Атмосферная фотография из кофейни Noir Pit - убежища турецкой интеллигенции в квартале Бейоглу. Кофе у них отличный, пусть и по европейской цене. Подают его в коктейльных бокалах - и он вкусен весьма. Всем любителям specialty здесь побывать надо - это турецкая интерпретация тренда. Она древнее и лучше Старбакса, поверьте. Asmalı Mescit, General Yazgan Sk. 109/A, 34430 Beyoğlu/İstanbul, Турция
На неделе побывали в Hayata Sarıl Lokantası - кафе в котором работают бездомные и которое кормит бездомных районов Тарлабаши и Таксим после захода солнца. Это фантастически вкусная еда - антепская долма без мяса, цыпленок с лимоном и булгур. Лучшая в городе пахлава - вкусная и не сладкая, с орехами и каким-то не передаваемым вкусом осени.
Неудивительно- меню разрабатывали и составляли мишленовские повара на которых богат Стамбул. Каждое съеденное блюдо кормит одного человека без крыши над головой - и можно «подвесить» ужин на кассе, по желанию. Персонал вежливый и толковый. В общем, рекомендую, - место красивое и кормят хорошо. Şehit Muhtar, Kurabiye Sk. No:1, 34435 Beyoğlu/İstanbul,
Неудивительно- меню разрабатывали и составляли мишленовские повара на которых богат Стамбул. Каждое съеденное блюдо кормит одного человека без крыши над головой - и можно «подвесить» ужин на кассе, по желанию. Персонал вежливый и толковый. В общем, рекомендую, - место красивое и кормят хорошо. Şehit Muhtar, Kurabiye Sk. No:1, 34435 Beyoğlu/İstanbul,
Айвазовский. Башни на скале у Босфора. Что хотел сказать автор - не очень понятно, но сочетанию башни османской работы выходящей углом на пролив и мечети на высоком холме, мне кажется что речь идет (ожидаемо) о крепости Румелихисар, ее южной части. там как раз есть и башня стоящая углом и переходы типа того что на картине справа. Про Айвазовского мы писали много раз, Ованес Айвазян был в Стамбуле частым гостем и много работал по заказу султанского дворца, в котором дворце (Долмабахче) его работы и находятся и активно изучаются турецкими искусствоведками и искусствоведками, на радость вам и мне
Доброе утро! В Городе шесть градусов Цельсия, ветер и дождь. К вечеру похолодает до плюс четырех. Учитывайте это пожалуйста при планировании дня. Ваша редакция
Красивая и редкая работа Михаэля Зено Димера. Немецкий художник конца 19-начала 20 века Димер писал большие батальные полотна а потом перешел на морские сюжеты. Перед нами вид Стамбула. Слева дворцовый мыс, справа вдали Ускюдар. На заднем плане виден небольшой пароход а по центру - парусник который идет в Мраморное море. Контраст парохода и парусника не случаен - перед нами романтическое а не историческое полотно, проникнутое ностальгией по веку паруса и глубоким исследованием синевы моря . Похожий парусник только уже в абстрактном пейзаже изображен на картине Димера «Летучий голландец». Был ли Димер на месте? Мне кажется что был
Доброе утро. Сегодня на Истикляле пройдет акция в защиту прав женщин . Улица и прилегающие переулки будет перекрыты . Многие кафе и рестораны закрыты уже сейчас . Пожалуйста будьте аккуратны и выбирайте маршруты объезда.,
Три простых совета для прилетающих в Стамбульский аэропорт (IST)
1) Если на паспортном контроле очередь - идите на следующий паспортный контроль. Их там много
2) После паспортного контроля и перед выдачей багажа слева можно набрать воды. Для этого хорошо иметь пустую бутылку или модную в этом сезоне фляжку. Вода в аэропорту стоит дорого
3) Если у вас не очень много багажа, то я советую воспользоваться линией метро. Это позволит значительно сэкономить на дороге.
Чтобы ехать с комфортом проходите в первый вагон по направлению к центру (вперед по ходу движения в сторону Гайреттепе)- до него доходят не все люди и сесть с комфортом там можно проще чем в других вагонах.
1) Если на паспортном контроле очередь - идите на следующий паспортный контроль. Их там много
2) После паспортного контроля и перед выдачей багажа слева можно набрать воды. Для этого хорошо иметь пустую бутылку или модную в этом сезоне фляжку. Вода в аэропорту стоит дорого
3) Если у вас не очень много багажа, то я советую воспользоваться линией метро. Это позволит значительно сэкономить на дороге.
Чтобы ехать с комфортом проходите в первый вагон по направлению к центру (вперед по ходу движения в сторону Гайреттепе)- до него доходят не все люди и сесть с комфортом там можно проще чем в других вагонах.
Одна из дурацких карт из Интернета. На Балканах «Цариград» медленно отходит хотя сохраняется в топонимах (Цариградское шоссе в Софии). Насчет Греции тоже не совсем уверен - в греческих текстах я встречал иногда просто Город. Но многоименность - важное свойство Стамбула как и многокультурность. Поэтому пусть карта здесь повисит
Дорогие друзья! Этот год был непростым и для редакции и для читателей. Мы пережили его вместе с Городом (для которого как нам пишут это не первый сложный год, за 1600 с лишним лет). Желаем вам счастья, здоровья, устойчивости, добра и света! Спасибо что читали нас в этом году, оставайтесь с нами, и пусть все будет хорошо!
Ваша редакция!
Ваша редакция!
Немного про Новый Год в Городе. У древних греков и римлян, которые жили в Византии Нового Года в нашем современном смысле не было - были зимние праздники связанные с вином нового урожая (Дионисии) и собственно с урожаем (Сатурналии).
Остатки этих праздников (вместе с названиями 12 месяцев) пережили Грецию и Рим остались в Константинополе - из «Книги церемоний» 10 века нам известны про то как император выезжал за город и принимал участие в приеме урожая. В самой Византии летоисчисление было христианское, правда и тут не обошлось без изменений - Новый Год одни древние историки отсчитывали с 25 марта, а другие - с 1 сентября. Это создавало известные сложности в сборе налогов, поэтому после споров в эпоху Юстиниана I все-таки остановились на 1 сентября. Это летоисчисление осталось таковым до самого конца Восточной Римской империи.
Владыки следующей империи - Османской - использовали лунный мусульманский календарь в котором Новый год начинается 1 мухаррама, в день Хиджры когда пророк Мухаммад со своими последователями переселился из Мекки в Медину. Этот день считается началом исламской эры и от него отсчитывают исламское летоисчисление - и годы и месяцы. Однако месяцы в лунном исламском календаре меняются каждый год что создавало Османской империи известные сложности, правильно, при сборе налогов. В итоге после долгих споров в 1740 году османские налоговые власти объявили первым днем налогового нового года 1 марта. С середины 19 этот календарь (солнечный, юлианский) стал в Османской империи официальным хотя годы в нем продолжали отсчитываться по Хиджре. Из-за этого в Стамбуле можно встретить позднеосманские граффити с датами отличными от европейских - год в них указывается по Хиджре, что логично. Такой календарь называли «румский» (то есть римско-греческий) и на нем Османская империя существовала до самого своего конца после Первой Мировой.
В это время (да и в более раннее) Новый Год в Стамбуле праздновали ограниченно. Праздновали скорее Рождество (православные греки) или европейский Новый Год (дипломаты и экспаты). Центром празднования был район Бейоглу куда османские вельможи съезжались посмотреть на чужие обычаи. В конце 19 века к празднующим иностранцам часто присоединялись и сторонники реформ. В итоге празднование Нового Года получило политический смысл - и это оценил отец-основатель республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк, который в 1935 году предложил праздновать начало нового календарного года.
С 1930х праздник стал хоть и неофициальным но праздником - в Турции появилась елка, дед мороз (Ноэль-баба) и иные привычные нам атрибуты, правда без христианских коннотаций. Однако долгое время праздник оставался частью календаря богатых и сытых, и праздновался либо в больших городах либо в районах компактного проживания иностранцев. Массовым праздник стал с ростом турецкой промышленности и постепенной урбанизации страны, когда молодые люди в поисках работы стали переезжать из деревни в город и городские стандарты потребления стали массовыми. С 1981 года Новый Год (Йылбаши) является в Турции выходным днем. Однако политические противоречия вокруг него продолжаются - уважаемые проповедники опасаются смешивания традиций светского праздника и христианского Рождества. В государственных учреждениях елки как правило не ставят и вообще праздник в последнее время стараются немного ограничить. В деревнях его тоже не особенно празднуют - сельскохозяйственный труд выходных не знает, да и елка, прямо скажем в Турции не везде растет. Поэтому Новый Год в его европейском понимании отмечают в крупных городах. Это красивое зрелище сопровождается гуляниями и салютом, часто заходят в гости к знакомым. Поэтому городских турецких друзей уместно поздравить с Новым Годом и спросить можно ли им что-то подарить- ибо турецкие производители используют праздник чтобы продать клиентам побольше приятных мелочей. И хотя словосочетание «Merry Christmas” в Стамбуле за пределами Бейоглу используют ограниченно, городские турки подарки дарят с охотой, за столом собираются и аккуратно празднуют. Мы надеемся что празднуете и вы)
С Новым Годом!
Остатки этих праздников (вместе с названиями 12 месяцев) пережили Грецию и Рим остались в Константинополе - из «Книги церемоний» 10 века нам известны про то как император выезжал за город и принимал участие в приеме урожая. В самой Византии летоисчисление было христианское, правда и тут не обошлось без изменений - Новый Год одни древние историки отсчитывали с 25 марта, а другие - с 1 сентября. Это создавало известные сложности в сборе налогов, поэтому после споров в эпоху Юстиниана I все-таки остановились на 1 сентября. Это летоисчисление осталось таковым до самого конца Восточной Римской империи.
Владыки следующей империи - Османской - использовали лунный мусульманский календарь в котором Новый год начинается 1 мухаррама, в день Хиджры когда пророк Мухаммад со своими последователями переселился из Мекки в Медину. Этот день считается началом исламской эры и от него отсчитывают исламское летоисчисление - и годы и месяцы. Однако месяцы в лунном исламском календаре меняются каждый год что создавало Османской империи известные сложности, правильно, при сборе налогов. В итоге после долгих споров в 1740 году османские налоговые власти объявили первым днем налогового нового года 1 марта. С середины 19 этот календарь (солнечный, юлианский) стал в Османской империи официальным хотя годы в нем продолжали отсчитываться по Хиджре. Из-за этого в Стамбуле можно встретить позднеосманские граффити с датами отличными от европейских - год в них указывается по Хиджре, что логично. Такой календарь называли «румский» (то есть римско-греческий) и на нем Османская империя существовала до самого своего конца после Первой Мировой.
В это время (да и в более раннее) Новый Год в Стамбуле праздновали ограниченно. Праздновали скорее Рождество (православные греки) или европейский Новый Год (дипломаты и экспаты). Центром празднования был район Бейоглу куда османские вельможи съезжались посмотреть на чужие обычаи. В конце 19 века к празднующим иностранцам часто присоединялись и сторонники реформ. В итоге празднование Нового Года получило политический смысл - и это оценил отец-основатель республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк, который в 1935 году предложил праздновать начало нового календарного года.
С 1930х праздник стал хоть и неофициальным но праздником - в Турции появилась елка, дед мороз (Ноэль-баба) и иные привычные нам атрибуты, правда без христианских коннотаций. Однако долгое время праздник оставался частью календаря богатых и сытых, и праздновался либо в больших городах либо в районах компактного проживания иностранцев. Массовым праздник стал с ростом турецкой промышленности и постепенной урбанизации страны, когда молодые люди в поисках работы стали переезжать из деревни в город и городские стандарты потребления стали массовыми. С 1981 года Новый Год (Йылбаши) является в Турции выходным днем. Однако политические противоречия вокруг него продолжаются - уважаемые проповедники опасаются смешивания традиций светского праздника и христианского Рождества. В государственных учреждениях елки как правило не ставят и вообще праздник в последнее время стараются немного ограничить. В деревнях его тоже не особенно празднуют - сельскохозяйственный труд выходных не знает, да и елка, прямо скажем в Турции не везде растет. Поэтому Новый Год в его европейском понимании отмечают в крупных городах. Это красивое зрелище сопровождается гуляниями и салютом, часто заходят в гости к знакомым. Поэтому городских турецких друзей уместно поздравить с Новым Годом и спросить можно ли им что-то подарить- ибо турецкие производители используют праздник чтобы продать клиентам побольше приятных мелочей. И хотя словосочетание «Merry Christmas” в Стамбуле за пределами Бейоглу используют ограниченно, городские турки подарки дарят с охотой, за столом собираются и аккуратно празднуют. Мы надеемся что празднуете и вы)
С Новым Годом!
И надо наверно добавить что в последнее десятилетие празднование получило дополнительную политическую окраску из-за противоречий между федеральной властью и оппозиционными мэрами крупных городов. Власти Турции давят (на отели, органы образования) с целью сократить количество внешних атрибутов праздника. Жители крупных городов отвечают на это салютами в небе над Стамбулом и Анкарой и Измиром. Оппозиционные мэры занимали долго нейтральную позицию но в последнее время кажется стали немного уступать - в Измире салюты сократили в 2020 году, в Стамбуле кажется тоже стали поменьше бУхать. Объясняют это спокойствием детей и домашних животных. В связи с этим вопрос к читателям канала давно и долго живущим в крупных городах Турции: как вам кажется салютов в этом году было больше чем обычно или меньше чем обычно?