ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
4.82K subscribers
595 photos
18 videos
2 files
1.41K links
Публицистический журнал Марка Шишкина. Этнополитика, история, краеведение
加入频道
Читая сайт MariUver и марийские паблики ВКонтакте, ловлю себя на мысли, что «там тоже, что у нас», и вообще на территории России «религиозный уклад един». Верховного карта Таныгина поборники чистоты марийской традиционной религии упрекают в том, что на молении в Новоторъяльском районе была православная икона. Структура претензий, один в один, как у поборников чистоты православия к Главному храму ВС РФ. Параллельно в комментариях идет очень эмоциональная полемика на счёт онлайн-формата молений и коронавирусных ограничений на религиозные собрания.

В этой компактной религиозной общине политические страсти кипят порой такие, что хватило бы на целый инсайдерский телеграм-канал. Подозреваю, что люди далёкие от Марий Эл и языческой традиции с удовольствием бы следили за раскладами и усилениями групп Мамаева и Рукавишникова, или за тем, кто из почтенных онаеҥов проигнорировал важное религиозное мероприятие. Пару лет назад даже пробовал себя в аналитике на эту тему. Но я совсем с другого миллета, поэтому пусть этим занимаются те, для кого это все родная традиция. С меня достаточно добрососедства и религиозного паритета по нашим местным чингизидским правилам.
@radicalrus самый известный пример, где в качестве национальной идеи была артикулирована альтернатива патологически-мнительной расовой политике англосаксов – это Бразилия. Там Жилберту Фрейре выдвинул идею исконной бразильской расовой демократии (и он же, как северянин был идеологом регионализма, альтернативного южным гегемонам Рио и Сан-Паулу).

Эти идеи, во-первых, были присущи местной разновидности евразийства – лузотропикализму, где говорилось о том, что португальцы наиболее комплементарная народам Азии и Африки нация Европы. При Салазаре лузотропикализмом обосновывали сохранение колониальной империи, хотя, очевидно, что реализовать эту модель можно было, только перенеся центр из Лиссабона в Рио.

Во-вторых, местному фашизму – интегрализму, который отрицал расизм. Погуглите и найдёте эти фото афробразильцев в форме штурмовиков с нарукавными повязками. Местный вариант «Славы Украине/России», к слову тоже, был взят из языка коренных жителей Амазонии.

Однако левых критиков это всё не впечатляет. Они считают и расовую демократию, и лузотропикализм такими же инструментами дискриминации. Примерно как большевики считали европейскую социал-демократию завуалированной формой угнетения. Впрочем, и по вопросу Back to Africа или созданию Новой Африки за океаном левый афроамериканский истеблишмент и черные националисты расходятся. Не зря Маркус Гарви, который перетряс всю чёрную политику, был для них чужаком-ямайцем.

Если когда этот вопрос станет актуален в России, будет много интересных обсуждений Сунгири и Костёнок. И обсуждать это будут далеко не археологи.

https://yangx.top/radicalrus/471
@ShaltayBabay коллеги, протоиерей Игорь Пашменов был довольно известным соратником легендарного Кирилла Фролова по Ассоциации православных экспертов. А это люди со своим мнением по многим вопросам, и это мнение они готовы отстаивать. Совершенно не знаю подробностей этой истории, но предполагаю, что причина в том, что стандартному архиерею (как и любому работодателю) нужны те священники, что выполняют свои обязанности, и не особо нужны люди с неформальным влиянием или связями через голову архиерея. Тем более, что кладезь церковных инсайдов ЖЖ Калаказо пишет, что в молодости Пашменову «светила слава патриаршего спичрайтера». Так что «Единая Россия» здесь по всем признакам – повод, а не причина.

https://yangx.top/ShaltayBabay/5395
Сегодня на улице Гвардейской совершенно случайно набрёл на мемориальную доску министру внутренних дел Ерину. На бежевой «сталинке» № 6, ближе к перекрёстку с улицами Николая Ершова и Патриса Лумумбы. Четверть века назад министерская карьера Виктора Федоровича оборвалась после рейда Басаева на Будённовск. Оказывается доску установили в конце прошлого года.
Удивляет насколько комментаторы, берущиеся разбирать события вокруг Сергия (Романова) не знают контекста. Их забавляет, что он окопался в женском монастыре. Так старец, который управляет женской общиной, это вообще-то хрестоматия. Не слышали никогда про Серафима Саровского и Дивеево? Или про Амвросия Оптинского и Шамордино? Да и без этого «гендерного» вопроса история о том, как монахи мятежничают против иерархии – классика. С этого собственно монашество и начиналось.

В конце нулевых годов, когда история нынешнего патриаршества только начиналась, такие темы лучше всего комментировали два медийщика: Голышев на Назлобе и Бражников на Правой Ру. Это и «пензенская пещера», и история Диомида, и дело недавно скончавшегося Петра (Кучера). Тогда же многие отмечали, что фундаменталисты всю жизнь критиковавшие митрополита Кирилла моментально стали лояльными патриарху Кириллу. Сейчас мы наблюдаем распад этой конвенции, но реплики по этому поводу все какие-то неадекватные.

Еще два момента обращают внимание в этой теме. Во-первых, Дмитрий Соколов прям такой очень американский типаж оказался. Про комика, который стал фундаменталистом, и попал в такую историю можно хорошую психологическую ленту сделать. Во-вторых, с этим гробом в келии… было бы нечто подобное у кого-то из буддистов, умилялись бы ведь восточной мудрости.

Простите, что в ночи пишу. Завтра не до этого будет.
В 14 лет прочёл случайно подвернувшуюся книжку брежневских времен с названием из ленинской цитаты – «Тайна, в которой война рождалась». Это была ортодоксальнейшая советская версия предпосылок Второй Мировой войны. Не зря издана «Политиздатом». Характерные стилистические особенности: скрупулёзное перечисление немецких названий военных операций по завоеванию разных стран в русской транслитерации (так же они любили перечислять дивизии СС); особое внимание «Мюнхенскому сговору»; фразы типа «мышиная возня украинских националистов в Закарпатье». Прочитал, потому что книжного изобилия, денег и интернета тогда не было. Да и прикольно было после перестроечных разоблачений, которые тогда были версией по умолчанию. Ещё было интересно сверять эти показания с версией Резуна-Суворова, которого один мой товарищ тогда читал.

Так вот, слушая по телеку или читая в инете официальную позицию РФ по 30-м годам, постоянно вспоминаю ту тёмно синюю обложку. Строго по той версии событий идут. СССР предлагал Европе помощь против неадекватного режима нацистов, но Европа предпочла «умиротворение агрессора» и перенаправление его на восток. За что сама и поплатилась.

http://militera.lib.ru/research/ovsyany/index.html
@zalesje раз уж речь с самого начала пошла в контексте учения об «архетипах и повторямости», то вот что скажу. Традиционное обучение рассчитано на то, что ученик сначала освоит весь корпус знаний, существовавших до него, и только на заключительном этапе ему можно действовать, опираясь на собственное рассуждение. Это обучение длится десятилетиями. В нынешних условиях прямо так действовать сложно (скорости совсем другие), но в сущности так и выходит – создают нечто уникальное лишь единицы. Большинство – эпигоны и подражатели, даже если себя считают уникальными. Советские книжки, ясное дело, называли всё это «мертвящей схоластикой», в которой надо непременно «задыхаться». Но в сущности альтернативы-то не предложили, кроме упрощения, омассовления и колебаний вместе с Генеральной линией.

Верующие иконописцы и церковные архитекторы идут по традиционному пути. Сначала осваивают традицию, потом когда вполне уже освоили этот язык, формулируют на нем нечто новое. Учитывая культурные разрывы синодального периода и советскую выжженную землю, зависание на этом периоде освоения наследия – более чем логично. И чем больше будет таких людей, тем скорее вероятность появления визуальных форм, которые и традиционны, и адекватны современности.

Но в реальности, результаты работы определяют не художники, а заказчики. Хорошо еще, когда у заказчика есть понимание, что церковное должно выглядеть церковно, и пусть эти блаженные делают как им виднее. Но если у заказчика есть своя готовая логика, и он считает что подрисовать святым «ауру» или добавить в церковную роспись НЛО более современно?

https://yangx.top/zalesje/1458
@RottenKepkenChannel с понятием консерватизм тут сложновато. У нас было 200 лет синодальной эпохи, когда универсальные и глобальные «светские» стили определяли церковное зодчество. И мода на историзм в церковной архитектуре пришла вместе с модой на историзм вообще. В ХХ веке ситуация уникальная: с одной стороны там полное прекращение церковной архитектуры в СССР, с другой в зарубежье погружение в традицию, провозглашение древних форм – универсальными и сакральными. Причём в либеральном Париже даже больше, чем в Сремских Карловцах.

Моя позиция на этот счет: «богословие иконы» Леонида Успенского – это хорошо, но если доводить до абсурда можно ересь соорудить. В конце концов, по Новому Завету христианам не принципиально где поклоняться. Но традиционное зодчество и иконопись проще, безопаснее и без лишних сущностей. Бетон и электричество этим традиционным формам никак не противоречат, что бы там ни писал дорогой Алексей Федорович Лосев.

Насчет мусульман. Интересные образцы современных мечетей видел в инете, но историзм там тоже очень силен.

Извините. Ответ сумбурный, но оперативный.

https://yangx.top/RottenKepkenChannel/7205
@RottenKepkenChannel а как вы считаете, калифорнийские виноградники может тоже порубать? Это ведь прямое наследие колонизаторов-францисканцев.

(Не спорю, паноптизм Нового времени шокирует. Не важо в исполнении графа Аракчеева он, или отца Хуниперо.)

https://yangx.top/RottenKepkenChannel/7217
Я тоже в устной речи постоянно что-то ляпаю мимо, но Олег Владимирович явно переработал. «Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши» - суперизвестная типичная жанрообразующая путинская цитата 2005 года.

https://yangx.top/kashinguru/35907
Всегда с интересом следил за высказываниями новопреставленного Черкасского владыки. И мне видится, что взятая им линия, рано или поздно, станет магистральной для украинского православия, а не ПЦУ, Филарет или москвофильское крыло УПЦ. Самый близкий к нему иерарх из недавнего прошлого – Алексий (Громадский), который также выступал за каноническую украинскую церковь без конъюнктурного национал-обновленчества. Владыка Софроний был истинный митрополит Черкасский, не только по кафедральному городу его епархии, но и в более глубоком историческом смысле.

https://yangx.top/cerkvach/2670
Кирилл, большое спасибо за упоминание моего канала! Моим же уважаемым подписчикам рекомендую обозревателя по Ближнему Востоку, у которого есть и внимание к деталям, и баланс в оценках, и фундамент. А посты по далёкому прошлому арабского мира и по ибадизму – это вообще поэзия.

https://yangx.top/semenovkirill/2826
Все знают, что Восточная Европа очень долго была демографическим резервуаром для работорговли не меньше, чем Африка. Славянскими рабами торговали русы и хазары. Тюрки и черкесы продавались на восток в качестве воинов-рабов. В Золотой Орде на внешние рынки продавались и тюркские, и русские подданные. Затем постордынские государства наладили набеговую работорговлю из русских и мордовских земель. Масштабы несопоставимы, но известны и обратные примеры, когда русские обращали в рабское состояние тюрков.

Повлияет ли на оценки этих явлений 2020 год? Или трансатлантическая работорговля будет претендовать на уникальность, в силу того, что африканские рабы не были ассимилированы как ас-сакалиба и мамлюки? Отличают же традиционное рабство в восточных обществах и рабство античное.

На эту тему можно построить много интересных догадок. Например, либерально-западнический мем «рабский менталитет» станет звучать не как упрёк, а как оправдание и преимущество. Квачковы и Харчиковы грядущих лет предъявят своим оппонентам злодеяния раданитов. А какие-нибудь идеологические преемники Общества русской культуры в Казани будут педалировать тему, что первые русские на территории Татарстана были рабами.

Хотя, как и в США, главными приобретателями, скорее всего, станут кабинетные левые и уличные анархисты. Объявить преступными буквально все раннегосударственные образования на Севере Евразии, включая Древнюю Русь, – дорогого стоит. Но лишь только они это заявят, как им справа прилетит интерпретация расширения границ России на восток и юг как самого первого аболиционизма в истории. А потом всё благополучно выльется в полемику о правомерности сравнений крепостничества и рабства. Любопытно будет на всё это посмотреть. 21-й век должен быть интересным.
@wildfield нет, у нас здесь в исторических спорах всплывают только классические – прекращение набегов и освобождение пленных – как аргументы для завоевания Казани с русской стороны. Доказать славянство именьковцев, на нынешнем уровне развития местной русской мысли, куда привлекательнее, чем заниматься полоном 15-16 веков.

Хотя особая социальная группа русских ясачных людей во многом была сформирована из пленников, которых в Казанском ханстве посадили на землю до 1552 года. На момент появления в источниках они имели сходный статус с нерусскими ясачными людьми. В ХХ веке этнографы зафиксировали их отличительные признаки: свободное владение татарским и репутация «местных» у других русских.

Самый известный пример русского пленника – анонимный автор «Казанской истории», которая на Московской Руси была популярным экзотическим чтивом типа «1001 ночи».

А вот как сложилась судьба русских жителей городов Золотой Орды это совсем другой вопрос, и не менее интересный.

https://yangx.top/wildfield/3850
Вышел ещё один подкаст с моим участием для официального паблика Мэрии Казани. Подкаст пандемический. Говорили о чуме 1654-1656 годов в Казани. Источников и публикаций по теме совсем мало, но их не часто собирают в одну кучу. Этот пробел я попытался восполнить.

А вообще это продолжение моих штудий по казанскому XVII веку, который во всех версиях местной истории постоянно куда-то выпадает.

https://vk.com/wall-17311245_96518
А представьте, что если бы Борис Николаевич не заболел и не потерял дееспособность так скоро, вся эта история с поправками произошла бы еще лет 15-20 назад.

Сменяемости власти в России взяться неоткуда. Равносильные кланы, которые вынуждены договариваться, не сформировались. Военные не смогли провести ни единого переворота. Поэтому существующий режим изображал эту сменяемость максимально долго, проводя все эти операции «Преемник», «Тандем» и «Рокировка».

Версии, почему именно сейчас они дошли «до точки» уже опубликованы, и пересказывать их не вижу нужды. Дошла ли эта система действительно до предела, мы увидим своими глазами. Я ещё слишком хорошо помню, как в 2012 году многие писали, что «режиму осталось год-два». А потом в 2014 году многие тоже прогнозировали всякое...

Я убежден, что единственным механизмом сменяемости власти в России и её деперсонификации была бы монархия, ограниченная профессиональным правительством, сильным парламентом и реальным федерализмом. Но загадывать монархию очень боюсь, потому что она здесь легко обернется реконструкторским фарсом с полной утратой сути и тех преимуществ, ради которых есть смысл её устанавливать.

Поэтому пусть будет хотя бы умеренный авторитаризм с социальным вектором внутри и без гибридных коминтерновских авантюр на международной арене. Приведёт ли в итоге к желаемой мною форме этот референдум, я не знаю. Больше тут и сказать-то нечего.
@tyrasbaibak а в чем причина возмущения? Люди обживаются на новой территории и переделывают мифы о происхождении для себя. Разве у нас не так? Именьковцы-славяне, которые жили на Средней Волге раньше тюрков, это ещё самое академичное из этой серии. А дальше идут финно-угры и самоеды как пришлое население на Русском Севере, которые там оказались после отъезда гиперборейцев на мамонтах. Такие же истории есть про Сибирь и Казахстан. У татарских авторов и спикеров нет-нет, да проскочет желание записать в тюрки всех степных иранцев и тех же именьковцев.

https://yangx.top/tyrasbaibak/2931
Заметил, что информация о возможном превращении цареградской Святой Софии в мечеть задевает меня куда меньше, чем прошлогодние планы устроить греко-католическую службу в Софии Киевской.

Зная давние партнёрские отношения Константинопольских патриархов с Ватиканом, легко можно догадаться, какое будущее они видят для главного православного храма этой планеты. И идея мечети вызывает меньше отторжения, чем превращение Софии в культурный храм открытого современному миру христианства, преодолевшего, наконец, средневековые разногласия.

Мечеть в Святой Софии – это как консервация объекта до апокалиптических времен. Никаких безобразий с точки зрения христианского благочестия мусульмане там совершать не будут – такая уж у них религия. Майтрейю и Авалокитешвару изображать там не будут уж точно. Точно такую же консервирующую роль, с христианской точки зрения, мусульмане играют в Иерусалиме и Святой Земле. И вообще есть нечто от Промысла в том, что религиозное движение, начинавшееся в VI веке с сопротивления молитве в йеменском православном соборе, почти тысячу лет шло к первоисточнику православной храмовой архитектуры, а теперь никак не может оторваться от него. Исход этой истории, начавшейся в «год слона» какие-то христиане будущих поколений ещё увидят, но простой факт: кто и во имя какой религии построил это здание, – он будет довлеть и над мусульманами тоже.

У какой-то части номинальных христиан действия Эрдогана вызовут ответное желание утвердить свою утраченную религиозную идентичность. И если где-то на Западе вся та махина институтов, которая все последние десятилетия утверждала секуляризм и мультикультурализм, вдруг хотя бы вполсилы начнет утверждать эту христианскую идентичность, то мало не покажется ни кому.

Насчет России в этом отношении у меня только скепсис и ничего кроме скепсиса. Ясно, что те, кто у нас постоянно использовал риторику «Восточного вопроса» получат повод использовать её еще раз. Но если серьезно, то на фоне краха «духовного возрождения» внутри страны и возрастающего обезбоживания общества, о другом думать надо. Религиозность общества в постсекуляристской Турции и посткоммунистической России даёт выводы не в пользу России. Хотя здесь я субъективен, я «переел» этих идей в свои 15-18-ть, а у тех, кто заболел ими на старости лет совсем другое видение.

Как бы то ни было, если возвращение мечети в Святую Софию состоится – это будет ещё одним знаком окончания большого ХХ века, как и «юстинианова чума» 2020 года.
Большой татарстанский канал @ShaltayBabay инициировал интересную дискуссию о потенциальном новом центре полпредства в ПФО, к которой присоединились @tatvybory и @neaysin. Суть вопроса: целесообразно ли переносить столицу Приволжского федерального округа из Нижнего Новгорода в Казань?

Я тоже считаю, что нецелесообразно. Для Татарстана такое двоевластие станет источником дестабилизации. Наши местные острые углы слишком долго сглаживались, чтобы их заострять на ровном месте по бюрократическому вопросу.

И вообще, раз уж институт полпредства создан для кураторства, медиаторства и балансировки региональной политики, логично выбирать для резиденции полномочных представителей не самый большой и хлебный город, а идти по англосаксонской модели Вашингтона и Канберры.

Идеальный «Вашингтон» для Приволжья – Чебоксары.

– Это не один из миллионников, которые у нас, все как один, амбициозные. Нижний Новгород, Казань, Уфа и Самара – все считают себя если не столичными, то уникальными.

– Это столица тюркской национальной республики, достаточно моноэтничной (67,7% населения чуваши), но менее заметной для остальной России, чем Татарстан или Башкортостан.

– Это столица региона с большими экономическими и социальными проблемами, который нужно подтягивать.

– В последние месяцы Чувашия часто попадала в федеральную повестку в связи с кейсом Михаила Игнатьева.

– Чебоксары – очень красивый исторический город со старым центром, где выполнение властных функций будет смотреться очень естественно. Округ Приволжский, а Чебоксары стоят на Волге, как раз между Нижегородской и Казанской агломерациями.

Кстати, впервые сравнение столицы Чувашии с Вашингтоном прозвучало из уст наркомнаца Сталина. Пример Вашингтона, как столицы построенной с нуля, он привел в ответ на сетование чувашского лидера Даниила Эльменя, что на этнической территории чувашей нет городов подходящих для столичного статуса в создаваемой Чувашии.
@tat843 а так ли нейтрален Нижний Новгород в качестве столицы Приволжья? То, что он ближайший к Москве из больших городов ПФО – это про москвоцентризм, а не про нейтральность. Статус центра ПФО он получил в ходе наступления на федерализм, и в качестве альтернативы столицам «региональных баронов» из блока ОВР. Смысл очень хорошо считывается.

То что сам вопрос о центре ПФО не первоочередной, тут спора нет. Но речь ведь зашла о возможных альтернативах.

https://yangx.top/tat843/381