество любого околоисторческого автора - утверждение, что арианские споры о Святой Троице в древней Церкви были "спорами об одной букве".

Мол православные никейцы говорили что Сын омОусиос Отцу (то есть единосущен), а ариане говорили, что Сын омИусиос Отцу, то есть подобносущен.

И вот из-за одной пустой йоты церковники столетиями спорили, а народы резали друг друга.

Вот как дочитываете до этого, дальше можно не читать. Перед вами невежда не знающий элементарных фактов.

Напомню суть проблемы: ересь пресвитера Ария состояла в том что он отрицал единство по сущности Отца и Сына и учил, что Сын появился после Отца и меньше Отца. Тем ставилась под сомнение действительность спасения, принесенного воплотившимся Сыном - Христом, так как Он - не Бог в полном смысле слова.

Арий был осужден на Вселенском Соборе в Никее, где был принят символ веры в котором сказано, что Сын единосущен (омоусиос) Отцу. Однако вскоре ариане перешли в контрнаступление опираясь на государственную власть и утверждая, что защитники никейской веры сливают лица божества. На несколько десятилетий воцарился догматический хаос, а главный защитник никейского исповедания св. Афанасий Александрийский был гоним.

"Подобносущие" не имело никакого отношения к арианству. Напротив, это была форма исповедания православия.

1. Ариане не утверждали подобносущия Сына. Они, напротив, его отрицали. Крайняя группа ариан так и называлась ан-омеи, то есть не-подобники. Они учили что Сын не подобен Отцу, а просто высшая из тварей.

2. Большинство арианствующего епископата, поддерживаемое арианствующими императорами, было омиями, то есть учили о подобии Сына Отцу. Мол подобен, похож и ладно. Они считали это нейтральной формулировкой и давили несогласных, как православных никейцев, так и ариан.

3. Омиусиане были самой близкой к никейцам группой. Они считали что Сын подобен Отцу по сущности и не использовали формулу "единосущен" в основном изза боязни репрессий и из страха, что при такой терминологии Троица сольется в единицу.

Православные никейцы рассматривали омиусиан как партнеров для диалога и ближайший резерв. Именно для привлечения омиусиан к никейскому исповеданию отцы-каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский разработали учение о различении в Святой Троице единой сущности и трех ипостасей, что устраняло опасение перед "слиянием" Троицы.

Подавляющее большинство омиусиан после гибели императора-арианина Валента в адрианопольской битве с готами перешли на омоусианские никейские позиции.

То есть там где разница была всего в одной букве, расхождения были небольшими и преодолимыми. А там где был непримиримый конфликт, там и буквы сильно различались.

Вот тот кто этого не знает и пишет про "спор об одной букве" (например авторы чубарьяновской "Всемирной истории") - они не удосужились прочесть даже одну книжку по теме истории вселенских соборов, однако лезут учить.