Помимо того, что студенты в Бангладеш теперь занимаются регулированием дорожного движения и уборкой городов, вследствие стратегического отступления полиции с улиц, они еще пытаются формировать группы добровольцев для противодействия погромщикам и повылезавшему со всех щелей жулью.
Картина в Бангладеш сейчас вполне типичная для “второго дня революции”: полицейские участки разграблены и сожжены, вечерами по улицам кочуют банды всевозможных головорезов , - исламистов, националистов, бывших титушков правящей партии, просто бандитов и хулиганья, - которые, пользуясь полным отсутствием правоохранителей (правопорядок теперь обеспечивает только армия), сводят личные и политические счеты, параллельно осваивая искусство грабежа и поджога. Классика революции, короче.
В этих условиях столичные студенты и сочувствующие, ранее отработавшие схемы коллективного взаимодействия во время протестов, быстренько насоздавали районных групп в запрещенном fb и каналов в whatsapp, которые должны были координировать добровольцев, желающих принять участие в поддержании порядка. С вечера вторника, - когда пошли сообщения о волне грабежей, поджогов и насилия, - эти группы очень быстро разрастаются, так что пришлось даже делить их по квартальной принадлежности.
Дополнительно, Нахид Ислам, студент-социолог и один из координаторов студенческого протеста, принялся ездить по столице, выступая на собраниях и призывая студентов к формированию “Групп быстрого реагирования”, которые должны откликаться на сигналы помощи в условиях роста криминала и межобщинного (промеж индуистами и мусульманами) насилия. Ибо лозунги “Бангладеш - для всех” (вспоминается лозунг уругвайских “Тупамарос” из 60-х: “Родина для всех или родина ни для кого”) и “Мы - единое целое” были ведущими слоганами движения, так что допускать раскола общества на религиозной, партийной (напомню, что “антидискриминационное движение” принципиально сохраняло свой антипартийный характер всю дорогу) или национальной почве студенты не желают.
Вся эта сетка “маленьких героев”, вооруженных палками и перемещающихся на велосипедах, работает в тесном взаимодействии с армейскими офицерами и простыми жителями, обмениваясь инфой в режиме реального времени, хватая или распугивая банды мазуриков, наводнивших столицу.
Глядя на это все, к делу подключаются и энтузиасты из ит-сферы. Некий местный предприниматель по имени Фахид Муршед на скорую руку изобрел платформу Protirodh.net ("сопротивление" в переводе), которая должна заменить многочисленные группы/каналы в различных соцсетях, став единым центром сбора данных и координации групп волонтеров, которые испытывают серьезные проблемы в синхронизации своих защитных действий. Платформа конечно сырая, её дорабатывают буквально на ходу, степень осведомленности граждан о наличии такого инструмента еще невелика, поэтому перспектива развития непонятна.
Но. Привлечение в качестве инструментов децентрализованной организации и координации масс неких специализированных приложений, вероятно входит в моду у революционеров нового поколения. Мы это уже видели в Судане, где в условиях бессмысленной войны между двумя бандами генералов, революция спасала (пыталась спасать, по крайней мере) граждан так же через полезные мобильные приложухи.
Рискну предположить, что подобные программы в будущем будут (?) играть ту же роль, какую в 19-20 вв. играли устаревшие ныне политические партии; т.е. роль центра организации и координации социальных сил. Только уже деперсонифицированного и коллективного центра.
👇Фотокарточка одного такого студенческого патруля в столичном центральном квартале Дханмонди.
#Бангладеш
Картина в Бангладеш сейчас вполне типичная для “второго дня революции”: полицейские участки разграблены и сожжены, вечерами по улицам кочуют банды всевозможных головорезов , - исламистов, националистов, бывших титушков правящей партии, просто бандитов и хулиганья, - которые, пользуясь полным отсутствием правоохранителей (правопорядок теперь обеспечивает только армия), сводят личные и политические счеты, параллельно осваивая искусство грабежа и поджога. Классика революции, короче.
В этих условиях столичные студенты и сочувствующие, ранее отработавшие схемы коллективного взаимодействия во время протестов, быстренько насоздавали районных групп в запрещенном fb и каналов в whatsapp, которые должны были координировать добровольцев, желающих принять участие в поддержании порядка. С вечера вторника, - когда пошли сообщения о волне грабежей, поджогов и насилия, - эти группы очень быстро разрастаются, так что пришлось даже делить их по квартальной принадлежности.
Дополнительно, Нахид Ислам, студент-социолог и один из координаторов студенческого протеста, принялся ездить по столице, выступая на собраниях и призывая студентов к формированию “Групп быстрого реагирования”, которые должны откликаться на сигналы помощи в условиях роста криминала и межобщинного (промеж индуистами и мусульманами) насилия. Ибо лозунги “Бангладеш - для всех” (вспоминается лозунг уругвайских “Тупамарос” из 60-х: “Родина для всех или родина ни для кого”) и “Мы - единое целое” были ведущими слоганами движения, так что допускать раскола общества на религиозной, партийной (напомню, что “антидискриминационное движение” принципиально сохраняло свой антипартийный характер всю дорогу) или национальной почве студенты не желают.
Вся эта сетка “маленьких героев”, вооруженных палками и перемещающихся на велосипедах, работает в тесном взаимодействии с армейскими офицерами и простыми жителями, обмениваясь инфой в режиме реального времени, хватая или распугивая банды мазуриков, наводнивших столицу.
Глядя на это все, к делу подключаются и энтузиасты из ит-сферы. Некий местный предприниматель по имени Фахид Муршед на скорую руку изобрел платформу Protirodh.net ("сопротивление" в переводе), которая должна заменить многочисленные группы/каналы в различных соцсетях, став единым центром сбора данных и координации групп волонтеров, которые испытывают серьезные проблемы в синхронизации своих защитных действий. Платформа конечно сырая, её дорабатывают буквально на ходу, степень осведомленности граждан о наличии такого инструмента еще невелика, поэтому перспектива развития непонятна.
Но. Привлечение в качестве инструментов децентрализованной организации и координации масс неких специализированных приложений, вероятно входит в моду у революционеров нового поколения. Мы это уже видели в Судане, где в условиях бессмысленной войны между двумя бандами генералов, революция спасала (пыталась спасать, по крайней мере) граждан так же через полезные мобильные приложухи.
Рискну предположить, что подобные программы в будущем будут (?) играть ту же роль, какую в 19-20 вв. играли устаревшие ныне политические партии; т.е. роль центра организации и координации социальных сил. Только уже деперсонифицированного и коллективного центра.
👇Фотокарточка одного такого студенческого патруля в столичном центральном квартале Дханмонди.
#Бангладеш
Telegram
Сóрок сорóк
Меж тем, количество жертв студенческого восстания в Бангладеш перевалило за сотню; интернет отключен, остановлены железнодорожные перевозки (это чтоб протестующие не ездили туда-сюда), в города входит армия, установлен комендантский час и введен запрет на…
Маленько графического контента из солнечного (солнечной?) Бангладеш. Фотофиксация тех самых студенческих инициатив: регулирование движения, уборка улиц, ночные дежурства патрулей, охрана индуистских храмов от погромщиков. Все это конечно функционирует на общественных началах, люди на волне энтузиазма помогают друг дружке (например, подкидывают зонтики, воду и еду регулировщикам и патрульным), но энтузиазм имеет свойство иссякать. Так что это явление хоть и красивое, но временное - до тех пор, пока волонтеров не сменят разбежавшиеся профессионалы, полицейские и муниципальные служащие.
Что до самого движа: с самого раннего возраста бангладешским гражданам забивают в головы поговорки эпохи Освободительной войны, - навроде афоризма “Свободу легче завоевать, чем защитить” (напомню, что у страны в общем-то левацкий бэкграунд, посему в госпропаганде полно подобных лозунгов из прошлого), - поэтому студенческая верхушка вроде как соображает, что простое свержение коррумпированной “Авами лиги” без радикальной реформации системы вряд ли что даст. Страсти улягутся и на место сброшенных негодяев придут точно такие же новые негодяи например из “Бангладешской Националистической Партии”, которая на протяжении долгих лет бодалась с “Авами лигой” за власть.
Тем более, что именно об этой потенциальной опасности поражения революции, студентов предупреждают на разные голоса все многочисленные, но не очень влиятельные левые организации страны.
Но пока студенческое движение, некоторые представители которого даже вошли во временное правительство, занято в основном вопросами сохранения межобщинного единства и люстрации высоких чиновников прошлого режима, повинных в многолетней коррупции, внесудебных казнях и т.п. антиобщественных преступлениях. Никакой внятной политической альтернативы, которая могла бы предотвратить воспроизводство свергнутой плутократии под новыми флагами, - по типу “Хартии революционной народной власти”, которую сформулировали и защищали Комитеты Сопротивления в ходе Суданской революции или умеренного конституционного проекта “Советов народной власти”, который выдвинула (но не смогла защитить) по ходу восстания в Шри-Ланке 2022 Передовая Социалистическая Партия, - пока нет. Очевидно, что без такой альтернативы студенческая революция закончится так же, как и все подобные бунты последних 15 лет (начиная с Туниса и Египта, заканчивая той же Ланкой): т.е. фактическим восстановлением диктатуры элит (может быть, даже в еще худшей форме), вытеснением “несистемных” народных/низовых организаций из политической жизни и массовым разочарованием населения, которое погружается в глубокую апатию по мере осознания невозможности изменений теми средствами (честные выборы, люстрация, выпуск хороших законов), на которые все так уповали.
#Бангладеш
Что до самого движа: с самого раннего возраста бангладешским гражданам забивают в головы поговорки эпохи Освободительной войны, - навроде афоризма “Свободу легче завоевать, чем защитить” (напомню, что у страны в общем-то левацкий бэкграунд, посему в госпропаганде полно подобных лозунгов из прошлого), - поэтому студенческая верхушка вроде как соображает, что простое свержение коррумпированной “Авами лиги” без радикальной реформации системы вряд ли что даст. Страсти улягутся и на место сброшенных негодяев придут точно такие же новые негодяи например из “Бангладешской Националистической Партии”, которая на протяжении долгих лет бодалась с “Авами лигой” за власть.
Тем более, что именно об этой потенциальной опасности поражения революции, студентов предупреждают на разные голоса все многочисленные, но не очень влиятельные левые организации страны.
Но пока студенческое движение, некоторые представители которого даже вошли во временное правительство, занято в основном вопросами сохранения межобщинного единства и люстрации высоких чиновников прошлого режима, повинных в многолетней коррупции, внесудебных казнях и т.п. антиобщественных преступлениях. Никакой внятной политической альтернативы, которая могла бы предотвратить воспроизводство свергнутой плутократии под новыми флагами, - по типу “Хартии революционной народной власти”, которую сформулировали и защищали Комитеты Сопротивления в ходе Суданской революции или умеренного конституционного проекта “Советов народной власти”, который выдвинула (но не смогла защитить) по ходу восстания в Шри-Ланке 2022 Передовая Социалистическая Партия, - пока нет. Очевидно, что без такой альтернативы студенческая революция закончится так же, как и все подобные бунты последних 15 лет (начиная с Туниса и Египта, заканчивая той же Ланкой): т.е. фактическим восстановлением диктатуры элит (может быть, даже в еще худшей форме), вытеснением “несистемных” народных/низовых организаций из политической жизни и массовым разочарованием населения, которое погружается в глубокую апатию по мере осознания невозможности изменений теми средствами (честные выборы, люстрация, выпуск хороших законов), на которые все так уповали.
#Бангладеш
Telegram
Сóрок сорóк
👆Ну и понятно, своими заявлениями вчера/сегодня отметились и левые партии Бангладеш, которых там по количеству не меньше чем в Индии. В общем, все говорят одно и то же.
“Левый демократический альянс”, объединяющий в себе Компартию, Социалистическое движение…
“Левый демократический альянс”, объединяющий в себе Компартию, Социалистическое движение…