Хакасия | выборы
371 subscribers
2.83K photos
234 videos
24 files
2.9K links
Изен ползын Илбек Хакасстан!
加入频道
Вступают в брак хакасы и с другими народами, в первую очередь с русскими. При этом активность взаимодействия с русскими в сфере брака у разных этносов неодинакова и во многом зависит от расселения. Об этом следующая таблица (опрос 2008-2009гг. 1 – имеют жен другой национальности; 2 – имеют мужей другой национальности; в процентах):
сагайцы: 16,6 – 17,4
качинцы: 32,1 – 36,5
кызыльцы: 35,3 – 37,9
шорцы: 10,5 – 22,4
койбалы:11,1 – 6,7
Появление детей-метисов, конечно же, ведет к ослаблению позиций хакасского языка, этнических признаков и субэтнического самосознания.
Галина Боргоякова

газета "Аскизский труженик", 2013 год
Пу Таймырдағы (Долгано- Ненецкай) автономнай областьтаға олғанахтар. Хатанга аалдағы школада чылдың сай телбектең марығ иртірчетірлер. Полған на класс пасха-пасха чонның телбегін толдырчатыр. Оларның аразында хакас чонның телбегі полтырох. Туғаннарым пу сомнарды ысханда öрін парғам. Долган чон улуғ улуғлас кöзітчелер пасха чоннарға.
Олғанахтар кöбізін асхынах саннығ долган чоннаңнар. Че сырайға тадар олғанахтардаң пасхалап полбас. Кип-азах іҷе-пабалар пызып тіктірлер. Школада хакас ӱгретчілер парлар. Оларның хостыра соох севердегі чон пістің чонның культуразынаң танысчалар.

На фотографии ребята с Хатанги. Они на школьном ежегодном конкурсе исполняли хакасский танец. Большинство ребят долганцы, представители тюркоязычного малочисленного народа крайнего севера. Они очень похожи на хакасов. Учителя хакасы знакомят ребят с культурой нашего народа.
Forwarded from ABA KAN
Аплошкин понтовался как лютый едрос В Абакане, где температура стремится к - 25 градусам по Цельсию, произошла масштабная коммунальная авария — без теплоснабжения остались около 70 тыс жителей

В столице республики Хакасия произошла крупная авария. Из-за прорыва трубы примерно треть многоквартирных домов города остались без воды и теплоснабжения. На данный момент коммунальных служб ликвидацируют ЧП. Как сообщил директор Абаканского филиала СГК Андрей Аплошкин, на окончание сварочных работ и заполнение сети водой потребуется не менее 5 часов.

«Если все пойдет по плану, в 22 часа тепло вернется в дома. Закрыта только прямая подача, в большей части домов, где это технические возможно, — на обратной подаче, где параметры несколько снижены», — рассказал Аплошкин.

Известно, что без теплоснабжения остаются 270 многоквартирных домов, в которых проживают порядка 70 тыс человек. Температура ночью в Абакане составит порядка - 25 градусов по Цельсию.
Теплоснабжение из-за коммунальной аварии отключено в 270 многоквартирных домах в Абакане в Хакасии. Там проживают порядка 70 тыс. жителей, сообщили в региональном главке МЧС. Температура воздуха в Абакане минус 21 градус. @tass_agency
КАК МИР МЕНЯЕТСЯ, И КАК МЕНЯЕМСЯ МЫ

Ничто не вечно под луной – так поется в песне. Все меняется: в лучшую, худшую сторону – человек бессилен остановить движение времени. Материально жить стали лучше, особенно если сравнить с перестроечными временами, а вот духовно… Впрочем, и в духовной жизни тоже есть плюсы. Давайте посмотрим, как мы меняемся, причем не в изоляции, а во взаимовлиянии с другими народами.

Как мы изменились материально?

Снова будем жить в юртах?

Раньше хакасы жили в юртах. В ХIХвеке, по мере перехода к оседлости, начали строить дома русского типа. В первую очередь зажиточные хакасы и те, кто жил в непосредственной близости к русскому населению. Дома в основном состояли из одной небольшой комнаты с маленькими окнами. В 20-30х годах произошел массовый переход к русскому типу жилья. Юрты, перестав быть основным жилищем, превратились в подсобные помещения или летние кухни. К середине ХХ века строительство новых юрт почти прекратилось, и их число стало сокращаться по мере того, как старые приходили в негодность. Однако в начале ХХI века началось активное строительство жилых домов в виде юрт, чему мы и являемся свидетелями.

Если раньше хакасские улусы отличались разбросанностью усадеб, отсутствием четкой планировки улиц, то сейчас они ничем не отличаются от русских поселков. Да и слово «улус» в последнее время вытесняется понятием «аал».

В интерьере домов и квартир отличий нет. Среди других предметов встречаются отдельные предметы, причисляемые к традиционным, - ручная деревянная мельница (теербен), берестяные туеса, деревянная посуда, редко детская колыбель, ступки, национальные музыкальные инструменты.

Где держат скот городские?

Орудия труда раньше определялись типом хозяйственной деятельности: скотоводством, земледелием и охотой. Сейчас охота перешла в разряд любительских занятий. Традиционным осталось животноводство, (скотники, доярки, чабаны, пастухи и т.д.), но оно также перестало быть массовым.

Где же сейчас трудятся хакасы? По данным, приведенным В.П.Кривоноговым в книге «Хакасы в начале ХХI века», основные виды деятельности в селе следующие: скотоводов – 12,3% (мужчины), 9.7 (женщины); неквалифицированных рабочих – 24,4% (м.), 37,4 (ж.); квалифицированных рабочих – 40,6% (м.), 8,5 (ж); специалистов – 15,5% (м), 35,2% (ж.); руководителей – 1,3 (м.), 0,3% (ж.); предпринимателей – 0,6% (м.), 0,6 (ж.); домохозяев – 0% (м.), 4,8% (ж.); безработных – 5,3 (м.), 3,5% (ж.)

В сельской местности скот держат 70,9% семей, в городах – 24,0%. Имеется в виду скот, являющийся собственностью городских семей, но находящийся у родственников в селах. В этом отношении городских хакасских семей, имеющих скот в деревне, намного больше, чем русских. У хакасов принято дарить скот на свадьбу молодоженам, на рождение детей.

Со скотоводством связано умение ездить верхом. Помнят ли хакасы, какими прекрасными наездниками были их предки? Оказалось, не только помнят, но и умеют. Сегодня умеют ездить верхом 59,5% всех хакасов старше 7 лет; 33,0% из них держатся в седле совершенно свободно. Чем старше хакасы, тем привычнее им седло. В селах имеют дело с верховой ездой 74,5% представителей мужского пола и 55,3% женского пола.

Станут ли хакасы вегетарианцами?

В большей степени сохранила национальные особенности кухня хакасов. Самыми распространенными являются eгре (правда, в суп-eгре стали добавлять картошку), талuан, айран, потхы, хан и некоторые другие, но не более 10. Готовят национальные блюда в сельской местности ¾ хакасских семей, не готовят в основном городские и обрусевшие. В рационе традиционные блюда составляют от 3,4% до 22,2% среди прочих блюд. Шире стали употребляться свинина и птица, а также огородные культуры, заимствованные у русского народа. Оказывается, 3,2% хакасов не знают национальных блюд; знают, но не готовят – 10,4%, готовят редко – 50,7%; готовят регулярно – 35,7%.

Хоть мало, но есть!

У других и того нет
Значительные изменения в ХХ веке произошли в одежде. Русская одежда начала заимствоваться хакасами еще в ХIХвеке и теперь стала повседневной. В отличие от русских семей, у которых не встретишь русскую национальную одежду, у хакасов она имеется. Ее надевают на праздники, свадьбы, а на сцене можно увидеть огромное разнообразие стилизованных костюмов. Редкостью являются традиционные головные уборы, обувь и верхняя зимняя одежда. Зато национальные украшения очень востребованы, причем у городских женщин они встречаются чаще, чем в селах.

Всего имеют национальную одежду 17.6% представителей мужского пола и 38,9% – женского.

Изменения в духовной культуре

Будем ли петь радостные песни? Пора

Обратимся к такому виду искусства, как песня. В последнее время у нас все время включенным бывает «Радио Аскиза». Понятно, много песен на хакасском звучит. И вот я спрашиваю: «Почему все песни грустные?» Такую тоску нагоняют, хотя мелодия, конечно, супер. Доколь грустить нам?

В конце 70-х в селе взрослое население больше пело хакасские песни (63,9%), чем русские народные (36,0%). Спустя 30 лет все поменялось местами: русские песни (50,6%) против 46,0% хакасских. Видимо, это связано с ухудшением ситуации с хакасским языком. Не секрет также и то, что наши юные дарования, блистающие на сцене, заучивают (зубрят) песню, не зная языка.

А те, кто знает язык, не знают слов песен. Представьте себе, почти половина (47,6%) – не знает слов ни одной хакасской песни; 30,4% помнят слова только 1- 5 песен; 22,0% - более 5. В селе знают больше.

«Алында – пурунда…» А что это такое?

Продолжим дальше. Каковы же наши компетенции в хакасских сказках? Какие сказки мы рассказываем детям? Оказывается, 32,7% хакасов этих сказок не слышали вообще; 40,5% – слышали, но не помнят, то есть рассказать их не могут; еще 10,7% помнят 1-3 сказки, а 16,1% – знают более 3-х сказок. Вот вам и ответ.

Спектакли и концерты-то мы любим

Получше дела обстоят со спектаклями. Мы их любим смотреть на обоих языках. Причем, если человек любит смотреть концерты и спектакли на хакасском языке, он любит и русскоязычные представления. Однако 42,6% вообще не посещают театры; 35,7% любят и на хакасском, и на русском; остальные (10,8%) – на русском, (10,9%) – на хакасском. Количество национальных ансамблей и коллективов в последние 20 лет значительно увеличилось.

Тун пайрам и Пасха несовместимы?

Теперь о праздниках. В детстве не помню, чтобы праздновали Чыл пазы, Тун пайрам, Eртeн той. Мы даже не подозревали об их существовании. Значит, действительно идет возрождение обычаев и традиций хакасского народа. Зато любимыми праздниками были Рождество, Крещение и особенно Пасха и Троица. Здесь налицо взаимопроникновение культур, межэтническая интеграция.

Отход от традиционных праздников наблюдался еще до революции, чему способствовала христианизация хакасов. Например, популярный праздник Тун пайрам широко отмечался еще в I половине ХIХвека, однако под давлением православия, неодобрительно относящегося к языческим обрядам, к концу ХIХвека перестал быть общественным, стал семейным и в начале ХХ века вообще исчез. Некоторые другие праздники дожили до 1930 годов, например, праздники родов, поклонение священным родовым горам, камлание шаманов.

В настоящее время православные праздники отмечают 90,0% хакасов. Тун пайрам был воссоздан с 1980 года и проводится в нашем районе, что вполне естественно. Элементы праздника, обрядовые действия воссозданы по письменным источникам известных ученых, например Н.Ф.Катанова. По популярности на первом месте Тун пайрам, на втором – Чыл пазы. Но самые высокие показатели все-таки у общероссийских праздников: их отмечают 95,4% хакасов и в селах, и в городах. Это Новый год, 8 Марта, 23 февраля, 9 Мая…

Белое платье лучше?

В область духовной культуры относятся также свадебные, похоронные, поминальные и другие обычаи и обряды. Они сохраняли свою специфику еще в начале ХХвека и лишь с середины века развернулись изменения и здесь.
В свадебном обряде национальные особенности в весьма ограниченном виде сохранились лишь в сельской местности, в виде отдельных элементов, оставшихся от некогда сложного сценария: шуточное «похищение» невесты с последующими поисками и «выкупом», «наказание» дядей невесты жениха плеткой при «примирении» сторон, заплетание кос на мировой (чарас), обычай избегания между родителями жениха и невесты и другие.

Исчезли такие обычаи, как карамчение невесты, калым, выбор брачного партнера из согласия молодых, непременное требование целомудрия невесты и другие. Как у русских, так и у хакасов распространенными стали гражданские браки. Все это, наверное, говорит о демократизации семьи, равноправии мужчин и женщин, младшего и старшего поколений.

В мир предков – как предки

Довольно стойко сохраняется традиционный обряд похорон. Сюда можно отнести обычай класть в гроб посуду, разводить ритуальный костер, где кормят усопшего, обычай обходить три раза гроб после вынесения во двор и другие. Однако некоторые элементы обряда исчезли: забой личного коня умершего; могильная яма сейчас такой же глубины, как и у русских ( в прошлом была меньше); стали редкими обычаи порчи сопроводительного инвентаря, отрезание пуговиц от одежды покойного; хоронят в обычных гробах (ранее, бывало, в колодах, иногда – вообще без гроба).

Верю – не верю

Что касается религиозной веры, то 18,7% хакасов определили себя неверующими, 10,0% – приверженцы традиционного культа, 32,4% – православные, 33,1% - считают себя одновременно православными и язычниками, 5,8% – отнесены к «прочим», т.е. к разного рода сектам. При этом между городом и селом особых различий нет, но больше неверующих и сторонников традиционного культа оказалось среди мужчин, а среди женщин – православных и сочетающих православие с язычеством.

Таким образом, долгое совместное проживание хакасов с русскими привело к взаимопроникновению материальных и духовных установок, взаимообогащению традиций, стиранию психологических перегородок.

Галина Боргоякова

Использованы данные исследований из книги В.П.Кривоногова «Хакасы в начале ХХI века»

Газета "Аскизский труженик", 2013 год.
Тарифы на коммунальные услуги в Хакасии, как и по всей стране, вырастут с 1 декабря

По словам Госкомтарифэнерго, в течение 2023 года тарифы меняться не будут. В следующий раз плату за ЖКХ могут поднять только в июле 2024 года. В Хакасии рост составит столько же, сколько в среднем по стране — 9%. Отклонение может составить 2,8% в зависимости от вида коммунальных услуг.

Вот какие тарифы установили чиновники:

🔹Электроэнергия — 2,67 рублей за кВтч. Для сельчан и горожан с электроплитами — 1, 87 рублей за кВтч;
🔹ТКО. В Ширинском, Боградском и Орджоникидзевском районах — 322,9 рубля за кубометр. В Аскизском районе — 525,51 рубля. В Таштыпском районе и Абазе — 323,23 рубля. Абакан, Черногорск, Сорск и Усть-Абаканский район — 316,23 рубля. Саяногорск, Алтайский и Бейский районы — 582,11 рубля за кубометр.

Коммунальные тарифы в каждом муниципалитете свои. Чем больше в муниципалитете потребителей, тем ниже плата. Тарифы на питьевую воду и водоотведение для населения выросли на 11,8%. Горячая вода и тепло подорожали на 8%.
Банкротство Абаканского опытно-механического завода (АОМЗ) тоже протекает вяло уже лет 10. А мог бы достаться ответственному собственнику.
Главе Хакасии завтра исполнится 35.
По случаю юбилея продаю верифицированный портрет. Датируется 2019 г.
Бумага А3 на двп, пастель.
На заднике автограф губернатора.

С вопросами в ЛС. https://vk.com/wall79880130_15934
Forwarded from History Porn
Пocлeдние фото Bиктора Цоя, за 2 дня до аварии. Юpмaлa, 13 авгycта 1990 года.
Режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ), известный как режим «черного неба», продлили в Абакане и Черногорске на сутки, сообщает ТАСС со ссылкой на Минприроды Хакасии.

Ранее режим был введен с 19:00 местного времени 28 ноября до 19:00 1 декабря.

«Да, его продлили на сутки, до 19:00 2 декабря», — сообщил представитель министерства, добавив, что в пятницу будет дополнительная информация от Хакасгидромета и возможно продление режима.

Ранее сообщалось также, что режим НМУ продлили на сутки в Минусинске.
Курганский губернатор Шумков заявил, что зарубежная музыка вызывает депрессию у молодежи, поскольку она написана потомками африканских рабов.
Вполне себе асимметричный ответ папе римскому за чеченцев и бурят.
Как писал Довлатов: «За что все так ненавидят евреев? По-моему, румыны и китайцы еще хуже».