В чём принципиальное отличие Царицына от Волгограда?
Длинный, но важный текст)
Речь идёт, разумеется, не о том, что в Царицыне была другая застройка, что по-другому назывались улицы и т.п., это понятно. Вопрос тут другой: одни ли и те же причины лежали в основе развития города в XIX и ХХ веке или разные? Что определяло развитие Царицына и определяет развитие Волгограда? География? Известность города? Горожане? Вот этот тонкий момент мы и рассмотрим. Забегая вперёд скажу: с этой точки зрения Царицын и Волгоград – города принципиально разные.
Сначала про Царицын
Итак, Царицын на середину XIX века – мелкий городишко с населением в 5 тысяч жителей. Деревянный, душный, пыльный, ничем не примечательный, население его – обыватели, да мелкие купцы, дворян практически нет. В Царицынском уезде – посад Дубовка, втрое более крупный, чем его уездная «столица» Царицын. В общем, даже по нынешним меркам Царицын – степная деревня, в которой кроме славных воспоминаний о временах Крепости ничего и нет.
Но вот через Царицын с Волги на Дон протягивается нитка железной дороги. И устремляется сюда торговый флот со всей Волги. К одной железной дороге подходит вторая – выводящая на Москву, к ним двум – третья, Владикавказская, охватывающая весь Кавказ, к трём – четвёртая, с Донбасса. И Царицын за двадцать лет из провинциального захолустья превращается в один из крупнейших транспортных узлов Юга России, сюда потоками стекаются лес, нефть, соль, рыба – с Волги на протянувшиеся от него во все стороны железные дороги. Притяжение товаров вызывает и притяжение людей, железные дороги за первые десять лет, к 1872 году, создают в городе около 20 тысяч рабочих мест! Едут в город люди работать, везут семьи, строят дома, налаживают быт. Приходит в город и производство, начинают строиться десятками лесопильные заводы, нефтепереработка Нобелей, огромный металлургический Французский завод и множество других. Всё это вместе привлекает ещё больше людей. Царицын начинают называть в купеческой среде России «Русский Чикаго». Понятно, что на Чикаго он был совсем не похож, но бурный капиталистический дух, десятки тысяч приезжающих сюда людей, делают город настолько не похожим на традиционные «укладные» русские города, что и ассоциируется он с Чикаго. Да, в городе много кабаков, много преступников, проходимцев и дорожной грязи; крестьяне тащат с собой коров и свиней, но рядом с лачугами растут дворцы, и в Царицыне одним из первых в России (в один год с Петербургом!) появляется электрическое освещение улиц, телефон, водопровод, первый в уездных городах России – трамвай и многое другое. Население города с 5 тысяч к 1917 году вырастает до 200! Послевоенный Сталинград – это продолжение Царицына, он растёт с теми же темпами и по тем же причинам. К заводам «Красный Октябрь» и «Баррикады» Советская власть добавляет Тракторный завод, Судоверфь и другие, именно потому, что здесь – веер железных дорог в сочетании с волжским торговым путём.
В общем, период с 1862 по 1942 года с точки зрения экономики – одна эпоха, в которую революция внесла лишь технические корректировки; город развивается благодаря географическому положению, которое вызвало последующий рост промышленности.
Длинный, но важный текст)
Речь идёт, разумеется, не о том, что в Царицыне была другая застройка, что по-другому назывались улицы и т.п., это понятно. Вопрос тут другой: одни ли и те же причины лежали в основе развития города в XIX и ХХ веке или разные? Что определяло развитие Царицына и определяет развитие Волгограда? География? Известность города? Горожане? Вот этот тонкий момент мы и рассмотрим. Забегая вперёд скажу: с этой точки зрения Царицын и Волгоград – города принципиально разные.
Сначала про Царицын
Итак, Царицын на середину XIX века – мелкий городишко с населением в 5 тысяч жителей. Деревянный, душный, пыльный, ничем не примечательный, население его – обыватели, да мелкие купцы, дворян практически нет. В Царицынском уезде – посад Дубовка, втрое более крупный, чем его уездная «столица» Царицын. В общем, даже по нынешним меркам Царицын – степная деревня, в которой кроме славных воспоминаний о временах Крепости ничего и нет.
Но вот через Царицын с Волги на Дон протягивается нитка железной дороги. И устремляется сюда торговый флот со всей Волги. К одной железной дороге подходит вторая – выводящая на Москву, к ним двум – третья, Владикавказская, охватывающая весь Кавказ, к трём – четвёртая, с Донбасса. И Царицын за двадцать лет из провинциального захолустья превращается в один из крупнейших транспортных узлов Юга России, сюда потоками стекаются лес, нефть, соль, рыба – с Волги на протянувшиеся от него во все стороны железные дороги. Притяжение товаров вызывает и притяжение людей, железные дороги за первые десять лет, к 1872 году, создают в городе около 20 тысяч рабочих мест! Едут в город люди работать, везут семьи, строят дома, налаживают быт. Приходит в город и производство, начинают строиться десятками лесопильные заводы, нефтепереработка Нобелей, огромный металлургический Французский завод и множество других. Всё это вместе привлекает ещё больше людей. Царицын начинают называть в купеческой среде России «Русский Чикаго». Понятно, что на Чикаго он был совсем не похож, но бурный капиталистический дух, десятки тысяч приезжающих сюда людей, делают город настолько не похожим на традиционные «укладные» русские города, что и ассоциируется он с Чикаго. Да, в городе много кабаков, много преступников, проходимцев и дорожной грязи; крестьяне тащат с собой коров и свиней, но рядом с лачугами растут дворцы, и в Царицыне одним из первых в России (в один год с Петербургом!) появляется электрическое освещение улиц, телефон, водопровод, первый в уездных городах России – трамвай и многое другое. Население города с 5 тысяч к 1917 году вырастает до 200! Послевоенный Сталинград – это продолжение Царицына, он растёт с теми же темпами и по тем же причинам. К заводам «Красный Октябрь» и «Баррикады» Советская власть добавляет Тракторный завод, Судоверфь и другие, именно потому, что здесь – веер железных дорог в сочетании с волжским торговым путём.
В общем, период с 1862 по 1942 года с точки зрения экономики – одна эпоха, в которую революция внесла лишь технические корректировки; город развивается благодаря географическому положению, которое вызвало последующий рост промышленности.
Теперь про Волгоград
К середине ХХ века ситуация полностью меняется. Во-первых, сеть железных дорог продолжает быстро расти и Сталинград постепенно теряет свою географическую уникальность. Во-вторых, со строительством Волго-Донского канала значительная часть торговых судов начинает проходить мимо города, их грузы уже не нужно перегружать прямо здесь на поезда, открывается прямой водный путь на Ростов, на Юг, к морским портам; факторы, десятилетиями развивавшие город до того постепенно исчерпываются.
Но послевоенный Сталинград получает новый смысл – город Победы, образ Сталинградской битвы, важный как символ всей стране. И город начинают восстанавливать, направляя сюда огромные ресурсы; город возрождается, хотя факторы, обусловившие этот рост, причины, лежавшие в его основе, были теперь совсем другими. С 60-х годов Волгоград стал традиционным «самоподдерживающимся» городом, который развивается не потому, что кому-то интересен извне, а просто за счёт того, что тут много людей, они создают спрос на рабочие места, оказывают друг другу услуги, получают бюджетные деньги. Вот город и стоит, сам себя удерживая. Такие города – обычное дело в современном мире, исключений мало, Царицын же был именно тем исключением.
Так Царицын разошёлся с Волгоградом – один и тот же город, с одной историей, но с совершенно разным духом и совершенно другим «мотором», его развивающим. И виновата тут не война, разрушившая город, а объективные изменения в географии и экономике страны, которые пришли бы независимо от военных событий.
История не стоит на месте, возможно город обретёт новые смыслы и новые «моторы», которые вернут ему экономическую славу Царицына.
К середине ХХ века ситуация полностью меняется. Во-первых, сеть железных дорог продолжает быстро расти и Сталинград постепенно теряет свою географическую уникальность. Во-вторых, со строительством Волго-Донского канала значительная часть торговых судов начинает проходить мимо города, их грузы уже не нужно перегружать прямо здесь на поезда, открывается прямой водный путь на Ростов, на Юг, к морским портам; факторы, десятилетиями развивавшие город до того постепенно исчерпываются.
Но послевоенный Сталинград получает новый смысл – город Победы, образ Сталинградской битвы, важный как символ всей стране. И город начинают восстанавливать, направляя сюда огромные ресурсы; город возрождается, хотя факторы, обусловившие этот рост, причины, лежавшие в его основе, были теперь совсем другими. С 60-х годов Волгоград стал традиционным «самоподдерживающимся» городом, который развивается не потому, что кому-то интересен извне, а просто за счёт того, что тут много людей, они создают спрос на рабочие места, оказывают друг другу услуги, получают бюджетные деньги. Вот город и стоит, сам себя удерживая. Такие города – обычное дело в современном мире, исключений мало, Царицын же был именно тем исключением.
Так Царицын разошёлся с Волгоградом – один и тот же город, с одной историей, но с совершенно разным духом и совершенно другим «мотором», его развивающим. И виновата тут не война, разрушившая город, а объективные изменения в географии и экономике страны, которые пришли бы независимо от военных событий.
История не стоит на месте, возможно город обретёт новые смыслы и новые «моторы», которые вернут ему экономическую славу Царицына.
📜 Старые истории
В Центральном районе Волгограда, за полотном, есть улица Голубинская. Название это возникло ещё в XIX веке, причём окружающая местность уже тогда прозвалась «Голубинкой». Что возникло раньше и что от чего произошло – название улицы от местности или наоборот – сейчас уже не скажет никто, но «Голубинка» – один из немногих народных топонимов исторического Царицына, который продолжает использоваться и в наше время.
В 1902 году газета «Царицынский вестник» заинтересовалась происхождением этого названия, был произведён опрос местных жителей и вот какие варианты услышали журналисты:
«О происхождении этого названия существуют три версии. 1) Когда-то здесь был хутор любителя голубей, который их разводил. 2) В одном из оврагов Стенька Разин держал своем подземелье гарем, то есть «голубиц». 3). Название дано по иронии, голубь – птица мирная, а здесь живут головорезы».
Судя по всему, версию №2 придумали персонажи из версии №3 (с чего бы Стеньке Разину держать «голубиц» в овраге за пределами городских стен?), а вот версия №1 – наиболее правдоподобная. Впрочем, в Царицыне начала ХХ века количество пришлого населения уже существенно превышало количество коренного, так что опрос местных жителей был уже тогда делом ненадёжным.
В Центральном районе Волгограда, за полотном, есть улица Голубинская. Название это возникло ещё в XIX веке, причём окружающая местность уже тогда прозвалась «Голубинкой». Что возникло раньше и что от чего произошло – название улицы от местности или наоборот – сейчас уже не скажет никто, но «Голубинка» – один из немногих народных топонимов исторического Царицына, который продолжает использоваться и в наше время.
В 1902 году газета «Царицынский вестник» заинтересовалась происхождением этого названия, был произведён опрос местных жителей и вот какие варианты услышали журналисты:
«О происхождении этого названия существуют три версии. 1) Когда-то здесь был хутор любителя голубей, который их разводил. 2) В одном из оврагов Стенька Разин держал своем подземелье гарем, то есть «голубиц». 3). Название дано по иронии, голубь – птица мирная, а здесь живут головорезы».
Судя по всему, версию №2 придумали персонажи из версии №3 (с чего бы Стеньке Разину держать «голубиц» в овраге за пределами городских стен?), а вот версия №1 – наиболее правдоподобная. Впрочем, в Царицыне начала ХХ века количество пришлого населения уже существенно превышало количество коренного, так что опрос местных жителей был уже тогда делом ненадёжным.
👆Что было на месте, где сегодня в Волгограде стоит Дом профсоюзов? Сохранились дореволюционные фотографии этого месте. Здесь тогда размещалось два относительно небольших здания.
Первое из них привлекает к себе внимание крупной вывеской «Наука и жизнь». Вплотную к нему пристроено второе здание, покрупнее, с оригинальной беседкой на крыше. «Наука и жизнь» – один из первых городских кинотеатров, а здание с беседкой – «Бани Бочкарёва». Бани во времена отсутствия водопровода в каждом доме – явление социально-значимое, их строили не для досуга любителей, а для всего народа!
В 1925 г. Бочкарёвские бани закрываются, а в здании открывается Физиотерапевтический институт им. Семашко. Институт, совмещавший научные и образовательные функции и больничный комплекс, располагал водо-светолечебницей и имел стационар на 40 коек. Институт считался одним из лучших в СССР. Правда, масштаб его был небольшим, здесь работало всего 7 научных работников. Адрес здания в то время – ул. Октябрьская, 8.
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 31.10.1940 г. Институт был реорганизован в больницу. Здание планировали существенно расширить, в связи с чем бывший кинотеатр «Наука и жизнь» был надстроен двумя дополнительными этажами и значительно продлён по улице. Однако здание достроить не успели и в Сталинградскую битву оно вошло без крыши и окон.
После войны в связи с планами строительством здесь Дворца Союзов эти постройки были снесены.
На фото: 1 – Снимок начала ХХ века; фото 2 и 3 – здание бань Бочкарёва в 20-е годы; фото 4 – недостроенный корпус на месте кинотеатра «Наука и жизнь» (руины старого здания бань правее него); фото 5 – старый им новый корпуса вместе, правее – руины Дома архитекторов; фото 6 и 7 – руины здания в 1943-1944 гг.
Первое из них привлекает к себе внимание крупной вывеской «Наука и жизнь». Вплотную к нему пристроено второе здание, покрупнее, с оригинальной беседкой на крыше. «Наука и жизнь» – один из первых городских кинотеатров, а здание с беседкой – «Бани Бочкарёва». Бани во времена отсутствия водопровода в каждом доме – явление социально-значимое, их строили не для досуга любителей, а для всего народа!
В 1925 г. Бочкарёвские бани закрываются, а в здании открывается Физиотерапевтический институт им. Семашко. Институт, совмещавший научные и образовательные функции и больничный комплекс, располагал водо-светолечебницей и имел стационар на 40 коек. Институт считался одним из лучших в СССР. Правда, масштаб его был небольшим, здесь работало всего 7 научных работников. Адрес здания в то время – ул. Октябрьская, 8.
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 31.10.1940 г. Институт был реорганизован в больницу. Здание планировали существенно расширить, в связи с чем бывший кинотеатр «Наука и жизнь» был надстроен двумя дополнительными этажами и значительно продлён по улице. Однако здание достроить не успели и в Сталинградскую битву оно вошло без крыши и окон.
После войны в связи с планами строительством здесь Дворца Союзов эти постройки были снесены.
На фото: 1 – Снимок начала ХХ века; фото 2 и 3 – здание бань Бочкарёва в 20-е годы; фото 4 – недостроенный корпус на месте кинотеатра «Наука и жизнь» (руины старого здания бань правее него); фото 5 – старый им новый корпуса вместе, правее – руины Дома архитекторов; фото 6 и 7 – руины здания в 1943-1944 гг.
Шрамы Сталинградской битвы на стенах волгоградских домов. На фото хорошо видна вставка из кирпича, отличающаяся по фактуре и по рыхлости кладки от окружающей её стены. В 1942 году сюда попал снаряд - и кусок стены выбило. После войны выбоину заложили - и до сих пор все эти вещи хорошо видны невооружённым глазом (пока не заштукатурили). Место - ул. Мира, 4
📜 Старые истории
В Царицыне жили активные горожане, которые боролись за права животных, причём активисты эти были вовсе не рядовыми обывателями. Газета «Царицынский вестник» писала о них в марте 1903 года:
«18 марта в помещении Городского полицейского управления происходило заседание Царицынского отдела Общества покровительства животным. На заседании присутствовали: председатель отдела В.П. Федоров, члены правления - священники А.И. Соколов, Л.Ф. Благовидов, а также Н.В. Потоцкий, М.Д. Потоцкая, А.А. Рексер и ветеринарный врач И.А. Котов. Было постановлено. 1). Просить благочинного церквей города Царицына о наставлении жителей города через местное духовенство в том, как следует обращаться с животными по учению христианской религии. 2). О предоставлении Царицынском отделу Общества покровительства животным помещения для открытия амбулаторной лечебницы для лечения животных. 3). Просить ветеринарного врача И.А. Котова иметь наблюдения, чтобы истребление бродячих собак производилась с возможно, меньшим для них мучением. 4). Представить Саратовскому губернатору об утверждении Ф.А. Шаповальникова участковым попечителем».
В пояснение: Н.В. Потоцкий – полицмейстер города Царицына на тот момент; Потоцкая, соответственно, его жена. А.А. Рексер – хозяин пивоваренного завода, выпускавший марку пива под собственным именем. Так что народ в Обществе собрался весьма уважаемый и почтенный.
В Царицыне жили активные горожане, которые боролись за права животных, причём активисты эти были вовсе не рядовыми обывателями. Газета «Царицынский вестник» писала о них в марте 1903 года:
«18 марта в помещении Городского полицейского управления происходило заседание Царицынского отдела Общества покровительства животным. На заседании присутствовали: председатель отдела В.П. Федоров, члены правления - священники А.И. Соколов, Л.Ф. Благовидов, а также Н.В. Потоцкий, М.Д. Потоцкая, А.А. Рексер и ветеринарный врач И.А. Котов. Было постановлено. 1). Просить благочинного церквей города Царицына о наставлении жителей города через местное духовенство в том, как следует обращаться с животными по учению христианской религии. 2). О предоставлении Царицынском отделу Общества покровительства животным помещения для открытия амбулаторной лечебницы для лечения животных. 3). Просить ветеринарного врача И.А. Котова иметь наблюдения, чтобы истребление бродячих собак производилась с возможно, меньшим для них мучением. 4). Представить Саратовскому губернатору об утверждении Ф.А. Шаповальникова участковым попечителем».
В пояснение: Н.В. Потоцкий – полицмейстер города Царицына на тот момент; Потоцкая, соответственно, его жена. А.А. Рексер – хозяин пивоваренного завода, выпускавший марку пива под собственным именем. Так что народ в Обществе собрался весьма уважаемый и почтенный.