Стартап дня. Александр Горный.
56.8K subscribers
154 photos
15 videos
1 file
3.13K links
Авторский канал о стартапах и интернет-бизнесе.

Реклама на этом канале: https://docs.google.com/presentation/d/1BFSEj7FEQZpB4K83iBXo1yqIoPnwJaVGpsyKDHKSX0s/edit
РКН: https://clck.ru/3FPm3j

Личный аккаунт: @gornal
Реклама: @Vzuhcha

ВП нет
加入频道
Самые прибыльные компании мира

О капитализации все писать любят, про прибыль часто забывают. Вот лидеры в этой категории.

@ventureinpics
Самый успешный среди всех сервисов для онлайн-мероприятий – Hopin. Его фишка – перенести в онлайн всё лоб-в-лоб, как было в офлайн, ничего не выдумывая и не оптимизируя. Если люди привыкли к ресепшен – то пусть у них и в онлайне будет ресепшен.

Шведский #стартапдня Teemyco использует тот же подход для удаленной работы. Офисные работники привыкли к столам, кухням и переговоркам – так давайте дадим им столы, кухни и переговорки вместо дурацких ссылок Zoom.

Администратор один раз расчерчивает карту офиса, дальше сотрудники видят все имеющиеся кабинеты, и кто в них сейчас находится. Клик мышки – и человек оказывается в нужной переговорке, т. е. подключается к общему видеозвонку, а на карте его аватар рисуется теперь в выбранной комнате. О встречах можно договариваться в “большом зале”, сигнал о перекуре можно подать, переместившись “к кулеру”. Если в кабинете у главного никого нет – можно постучаться и спросить, не против ли он поговорить. Если вся команда встречается без тебя – лучше уточнить, вдруг просто приглашение потерялось.

Со стороны кажется, что это скорее фича, чем продукт, и соответствующее расширение для Google Meet или Zoom продавалось бы лучше. Но основатели решили по-другому и пошли конкурировать с гигантами. Официальный запуск проекта состоялся в начале июня, тогда же стартап объявил о привлеченном раунде инвестиций – 2.6 миллиона евро.

https://teemyco.com/

#швеция #seed #общение
Хочу говорить о технологиях, но приходится говорить о законах, регуляторах и штрафах. Такая неделя. Выложил очередной ролик с новостями.

Законы, законы, законы
Китай против DiDi
Германия против Telegram
HR против EdTech
Покупка Сбера
Роскомнадзор против VPN
Нотариус почти онлайн

https://youtu.be/oelvFFN_w-s
Помните взлет Мамбы в нулевых? Тысячи сайтов подключались к единой партнерской программе и предлагали клиентам классный сервис знакомств, с удобным интерфейсом и огромной базой анкет, чтобы было с кем знакомиться. И все под собственным брендом, конечный пользователь ни про какую мамбу не знал. Он как был на любимом megasite.ru, так на нём и оставался, когда в раздел знакомств переходил.  Больше 15 лет уже прошло с тех пор…

Американский #стартапдня Wheel реализует сейчас такую же схему с телемедициной. У него есть свои технологии, своя база врачей, свои лицензии, и всё это он перепродает всем желающим. Медицина – не знакомства, настройка нового проекта не обходится клик-кликом по админке, но с запуском собственного продукта усилия несопоставимы. После пары недель возни у офлайновой сети аптек или местной больницы появляется свой телемедицинский портал, можно отправлять туда клиентов. Да, если не считать логотипа, он выглядит точно так же, как соседский, и доктора там те же самые – но ведь хуже сервис от этого не становится.

По оборотам стартап пока маленький, но модель кажется красивой, а рынок точно большой, телемедицина нужна всем. В майском раунде Wheel привлек 50 миллионов долларов инвестиций.

https://www.wheel.com/

#здоровье #сша #roundb
Все знают, как выглядит покупка в интернет-магазине после выбора товара: ввел данные карты, заполнил адрес, прокликал пару форм с подтверждениями – и вот новый телевизор уже едет домой. Людям, родившимся в 1970 году, кажется, что это просто и удобно – не надо никуда ходить, стоять в очередях, нести коробки в машину и из машины.  Для тех, кому сейчас двадцать, это невыносимо тяжелый и нудный процесс: ведь сначала надо ввести карту, потом заполнять адрес, потом прокликивать формы – кто угодно устанет от таких усилий.

Американский #стартапдня nate делает покупки приятными для самой взыскательной аудитории. Пользователь один раз скачивает приложение, настраивает в нем данные для платежа и доставки, а дальше начинается магия. На любой странице товара в любом интернет-магазине можно вызвать системную функцию шаринга, там выбрать nate, и он сам всё купит за вас. Искусственный интеллект автоматически заполняет все формы, человеку остается только ждать посылки.

Вторая функция приложения – единый вишлист. Товар можно не покупать сразу, а отложить и вернуться к нему через месяц. И опять же – никаких дополнительных усилий: два клика, чтобы сохранить, два клика, чтобы в нужный момент купить.

Зарабатывает nate на встроенной в приложение рассрочке. Если денег нет сейчас, то стартап платит магазину сам, а потом по расписанию списывает платежи с карты пользователя. Ну и, конечно, напрашивается рекламная монетизация. В вишлисты можно вставлять партнерские блоки “посмотрите ещё и это”, в процесс покупки – предложения в стиле Яндекс.Советника “такой же товар за углом стоит дешевле, купить там?”. Или можно даже спросить один раз “экономить ли автоматически?”, а потом сразу покупать у партнера без дополнительных подтверждений.

В недавнем раунде nate привлек 38 миллионов долларов инвестиций.

https://www.nate.tech/

#сша #rounda #магазин #кредиты #fintech #технология
Стандартный канал коммуникации с клиентом – электронная почта. И часто – электронная почта сотрудника, а не какой-то общий адрес типа sales@ или support@. Компания тем не менее хотела бы, чтобы эта переписка попадала в централизованный софт, CRM или тикет-систему.

И разработчики софта тоже этого бы хотели – это ж новая фича, новый тариф, новые деньги и новые клиенты, но с разумными усилиями они не могут её реализовать, доступ к ящику – штука сложная. IMAP-протокол, по которому работают почтовые сервисы – это ад 1986 года выпуска. И сам стандарт жуткий, и каждый большой сервис реализует его по-своему.  Аккуратно поддержать все особенности, чтобы интеграция всегда работала хорошо и стабильно – очень большая и сложная задача. Для отдельного проекта – ну почему бы и нет, почтовые клиенты существуют, но как фича в CRM – реально тяжело и дорого.

Американский #стартапдня Nylas упростил работу для всех. Он написал прокси к почтовым серверам: сам подключается к ним либо по их уникальному API, либо по IMAP, а наружу выдает универсальный и современным интерфейс. Разработчик подключает его за часы, а не за месяцы, клиенты получают новую фичу, конечные пользователи более качественную поддержку, все счастливы. Кроме почты Nylas работает с календарем и контактами и предлагает натреннированные ML-модели, которые помогают разобраться с содержанием писем – но, кажется, это все бантики вокруг цивилизованного почтового API.

На днях Nylas привлек 120 миллионов долларов инвестиций – ещё не единорог, но где-то недалеко от него.  Основатель, между прочим, русскоязычный – и, кажется, именно из России, а не Украины или Беларуси.

http://www.nylas.com/

#сша #мегараунд #технология #crm
Стартап дня. Александр Горный. pinned «Добро пожаловать на канал! О чем он в двух словах. Обычный пост - один стартап. Я рассказываю, в чем особенность его бизнес-модели, чем он отличается от других, каких успехов добился. Всё что пишу – только мое мнение, с пиар-службами его не согласовываю.…»
Как-то получилось, что важный пост я в Facebook отправил, а в канал он почему-то не попал. Исправляю ошибку.

Все знают, что бизнес должен строиться на метриках, что без метрик никуда. Инвесторы спрашивают метрики у стартаперов, стартаперы хвастаются метриками на конференциях, а наемные продакты на собеседованиях. Лепота.

Беда в том, что большинство общепринятых метрик не имеют физического смысла и вообще ничего не значат, и все разговоры о них – зря. Вот, например, всеми любимый CAC. Представим себе интернет-магазин. Маркетолог может крутить в Facebook кампании с холодильниками ценой 50 000 или с разделочными досками по 500 рублей. Понятно, что CAC в первом случае будет драматически больше, чем во втором. Понятно, что общая цена привлечения пользователя в магазин прямо регулируется соотношением между той и другой рекламой. Больше холодильников – больше CAC, больше досок – меньше CAC, эффективность бизнеса при этом не меняется ни на йоту. А аналитик инвест-фонда смотрит на графики и делает из них глубокомысленные выводы.

Посмотрим теперь на онлайн-школу. Курс стоит 10 тысяч, в рекламу вложили 10 тысяч, привлекли 10 студентов. CAC 1000 рублей, 10% LTV, отличный результат. Но зачем-то решили его изгадить. В последний день менеджер обзвонил тех, кто колебался до последней секунды, и сделал ещё одну продажу со скидкой 50%. Добавляем 5000 в расходы на маркетинг, CAC вырос почти в полтора раза. Бизнес стал эффективнее, всё стало лучше, а метрика резко испортились.

Этот пример можно спасти, сказав, что скидки вычитаются из выручки, а не добавляются в маркетинг. Что ж, запомним такой подход и применим его в другой ситуации. В рекламной кампании курса за полную цену CAC был равен 1000. Добавили в неё промокод на 500 рублей, а ставку в Facebook опустили, трафик теперь стоит по 800 за человека. Стоимость привлечения “упала”, доля маркетинга в выручке – тоже, было 1000/10000=10%, стало 800/9500=8.4%. Все метрики улучшились, бизнес ухудшился.

Примеры можно продолжать бесконечно, но, кажется, для иллюстрации достаточно. Без чисел, конечно, никуда, но и числа – очень часто фейк, динамика которого не говорит вообще ни о чем кроме фазы Луны. И, кажется, самые опасные из них те, что измеряются в деньгах за штуку (CAC, LTV, AOV и подобные), там и в числителе и знаменателе подлянка может оказаться. Разбирайтесь в них особенно дотошно. --

#мысли

А вот продолжение и в телеграме было, вот оно: https://yangx.top/startupoftheday/1851
Раз в неделю рассказываю на YouTube о последних новостях стартапов, IT и инвестиций.

В этот раз провожу эксперимент - прямой эфир вместо ролика. В воскресенье в 20:30 обсудим с моим партнером по Мо Андреем Молчановым (https://www.instagram.com/andrey.molchanov/), что в мире случилось за неделю и что из этого следует.

https://www.youtube.com/watch?v=RqpGdzz0CEs
Про успехи #стартапдня Cloudera рассказывать скучно, всё слишком как обычно в истории про нужный продукт в нужное время и нужном месте. Талантливые инженеры создали свой дистрибутив хорошего набора opensource продуктов (Hadoop и экосистемы вокруг него), а талантливый менеджер построил систему консалтинга и саппорта – и рассказывать про них нечего, все такие бизнесы очень похожи.

Бум Big Data приумножил востребованность стартапа, иметь много данных стало модно, всем надо их хранить и обрабатывать, Hadoop – популярнейшее решение, а Cloudera – крупнейший его поставщик. Проект стал не просто хорошим, а суперуспешным, в списке клиентов – весь цвет мирового бизнеса от Cisco до MasterCard.

Итог развития – закономерное IPO в этом году, текущая капитализация в 2 миллиарда долларов, в P&L сплошные убытки, а выручка стремительно растет – всё опять же по классическим канонам. Но на этом благостном фоне есть один очень интересный и необычный факт: IPO-то на самом деле downround! Последние венчурные деньги поднимались в 2014-ом году по оценке четыре миллиарда, а не два.

Инвестором тогда был Intel, причем уже тогда было известно, что он существенно переплатил – всего лишь за две недели до него в Cloudera инвестировали другие фонды и их оценка была 1.8 миллиарда, так быстро проекты не растут. Точные мотивы этого шага всплывут в мемуарах лет через двадцать, но, по слухам, необоснованность цены Intel отлично понимал, и это была осознанная премия за большую долю и дальнейшее влияние на развитие стартапа. Софт от Cloudera – один из самых популярных потребителей процессорной мощности в мире, и теперь его оптимизируют в первую очередь именно под железо от Intel – и это факт, а не домыслы, для подтверждения достаточно блог проекта полистать. При этом важно помнить, что программисты Cloudera ведь не только свой код пишут, но и в основной opensource репозиторий Hadoop коммитят, а значит новые Xeon’ы получают преимущество перед конкурентами вообще по всему рынку. Такой бонус вполне может стоить 400 миллионов долларов, которые потерял Intel в этой инвестиции…

--
Вот такой #субботнийповтор из 2017 года. Взрывной рост компании закончился аккурат вместе с приходом вируса – но естественно не в связи с ним, просто так совпало, должен же он был когда-нибудь закончиться. Выручка за 2020 год – 870 миллионов долларов с ростом меньше 10% и убытком в 160 миллионов. Арифметически такая компания должна стоить около нуля, на самом деле текущая капитализация – 4.5 миллиарда долларов. Intel плюс-минус вернул свои вложения за 7 лет. Если б он тогда купил собственных акций вместо Cloudera – заработал бы за это время x2, а если б индексный фонд NASDAQ – x3.5.

P.S.: пропустил новость - Cloudera готовится к полному выкупу одним из крупных P/E фондов, скоро с биржи она уйдет.

https://www.facebook.com/gornal/posts/10156322352283012
#реклама

Как за 3 месяца научиться всему, что предприниматель должен знать и уметь делать в финансах своей компании?

Специалисты онлайн-университета SF Education детально изучили боли предпринимателей и разработали уникальную обучающую программу, переведя язык финансов, который они знают в совершенстве, на язык бизнеса, который понятен каждому.

На курсе «Финансы для предпринимателей» преподаватели из реального сектора учат выбирать подходящую организационную форму для своего бизнеса и структурировать корпоративное управление. На курсе - 80% практики, и за 6 часов в неделю вы научитесь оценивать реальную доходность каждого продукта и бизнес-единицы, определять драйверы роста вашей компании и направлять ресурсы лишь на них. Под присмотром куратора разберетесь, как привлекать акционерные и заёмные средства в свой бизнес. А по итогу курса вам выдадут диплом.

Запишитесь на курс со скидкой 45%. Старт: 1 июля.

Также рассмотрите другие курсы SF Education по этой тематике: «Финансовый аналитик», «Бизнес-аналитик», «Школа инвестиций» и др. На них действуют скидки до 65% до 30 июня.
Литий-ионные батареи – основа хипстерской жизни, на них и телефоны, и компьютеры, и электромобили работают. При этом литий – дорогой и относительно редкий металл. Вы об этом могли читать в контексте: “ха-ха-ха, скоро литий кончится, и вот тогда-то Маск попляшет”, но от желтой подачи суть не меняется – металл действительно дорогой.

Потенциальное решение проблемы – использовать вместо лития натрий. Он находится в том же столбце таблицы Менделеева, имеет схожие свойства, и при этом распространен гораздо шире и стоит в разы дешевле. Натрий-ионные батареи технически возможны, прототипы их ещё в 1970-ые годы конструировались – но дело не пошло, элементы все-таки разные, и что-то технически не складывалось, батарейка получалась и хуже, и дороже обычной.

Американский #стартапдня Aquion Energy объявил, что у него-то сложится и привлекал инвестиции под обещание промышленного производства натрий-ионных батарей. В него инвестировали лучшие фонды, в него инвестировал лично Билл Гейтс, всего стартап привлек 180 миллионов долларов. Увы, физика с химией на деньги и авторитеты не посмотрели – ничего не вышло. Aquion обанкротился, и его активы были проданы за 9 миллионов долларов, сумма в 20 раз меньшая объёма инвестиций, а с оценками на раундах её даже сравнивать страшно.

Основатель потом рассказывал, что всё было хорошо, но злобные производители обычных батареек на самом деле продают их ниже себестоимости, субсидируют рынок, чтобы сохранить долю. Обвинения звучали ровно так же, как те, что таксопарки уберам предъявляют, но только всё наоборот – убыточный венчурный стартап на прибыльный традиционный бизнес жаловался. Умора.

http://www.aquionenergy.com/ - сейчас показывает заглушку GoDaddy

#мегараунд #банкротство #сша #технология #железо
Удивительно, что такого не было раньше, но в один клик я полного аналога не нашел. Американский #стартапдня Specto позволяет профилировать мобильные приложения.

Разработчик добавляет в проект ещё один внешний SDK, нажимает пару кнопок в админке, и его аппка начинает копить информацию о том, сколько времени ушло на какую строчку кода на пользовательских устройствах. По данным рисуются красивые графики и отчеты, программист находит и исправляет причины торможения, конечные клиенты радуются быстрому интерфейсу.

Тарифы Specto сейчас крутятся вокруг 50 долларов за рабочее место – ничтожно как на фоне зарплат разработчиков, так и по сравнению с потенциальной упущенной прибылью из-за тормозного приложения. С другой стороны, по 600 долларов в год с каждого программиста под iOS и Android – отличный рынок. Если сервис действительно хорошо работает, и он действительно уникальный, то Specto легко станет единорогом. Пока в недавнем раунде он привлек 3.25 миллиона долларов инвестиций.

https://www.specto.dev/

#seed #сша #технология
Небольшой дружественный венчурный фонд с суперприятной командой ищет аналитика. Примерно до конца года это будет в режиме подработки. Если всё пойдет хорошо и вы друг другу понравитесь, то примерно в январе вам придет оффер на фуллтайм.

Идеальный кандидат работал или работает в хорошем венчурном фонде, любит числа и имел дело с российским EdTech.

Если вы это он – скиньте, пожалуйста, резюме мне в личку (@gornal). Я в ответ расскажу чуть больше подробностей и дам тестовое задание. Если вы не он, то просто лайк, шер, ретвит.
В Штатах средний класс сам заботится о своей пенсии и консалтинг о том, как это сделать лучше, – целая индустрия. Профессионалы рекомендуют людям правильную пропорцию акций и облигаций в портфеле, объясняют особенности налогообложения, подсказывают способы сэкономить на ипотеке и даже конкретные бумаги для покупки советуют. На рынке эдвайзинга работают как гигантские компании, так и частники, а #стартапдня SmartAsset строит на нем аналог profi.ru.

Пользовательский путь в сервисе начинается с заполнения анкеты.  Прямые вопросы “какой у вас доход” и “сколько уже накопили” чередуются в ней с эмоциональными завлекалочками типа “с каким словом ассоциируется у вас старость”. После прохождения десятиминутного квеста Умные Алгоритмы скрипят шестеренками, и SmartAsset выдает клиенту трех лучших и самых подходящих ему финансовых консультантов. Вот их резюме, вот их контакты, именно в твоей ситуации именно они подходят лучше всего, не зря же мы про ассоциации спрашивали.

Клиент пишет советникам, они договариваются о сотрудничестве, и дальнейшее взаимодействие за пределами системы происходит, стартап только комиссию получает.

После недавнего раунда SmartAsset – единорог, ровно в миллиард компанию оценили. Клонировать эту бизнес-модель в России явно нет никакого смысла, маркетплейсу будет некого агрегировать, а вот для консалтингового агентства, может быть, как раз самое время пришло. Миллионы людей вышли на биржу и самообучаются по Youtube-каналам, кто-то из них заплатит за индивидуальный подход.

https://smartasset.com/

#сша #мегараунд #финтех #классифайд #инвестиции
Год с небольшим назад мы с Андреем Молчановым признались, что запустили Мо, и объявляли о первом раунде инвестиций. Сегодня пришла пора рассказать о втором. Что изменилось за год, и что осталось прежним:

- Мы по-прежнему мобильное приложение для медитаций.
- Мы теперь поддерживаем четыре языка и работаем во многих странах мира, вместо одного русского в России. В планах – неограниченный рост.
- Все числовые метрики кратно выросли, инвестиции теперь измеряются в долларах и это круглый миллион.
- У нас по-прежнему нет офиса, но команда выросла и количественно, и качественно. Кстати, ищем. Мобильные разработчики и бизнес-девелопер (в России) – пишите в личку (@gornal).

Ссылка на новость о раунде: https://vc.ru/services/263727-prilozhenie-dlya-meditaciy-mo-meditaciya-i-son-rossiyskih-osnovateley-privleklo-1-mln-ot-dmitriya-grishina-i-drugih
Главная инновация онлайн-рекламы за последние 10 лет - оптимизация по конверсиям. Мобильное приложение или интернет-магазин передают в Facebook информацию о том, кто из посетителей что-то купил. Алгоритмы соцсети это учитывают и дальше показывают объявления посетителям, похожим на платящих, а не случайным. Вероятность целевого действия увеличивается, и все в итоге зарабатывают больше.

Одно из важных ограничений такого подхода - скорость. Платформы заточены на схему “кликнул по баннеру - сразу оформил покупку”. Если пользователь поизучал сайт, ушел, через недельку вернулся и через месяц купил в офлайне, то его конверсия не учтется и ничему не научит рекламную сеть. Бизнесы, где таких клиентов большинство, оптимизируют свои кампании не на конечные цели, а на промежуточные - на предварительные заявки, например. Facebook в результате гонит продавцам недвижимости тех, кто любит записаться на просмотры, вместо тех, кто любит покупать - и я почти не утрирую.

Российский #стартапдня Tomi.ai обещает решить проблему с помощью ещё одного слоя искусственного интеллекта. Они интегрируются с застройщиком или подобным бизнесом, подключаются к его CRM, ставят пиксель на сайт. Алгоритмы “смотрят” на поведение пользователя на сайте и вычисляют вероятность покупки. Если она высокая, стартап отправляет в рекламную систему сообщение о конверсии - “это то, что нужно, присылайте нам таких ещё”. Основатели говорят, что это случается в первые часы после клика по баннеру. Как результат - реклама настраивается быстрее и точнее, CAC падает, LTV растет, в промоматериалах Tomi обещает двукратное повышение эффективности.

Проект находится на очень ранней стадии развития. Вообще, мне казалось, такие решения уже должны быть на рынке, но фаундеры говорят - они первые в мире, кто предлагает такую технологию именно офлайн-бизнесу с длинным циклом продаж. Я их слова не перепроверял.

https://tomi.ai/

#preseed #маркетинг #россия
Ещё один шаг к виртуальному миру из фильма “Матрица” делает #стартапдня Ultrahaptics, он разрабатывает технологию имитации тактильных ощущений. Их устройство встраивается в какую-то поверхность, “смотрит” камерой в окружающее пространство и при приближении руки генерирует ультразвуковые волны. Удар правильно подобранных волн по ладони ощущается как обычное осязание, собственно, это и есть осязание.

В презентациях Ultrahaptics рисует огромное количество разных вариантов использования этого механизма от ещё более реалистичных VR-игр, до нового способа взаимодействия с бытовой техникой, но подавляющее их большинство кажутся придуманными по принципу “потому что можем”, а не действительно кем-то востребованными. Приятное исключение – управление гаджет-возможностями автомобилей, включением-переключением музыки и тому подобным. Обычные физические рычажки ограничены, их нельзя поставить слишком много, а побеждающий во всех остальных областях сенсорный экран требует, чтобы на него смотрели, и именно в автомобиле это плохая идея. Есть, конечно, голосовые команды, но почему бы и искусственное осязание не попробовать – от дороги отвлекаться не надо, ограничений в разнообразии рычажков нет, будущее вполне может быть и таким.

Что касается настоящего, то физические устройства уже есть, но пока в единичных количествах, продаются потенциальным разработчикам прикладных продуктов за безумные деньги. Есть и контракты о партнерстве с автоконцернами, решение о тестировании виртуального осязания некоторыми из них уже принято. Инвестиций за три года жизни Ultrahaptics поднял примерно 40 миллионов долларов, больше половины всей суммы – в последнем раунде, случившемся на днях.

--
Вот такой #субботнийповтор из 2017 года. За 4 года прогресс несомненен: компания теперь хвастается вполне конкретными внедрениями, тестовые устройства можно купить клик-кликом за 89 долларов, месяц назад привлечены инвестиции от самого Tencent.

В пандемию, стартап придумал себе ещё один разумный сценарий использования. Теперь он предлагает использовать виртуальное осязание на сенсорных экранах в местах общего пользования, в киосках самообслуживания и подобном. Если экрана не касаться, то и вирус подхватить нельзя!

И ещё компания переименовалась: после объединения с Leap Motion она теперь называется Ultraleap. Но на фоне изначальных амбиций – это, конечно, мелочи, глобально мир остался прежним, новый метод управления популярным не стал.

https://www.facebook.com/gornal/posts/10156330664633012
Без кредитов нет хорошей кредитной истории, без хорошей кредитной истории нет кредитов. Американская банковская система не умерла, как-то люди выбираются из этой ловушки, но проблема существует, многие страдают и пользуются самыми странными решениями. Одно из них - #стартапдня Kikoff.

Стартап выдает пользователям в долг 500 долларов, которые можно потратить только в его собственном магазине. Клиент покупает за десятку электронную книгу или что-то подобное, а потом возвращает по доллару в месяц. В результате этих транзакций Kikoff рапортует в бюро кредитных историй: человек скромный, из 500 только 10 использовал, и ответственный – все вовремя вернул. История появляется, кредитный рейтинг растет, можно брать ипотеку.

По сравнению с альтернативами стартап напирает на бесплатность – он не берет ни комиссий, ни процентов по займу. Да, зато приходится покупать книгу, но её же можно выбрать полезную, 10 долларов за знания уйдут, а не за рейтинг. С точки зрения unit-экономики самого Kikoff это, конечно, не имеет никакого значения, выручка она и есть выручка, неважно, как её назвать.

В недавнем раунде стартап привлек 30 миллионов долларов инвестиций.

https://kikoff.com/

#сша #fintech #кредиты #roundb