ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
4.83K subscribers
595 photos
18 videos
2 files
1.41K links
Публицистический журнал Марка Шишкина. Этнополитика, история, краеведение
加入频道
@RottenKepkenChannel а как вы считаете, калифорнийские виноградники может тоже порубать? Это ведь прямое наследие колонизаторов-францисканцев.

(Не спорю, паноптизм Нового времени шокирует. Не важо в исполнении графа Аракчеева он, или отца Хуниперо.)

https://yangx.top/RottenKepkenChannel/7217
Я тоже в устной речи постоянно что-то ляпаю мимо, но Олег Владимирович явно переработал. «Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши» - суперизвестная типичная жанрообразующая путинская цитата 2005 года.

https://yangx.top/kashinguru/35907
Всегда с интересом следил за высказываниями новопреставленного Черкасского владыки. И мне видится, что взятая им линия, рано или поздно, станет магистральной для украинского православия, а не ПЦУ, Филарет или москвофильское крыло УПЦ. Самый близкий к нему иерарх из недавнего прошлого – Алексий (Громадский), который также выступал за каноническую украинскую церковь без конъюнктурного национал-обновленчества. Владыка Софроний был истинный митрополит Черкасский, не только по кафедральному городу его епархии, но и в более глубоком историческом смысле.

https://yangx.top/cerkvach/2670
Кирилл, большое спасибо за упоминание моего канала! Моим же уважаемым подписчикам рекомендую обозревателя по Ближнему Востоку, у которого есть и внимание к деталям, и баланс в оценках, и фундамент. А посты по далёкому прошлому арабского мира и по ибадизму – это вообще поэзия.

https://yangx.top/semenovkirill/2826
Все знают, что Восточная Европа очень долго была демографическим резервуаром для работорговли не меньше, чем Африка. Славянскими рабами торговали русы и хазары. Тюрки и черкесы продавались на восток в качестве воинов-рабов. В Золотой Орде на внешние рынки продавались и тюркские, и русские подданные. Затем постордынские государства наладили набеговую работорговлю из русских и мордовских земель. Масштабы несопоставимы, но известны и обратные примеры, когда русские обращали в рабское состояние тюрков.

Повлияет ли на оценки этих явлений 2020 год? Или трансатлантическая работорговля будет претендовать на уникальность, в силу того, что африканские рабы не были ассимилированы как ас-сакалиба и мамлюки? Отличают же традиционное рабство в восточных обществах и рабство античное.

На эту тему можно построить много интересных догадок. Например, либерально-западнический мем «рабский менталитет» станет звучать не как упрёк, а как оправдание и преимущество. Квачковы и Харчиковы грядущих лет предъявят своим оппонентам злодеяния раданитов. А какие-нибудь идеологические преемники Общества русской культуры в Казани будут педалировать тему, что первые русские на территории Татарстана были рабами.

Хотя, как и в США, главными приобретателями, скорее всего, станут кабинетные левые и уличные анархисты. Объявить преступными буквально все раннегосударственные образования на Севере Евразии, включая Древнюю Русь, – дорогого стоит. Но лишь только они это заявят, как им справа прилетит интерпретация расширения границ России на восток и юг как самого первого аболиционизма в истории. А потом всё благополучно выльется в полемику о правомерности сравнений крепостничества и рабства. Любопытно будет на всё это посмотреть. 21-й век должен быть интересным.
@wildfield нет, у нас здесь в исторических спорах всплывают только классические – прекращение набегов и освобождение пленных – как аргументы для завоевания Казани с русской стороны. Доказать славянство именьковцев, на нынешнем уровне развития местной русской мысли, куда привлекательнее, чем заниматься полоном 15-16 веков.

Хотя особая социальная группа русских ясачных людей во многом была сформирована из пленников, которых в Казанском ханстве посадили на землю до 1552 года. На момент появления в источниках они имели сходный статус с нерусскими ясачными людьми. В ХХ веке этнографы зафиксировали их отличительные признаки: свободное владение татарским и репутация «местных» у других русских.

Самый известный пример русского пленника – анонимный автор «Казанской истории», которая на Московской Руси была популярным экзотическим чтивом типа «1001 ночи».

А вот как сложилась судьба русских жителей городов Золотой Орды это совсем другой вопрос, и не менее интересный.

https://yangx.top/wildfield/3850
Вышел ещё один подкаст с моим участием для официального паблика Мэрии Казани. Подкаст пандемический. Говорили о чуме 1654-1656 годов в Казани. Источников и публикаций по теме совсем мало, но их не часто собирают в одну кучу. Этот пробел я попытался восполнить.

А вообще это продолжение моих штудий по казанскому XVII веку, который во всех версиях местной истории постоянно куда-то выпадает.

https://vk.com/wall-17311245_96518
А представьте, что если бы Борис Николаевич не заболел и не потерял дееспособность так скоро, вся эта история с поправками произошла бы еще лет 15-20 назад.

Сменяемости власти в России взяться неоткуда. Равносильные кланы, которые вынуждены договариваться, не сформировались. Военные не смогли провести ни единого переворота. Поэтому существующий режим изображал эту сменяемость максимально долго, проводя все эти операции «Преемник», «Тандем» и «Рокировка».

Версии, почему именно сейчас они дошли «до точки» уже опубликованы, и пересказывать их не вижу нужды. Дошла ли эта система действительно до предела, мы увидим своими глазами. Я ещё слишком хорошо помню, как в 2012 году многие писали, что «режиму осталось год-два». А потом в 2014 году многие тоже прогнозировали всякое...

Я убежден, что единственным механизмом сменяемости власти в России и её деперсонификации была бы монархия, ограниченная профессиональным правительством, сильным парламентом и реальным федерализмом. Но загадывать монархию очень боюсь, потому что она здесь легко обернется реконструкторским фарсом с полной утратой сути и тех преимуществ, ради которых есть смысл её устанавливать.

Поэтому пусть будет хотя бы умеренный авторитаризм с социальным вектором внутри и без гибридных коминтерновских авантюр на международной арене. Приведёт ли в итоге к желаемой мною форме этот референдум, я не знаю. Больше тут и сказать-то нечего.
@tyrasbaibak а в чем причина возмущения? Люди обживаются на новой территории и переделывают мифы о происхождении для себя. Разве у нас не так? Именьковцы-славяне, которые жили на Средней Волге раньше тюрков, это ещё самое академичное из этой серии. А дальше идут финно-угры и самоеды как пришлое население на Русском Севере, которые там оказались после отъезда гиперборейцев на мамонтах. Такие же истории есть про Сибирь и Казахстан. У татарских авторов и спикеров нет-нет, да проскочет желание записать в тюрки всех степных иранцев и тех же именьковцев.

https://yangx.top/tyrasbaibak/2931
Заметил, что информация о возможном превращении цареградской Святой Софии в мечеть задевает меня куда меньше, чем прошлогодние планы устроить греко-католическую службу в Софии Киевской.

Зная давние партнёрские отношения Константинопольских патриархов с Ватиканом, легко можно догадаться, какое будущее они видят для главного православного храма этой планеты. И идея мечети вызывает меньше отторжения, чем превращение Софии в культурный храм открытого современному миру христианства, преодолевшего, наконец, средневековые разногласия.

Мечеть в Святой Софии – это как консервация объекта до апокалиптических времен. Никаких безобразий с точки зрения христианского благочестия мусульмане там совершать не будут – такая уж у них религия. Майтрейю и Авалокитешвару изображать там не будут уж точно. Точно такую же консервирующую роль, с христианской точки зрения, мусульмане играют в Иерусалиме и Святой Земле. И вообще есть нечто от Промысла в том, что религиозное движение, начинавшееся в VI веке с сопротивления молитве в йеменском православном соборе, почти тысячу лет шло к первоисточнику православной храмовой архитектуры, а теперь никак не может оторваться от него. Исход этой истории, начавшейся в «год слона» какие-то христиане будущих поколений ещё увидят, но простой факт: кто и во имя какой религии построил это здание, – он будет довлеть и над мусульманами тоже.

У какой-то части номинальных христиан действия Эрдогана вызовут ответное желание утвердить свою утраченную религиозную идентичность. И если где-то на Западе вся та махина институтов, которая все последние десятилетия утверждала секуляризм и мультикультурализм, вдруг хотя бы вполсилы начнет утверждать эту христианскую идентичность, то мало не покажется ни кому.

Насчет России в этом отношении у меня только скепсис и ничего кроме скепсиса. Ясно, что те, кто у нас постоянно использовал риторику «Восточного вопроса» получат повод использовать её еще раз. Но если серьезно, то на фоне краха «духовного возрождения» внутри страны и возрастающего обезбоживания общества, о другом думать надо. Религиозность общества в постсекуляристской Турции и посткоммунистической России даёт выводы не в пользу России. Хотя здесь я субъективен, я «переел» этих идей в свои 15-18-ть, а у тех, кто заболел ими на старости лет совсем другое видение.

Как бы то ни было, если возвращение мечети в Святую Софию состоится – это будет ещё одним знаком окончания большого ХХ века, как и «юстинианова чума» 2020 года.
Большой татарстанский канал @ShaltayBabay инициировал интересную дискуссию о потенциальном новом центре полпредства в ПФО, к которой присоединились @tatvybory и @neaysin. Суть вопроса: целесообразно ли переносить столицу Приволжского федерального округа из Нижнего Новгорода в Казань?

Я тоже считаю, что нецелесообразно. Для Татарстана такое двоевластие станет источником дестабилизации. Наши местные острые углы слишком долго сглаживались, чтобы их заострять на ровном месте по бюрократическому вопросу.

И вообще, раз уж институт полпредства создан для кураторства, медиаторства и балансировки региональной политики, логично выбирать для резиденции полномочных представителей не самый большой и хлебный город, а идти по англосаксонской модели Вашингтона и Канберры.

Идеальный «Вашингтон» для Приволжья – Чебоксары.

– Это не один из миллионников, которые у нас, все как один, амбициозные. Нижний Новгород, Казань, Уфа и Самара – все считают себя если не столичными, то уникальными.

– Это столица тюркской национальной республики, достаточно моноэтничной (67,7% населения чуваши), но менее заметной для остальной России, чем Татарстан или Башкортостан.

– Это столица региона с большими экономическими и социальными проблемами, который нужно подтягивать.

– В последние месяцы Чувашия часто попадала в федеральную повестку в связи с кейсом Михаила Игнатьева.

– Чебоксары – очень красивый исторический город со старым центром, где выполнение властных функций будет смотреться очень естественно. Округ Приволжский, а Чебоксары стоят на Волге, как раз между Нижегородской и Казанской агломерациями.

Кстати, впервые сравнение столицы Чувашии с Вашингтоном прозвучало из уст наркомнаца Сталина. Пример Вашингтона, как столицы построенной с нуля, он привел в ответ на сетование чувашского лидера Даниила Эльменя, что на этнической территории чувашей нет городов подходящих для столичного статуса в создаваемой Чувашии.
@tat843 а так ли нейтрален Нижний Новгород в качестве столицы Приволжья? То, что он ближайший к Москве из больших городов ПФО – это про москвоцентризм, а не про нейтральность. Статус центра ПФО он получил в ходе наступления на федерализм, и в качестве альтернативы столицам «региональных баронов» из блока ОВР. Смысл очень хорошо считывается.

То что сам вопрос о центре ПФО не первоочередной, тут спора нет. Но речь ведь зашла о возможных альтернативах.

https://yangx.top/tat843/381
Никак не могу привыкнуть к тому, что татарстанские журналисты и телеграмщики любят использовать слово «местечковый» в значении «провинциальный». Читаешь текст, и сразу перед глазами предстают степенно шагающие хасиды, а в ушах жалобно играет скрипка. Но потом понимаешь, что пишут они не про улицу Профсоюзную или 12-ю школу, а вообще про что-то постороннее. И сразу разочарование и раздражение.
В 90-е годы, когда я тоннами потреблял информационную продукцию православных фундаменталистов и национал-патриотов, Екатерина Лахова и её движение «Женщины России» считались циничными проводниками «чуждых нам» либеральных практик планирования семьи и секспросвета. Настоящие предвестники грядущего Антихриста, а не какие-то там нелепые «маячки». Поэтому поговорка про то, что «в России надо жить долго», действительно рабочий инструмент при оценке реальности. Там где современная политизированная публика видит ужас-ужас, «свинцовые мерзости» и еще одно «пробитое дно», ты всего лишь наблюдаешь приверженность политического класса страны любой Генеральной линии.
Готовлюсь сейчас к большой лекции по эпидемии чумы в Казани в 1654-1656 годах. Состоится она завтра в 18:00 в Музее Казанской иконы. Как раз завтра же празднуется Седмиозерная икона, с которой в православной части нашего города связывают избавление от той эпидемии.

Дата и место проведения, а также мой официальный статус дилетанта по 17-му веку обязывают быть очень академичным. Но одни только фамилии действующих лиц этой эпопеи – Пронский и Хованский – так и тянут куда-то в сторону угарного просветительского проекта для мОлодёжи и сочувствующих. Причём, отвечаю, что у меня это вышло бы интереснее, чем в минисериале «Чума» со Шнуровым, Гудковым и Comedy Woman.
@arhitekturasi, уважаемые коллеги! Валентин Емилианович Адамюк никуда не эмигрировал, а продолжил дело отца и был одним из уважаемых врачей и ученых в Татарской АССР. И похоронен был в 1950 году на Арском кладбище.

Краткая биография его http://www.lvkgmu.ru/doxs/adamuk-ve.html

Фото могилы https://cemetery.kzn.ru/burials/251936

https://yangx.top/arhitekturasi/2740
Стараниями Реджепа-эфенди обнуляется наш местный вопрос о том кто, и какие храмы построил на завоеванных много веков назад территориях. А то, что этот вопрос однажды опять вылезет, сомневаться не приходится. По крайней мере, тут уже невозможно прикрываться нейтральной справедливостью. Если факта мусульманского большинства в Стамбуле и в Турции достаточно, чтобы в древнем православном храме снова была мечеть, так пусть и у нас в Казани 50/50 православного и мусульманского населения будет достаточно для сохранения конфессионального паритета, без копания в исторических обидах. Чтобы снести храмы придётся убирать одни из 50%, а у этого решения сложные последствия.

Но последствия решения турецкого Верховного суда не только для нас. Все поместные православные церкви получили достаточный аргумент, чтобы противостоять возросшим амбициям Константинопольского патриархата.

Как и писал об этом прежде, поводов для отчаяния тут вообще нет. Униатская служба в Святой Софии или проведение там экуменических молений с участием нехристиан – всё это было бы куда хуже для ортодоксии, чем использование собора под минималистичный мусульманский культ. Надо извлекать бонусы из новой реальности.
Я не настолько разбираюсь в творчестве Рустама Батрова. Знаю только, что с историческим исламом у него много разногласий. Вопрос: он мусульманам тоже предлагает отказываться от арабского наследия и конкретно от арабского языка?

Если да, то его крайне резкие высказывания против византийского фундамента в православии имеют некоторую логику. Впрочем, эта логика остаётся рабочей для своего круга таких же критиков исторического ислама.

Если же не предлагает, и арабский язык Корана, молитвы и мусульманского законодательства – «это другое!», то мы имеем дело с восторженной конфессиональной ангажированностью, с которой и спорить бессмысленно.

Статья Батрова тут https://www.business-gazeta.ru/article/474432

Вообще же надо иметь довольно поверхностные представления о христианстве, чтобы пытаться выбить оттуда ромейский фундамент. Даже протестанты, живущие на другом краю Европы в другой интеллектуальной традиции, по умолчанию пользуются многими (хотя и не всеми) богословскими решениями Вселенских соборов состоявшихся на востоке Римской Империи.

Возможно, со стороны Батрова здесь есть такая скрытая издёвка над мифическим «традиционным исламом», который якобы может существовать без связи с ближневосточным первоисточником, но, в таком случае, ради внутримусульманского спора, он всё равно наговорил предостаточно неприемлемых вещей в отношении соседей.
@neaysin cултан был адекватен своей системе ценностей – нет вопросов. Но интересно, в каком из канонов православной церкви прописана процедура продажи христианского собора под его переоборудование в мечеть? Для заявления о равноправной сделке, без вмешательства фактора завоевания, нужна утвержденная соборно процедура со стороны Вселенского патриархата. Есть такая?

Участь последних прихожан Святой Софии оставим тут за скобками. Война – она и есть война, что в Константинополе, что в Казани. Дальнейшую судьбу завоёванных оставим тоже за скобками. Она и там, и там диктовалась тем, в каком они качестве нужны были завоевателям.

https://yangx.top/neaysin/2566
Forwarded from Wild Field
Вокруг Айя-Софии существует много мифов и один из самых последних, популярных в турецких соцсетях, миф о том, что султан Фатих Мехмет якобы купил Айя-Софию у патриарха Константинополя. На самом деле ни о какой покупке речи не может быть. Нет никаких источников, которые бы говорили о приобретении собора за деньги. Неясные эти страницы, которые кочуют по соцсетям, говорят о собственности на Айя-Софию, но не о покупке.