Длящийся уже 8 лет экономический кризис усилил инфантилизацию и чувство беспомощности у российской молодёжи. Это показывает работа социолога Владимира Скуденкова из Института социальных наук Иркутского госуниверситета.
Опрос молодёжи Иркутской области (1,2 тыс. респондентов) в 2014-19 годах показал:
- Всё больше молодых людей надеются на поддержку семьи при обучении и последующей жизни. Если в 2014 году таких молодых людей было 43%, то в 2019 их уже 72%.
- Большая часть молодежи и даже их родители предполагают, что они не будут работать по той специальности, по которой получают образование (44%). Образование необходимо «для галочки», а не для реальных навыков, которые пригодятся на рабочем месте. Растущая безработица порождает также потребность в минимальных гарантиях, которыми всё ещё выступает образование.
- Молодые люди всё чаще чувствуют «свою ущербность» и «ограниченность» (в 2014 году – 23 и 29% соответственно, а в 2019 году – 34 и 42%). Это может стать основой общественных беспорядков и социальной нестабильности.
- Потеря работы приводит к тому, что молодые люди идут повторно учиться.
- Молодые люди чаще стали возвращаться в родительскую семью после обучения. В 2014 году таких было 18%, в 2019 году – уже 33%. Также увеличилось количество тех, кто расстался со своим партнёром и вернулся к родителям (в 2014 году – 8%, в 2019 году – 16%).
- В то же время социальное несогласие на уровне коллективных эмоций достаточно сегментировано: обусловлено территорией и социально-экономическим положением участников общественного недовольства. Коллективная общественная реакция едина в том, что она негативно проявлена, но разрознена в определении реальных действий, последующих за общей неудовлетворённостью ситуацией.
(«Адаптационные стратегии различных групп населения к негативным социально-экономическим условиям»: материалы V междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 23-27 марта 2020 г., ВолНЦ РАН, 2020)
Опрос молодёжи Иркутской области (1,2 тыс. респондентов) в 2014-19 годах показал:
- Всё больше молодых людей надеются на поддержку семьи при обучении и последующей жизни. Если в 2014 году таких молодых людей было 43%, то в 2019 их уже 72%.
- Большая часть молодежи и даже их родители предполагают, что они не будут работать по той специальности, по которой получают образование (44%). Образование необходимо «для галочки», а не для реальных навыков, которые пригодятся на рабочем месте. Растущая безработица порождает также потребность в минимальных гарантиях, которыми всё ещё выступает образование.
- Молодые люди всё чаще чувствуют «свою ущербность» и «ограниченность» (в 2014 году – 23 и 29% соответственно, а в 2019 году – 34 и 42%). Это может стать основой общественных беспорядков и социальной нестабильности.
- Потеря работы приводит к тому, что молодые люди идут повторно учиться.
- Молодые люди чаще стали возвращаться в родительскую семью после обучения. В 2014 году таких было 18%, в 2019 году – уже 33%. Также увеличилось количество тех, кто расстался со своим партнёром и вернулся к родителям (в 2014 году – 8%, в 2019 году – 16%).
- В то же время социальное несогласие на уровне коллективных эмоций достаточно сегментировано: обусловлено территорией и социально-экономическим положением участников общественного недовольства. Коллективная общественная реакция едина в том, что она негативно проявлена, но разрознена в определении реальных действий, последующих за общей неудовлетворённостью ситуацией.
(«Адаптационные стратегии различных групп населения к негативным социально-экономическим условиям»: материалы V междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 23-27 марта 2020 г., ВолНЦ РАН, 2020)
Опрос воронежцев Институтом общественного мнения «Квалитас» в 2020 году про «потусторонний мир».
Большинство населения (52%) сегодня не верит в загробную жизнь. Ещё 9% воронежцев затруднились ответить на этот вопрос. Признают возможность загробной жизни 39%. Среди людей с высшим образованием - 35%.
А общались с людьми с того света 27% воронежцев.
Большинство населения (52%) сегодня не верит в загробную жизнь. Ещё 9% воронежцев затруднились ответить на этот вопрос. Признают возможность загробной жизни 39%. Среди людей с высшим образованием - 35%.
А общались с людьми с того света 27% воронежцев.
Хорошее интервью с вице-президентом Союза московских архитекторов, профессором Международной академии архитектуры в Москве Николаем Лызловым в т.ч. о московском градостроительстве, о «работе без людей» и всеобщей недолговечности вещей.
«Раньше было понятно - завод ЗИЛ или какой-нибудь «Серп и Молот», куда каждый день по гудку ходит большое количество людей. Сейчас такого нет. Я был два года назад на заводе «Тиги Кнауф» под Бухарой - вне города, огромный железный ящик, а рядом домик и стоянка на десять машин, больше не нужно, потому что в этом домике сидят десять человек. Ты приходишь на завод - там два чувака в касках и жилетах ходят и что-то настраивают, и все это со страшной силой работает, прет продукция. Или завод кирпича в Германии - рабочих нет. Мы спрашиваем: «А где рабочие?» Нам показывают - под потолком в стеклянном аквариуме сидит человек перед мониторами - это рабочий.
Всё, чем мы пользуемся сейчас, с одной стороны, гораздо более функциональное, но очень быстро теряет свою ценность — смартфон никогда не станет антиквариатом. И все, что производит сейчас промышленность, такое технологичное, но очень недолговечное, в нем изначально заложено то, что через год или два оно сломается, и ты купишь себе новое.
А что такое строительство? Это тоже производство предметов потребления. И наш строительный комплекс сейчас настолько раскочегарен, что он не может остановиться. Поэтому, я думаю, реновация в Москве не закончится никогда, теперь это постоянная история — когда сломают последний хрущевский дом, надо будет ломать уже дом, построенный сегодня по программе реновации, он просто сам рассыплется.
Сейчас недалеко на углу у Тверской достраивается прекрасный дом Сергея Чобана — он снаружи такой монументальный, изображает что-то каменное, очень капитальное, но если посмотреть, пока не всё собрали — там такие тонкие каменные слэбы, которые висят на металлических изделиях, на тонкой оцинкованной жести. А между этой жестью и бетоном, к которому она приколочена, мягкая вата — утеплитель. Всё это, на мой взгляд, выглядит совершенно недолговечно. В результате температурных перепадов и расширений рано или поздно эти гвоздики выскочат, и все эти штуки отвалятся.
Вот наш дом, в котором находится наше бюро, где мы с вами сейчас сидим — ему 15 лет, и он уже начал разрушаться. И в принципе всё массовое промышленное строительство — оно вот такое. Почти все, что мы сейчас строим, будет разваливаться перманентно, и его будет легче сломать и построить новое. Причем есть страны, которые так уже живут. Вот в Дубае, там стояла архитектура, довольно страшная, через пару лет я приехал — на тех же местах стоят совершенно другие дома.
Иначе стройкомплекс не выживет! Он же уже так разогнался, что он должен ломать и строить, ломать и строить, ломать и строить — это его единственный способ выживания и получения прибылей.
Почти всё, что сегодня строится, это такая имитация долговечного, постоянного, а на самом деле — картон. Раньше капитальным было всё — люди делали себе для дома кастрюлю, или лопату, или топор. У этих вещей не было срока износа, они служили нескольким поколениям. Но в какой-то момент перешли к фабричному промышленному производству, работающему безостановочно и заинтересованному в том, чтобы не было ничего долговечного, чтобы люди постоянно покупали себе новое — это касается всего, и одежды, и бытовой электроники, и мебели. С прогрессом из жизни человека уходит сделанное руками, живое искусство.
А сейчас вся эта история догнала строительство. Те же самые железобетонные хрущевские дома — они тоже менее износостойкие, чем дохрущевские кирпичные дома или весь XIX век, но они во всяком случае крепче, чем то, что строится сейчас».
«Раньше было понятно - завод ЗИЛ или какой-нибудь «Серп и Молот», куда каждый день по гудку ходит большое количество людей. Сейчас такого нет. Я был два года назад на заводе «Тиги Кнауф» под Бухарой - вне города, огромный железный ящик, а рядом домик и стоянка на десять машин, больше не нужно, потому что в этом домике сидят десять человек. Ты приходишь на завод - там два чувака в касках и жилетах ходят и что-то настраивают, и все это со страшной силой работает, прет продукция. Или завод кирпича в Германии - рабочих нет. Мы спрашиваем: «А где рабочие?» Нам показывают - под потолком в стеклянном аквариуме сидит человек перед мониторами - это рабочий.
Всё, чем мы пользуемся сейчас, с одной стороны, гораздо более функциональное, но очень быстро теряет свою ценность — смартфон никогда не станет антиквариатом. И все, что производит сейчас промышленность, такое технологичное, но очень недолговечное, в нем изначально заложено то, что через год или два оно сломается, и ты купишь себе новое.
А что такое строительство? Это тоже производство предметов потребления. И наш строительный комплекс сейчас настолько раскочегарен, что он не может остановиться. Поэтому, я думаю, реновация в Москве не закончится никогда, теперь это постоянная история — когда сломают последний хрущевский дом, надо будет ломать уже дом, построенный сегодня по программе реновации, он просто сам рассыплется.
Сейчас недалеко на углу у Тверской достраивается прекрасный дом Сергея Чобана — он снаружи такой монументальный, изображает что-то каменное, очень капитальное, но если посмотреть, пока не всё собрали — там такие тонкие каменные слэбы, которые висят на металлических изделиях, на тонкой оцинкованной жести. А между этой жестью и бетоном, к которому она приколочена, мягкая вата — утеплитель. Всё это, на мой взгляд, выглядит совершенно недолговечно. В результате температурных перепадов и расширений рано или поздно эти гвоздики выскочат, и все эти штуки отвалятся.
Вот наш дом, в котором находится наше бюро, где мы с вами сейчас сидим — ему 15 лет, и он уже начал разрушаться. И в принципе всё массовое промышленное строительство — оно вот такое. Почти все, что мы сейчас строим, будет разваливаться перманентно, и его будет легче сломать и построить новое. Причем есть страны, которые так уже живут. Вот в Дубае, там стояла архитектура, довольно страшная, через пару лет я приехал — на тех же местах стоят совершенно другие дома.
Иначе стройкомплекс не выживет! Он же уже так разогнался, что он должен ломать и строить, ломать и строить, ломать и строить — это его единственный способ выживания и получения прибылей.
Почти всё, что сегодня строится, это такая имитация долговечного, постоянного, а на самом деле — картон. Раньше капитальным было всё — люди делали себе для дома кастрюлю, или лопату, или топор. У этих вещей не было срока износа, они служили нескольким поколениям. Но в какой-то момент перешли к фабричному промышленному производству, работающему безостановочно и заинтересованному в том, чтобы не было ничего долговечного, чтобы люди постоянно покупали себе новое — это касается всего, и одежды, и бытовой электроники, и мебели. С прогрессом из жизни человека уходит сделанное руками, живое искусство.
А сейчас вся эта история догнала строительство. Те же самые железобетонные хрущевские дома — они тоже менее износостойкие, чем дохрущевские кирпичные дома или весь XIX век, но они во всяком случае крепче, чем то, что строится сейчас».
Москвич Mag
«Почти все, что строится — имитация долговечного, а на деле — картон»: архитектор Николай Лызлов
В июле в Москве прошел очередной Урбанистический форум, где, помимо прочего, были обнародованы результаты международного исследования консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), согласно которому Москва признана «одним из лидеров в Европе по сохранению…
Forwarded from Proeconomics
Бывший помощник министра финансов США Шейла Бэйр объясняет основные принципы функционирования предстоящих «цифровых долларов» от ФРС. Самые важные её мысли:
«ФРС сможет быстро и дёшево доставить цифровые доллары домашним хозяйствам во время кризиса.
Выплаты будут ограничены домашними хозяйствами, и косвенные выгоды получат предприятия, а далее они обеспечат нуждающимся семьям доход для оплаты аренды, покупки продуктов питания и других основных товаров и услуг. Используя распределенный реестр, ФРС может узнать личность получателя цифровых долларов и отслеживать их, чтобы убедиться, что они достигли предполагаемых получателей, обеспечивая строгий контроль против мошенничества.
Важно отметить, что ФРС больше не будет пытаться стимулировать экономику за счёт снижения процентных ставок. Когда люди теряют работу и доходы, им не нужно больше долгов, им нужны деньги, чтобы жить на них. Предоставление денежной помощи могло бы помочь нашей экономике отказаться от использования долга (бюджета) для поддержания роста и, надеюсь, привести к возможной нормализации процентных ставок, положив конец экономическим искажениям, вызванным столькими годами сверхнизких процентных ставок».
Проще говоря, ФРС и Минфин постепенно придут к тому, чтобы давать деньги не банкам, в надежде, что те простимулируют экономику. Шейла Бэйр говорит в своей заметке, что в итоге эти деньги идут на фондовый рынок и к сверхбогатым, а не попадают в потребительскую экономику и к предприятиям. Деньги надо давать людям, и те сами простимулируют экономику.
Если такое произойдёт, это, действительно, будет похоже на New Deal №2.
«ФРС сможет быстро и дёшево доставить цифровые доллары домашним хозяйствам во время кризиса.
Выплаты будут ограничены домашними хозяйствами, и косвенные выгоды получат предприятия, а далее они обеспечат нуждающимся семьям доход для оплаты аренды, покупки продуктов питания и других основных товаров и услуг. Используя распределенный реестр, ФРС может узнать личность получателя цифровых долларов и отслеживать их, чтобы убедиться, что они достигли предполагаемых получателей, обеспечивая строгий контроль против мошенничества.
Важно отметить, что ФРС больше не будет пытаться стимулировать экономику за счёт снижения процентных ставок. Когда люди теряют работу и доходы, им не нужно больше долгов, им нужны деньги, чтобы жить на них. Предоставление денежной помощи могло бы помочь нашей экономике отказаться от использования долга (бюджета) для поддержания роста и, надеюсь, привести к возможной нормализации процентных ставок, положив конец экономическим искажениям, вызванным столькими годами сверхнизких процентных ставок».
Проще говоря, ФРС и Минфин постепенно придут к тому, чтобы давать деньги не банкам, в надежде, что те простимулируют экономику. Шейла Бэйр говорит в своей заметке, что в итоге эти деньги идут на фондовый рынок и к сверхбогатым, а не попадают в потребительскую экономику и к предприятиям. Деньги надо давать людям, и те сами простимулируют экономику.
Если такое произойдёт, это, действительно, будет похоже на New Deal №2.
Yahoo Finance
A Fed-issued digital dollar could print money — for the people
More and more informed observers are asking why, after 13+ years of the Federal Reserve’s increasingly aggressive monetary interventions, the benefits remain so skewed toward Wall Street over Main Street. A digital dollar could level the playing field.
Почему номенклатура до сих пор ненавидит Хрущёва.
Из таблицы хорошо видно, насколько сильно при Хрущёве было сокращено количество чиновников в СССР, разросшееся в позднесталинское время.
В абсолютных цифрах их сократили примерно на 0,5 млн. человек, в относительных цифрах (к общему числу трудящихся) – более, чем в 2 раза (с 5% на пике позднего сталинизма до 2,2% при Хрущёве).
А в целом поздний сталинизм конца 1940-х – начала 1950-х – это пик бюрократизации в стране. Вероятно, сейчас мы достигли по этому показателю поздний сталинизм (что роднит обе эпохи в состоянии стазиса).
(таблицы – из работы историка Бориса Миронова в «Новейшей истории России», №4, 2020)
Из таблицы хорошо видно, насколько сильно при Хрущёве было сокращено количество чиновников в СССР, разросшееся в позднесталинское время.
В абсолютных цифрах их сократили примерно на 0,5 млн. человек, в относительных цифрах (к общему числу трудящихся) – более, чем в 2 раза (с 5% на пике позднего сталинизма до 2,2% при Хрущёве).
А в целом поздний сталинизм конца 1940-х – начала 1950-х – это пик бюрократизации в стране. Вероятно, сейчас мы достигли по этому показателю поздний сталинизм (что роднит обе эпохи в состоянии стазиса).
(таблицы – из работы историка Бориса Миронова в «Новейшей истории России», №4, 2020)
В жизнь вступает нездоровое поколение молодёжи. Это показывает исследование педиатров Вологды.
Проект «Изучение условий формирования здорового поколения» ведётся в ФГБУН ВолНЦ РАН с 1995 года. По состоянию на 2019 год в нём принимали участие 3 когорты детей: 2001, 2004 и 2014 годов рождения. Наблюдение за здоровьем детей ведётся с момента рождения до достижения возраста 18 лет. Для когорты 2001 года рождения 2019 год был последним этапом наблюдения. Некоторые данные этого мониторинга 18-летних.
- Среди новорождённых полностью здоровыми педиатрами были признаны 35% детей, тогда как к моменту 17-летия в этой категории остались только 15%.
- Если при рождении к первой группе по здоровью были отнесены 33% девочек, то в возрасте одного года ни одна из них не была признана полностью здоровой. К семнадцати годам только три девушки (из исследуемой группы) были здоровы и не имели хронических заболеваний.
- Лишь в первый год жизни преобладали субъективные позитивные оценки: 51% родителей считали здоровье своих детей хорошим. К трёхлетнему возрасту среди родителей уже преобладало мнение, что здоровье их детей можно назвать лишь «удовлетворительным» (64%). Аналогичная ситуация наблюдалась и в последующие годы исследования
- В целом за время проведения мониторингового наблюдения здоровье детей когорты ухудшилось. Каждый этап взросления сопровождался появлением новых заболеваний, а не прогрессированием ранее диагностированных.
(«Адаптационные стратегии различных групп населения к негативным социально-экономическим условиям»: материалы V междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 23-27 марта 2020 г., ВолНЦ РАН, 2020)
Проект «Изучение условий формирования здорового поколения» ведётся в ФГБУН ВолНЦ РАН с 1995 года. По состоянию на 2019 год в нём принимали участие 3 когорты детей: 2001, 2004 и 2014 годов рождения. Наблюдение за здоровьем детей ведётся с момента рождения до достижения возраста 18 лет. Для когорты 2001 года рождения 2019 год был последним этапом наблюдения. Некоторые данные этого мониторинга 18-летних.
- Среди новорождённых полностью здоровыми педиатрами были признаны 35% детей, тогда как к моменту 17-летия в этой категории остались только 15%.
- Если при рождении к первой группе по здоровью были отнесены 33% девочек, то в возрасте одного года ни одна из них не была признана полностью здоровой. К семнадцати годам только три девушки (из исследуемой группы) были здоровы и не имели хронических заболеваний.
- Лишь в первый год жизни преобладали субъективные позитивные оценки: 51% родителей считали здоровье своих детей хорошим. К трёхлетнему возрасту среди родителей уже преобладало мнение, что здоровье их детей можно назвать лишь «удовлетворительным» (64%). Аналогичная ситуация наблюдалась и в последующие годы исследования
- В целом за время проведения мониторингового наблюдения здоровье детей когорты ухудшилось. Каждый этап взросления сопровождался появлением новых заболеваний, а не прогрессированием ранее диагностированных.
(«Адаптационные стратегии различных групп населения к негативным социально-экономическим условиям»: материалы V междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 23-27 марта 2020 г., ВолНЦ РАН, 2020)
5 августа 2021 года канал "Все о блокчейн, мозге, цифровой экономике" празднует пятилетие. Когда мы рекомендовали читать его в предыдущий раз, одной темой в канале было меньше. В прошлом году повестка расширилась и к новостям цифровых технологий добавился еще один пункт - про мозг. Создатели канала настолько увлеклись новой темой, что провели собственную сессию в рамках ПМЭФ 2021 "Таблетка от всего: подключаем мозг к компьютеру".
Тема очень перспективная и увлекательная. Самые развитые экономики мира инвестируют в развитие Brain Computer Interface - технологии подключенного мозга к электронным устройствам. В США, Китае, Японии, где приняты национальные программы по развитию мозга, уже есть прорывные проекты. Пришло время, когда и России надо уделить этому большое внимание.
К сессии проявил большой интерес Facebook https://yangx.top/blockchainRF/4127
А также основатель проекта Neuralink и партнёр Илона Маска - Макс Ходак https://yangx.top/blockchainRF/4119
Проявите интерес и вы: подписывайтесь на канал и следите за новостями из мира цифровой экономики и мозга.
Тема очень перспективная и увлекательная. Самые развитые экономики мира инвестируют в развитие Brain Computer Interface - технологии подключенного мозга к электронным устройствам. В США, Китае, Японии, где приняты национальные программы по развитию мозга, уже есть прорывные проекты. Пришло время, когда и России надо уделить этому большое внимание.
К сессии проявил большой интерес Facebook https://yangx.top/blockchainRF/4127
А также основатель проекта Neuralink и партнёр Илона Маска - Макс Ходак https://yangx.top/blockchainRF/4119
Проявите интерес и вы: подписывайтесь на канал и следите за новостями из мира цифровой экономики и мозга.
Telegram
Все о блокчейн/мозге/space/WEB 3.0 в России и мире
Области интересов канала: блокчейн, мозг(BCI), space tech, цифровая экономика, WEB 3.0 в России и мире.
Основатель @AniAslanyan
English channel https://yangx.top/alwebbci
Регистрация в перечне РКН https://knd.gov.ru/license?id=67374142772bb113f528001c®is
Основатель @AniAslanyan
English channel https://yangx.top/alwebbci
Регистрация в перечне РКН https://knd.gov.ru/license?id=67374142772bb113f528001c®is
Согласно опросу «Фонда Эдельмана», с утверждением о том, что капитализм в современном виде приносит больше вреда, чем пользы согласны 56% опрошенных в 28 крупнейших странах (в Индии - 76%, Франции - 69%, Китае - 63%, в Германии и России - 55%). При этом испытывают беспокойство по поводу возможной потери своей работы в будущем в силу тех или иных причин 83% от общего количества занятых (Барометр доверия, 2020).
Уверен, что за год, к лету 2021 года, эти цифры выросли ещё. Наверняка в России число пессимистов в отношении капитализма перевалило за 60% (во Франции, может быть, уже и ближе к 80%, судя по тому, как там бурлит улица). И по всему миру так же.
Чем на это могут ответить правящие верхи мира? Ну ведь не станут они сдаваться – «Идите, пролы с площадей и кухонь, на наши места; а мы пойдём на ваши»? Везде видим ужесточение санитарных деспотий как ответ на радикализацию общественного мнения. В интересах правящих кругов держать ограничения и год, и два, и сколько возможно вообще. Заодно пугать климатическими ужасами и подводить к мысли (и готовиться к практике), что даже если однажды закончится санитарная деспотия, то на её место придёт деспотия климатическая («дома сидеть надо!»).
Больше ответов не видно пока. Самым действенным ответом на то, чтобы притушить такие общественные настроения, было бы уменьшение социального неравенства, т.е. хотя бы частичное раскулачивание верхнего 0,1%. Но если говорить о нашей России, то эта тема – табу. Да и в более гуманитарных странах хоть и зашевелились (например, установили минимальный корпоративный налог в 15%), но очень вяло.
Уверен, что за год, к лету 2021 года, эти цифры выросли ещё. Наверняка в России число пессимистов в отношении капитализма перевалило за 60% (во Франции, может быть, уже и ближе к 80%, судя по тому, как там бурлит улица). И по всему миру так же.
Чем на это могут ответить правящие верхи мира? Ну ведь не станут они сдаваться – «Идите, пролы с площадей и кухонь, на наши места; а мы пойдём на ваши»? Везде видим ужесточение санитарных деспотий как ответ на радикализацию общественного мнения. В интересах правящих кругов держать ограничения и год, и два, и сколько возможно вообще. Заодно пугать климатическими ужасами и подводить к мысли (и готовиться к практике), что даже если однажды закончится санитарная деспотия, то на её место придёт деспотия климатическая («дома сидеть надо!»).
Больше ответов не видно пока. Самым действенным ответом на то, чтобы притушить такие общественные настроения, было бы уменьшение социального неравенства, т.е. хотя бы частичное раскулачивание верхнего 0,1%. Но если говорить о нашей России, то эта тема – табу. Да и в более гуманитарных странах хоть и зашевелились (например, установили минимальный корпоративный налог в 15%), но очень вяло.
Всё логично.
«Из числа народов, чьё представительство в КПСС при позднем СССР было выше доли в населении страны, лидерство было у евреев (относительная доля коммунистов была в 2,2 раза выше относительной доли евреев в населении). Самое низкое представительство в КПСС было у народов республик Средней Азии: киргизов (ниже в 2,1 раза), узбеков (ниже в 2,3 раза), туркмен (ниже 2,4 раза) и таджиков (ниже в 3,2 раза)».
(«Формирование, развитие и трансформация национальных элит в СССР и Российской Федерации» - «Вестник Удмуртского университета», №2, 2019)
«Из числа народов, чьё представительство в КПСС при позднем СССР было выше доли в населении страны, лидерство было у евреев (относительная доля коммунистов была в 2,2 раза выше относительной доли евреев в населении). Самое низкое представительство в КПСС было у народов республик Средней Азии: киргизов (ниже в 2,1 раза), узбеков (ниже в 2,3 раза), туркмен (ниже 2,4 раза) и таджиков (ниже в 3,2 раза)».
(«Формирование, развитие и трансформация национальных элит в СССР и Российской Федерации» - «Вестник Удмуртского университета», №2, 2019)
Бассейн Дуная. Красиво как почти совпадает с территорией бывшей Австро-Венгерской империей. Но видно, что Богемия (западная часть Чехии) не входит в этот речной бассейн, а скорее принадлежит уже прусскому миру (а чешская Моравия – входит). И видно, что А-В потенциально должна была расширяться на восток, к Чёрному морю.
Украинские Галиция, Закарпатье и Буковина – тоже в этом дунайском мире. До сих пор не пойму, что они делают в составе чуждой им исторически и географически Украины. Почему в 1991-м не ушли на Запад? Году в 2003-м были бы уже в составе ЕС.
Украинские Галиция, Закарпатье и Буковина – тоже в этом дунайском мире. До сих пор не пойму, что они делают в составе чуждой им исторически и географически Украины. Почему в 1991-м не ушли на Запад? Году в 2003-м были бы уже в составе ЕС.
Forwarded from Красная Евразия (Rustem Vakhitov)
Уважаемый Марк Шишкин (https://yangx.top/tsarofkazan) совершенно справедливо уличает Холмогорова в невежестве относительно этнокультурной ситуации в Поволжье. Действительно, более или менее массовая ассимиляция среди русских татар и башкир, не говоря уже о марийцах , мордве и т.д. началась вовсе не в имперские времена, как считает Холмогоров, а в советскую эпоху. Целые кварталы в городах и целые уезды, полные деревень, где никто не понимает по-русски – это данность дореволюционного Поволжья и нечто немыслимое после советской культурной революции. В 20-е и даже 30-е Ленина и Сталина переводили на татарский не просто так, а потому что рядовые татары по-русски его бы не поняли (интересный момент, в книгах на яналифе слова «Ленин», «колхоз» писались «ЛИнин», «кАлхУз», то есть по нормам тюркской фонетики). Марк верно называет одно из важных условий такой ассимиляции - исчезновение в СССР религиозных перегородок между русскими и «этническими мусульманами» (из-за этого стали возможны, например, смешанные браки).
Но есть и еще один фактор, на который я обратил бы особое внимание. Советская ассимиляция была «естественной», стихийной, а не насильственной. Она никогда не была направлена на сознательное уничтожение всех иных народов, кроме русского, в отличие от того проекта, который отстаивает Холмогоров. Он ведь открыто заявляет, что участь наших народов в их гипотетической «России для русских» – стать этническим навозом для роста великорусской нации (Холмогоров пишет: «задача русских ... на внутриэтническом фронте» - ликвидировать нацреспублики и довершить ассимиляцию поволжских народов»). В советские времена государство, напротив, поддерживало культуры народов Поволжья (как и других народов СССР), заботилось о развитии их языков, литератур и т.д. И если ассимиляция и шла, то не благодаря ассимиляционным программам государства (каковых, повторю, не существовало), а в силу урбанизации и естественного господства в городах русского языка. Но при этом татары, башкиры и другие, кто на уровне индивидуального сознания выбрал лично для себя путь обрусения (а такие были и есть) не чувствовали себя предателями своих народов, потому что понимали, что от их личного выбора их народ не пострадает, он под надежной защитой советской многонациональной политики, которую так ненавидит Холмогоров. И в этом отличие от ситуации до революции, когда обрусение было тяжелейшей психологической травмой и даже трагедией – соплеменники таких проклинали, а русские даже после их крещения и перехода на русский язык все равно считали их чудаковатыми инородцами. Установка на насильственную ассимиляцию как на благо для «варваров-инородцев» приводила лишь к росту русофобии в среде зарождавшихся национальных интеллигенций. Почитайте хоть дореволюционные повести и пьесы Гаяза Исхаки.
Если б я был русским националистом, я б сказал, что лучший способ добиться хотя бы частичной ассимиляции (а полная и невозможна!)– это отказ от политики насильственной ассимиляции и поддержка тех, кто твердо решил остаться в лоне свой этнической культуры (наряду с поддержкой тех, кто выбрал для себя «русскую идентичность»). Проще говоря, нужно любить другие народы как свой собственный и их представители либо потянутся к вам, либо если и останутся в рамках своей культуры, будут хотя бы симпатизантами русских.
Впрочем, это бы тогда был бы и не национализм, наверное. С такими «националистами» мы, представители нерусского населения, могли бы выстраивать какие-то отношения. А вот прямолинейная и агрессивная логика холомогоровых места для подобной диалектики не оставляет. Холмогоровы хотят уничтожения народов Поволжья, в ответ они, естественно, получат лишь озлобление и рост русофобского национализма в Поволжье. Холмогоровские националисты сами все делают, чтоб никогда не добиться своей цели (и это хорошо, Россия должна оставаться цветуще-сложной этнической мозаикой, а не закатанным в бетон пространством), при этом они разжигают межнациональную рознь (и это плохо, ибо опасно для всех).
Но есть и еще один фактор, на который я обратил бы особое внимание. Советская ассимиляция была «естественной», стихийной, а не насильственной. Она никогда не была направлена на сознательное уничтожение всех иных народов, кроме русского, в отличие от того проекта, который отстаивает Холмогоров. Он ведь открыто заявляет, что участь наших народов в их гипотетической «России для русских» – стать этническим навозом для роста великорусской нации (Холмогоров пишет: «задача русских ... на внутриэтническом фронте» - ликвидировать нацреспублики и довершить ассимиляцию поволжских народов»). В советские времена государство, напротив, поддерживало культуры народов Поволжья (как и других народов СССР), заботилось о развитии их языков, литератур и т.д. И если ассимиляция и шла, то не благодаря ассимиляционным программам государства (каковых, повторю, не существовало), а в силу урбанизации и естественного господства в городах русского языка. Но при этом татары, башкиры и другие, кто на уровне индивидуального сознания выбрал лично для себя путь обрусения (а такие были и есть) не чувствовали себя предателями своих народов, потому что понимали, что от их личного выбора их народ не пострадает, он под надежной защитой советской многонациональной политики, которую так ненавидит Холмогоров. И в этом отличие от ситуации до революции, когда обрусение было тяжелейшей психологической травмой и даже трагедией – соплеменники таких проклинали, а русские даже после их крещения и перехода на русский язык все равно считали их чудаковатыми инородцами. Установка на насильственную ассимиляцию как на благо для «варваров-инородцев» приводила лишь к росту русофобии в среде зарождавшихся национальных интеллигенций. Почитайте хоть дореволюционные повести и пьесы Гаяза Исхаки.
Если б я был русским националистом, я б сказал, что лучший способ добиться хотя бы частичной ассимиляции (а полная и невозможна!)– это отказ от политики насильственной ассимиляции и поддержка тех, кто твердо решил остаться в лоне свой этнической культуры (наряду с поддержкой тех, кто выбрал для себя «русскую идентичность»). Проще говоря, нужно любить другие народы как свой собственный и их представители либо потянутся к вам, либо если и останутся в рамках своей культуры, будут хотя бы симпатизантами русских.
Впрочем, это бы тогда был бы и не национализм, наверное. С такими «националистами» мы, представители нерусского населения, могли бы выстраивать какие-то отношения. А вот прямолинейная и агрессивная логика холомогоровых места для подобной диалектики не оставляет. Холмогоровы хотят уничтожения народов Поволжья, в ответ они, естественно, получат лишь озлобление и рост русофобского национализма в Поволжье. Холмогоровские националисты сами все делают, чтоб никогда не добиться своей цели (и это хорошо, Россия должна оставаться цветуще-сложной этнической мозаикой, а не закатанным в бетон пространством), при этом они разжигают межнациональную рознь (и это плохо, ибо опасно для всех).
Telegram
ЦАРЬ КАЗАНСКИЙ
Публицистический журнал Марка Шишкина. Этнополитика, история, краеведение
Советско-американский социолог Владимир Шляпентох (писал о нём, после Питирима Сорокина это второй российский социолог в истории, добившийся международного признания; Шляпентох после эмиграции из СССР дорос и до советника министра обороны США), изучая российское государство после краха Советского Союза, приходит к выводу, что слабость центральной власти в нём компенсируется личными связями и договоренностями в тени государства вассальных кланов (олигархи, федеральные семейства и кланы, силовые структуры и т.д.), контролирующих значимые ресурсы, будь то власть, собственность, информация и т.д.
Подобная социальная система, по мнению Шляпентоха, изоморфна средневековому европейскому феодализму, который на концептуальном уровне глубже и системней отражает социальные закономерности российского общества, чем тоталитаризм, авторитаризм, или разнообразные демократии. Тогда же, в начале 2010-х, Шляпентох дал прогноз, что Россия никогда не свалится в тоталитаризм как из-за слабости самого государства (живущего без stato), так и из-за «текучести» неофеодализма в верхушке.
Ещё Шляпентоха в России не любят упоминать потому, что он ещё в СССР социологическими замерами показал, что больших противоречий для наступления Перестройки не было. Это был абсолютно верхушечный проект. Более того, никаких предпосылок для либерализма не было. Если и был запрос у части общества – так это на обновлённый социализм (т.е. скорее аналог советского НЭПа, чем Чили Пиночета). В одном из интервью он говорил:
«(Замеры 1970-х показали, что) интеллигенция, несмотря на свою оппозиционность, всё равно поддерживала идеи социализма, но - с человеческим лицом (от Солженицына, который воспринимался как эсер, до Евтушенко и Стругацких).
Тогда же мы выяснили и то, что большая часть населения страны конформистски настроена и готова поддержать основные принципы советской идеологии. Более того, не было никакого критического отношения граждан к идеологии власти и позже, накануне перестройки. И утверждать, что перестройка возникла в результате недовольства населения своим материальным положением, отсутствием оппозиции или доступа к другим средствам информации - было бы преувеличением. Перестройка была лишь результатом действий Горбачёва и его коллег».
Подобная социальная система, по мнению Шляпентоха, изоморфна средневековому европейскому феодализму, который на концептуальном уровне глубже и системней отражает социальные закономерности российского общества, чем тоталитаризм, авторитаризм, или разнообразные демократии. Тогда же, в начале 2010-х, Шляпентох дал прогноз, что Россия никогда не свалится в тоталитаризм как из-за слабости самого государства (живущего без stato), так и из-за «текучести» неофеодализма в верхушке.
Ещё Шляпентоха в России не любят упоминать потому, что он ещё в СССР социологическими замерами показал, что больших противоречий для наступления Перестройки не было. Это был абсолютно верхушечный проект. Более того, никаких предпосылок для либерализма не было. Если и был запрос у части общества – так это на обновлённый социализм (т.е. скорее аналог советского НЭПа, чем Чили Пиночета). В одном из интервью он говорил:
«(Замеры 1970-х показали, что) интеллигенция, несмотря на свою оппозиционность, всё равно поддерживала идеи социализма, но - с человеческим лицом (от Солженицына, который воспринимался как эсер, до Евтушенко и Стругацких).
Тогда же мы выяснили и то, что большая часть населения страны конформистски настроена и готова поддержать основные принципы советской идеологии. Более того, не было никакого критического отношения граждан к идеологии власти и позже, накануне перестройки. И утверждать, что перестройка возникла в результате недовольства населения своим материальным положением, отсутствием оппозиции или доступа к другим средствам информации - было бы преувеличением. Перестройка была лишь результатом действий Горбачёва и его коллег».
Несколько метких высказываний социолога Владимира Шляпентоха:
«Новый антиамериканизм» нынешней российской элиты - это проявление зависти неэффективных людей, которые вынуждены править слаборазвитой страной, не умея ничего в ней изменить к лучшему».
«Причины любого загадочного поведения в СССР скрыты либо в сексе, либо в КГБ».
«Самыми смелыми в советским полуподполье оказались молодые русские женщины, а самыми трусливыми - пожилые мужчины-евреи».
«Московские либералы в их вспыхнувшей ненависти к социальному равенству, в своей прыти отмежеваться от марксизма, выглядят на Западе троглодитами».
«Примерно треть советской интеллигенции была сексотами КГБ».
«Приписывание другим негативных мотивов поведения для собственного самовозвеличивания или, что было ещё чаще, для оправдания собственных низких поступков, было всегда распространено среди либеральной интеллигенции».
«Чувство собственного достоинства почти полностью исчезло в России после 1991 года. Господство абсолютного цинизма привело к тому, что почти полностью отпала необходимость поддерживать хоть какой-то уровень собственной моральной самооценки».
«Новый антиамериканизм» нынешней российской элиты - это проявление зависти неэффективных людей, которые вынуждены править слаборазвитой страной, не умея ничего в ней изменить к лучшему».
«Причины любого загадочного поведения в СССР скрыты либо в сексе, либо в КГБ».
«Самыми смелыми в советским полуподполье оказались молодые русские женщины, а самыми трусливыми - пожилые мужчины-евреи».
«Московские либералы в их вспыхнувшей ненависти к социальному равенству, в своей прыти отмежеваться от марксизма, выглядят на Западе троглодитами».
«Примерно треть советской интеллигенции была сексотами КГБ».
«Приписывание другим негативных мотивов поведения для собственного самовозвеличивания или, что было ещё чаще, для оправдания собственных низких поступков, было всегда распространено среди либеральной интеллигенции».
«Чувство собственного достоинства почти полностью исчезло в России после 1991 года. Господство абсолютного цинизма привело к тому, что почти полностью отпала необходимость поддерживать хоть какой-то уровень собственной моральной самооценки».
Из номера «Известий» за 22 июня 1941 года. Понятно, что номер сдавался накануне, сообщений о войне нет.
Зато есть интересная заметка, как прокуратура в Москве годами «искала» расхитителей и мошенников. Это вам не «троцкисты и польские шпионы», которых хватали без промедлений. Очень похоже на нынешнее время.
Ну и отдельно доставляет, что ростокинский райпищеторг в Москве был наводнён грузинами, которых и «разыскивали». А если они «укрывались на Кавказе», то московская прокуратура отказывалась их искать.
Зато есть интересная заметка, как прокуратура в Москве годами «искала» расхитителей и мошенников. Это вам не «троцкисты и польские шпионы», которых хватали без промедлений. Очень похоже на нынешнее время.
Ну и отдельно доставляет, что ростокинский райпищеторг в Москве был наводнён грузинами, которых и «разыскивали». А если они «укрывались на Кавказе», то московская прокуратура отказывалась их искать.
Насколько же сильно отличается семейно-гендерная самореализация у российской молодёжи (16-30 лет) и взрослого населения.
Материалы Европейского социального исследования 2018 года позволяют оценить эту разницу:
- Отказ от рождения детей. Его одобряют 19% девушек и 22% юношей. Среди взрослого населения России – только 8%.
- Сожительство вне брака. Его одобряют 42% девушек и 40% юношей. Среди взрослого населения России- 18-24%.
- Рождение детей вне брака. Его одобряют 31% девушек и 27% юношей. Среди взрослого населения России – 27-18%.
«Трансформация отношений семьи и брака, вероятно, больше связана с глобальным кризисом патриархальности, а не с традиционно приписываемыми молодым людям легкомыслием и безответственностью. Другими словами, оценки молодых людей в большей степени отражают объективную реальность и тенденции современного общества (в т.ч. характерные тенденции индивидуализации», - резюмируют социологи.
(«Адаптационные стратегии различных групп населения к негативным социально-экономическим условиям»: материалы V междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 23-27 марта 2020 г., ВолНЦ РАН, 2020)
Материалы Европейского социального исследования 2018 года позволяют оценить эту разницу:
- Отказ от рождения детей. Его одобряют 19% девушек и 22% юношей. Среди взрослого населения России – только 8%.
- Сожительство вне брака. Его одобряют 42% девушек и 40% юношей. Среди взрослого населения России- 18-24%.
- Рождение детей вне брака. Его одобряют 31% девушек и 27% юношей. Среди взрослого населения России – 27-18%.
«Трансформация отношений семьи и брака, вероятно, больше связана с глобальным кризисом патриархальности, а не с традиционно приписываемыми молодым людям легкомыслием и безответственностью. Другими словами, оценки молодых людей в большей степени отражают объективную реальность и тенденции современного общества (в т.ч. характерные тенденции индивидуализации», - резюмируют социологи.
(«Адаптационные стратегии различных групп населения к негативным социально-экономическим условиям»: материалы V междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 23-27 марта 2020 г., ВолНЦ РАН, 2020)
Результаты опроса, проведённого на Украине Социологической группой «Рейтинг» 23-25 июля 2021 года, показали, что 55% не согласились с недавним заявлением Путина, что «русские и украинцы - один народ, который относится к одному исторического и духовного пространства», 41% - с этим согласны. На Востоке, а также среди прихожан УПЦ МП с последним мнением согласны более 60%. Среди жителей Западного региона, наоборот, более 70% не согласны с этим.
Эти цифры вновь заставляют вернуться к недавней статье Путина о взаимоотношении России и Украины. Понятно, что эта статья будет стратегическим руководством к действию Кремля в ближайшие годы.
Путин там говорит, что есть множество факторов (язык, культура, вера, история и т.д.), которые делают «русских и украинцев неотъемлемыми частями большой русской нации». Можно было бы признать эту фразу публицистической, но вышеприведённый соцопрос подтверждает это и цифрами.
В этом опросе есть ещё одно важное явление: это абсолютная несхожесть востока и запада Украины. У первых согласие с этим тезисом – почти у 2/3, у западных украинцев – менее 1/3. Фактически это разделённая народность. Редко где в Европе встретишь такое расхождение по важным вопросам у двух частей населения одной территории. На ум приходит только Северная Ирландия, где есть похожая крайняя разделённость (между ирландцами-католиками и английскими и шотландскими протестантами), и где десятилетия шла фактически вялотекущая гражданская война.
Потому полемическое обращение Путина к гражданам Украины правильнее было бы обращать к её левобережной части. На Западной Украине уже состоялось формирование украинской нации (во многом – ещё при Австро-Венгрии и затем при Польше и Румынии). И исторически они, конечно, имеют мало общего с русскими, до середины ХХ века находясь вне русского влияния.
Отсюда возникает другая проблема Украины: как совместить две несовместимые части страны? Тридцать лет нациестроительства лишь в очень слабой мере смогли запустить этот процесс. Между тем, три десятилетия – это огромный срок, за это время многие нации Европы, типа словаков или эстонцев, формировались с нуля в устойчивую общность.
Эти цифры вновь заставляют вернуться к недавней статье Путина о взаимоотношении России и Украины. Понятно, что эта статья будет стратегическим руководством к действию Кремля в ближайшие годы.
Путин там говорит, что есть множество факторов (язык, культура, вера, история и т.д.), которые делают «русских и украинцев неотъемлемыми частями большой русской нации». Можно было бы признать эту фразу публицистической, но вышеприведённый соцопрос подтверждает это и цифрами.
В этом опросе есть ещё одно важное явление: это абсолютная несхожесть востока и запада Украины. У первых согласие с этим тезисом – почти у 2/3, у западных украинцев – менее 1/3. Фактически это разделённая народность. Редко где в Европе встретишь такое расхождение по важным вопросам у двух частей населения одной территории. На ум приходит только Северная Ирландия, где есть похожая крайняя разделённость (между ирландцами-католиками и английскими и шотландскими протестантами), и где десятилетия шла фактически вялотекущая гражданская война.
Потому полемическое обращение Путина к гражданам Украины правильнее было бы обращать к её левобережной части. На Западной Украине уже состоялось формирование украинской нации (во многом – ещё при Австро-Венгрии и затем при Польше и Румынии). И исторически они, конечно, имеют мало общего с русскими, до середины ХХ века находясь вне русского влияния.
Отсюда возникает другая проблема Украины: как совместить две несовместимые части страны? Тридцать лет нациестроительства лишь в очень слабой мере смогли запустить этот процесс. Между тем, три десятилетия – это огромный срок, за это время многие нации Европы, типа словаков или эстонцев, формировались с нуля в устойчивую общность.
За 2020 год человечество научилось "удаленке": оставаясь дома теперь можно работать, обедать в ресторане, заниматься шоппингом, учиться в институте и даже голосовать на выборах. Но есть еще сферы в которых архаика удерживает свои позиции. Например, как и прежде, для покупки рецептурных лекарств надо тащиться в аптеку. В разгар пандемии люди, в том числе пожилые, в том числе плохо себя чувствующие, стояли с заветными квиточками в очередях - неудивительно, что именно аптеки специалисты называют очагами распространения инфекций.
Сейчас человек может в интернете набрать громадных кредитов, а купить элементарный антибиотик - нет. При этом все возможности для введения системы электронных рецептов (как во многих странах мира) уже есть. Движение лекарств отслеживается на всем пути от производителя к потребителю, верификация документов в сети отработана. Не хватает только волевого решения о том, чтобы абсурдная ситуация разрешилась.
https://www.kp.ru/daily/28309/4450706/
Сейчас человек может в интернете набрать громадных кредитов, а купить элементарный антибиотик - нет. При этом все возможности для введения системы электронных рецептов (как во многих странах мира) уже есть. Движение лекарств отслеживается на всем пути от производителя к потребителю, верификация документов в сети отработана. Не хватает только волевого решения о том, чтобы абсурдная ситуация разрешилась.
https://www.kp.ru/daily/28309/4450706/
Комсомольская правда
С доставкой на дом: власти запускают онлайн-продажу рецептурных лекарств
Следующая задача – тиражировать возможность выписки электронных рецептов на всю страну
Заведующий Центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов:
«Если будут продлены различные ограничения на выездной туризм, лет на 5-10, то вполне может вырасти поколение, которое не будет знать, что такое отдых за рубежом».
«Если будут продлены различные ограничения на выездной туризм, лет на 5-10, то вполне может вырасти поколение, которое не будет знать, что такое отдых за рубежом».