Forwarded from Дзермант
Это интересная постановка вопроса. Действительно, наследие Литовской Руси не обязательно должно интерпретироваться в полоноцентричном ключе. На вскидку, многие образы и идеологемы из ВКЛ перешли в ВКМ и потом в Российскую империю. Например, образ медведей, гуляющих по улицам городов с балалайкой – это, скорее всего, развитие реальных сведений о Сморгонской медвежьей академии Радзвиллов, где этих самых медведей дрессировали, водили по улицам и они танцевали под музыку. Идея translatio imperii из Рима тоже первой пришла в Литву, римляне якобы прибыли в Прибалтику и от них происходят литвины, а потом уже была использована в Москве, но намек на литовское посредничество остался (брат римского императора Августа Прус как родоначальник московской династии). Князь Витовт хотел создать евразийскую империю, объединяющую Восток и Запад, но поражение под Ворсклой от татар поломало эти его планы. У Литвы не получилось, а у Москвы получилось. В общем, продуктивная тема.
https://yangx.top/tsarofkazan/187
https://yangx.top/tsarofkazan/187
Telegram
ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
Почему в Беларуси есть литвинизм комплиментарный Польше, а литвинизма комплиментарного России никто ещё не придумал? Ведь князья Гедиминовичи были одним из столпов Московской Руси с самого Донского побоища. Князь Остей – герой обороны Москвы от Тохтамыша.…
@vasilievodessa да, в дореволюционных курсах русской гражданской и церковной истории обращает на себя внимание отсутствие москвоцентризма. Говорили-говорили про Владимир и Москву, а на следующей станице уже Юго-западная Русь на целую главу. В СССР этот способ изложения растянули уже на 15 нерушимых республик свободных и к Древнерусскому государству надо было пробираться через Урарту и Согдиану.
Но акценты в рамках общерусского национального строительства в период Империи делалась не на ВКЛ, а на общее государство Рюриковичей. Сегодняшние же публикации сторонников общерусской идеи в отношении литвинизма не менее тенденциозны, чем то, что говорится с противоположной стороны. Называть «усобицей» военные акции Острожского против Московской Руси (как и аналогичные действия запорожских казаков) – это считать своих читателей немного дураками. В 16 и 18 веках это были слишком разные политические и социальные общности, которые потом Санкт-Петербург долго и старательно интегрировал. Усобицы 1914-1918 и 1939-1945 годов в странах Евросоюза…
Важный момент в этой теме – отсутствие непрерывности и преемственности в литвинизме. Аутентичными литвинистами были краёвцы начала ХХ века. Дворяне русинского и литовского происхождения, предки которых перешли в 17 веке на польский язык, но которые сохранили литвинский патриотизм, и не хотели быть поглощёнными националистическим польским проектом. Поскольку краёвский проект «не выстрелил», а его политическое поле было разодрано польским, литовским и белорусским национализмами, то литвинизм оказался на какое-то время ничейным.
Но несостоятельны упрёки в адрес беларусских литвинистов, что они де – селюки присваивающие чужую шляхетскую культуру. По этой логике потомки русских крестьян не имеют права на дворянскую культуру Российской Империи. Тема слишком спекулятивная, чтобы к ней относиться всерьёз. На нашем местом материале есть её полный башкирский клон, что татары – это чуваши, присвоившие ордынский тюркский язык, и создающие на этом основании свою имперскую псевдоисторию. И думаю, что таких клонов в каждом уголке земшара наскребётся.
Совсем другое дело, что при существующих сейчас языковых, экономических, родственных связях Беларуси и России польский язык литвинизма не может быть единственным. Он был органичен для интеллигентов-регионалистов Северо-западного края, но не обязателен теперь. В истории взаимоотношений Великих княжеств Московского и Литовского была не одна только битва под Оршей.
https://yangx.top/vasilievodessa/1160
Но акценты в рамках общерусского национального строительства в период Империи делалась не на ВКЛ, а на общее государство Рюриковичей. Сегодняшние же публикации сторонников общерусской идеи в отношении литвинизма не менее тенденциозны, чем то, что говорится с противоположной стороны. Называть «усобицей» военные акции Острожского против Московской Руси (как и аналогичные действия запорожских казаков) – это считать своих читателей немного дураками. В 16 и 18 веках это были слишком разные политические и социальные общности, которые потом Санкт-Петербург долго и старательно интегрировал. Усобицы 1914-1918 и 1939-1945 годов в странах Евросоюза…
Важный момент в этой теме – отсутствие непрерывности и преемственности в литвинизме. Аутентичными литвинистами были краёвцы начала ХХ века. Дворяне русинского и литовского происхождения, предки которых перешли в 17 веке на польский язык, но которые сохранили литвинский патриотизм, и не хотели быть поглощёнными националистическим польским проектом. Поскольку краёвский проект «не выстрелил», а его политическое поле было разодрано польским, литовским и белорусским национализмами, то литвинизм оказался на какое-то время ничейным.
Но несостоятельны упрёки в адрес беларусских литвинистов, что они де – селюки присваивающие чужую шляхетскую культуру. По этой логике потомки русских крестьян не имеют права на дворянскую культуру Российской Империи. Тема слишком спекулятивная, чтобы к ней относиться всерьёз. На нашем местом материале есть её полный башкирский клон, что татары – это чуваши, присвоившие ордынский тюркский язык, и создающие на этом основании свою имперскую псевдоисторию. И думаю, что таких клонов в каждом уголке земшара наскребётся.
Совсем другое дело, что при существующих сейчас языковых, экономических, родственных связях Беларуси и России польский язык литвинизма не может быть единственным. Он был органичен для интеллигентов-регионалистов Северо-западного края, но не обязателен теперь. В истории взаимоотношений Великих княжеств Московского и Литовского была не одна только битва под Оршей.
https://yangx.top/vasilievodessa/1160
Telegram
Васильев Одесский
Это не «интересная постановка вопроса». Это нормальная русская постановка вопроса. На памятнике 1000-летие России запечатлены Гедемин, Ольгерд, Витовт, Константин Острожский. И она самоочевидна, господин Дзермант, достаточно только представить что и до Сталина…
Когда в марте делал лекцию (ещё оффлайновую) про самого скандального тролля Первой русской революции и коренного казанца Николая Георгиевича Шебуева (1874-1937), набрал всяких картинок из его журнала «Пулемёт». После заявлений Трампа на тему антифы почему-то сразу вспомнил эту подборку. Положите эти вирши 1905 года на хардкоровскую или стрит-панковскую мелодию, и у вас выйдет музыка уличной политики условного «2007 года». Наличие «курсистки» сразу отсылает к гендерной проблематике. Удивительно, как эти форматы живут и самовоспроизводятся.
Пишут, что скончался митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Диагноз всё тот же: двустороння пневмония. Вечная память. Был на его службе один раз в 90-е. Относительно будущего, очень интересно, учтут ли чувашский этнический фактор при выборе нового митрополита?
Чувашия – самая моноэтничная из национальных республик Поволжья (67,7% титульного народа). Чуваши – самый крупный и хорошо воцерковлённый народ из тюркских и финно-угорских народов внутренней России. Народ с живой традицией православного богослужения на родном языке. Народ с интересной новейшей церковной историей (монашеское движение конца 19 – начала 20 в., роль в правом катакомбном движении, попытки автокефалии у левых чувашских обновленцев). Чувашское церковное землячество – штука очень развитая, в том числе за пределами Чувашии. Пару раз слышал, как её сравнивали с аналогичным украинским землячеством.
Специально делать подборку крупных церковных деятелей чувашского происхождения, времени у меня особо нет, но список наберется увесистый. В Татарстанской митрополии из чувашской священнической семьи происходит Игнатий, епископ Чистопольский и Нижнекамский. Зная как важен для чуваш булгаризм, его архипастырство на землях исторического ядра Волжской Булгарии смотрится очень символично.
Чувашия – самая моноэтничная из национальных республик Поволжья (67,7% титульного народа). Чуваши – самый крупный и хорошо воцерковлённый народ из тюркских и финно-угорских народов внутренней России. Народ с живой традицией православного богослужения на родном языке. Народ с интересной новейшей церковной историей (монашеское движение конца 19 – начала 20 в., роль в правом катакомбном движении, попытки автокефалии у левых чувашских обновленцев). Чувашское церковное землячество – штука очень развитая, в том числе за пределами Чувашии. Пару раз слышал, как её сравнивали с аналогичным украинским землячеством.
Специально делать подборку крупных церковных деятелей чувашского происхождения, времени у меня особо нет, но список наберется увесистый. В Татарстанской митрополии из чувашской священнической семьи происходит Игнатий, епископ Чистопольский и Нижнекамский. Зная как важен для чуваш булгаризм, его архипастырство на землях исторического ядра Волжской Булгарии смотрится очень символично.
Forwarded from Ц е р к в а ч
В Патриархии понимают всю исключительность Чувашской кафедры, поэтому кандидатура нового митрополита с большой вероятностью будет выбираться с учетом этнического фактора.
Среди вероятных претендентов — уроженец Чебоксар митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов).
https://yangx.top/tsarofkazan/197
Среди вероятных претендентов — уроженец Чебоксар митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов).
https://yangx.top/tsarofkazan/197
Telegram
ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
Пишут, что скончался митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Диагноз всё тот же: двустороння пневмония. Вечная память. Был на его службе один раз в 90-е. Относительно будущего, очень интересно, учтут ли чувашский этнический фактор при выборе нового митрополита?…
Беда Достопочтенный написал в VIII веке «Церковную историю народа англов», а я многогрешный попытался в одной статье в сжатые сроки написать церковную историю чувашского народа. В сущности ничего нового я не сказал, но феномен чувашского православия это то, о чем надо много-много говорить, пока он не закрепится где-то рядом с православием болгарским, русским или грузинским. Спасибо «Реалиям», что дали площадку.
https://www.idelreal.org/a/30651199.html
https://www.idelreal.org/a/30651199.html
RFE/RL
Чувашская церковная история: сериал с сюрпризами и открытым финалом
Почему об этом нужно говорить именно сейчас
@dzermant большое спасибо за упоминание моего канала. Все мы тут под зелено-бело-красными флагами ходим)
https://yangx.top/dzermant/848
https://yangx.top/dzermant/848
Telegram
Дзермант
2500 подписчиков. Спасибо всем, кто читает. Мои рекомендации:
Международная повестка
Россия в глобальной политике
https://yangx.top/ru_global
Клуб «Валдай»
https://yangx.top/valdaiclub
Евразийские стратегии МГИМО Консалтинг
https://yangx.top/MGIMOConsulting
DornChannelLight…
Международная повестка
Россия в глобальной политике
https://yangx.top/ru_global
Клуб «Валдай»
https://yangx.top/valdaiclub
Евразийские стратегии МГИМО Консалтинг
https://yangx.top/MGIMOConsulting
DornChannelLight…
@RossiyaNeEvropa простите, что не ответил сразу. Те идеи, которые я высказал о литвинизме, как раз были о поиске разумной политики памяти, которая может снять многие блоки в политике реальной.
Относительно разорванного народа на русских, украинцев, беларусов вот что скажу. Я был сторонником общерусской концепции лет десять. С 1998 года, когда мне было 18 лет, и я побывал в Киеве и Почаеве, где-то до 2008 года, когда были первые «хохлосрачи» в ЖЖ. Я знаю, как устроено это мировоззрение и понимаю его логику изнутри. Время, когда эта концепция была частью политической и культурной реальности началось при Екатерине II и закончилось в 1917 году. Сейчас по этому вопросу Восточная Европа снова пришла в исходное состояние XVI-XVII веков с московитами, литвинами и черкасами. У трех народов много общего, но здесь и сейчас снова превратить их в единой целое – это мечта. И, на мой взгляд, «мечта» в плохом смысле этого слова. Потому что у России других проблем хватает (лучше обустраивать убитое Нечерноземье), и Россия вполне состоятельное государство в нынешних границах. Равным образом неприемлемы для меня идеи, что где-то в Киеве есть альтернатива для всего постсоветского пространства. Это так же вредно. Лучше быть иностранцами, а чтобы не поубивать друг друга, нужны разумно выстроенные мосты не только по части экономики. Спорить дальше на эту тему я не вижу смысла.
https://yangx.top/RossiyaNeEvropa/400
Относительно разорванного народа на русских, украинцев, беларусов вот что скажу. Я был сторонником общерусской концепции лет десять. С 1998 года, когда мне было 18 лет, и я побывал в Киеве и Почаеве, где-то до 2008 года, когда были первые «хохлосрачи» в ЖЖ. Я знаю, как устроено это мировоззрение и понимаю его логику изнутри. Время, когда эта концепция была частью политической и культурной реальности началось при Екатерине II и закончилось в 1917 году. Сейчас по этому вопросу Восточная Европа снова пришла в исходное состояние XVI-XVII веков с московитами, литвинами и черкасами. У трех народов много общего, но здесь и сейчас снова превратить их в единой целое – это мечта. И, на мой взгляд, «мечта» в плохом смысле этого слова. Потому что у России других проблем хватает (лучше обустраивать убитое Нечерноземье), и Россия вполне состоятельное государство в нынешних границах. Равным образом неприемлемы для меня идеи, что где-то в Киеве есть альтернатива для всего постсоветского пространства. Это так же вредно. Лучше быть иностранцами, а чтобы не поубивать друг друга, нужны разумно выстроенные мосты не только по части экономики. Спорить дальше на эту тему я не вижу смысла.
https://yangx.top/RossiyaNeEvropa/400
Telegram
Россия не Европа
О русофобии «литвинов»
Сегодня много говорится о «литвинизации» Беларуси. Царь Казанский пишет (https://yangx.top/tsarofkazan/187) на эту тему: «Почему в Беларуси есть литвинизм комплиментарный Польше, а литвинизма комплиментарного России никто ещё не придумал?…
Сегодня много говорится о «литвинизации» Беларуси. Царь Казанский пишет (https://yangx.top/tsarofkazan/187) на эту тему: «Почему в Беларуси есть литвинизм комплиментарный Польше, а литвинизма комплиментарного России никто ещё не придумал?…
Редко обращаю внимание на комментарии, что пишут под моими публикациями. Полемика с незнакомыми, да еще и анонимными людьми обычно – пустая трата времени. Но под статьей о чувашском православии комментатор поднял интересную тему, упрекнув меня, что я не отношу к чувашскому народу главу Пекинской духовной миссии архимандрита Иакинфа (Бичурина) и протоиерея Петропавловского и Благовещенского соборов в Казани отца Виктора Вишневского. Деятельность Вишневского, к слову, была в центре моей дипломной работы на истфаке. Поэтому я чуть-чуть в теме.
Действительно, у Бичурина и Вишневского были деды-чуваши, жившие в XVIII веке и служившие на причетнических должностях дьячков и пономарей. Такие кадры обычно выходили из объединенной Новокрещенской школы, которую образовал за Кабаном епископ Лука (Конашевич). Но жившие по многу лет в отрыве от соплеменников, выпускники этой школы становились частью русского духовного сословия, женились на русских священнических и пономарских дочерях. Впрочем, если они служили в чувашских приходах, то их дети все равно играли с чувашскими сверстниками и свободно говорили по-чувашски.
Имеют ли основания чуваши считать таких деятелей своими? Определённо имеют. Ровно по той же логике марийцы считают марийцем финно-угроведа Ивана Николаевича Смирнова, выросшего среди черемис в черемисском приходе села Арино. (Удмурты бы в этом случае «напряглись», памятуя роль Смирнова в Мултанском деле, но ведь и у самих марийцев существует целый ряд предрассудков, относительно их восточных соседей).
Однако и Вишневский о чувашах, и Смирнов о черемисах писали в третьем лице. Они были частью русского духовного сословия и русской академической среды. В равной степени, их можно считать русскими людьми чувашского и марийского происхождения. При всей пользе, которую они принесли чувашам и марийцам, их понимание себя самих в окружающем мире разительно отличается от того, что было у чувашской и марийской интеллигенции второй половины XIX – начала ХХ века. Там уже было однозначное – «мы».
У этой истории много параллелей в Восточной Европе. Из этой же оперы сложная диалектика мадьярского и словацкого элемента, польского и русинского/украинского, полоноязычных литвинов и белорусов с литовцами. Не только славянин Александр Петрович имел возможность стать мадьярским радикалом Шандором Пётфи, но и наоборот, шляхтич Иван Луцевич становился крестьянским поэтом Янкой Купалой.
Действительно, у Бичурина и Вишневского были деды-чуваши, жившие в XVIII веке и служившие на причетнических должностях дьячков и пономарей. Такие кадры обычно выходили из объединенной Новокрещенской школы, которую образовал за Кабаном епископ Лука (Конашевич). Но жившие по многу лет в отрыве от соплеменников, выпускники этой школы становились частью русского духовного сословия, женились на русских священнических и пономарских дочерях. Впрочем, если они служили в чувашских приходах, то их дети все равно играли с чувашскими сверстниками и свободно говорили по-чувашски.
Имеют ли основания чуваши считать таких деятелей своими? Определённо имеют. Ровно по той же логике марийцы считают марийцем финно-угроведа Ивана Николаевича Смирнова, выросшего среди черемис в черемисском приходе села Арино. (Удмурты бы в этом случае «напряглись», памятуя роль Смирнова в Мултанском деле, но ведь и у самих марийцев существует целый ряд предрассудков, относительно их восточных соседей).
Однако и Вишневский о чувашах, и Смирнов о черемисах писали в третьем лице. Они были частью русского духовного сословия и русской академической среды. В равной степени, их можно считать русскими людьми чувашского и марийского происхождения. При всей пользе, которую они принесли чувашам и марийцам, их понимание себя самих в окружающем мире разительно отличается от того, что было у чувашской и марийской интеллигенции второй половины XIX – начала ХХ века. Там уже было однозначное – «мы».
У этой истории много параллелей в Восточной Европе. Из этой же оперы сложная диалектика мадьярского и словацкого элемента, польского и русинского/украинского, полоноязычных литвинов и белорусов с литовцами. Не только славянин Александр Петрович имел возможность стать мадьярским радикалом Шандором Пётфи, но и наоборот, шляхтич Иван Луцевич становился крестьянским поэтом Янкой Купалой.
RFE/RL
Чувашская церковная история: сериал с сюрпризами и открытым финалом
Почему об этом нужно говорить именно сейчас
@vasilievodessa хорошо, давай продолжим этот разговор о единстве и размежевании русских, украинцев и белорусов.
1. Осознание особости русских от двух других народов вполне логично связано с вспоминанием красивого термина «великоросс». Но уже тот факт, что термин «великороссы» впервые был употреблён в XVII веке в Киеве уроженцем Галиции Памвой Берындой, говорит о том, что это размежевание – размежевание без рвов с крокодилами. Никто не думает отрицать общую историю, а какие эпизоды в этой общей истории критиковать и считать зловредными – это дело вкуса, партийной принадлежности и т.д. Самый простой пример того, что там есть чего покритиковать: присоединили Киев, но вместе с этим устроили Раскол своей церкви и народной жизни. И никуда от этого уже не деться.
2. Физически существовал примордиальный массив романо-кельто-германцев, объединенных Римской церковью, латинским языком, Франкской империей. До сих пор европейцев в Азии и Африке называют франками! Фридрих Великий был франкофоном! Северная Италия и Германия были составными частями Священной Римской Империи! Так что единство континентальной Европы это не просто интеллектуальный конструкт. А еще есть единство испанского мира и еще более фундаментальное единство арабского мира. Ну, ты понял.
3. Если обратиться конкретнее к Рюриковичам и их раннесредневековой державе. Если бы одна из ветвей Рюриковичей не создала своё государство на Верхней Волге (в отличных от Днепра климатических, географических и этнических условиях), мало бы кто вспоминал династию Рюриковичей в XXI веке. В самих по себе этих балтийских объединителях Восточной Европы нет ничего оригинального. Просто варягам с эпохой больше повезло, чем готам и литвинам. Но без Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, без Ростовской, Владимирской и Московской Руси они бы где-то там и затерялись.
4. Недавно писал об этом, когда обсуждал альтернативные варианты русско-татарских отношений. Отчего-то все говорят о модернизации как об орудии унификаторов. Но ведь та, же самая модернизация даёт свои инструменты и тем, кто не хочет унифицироваться. Где гарантия, что не будь 1917 года, удалось бы действительно построить стабильную общерусскую нацию от Камчатки до Карпат? Отчего Малороссии со временем не превратиться в Паданию, Шотландию или Каталонию и без большевиков?
5. Ты гораздо лучше меня разбираешься в археологии, но почему-то приводишь бытовое единство Гомеля, Николаева и Самары, как аргумент в пользу единства политического. Ваша партия делает ошибку общую для всех людей с убеждениями. «Берём сферического простого человека в вакууме, отсекаем его от вредной политической элиты с ложными ценностями, и бинго – он счастлив с нами». Но ведь так не бывает. Отсечение ложных ценностей и ложных (по вашему мнению) элит формирует конфликт, куда втягиваются именно «простые люди» как одна из сторон. Бытовое единство не гарантирует политического.
6. Тезис, что «никакой неавторитарной власти без Мариуполя в России не построить» развивать не советую политически. Извини, но это кем-то обязательно будет воспринято как утверждение превосходства выходцев с Украины над «страной Моксель». У тебя еще на «Однако» была отличная довоенная статья про то, что Россия может состояться как мировая держава и без Украины. Вот такой Васильев нам нужен.
https://yangx.top/vasilievodessa/1179
1. Осознание особости русских от двух других народов вполне логично связано с вспоминанием красивого термина «великоросс». Но уже тот факт, что термин «великороссы» впервые был употреблён в XVII веке в Киеве уроженцем Галиции Памвой Берындой, говорит о том, что это размежевание – размежевание без рвов с крокодилами. Никто не думает отрицать общую историю, а какие эпизоды в этой общей истории критиковать и считать зловредными – это дело вкуса, партийной принадлежности и т.д. Самый простой пример того, что там есть чего покритиковать: присоединили Киев, но вместе с этим устроили Раскол своей церкви и народной жизни. И никуда от этого уже не деться.
2. Физически существовал примордиальный массив романо-кельто-германцев, объединенных Римской церковью, латинским языком, Франкской империей. До сих пор европейцев в Азии и Африке называют франками! Фридрих Великий был франкофоном! Северная Италия и Германия были составными частями Священной Римской Империи! Так что единство континентальной Европы это не просто интеллектуальный конструкт. А еще есть единство испанского мира и еще более фундаментальное единство арабского мира. Ну, ты понял.
3. Если обратиться конкретнее к Рюриковичам и их раннесредневековой державе. Если бы одна из ветвей Рюриковичей не создала своё государство на Верхней Волге (в отличных от Днепра климатических, географических и этнических условиях), мало бы кто вспоминал династию Рюриковичей в XXI веке. В самих по себе этих балтийских объединителях Восточной Европы нет ничего оригинального. Просто варягам с эпохой больше повезло, чем готам и литвинам. Но без Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, без Ростовской, Владимирской и Московской Руси они бы где-то там и затерялись.
4. Недавно писал об этом, когда обсуждал альтернативные варианты русско-татарских отношений. Отчего-то все говорят о модернизации как об орудии унификаторов. Но ведь та, же самая модернизация даёт свои инструменты и тем, кто не хочет унифицироваться. Где гарантия, что не будь 1917 года, удалось бы действительно построить стабильную общерусскую нацию от Камчатки до Карпат? Отчего Малороссии со временем не превратиться в Паданию, Шотландию или Каталонию и без большевиков?
5. Ты гораздо лучше меня разбираешься в археологии, но почему-то приводишь бытовое единство Гомеля, Николаева и Самары, как аргумент в пользу единства политического. Ваша партия делает ошибку общую для всех людей с убеждениями. «Берём сферического простого человека в вакууме, отсекаем его от вредной политической элиты с ложными ценностями, и бинго – он счастлив с нами». Но ведь так не бывает. Отсечение ложных ценностей и ложных (по вашему мнению) элит формирует конфликт, куда втягиваются именно «простые люди» как одна из сторон. Бытовое единство не гарантирует политического.
6. Тезис, что «никакой неавторитарной власти без Мариуполя в России не построить» развивать не советую политически. Извини, но это кем-то обязательно будет воспринято как утверждение превосходства выходцев с Украины над «страной Моксель». У тебя еще на «Однако» была отличная довоенная статья про то, что Россия может состояться как мировая держава и без Украины. Вот такой Васильев нам нужен.
https://yangx.top/vasilievodessa/1179
Telegram
Васильев Одесский
Не могу пройти мимо дискуссии между @tsarofkazan и @RossiyaNeEvropa
Начну вот с этой фразы:
«Время, когда эта концепция (триединого русского народа) была частью политической и культурной реальности началось при Екатерине II и закончилось в 1917 году».…
Начну вот с этой фразы:
«Время, когда эта концепция (триединого русского народа) была частью политической и культурной реальности началось при Екатерине II и закончилось в 1917 году».…
@dzermant да, мне близка ваша интерпретация процессов. Если искать пример территории, где сейчас реализована политика большевиков по «собиранию земель» Российской Империи во время Гражданской войны – это Чеченская республика. В СССР 20-х годов тоже были национальные военные части, в союзных и автономных республиках шли процессы коренизации, были и довольно независимые местные элиты. Но всё это у тех наций, которые ранее дали понять, что стремятся к независимости.
https://yangx.top/dzermant/855
https://yangx.top/dzermant/855
Telegram
Дзермант
Поддержку дискуссию. Действительно, концепция триединого русского народа реально работала до 1917 года, когда существовал единый политический субъект – Российская империя, пытавшаяся эту концепцию воплотить в жизнь, т.е. сформировать в империи этнокультурное…
@radicalrus отмирание деревенских представлений о чужаках, в городе и под влиянием современных медиа, происходит вне всякого сомнения. Но абсолютная стерильная унификация, которой грезят сейчас националисты – это конечно из разряда построения коммунизма в отдельно взятой стране. Я не беру случаи, когда есть разница в религии. Татары живут в одинаковых девятиэтажках с русскими и закредитованы в тех же банках, но остаются собой благодаря исламу. Но даже если представить, что ассимилируют всех коми, удмуртов и эрзя, воспоминание о том, что такие народы когда-то существовали, будет всплывать при каждом конфликте с центром или с соседями. Причем у самых унифицированных и русскоязычных. По всей Европе цветут такие регионализмы ассимилированных в прошлом народов. Гипотетическое РНГ – никакое не исключение. Так что, чем городить очередное строительство коммунизма, не проще ли работать с данной реальностью и как-то её направлять в созидательное русло.
https://yangx.top/radicalrus/460
https://yangx.top/radicalrus/460
Telegram
Русский Радикал
@tzarofkazan ну, о чем можно говорить с человеком, на полном серьезе утверждающим вот такое:
«Никаких собственно этнических, «бытовых» различий между жителями Гомеля, Николаева и Самары попросту не существует (до 17 года они были). А значит существует вполне…
«Никаких собственно этнических, «бытовых» различий между жителями Гомеля, Николаева и Самары попросту не существует (до 17 года они были). А значит существует вполне…
@russian_desert да, про казаков-то я как-то не подумал. Не сгори это общество в Гражданской войне, любая центральная власть потратила бы колоссальные ресурсы на «реконструкцию Юга». А предпосылки национального строительства там были.
Впрочем, что там казаки? «Триединство» нарушалось уже и наличием четвертой карпатской ветви, которая при всем почтении к Шевченко, не больно-то стремилась в малороссы. Закарпатский фюрер Фенцик вряд ли бы себя признал периферией русского Киева. Осип Мончаловский прямо говорил, что русские галичане – это самые национально сознательные русские, в большей степени чем с приставкой «мало-» и «велико-». Если представить себе общерусский проект, состоявшийся по итогам 1-й Мировой, то столицей радикального русского национализма был бы Львов. Галичане бы ездили ходить с факелами и совершать политические убийства не в Киев и Варшаву, а в Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород. А партия «Русская Свобода» такую борьбу за чистоту русского литературного языка устраивала, что выпали бы в осадок и вооруженные до зубов казаки.
https://yangx.top/russian_desert/429
Впрочем, что там казаки? «Триединство» нарушалось уже и наличием четвертой карпатской ветви, которая при всем почтении к Шевченко, не больно-то стремилась в малороссы. Закарпатский фюрер Фенцик вряд ли бы себя признал периферией русского Киева. Осип Мончаловский прямо говорил, что русские галичане – это самые национально сознательные русские, в большей степени чем с приставкой «мало-» и «велико-». Если представить себе общерусский проект, состоявшийся по итогам 1-й Мировой, то столицей радикального русского национализма был бы Львов. Галичане бы ездили ходить с факелами и совершать политические убийства не в Киев и Варшаву, а в Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород. А партия «Русская Свобода» такую борьбу за чистоту русского литературного языка устраивала, что выпали бы в осадок и вооруженные до зубов казаки.
https://yangx.top/russian_desert/429
Telegram
Русская Пустыня
@tsarofkazan В дискуссии о том, в каком направлении двигалось нациестроительство в поздней Империи – к ассимиляции «трёх русских племён» в единой нации или к «каталонизации» малороссов и белорусов – есть одно умалчиваемое лицо: казачество Юга России.
Казакоманские…
Казакоманские…
@dzermant уход дискуссии в прошлое неизбежен по той причине, что повлиять на настоящее никто из её участников не в состоянии. Как оно будет развиваться дальше – тоже непредсказуемо. Можно конечно комментировать отношения трёх стран многозначительными формулировками типа «межгосударственные отношения входят в зону турбулентности», как это делают большие политические каналы. Но цена всем этим инсайдам, прогнозам и комментариям тоже хорошо известна.
Лично я, в качестве локального историка, сделал нечто для интеграционных процессов. Экскурсионный маршрут по местам Казани, связанным с Беларусью и выходцами оттуда, есть. Начинался этот маршрут по фану, а потом фактов стало так много, что «горшочек не вари». Память о великом казанском мэре-харьковчанине Дьяченко тоже поддерживаем по мере сил. Как будем устанавливать памятник ему лет через …дцать – можно смело звать президентов России и Украины.
Это конечно не всё что есть у нас. Можно поехать по следам полоцкой и смоленской шляхты, которая строила крепости на юго-востоке Татарстана. Без малороссов никуда в церковной истории, не зря Лука (Конашевич) один из главных злодеев у татар, а у марийцев и удмуртов Вениамин (Пуцек-Григорович) – один из основоположников письменности. Харлампович (уроженец Брестчины) в Казани писал «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь». И, повторюсь, это всё в Среднем Поволжье, где основная историческая и государственная проблематика совсем не про «триединый народ» и восточное славянство.
https://yangx.top/dzermant/859
Лично я, в качестве локального историка, сделал нечто для интеграционных процессов. Экскурсионный маршрут по местам Казани, связанным с Беларусью и выходцами оттуда, есть. Начинался этот маршрут по фану, а потом фактов стало так много, что «горшочек не вари». Память о великом казанском мэре-харьковчанине Дьяченко тоже поддерживаем по мере сил. Как будем устанавливать памятник ему лет через …дцать – можно смело звать президентов России и Украины.
Это конечно не всё что есть у нас. Можно поехать по следам полоцкой и смоленской шляхты, которая строила крепости на юго-востоке Татарстана. Без малороссов никуда в церковной истории, не зря Лука (Конашевич) один из главных злодеев у татар, а у марийцев и удмуртов Вениамин (Пуцек-Григорович) – один из основоположников письменности. Харлампович (уроженец Брестчины) в Казани писал «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь». И, повторюсь, это всё в Среднем Поволжье, где основная историческая и государственная проблематика совсем не про «триединый народ» и восточное славянство.
https://yangx.top/dzermant/859
Всё-таки я слишком диффузионист, чтобы быть идейным автохтонистом. Культура – это штучный товар, который возникает в определенных центрах и передаётся от общества к обществу, а не то, что лежит повсюду «в земле». Лотман красиво писал о том, как андалусская поэзия повиляла на провансальскую, а та пришла в Италию и через Возрождение стала достоянием всей Европы. Или еще мне нравится, как в фильме «Дьявол носит Prada» героиня Мерил Стрип доходчиво объясняла, что дешевые удобные шмотки на Энн Хэтэуэй – это воспроизведение старых идей больших модельеров.
Но и без этих красивостей принцип работает. Аршин, которым в XVIII веке Ганс лупил Ивана, достался предкам Ганса во время кровавых Саксонских войн, а оказался на Рейне благодаря Галльским войнам Цезаря. И если в дальнейшем татарский Ибрай не хотел получать затрещины от русского Ивана, то он смиренно терпел педагогические побои от бухарского Мухаммада. Сейас приняты менее тактильные методы воздействия, но суть всё та же. Вообще, принадлежа в одной из религий Откровения невозможно не быть хоть чуточку диффузионистом. Потому что люди не сами вспомнили кто их настоящий Творец, а Авраам услышал Голос и покинул Харран.
Автохнонизм в русской политике хорош как тактика. Потому что после позорного провала «всемирно отзывчивого» коммунизма сама собой напрашивается некая идеология разумного эгоизма. На фоне разрыва между мировыми устремлениями путнизима и внутренними проблемами России, потребность в такой идеологии ощущается ещё сильнее. Но впихнуть в эту тактику понимание всей истории России – это резать по живому.
@radicalrus @tyrasbaibak @zalesje @russian_desert это я вас начитался. Оформлять во что-то более стройное времени нет. Чисто NB на полях.
Но и без этих красивостей принцип работает. Аршин, которым в XVIII веке Ганс лупил Ивана, достался предкам Ганса во время кровавых Саксонских войн, а оказался на Рейне благодаря Галльским войнам Цезаря. И если в дальнейшем татарский Ибрай не хотел получать затрещины от русского Ивана, то он смиренно терпел педагогические побои от бухарского Мухаммада. Сейас приняты менее тактильные методы воздействия, но суть всё та же. Вообще, принадлежа в одной из религий Откровения невозможно не быть хоть чуточку диффузионистом. Потому что люди не сами вспомнили кто их настоящий Творец, а Авраам услышал Голос и покинул Харран.
Автохнонизм в русской политике хорош как тактика. Потому что после позорного провала «всемирно отзывчивого» коммунизма сама собой напрашивается некая идеология разумного эгоизма. На фоне разрыва между мировыми устремлениями путнизима и внутренними проблемами России, потребность в такой идеологии ощущается ещё сильнее. Но впихнуть в эту тактику понимание всей истории России – это резать по живому.
@radicalrus @tyrasbaibak @zalesje @russian_desert это я вас начитался. Оформлять во что-то более стройное времени нет. Чисто NB на полях.
Телеграмные профессиональные русские наперебой припоминают Михаилу Ефремову по-обывательски сформулированную фразу о нерусском происхождении (хотя таким предком как у него гордился бы всякий). Но они напрочь «забыли» его достаточно неполиткорректное выступление по Буданову. Хотя казалось бы – это их герой. Это очень многое говорит о профрусской среде.
А строчка «посредине проспекта сохнут красные плиты» заиграла новыми смыслами.
А строчка «посредине проспекта сохнут красные плиты» заиграла новыми смыслами.
Дожили до того дня, когда истинно-русский журналист поволжских инородцев почти что в англичане записал. В старую элиту так сказать. Это он ещё про покровительство Ильминского молодому Ульянову не знает, и про свойство чувашского просветителя Ивана Яковлева с наркомом индел Чичериным.
Кстати, если искать совсем далеко, то Михаил Ефремов не только чуваше-мордвин, но ещё и чуваше-мордвино-бурят. Женой Ивана Яковлева была Екатерина Алексеевна Бобровникова, дочь монголоведа Бобровникова. Её дед по отцу был священник Иркутской епархии, а бабушка из крещеных бурят. После безвременной кончины автора "Многоло-калмыцкой граматики" Екатерину с братом взяли на воспитание Ильминские, у которых не было своих детей. Разумеется встретиться все эти бурятские и чувашские линии могли только в Казани, где учились церковные кадры со всего востока России.
https://yangx.top/kashinguru/35439
Кстати, если искать совсем далеко, то Михаил Ефремов не только чуваше-мордвин, но ещё и чуваше-мордвино-бурят. Женой Ивана Яковлева была Екатерина Алексеевна Бобровникова, дочь монголоведа Бобровникова. Её дед по отцу был священник Иркутской епархии, а бабушка из крещеных бурят. После безвременной кончины автора "Многоло-калмыцкой граматики" Екатерину с братом взяли на воспитание Ильминские, у которых не было своих детей. Разумеется встретиться все эти бурятские и чувашские линии могли только в Казани, где учились церковные кадры со всего востока России.
https://yangx.top/kashinguru/35439
Telegram
КАШИН
Ну и минутка Утиного движения. Вот прапрадед Ефремова:
Вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная…
Вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная…
Пока интерес к американским событиям не утих, я бы на месте авторов «Царьграда» или «Русской народной линии» сформулировал максиму: «Кто не хочет приносить всенародное покаяние в цареубийстве, будет каяться в убийстве Джорджа Флойда». Такого благоприятного времени, чтобы вывести идею всенародного покаяния в мейнстрим до сих пор не было. Да и наглядного образца, как выглядит всенародное покаяние, тоже на нашей памяти не было. Пришло откуда не ждали. Назначьте меня спичрайтером к Сергию (Романову).