ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
4.83K subscribers
595 photos
18 videos
2 files
1.41K links
Публицистический журнал Марка Шишкина. Этнополитика, история, краеведение
加入频道
Телеграмные профессиональные русские наперебой припоминают Михаилу Ефремову по-обывательски сформулированную фразу о нерусском происхождении (хотя таким предком как у него гордился бы всякий). Но они напрочь «забыли» его достаточно неполиткорректное выступление по Буданову. Хотя казалось бы – это их герой. Это очень многое говорит о профрусской среде.
А строчка «посредине проспекта сохнут красные плиты» заиграла новыми смыслами.
Дожили до того дня, когда истинно-русский журналист поволжских инородцев почти что в англичане записал. В старую элиту так сказать. Это он ещё про покровительство Ильминского молодому Ульянову не знает, и про свойство чувашского просветителя Ивана Яковлева с наркомом индел Чичериным.

Кстати, если искать совсем далеко, то Михаил Ефремов не только чуваше-мордвин, но ещё и чуваше-мордвино-бурят. Женой Ивана Яковлева была Екатерина Алексеевна Бобровникова, дочь монголоведа Бобровникова. Её дед по отцу был священник Иркутской епархии, а бабушка из крещеных бурят. После безвременной кончины автора "Многоло-калмыцкой граматики" Екатерину с братом взяли на воспитание Ильминские, у которых не было своих детей. Разумеется встретиться все эти бурятские и чувашские линии могли только в Казани, где учились церковные кадры со всего востока России.


https://yangx.top/kashinguru/35439
Пока интерес к американским событиям не утих, я бы на месте авторов «Царьграда» или «Русской народной линии» сформулировал максиму: «Кто не хочет приносить всенародное покаяние в цареубийстве, будет каяться в убийстве Джорджа Флойда». Такого благоприятного времени, чтобы вывести идею всенародного покаяния в мейнстрим до сих пор не было. Да и наглядного образца, как выглядит всенародное покаяние, тоже на нашей памяти не было. Пришло откуда не ждали. Назначьте меня спичрайтером к Сергию (Романову).
@zalesje спасибо. Как пел ультрапопулярный в моей молодости Александр Непомнящий: «И пpедки в ваpваpских веках тоже pазжигали. И знаки экстpемистские повсюду pисовали».

В газете «Туганайлар» была хорошая публикация на тему.

И вот тут галерея с тем как это выглядит в реальности.

https://yangx.top/zalesje/1424
Некоторое время назад решил устроить себе ретроспективу фильмов Фридриха Эрмлера. Взялся за «Великую силу» 1950 года. Сюжет важный для того времени. Последователь народного академика Лысенко профессор Лавров (его играет Чапаев-Бабочкин) воплощает в жизнь принципы мичуринской генетики, но ему мешают ученые, низкопоклонствующие перед Западом. Между этими направлениями разрывается директор института Милягин (сейчас таких типажей играют Мадянов и Каморзин), который в итоге жертвует дружбой с принципиальным Лавровым ради признания со стороны чуждых нам буржуазных авторитетов. Не буду вдаваться в подробности этой драмы, и пересказывать, как они там восклицают «Это ли партийная точка зрения?», но в тот момент, когда Лавров вскрывал куриное яйцо, чтобы заменить куриный белок на белок других пород или даже на утиный, меня накрыло ощущением, что я смотрю какую-то хитро вывернутую постмодернистскую пародию и антиутопию. Сразу захотелось пересмотреть некрореалистическое «Прямохождение» о том, как секретные советские ученые вспышкой света вызывали у приматов умение стоять на двух ногах, и виденный ещё в детстве сериал «Николай Вавилов» про лысенковщину.

Начал с «Прямохождения». Это последний полнометражный фильм Евгения Юфрита, который вышел в 2005 году. Как во всех полнометражках главного некрореалиста, в центре сюжета лютый эксперимент над человеческой природой. В данном случае эксперимент по скрещиванию человека с обезьяной в СССР. Зная, что ленинградский некрореализм начинался с пародирования соцреализма, ждёшь от юфитовского кино про 30-е абсурдистского двухчасового парада зомби-физкультурников. Но нет. Из всех 30-х годов в «Прямохождении» один фрагмент бодрой кинохроники про конгресс антропотехников в Сухуми. И больше ничего. Потому что на самом деле фильмы Юфита – это эссенция перестроечного и познесоветского кино, а не тоталитарной пропаганды. Эта перестроечность выдержана до мелочей. Главный герой «Прямохождения» эталонный интеллигент-художник начинает погружаться в безумие «листая старую тетрадь» своего отца, где тот протоколировал свою работу с приматами. И внешний вид художника половину фильма такой, будто он «силится понять». Дойдя по этому пути до финала, он пускается бежать по полю, словно персонаж Тарковского. Собрать так воедино всевозможные искания 80-х и чернуху мог только Юфит.

Шестисерийный телефильм «Николай Вавилов» Александра Прошкина – это уже настоящее перестроченное кино 1990 года. Основа сюжета – противостояние сына старомосковского миллионера Вавилова с украинским самородком-самоделкиным Лысенко – это истинный подарок утятам Галковского. Но конфликта профессора Преображенского и Полиграфа Полиграфовича, как в другом перестроечном фильме, тут не получилось. Представьте себе, что всё «Собачье сердце» у Бортко вытягивает на себе Толоконников, а вместо евстигнеевского мизантропа и меритократа в гостиной сидит благостный Юрий Богатырёв. Так и получилось в «Николае Вавилове». Весь фильм вытягивает гениальный Богдан Ступка в роли Трофима Денисовича, который кричит, размахивает кастрированной пшеницей, бегает по полям как в том же Тарковском, лезет в перегной из каучуковых одуванчиков. При этом животным естеством он чует, что залез слишком высоко, и потому боится жестить с Вавиловым. Академик Вавилов в исполнении Костаса Сморигинаса больше половины фильма пассивно небожительствует, и только к пятой серии созревает до аргументации против лысенковщины. Вместо реального «военспеца» Вавилова, сделавшего ставку на большевиков и проигравшего, показано какое-то отрешенное облако в штанах. Вместо его работы показаны бесконечные международные командировки – Эдемский сад для людей из позднего СССР. Что эти поездки могли иметь разведывательные задачи – ни намёка, разумеется. И даже в финале, когда погибший академик уходит в золотое поле, вместо его реальных заслуг перед наукой перечислены заграничные общества, членом которых он был. Как будто Фридрих Эрмлер по-быстрому переписал сценарий о «низкопоклонстве перед Западом» с минуса на плюс. Сейчас это так бросается в глаза, что просто испытываешь стыд.
Резюмирую американскую революционную ситуацию как она видится мне.

В СССР городские левацкие эксперименты 20-х в сфере образа жизни, искусства и сексуальности, захлебнулись в крестьянской культуре, которую принесли в города новые индустриальные рабочие. Поэтому в советском социализме возобладал тот образ жизни, что стал привлекателен для таких же трансформирующихся традиционных обществ Азии, Африки и Латинской Америки. Но детей и внуков бывших крестьян, прошедших жерло коллективизации, индустриализации и культурной революции этот образ стал тяготить. Они стали смотреть на США в поисках чего-то более комфортного и «современного». Но очарование постепенно сменяется недоумением.

Потому что в США всё иначе, чем у нас. Наши постхристианские 20-е годы там «на ура» прошли в 60-е, победили и стали определять вектор движения значительной части общества. Но необходимость противостоять на мировой арене коммунизму (подогреваемая интересами крупных экономических субъектов, связанных с оборонкой), искусственно сдерживала переход этого направления в политическую плоскость. После окончания Холодной войны никаких сдерживающих факторов не осталось. Американская политика стала леветь. Поэтому когда русские, сведущие в родной истории, смотрят туда, они находят много общего с нашим прошлым.

Афроамериканцы в триумфальном шествии левой не случайно оказались в первых рядах. Ведь это было и раньше в СССР, где официоз переживал за «негров», и теперь в самих Штатах. Трансатлантическая работорговля и её последствия настолько болезненный нарыв на репутации капитализма, что им грех не воспользоваться. Вот левые и пользуются. Свобода торговли и свобода личности, которая выражается в набитых живыми людьми трюмах, – это очень сильно. Обыденное сознание в этой трагедии обращает внимание на расовые различия, но они второстепенны. Потому что африканская сторона тоже извлекала из работорговли выгоду. С европейцами торговали серьёзные общества с иерархией и письменной культурой, близкие по структуре к Древней Руси или к Каролингам, а вовсе не дикари. И, наверное, поэтому собственно афроамериканскому национализму, который выражается в желании отделиться от белых, вернуться в Африку как у Гарви, или культурно обособиться, приняв западноафриканский ислам, так непросто конкурировать с левой идеологией.

Если вам эта левая волна не близка, то единственное разумное, что тут можно сделать – это указать на ГУЛАГ и Демократическую Кампучию как вероятные результаты отмены капитализма и отказа от религии. От праваков, которые переживают за памятник Леопольду II и «называют ниггера ниггером» тоже лучше держаться подальше. Даже если эти праваки не из подворотни, а из ютуба и какого-нибудь фонда с красивым названием. Это часть болезни, а не лекарство.
Слабые места в реакции русских правых комментаторов на BLM – это принципиальность по вымышленному поводу и нежелание извлекать уроки из истории ХХ века. И в этих слабостях едины охранители и люстраторы, сторонники «национальной революции в Украине» и «русского Донбасса». У всех пепел чего-то там стучит где-то там.

Я едва ли буду оригинален, сказав, что история «белого мира», «гибнущего» под «мультирасовым натиском», имеет мало отношения к реальным проблемам детей и внуков блока коммунистов и беспартийных. Странноватый культ белой Америки 50-х годов как культурного эталона – это тоже что-то иррациональное, но тут – дело вкуса.

Но от людей, чья страна в ХХ веке проторила дорогу прочему человечеству, хотелось бы видеть побольше политического чутья. Когда в России дошло до установления левоэкстремистской диктатуры большевиков главными оппонентами этой диктатуры оказались вчерашние социалисты и либералы, а отнюдь не черносотенцы. Экс-марксист Петр Струве и экс-бомбист Борис Савинков сделали несравненно больше, чем Пуришкевич и Марков. Теоретически, конечно же, можно было и в 1918 году оставаться сторонником абсолютной монархии или даже крепостного права в белом пальто, но с этой программой выходить на митинг или агитировать в гарнизоне – это даже не политическое самоубийство, а не знаю как назвать. Сегодняшние правые комментаторы в большинстве именно стремятся выступать в роли таких людей в белом пальто, которым чуждо ощущение исторической динамики.

История России и других стран показывает, что каждый политический цикл однажды переживает сам себя. Переживёт себя и этот. Нужно смотреть и делать выводы. Англосаксонские протестанты, которых новое поколение русских мальчиков рисует эталоном консерватизма, это нарушители церковного благочестия, сектанты и еретики – по недоразумению избежавшие костра. Из отнаполнеоненой французский просвещением Европы пророс романтизм. Невинно убиенные Тухачевским кронштадские матросы и тамбовские крестьяне в 1917 году убивали офицеров и жгли усадьбы, не ведая, что их включат в правые мартирологи.

Что прорастет из левой волны 2020 года, мы ещё увидим. Но её инструментарий уже победил, доказал эффективность и используется всеми. Включая правых в России. Всякий раз, когда добрые русские люди пишут, что у русских нет национального государства и Люди обрекли их на криптоколониальное состояние – они воспроизводят риторику «бунта меньшинств». Мемы «русских людей обижают» и «русским денег не надо» звучат как местная локализация «Is it because I'm black?» и тому подобных мемов заокеанских. Антисоветчики говорят про период большевизма в категориях рабства. Левые нацпаты – это без прикрытия старый-добрый дискурс деколонизирующейся Азии и Африки. Однажды и эти способы выражения мыслей станут неприличными, но до тех пор, когда их отрицание станет звучать привлекательно, должно пройти какое-то время. Лучше потратить это время на внимательное изучение реальности, а не реактивное возмущённое кудахтанье.

«Не пузырься, революция. Налёт – дело фартовое, он кислых не любит. Весело надо, на кураже».
@tyrasbaibak и в моей разноплеменной родне, которую тоже помотало по стране, было много ёмких определений межэтнических отношений. Не только русско-татарских. Некоторые тянут на сборник «Золотые неполиткорректные цитаты». Много такого слышал и не из среды родственников. Одна из впечатливших невычитанных историй была о том, как встречали подсоветскую вторую волну эмиграции «культурные» представители первой волны.

Ксенофобия вообще соприродна человеку. Также как соприродна тревожность в незнакомых местах или испуг от странных звуков. И левые ведут себя с ксенофобией точно также как ведут себя с остальной природой человека. Они всё время хотят какую-то её часть объявить незаконной. Весь ХХ век они боролись с чувством собственности и потребностью человека в религии. Благополучно в этой сфере провалились. Теперь они борются с ксенофобией. Пожелаем им успехов.

Консерватизм в Европе имеет христианские основы. А христианство, напротив, признавая относительность человеческой природы в нынешнем виде и связанных с нею социальных институтов, ни один из них не подвергло уничтожению, но научилось этим управлять и корректировать. Государство, собственность, семья, племенные инстинкты – всё осталось, но получило новую интерпретацию. А для желающих бОльшего – внутреннее делание, вологодская Фиваида или орден францисканцев. Так уж сложилась моя жизнь, что в основе моей позиции лежит именно этот базис. Гармонизация межнациональных отношений в отдельном регионе, без отрицания национальных и религиозных барьеров, это производная от этого. От дальнейшей смены взглядов никто не застрахован, но пока так.
Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс
И в ваших жилах тоже есть огонь,
Но умнице Фортуне ей-богу не до вас...
Читая сайт MariUver и марийские паблики ВКонтакте, ловлю себя на мысли, что «там тоже, что у нас», и вообще на территории России «религиозный уклад един». Верховного карта Таныгина поборники чистоты марийской традиционной религии упрекают в том, что на молении в Новоторъяльском районе была православная икона. Структура претензий, один в один, как у поборников чистоты православия к Главному храму ВС РФ. Параллельно в комментариях идет очень эмоциональная полемика на счёт онлайн-формата молений и коронавирусных ограничений на религиозные собрания.

В этой компактной религиозной общине политические страсти кипят порой такие, что хватило бы на целый инсайдерский телеграм-канал. Подозреваю, что люди далёкие от Марий Эл и языческой традиции с удовольствием бы следили за раскладами и усилениями групп Мамаева и Рукавишникова, или за тем, кто из почтенных онаеҥов проигнорировал важное религиозное мероприятие. Пару лет назад даже пробовал себя в аналитике на эту тему. Но я совсем с другого миллета, поэтому пусть этим занимаются те, для кого это все родная традиция. С меня достаточно добрососедства и религиозного паритета по нашим местным чингизидским правилам.
@radicalrus самый известный пример, где в качестве национальной идеи была артикулирована альтернатива патологически-мнительной расовой политике англосаксов – это Бразилия. Там Жилберту Фрейре выдвинул идею исконной бразильской расовой демократии (и он же, как северянин был идеологом регионализма, альтернативного южным гегемонам Рио и Сан-Паулу).

Эти идеи, во-первых, были присущи местной разновидности евразийства – лузотропикализму, где говорилось о том, что португальцы наиболее комплементарная народам Азии и Африки нация Европы. При Салазаре лузотропикализмом обосновывали сохранение колониальной империи, хотя, очевидно, что реализовать эту модель можно было, только перенеся центр из Лиссабона в Рио.

Во-вторых, местному фашизму – интегрализму, который отрицал расизм. Погуглите и найдёте эти фото афробразильцев в форме штурмовиков с нарукавными повязками. Местный вариант «Славы Украине/России», к слову тоже, был взят из языка коренных жителей Амазонии.

Однако левых критиков это всё не впечатляет. Они считают и расовую демократию, и лузотропикализм такими же инструментами дискриминации. Примерно как большевики считали европейскую социал-демократию завуалированной формой угнетения. Впрочем, и по вопросу Back to Africа или созданию Новой Африки за океаном левый афроамериканский истеблишмент и черные националисты расходятся. Не зря Маркус Гарви, который перетряс всю чёрную политику, был для них чужаком-ямайцем.

Если когда этот вопрос станет актуален в России, будет много интересных обсуждений Сунгири и Костёнок. И обсуждать это будут далеко не археологи.

https://yangx.top/radicalrus/471
@ShaltayBabay коллеги, протоиерей Игорь Пашменов был довольно известным соратником легендарного Кирилла Фролова по Ассоциации православных экспертов. А это люди со своим мнением по многим вопросам, и это мнение они готовы отстаивать. Совершенно не знаю подробностей этой истории, но предполагаю, что причина в том, что стандартному архиерею (как и любому работодателю) нужны те священники, что выполняют свои обязанности, и не особо нужны люди с неформальным влиянием или связями через голову архиерея. Тем более, что кладезь церковных инсайдов ЖЖ Калаказо пишет, что в молодости Пашменову «светила слава патриаршего спичрайтера». Так что «Единая Россия» здесь по всем признакам – повод, а не причина.

https://yangx.top/ShaltayBabay/5395
Сегодня на улице Гвардейской совершенно случайно набрёл на мемориальную доску министру внутренних дел Ерину. На бежевой «сталинке» № 6, ближе к перекрёстку с улицами Николая Ершова и Патриса Лумумбы. Четверть века назад министерская карьера Виктора Федоровича оборвалась после рейда Басаева на Будённовск. Оказывается доску установили в конце прошлого года.
Удивляет насколько комментаторы, берущиеся разбирать события вокруг Сергия (Романова) не знают контекста. Их забавляет, что он окопался в женском монастыре. Так старец, который управляет женской общиной, это вообще-то хрестоматия. Не слышали никогда про Серафима Саровского и Дивеево? Или про Амвросия Оптинского и Шамордино? Да и без этого «гендерного» вопроса история о том, как монахи мятежничают против иерархии – классика. С этого собственно монашество и начиналось.

В конце нулевых годов, когда история нынешнего патриаршества только начиналась, такие темы лучше всего комментировали два медийщика: Голышев на Назлобе и Бражников на Правой Ру. Это и «пензенская пещера», и история Диомида, и дело недавно скончавшегося Петра (Кучера). Тогда же многие отмечали, что фундаменталисты всю жизнь критиковавшие митрополита Кирилла моментально стали лояльными патриарху Кириллу. Сейчас мы наблюдаем распад этой конвенции, но реплики по этому поводу все какие-то неадекватные.

Еще два момента обращают внимание в этой теме. Во-первых, Дмитрий Соколов прям такой очень американский типаж оказался. Про комика, который стал фундаменталистом, и попал в такую историю можно хорошую психологическую ленту сделать. Во-вторых, с этим гробом в келии… было бы нечто подобное у кого-то из буддистов, умилялись бы ведь восточной мудрости.

Простите, что в ночи пишу. Завтра не до этого будет.
В 14 лет прочёл случайно подвернувшуюся книжку брежневских времен с названием из ленинской цитаты – «Тайна, в которой война рождалась». Это была ортодоксальнейшая советская версия предпосылок Второй Мировой войны. Не зря издана «Политиздатом». Характерные стилистические особенности: скрупулёзное перечисление немецких названий военных операций по завоеванию разных стран в русской транслитерации (так же они любили перечислять дивизии СС); особое внимание «Мюнхенскому сговору»; фразы типа «мышиная возня украинских националистов в Закарпатье». Прочитал, потому что книжного изобилия, денег и интернета тогда не было. Да и прикольно было после перестроечных разоблачений, которые тогда были версией по умолчанию. Ещё было интересно сверять эти показания с версией Резуна-Суворова, которого один мой товарищ тогда читал.

Так вот, слушая по телеку или читая в инете официальную позицию РФ по 30-м годам, постоянно вспоминаю ту тёмно синюю обложку. Строго по той версии событий идут. СССР предлагал Европе помощь против неадекватного режима нацистов, но Европа предпочла «умиротворение агрессора» и перенаправление его на восток. За что сама и поплатилась.

http://militera.lib.ru/research/ovsyany/index.html
@zalesje раз уж речь с самого начала пошла в контексте учения об «архетипах и повторямости», то вот что скажу. Традиционное обучение рассчитано на то, что ученик сначала освоит весь корпус знаний, существовавших до него, и только на заключительном этапе ему можно действовать, опираясь на собственное рассуждение. Это обучение длится десятилетиями. В нынешних условиях прямо так действовать сложно (скорости совсем другие), но в сущности так и выходит – создают нечто уникальное лишь единицы. Большинство – эпигоны и подражатели, даже если себя считают уникальными. Советские книжки, ясное дело, называли всё это «мертвящей схоластикой», в которой надо непременно «задыхаться». Но в сущности альтернативы-то не предложили, кроме упрощения, омассовления и колебаний вместе с Генеральной линией.

Верующие иконописцы и церковные архитекторы идут по традиционному пути. Сначала осваивают традицию, потом когда вполне уже освоили этот язык, формулируют на нем нечто новое. Учитывая культурные разрывы синодального периода и советскую выжженную землю, зависание на этом периоде освоения наследия – более чем логично. И чем больше будет таких людей, тем скорее вероятность появления визуальных форм, которые и традиционны, и адекватны современности.

Но в реальности, результаты работы определяют не художники, а заказчики. Хорошо еще, когда у заказчика есть понимание, что церковное должно выглядеть церковно, и пусть эти блаженные делают как им виднее. Но если у заказчика есть своя готовая логика, и он считает что подрисовать святым «ауру» или добавить в церковную роспись НЛО более современно?

https://yangx.top/zalesje/1458
@RottenKepkenChannel с понятием консерватизм тут сложновато. У нас было 200 лет синодальной эпохи, когда универсальные и глобальные «светские» стили определяли церковное зодчество. И мода на историзм в церковной архитектуре пришла вместе с модой на историзм вообще. В ХХ веке ситуация уникальная: с одной стороны там полное прекращение церковной архитектуры в СССР, с другой в зарубежье погружение в традицию, провозглашение древних форм – универсальными и сакральными. Причём в либеральном Париже даже больше, чем в Сремских Карловцах.

Моя позиция на этот счет: «богословие иконы» Леонида Успенского – это хорошо, но если доводить до абсурда можно ересь соорудить. В конце концов, по Новому Завету христианам не принципиально где поклоняться. Но традиционное зодчество и иконопись проще, безопаснее и без лишних сущностей. Бетон и электричество этим традиционным формам никак не противоречат, что бы там ни писал дорогой Алексей Федорович Лосев.

Насчет мусульман. Интересные образцы современных мечетей видел в инете, но историзм там тоже очень силен.

Извините. Ответ сумбурный, но оперативный.

https://yangx.top/RottenKepkenChannel/7205
@RottenKepkenChannel а как вы считаете, калифорнийские виноградники может тоже порубать? Это ведь прямое наследие колонизаторов-францисканцев.

(Не спорю, паноптизм Нового времени шокирует. Не важо в исполнении графа Аракчеева он, или отца Хуниперо.)

https://yangx.top/RottenKepkenChannel/7217
Я тоже в устной речи постоянно что-то ляпаю мимо, но Олег Владимирович явно переработал. «Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши» - суперизвестная типичная жанрообразующая путинская цитата 2005 года.

https://yangx.top/kashinguru/35907
Всегда с интересом следил за высказываниями новопреставленного Черкасского владыки. И мне видится, что взятая им линия, рано или поздно, станет магистральной для украинского православия, а не ПЦУ, Филарет или москвофильское крыло УПЦ. Самый близкий к нему иерарх из недавнего прошлого – Алексий (Громадский), который также выступал за каноническую украинскую церковь без конъюнктурного национал-обновленчества. Владыка Софроний был истинный митрополит Черкасский, не только по кафедральному городу его епархии, но и в более глубоком историческом смысле.

https://yangx.top/cerkvach/2670