ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
4.82K subscribers
595 photos
18 videos
2 files
1.41K links
Публицистический журнал Марка Шишкина. Этнополитика, история, краеведение
加入频道
Forwarded from Enter
Вместе с краеведом, экскурсоводом и нашим постоянным экспертом Марком Шишкиным рассказываем, как любили и страдали великие влюбленные Казани. Читайте о трагичной истории любви супругов Тинчуриных и о том, какой рассказ Льва Толстого основан на истории, произошедшей в Казани ❤️‍🔥
ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
Вместе с краеведом, экскурсоводом и нашим постоянным экспертом Марком Шишкиным рассказываем, как любили и страдали великие влюбленные Казани. Читайте о трагичной истории любви супругов Тинчуриных и о том, какой рассказ Льва Толстого основан на истории, произошедшей…
За портрет Леонтия Крупеникова на стене избы влюблённых бедняков — спасибо иллюстраторам @enter_media. Хорошая пасхалка для краеведческих гиков. Но мой любимый сюжет в этой подборке про развод Абдулхамида и Шамсикамар Апанаевых. И вот почему.

Безусловно, в Казани есть как отдельные феномены и русское, и татарское краеведение. Можно написать статью про казанский 19 век без упоминания какой-либо татарской или русской фамилии, смотря какая тема. Но полной изоляции двух нарративов никак не получается.

Сидел я, идентифицировал домовладения на 1-й Академической улице, и вот вижу что Леонид Иванович Писарев (профессор Казанской духовной академии, переводчик Оригена, издатель «Церковно-общественной жизни» и ещё много кто) берёт и продаёт свой дом некоему представителю одной из самых влиятельных татарских семей Казани. Переезжает он в свежеотстроенные хоромы на живописном склоне Третьей Горы, для которых казанские патриоты добились статуса объекта культурного наследия. Но что за Абдулхамид Апанаев?

И обнаруживаю я публикацию Лилии Рамилевны Габдрафиковой @tatar_gabdrafikova про расторжение брака в дореволюционном татарском обществе, а через неё выхожу на всю эту грустную притчу о представителе «золотой молодёжи» Абдулхамиде, которого родители решили остепенить через женитьбу на интеллигентной Шамсикамар Кулахметовой (сестре писателя, в честь коего есть улица в Кирмосе). Потом во время развода интересы Шамси будет представлять Саид-Гирей Алкин — дядюшка Захиды Тинчуриной из этой же подборки на Enter, и тоже частый фигурант моих штудий.

Этническая траектория многих казанских краеведческих тем — вещь непредсказуемая.
Когда приезжаешь в Ярославскую область из Казани, ощущаешь себя дома, глядя на заправки «Татнефти» и «Бугульму» в магазинах. Но за тем, что лежит на поверхности, есть ещё более глубокие связи, о которых и я пишу периодически, и вот уважаемый @theodoretheblack напомнил.

Тут вам и Казанская церковь под Рыбинском (а в самом Ярославле так-то второй по хронологии центр почитания явленного образа ещё до Смуты), и Ярославские чудотворцы, как у нас на Арском кладбище. И это не касаясь тюрко-татарских слоёв истории с потомством Юсуф-бия в Романове и царевичем Петром в Ростове.

https://yangx.top/theodoretheblack/1517
Листаю в @millikitaphane буклет давно закрытого Бугульминского ликёро-водочного завода, по которому именуется тот самый бальзам «Бугульма». И вижу фотографию объекта монументального искусства со сбором винограда, где-то в помещениях этого завода.

На заметку @kazankraeved и иже с ним составителям реестра монументального искусства.

Вообще корпоративные буклеты уже постсоветской, но ещё до-интернетной эпохи — это целая Атлантида.
Сколько ни возмущайся, а День влюблённых давно уже стал уже народным, отмечаемым без директивы сверху. И это хороший инфоповод, чтобы вспомнить красивые любовные истории из прошлого своего города. У нас с @tatarstan_da сегодня история Карла Людвиговича Мюфке и Натальи Ерминингельдовны Арбузовой.

А если кто этот день не отмечает, потому что это не наш советский праздник, то в финале ролика у нас Ленин выходит. Досмотрите уж 🙂

https://yangx.top/tatarstan_da/3557
Депортация жителей архипелага Чагос и предшествовавший этому англо-американский сговор — это позорное деяние, и вообще: свободу Чагосу! Но у нас в анамнезе тоже две истории, когда росчерком пера решалась судьба малых островных этнических групп. В 50-х переселение ненцев с Новой Земли перед созданием там ядерного полигона (от этой группы ненцев осталось наследие в виде картин Тыко Вылки). В 70-х переселение алеутов с острова Медный в рамках общероссийской ликвидации неперспективных населённых пунктов, а у них ведь даже свой особый алеутско-медновский язык был.

Помнить это надо, и связанный с этими актами негатив прорабатывать тоже надо, пока кто-нибудь не начнёт напоминать со стороны.

https://yangx.top/zangaro/1519
Дружеская рекомендация. Психолог Анна Платонова работает в Москве, очно (м. Курская, Чистые пруды, Китай-город) и онлайн. На своём канале она делает разные хорошие наблюдения, и пишет о своём пути в эту профессию. Как она сама говорит: «Я решила переучиться на психолога, чтобы разобраться в своей собственной ситуации. Чтобы мой терапевт — сочувствующий и мудрый взрослый — был всегда со мной».

У неё магистратура Шанинки + сертификат гештальттерапевта + 2 ступени в подходе EMDR. Сотрудничала с психологической службой РАНХИГС, где получила хороший опыт работы со студентами, помогая им пройти через кризисы и выйти во взрослую жизнь.

Сам знаком с Анной уже 20 лет как. Более этичного, ответственного и деликатного человека долго искать надо. Все вопросы к ней по контактам в её канале.

https://yangx.top/platonic_platonova
На месте региональных политконсультантов («акции губернатора вверх»), я бы сейчас поднимал если не бабло, то репутацию на международке. Больно уж эпопея Трампа напоминает назначение губернатора варяга-технократа в субъект РФ, где долго руководили «рука руку моет» местные элиты.

И вот начинается весь этот хаос. Одно за другим идут громкие увольнения. Вдруг появляются какие-то странные люди со стороны, которые забирают под себя целые отрасли, и непонятно, как вообще с ними говорить. Крепкие хозяйственники, привыкшие решать дела на охоте, осваивают триатлон. Но потом как-то все привыкают, что все соседние и следующие губернаторы тоже — варяги-технократы, и как-то живут с этим.

Возможно, что тайный мировой Кириенко решит, что так должно быть и в глобальном масштабе. Короче, уникальная и нужная экспертиза у наших знатоков региональных дел.
Каких только аналогий ни подыскивают казанской Татарской слободе в мировой истории, вплоть до сравнения с еврейским гетто. И никому не приходит в голову самое очевидное сравнение со стамбульским Фанаром. Пока население слободы относилось к служилому сословию, выполняя военные и посреднические функции — это сравнение отнюдь не публицистическое.
От фильмов чадского Махамата Салеха Харуна такое впечатление, что сейчас 1989 год, и по телевизору идёт что-то производства «Узбекфильма» или «Туркменфильма». Шекспировские страдания на фоне большого города в пустыне, или самой пустыни.

https://yangx.top/afric_ylbIbka/8925
Профессору Тобиасу Тышбиру там досталось место в Бундестаге от AfD или нет? 😆
Forwarded from Enter
Кружечный, Ведерный и Надолбинский. Гид по питейным домам старой Казани

У казанских питейных заведений длинная и очень интересная история. Краевед и постоянный эксперт Enter Марк Шишкин решил обратить внимание на кабаки — какие-то из них пережили столетия перемен и перестроек и смогли сохраниться до наших дней.

В новой исторической колонке читайте, как были устроены питейные дома и во что они превратились, что называли водками и где именно Пушкин искал следы самого масштабного крестьянского восстания под предводительством Пугачева.

https://entermedia.io/city/kruzhechnyj-vedernyj-i-nadolbinskij-gid-po-pitejnym-domam-staroj-kazani/
ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
Кружечный, Ведерный и Надолбинский. Гид по питейным домам старой Казани У казанских питейных заведений длинная и очень интересная история. Краевед и постоянный эксперт Enter Марк Шишкин решил обратить внимание на кабаки — какие-то из них пережили столетия…
Это лучшее, что я написал за время сотрудничества с уважаемым изданием @enter_media. Текст родился из моего искреннего удивления. Когда после длительного перерыва я вернулся в архив, то выписал дело, где мне попались странные названия казанских зданий: «Чарочный дом», «Кружечный дом», «Вёдерный дом» и прочее. Из всего там перечисленного, я слышал только про Верхнесеребряный питейный дом, и то на его счёт все расхожие сведения не вызывали ни малейшего доверия.

На эту тему вообще нигде не пишут. Ничего не оставалось, как самому разобраться со всеми казанскими питейными домами 18-19 веков, а также с не менее интересной историей их перепрофилирования под социальные и просветительные пространства уже в склонную к морализации пореформенную эпоху.

Про Пушкина и «Горлов кабак» там тоже написал в свете новых архивных данных. Короче, самая тема к Масленице.

Редакции и художнице — большая моя благодарность.
Нет ничего скучнее шаблонной городской Масленицы с музыкой орущей из колонок. Спасение от этого в аутентичных обычаях и локациях. В сюжете для @tatarstan_da мы проехались по историческим местам празднования в Казани и разобрали самую заметную особенность — катание на татарских санях.

А я там в финале качусь с горки в Адмиралтейской слободе. Дамба, с которой съехал поздняя, но возродить эту стародавнюю забаву в организованном формате в безопасных местах под силу Кирмосу, уверен. Да и пустить пару-тройку саней с извозчиками в татарском костюме где-нибудь в Горкинско-Ометьевском лесу. Иначе зачем всё это краеведение?

https://yangx.top/tatarstan_da/3583
Дом Михляева — старейшая гражданская постройка Казани. Старше него только часть стен Кремля и пара церквей. Но история его известна фрагментарно. Кроме того, что дом в 1722 году посетил Петр I, сходу мало кто что скажет.

Между тем, сотню лет своей истории это здание под названием Дрябловского дома было частью казанского Гостиного двора, а в 1915 году получило новое социальное назначение: в нём действовала первая в городе Биржа труда, муниципальная хлебопекарня и даже кинематограф. Здесь же разместились тогдашние казанские «гуманитарщики», помогавшие беженцам, прибывающим в Казань после германского наступления.

А из дискуссии по прошлому и будущему этого здания, которая прошла в 1890-е годы, удалось узнать, что в середине XIX века у казанских служащих считалось традицией: есть блины на Масленицу именно в Дрябловском доме.

Обо всём этом читайте в моём свежем лонгриде на портале @kazanfirst.

https://kazanfirst.ru/articles/v-starejshem-dome-kazani-na-profsoyuznoj-razmestili-pekarnyu-i-birzhu-truda
Самое важное, что было сказано вчера в Овальном кабинете это риторический вопрос президента США:  «Я должен наговорить ужасных вещей о Путине и потом прийти к нему и сказать "эй, Владимир, как там наша сделка"?» 

Вопрос-то справедливый, но у нас тут вся культура диалога в русскоязычном интернете на этом основана. Наговорить с порога своих особо ценных мыслей, не считаясь с тем как это отзовётся. И это воспринимается как невероятно красивое проявление искренности: «Аффтар, пейши исчо!».

Споривший с Трампом ведущий этих ужасных шоу, которые показывали по российскому ТВ, принадлежит к одной культуре с Олегом Кашиным (признали иноагентом, ок), Артемием Лебедевым и прочими балагурами из ЖЖ. А вот Трамп, в данном случае, транслирует ту самую политкорректность.
ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
Дом Михляева — старейшая гражданская постройка Казани. Старше него только часть стен Кремля и пара церквей. Но история его известна фрагментарно. Кроме того, что дом в 1722 году посетил Петр I, сходу мало кто что скажет. Между тем, сотню лет своей истории…
Пока для текста про дом Михляева сидел за казанскими газетами времён 1-й Мировой войны, был просто шокирован кампанией против частных торговцев, которых там эмоционально обвиняли в злонамеренной «наживе» и безнравственности. Хотя у повышения цен, на фоне военной экономики 1915 года, была масса объективных причин. Думал ещё, что не приходится удивляться тому, что через два годика радикальные социалисты оседлают эту волну, запущенную ранее вполне благонамеренными кругами.

Потом открываю, составленный не без эрудиции, доклад городской управы, и вижу там слово «муниципализация». О! Да вы, ребята, не только на эмоциях, одной ногой уже в социализме.

Что по итогу власть захватили марксистские догматисты — это, конечно, дело их исторического везения (а для кого и невезения). Но перемены, более радикальные, чем хотели конституционные демократы, были неизбежны.