Хакасия | выборы
371 subscribers
2.83K photos
234 videos
24 files
2.9K links
Изен ползын Илбек Хакасстан!
加入频道
С 1 декабря проезд в абаканских муниципальных автобусах подорожает на 3 рубля. За билет горожане будут платить 21 рубль. Отмечается, что все льготы сохранятся. В администрации говорят, что владельцы автобусов просили поднять цену выше. Что до стоимости проезда в троллейбусах, то она пока остаётся неизменной и составляет 19 рублей за поездку.
Так дружненько стояли. Чебодаева уже нет, зря он тискал флаг. Вместо него и.о. пресловутый Петров. Едросы прописывают неплохие лещи Коновалову.
45-ЫЙ из Хакасии, из п. Аскиз. А живой едросовский пропагандон Дворников пишет, что это все, мол, "восторг русского духа". Ну, вот - было 23 года моряку.
https://www.mk-hakasia.ru/incident/2022/11/23/specoperaciya-unesla-zhizn-23letnego-urozhenca-askiz.html
Какой-то новый коноваловский листок?
Студенты из Африки учатся в ХГУ
Абакан - город контрастов. Где-то там похоронен Булакин.
Но мясо не подешевеет Пока это не носит опасный массовый характер, однако уже вызывает тревогу главы Большесейского сельсовета Таштыпского района Хакасии.

Как пояснила Т.В. Сазанакова, сельчане называют две причины – недостаток кормов и дороговизну сена. А также то, что с 1 января 2023 года закон запрещает забой скота, предназначенного на продажу, в домашних условиях. Ближайший же специализированный цех находится в Аскизском районе. Доставка скота туда съест изрядную долю дохода и просто неудобна.

В районе же считают, что продовольственная безопасность превыше всего

В администрации района прошло совещание с участием первого заместителя министра сельского хозяйства Хакасии А.А. Башкова, заместителя министра сельского хозяйства Хакасии Г.О. Керимовой, главы Таштыпского района Н.В. Чебодаева, специалистов администрации района, а также глав сельсоветов, КФХ, представителей ООО «Нива», таштыпской ветстанции.

Были озвучены важные проблемы и вопросы, которые касались исполнения закона в части маркировки и учета животных, который по-прежнему многими владельцами нарушается. В связи с этим возникают проблемы при учете поголовья скота в районе, сложности с выявлением хозяина, если животное пропало или стало участником ДТП.

Владельцам напомнили об ответственности за содержание животных. Это касается и КРС, и собак. За отсутствие у скота бирки или другого способа мечения можно получить штраф, как и за его безнадзорный выпас.

К слову, со следующего года при проведении ветобработок ветстанция начнет проводить обязательное чипирование сельхозживотных.

Одним из ключевых вопросов стало вступление в силу закона о правилах убоя сельхозживотных. С 1 января 2023 года забивать крупный рогатый скот на продажу можно будет только в убойном цехе, а с 1 марта под это правило попадают и домашняя птица, и кролики.

Ближайший цех находится в Аскизе. Возить на убой к соседям для фермеров и владельцев ЛПХ выходит затратным. Поэтому району нужен свой цех. Говоря об его строительстве, глава района подчеркнул, что этот вопрос сейчас нужно решить оперативно.

Земельный участок под цех на стадии оформления, есть предприниматель, который готов его построить.Также Г.О. Керимова подробно осветила и такие вопросы, как профилактика инфекционных заболеваний животных. Напомнила о необходимости проведения регулярных ветпрививок.

Особенно это касается хозяев личных подсобных хозяйств, которые не являются подотчётными лицами и вольны проводить или не проводить ветобработки. Тут важна работа глав сельсоветов, беседы с владельцами скота, сообщает tashtyp3.ru.
Forwarded from #Шалимовправ
Как я стал героем романа «Град Обреченный» Аркадия и Бориса Стругацких

Русская жизнь максимально литературоцентрична. У текущей ситуации, конечно, есть аналоги в текстах, написанных ранее. Кто-то сейчас сразу вспомнит «День опричника» и «Сахарный Кремль» Владимира Сорокина (а возможно его же «Метель», или заглянет в будущее через «Теллурию»). Тема с классическими антиутопиями («1984» Оруэлла) слишком заезжена и банальна. Зато есть параллели и с серией книг о Гарри Поттере Джоан Ролинг, которую на днях хотели запретить инициативные фанатики из движения «Сорок сороков», и с «Властелином колец» Толкина, которого в качестве примера привел депутат ГосДумы РФ Алексей Нечаев, защищая россиян от таких запретов.

Но для меня нынешнее бытие в России 2022 года максимально экзистенциально резонирует с книгами братьев Стругацких (Нечаев в своем посте их упомянул, но, я думаю, что мы трактуем их сегодня, исходя из разных пониманий).

Причем, романтический лирический герой, сидящий внутри головы, вечный внутренний подросток всё время тянет ассоциировать себя с такими идеальными Антоном из «Трудно быть богом» или Максимом из «Обитаемого острова», но, если тебе 38 лет, то начинаешь осознавать, что находишься где-то посередине между менее пригламуренными Андреем Ворониным и Иосифом Кацманом в «Граде обреченном». И дело тут не в тебе, а в хронотопе, который детерминирует твою действительность, делает твою жизнь, твои поступки похожими на поведение этих литературных героев.

Главные схожести России и Града обреченного:

1. Нахождение в «Эксперименте», который мгновенно погрузил тех, кто остался в России в метамодернистское безвременье без будущего и с непредсказуемым прошлым.

2. Страна без границ, как у Города Стругацких.

3. Идеологический калейдоскоп крутится со скоростью карусели в парке развлечений. Повторяемость мотивов, иногда самих новостей, зеркальность тем, система персонажей-двойников связана с тем, что их просто засосало внутрь этого безумного круговорота.

4. Карьерные лифты сошли с ума, логики с смене ролей и профессий уже не видно, это приобрело рандомный характер: мы давно живем в мире, где губернаторами становятся охранники, полпредами начальники цехов, но теперь зеки могут стать солдатами, а ранее судимый глава ЧВК рассматривается чуть ли не в преемники. Поэтому уже не кажется бредом сумасшедшего теория заговора о подмене православного патриарха криминальным авторитетом.

5. Жуткая демотивированность всех – от интеллигенции до правящих верхов – никто не знает ради чего это вот всё. Всё крутится-вертится ради самосохранения, если остановиться и задуматься надо ли это делать, то всё может развалиться.

6. Все персонажи живут в разных временных пластах, хотя присутствуют в одном пространстве, пространстве экрана – ТВ, Ютуба и т.д. При этом четвертая стена снесена, ты в любой момент можешь быть мобилизован из разряда зрителя в массовку глобального спектакля, где стать мимолетной жертвой или героем плаката на улицах городов.
⚡️Как мать говорю и как женщина! Ряженых не было, нет 🙈 Владимир Путин в Ново-Огарёво встретился с матерями военнослужащих - участников спецоперации. Одной из участниц встречи с президентом стала Надежда Узунова, активист хакасского отделения “Боевого братства”.
Ну, если хакасская общественница проникла на встречу "матерей" с Путиным под видом старшеклассницы, то... действительно доверять информации из интернета нельзя, там «куча фейков и информационных атак», заявил президент РФ Владимир Путин в пятницу на встрече с матерями военнослужащих — участников СВО. И хорошо Путин сказал, что ничем не заменить потерю ребенка. Ничем, ни углем, ни дровами, ни даже деньгами. Правильные ценности.
Про местные вузы.
С наличием голов в математике и программировании уже колоссальные проблемы, если говорить о вузах, не входящих в топ 10 по стране. И у программистов, и у математиков (которые тоже в большинстве своем программисты) есть масса возможностей для зарабатывания денег, а вуз мало что может предложить даже своим выпускникам. Зарплату ст. преподавателя 20-25 тыс. за 900 часов? УМК на 10 дисциплин общим объемом в 500-1000 страниц, которые теперь будут постоянно переделывать? Да гори оно синим пламенем.
Шира продолжат закапывать Непонятно с точки зрения эффективности стремление единороса Жукова (который Сорск, Абаза и пр.) спасти от банкротства ООО курорт «Озеро Шира». Все, кто там бывали видели весь этот кошмар, отсталость и разруху. Надо наоборот - быстро обанкротить - завести нового инвестора, уволить всю эту странную обслугу, обновить кадры и сделать понятные продукты до начала сезона. Это не затерянные горняцкие депрессняки в медвежьих углах. Это витрина Хакасия, ее лицо в глазах приезжих. А им местное правительство предлагает только #АхУхВау.
Как Вяльбе на покойного Лебедя походит! Который губером в Хакасии служил. Недавно еще одна лыжница-едроска Жирова рассуждала, что нельзя кыргызам переименовывать районы своей столицы. Лыжи очень развивают ноги и руки. https://yangx.top/hakinc/19840
В ХIХ веке существовал общехакасский разговорный язык, различия внутри народа наблюдались лишь на уровне диалектов, которые были близки между собой и взаимопонимаемы.
Сначала качинцы, теперь сагайцы
Общее название народа было «тадар»: русские называли минусинскими или абаканскими татарами, отсюда и «тадар».
Границы проживания основных групп хакасов совпадали с территориями княжеств, существовавших до прихода русских. Некоторые исследователи связывают койбальскую группу с населением Тубинского княжества, качинцев – Езерского, казыльцев – Алтысарского, сагацев – Алтырского княжеств. Шорская группа исследователями обычно не выделялась. Их считали либо собственно шорцами и объединяли с кузнецкими татарами (так тогда называли шорцев), либо относили к сагайцам, исходя из единства родов.
Как меняется численность этнических групп хакасов в сравнении с ХIХ веком? Об этом говорят данные переписей, а также подсчет и анализ фамилий хакасский семей (первые цифры относятся к 1897 году, вторые – к 1987 году, третьи – к 2007 году; (в процентах):
кызыльцы: 16,7–4,2 – 4,1
качинцы: 31,3– 20,6– 16,5
койбалы: 2,7– 2,2 – 2,1
сагайцы: 46,7 –68,1– 71,7
шорцы: 2,6– 4,9–5,6
Как видим из таблицы, уменьшилось количество качинцев, кызыльцев и койбалов, а доля сагайцев возросла. Причины, видимо, в следующем: во-первых, в естественном приросте (более ранний переход к планированию числа детей из-за высокого уровня урбанизации (переезда в город) на севере и центре Хакасии); во-вторых, более частый выезд качинцев и кызыльцев за пределы Хакасии; в-третьих, слияние части кызыльцев и койбалов с русскими (например, села Уты, Горево, Сидорово, Летник Бейского и Алтайского районов).
Сагайцы же не просто самая крупная из всех групп – они превосходят все остальные вместе взятые. Поэтому в последнее время наблюдается возрастание влияния сагайской группы на развитие общехакасской культуры, на язык СМИ. Если посмотреть на состав национальной интеллигенции, то среди пожилых сотрудников больше качинцев, а среди молодежи – сагайцев. То есть, если в социально-экономическом развитии и уровне образования в первой половине ХХ века качинцы были самой социально продвинутой группой, то теперь четыре группы: качинцы, койбалы, сагайцы и шорцы – в уровне образования сравнялись.
Кто лучше знает хакасский язык?
В настоящее время хакасский язык включает в себя четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. У койбалов нет своего диалекта, особенности их речи проявляются на уровне говора, занимающего промежуточное положение между сагайским и качинским диалектами.
Степень компетенции разных хакасских этносов в родном языке значительно различается (первый столбец – «Считают хакасский язык родным», второй – «Владеют хакасским языком свободно»; в процентах):
сагайцы: 62,7 –54,4
койбалы: 64,3–54,5
шорцы: 54,7–45,0
качинцы: 40,0– 23,4
кызыльцы: 47,6–24,6
Суммируя все три языковые показатели, можно распределить субэтносы таким образом: лидеры – сагайцы и койбалы; ниже показатели у шорцев, хуже всего ситуация у качинцев и кызыльцев.
Чем можно объяснить подобную языковую ситуацию? Пожалуй, в характере расселения и степени его смешения. По сагайцам вопросов нет, так как расселены наиболее компактно. На территории расселения сагацев десятки однонациональных сел.
Койбалы сейчас в основном живут в двух селах: Койбалах и Куйбышево. Причем Койбалы был и остался чисто хакасским поселением, а в Куйбышево, где хакасов раньше было чуть больше половины населения, теперь стало три четверти. А на территории шорцев ситуация как раз обратная: здесь исчезли хакасские поселки Кызылсуг, Тлачах, резко уменьшилась численность хакасов в Анчуле; в то же время большинство хакасов перебралось в смешанные поселки Матур и Верх-Таштып.
Что касается кызыльцев, то их поселки расположены вдали от транспортных магистралей, районных центров, в западной предгорной части Ширинского и Орджоникидзевского районов. Сюда в последнее время нет притока пришлого населения. А вот территория качинцев – самый центр республики, здесь проходят железная и шоссейные дороги, велики миграции, сильнее влияние городов.
Помимо расселения, конечно же, влияние оказывают школы, охват учащихся национальным образованием. Но несмотря на то, что большинство хакасов изучает хакасский литературный язык в школе, у детей в разговорной речи сохраняются особенности диалектов. Диалектизмы заметны даже в речи учителей родного языка, дикторов радио и телевидения, в материалах журналистов.
Сохранению языка способствуют, помимо школ, газета «Хабар», журналы «Инесай», «Тигiр хуры», телевидение, радио, художественная литература, а также национальные праздники, такие как «Тун пайрам», «Eртeн той» и другие.
А как насчет веры?
По религиозным представлениям среди хакасских субэтносов нет принципиальной разницы: во всех группах встречаются и атеисты, и православные, и приверженцы традиционного культа. Много таких, которые одновременно признают и православие, и традиционный культ.
Атеистов больше всего оказалось среди качинцев и сагайцев (20,1 и 19,8), язычников – среди койбалов и шорцев (16,5 и 12,9), православных – среди кызыльцев и качинцев (62,8 и 41,7), сочетающих православие с традиционным культом – среди койбалов, шорцев и сагайцев (41,7; 37,4 и 35,1), представителей нетрадиционных религий и сект – среди койбалов (13,2). В исследованиях участвовали жители старше 15 лет, город и село.
Наличие различных вероисповеданий, конечно же, ни в коем случае не стоит трактовать как слабость или несплоченность нации. Разнообразие форм традиционной культуры – это, наоборот, источник взаимообогащения.
Кто кого любит?
Показателем сплоченности нации можно считать и браки между этническими группами. Способствуя укреплению единства, такие браки сглаживают культурные, диалектные и другие различия между группами.
В прошлом смешанные браки заключались либо в зонах этнических границ, либо в среде байской верхушки, когда жених или невеста подбирались за сотни километров из знатных и богатых родов.
В 1989 же году среди хакасских семей этнически смешанных супружеских пар оказалось: в Орджоникидзевском районе – 33,3%, в Ширинском – 16,3%, в Боградском – 60,0%, Усть-Абаканском – 60,0%, Алтайском – 48,0%, Бейском – 41,5%, Аскизском – 21,5%, Таштыпском – 4,05%. В конце 1970 годов, например, эти показатели были ниже. Таким образом, количество смешанных браков растет, особенно в городах и поселках.
Из ниже приведенной таблицы можно сделать следующие выводы: максимальные показатели – у наиболее малочисленных групп (шорцев и койбалов), минимальное – у самой многочисленной группы – сагайцев.
Данные о межэтнических браках хакасов (опрос 2008-2009гг., 1 – имеют жену иной субэтнической группы; 2 – имеют мужа иной субэтнической группы; в процентах):
сагайцы: 22,9–21,3
качинцы: 48,7– 50,0
кызыльцы: 33,3 - 57,1
шорцы: 70,0 – 72,7
койбалы: 73,9–64,7
О чем говорят эти цифры? О том, что принадлежность к разным субэтносам не является каким-либо препятствием для заключения брака. Имеются ли среди хакасов противники таких браков? Имеются, но очень мало – всего 0,7%.
Кто на кого похож?
Последствием таких браков является не только сглаживание различий во всех областях материальной и духовной культуры, в том числе языковой, но и нивелировка антропологических особенностей субэтносов.
В целом хакасы относятся к переходному типу между монголоидной и европеоидной расами при явном преобладании монголоидных черт. При между субэтносами есть некоторые отличия. Об этом писали и исследователи прошлого П.Паллас, Г.Георги, С.Спасский. Например, Паллас, описывая койбалов, пишет, что они среди местных племен «народ совсем особый», «их лица большей частью сходствуют с тунгусскими, круглы и плоски, но при том довольно бородасты». Из анализа современного антрополога В.П.Алексеева следует, что койбалы занимают положение, ближайшее к монголоидам, сагайцы и бельтиры – к европеоидам, качинцы и кызыльцы – промежуточное. При этом очень легко отличить сагайца и качинца, у остальных групп внешние отличия со временем стерлись.