Айвазовский. Башни на скале у Босфора. Что хотел сказать автор - не очень понятно, но сочетанию башни османской работы выходящей углом на пролив и мечети на высоком холме, мне кажется что речь идет (ожидаемо) о крепости Румелихисар, ее южной части. там как раз есть и башня стоящая углом и переходы типа того что на картине справа. Про Айвазовского мы писали много раз, Ованес Айвазян был в Стамбуле частым гостем и много работал по заказу султанского дворца, в котором дворце (Долмабахче) его работы и находятся и активно изучаются турецкими искусствоведками и искусствоведками, на радость вам и мне
Доброе утро! В Городе шесть градусов Цельсия, ветер и дождь. К вечеру похолодает до плюс четырех. Учитывайте это пожалуйста при планировании дня. Ваша редакция
Красивая и редкая работа Михаэля Зено Димера. Немецкий художник конца 19-начала 20 века Димер писал большие батальные полотна а потом перешел на морские сюжеты. Перед нами вид Стамбула. Слева дворцовый мыс, справа вдали Ускюдар. На заднем плане виден небольшой пароход а по центру - парусник который идет в Мраморное море. Контраст парохода и парусника не случаен - перед нами романтическое а не историческое полотно, проникнутое ностальгией по веку паруса и глубоким исследованием синевы моря . Похожий парусник только уже в абстрактном пейзаже изображен на картине Димера «Летучий голландец». Был ли Димер на месте? Мне кажется что был
Доброе утро. Сегодня на Истикляле пройдет акция в защиту прав женщин . Улица и прилегающие переулки будет перекрыты . Многие кафе и рестораны закрыты уже сейчас . Пожалуйста будьте аккуратны и выбирайте маршруты объезда.,
Три простых совета для прилетающих в Стамбульский аэропорт (IST)
1) Если на паспортном контроле очередь - идите на следующий паспортный контроль. Их там много
2) После паспортного контроля и перед выдачей багажа слева можно набрать воды. Для этого хорошо иметь пустую бутылку или модную в этом сезоне фляжку. Вода в аэропорту стоит дорого
3) Если у вас не очень много багажа, то я советую воспользоваться линией метро. Это позволит значительно сэкономить на дороге.
Чтобы ехать с комфортом проходите в первый вагон по направлению к центру (вперед по ходу движения в сторону Гайреттепе)- до него доходят не все люди и сесть с комфортом там можно проще чем в других вагонах.
1) Если на паспортном контроле очередь - идите на следующий паспортный контроль. Их там много
2) После паспортного контроля и перед выдачей багажа слева можно набрать воды. Для этого хорошо иметь пустую бутылку или модную в этом сезоне фляжку. Вода в аэропорту стоит дорого
3) Если у вас не очень много багажа, то я советую воспользоваться линией метро. Это позволит значительно сэкономить на дороге.
Чтобы ехать с комфортом проходите в первый вагон по направлению к центру (вперед по ходу движения в сторону Гайреттепе)- до него доходят не все люди и сесть с комфортом там можно проще чем в других вагонах.
Одна из дурацких карт из Интернета. На Балканах «Цариград» медленно отходит хотя сохраняется в топонимах (Цариградское шоссе в Софии). Насчет Греции тоже не совсем уверен - в греческих текстах я встречал иногда просто Город. Но многоименность - важное свойство Стамбула как и многокультурность. Поэтому пусть карта здесь повисит
Дорогие друзья! Этот год был непростым и для редакции и для читателей. Мы пережили его вместе с Городом (для которого как нам пишут это не первый сложный год, за 1600 с лишним лет). Желаем вам счастья, здоровья, устойчивости, добра и света! Спасибо что читали нас в этом году, оставайтесь с нами, и пусть все будет хорошо!
Ваша редакция!
Ваша редакция!
Немного про Новый Год в Городе. У древних греков и римлян, которые жили в Византии Нового Года в нашем современном смысле не было - были зимние праздники связанные с вином нового урожая (Дионисии) и собственно с урожаем (Сатурналии).
Остатки этих праздников (вместе с названиями 12 месяцев) пережили Грецию и Рим остались в Константинополе - из «Книги церемоний» 10 века нам известны про то как император выезжал за город и принимал участие в приеме урожая. В самой Византии летоисчисление было христианское, правда и тут не обошлось без изменений - Новый Год одни древние историки отсчитывали с 25 марта, а другие - с 1 сентября. Это создавало известные сложности в сборе налогов, поэтому после споров в эпоху Юстиниана I все-таки остановились на 1 сентября. Это летоисчисление осталось таковым до самого конца Восточной Римской империи.
Владыки следующей империи - Османской - использовали лунный мусульманский календарь в котором Новый год начинается 1 мухаррама, в день Хиджры когда пророк Мухаммад со своими последователями переселился из Мекки в Медину. Этот день считается началом исламской эры и от него отсчитывают исламское летоисчисление - и годы и месяцы. Однако месяцы в лунном исламском календаре меняются каждый год что создавало Османской империи известные сложности, правильно, при сборе налогов. В итоге после долгих споров в 1740 году османские налоговые власти объявили первым днем налогового нового года 1 марта. С середины 19 этот календарь (солнечный, юлианский) стал в Османской империи официальным хотя годы в нем продолжали отсчитываться по Хиджре. Из-за этого в Стамбуле можно встретить позднеосманские граффити с датами отличными от европейских - год в них указывается по Хиджре, что логично. Такой календарь называли «румский» (то есть римско-греческий) и на нем Османская империя существовала до самого своего конца после Первой Мировой.
В это время (да и в более раннее) Новый Год в Стамбуле праздновали ограниченно. Праздновали скорее Рождество (православные греки) или европейский Новый Год (дипломаты и экспаты). Центром празднования был район Бейоглу куда османские вельможи съезжались посмотреть на чужие обычаи. В конце 19 века к празднующим иностранцам часто присоединялись и сторонники реформ. В итоге празднование Нового Года получило политический смысл - и это оценил отец-основатель республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк, который в 1935 году предложил праздновать начало нового календарного года.
С 1930х праздник стал хоть и неофициальным но праздником - в Турции появилась елка, дед мороз (Ноэль-баба) и иные привычные нам атрибуты, правда без христианских коннотаций. Однако долгое время праздник оставался частью календаря богатых и сытых, и праздновался либо в больших городах либо в районах компактного проживания иностранцев. Массовым праздник стал с ростом турецкой промышленности и постепенной урбанизации страны, когда молодые люди в поисках работы стали переезжать из деревни в город и городские стандарты потребления стали массовыми. С 1981 года Новый Год (Йылбаши) является в Турции выходным днем. Однако политические противоречия вокруг него продолжаются - уважаемые проповедники опасаются смешивания традиций светского праздника и христианского Рождества. В государственных учреждениях елки как правило не ставят и вообще праздник в последнее время стараются немного ограничить. В деревнях его тоже не особенно празднуют - сельскохозяйственный труд выходных не знает, да и елка, прямо скажем в Турции не везде растет. Поэтому Новый Год в его европейском понимании отмечают в крупных городах. Это красивое зрелище сопровождается гуляниями и салютом, часто заходят в гости к знакомым. Поэтому городских турецких друзей уместно поздравить с Новым Годом и спросить можно ли им что-то подарить- ибо турецкие производители используют праздник чтобы продать клиентам побольше приятных мелочей. И хотя словосочетание «Merry Christmas” в Стамбуле за пределами Бейоглу используют ограниченно, городские турки подарки дарят с охотой, за столом собираются и аккуратно празднуют. Мы надеемся что празднуете и вы)
С Новым Годом!
Остатки этих праздников (вместе с названиями 12 месяцев) пережили Грецию и Рим остались в Константинополе - из «Книги церемоний» 10 века нам известны про то как император выезжал за город и принимал участие в приеме урожая. В самой Византии летоисчисление было христианское, правда и тут не обошлось без изменений - Новый Год одни древние историки отсчитывали с 25 марта, а другие - с 1 сентября. Это создавало известные сложности в сборе налогов, поэтому после споров в эпоху Юстиниана I все-таки остановились на 1 сентября. Это летоисчисление осталось таковым до самого конца Восточной Римской империи.
Владыки следующей империи - Османской - использовали лунный мусульманский календарь в котором Новый год начинается 1 мухаррама, в день Хиджры когда пророк Мухаммад со своими последователями переселился из Мекки в Медину. Этот день считается началом исламской эры и от него отсчитывают исламское летоисчисление - и годы и месяцы. Однако месяцы в лунном исламском календаре меняются каждый год что создавало Османской империи известные сложности, правильно, при сборе налогов. В итоге после долгих споров в 1740 году османские налоговые власти объявили первым днем налогового нового года 1 марта. С середины 19 этот календарь (солнечный, юлианский) стал в Османской империи официальным хотя годы в нем продолжали отсчитываться по Хиджре. Из-за этого в Стамбуле можно встретить позднеосманские граффити с датами отличными от европейских - год в них указывается по Хиджре, что логично. Такой календарь называли «румский» (то есть римско-греческий) и на нем Османская империя существовала до самого своего конца после Первой Мировой.
В это время (да и в более раннее) Новый Год в Стамбуле праздновали ограниченно. Праздновали скорее Рождество (православные греки) или европейский Новый Год (дипломаты и экспаты). Центром празднования был район Бейоглу куда османские вельможи съезжались посмотреть на чужие обычаи. В конце 19 века к празднующим иностранцам часто присоединялись и сторонники реформ. В итоге празднование Нового Года получило политический смысл - и это оценил отец-основатель республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк, который в 1935 году предложил праздновать начало нового календарного года.
С 1930х праздник стал хоть и неофициальным но праздником - в Турции появилась елка, дед мороз (Ноэль-баба) и иные привычные нам атрибуты, правда без христианских коннотаций. Однако долгое время праздник оставался частью календаря богатых и сытых, и праздновался либо в больших городах либо в районах компактного проживания иностранцев. Массовым праздник стал с ростом турецкой промышленности и постепенной урбанизации страны, когда молодые люди в поисках работы стали переезжать из деревни в город и городские стандарты потребления стали массовыми. С 1981 года Новый Год (Йылбаши) является в Турции выходным днем. Однако политические противоречия вокруг него продолжаются - уважаемые проповедники опасаются смешивания традиций светского праздника и христианского Рождества. В государственных учреждениях елки как правило не ставят и вообще праздник в последнее время стараются немного ограничить. В деревнях его тоже не особенно празднуют - сельскохозяйственный труд выходных не знает, да и елка, прямо скажем в Турции не везде растет. Поэтому Новый Год в его европейском понимании отмечают в крупных городах. Это красивое зрелище сопровождается гуляниями и салютом, часто заходят в гости к знакомым. Поэтому городских турецких друзей уместно поздравить с Новым Годом и спросить можно ли им что-то подарить- ибо турецкие производители используют праздник чтобы продать клиентам побольше приятных мелочей. И хотя словосочетание «Merry Christmas” в Стамбуле за пределами Бейоглу используют ограниченно, городские турки подарки дарят с охотой, за столом собираются и аккуратно празднуют. Мы надеемся что празднуете и вы)
С Новым Годом!
И надо наверно добавить что в последнее десятилетие празднование получило дополнительную политическую окраску из-за противоречий между федеральной властью и оппозиционными мэрами крупных городов. Власти Турции давят (на отели, органы образования) с целью сократить количество внешних атрибутов праздника. Жители крупных городов отвечают на это салютами в небе над Стамбулом и Анкарой и Измиром. Оппозиционные мэры занимали долго нейтральную позицию но в последнее время кажется стали немного уступать - в Измире салюты сократили в 2020 году, в Стамбуле кажется тоже стали поменьше бУхать. Объясняют это спокойствием детей и домашних животных. В связи с этим вопрос к читателям канала давно и долго живущим в крупных городах Турции: как вам кажется салютов в этом году было больше чем обычно или меньше чем обычно?
В вашем (турецком) городе фейерверков на Новый Год было больше чем обычно или меньше чем обычно?
Anonymous Poll
21%
Больше чем обычно
38%
Меньше чем обычно
41%
Столько же
Спасибо всем кто ответил! Теперь мы знаем что салютов осталось столько же или стало меньше.
Сегодня история про лестницу Камондо на Галате. эта лестница примыкает к улице названной в честь банкиров Камондо. Основатель этого банкирского дома, Авраам Соломон Камондо частично управлял османскими финансами после Крымской войны. Внуки банкира ходили в школу и чтобы им было удобнее ходить в горку, дедушка построил лестницу которая стоит до сих пор
Проблема в том, что в архивах, как пишут resimlitarih, нет данных о том кто построил эту лестницу. Возможно и Камондо а возможно и кто-то другой . Однако им итальянского банкира было на слуху и возможно «прилипло» к лестнице, которая примыкала к улице носящей его имя Такое в Городе бывает часто , потому что истории в нем рассказывать любят а проверить правду вам говорят или нет, часто не невозможно. Будем же наслаждаться историями, которые переживают своих рассказчиков - и помнить об условности и сложности коллективной памяти в формировании которой участвуем мы все
Сегодня история про лестницу Камондо на Галате. эта лестница примыкает к улице названной в честь банкиров Камондо. Основатель этого банкирского дома, Авраам Соломон Камондо частично управлял османскими финансами после Крымской войны. Внуки банкира ходили в школу и чтобы им было удобнее ходить в горку, дедушка построил лестницу которая стоит до сих пор
Проблема в том, что в архивах, как пишут resimlitarih, нет данных о том кто построил эту лестницу. Возможно и Камондо а возможно и кто-то другой . Однако им итальянского банкира было на слуху и возможно «прилипло» к лестнице, которая примыкала к улице носящей его имя Такое в Городе бывает часто , потому что истории в нем рассказывать любят а проверить правду вам говорят или нет, часто не невозможно. Будем же наслаждаться историями, которые переживают своих рассказчиков - и помнить об условности и сложности коллективной памяти в формировании которой участвуем мы все
(на правах рекламы)
Привет! Меня зовут Маша Рукавичникова, я филолог-русист и историк Византии, закончила с отличием филфак Уральского университета, магистратуру по византинистике Оксфордского университета. Сейчас я аспирант Университета Майнца, и нахожусь на стажировке в университете Коч в Стамбуле.
2024 год был для меня как-то особенно не из легких (как и для многих), но я верю, что контакт между людьми и обмен интересным — один из лучших способов поддержки в трудные времена и антидот от хтони. Поэтому я набираю учеников и готова предложить свои знания и опыт в нескольких областях.
Чем я могу быть полезна:
• Консультации по вопросам высшего образования в Европе — помогу разобраться с поступлением, выбором учебных заведений и программ, а также с подготовкой документов, расскажу все, что вам будет интересно/важно о моем опыте поступления в вузы Европы (я в разное время прошла в 7, в том числе по Media Studies) и проживания в Британии и Германии.
• Обсуждение русской и зарубежной литературы/эпоса/фольклора — если вам интересно углубиться в определенный период или авторов, поговорить о любых вопросах, связанных с литературой.
• Занятия по древнегреческому языку — обучение до уровня, когда вы сможете работать с оригинальными текстами интересных вам жанров. Вообще мой подход в изучении языка — отталкиваться по максимуму от того, что интересно вам, что означает минимум скуки и как можно более ранний переход к работе с пусть адаптированными поначалу и микроскопическими, но выдержками из текстов. Могу также помочь, если древнегреческий есть в школе, в работе активно использую британские учебники.
• Занятия по английскому языку — это прежде всего разговорная или письменная практика (например, если вам часто нужно письменно коммуницировать по работе или личным делам) с моими комментариями, поправками и точечной настройкой вашего языка.
По всем вопросам пишите @rrukavishnikova! С радостью помогу!
Привет! Меня зовут Маша Рукавичникова, я филолог-русист и историк Византии, закончила с отличием филфак Уральского университета, магистратуру по византинистике Оксфордского университета. Сейчас я аспирант Университета Майнца, и нахожусь на стажировке в университете Коч в Стамбуле.
2024 год был для меня как-то особенно не из легких (как и для многих), но я верю, что контакт между людьми и обмен интересным — один из лучших способов поддержки в трудные времена и антидот от хтони. Поэтому я набираю учеников и готова предложить свои знания и опыт в нескольких областях.
Чем я могу быть полезна:
• Консультации по вопросам высшего образования в Европе — помогу разобраться с поступлением, выбором учебных заведений и программ, а также с подготовкой документов, расскажу все, что вам будет интересно/важно о моем опыте поступления в вузы Европы (я в разное время прошла в 7, в том числе по Media Studies) и проживания в Британии и Германии.
• Обсуждение русской и зарубежной литературы/эпоса/фольклора — если вам интересно углубиться в определенный период или авторов, поговорить о любых вопросах, связанных с литературой.
• Занятия по древнегреческому языку — обучение до уровня, когда вы сможете работать с оригинальными текстами интересных вам жанров. Вообще мой подход в изучении языка — отталкиваться по максимуму от того, что интересно вам, что означает минимум скуки и как можно более ранний переход к работе с пусть адаптированными поначалу и микроскопическими, но выдержками из текстов. Могу также помочь, если древнегреческий есть в школе, в работе активно использую британские учебники.
• Занятия по английскому языку — это прежде всего разговорная или письменная практика (например, если вам часто нужно письменно коммуницировать по работе или личным делам) с моими комментариями, поправками и точечной настройкой вашего языка.
По всем вопросам пишите @rrukavishnikova! С радостью помогу!