@tyrasbaibak @tatard классическую триаду Париж, Мамамдыш и Альдермыш тоже со счетов сбрасывать не нужно. Париж нагайбакский разумеется.
https://yangx.top/tyrasbaibak/2065
https://yangx.top/tyrasbaibak/2065
Telegram
Степной суслик
Бугульма, Бугуруслан и Бузулук - сакральное бубубу Северной Евразии
В связи с публикацией старых постов нового министра культуры просится дежурная шутка про то, что миллениалы открыли для себя ЖЖ. Это что! Мне на минувших выходных прилетело строгое предупреждение от давно покинутого лайвджорнала, чтобы я удалил экстремистский пост. А там всего-то была симфония по эсхатологической поэзии иеромонаха Романа (Матюшина) и Тимура Муцураева. И разные интеллигентные батюшки писали в комментариях о том, как порой совпадают фундаменталисты разных конфессий. Но как всегда, решение какого-то уездного суда и т.д.
Скоро старые посты в жежешечке будут раскапывать и предъявлять как дом в Испании и сына в Швейцарии. Хотя к чему эйфория? Всего-то смена поколений. Никого же не удивляет, что поколение кооператива «Озеро» по молодости слушало битлу и косило под уголовников, и до сих пор рассказывает несмешные анекдоты.
Скоро старые посты в жежешечке будут раскапывать и предъявлять как дом в Испании и сына в Швейцарии. Хотя к чему эйфория? Всего-то смена поколений. Никого же не удивляет, что поколение кооператива «Озеро» по молодости слушало битлу и косило под уголовников, и до сих пор рассказывает несмешные анекдоты.
@russian_desert нет. До Мединского таких агрессивно медийных министров культуры с программными идеями и политическими амбициями не было. Даже более других публичный Швыдкой никак не «Жириновский». Говорили на этой должности о чем-то добром, разумном и вечном. Все зеваючи слушали, потому что нужно, и быстро переключали внимание. Мединский принципиально иной. Его если хейтили, то до истомы. И Мединский был так долго, что теперь кажется, что так было всегда. А сейчас ситуация такая, что после одного харизматика надо ставить другого. Примерно по той же логике, что вместо Обамы стал Трамп, а не Ромни.
https://yangx.top/russian_desert/24
https://yangx.top/russian_desert/24
Telegram
Русская Пустыня
В правительстве РФ "министр культуры" всегда выполнял функцию Жириновского в Госдуре. Так что же удивительного в том, что на место лишнехромосомного пришла не менее потешная шкура?
@HVSchannel потому что российская культура – это советская гражданская религия, пережившая СССР. Вместо церкви, мечети и синагоги человек должен ходить в библиотеку, музей и театр. В советском масскульте жёны таскали непутёвых киноперсонажей Вицына-Хмыря и Райкина по театрам и музеям, как сейчас таскают мужей игроманов и алкоголиков по монастырям. Православные храмы если не превращали в овощные хранилища (по слову Псалмопевца), то очень часто переделывали в сельские клубы.
У русских этот разлом между старой религиозной культурой и новой «культурной культурой» как-то затёрся или залечился, а вот у татар гораздо заметнее. До сих пор ведь «Зәңгәр шәл», где главный отрицательный персонаж – ишан, является топовой постановкой татарского театра и собирает залы. Я с трудом могу представить нечто такое про православного священнослужителя. Если поставят, то это будет какой-то малопопулярный артхаус.
Такой культуре со вполне четкими задачами воспитания масс требовалось централизованное ведомство. Оно благополучно работало 70 лет и досталось РФ по наследству. В той степени в какой РФ является продолжением СССР, неизбежен тут и минкульт. Здоровые частные силы, способные заменить эту махину, если есть, то только в некоторых городах-миллионниках. Религия обладает культурообразующим статусом только для меньшинства, что у православных, что у мусульман. Без минкульта одичание усилится.
Я думаю, что и без советской ломки устоев, некое подобие минкульта возникло бы в России в рамках модернизации. Но негибкость, инерционность и тотальная зависимость от государства – это чисто советские черты. И с этим жить.
https://yangx.top/HVSchannel/3047
У русских этот разлом между старой религиозной культурой и новой «культурной культурой» как-то затёрся или залечился, а вот у татар гораздо заметнее. До сих пор ведь «Зәңгәр шәл», где главный отрицательный персонаж – ишан, является топовой постановкой татарского театра и собирает залы. Я с трудом могу представить нечто такое про православного священнослужителя. Если поставят, то это будет какой-то малопопулярный артхаус.
Такой культуре со вполне четкими задачами воспитания масс требовалось централизованное ведомство. Оно благополучно работало 70 лет и досталось РФ по наследству. В той степени в какой РФ является продолжением СССР, неизбежен тут и минкульт. Здоровые частные силы, способные заменить эту махину, если есть, то только в некоторых городах-миллионниках. Религия обладает культурообразующим статусом только для меньшинства, что у православных, что у мусульман. Без минкульта одичание усилится.
Я думаю, что и без советской ломки устоев, некое подобие минкульта возникло бы в России в рамках модернизации. Но негибкость, инерционность и тотальная зависимость от государства – это чисто советские черты. И с этим жить.
https://yangx.top/HVSchannel/3047
Telegram
ХВС (Харун Вадим Сидоров)
Казус министерши культуры ставит проблему более общо.
Как выяснилось из обсуждений, большинству-то ее взгляды на культуру оказались близки, но многие из таких людей при этом проводят разницу между собой и ей, считая, что у министра культуры в отличие от…
Как выяснилось из обсуждений, большинству-то ее взгляды на культуру оказались близки, но многие из таких людей при этом проводят разницу между собой и ей, считая, что у министра культуры в отличие от…
Ещё теме министра Любимовой. Разумеется, на работе она будет заниматься другими вопросами, но в целом приятно, что на высокие посты идут люди схожего бэкграунда с самим тобой. Самое ценное, что может дать обществу наше поколение духовного возрождения 90-х – это опыт крушения наших иллюзий и умение держать разумную дистанцию от тотальной сакральности, которую сулят здесь, сейчас и на 100 процентов. Зовут рукополагаться-постригаться – беги. Призывают в корне изменить твою жизнь – не спеши. Некто с добрыми глазами старается очаровать с амфона – не ведись на манипуляции.
Всё лучшее что есть в религии – это от тех, кто отдал этому молодые годы. Кто обломал крылья на этом пути, тот стал аккуратнее и терпимее, кто не обломал – так слава Богу. Вся катастрофа с религией от людей, которые обратились на исходе жизненных сил. А еще хуже не обратились, а просто поняли, что надо что-то в жизни налаживать и нужен соответствующий историко-культурный антураж. Именно эти люди превращают веру и благочестие в запретительную тоску. В религии нужно быть лёгким на подъём партизаном-разбойником Давидом, а они нудят хуже Саула, Навала и прочих.
Вся власть бывшим алтарникам, православным гимназисткам и боевым псаломщикам!
Всё лучшее что есть в религии – это от тех, кто отдал этому молодые годы. Кто обломал крылья на этом пути, тот стал аккуратнее и терпимее, кто не обломал – так слава Богу. Вся катастрофа с религией от людей, которые обратились на исходе жизненных сил. А еще хуже не обратились, а просто поняли, что надо что-то в жизни налаживать и нужен соответствующий историко-культурный антураж. Именно эти люди превращают веру и благочестие в запретительную тоску. В религии нужно быть лёгким на подъём партизаном-разбойником Давидом, а они нудят хуже Саула, Навала и прочих.
Вся власть бывшим алтарникам, православным гимназисткам и боевым псаломщикам!
Умерла Елена Минилбаева, яркая деятельница марийской общины Москвы и моя давняя френдесса. Одно время интересно общались по инету о разных марийских делах. Потом она пропала с радаров. Пишут, что онкология. Последняя запись в её ВКонтакте 17 января – сообщение о кончине другого видного московского марийца полковника ФСБ Юрия Ерофеева. Сама Елена ушла в минувшее воскресенье 19 января. Так и не развиртуалились.
@tyrasbaibak среди жертв террора Ивана Грозного – святитель Герман Казанский, который будучи ещё архимандритом на Свияжске, стал строителем церковной жизни на Горной стороне. То есть памятник царю Ивану в Чебоксарах (а это тоже Горная сторона) это вообще какое-то ни нашим и ни вашим. А особенно участие в этом митрополита Варнавы. Писал на эту тему в «Реальном времени» ещё в прошлое обострение, в 2016 году.
https://realnoevremya.ru/articles/46161
https://realnoevremya.ru/articles/46161
Реальное время
«В Казани некорректно ставить памятник Ивану Грозному. Взятие города — это массовое убийство жителей»
Почему памятник Ивану Грозному в Казани неуместен?
ПОЧЕМУ ЭТОТ КАНАЛ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ?
Телеграм-каналы часто называют как-нибудь позабавнее. И название «Царь Казанский» представляется чем-то из этого рода, но у меня чуть иная мотивация. Просто пока Телеграм всё еще остается актуальной общественной площадкой, надо и тут засветить концепт, который я продвигаю лет десять ещё с ЖЖ.
Царь Казанский – титул российских царей и императоров до 1917 года. Царь Казанский – название казанских ханов в русских источниках 15-16 века. Для меня же понятия «Царства Казанского» и «Царя Казанского» – это альтернативная версия легитимности для Татарстана и Среднего Поволжья.
Если бесцеремонно заглянуть внутрь рационально-правовой легитимности, то источника власти в чересполосном Идель-Урале там всего два: сила или большинство населения. Сила: «у России siloviki и атомная бомба, поэтому инородцы – трепещите» или «русские дезорганизованная масса, которая без тоталитарного государства ничего не может, поэтому татары рулят». С большинством и так всё понятно. Обе эти основы априори конфликтные и зависящие от стечения случайностей. Поэтому сама собой просится легитимность иного плана. Легитимность, непричастная реалиям массового общества ХХ века.
В России с традиционной легитимностью всё плохо. Даже расхожее утверждение, что «во главе страны должен быть царь» на самом деле к традиции отношения не имеет, маскируя волюнтаризм того лица, что преуспело на данный момент. И никакая «традиция» это лицо не направляет и не сдерживает. Идея использовать выпавшее звено традиционной легитимности в качестве противоядия от сменяющих друг друга автократий и «оттепелей» лежит на поверхности.
В Европе традиционная легитимность освящается авторитетом Рима. В России в целом тоже, только в период, когда Восточная Римская империя была завоевана франкскими варварами, русские проецировали эту легитимность на сюзеренов из рода Чингисхана. Что ж универсализм был свойственен обоим проектам. Сначала Булгар в 13 веке, а затем Казань в 15 веке стали центром этой универсальной, императорской, царской власти. Что превращение России из «Великого княжества» в «Царство» хронологически совпадает с присоединением татарских царств – история достаточно хорошо известная. Царский статус сохранялся у Казани после перехода из под власти Джучидов к Рюриковичам и Романовым, учитывая размещение здесь важнейших для империи институтов. Старшим царствующим городом видели Казань широкие слои русского общества, что проявилось во время переписки с Казанью верхневолжских городов во время Смуты.
Вместе с этим сам термин, очевидно, многим режет глаз и слух. Татарским авторам, когда они говорят о прошлом, хочется чего-то более ориентального, чем европейская форма производная от «Цезарь». Русские авторы готовы принять ориентальную терминологию или заменить «царство» на безликий «край», лишь бы никто не подверг сомнению их рациональность, за то, что они оперируют старыми феодальными терминами времен царя Гороха. В современном политическом дискурсе об этой идее вспоминали пару раз в 90-е годы, в том смысле, что пока не было татарской государственности, юридически Казанское царство никто не упразднял. Местный же профессиональный русский дискурс поставил своей целью асфальтоукладчиком закатать свою малую родину в единое пространство с другими регионами, поэтому открыто и осознанно предпочитает слово «губерния».
Между тем на земле 21 век, когда в варево политического процесса идут любые ингредиенты. В России пошла зыбь новой эпохи перемен, когда тема федеративного устройства будет снова актуальна. А значит, есть шансы и у концепта «Царства Казанского». Без преувеличения – это одна из немногих в прямом смысле правых идей, которая не зависит от того, чье имя громче выкрикнет толпа на площади, и чьи переписчики будут успешнее записывать людей в свою национальность.
Даже вакантный казанский престол – это ценность. А чтобы название примелькалось, пусть так называется мой скромный информационный ресурс.
Телеграм-каналы часто называют как-нибудь позабавнее. И название «Царь Казанский» представляется чем-то из этого рода, но у меня чуть иная мотивация. Просто пока Телеграм всё еще остается актуальной общественной площадкой, надо и тут засветить концепт, который я продвигаю лет десять ещё с ЖЖ.
Царь Казанский – титул российских царей и императоров до 1917 года. Царь Казанский – название казанских ханов в русских источниках 15-16 века. Для меня же понятия «Царства Казанского» и «Царя Казанского» – это альтернативная версия легитимности для Татарстана и Среднего Поволжья.
Если бесцеремонно заглянуть внутрь рационально-правовой легитимности, то источника власти в чересполосном Идель-Урале там всего два: сила или большинство населения. Сила: «у России siloviki и атомная бомба, поэтому инородцы – трепещите» или «русские дезорганизованная масса, которая без тоталитарного государства ничего не может, поэтому татары рулят». С большинством и так всё понятно. Обе эти основы априори конфликтные и зависящие от стечения случайностей. Поэтому сама собой просится легитимность иного плана. Легитимность, непричастная реалиям массового общества ХХ века.
В России с традиционной легитимностью всё плохо. Даже расхожее утверждение, что «во главе страны должен быть царь» на самом деле к традиции отношения не имеет, маскируя волюнтаризм того лица, что преуспело на данный момент. И никакая «традиция» это лицо не направляет и не сдерживает. Идея использовать выпавшее звено традиционной легитимности в качестве противоядия от сменяющих друг друга автократий и «оттепелей» лежит на поверхности.
В Европе традиционная легитимность освящается авторитетом Рима. В России в целом тоже, только в период, когда Восточная Римская империя была завоевана франкскими варварами, русские проецировали эту легитимность на сюзеренов из рода Чингисхана. Что ж универсализм был свойственен обоим проектам. Сначала Булгар в 13 веке, а затем Казань в 15 веке стали центром этой универсальной, императорской, царской власти. Что превращение России из «Великого княжества» в «Царство» хронологически совпадает с присоединением татарских царств – история достаточно хорошо известная. Царский статус сохранялся у Казани после перехода из под власти Джучидов к Рюриковичам и Романовым, учитывая размещение здесь важнейших для империи институтов. Старшим царствующим городом видели Казань широкие слои русского общества, что проявилось во время переписки с Казанью верхневолжских городов во время Смуты.
Вместе с этим сам термин, очевидно, многим режет глаз и слух. Татарским авторам, когда они говорят о прошлом, хочется чего-то более ориентального, чем европейская форма производная от «Цезарь». Русские авторы готовы принять ориентальную терминологию или заменить «царство» на безликий «край», лишь бы никто не подверг сомнению их рациональность, за то, что они оперируют старыми феодальными терминами времен царя Гороха. В современном политическом дискурсе об этой идее вспоминали пару раз в 90-е годы, в том смысле, что пока не было татарской государственности, юридически Казанское царство никто не упразднял. Местный же профессиональный русский дискурс поставил своей целью асфальтоукладчиком закатать свою малую родину в единое пространство с другими регионами, поэтому открыто и осознанно предпочитает слово «губерния».
Между тем на земле 21 век, когда в варево политического процесса идут любые ингредиенты. В России пошла зыбь новой эпохи перемен, когда тема федеративного устройства будет снова актуальна. А значит, есть шансы и у концепта «Царства Казанского». Без преувеличения – это одна из немногих в прямом смысле правых идей, которая не зависит от того, чье имя громче выкрикнет толпа на площади, и чьи переписчики будут успешнее записывать людей в свою национальность.
Даже вакантный казанский престол – это ценность. А чтобы название примелькалось, пусть так называется мой скромный информационный ресурс.
Степень осознания трагедии войны в современной России. Пытался давеча слёту нагуглить список немецких концентрационных лагерей на территории РСФСР, где содержались советские военнопленные и нонкомбатанты из местного населения, включая детей. Ничегошеньки!
По прямым запросам выходят материалы по Катастрофе еврейства и другие факты с территории Украины, Остланда и Генерал-губернаторства. Дальше надо рыться в разрозненных научных публикациях и журналистских материалах. Простой сводный список есть на Википедии только по финским концлагерям на территории Карелии, куда с целью дальнейшей депортации сгоняли русских.
Знаю, что есть большая и качественная литература по военнопленным, но, то литература. В лёгком доступе и в доступной форме считается, что эмоционально-абстрактного «враги сожгли родную хату» достаточно. Да и «хата» слово специфическое. Явно не под Тверью и Псковом её сжигали.
Сравните это с поляками, которые методично раскручивают тему своих детей, забранных из семей для германизации, и другие эпизоды своей истории 1939-1945 годов, а не из истории евреев, украинцев и беларуссов.
По прямым запросам выходят материалы по Катастрофе еврейства и другие факты с территории Украины, Остланда и Генерал-губернаторства. Дальше надо рыться в разрозненных научных публикациях и журналистских материалах. Простой сводный список есть на Википедии только по финским концлагерям на территории Карелии, куда с целью дальнейшей депортации сгоняли русских.
Знаю, что есть большая и качественная литература по военнопленным, но, то литература. В лёгком доступе и в доступной форме считается, что эмоционально-абстрактного «враги сожгли родную хату» достаточно. Да и «хата» слово специфическое. Явно не под Тверью и Псковом её сжигали.
Сравните это с поляками, которые методично раскручивают тему своих детей, забранных из семей для германизации, и другие эпизоды своей истории 1939-1945 годов, а не из истории евреев, украинцев и беларуссов.
@tolk_tolk всё-таки Великий Устюг изначально был связан с ростовским, а потом московским Залесьем, а не с Великим Новгородом. Когда же хотят уложить историю России 15-16 века в антагонизм военно-деспотической Москвы и торгового Новгорода, то всё скатывается в схематизм.
Устюжане участвовали в присоединении Новгородской земли, Вятки и Перми Великой, в т.ч. выполняли функцию лояльных Москве переселенцев в эти земли. А как торговый концерн Великий Устюг действовал до 19 века, включая освоение Русской Америки и торговлю с Китаем через Кяхту. Одной из причин кризиса Устюга называют строительство Суэцкого канала, перекроившего географию торговли с Китаем.
Такие же недооцененные центры: Галич Мерьский, в нынешней Костромской области (о чем писал Зимин в "Витязе на распутье") и строгановский Сольвычегодск.
https://yangx.top/tolk_tolk/4206
Устюжане участвовали в присоединении Новгородской земли, Вятки и Перми Великой, в т.ч. выполняли функцию лояльных Москве переселенцев в эти земли. А как торговый концерн Великий Устюг действовал до 19 века, включая освоение Русской Америки и торговлю с Китаем через Кяхту. Одной из причин кризиса Устюга называют строительство Суэцкого канала, перекроившего географию торговли с Китаем.
Такие же недооцененные центры: Галич Мерьский, в нынешней Костромской области (о чем писал Зимин в "Витязе на распутье") и строгановский Сольвычегодск.
https://yangx.top/tolk_tolk/4206
Telegram
Толкователь
Ещё интересный факт о средневековом Новгороде. Основой жизни для этой торговой республики были меха. На втором месте – воск. До XV века экспорт меха Новгородом в Ганзу только рос. На пике экспорт беличьих шкурок достигал 550 тыс. штук в год. Но особенно высокую…
В связи с заявлением президента Эстонии о законности границ 1920 года наши патриоты наверно много чего скажут. Только не стоит забывать, что благодаря этим границам остался целым, не закрытым, не разграбленным и не расстрелянным Псково-Печерский монастырь, а с ним появились в культурной истории России старец Иоанн Крестьянкин, Тихон Шевкунов, «Несвятые святые» и всё это. Если бы Печоры оказались в РСФСР в 20-30-е годы, легко представить что бы с сделали с монастырём. А так возник единственный на территории России центр православной монашеской жизни, который никогда не терял преемственности. Вся прочая монашеская традиция в бывшем СССР это или Грузия или Украина, а Россия была зачищена под ноль, за исключением эстонских в 20-30 годы Печор. Кстати женское монашество на территории России обязано своим бытием Пюхтицокму монастырю, который так и остался в Эстонии после войны.
Для красных патриотов это всё ерунда, но тем, кто хоть немного признает ценность православной религии, сложно не задумываться об этом. Целый патриарх Московский и всея Руси был связан биографией с межвоенной Эстонией.
Для красных патриотов это всё ерунда, но тем, кто хоть немного признает ценность православной религии, сложно не задумываться об этом. Целый патриарх Московский и всея Руси был связан биографией с межвоенной Эстонией.
Хотят включить в конституцию упоминание о Боге, и о семье как союзе мужчины и женщины. Типа будет консервативный документ, с которым Россия будет противостоять мировому либертинажу. Причём ясно, что о Боге будет сказано всего один раз и не в разделе о семье, а в какой-нибудь пафосной преамбуле, которая не несет практической ценности. Тем самым попытаются закрепить ускользающую норму индустриального общества, когда брак уже не религиозное таинство и не дело рода, а добровольный союз представителей двух противоположных полов, заключенный «по любви».
Но почему норма индустриального общества, которой буквально «100 лет в обед», считается традиционной ценностью? Не станут ли через 100 лет современные гендерные и квирские теории традиционными ценностями для потомков? А, главное, в чём консерватизм концепции «Бога отдыхающего», который для проформы небожительствует в преамбуле, но никак не участвует в других положениях документа?
У Владимира Романовича Легойды (@vladimirlegoyda) была серьезная научная работа по американской гражданской религии. Думаю, и по нынешней российской ситуации он бы много чего мог сказать. Но не скажет, будучи связан службой.
Но почему норма индустриального общества, которой буквально «100 лет в обед», считается традиционной ценностью? Не станут ли через 100 лет современные гендерные и квирские теории традиционными ценностями для потомков? А, главное, в чём консерватизм концепции «Бога отдыхающего», который для проформы небожительствует в преамбуле, но никак не участвует в других положениях документа?
У Владимира Романовича Легойды (@vladimirlegoyda) была серьезная научная работа по американской гражданской религии. Думаю, и по нынешней российской ситуации он бы много чего мог сказать. Но не скажет, будучи связан службой.
Очень выразительное письмо последнего ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия (Грисюка), отправленное из Казани в Киев 30 января 1918 года. Опубликовано Н.Ю Суховой в «Вестнике» Свято-Тихоновского института за 2008 год:
«Дожили мы до лютых времен и в отношении более существенных дел, чем почтовые сношения. Не касаясь общеполитических вопросов, в которых трудно разобраться теперь даже и специалисту, скажу только об испытаниях для Русской Церкви и, в частности, для наших Духовных Академий.
Запрещение преподавания Закона Божия даже в частных школах и отобрание даже зданий, прямое толкование религиозной веры как заблуждения и суеверия – все это, превосходя своим радикализмом самые революционные французские законы, обещает нам много горя-горемычного. В Синоде образована Комиссия по изысканию средств на содержание Академий, но от комиссионного обсуждения о деньгах до самих денег, конечно, не близко. А тут ожидаешь со дня на день наскока на академические здания и имущество красногвардейцев, и этому насилию не имеешь, что противопоставить. На силу мусульман, которые одно время собирались стать хозяевами Казани, рассчитывать не приходится, помимо разности религий, потому, что это пока сила не слишком надежная. Законы же не действуют, кроме последних новелл из Смольного, а они-то против нас. Ума не приложишь, что бы такое можно было выдумать из разряда действенных средств защиты церковного достояния. И вот студенты, насколько можно судить по прорывающимся у них замечаниям, прямо-таки хоронят Академию, будучи почти уверены, что существовать ей status quo впредь нельзя будет. Конечно, веришь, что Бог даст, все так или иначе обойдется, но как переживешь этот тяжелый кризис.
В Киеве, судя по газетам, в половине января было сражение. Вот вам, киевлянам, пришлось пережить ужас».
В отрывке сразу и первые последствия антирелигиозной политики, и первые сигналы Гражданской войны. В Казани начало противостояния местных большевиков и Всероссийского мусульманского военного съезда, приведшее к образованию «Забулачной республики» в татарской части города. В Киеве Январское восстание, где красные схлестнулись с местными силами Рады и галицкими Сечевыми стрельцами. И там, и там основной конфликт пока между ленинцами и националами. Остатки русской императорской армии и свергнутых февралистов включатся в процесс чуть позже. Анатолий (Грисюк) в период гонений на религию был митрополитом Одесским. Умер в лагере и прославлен в лике святых.
«Дожили мы до лютых времен и в отношении более существенных дел, чем почтовые сношения. Не касаясь общеполитических вопросов, в которых трудно разобраться теперь даже и специалисту, скажу только об испытаниях для Русской Церкви и, в частности, для наших Духовных Академий.
Запрещение преподавания Закона Божия даже в частных школах и отобрание даже зданий, прямое толкование религиозной веры как заблуждения и суеверия – все это, превосходя своим радикализмом самые революционные французские законы, обещает нам много горя-горемычного. В Синоде образована Комиссия по изысканию средств на содержание Академий, но от комиссионного обсуждения о деньгах до самих денег, конечно, не близко. А тут ожидаешь со дня на день наскока на академические здания и имущество красногвардейцев, и этому насилию не имеешь, что противопоставить. На силу мусульман, которые одно время собирались стать хозяевами Казани, рассчитывать не приходится, помимо разности религий, потому, что это пока сила не слишком надежная. Законы же не действуют, кроме последних новелл из Смольного, а они-то против нас. Ума не приложишь, что бы такое можно было выдумать из разряда действенных средств защиты церковного достояния. И вот студенты, насколько можно судить по прорывающимся у них замечаниям, прямо-таки хоронят Академию, будучи почти уверены, что существовать ей status quo впредь нельзя будет. Конечно, веришь, что Бог даст, все так или иначе обойдется, но как переживешь этот тяжелый кризис.
В Киеве, судя по газетам, в половине января было сражение. Вот вам, киевлянам, пришлось пережить ужас».
В отрывке сразу и первые последствия антирелигиозной политики, и первые сигналы Гражданской войны. В Казани начало противостояния местных большевиков и Всероссийского мусульманского военного съезда, приведшее к образованию «Забулачной республики» в татарской части города. В Киеве Январское восстание, где красные схлестнулись с местными силами Рады и галицкими Сечевыми стрельцами. И там, и там основной конфликт пока между ленинцами и националами. Остатки русской императорской армии и свергнутых февралистов включатся в процесс чуть позже. Анатолий (Грисюк) в период гонений на религию был митрополитом Одесским. Умер в лагере и прославлен в лике святых.
@vasilievodessa у нас из экзотики только участие в событиях начала 1918 года на стороне большевиков «Ваисовского Божьего полка староверов-мусульман». Это существовавший с 19 века мусульманский джамаат, который претендовал быть наследником Волжской Булгарии. Идель-Уральцы напротив были однопартийцами русских эсеров и потом летом поддержали КОМУЧ. По позиции казанских черносотенцев в конфликте большевиков с татарским движением у меня эксклюзива нет (может Игорь Алексеев что-то накопал). Монархическое и трезвенническое движение, как и по всей Великороссии тут сникло после 1917 года, и его деятели активно проявили себя только при занятии Казани чехами и Народной армией КОМУЧа. Контекста Черты оседлости, где христианская часть города регулярно ходила драться с иудейской тут в принципе не было. Казанский максимум «межэтнического конфликта» в поздней Российской Империи это зимние кулачные бои на озере Кабан, которые проводились по строгим правилам и по обоюдной договоренности.
https://yangx.top/vasilievodessa/994
https://yangx.top/vasilievodessa/994
Telegram
Васильев Одесский
Письмо в Киев ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия от 30.01.1918 - действительно очень любопытное свидетельство эпохи. И не менее любопытное обобщение - первые столкновения были между красными и локальными националистами, при индифирентности…
К новому скандалу у русских националистов.
Пару лет назад у русского националиста Константина Анатольевича Крылова была кампания против «жарёхи» – слова в русском просторечии обозначающего жареные грибы.
Только что русский националист Егор Александрович Просвирнин разразился уничижительной речью про «поле, ватник, репу».
Ещё в этой среде в ходу слово «новиоп», обозначающее тоже самое, что «безродный космополит». Слово как будто из 20-х аббревиатурных лет, хотя и изобретенное Галковским когда-то в Живом Журнале.
Так вот, почему-то сама фонема «новиоп», у меня ассоциируется не с московским номенклатурным бомондом, у которого бабушка еврейка из Баку, а дедушка армянин из Тифлиса. Мне эта среда неведома, и это не мои травмы. Напротив, слово «новиоп» ассоциируется у меня с теми, кто его активно употребляет. Обычно это фрустрированные московские интеллигенты и их еще более фрустрированные последователи из провинции.
Почему они «новиопы»? Наверно потому, что «на жарёху» собирали грибы мои русские родственники из Спасского района Татарстана – добрые люди с простыми крестьянскими лицами и мутноватыми светло-голубыми глазами. И я маленький бродил с ними по тамошним рощам и буеракам. «Репу» (когда вокруг все 100 лет перешли на картошку) для эстетического удовольствия и спортивного интереса постоянно растил мой прадед – обрусевший кряшен с ногайской внешностью. Его серьёзный (и наверно даже хищный) облик растворялся, когда он с улыбкой и мальчишеской гордостью показывал эту репу мне шестилетнему.
Я отнюдь не «простой мужик», а сам взвинченный интеллигент поболее многих. И убеждения мои совсем не народнические. Но уничижительное отношение к маркёрам простого народного быта, это не то из чего складывается национализм.
Важный момент. В Татарстане в этой же среде принято называть татар «колхозниками» со всеми вытекающими коннотациями. Телеграмный скандал последних двух дней показывает, что в отсутствие татар «колхозниками» легко становятся некоторые русские.
Что же выходит? С одной стороны против добрых русских людей «новиопы» с «букетами кровей». С другой стороны «колхозники» с «жарехой» и «репой» подступают. Страх, желчь, боль, травмы и психоанализ, а не русский национализм.
Пару лет назад у русского националиста Константина Анатольевича Крылова была кампания против «жарёхи» – слова в русском просторечии обозначающего жареные грибы.
Только что русский националист Егор Александрович Просвирнин разразился уничижительной речью про «поле, ватник, репу».
Ещё в этой среде в ходу слово «новиоп», обозначающее тоже самое, что «безродный космополит». Слово как будто из 20-х аббревиатурных лет, хотя и изобретенное Галковским когда-то в Живом Журнале.
Так вот, почему-то сама фонема «новиоп», у меня ассоциируется не с московским номенклатурным бомондом, у которого бабушка еврейка из Баку, а дедушка армянин из Тифлиса. Мне эта среда неведома, и это не мои травмы. Напротив, слово «новиоп» ассоциируется у меня с теми, кто его активно употребляет. Обычно это фрустрированные московские интеллигенты и их еще более фрустрированные последователи из провинции.
Почему они «новиопы»? Наверно потому, что «на жарёху» собирали грибы мои русские родственники из Спасского района Татарстана – добрые люди с простыми крестьянскими лицами и мутноватыми светло-голубыми глазами. И я маленький бродил с ними по тамошним рощам и буеракам. «Репу» (когда вокруг все 100 лет перешли на картошку) для эстетического удовольствия и спортивного интереса постоянно растил мой прадед – обрусевший кряшен с ногайской внешностью. Его серьёзный (и наверно даже хищный) облик растворялся, когда он с улыбкой и мальчишеской гордостью показывал эту репу мне шестилетнему.
Я отнюдь не «простой мужик», а сам взвинченный интеллигент поболее многих. И убеждения мои совсем не народнические. Но уничижительное отношение к маркёрам простого народного быта, это не то из чего складывается национализм.
Важный момент. В Татарстане в этой же среде принято называть татар «колхозниками» со всеми вытекающими коннотациями. Телеграмный скандал последних двух дней показывает, что в отсутствие татар «колхозниками» легко становятся некоторые русские.
Что же выходит? С одной стороны против добрых русских людей «новиопы» с «букетами кровей». С другой стороны «колхозники» с «жарехой» и «репой» подступают. Страх, желчь, боль, травмы и психоанализ, а не русский национализм.
Если бы я был художником Васей Ложкиным, то написал бы картину "Методологи программируют Олега Кашина сделать заявление, раздражающее татар или дагестанцев". Прямо вижу её.
В связи со 100-летием расстрела Колчака. Почему не видно в казанской прессе публикаций о Флориане Федоровиче – видном эсере и лидере иркутского «Политцентра», который сверг Верховного Правителя? Ещё один уроженец Казани, между прочим, хотя и жил у нас только в детские годы.
Роль эсеров в Гражданской войне можно выражать разными эпитетами: от «жалкая» до «трагическая». И вся их бомбисткая эпопея не вызывает у меня особого восторга. Но я убежден, что переход России в ХХ век с этой силой был бы куда менее травматичным, чем с большевиками, и куда более устойчивым, чем с белыми военными. Эсерская ориентация крестьянских восстаний начала 20-х годов и то, что эсерской была большая часть политического актива нерусских народов внутренней России, свидетельствует о том, что эта идеология имела реальную массовую базу, но в Гражданскую войну была бездарно спущена в трубу.
Чья в этом вина? Военных или эсерских функционеров? Диктаторские методы Колчака были объективно неизбежны в условиях войны, также как методы Троцкого с другой стороны фронта. Но мне кажется, что военный лидер уровня Корнилова был бы в этих вопросах куда более гибким.
Как бы то ни было, при взгляде с Волги, лучший режим из всех возможных был у самарского КОМУЧа. Уходя на Восток, его силы самоопределялись к Колчаку (каппелевцы, башкиры Курбангалиевых и Тагана) или к красным (Борис Фортунатов, Ильяс Алкин и башкиры Валиди).
Роль эсеров в Гражданской войне можно выражать разными эпитетами: от «жалкая» до «трагическая». И вся их бомбисткая эпопея не вызывает у меня особого восторга. Но я убежден, что переход России в ХХ век с этой силой был бы куда менее травматичным, чем с большевиками, и куда более устойчивым, чем с белыми военными. Эсерская ориентация крестьянских восстаний начала 20-х годов и то, что эсерской была большая часть политического актива нерусских народов внутренней России, свидетельствует о том, что эта идеология имела реальную массовую базу, но в Гражданскую войну была бездарно спущена в трубу.
Чья в этом вина? Военных или эсерских функционеров? Диктаторские методы Колчака были объективно неизбежны в условиях войны, также как методы Троцкого с другой стороны фронта. Но мне кажется, что военный лидер уровня Корнилова был бы в этих вопросах куда более гибким.
Как бы то ни было, при взгляде с Волги, лучший режим из всех возможных был у самарского КОМУЧа. Уходя на Восток, его силы самоопределялись к Колчаку (каппелевцы, башкиры Курбангалиевых и Тагана) или к красным (Борис Фортунатов, Ильяс Алкин и башкиры Валиди).
@tyrasbaibak самый неприятный вопрос, почему на лето 1918 года, когда в лагере КОМУЧа благополучно сочетался и политический, и военный блок, а подконтрольная территория включала аграрно- и промышленно- развитое Поволжье, не получилось создать ничего жизнеспособного? Большевики выиграли при том, что правого пиплхейтера Колчака еще не было в помине, а Троцкий использовал вполне «колчаковские» методы. «Соплежевания» со стороны местных кадров на красной стороне было не меньше, чем на учредиловской.
Возможно разгадка в том, что у большевиков, в отличие от КОМУЧа была иерархия, когда политики по определению выше военных, а не две головы, которые тянут туловище на себя. Большевики стали строить своё государство сразу, не дожидаясь победы.
https://yangx.top/tyrasbaibak/2217
Возможно разгадка в том, что у большевиков, в отличие от КОМУЧа была иерархия, когда политики по определению выше военных, а не две головы, которые тянут туловище на себя. Большевики стали строить своё государство сразу, не дожидаясь победы.
https://yangx.top/tyrasbaibak/2217
Telegram
Степной суслик
Впрочем, тут мы неизбежно приходим к тому, что большевики представляли собой структуру, в которой эффективно сочетались военная и гражданская компоненты. Белые армии представляли собой именно армии, а командовали ими генералы. Причем генералы не латиноамериканские…
Автор канала Кolosoff @kolosoff_n который вчера и позавчера схлестнулся с Просвирниным, сегодня с "консервативных" позиций рисует мрачную картину левого будущего, где процветает вазектомия и самокастрация. Интересно консерватором чего он является? Насколько я помню, одна из основ западной цивилизации (включая Россию), это христианская асексуальность. Разумеется примитивный скопческий и бракоборческий экстримизм осуждён вероучительно и канонически. Но идеал девства - это то, что отличает христиан от мусульман и иудеев. Против христианской асексуальности, как против лома, нет приема ни у каких моднейших концепций. Человек не исчерпывается полом. Пола нет за гробом и не будет в Царстве Небесном. Одержимые репродуктивностью "консерваторы" не понимают основ собственной культуры.